фиксирована для подготовки рабочих, служащих, наименьшая — специалистов с высшим образованием.
Сегменты высшего образования в системах профессионального образования всех субъектов ПФО ориентированы на региональные рынки труда в меньшей степени, нежели подсистемы подготовки рабочих (служащих) и специалистов среднего звена.
Таким образом, можно констатировать, что в регионах ПФО существуют значительные неиспользованные резервы усиления соответствия деятельности систем профессионального образования количественным и качественным запросам рынков труда, использование которых позволит им эффективно реализовывать наряду с социальными функциями задачи кадрового оснащения экономики субъектов ПФО.
1. Алашеев С. Ю., Посталюк Н. Ю. Концептуальные основы организации мониторинга региональных систем начального профессионального образования // Стандарты
и мониторинг в образовании. - 2006. - № 4. - С. 37-43; -№ 5. - С. 39-42.
2. Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2013 году: стат. бюллетень: т. II / РОССТАТ. - М., 2013.
3. Инструментарий для оценки состояния образовательных систем и рекомендации по его использованию: коллектив. моногр. / В. А. Прудникова, Д. Л. Константиновский, Е. А. Карпухина и др.; под ред. В. А. Прудниковой. - М.: Университетская книга, 2006. - («Библиотека инструментария мониторинговых исследований», ч. 2).
4. Коган Е. Я., Посталюк Н. Ю. Новая организация ресурсов высшей школы: ответы на вызовы экономики // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 6. - С. 8-12.
5. Новиков А. М., Новиков П. А., Посталюк Н. Ю. Как оценить качество базового профессионального образования? // Специалист. - 2007. - № 9-10.
6. Радаев В. В. Как организуется рыночное взаимодействие: препринт WP4/2010/01. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010.
7. Рекомендации по оптимизации структуры и механизмов управления системой профессионального образования / И. В. Аржанова, М. Ю. Барышникова, Н. Ю. Посталюк, Д. В. Пузанков. - М.: НАРК РСПП : IBS - Информационные Бизнес-системы, 2010.
8. Рощин С. Ю., Слесарева А. А. Наем молодых работников на российском рынке труда: препринт WP15/2012/06. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2012.
УДК/uDC 377 Ю. П. Похолков, М. П. Пальянов,
Е. А. Пахомова, Г. А. Павлючков, В. Л. Бибик, В. Г. Лысенко, Ю. П. Сергиенко
Y. Poholkov, M. Palyanov, E. Pahomova, G. Pavlyuchkov, V. Bibik, V. Lysenko, Y. Sergienko
НЕПРЕРЫВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
continuing technical education
AND MARKET RELATIONS
В статье рассматриваются вопросы теоретико-педагогического основания построения модели непрерывного технического образования в условиях рынка труда. Предлагается опыт реализации непрерывного технического образования на уровне организации образовательного процесса.
The article deals with the theoretical and pedagogical foundation for constructing models of continuous technical education in the labor market. It is proposed to implement a continuous experience of technical education at the level of organization of the educational
Ключевые слова: непрерывное техническое образование, рынок труда, уровни и этапы непрерывного технического образования.
Keywords: continuing technical education, the labor market, the levels and stages of continuous technical education.
Российское инженерное образование в последние годы столкнулось с целым рядом вызовов глобального и отечественного характера, среди которых наиболее острыми являются: переход на подготовку специалистов в соответствии с принципами Болонской деклара-
ции; вступление России в ВТО, конкуренция на мировом рынке инженерного труда и инженерных решений; резкое снижение престижа инженерного труда и инженерной профессии; отсутствие требований к квалификации специалистов в области техники и технологии, профессиональных стандартов, учитывающих переход на уровневую подготовку специалистов; рыночные отношения с работодателями; противоречие между прежней системой подготовки инженеров и новыми требованиями к ним со стороны работодателей; стареющие материальная и кадровая базы вузов; небольшое количество предприятий, оснащенных современным оборудованием, позволяющих обеспечить качественную практику будущих инженеров. В определенной степени результатом этого стал и кризис в отечественном инженерном деле, то есть в деле, результатом которого являются продукты инженерной деятельности — проекты, технологии, сооружения, машины, приборы, оборудование, их эксплуатация и обслуживание.
Центральным звеном является противоречие между качеством подготовки инженеров и требованиями работодателей. Работодателей интересуют такие качества специалистов, как способность системно и самостоятельно мыслить и эффективно решать производственные задачи с использованием компетенций, полученных в вузе; умение работать в команде; знание бизнес-процессов и бизнес-среды в целом; способность генерировать и воспринимать инновационные идеи; умение аргументированно презентовать свою идею.
Описание проблемной ситуации в области подготовки инженеров в России было бы неполным, если не затронуть при этом три временных периода — довузовский, вузовский и послевузовский. Довузовский период: абсолютное большинство родителей сегодня считают, что их дети должны получить высшее образование. В этих условиях сокращение числа вузов в стране и уменьшение числа бюджетных мест в них чревато социальным взрывом, тем более что ситуация усугубляется практически полным отсутствием альтернатив для детей, которые не поступят в высшие учебные заведения. Количество и уровень техникумов (колледжей) явно не соответствуют требованиям, предъявляемым сегодня обществом и бизнесом к подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.
На протяжении последних лет на рынках труда территорий Сибирского федерального
округа сохраняется устойчивый спрос на высококвалифицированных рабочих широкого спектра специальностей и специалистов со средним профессиональным образованием. Ситуация с кадрами с высшим и средним образованием в городах и районах области сильно отличается. В результате исследования были выявлены:
— рост молодежной безработицы одновременно с существующим кадровым дефицитом;
— несоответствие занятости молодежи полученной специальности (более 40% молодежи);
— низкий уровень заинтересованности участников рынка труда во взаимодействии друг с другом, недостаток организованности и координации в их совместной деятельности (работодатели недостаточно участвуют в найме молодежи, в результате чего теряют возможность влиять на предложение на рынке труда через взаимодействие с другими участниками: сфера образования не удовлетворяет кадровые потребности работодателей);
— диспропорция между рынком труда и рынком образовательных услуг; усугубление информационной непрозрачности рынка труда;
— недостаточный уровень развития практики разработки и внедрения специализированных программ непрерывного технического обучения, способствующих занятости и трудоустройству различных групп молодежи;
— отсутствие гарантий трудоустройства для данной категории населения:
— деградация ценностей молодежи в сфере труда, обусловленная преобладанием в восприятии молодых людей материальных ценностей, завышенных ожиданий, мотивов, формируемых существующей институциональной структурой рынка и не способствующих росту эффективной занятости и снижению молодежной безработицы.
Исследование процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся (2008-2014 гг.), выпускников общеобразовательных школ, техникумов, вузов, проводимое учеными ЮТИТПУ, КРИРПО, ТОИПКРО, БГПУ, показало, что профессиональное самоопределение выпускников школы, ориентированных на поступление в высшую школу, зависит от мнения родителей и друзей [1 ].
После окончания общеобразовательной школы в вузы поступают 80-90 % выпускников. В ходе исследования установлено, что этот выбор делается в значительной мере случайно и не связан с профессиональной пригодностью обучающегося, с I курса вуза отчисляют-
ся около 15-20 % молодых людей, после II курса — 8-12 %, а более 40-50 % выпускников не могут трудоустроиться по полученной специальности.
Таким образом, общеобразовательная школа не может обеспечить устойчивого профессионального самоопределения обучающихся, ориентированных на техническое образование.
Данные проведенного исследования показывают, что из учреждения среднего профессионального образования отчисляются 10-15% выпускников школ, после I курса — 7-9 %, а после окончания техникума (колледжа) трудоустраиваются по специальности более 50% [1].
В системе общего, среднего и дополнительного образования в технической сфере деятельности (технические кружки, клубы, студии, олимпиады изобретателей, конструирование и моделирование, судомоделирование и авиаконструирование и др.) участвуют всего 4-9 % старшеклассников. После окончания общеобразовательной школы выбирают обучение в технической сфере деятельности 8-15 % выпускников. Для сравнения: в системе образования Германии 60-70 % выпускников обучаются техническим специальностям, в США — 50-60 %, в Китае — 40-60 %. Это доказывает необходимость разработки целостной системы непрерывного технического образования с ориентацией на региональный рынок труда Сибири [2].
Выявлены причины существующих в молодежной среде стереотипов о статусе и «стоимости труда» рабочих и специалистов, имеющих негативное влияние на выбор профессии: недостаточная информированность о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда; наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда в сфере услуг и производственной сфере, бюджетного и внебюджетного секторов; низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.
Система образования, обладая потенциалом развития эффективного сотрудничества работодателей с работниками в сфере непрерывного технического образования, а также работодателей с потенциальными работниками в сфере трудоустройства, не демонстрирует гибкости и готовности к формированию механизмов сотрудничества, что приводит к проблемам при трудоустройстве молодежи.
Во-первых, в образовании отсутствуют предпосылки для перехода молодежи в сферу занятости с необходимым уровнем квалифика-
ции и опытом работы, что сдерживает возможности молодых специалистов на начальном этапе трудовой деятельности. Образование рассматривается как некая ступень получения высоких доходов и определенного социального статуса, что нацеливает большинство молодых людей на обучение в учреждениях высшего образования.
Во-вторых, предложение на рынке образовательных услуг представлено, как правило, образовательными продуктами, которые востребованы обществом в краткосрочный период без соотнесения с реальными потребностями рынка труда и без согласования с долгосрочными перспективами в рамках стратегий развития регионального рынка труда.
Таким образом, наблюдаются тенденции выпуска молодых специалистов, не отвечающих текущим потребностям рынка труда, отсутствие их гибкости при изменениях профессионально-квалификационной структуры рынка, пассивность позиции системы образования при взаимодействии в сфере трудоустройства молодежи.
Существующие сегодня школьные образовательные программы не выполняют таких функций. В результате решение о будущей профессии школьники и их родители принимают, ориентируясь не на перспективы социально-экономического развития региона, в котором живут, а на моду и собственные идеалистические представления о востребованных профессиях, которые в большинстве случаев не имеют ничего общего с реальным положением дел. В итоге более 60 % выпускников школ делают выбор в пользу «модных» профессий и высшего гуманитарного, а не технического образования.
В свою очередь высшая школа при рыночных условиях отвечает на такой «спрос» соответствующим «предложением» выпуском специалистов, заведомо обреченных на безработицу либо на поиск работы в других регионах России или за ее пределами.
Инфраструктурные особенности отечественного молодежного рынка труда свидетельствуют о наличии на рынке достаточного количества элементов, способных в значительной мере оказывать содействие стабильному развитию и функционированию системе трудоустройства, в том числе в предпринимательской, инновационной, образовательной и технической сферах.
В качестве ключевых элементов формирования партнерских отношений на рынке труда
выделены государственная служба занятости населения и ответственные структуры в системе образования. В рамках разрабатываемой модели предложены базовые направления, способствующие снижению молодежной безработицы:
— функционирование сферы непрерывного технического образования в качестве ключевого элемента в развитии партнерских отношений между всеми участниками рынка труда, а также базовых площадок формирования необходимых технических и технологических знаний и умений, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие персонала; стартовой площадки для трудоустройства и карьерного продвижения молодых специалистов;
— исполнение государственной службой занятости населения роли координатора взаимодействия между участниками молодежного рынка труда;
— развитие активных форм сотрудничества между элементами инфраструктуры молодежного рынка труда, способствующих институциональным изменениям рынка (правила поведения, роли участников рынка, ценностные ориентиры молодежи; снижение информационной асимметрии);
— укрепление системы трудоустройства в технической сфере деятельности для различных групп молодежи с учетом особенностей каждой из них и кадровых потребностей региональных рынков труда посредством программ содействия занятости на федеральном и региональном уровнях, льгот для работодателей при трудоустройстве молодых специалистов.
Данные направления реализуются посредством комплекса мероприятий в сотрудничестве с работодателями, ориентированных на молодежь с учетом неоднородности данной категории населения, потребностей и возможностей ее отдельных групп на рынке труда:
— вовлечение молодежи в техническую сферу с помощью программ содействия профессиональной и учебной ориентации, трудоустройству, развитию малого предпринимательства;
— создание интегративных типов учебных заведений профессионально-технического образования: расширение диапазона профессионального образования; развитие системы многоуровневой и многопрофильной непрерывной технической подготовки специалистов; разработка управленческих структур, соответствующих целям технического обу-
чения, развитие системы дополнительного образования.
Развитие системы непрерывного технического образования в этих условиях определяется не сокращением числа вузов и бюджетных мест, а организацией массовой подготовки специалистов для деятельности в области техники и технологии (бакалавры) и инженерной деятельности (магистры). При этом не имеет значения, будет ли реформирована система общего среднего образования, или она останется прежней. В последнем случае функции высококвалифицированных рабочих, мастеров, техников и технологов будут выполнять бакалавры, подготовленные для работы в области техники и технологии. Именно подготовка специалистов для деятельности в области техники и технологии и инженерной деятельности должна являться приоритетной задачей системы профессионального и инженерного образования страны.
Контингент магистров, подготовленных для инженерной деятельности, станет базой для формирования инженерного корпуса, а контингент бакалавров, подготовленных для деятельности в области техники и технологии — базой, обеспечивающей инженерную, техническую и технологическую деятельность в обществе. Выпускники бакалаврских программ (бакалавры в области техники и технологии) должны иметь, кроме профессиональных компетенций, предусмотренных сегодня бакалаврскими образовательными программами, разряды по не менее чем одной рабочей профессии и предпринимательские компетенции. Это позволит им занимать должности высококвалифицированных рабочих, техников, технологов, мастеров и организовывать производство в системе малого бизнеса.
При формировании системы непрерывного технического образования, постановке целей его развития должны быть сформулированы определенные допущения и постулаты, с учетом которых могут быть построены модели организации непрерывного технического образования. Например, стратегическая цель развития непрерывного технического образования может быть сформулирована следующим образом: создать в России адаптивную систему опережающей подготовки специалистов со средним профессиональным и высшим образованием в области техники и технологии, обеспечивающую конкурентоспособность молодого специалиста, высокий уровень технологической восприимчивости личности.
Модель организации непрерывного технического образования состоит из двух частей. Первая часть модели («Формирование технически образованной нации») предполагает организацию первого цикла (бакалавр) высшего образования в области техники и технологии за счет средств государственного бюджета. Реализация этой части модели обеспечит высокий уровень технологической восприимчивости общества, снизит уровень его инновационного сопротивления и создаст основу для опережающего развития. Задачей первой части модели организации непрерывного технического образования является подготовка широких слоев населения к грамотному и эффективному использованию в жизни и работе постоянно меняющихся (усложняющихся) технических устройств, информационно-коммуникационных технологий, программных продуктов и т. п. Результат реализации этого этапа (повышение технологической восприимчивости и снижение инновационного сопротивления) позволяет надеяться на ускорение технического и технологического перевооружения и прогресса в промышленном производстве, социальной сфере, а также в быту.
Реализация второй части модели позволит сформировать элитный кадровый потенциал для новой «индустриализации» страны, существенно повысит конкурентоспособность российских инженерных решений на отечественных и мировых рынках, обеспечит создание новых российских брендов в области техники и технологии, создаст более благоприятные условия для развития прорывных технологий. Целью реализации второй части модели является организация опережающей подготовки (индивидуально или в командах) специалистов с высшим техническим образованием (магистры, инженеры), обладающих исключительными профессиональными компетенциями, способных генерировать инженерные идеи, принимать инженерные решения, обеспечивать разработку, производство, эксплуатацию и обслуживание конкурентоспособных инженерных разработок и продуктов инженерной деятельности.
Формирование будущего специалиста в сфере технической деятельности включает: профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение обучающихся на техническую сферу деятельности, теоретическую подготовку обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего образования (1-11 курсы), взаимосвязь теорети-
ческой подготовки с производственной практикой на предприятии, трудоустройство и адаптацию к производству, повышение квалификации и переподготовку.
В результате непрерывного технического образования появится широкий слой технически образованного населения (инженерная элита) и будут созданы благоприятные условия для генерирования и восприятия новых инженерных решений и технологий. Одновременно будет повышаться уровень технологической культуры общества, который является основой качественного проектирования, изготовления и эксплуатации технических устройств и их безаварийной работы, что, в свою очередь, снижает вероятность антропогенных и техногенных катастроф. С точки зрения обеспечения высокого уровня технологической восприимчивости общества доля людей с высшим техническим образованием первого уровня (цикла) в среднем не должна быть меньше 40 % от числа лиц с высшим образованием.
Для эффективного решения задач социального и профессионально-технического самоопределения молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда необходима программа по содействию занятости молодежи и переподготовке кадров. Такая программа, по нашему мнению, должна включать несколько подпрограмм.
Первая подпрограмма социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи минимизирует сроки поиска работы, оказывает помощь в личностной и социально-профессиональной ориентации, в формировании психологической установки на активный и самостоятельный поиск работы, в составлении профессионального резюме, отработке навыков самопрезентации. Профориентационная работа образовательных организаций направлена на помощь школьникам и студентам при выборе профессии с учетом потребностей на рынке труда.
Вторая подпрограмма связана с временным трудоустройством старшеклассников и студентов и призвана способствовать их профессиональной ориентации и социальной адаптации к технической сфере деятельности.
Еще одна подпрограмма ориентирована на повышение профессионального мастерства, мобильности и конкурентоспособности безработных граждан, в том числе молодых, — это программа профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки
и стажировки безработных граждан. Молодые специалисты, имеющие базовое профессиональное образование, в рамках этой программы могут пройти по направлению службы занятости повышение квалификации и стажировку с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Одним из направлений исследования является определение ожиданий выпускников образовательных организаций региона, обращающихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве и возможностью удовлетворить эти ожидания.
Для выявления наиболее острых вопросов и проблем молодежного рынка труда необходимо полное информирование молодежи о ситуации на рынке труда в открытом доступе (интернет-конференции, ярмарки вакансий), что позволяет молодежи принимать активное участие в решении проблем трудоустройства. Часть вопросов, которые поднимаются на интернет-конференциях, обсуждается с работодателями и специалистами разных ведомств во время проведения круглых столов по проблемам социально-профессиональной адаптации молодежи к условиям на рынке труда.
Взаимодействие государственных, общественных, частных структур имеет существенное значение в решении вопросов социальной адаптации молодежи, содействия трудоустройству и профилактики молодежной безработицы. Практика организации всеми заинтересованными ведомствами совместных мероприятий (специализированные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, организация временных рабочих мест для молодых людей, впервые ищущих работу, производственная практика для будущих молодых специалистов, тематические семинары для работодателей) должна получить повсеместное распространение и поддержку, что будет способствовать повышению конкурентоспособности молодых людей на рынке труда.
Учреждения высшего профессионально-технического образования Российской Федерации за последние 15-20 лет лишились поддержки базовых предприятий и вынужденно перешли на бессистемные взаимосвязи с десятками и сотнями различного рода заказчиков, работодателей, партнеров, представляющих в последние годы в основном негосударственный сектор экономики. Сегодня более 80 % предприятий являются негосударствен-
ными. Таким образом, изменились содержание и механизмы взаимодействия образовательного учреждения с социумом и социальными партнерами.
Порядка 60 % работодателей предпочитают иметь кадры с высшим профессионально-техническим образованием. Работодатели испытывают потребность и в таких дополнительных навыках работников, как владение компьютером, владение смежными профессиями, способность к перепрофилированию, гибкость в освоении новых технологий, динамичность и т. д. То есть требования современного работодателя выходят за пределы возможностей одного уровня среднего профессионального или высшего образования.
Для выхода из сложившейся ситуации целесообразно создать условия студентам учреждений среднего профессионального и высшего образования для приобретения опыта практической профессиональной деятельности, получения дополнительного образования с учетом потребностей работодателей. Именно при такой организации взаимодействия вузов и работодателей становится возможным успешно решать вопросы кадрового обеспечения региональных рынков труда.
Одним из практических выходов из этого сложного положения, когда у учреждений высшего образования практически нет базовых предприятий, выступает разработка и реализация различных моделей социального партнерства. В настоящее время зарекомендовала себя трехуровневая модель социального партнерства. Первый уровень модели — это уровень образовательного заказа. Работодатель-заказчик соблюдает свои интересы в образовательном учреждении, начиная с отбора абитуриентов и влияния на содержание программ их подготовки и переподготовки до оценки качества подготовки выпускников в рамках ГОСТов, как правило, в качестве члена государственной аттестационной комиссии. Второй уровень завязан на трудоустройстве выпускников. При их трудоустройстве работодатель смотрит не только на качество подготовки выпускников в рамках ГОСТа. Он оценивает их конкурентоспособность и степень сформи-рованности соответствующих компетенций. При таком подходе на втором уровне знания, умения и навыки становятся не только целью, но и средством формирования компетенций и компетентности. Фактически речь идет о создании модели инвариантно-вариативной подготовки. Инвариант — это то, что дается
на первом уровне социального партнерства в рамках государственного стандарта, а вари-атив определяет работодатель. Вариатив зависит от специфики заказчика. Например, в сервисе ключевыми компетенциями в большей мере могут быть компетенции коммуникативные, а в машиностроении — специальные компетенции. Таким образом, на этом этапе конкурентоспособность выпускника определяется не только его базовой подготовкой, но и его личностными и социальными качествами.
Третий уровень определяет степень адаптации выпускника и возможности карьерного роста молодого специалиста. Это наиболее важный уровень как для выпускника, поскольку здесь решаются вопросы его профессионального роста, так и для работодателя. Работодателя интересует готовность и способность специалиста к реализации интересов предприятия, в том числе в сочетании со своими жизненными интересами, включая стремление к высокой заработной плате и высокой квалификации. На данном этапе закладываются перспективы их профессиональной деятельности и карьерного роста [5].
Задача педагогической науки, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обеспечить переход к подлинно открытой системе профессионально-технического образования, основанной на эффективно действующем механизме социального партнерства, согласующем интересы общества, экономики, образования и личности. Феномен социального партнерства, опыт его становления и развития в России, принципы и технологии его осуществления в системе образования исследованы во многих работах, в том числе М. Н. Берулавы, Б. С. Гершунского, В. А. Полякова, Ю. П. Пахомова, Е. Л. Рудневой, Н. Д. Никандрова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко и др.
Масштабные внешние преобразования и внутренние процессы трансформации предприятий требуют выработки адекватного механизма социального партнерства, в том числе и в сфере профессионально-технического образования. Инвестирование в образование и техническую подготовку становится важнейшим условием конкурентоспособности предприятия и требует участия всех заинтересованных сторон: государства (в том числе государственной службы занятости), предприятий и частных лиц.
Примерная схема их деятельности выглядит следующим образом: сначала определяются профессиональные профили, на основании
которых разрабатываются новые программы обучения, учебные и экзаменационные материалы и требования к конечным результатам обучения. Затем эти изменения утверждаются Министерством образования и науки РФ, после чего новые программы начинают реализо-вываться учебными заведениями.
Представители бизнеса и учебных заведений совместно разрабатывают программы обучения для работников компаний, компании предоставляют рабочие места для производственной практики студентов, а преподаватели учебных заведений имеют возможность получить практический опыт работы с новыми технологиями на предприятиях. Представители предприятий входят в советы учебных заведений. На этом уровне в партнерство могут включаться местные органы государственной власти, а также частные структуры, предлагающие образовательные услуги.
Социальные партнеры недостаточно активно участвуют в прогнозировании развития рынка труда, что обусловлено как отсутствием действенных механизмов прогнозирования, так и общего понимания социальными партнерами своей роли в этой области.
К основным целям социального партнерства в сфере профессионально-технического образования относятся: реализация государственной политики в сфере профессионального образования и подготовки кадров; обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми специалистами требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики; быстрая адаптация подготовки, обучения и переподготовки кадров к изменениям на рынке труда; обеспечение рабочими местами безработной и незанятой молодежи; повышение кадрового потенциала, профессиональной мобильности и конкурентоспособности наемных работников.
Для удовлетворения быстро меняющихся потребностей рынка труда в квалифицированных трудовых ресурсах целесообразно также использовать возможности дополнительного образования, главными задачами которого являются: удовлетворение потребностей специалистов предприятий, организаций, учреждений в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки, технологии, техники и культуры, передового отечественного и зарубежного опыта; обновление ранее приобретенных и усвоение новых профессиональных знаний; овладение современными
технологиями поиска информации и использование ее в практической деятельности.
Основные направления деятельности отделений дополнительного образования связаны с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации специалистов; предаттестационной подготовкой руководителей и специалистов в области охраны труда и промышленной безопасности; повышением квалификации работников; проверкой знания требований безопасности труда; организацией и проведением семинаров, конференций по направлениям технической деятельности вуза; оказанием методической и консультационной помощи предприятиям и организациям в области науки, техники, технологии и охраны труда.
Неотъемлемой частью деятельности учреждений среднего профессионального и высшего образования является применение информационных технологий в образовательном процессе. Свободное владение компьютерными средствами и новыми информационными технологиями — необходимое требование времени и условие успешного становления личности в обществе, создания конкурентоспособной, высокотехнологичной материальной и интеллектуальной продукции. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс способно существенно повысить качество обучения.
Все это позволяет обеспечить создание новых типов учебных заведений профессионально-технического образования (ресурсных центров); расширить диапазон технического образования; ввести многоуровневую и многопрофильную техническую подготовку специалистов; разработать управленческие структуры, соответствующие целям профессионального обучения; осуществить учет и использование региональных особенностей развития непрерывного технического образования.
Программа содействия технической подготовке молодежи включает 3 этапа реализации взаимодействия учреждений профессионального образования и социальных партнеров на рынке труда. При этом на каждом этапе осуществляется взаимодействие в трех аспектах: содержательном, организационном и мотива-ционном.
I этап — профессиональная ориентация, выбор профессии. В рамках исследования разрабатывается комплекс мер, направленный на профессиональную ориентацию обучающихся общеобразовательных учреждений, включающий проведение следующих меропри-
ятий: разработка и согласование межведомственного плана работы по профориентацион-ной работе со старшеклассниками; разработка нового механизма формирования прогноза потребностей отраслей экономики в кадрах с учетом профессионально-квалификационного разреза; проведение мониторинга уровня информированности населения о кадровых потребностях экономики и степени осознанности профессионально-образовательного выбора учащихся; создание единого портала в сети Интернет, направленного на профориен-тационную работу со старшеклассниками (знакомство со специальностями различных сфер экономики России, региона); создание сетевого интернет-сообщества для старшеклассников; информирование молодежи о перспективных научно-технологических направлениях и инновационных разработках (экскурсии, круглые столы, деловые игры и мастер-классы); развитие программ практики и стажировок обучающихся на инновационных предприятиях и прочее.
II этап — работа в учреждениях профессионального образования по овладению профессией в сфере технической деятельности, развитию мотивации и карьерному росту студентов и выпускников. Недостаточная адаптированность системы образования к требованиям рынка труда приводит к тому, что значительная часть выпускников не может трудоустроиться по полученной специальности. Построение успешной профессиональной карьеры, формирование у них готовности адаптироваться к рынку труда реализуются в центрах содействия трудоустройству выпускников на базе учреждений профессионального образования (далее — Центры). Центр проводит исследование эффективности трудоустройства выпускников, по результатам которого предлагается помощь тем, кто испытывает трудности в поиске работы; проводится анализ потребностей рынка труда, результаты которого размещаются на сайте Центра.
Интересен опыт Национального исследовательского Томского политехнического университета и Юргинского технологического института (филиала ТПУ), которые являются одними из немногих вузов Российской Федерации, в которых сохранилась система распределения молодых специалистов, позволяющая выпускникам избежать трудностей с поиском места работы после окончания вуза. Обеспеченность выпускников университета рабочими местами в зависимости от профиля подготовки варьируется от 76 до 95 %. Всего в 2010 г. были трудоустроены от 83 до 99 % от общей
численности выпускников вузов, на базе которых работают Центры.
В настоящее время в результате планомерной работы всех ответственных и заинтересованных структур качественно изменилась система работы учреждений профессионального образования Сибирского региона по обеспечению заявок от предприятий и организаций: введены материальные стимулы для выпускающих кафедр и деканатов вузов за привлечение заявок на трудоустройство — не менее 75 % выпускников; разработана единая для всех вузов региональная система мониторинга трудоустройства выпускников, включающая такие важные для региона параметры анализа, как работа с заявками от предприятий и организаций в разрезе территорий и отраслей, а также доля заявок от инновационных предприятий и доля самостоятельного трудоустройства выпускников, в т. ч. создание собственного рабочего места (предпринимательство); подписаны соглашения о стратегическом партнерстве с торгово-промышленными палатами, межотраслевым производственным объединением предприятий городов: Томска, Кемерова, Новосибирска. Ежегодно более 600 выпускников учреждений высшего профессионального образования, ищущих работу впервые, принимают участие в программе «Первое рабочее место», 1200 выпускников учреждений высшего профессионального образования проходят стажировку на рабочих местах для приобретения опыта, при этом каждый второй участник программы остается работать на постоянной основе. Таким образом реализуется схема «Выпускник — Стажер — Специалист».
Сегодня службы занятости осуществляют для выпускников вузов:
— подготовку видеорезюме для включения его в банк данных о соискателях, что позволяет выпускнику в качестве потенциального сотрудника представить свои деловые и личные качества;
— ярмарки вакансий, на которых работодатели выступают в качестве экспертов презентаций выпускников. Таким образом выпускники трудоустраиваются на существующие вакантные места.
III этап — профессиональное обучение выпускников вузов по направлению от службы занятости (дополнительное образование).
Особенности молодежной безработицы обусловлены рядом объективно существующих причин: отсев подростков из общеобразовательных школ по причине неуспеваемости,
приводящий к увеличению числа неквалифицированных работников; слабая профессиональная ориентация молодежи, приводящая к неадекватной оценке собственных интересов и возможностей, случайному выбору профессии и, как следствие, последующим сложностям при трудоустройстве; применение коммерческих принципов к деятельности высших учебных заведений, что затрудняет получение образования для определенной части молодежи; неразвитость системы централизованного распределения выпускников учебных заведений, в связи с чем большинство из них не в состоянии найти применение своим силам; отсутствие опыта работы у молодых специалистов.
Основными направлениями по повышению привлекательности приоритетных отраслей экономики региона и престижности специальностей в сфере технической инновационной являются:
— развитие инженерно-технических компетенций молодежи (дни технического творчества профессионального образования и областные выставки научно-технического творчества молодежи — более 2000 участников ежегодно);
— углубление представлений молодежи о перспективных научно-технологических направлениях и техническом уровне инновационных разработок (экскурсии, деловые игры и мастер-классы по материалам научно-промышленной выставки — более 1500 участников ежегодно);
— профессиональное развитие молодежи (экскурсии на предприятия лидеры, круглые столы, презентации программ профессионального образования в рамках Межрегиональной выставки «Образование. Карьера. Занятость» Сибирского форума образования — более 1700 участников ежегодно);
— повышение инновационной и предпринимательской культуры и проектных компетенций молодежи (дни открытых дверей бизнес-инкубаторов томских вузов, в рамках которых проводятся конкурсы проектов на размещение в студенческих бизнес-инкубаторах, мастер-классы «Учимся изобретательству», деловые игры «Управление проектами», «Первые шаги предпринимательства» и другие — более 300 человек ежегодно);
— ознакомление молодежи с возможностями инновационной инфраструктуры региона (круглые столы, проектные сессии с представителями инновационных организаций — более 500 человек ежегодно).
Для решения задач социально-профессионального самоопределения молодежи на технические специальности и для повышения ее конкурентоспособности на рынке труда специалистами службы занятости Сибирского федерального округа проводится большая работа по профессиональной ориентации. Ежегодно с помощью психологов службы занятости профориентационные услуги получают около 14 тысяч подростков в возрасте 14-17 лет. В ходе индивидуальных и групповых консультаций обучающимся выпускных классов общеобразовательных школ оказывается помощь в профессиональном самоопределении, составлении индивидуального профессионального плана, проводится профориентационная диагностика с предоставлением рекомендаций о подходящих направлениях технического образования.
Таким образом, для развития непрерывного технического образования в России используются различные инструменты, средства, современная методология. Их выбор и принципы реализации — предмет тщательного анализа и публичного обсуждения в среде специалистов и широкой общественности. В данной ста-
тье излагаются особенности и некоторые принципы организации непрерывного технического образования в России на современном этапе развития экономики. Аргументированная критика предложенного варианта формирования системы непрерывного технического образования позволит найти оптимальные пути эффективного развития системы технического образования и подготовки специалистов для динамичного рынка труда Сибири.
1. Профессиональные намерения выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования / М. П. Пальянов, Е. А. Пахомова, М. В. Морозова и др. - Томск, 2011. - 224 с.
2. Образование и занятость молодежи в начале XXI века. Ведущие тенденции в России и за рубежом / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, М. П. Пальянов и др. - Томск, 2013. - 435 с.
3. Теория и практика модернизации профессионального образования России и США / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, М. П. Пальянов и др. - Томск, 2012. - 297 с.
4. Похолков Ю. П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Инженерное образование. - 2012. - № 10. -С. 50-66.
5. Социальное партнерство учреждений профессионального образования / Е. В. Ткаченко, Е. Г. Сафонова, Л. П. Панина и др. - Екатеринбург, 2003. - 330 с.
УДК/uDC 316.4
Н. В. Посохова, К. А. Ионов, М. Е. Мережко N. Posohova, K. Ionov, M. Merezhko
ФОРМИРОВАНИЕ СОцИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SOCIAL PARTNERSHIP FORMATION IN VOCATIONAL EDuCATION
Наиболее успешным решением проблем профессионального образования становится вмешательство государства как инструмента регулирования трудовых ресурсов. В результате складываются специфические отношения участников рынка труда, характеризующиеся множеством целей, нормативных актов, формальных и неформальных правил, социальных факторов и образующие в конечном итоге сложную систему регулирования. Упростить и отрегулировать процесс профессиональной подготовки на рынке труда можно, применяя новые виды социального управления, в том числе социального партнерства.
The most successful solution of the problems of vocational education is government's influence
on the process of labour resources regulation. The result is the system of regulation of labour market participants' relationship characterized by a variety of purposes, regulations, formal and informal rules, social factors. New forms of social control, including social partnership, help to simplify and adjust professional training in labour market.
Ключевые слова: региональный вуз, профессиональное образование, подготовка кадров, сфера культуры и искусств, обучение.
Keywords: regional educational institution, vocational education, personnel training, sphere of culture and the arts, education.
Обращение к идеям социального партнерства было неизбежным в начале 90-х гг.