профессионального обучения. Мы солидарны с позицией Е. В. Ткаченко, который отмечает, что «осуществлять реализацию обучения рабочих кадров по ускоренным и краткосрочным программам подготовки надо вместе, параллельно с системой начального профессионального образования, а не вместо нее» [Ю, с. 30-31]. В этом плане наилучшая форма существования МЦПК — структурное подразделение образовательной организации среднего профессионального образования (колледжа, техникума, училища и др.), в котором следует сосредоточить с помощью предприятий-заказчиков материально-техническую базу, отвечающую современным требованиям производства.
1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года : одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн). — М., 2013.
2. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций. - М., 2013.
3. Золотарева Н. М. Многофункциональные центры прикладных квалификаций: курс на обеспечение квалифицированными кадрами // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 10. - С. 2-6.
4. Никитин М. В. МЦПК: модель профессиональной успешности // Профессиональное образование. Столица. - 2014. - № 2. - С. 7-10.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 3-е изд., стер. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.
6. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Изд-во «Эг-вес», 2010. - 208 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск : Норматика, 2014. -128 с.
8. Гарифуллин Р. Г., Глазунов А. Т., Ибрагимов Г. И. Ресурсное управление колледжем. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2014. - 186 с.
9. Моргунова С. Гвоздь в программе: студентов научат работать руками // Поиск. - 2014. - 31 окт. - С. 6.
10. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 21-31.
УДК/uDC 37.018.46 Е. Я. Коган, Т. Г. Кутейницына,
Н. Ю. Посталюк, В. А. Прудникова
E. Kogan, T. Kuteynitsyna, N. Postalyuk, V. Prudnikova
ориентация региональных систем
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНОК ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
LEVEL OF ORIENTATION OF THE REGIONAL PROFESSIONAL education systems on the LABOR MARKETS (ON MATERIALS of PRIVOLZHSKY federal DISTRICT)
В статье рассматриваются результаты исследования соответствия региональных систем профессионального образования требованиям рынков труда (на примере Приволжского федерального округа). Показано, что в большинстве регионов системы профессионального образования преимущественно нацелены на выполнение социальной, а не экономической функции. Организации довузовского профессионального образования в большей степени ориентированы на взаимодействие с работодателями, нежели высшие учебные заведения.
The article deals with the results of the research the relevance of regional vocational
education to labor market demands (on materials of Privolzhsky Federal District). The professional education systems predominantly are aimed at the implementation of social rather than economic functions in most regions. The educational organizations of vocational education and training are more focused on the interaction with employers, rather than higher education.
Ключевые слова: профессиональное образование, образовательные организации, показатели соответствия, потребности рынка труда, работодатели.
Keywords: professional education, educational organizations, indicators of conformity, labor market demands, employers.
Исследование ориентации систем профессионального образования Приволжского федерального округа (далее — ПФО) на рынки труда построено на данных ведомственной статистики, полученных в результате опросов в июне-августе 2014 г. специалистов региональных органов управления образованием в 14 субъектах ПФО1. Уровень соответствия деятельности региональной системы профессионального образования кадровым потребностям экономики оценивался по двум автономным критериям:
— критерий количественного соответствия выпускаемых рабочих и специалистов потребностям регионального рынка труда, в том числе в разрезе уровней профессионального образования и направлений (профессий, спе-циальностей)подготовки;
— критерий качественного соответствия результатов профессионального образования и обучения (адекватность компетенций, освоенных выпускниками образовательных организаций, квалификационным требованиям рабочих мест в экономике региона).
Прямые оценки соответствия количества подготавливаемых специалистов всех уровней вакантным рабочим местам в субъекте Российской Федерации возможны через сопоставление прогнозных показателей кадровых потребностей экономики с объемами подготовки в системах профессионального образования субъектов ПФО. Однако подготавливаемые в регионах прогнозы, во-первых, не могут быть пролонгированы на среднесрочный период (время подготовки в системе профобразования составляет 3-6 лет), а во-вторых — не разрабатываются относительно программ профессионального образования. Они не выделяют профессиональную квалификацию работников в общей востребованности объемов рабочей силы и поэтому не могут быть корректно применены к оценке объемов подготовки.
Косвенные оценки общего соответствия количе-
ства подготавливаемых специалистов степени их востребованности на рынке труда могут быть получены посредством анализа показателей трудоустройства выпускников. В то же время сам факт трудоустройства выпускников не является в полной мере результатом именно и только системы профессионального образования. Как выявлено во многих исследованиях, в нашей стране механизмы занятия соответствующих вакантных мест часто далеки от принципов справедливой рыночной конкуренции и связаны с такими явлениями как «блат» (связи, знакомства) [6; 8]. Кроме того, распространенным явлением является трудоустройство не по специальности обучения.
В последние годы, в целом в ПФО, по всем уровням профессионального образования наблюдается снижение отношения трудоустроившихся на предприятия (в организации) к необходимому количеству специалистов (от 41,6 % в 2012 г. до 39,1 % в 2014 г.). Фиксируется отрицательная динамика по показателю удовлетворения кадрового спроса экономики в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена путем подготовки в образовательных организациях (отношение объемов выпуска к кадровой потребности): с 62,6 % в 2012 г. до 57,5% в 2014 г.
Значения показателя трудоустройства выпускников в течение года после выпуска варьируют от 50 % в Республике Мордовия до 97 % в Саратовской области и Чувашии (рис. 1).
Мордовия Саратовская область Самарская область Пермский край Пензенская область Чувашия Удмуртия Марий Эл Башкортостан
100
Рис 1. Доля выпускников основных программ профессионального образования, трудоустроившихся не позднее первого года после выпуска, %
1 Использовались также статистические данные, представленные в сборнике «Информационные материалы заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе» (сентябрь 2014 г.).
Мордовия Саратовская область Самарская область Пермский край Пензенская область Нижегородская область Чувашия Удмуртия Марий Эл Башкортостан
23 36 41
28 33 38
24 35 42
27
24
29
31
33
29
24 34 43
23 46 30
■ НПО
□ СПО
□ ВПО
30 32 39
20 32 47
Ч-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рис. 2. Структура выпуска из профессиональных образовательных организаций по уровням образования в 2013 г., %
Наибольший дисбаланс между кадровым спросом предприятий экономики и предложением региональных систем образования в разрезе уровней профессионального образования наблюдается в Республике Марий Эл, наименьший — в Республике Башкортостан (рис. 2).
Как показывает диаграмма, представленная на рисунке 2, объем выпуска квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена и специалистов с высшим образованием (НПО : СПО : ВПО) в Марий Эл и Башкортостане соотносится как 1,0 : 1,5 : 2,3 и 1,4 : 1,0 : 1,0 соответственно. То есть в Марий Эл выпуск специалистов среднего звена в полтора раза больше, чем по рабочим профессиям, и в полтора раза меньше, чем специалистов с высшим образованием. В то же время заявленный в этом субъекте ПФО рыночный спрос структурирован «зеркально наоборот».
В Республике Башкортостан на каждого подготовленного в региональной системе профессионального образования специалиста с высшим образованием приходится один специалист среднего звена и 1,5 квалифицированного рабочего (служащего), что соразмерно (хотя и не корреспондирует в полной мере) структуре кадровых потребностей на региональном рынке труда.
Не в полной мере отвечают спросу экономики и пропорции подготовки по уровням профессионального образования в Республике Мордовия (НПО : СПО : ВПО) — 1,0 : 1,6 : 1,8; Пензенской области — 1,0 : 1,3 : 1,8; Самарской
области — 1,0 : 1,5 : 1,9. Здесь также система профессионального образования в большей степени ориентирована на удовлетворение спроса молодежи и их родителей, нацеленных на получение высшего образования, а не на освоение рабочих профессий, в которых остро нуждается экономика регионов. Более ориентирована на рынок труда по данному показателю система профессионального образования Пермского края — 1,5 : 1,0 : 1,1.
В среднем по округу контингент обучающихся по программам подготовки рабочих, служащих в 2013/14 учебном году составил 28,6% от общего количества студентов, в то же время вакантные места по рабочим профессиям в регионах округа уже много лет существенно превышают половину всех заявленных вакансий. Таким образом, реальная структура подготовки в разрезе уровней профессионального образования в большинстве субъектов ПФО (кроме Республики Башкортостан и Пермского края) свидетельствует о преобладающей ориентации региональных систем образования на спрос со стороны населения, а не рынков труда.
Нельзя не отметить, что в регионах предпринимаются определенные меры по стимулированию осознанного и экономически оправданного профессионально-образовательного выбора молодежи (с учетом потребностей местных рынков труда). Например, в Самарской области в вариативную составляющую всех основных профессиональных образовательных
42
43
43
программ, реализуемых колледжами и техникумами, включен спецкурс «Эффективное поведение на рынке труда», действует разветвленная сеть центров развития профессиональной карьеры, запущена целевая областная программа восстановления утраченной популярности профессий квалифицированных рабочих. В Республике Башкортостан создан Республиканский центр профессиональной карьеры, координирующий профориентационную работу организаций общего, среднего профессионального образования и вузов. Однако в настоящее время общая результативность этих мероприятий не очень высока.
Третий показатель, по которому в количественном аспекте оценивается ориентация региональных систем профессионального образования на рынки труда, связан с соответствием объемов подготовки в разрезе специальностей/профессий кадровому спросу со стороны экономики.
Как свидетельствуют данные ведомственной статистики о выпуске из региональной системы профессионального образования в сопоставлении с показателями отраслевой структуры занятости, фиксируются разнонаправленные тенденции разбалансированности кадрового спроса и предложения. С одной стороны, наблюдается переизбыток подготавливаемых профессионалов по отдельным укрупненным группам специальностей. Например, в 2013 г. шестая часть всех выпускников региональной системы профессионального образования Республики Марий Эл освоила специальности направления подготовки «Экономика и управление», в большей степени популярные среди абитуриентов и почти невостребованные региональным рынком труда. Специальности СПО в этой отраслевой группе занимают четверть всего выпуска. Более 14% выпускников по всем уровням профессионального образования в Республике Чувашия составили рабочие и специалисты по направлению «Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов». В Пензенской области профессии рабочих, служащих по этому направлению охватывают около трети выпуска 2013 г.
С другой стороны, объемы подготовки в региональных системах СПО не покрывают спрос предприятий (организаций) реального сектора экономики субъектов ПФО:
— по направлению подготовки «Архитектура и строительство» (потребности рынков труда превышают количество выпускников в 3,3 раза);
— по профилю «Энергетика», «Металлургия и машиностроение», «Приборостроение и опто-техника», «Сельское хозяйство» (потребности рынков труда превышают количество выпускников более чем в два раза).
Таким образом, основные параметры количественного соответствия подготовки рабочих и специалистов спросу рынков труда в ПФО свидетельствуют о том, что деятельность региональных систем профессионального образования ориентирована в большей мере на реализацию социальных функций (удовлетворение спроса населения территорий). Требования рынков труда (экономическая функция систем профессионального образования) в большей мере учитываются в сегменте довузовского профессионального образования, хотя и в нем отраслевая структура подготовки не гармонизирована с отраслевой структурой соответствующих рынков труда.
По критерию качественного соответствия результатов профессионального образования и обучения квалификационным запросам рынков труда прямая оценка возможна по итогам сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций. Это единственный независимый от производителя образовательных услуг способ идентификации профессиональных квалификаций [5; 7]. В субъектах ПФО в настоящее время, в соответствии с федеральной стратегией развития профессионального образования в части создания национальной системы квалификаций, активно формируются центры оценки и сертификации профессиональных квалификаций. В 9 регионах округа на начало 2014 г. создано 30 специализированных центров сертификации профессиональных квалификаций (за исключением Башкортостана, Татарстана, Чувашской Республики, Кировской и Ульяновской областей). Однако пока еще в массовой практике не распространена независимая оценка освоенных в профессиональной образовательной организации квалификаций выпускников, тем более — на основе национальных профессиональных стандартов, которые начали вводиться в действие приказами Министерства труда и социальной защиты РФ только в прошлом году.
Среднее значение по округу доли выпускников 2013 г., участвовавших в процедурах сертификации квалификаций, в общем выпуске по программам соответствующего уровня образования составило всего 7 % для программ СПО и 6 % для программ НПО. Сертификация квалификаций в рамках программ высшего образо-
вания не проводилась. Поэтому качественный критерий соответствия организации региональных образовательных ресурсов квалификационным запросам рынков труда в настоящее время использовать в полной мере не представляется возможным.
Достаточно достоверную, хотя и косвенную, информацию по рассматриваемым проблемам можно получить в результате анализа данных о практике размещения предприятиями в организациях профессионального образования заказов на подготовку кадров, характеризующей платежеспособный спрос рынка труда на образовательные программы определенного качества. Как свидетельствуют полученные данные, подготовка по заказам предприятий занимает незначительное место в структуре «заказчиков» профессионального образования всех уровней. Образовательные организации ориентированы в большей степени на выполнение запросов населения, нежели предприятий. Причем наибольшая доля программ, оплаченных работодателями как заказчиками кадров, зафиксирована для подготовки рабочих (служащих), а наименьшая — специалистов с высшим образованием, что еще раз указывает на недостаточную нацеленность высшей школы на удовлетворение требований региональных рынков труда.
Наиболее бизнес-ориентированную структуру финансирования образовательных программ демонстрируют:
— по программам высшего образования — Республика Мордовия (22% программ реализуется в рамках целевой подготовки и с полным возмещением затрат по заказам предприятий);
— по программам подготовки специалистов среднего звена — Чувашия и Пензенская область (13-14 %);
— по программам подготовки рабочих, служащих — Республика Мордовия (51 %).
В наименьшей степени ориентация на рынки труда по показателю финансирования образовательных программ работодателями характерна для Пермского края и Саратовской области.
Следствием слабой ориентации на рынки труда образовательных организаций является низкий спрос на их образовательные услуги со стороны предприятий экономики.
Обращает внимание и тот факт, что в 2013 г. 15,3 % от списочного состава работников предприятий (организаций) реального сектора экономики ПФО получили дополнительное профессиональное образование (в основном в форме повышения квалификации) и освоили
программы профессионального обучения, что превышает значение аналогичного среднероссийского показателя (13,8%). Наиболее активными в обучении персонала были работодатели Нижегородской области (17,4% от списочного состава работников), Удмуртской Республики (16,9 %) и Башкортостана (16,6 %). Наименьшая в ПФО доля работников от списочного состава персонала, освоивших в 2013 г. программы дополнительного профессионального образования, зафиксирована в Республике Марий Эл (9,9 %) [2]. Однако в федеральной статистике отсутствует информация о том, где размещаются заказы предприятий на переподготовку персонала (в структурах внутрифирменной/корпоративной подготовки или в государственных организациях региональных систем профессионального образования).
Таким образом, платежеспособный спрос на программы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения со стороны работодателей является для образовательных организаций, с одной стороны, идентификатором их ориентации на рынки труда, с другой — продвижение таких программ выступает резервом развития конкурентоспособности в условиях сжимающихся рынков базового про-фессионального образования в связи с демографической ситуацией.
В отсутствии прямых независимых оценок качества профессионального образования с позиции запросов рынка труда в исследовании использовались показатели косвенных оценок, в том числе характеристики безработицы среди выпускников образовательных организаций. Значения показателя числа зарегистрированных выпускников профессиональных образовательных организаций в Федеральной государственной службе занятости населения в качестве безработных могут быть обусловлены различными причинами. Например: степенью несоответствия спроса и предложения в разрезе профессий и специальностей подготовки, качеством образования, не отвечающим спросу работодателей, территориальными причинами, связанными с низкой трудовой мобильностью населения (вакантные места сосредоточены в одной территории, а предложение рабочей силы — в другой) и т. д. В то же время они содержат определенную информацию для оценки результативности систем профессионального образования.
Для регионов ПФО доля выпускников 2013 г., зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных, в общем выпуске
невелика (от 0,4% в Нижегородской области до 2,7 % в Пермском крае) и примерно соответствует среднероссийским значениям данного показателя. Анализ данных в разрезе уровней образования позволяет констатировать, что, как правило, более успешны в трудоустройстве выпускники образовательных организаций, освоившие профессии квалифицированных рабочих, служащих.
Для идентификации степени согласованности кадрового спроса на рынках труда и предложения региональных систем профессионального образования использовались также косвенные оценки, определяющие уровень самоорганизации и адаптивности образовательных систем. Концептуальная модель такого мониторинга обоснована и апробирована нами в ряде исследований прошлых лет [1; 3]. В соответствии с ней уровень ориентации системы образования на рынки труда выявляется по идентификаторам, фиксирующим степень развития в регионах механизмов самоорганизации и адаптации к рыночному спросу. Адаптивность региональной системы профессионального образования — это ее способность меняться в соответствии с конъюнктурой рынка труда. Такое качество организации образовательных ресурсов, как показывают наши исследования, достигается посредством следующих факторов:
— наличие инфраструктуры рыночного типа, которая обеспечивает целевую ориентацию системы образования на территориальные рынка труда, включая маркетинговые службы образовательных организаций и/или их сети; инфраструктура рынков труда, обеспечивающая трансляцию запросов; адекватная организационно-управленческая структура образовательных организаций; сеть центров сертификации квалификаций; степень институционального оформления взаимодействия специалистов образования и работодателей;
— уровень интеграции (взаимопроникновения, взаимовлияния) сферы профессионального образования и рынков труда;
— мобильность региональной системы профессионального образования как качество организации образовательных ресурсов, которое обеспечивает их оперативную трансформацию и перегруппировку, а также перефокусировку управленческих инструментов в соответствии с запросами рынка труда;
— целевая установка образования на развитие личностных адаптационных ресурсов выпускников, которая формируется посредством
освоения обучающимися прикладных предпринимательских компетенций, общих навыков эффективного поведения на быстро меняющихся рынках труда, овладение дополнительными (резервными) профессиональными компетенциями, смежными (страхующими) профессиями, ключевыми компетенциями.
Создание в региональных системах вышеперечисленных структурных элементов, условий и организационных механизмов институционально обеспечивает их самоорганизацию и адаптивность к конъюнктуре рынков труда. В то же время только факт наличия таких механизмов при отсутствии их скоординированной деятельности по решению возложенных задач не может обеспечить запросы рынка труда, а для однозначной квалификации в пользу признания рыночной ориентации региональных образовательных ресурсов необходим анализ дополнительных показателей, фиксирующих механизмы управления.
Как показывают результаты мониторинговых опросов в регионах ПФО, основными инфраструктурными элементами, которые реализуют часть своих функций в интересах всей региональной системы профессионального образования и в той или иной мере выступают посредниками между рынками образования и труда, являются:
— маркетинговые службы образовательных организаций, территорий и отраслей;
— региональные центры (службы) исследований рынков труда;
— многофункциональные центры прикладных квалификаций (МФЦПК), в которых осуществляется тесное взаимодействие образования с отраслевыми работодателями;
— ресурсные центры профессионального образования (РЦПО), деятельность которых направлена на удовлетворение запросов граждан и предприятий в профессиональном обучении персонала, его переподготовке и повышении квалификации с учетом актуальных и перспективных потребностей региональных рынков труда; реализацию сетевых образовательных программ с участием образовательных организаций родственного профиля;
— межрегиональные отраслевые ресурсные центры, действующие в интересах нескольких регионов ПФО;
— центры сертификации квалификаций.
В 9 регионах ПФО по состоянию на начало 2014/15 учебного года на базе образовательных организаций СПО функционирует 22 МФЦПК (за исключением Республики Та-
тарстан, Пермского края, Кировской и Саратовской областей). В регионах округа работают 122 РЦПО, из них 89 — в сфере подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. При этом сетевые образовательные программы для обучающихся образовательных организаций региональных систем профессионального образования, которые позволяют оптимизировать их образовательные ресурсы, в массовой практике почти не используются. Таким образом, ресурсные центры профессионального образования, как правило, работают на собственный контингент обучающихся и удовлетворяют платежеспособный спрос населения, предприятий.
Степень интеграции сферы профессионального образования и рынков труда фиксировалась в исследовании по ряду показателей. Первая группа показателей характеризует результаты переноса части учебного процесса на площади работодателей с целью усиления интеграции образования и производства, что идентифицируется по наличию в регионе практики дуального обучения, количеству структурных подразделений образовательных организаций на предприятиях реального сектора экономики. Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что уровень интеграции образовательных ресурсов региональных систем профессионального образования и предприятий экономики в ПФО остается по-прежнему невысоким. Учебные заведения, как и в начале 2000-х гг., стремятся быть самодостаточными, иметь ресурсы, необходимые для освоения профессиональных компетенций, «под рукой», в рамках своего учебного заведения. Еще одним показателем интеграции ресурсов образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики является степень консолидации их кадрового потенциала. Как показывают полученные данные, в настоящее время фиксируется невысокий уровень использования квалифицированных специалистов предприятий — заказчиков кадров (на условиях совместительства и по договорам) в образовательных организациях регионов ПФО. Доля специалистов-производственников в составе педагогического персонала организаций профессионального образования всех уровней в 2013 г. составила 14 %.
Участие работодателей региона в управлении качеством профессионального образования также позволяет усилить соответствие деятельности региональных систем профессионального образования требовани-
ям рынков труда. Результаты анализа анкет региональных органов управления образованием свидетельствуют, что фактически во всех субъектах ПФО (за исключением Пензенской области) созданы институциональные структуры, в рамках которых реализуется участие в управлении профессиональным образованием представителей рынков труда. Интеграция учебного и производственного процессов реализуется также по технологиям дуального обучения, когда теоретическое обучение осуществляется в образовательной организации, а все виды практик и практикумов — на профильном предприятии. Такой механизм усиления взаимодействия образования и рынка труда в настоящее время апробируется в ряде профессиональных образовательных организаций Марий Эл и Татарстана, Пензенской области.
Так происходит институциональное оформление взаимодействия образовательных организаций и предприятий, что позволяет консолидировать образовательные ресурсы различных агентов рынка труда и региональной системы профессионального образования для кадрового оснащения экономики ПФО. В то же время создание рассматриваемых условий является необходимым, но недостаточным основанием для того, чтобы констатировать соответствие организации образовательных ресурсов региональной системы профессионального образования рынку труда.
Результаты проведенного исследования показали, что региональные системы профессионального образования в ПФО все еще не стали полноценным фактором социально-экономического развития территорий. В большинстве субъектов ПФО доминирует нацеленность на реализацию социальной, а не экономической функции профессионального образования. Эта система приоритетов выражается в ориентации на удовлетворение образовательных потребностей населения и закрепляется в существующей профессионально-отраслевой структуре подготовки (в том числе по уровням профессионального образования), которая слабо корреспондирует со структурой кадрового ресурса, востребованного экономикой региона.
Следствием слабой ориентации на рынки труда образовательных организаций регионов округа является низкий спрос на их образовательные услуги со стороны предприятий реального сектора экономики. Наибольшая доля образовательных программ, оплаченных работодателями как заказчиками кадров, за-
фиксирована для подготовки рабочих, служащих, наименьшая — специалистов с высшим образованием.
Сегменты высшего образования в системах профессионального образования всех субъектов ПФО ориентированы на региональные рынки труда в меньшей степени, нежели подсистемы подготовки рабочих (служащих) и специалистов среднего звена.
Таким образом, можно констатировать, что в регионах ПФО существуют значительные неиспользованные резервы усиления соответствия деятельности систем профессионального образования количественным и качественным запросам рынков труда, использование которых позволит им эффективно реализовывать наряду с социальными функциями задачи кадрового оснащения экономики субъектов ПФО.
1. Алашеев С. Ю., Посталюк Н. Ю. Концептуальные основы организации мониторинга региональных систем начального профессионального образования // Стандарты
и мониторинг в образовании. - 2006. - № 4. - С. 37-43; -№ 5. - С. 39-42.
2. Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2013 году: стат. бюллетень: т. II / РОССТАТ. - М., 2013.
3. Инструментарий для оценки состояния образовательных систем и рекомендации по его использованию: коллектив. моногр. / В. А. Прудникова, Д. Л. Константиновский, Е. А. Карпухина и др.; под ред. В. А. Прудниковой. - М.: Университетская книга, 2006. - («Библиотека инструментария мониторинговых исследований», ч. 2).
4. Коган Е. Я., Посталюк Н. Ю. Новая организация ресурсов высшей школы: ответы на вызовы экономики // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 6. - С. 8-12.
5. Новиков А. М., Новиков П. А., Посталюк Н. Ю. Как оценить качество базового профессионального образования? // Специалист. - 2007. - № 9-10.
6. Радаев В. В. Как организуется рыночное взаимодействие: препринт WP4/2010/01. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010.
7. Рекомендации по оптимизации структуры и механизмов управления системой профессионального образования / И. В. Аржанова, М. Ю. Барышникова, Н. Ю. Посталюк, Д. В. Пузанков. - М.: НАРК РСПП : IBS - Информационные Бизнес-системы, 2010.
8. Рощин С. Ю., Слесарева А. А. Наем молодых работников на российском рынке труда: препринт WP15/2012/06. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2012.
УДК/uDC 377 Ю. П. Похолков, М. П. Пальянов,
Е. А. Пахомова, Г. А. Павлючков, В. Л. Бибик, В. Г. Лысенко, Ю. П. Сергиенко
Y. Poholkov, M. Palyanov, E. Pahomova, G. Pavlyuchkov, V. Bibik, V. Lysenko, Y. Sergienko
НЕПРЕРЫВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
continuing technical education
AND MARKET RELATIONS
В статье рассматриваются вопросы теоретико-педагогического основания построения модели непрерывного технического образования в условиях рынка труда. Предлагается опыт реализации непрерывного технического образования на уровне организации образовательного процесса.
The article deals with the theoretical and pedagogical foundation for constructing models of continuous technical education in the labor market. It is proposed to implement a continuous experience of technical education at the level of organization of the educational
Ключевые слова: непрерывное техническое образование, рынок труда, уровни и этапы непрерывного технического образования.
Keywords: continuing technical education, the labor market, the levels and stages of continuous technical education.
Российское инженерное образование в последние годы столкнулось с целым рядом вызовов глобального и отечественного характера, среди которых наиболее острыми являются: переход на подготовку специалистов в соответствии с принципами Болонской деклара-