№ 2 (36), 2010
"Культурная жизнь Юга России" 25
2) поворот мирового сообщества к демократии, рыночным механизмам в противовес «командным и регулируемым»;
3) стимулирование потребительского спроса, движущей философией которого является постулат «Человек прежде всего»;
4) перестройка национальных и международных организаций и правительственных структур в направлении децентрализации;
5) приоритет горизонтальных, а не иерархических организационных структур. Идея предоставления личностям и небольшим группам самостоятельности и свободы в выполнении их миссии;
6) глобальность экологических проблем;
7) появление глобальных мультикультурных ценностей, уравновешивающих «этническую напряженность» более глубоким пониманием наследия различных культур, языков и рас. Правильная оценка мультикультурных ценностей представляет собой реалии новой мировой системы;
8) сочетание всех предыдущих факторов как наиболее существенный фактор [5].
В многополярном и поликультурном мире ведущими тенденциями образования являются его гуманизация и гуманитаризация, а также интернационализация и глобализация. Изменение сущности образования неминуемо влечет за собой адекватное трансформирование применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Стратегический модус представлен в национальном проекте «Образование», в ходе реализации которого подвергаются
модернизации региональные системы развития высшей школы в России.
Сегодня меняются образовательные методологии и технологии, совершенствуются образовательные программы и учебные планы. Ядром формирования содержания высшего профессионального образования должна стать концепция сохранения и укрепления системы базовых национальных ценностей в области образования, науки, культурных и исторических традиций, включающая конкретный механизм ее реализации в условиях усиливающейся международной интернационализации и глобализации.
литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2002. № 3. С. 3.
2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: заключ. докл. Всемир. конф. по высш. образованию ЮНЕСКО. Париж, 5-9 окт. 1998 г. С. 6.
3. Соуза Э. Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования (Париж). 1990. № 3. С. 10.
4. Железов Б. В. Осмысление опыта реформ высшего образования в ЕС // Вестник международных организаций. 2008. № 8. С. 27-35.
5. Мэграт С. П. Глобализация и ее влияние на высшее образование в планетарном масштабе // Высшее образование в Европе. Бухарест, 2001. Т. 25. № 1. URL: http://www.cepes.ru
д. с. ЗАГУТИН
актуальные аспекты непрерывного профессионально-технического образования
Предлагая свою модель непрерывного профессионально-технического образования, автор ставит вопрос об оптимальном соотношении общего и профессионального образования, раскрывает идею социального партнерства.
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное партнерство, творчество, культура производства.
l. ya. khoronko. Russian education is in search of strategy of development
The article reveals the basic directions of modernization of the Russian system of higher education in the conditions of formation of a postindustrial information society.
Key words: modernization, development, strategy of higher education.
В период непрерывных экономических, социальных и технологических преобразований навыки и знания быстро устаревают, поэтому усиливается потребность в переориентации воспитательно-образовательной системы. По мнению ученых, при этом должен быть сделан акцент не столько на постижении законообразного и регулярного, сколько на воспитании творчес-
кого отношения к делу, «синергийного» стиля мышления - способности «решать принципиально новые задачи, справляться с тяжелейшими кризисными ситуациями» [1].
Качественное профессионально-техническое образование способствует углублению знаний в широкой профессиональной сфере, требующей общих и специальных знаний, конкретных
"Культурная жизнь Юга России" № 2 (36), 2010
26 —
навыков и умений. В связи с этим система непрерывного профессионально-технического образования в сотрудничестве с производством должна уделять внимание становлению творческой научно-исследовательской деятельности, стимулирующей развитие национальной культуры производства, повышающей конкурентоспособность нашей страны в мировой экономике.
В условиях модернизации среднего профессионального образования все более актуальным становится вопрос формирования и развития непрерывного профессионально-технического образования в контексте новой системы отношений между образовательными учреждениями и их партнерами (предприятиями, союзами работодателей, службой занятости, объединениями трудящихся). Только при таком тесном взаимодействии становится возможным эффективно реализовать основную функцию непрерывного профессионально-технического образования - обеспечить рынок труда кадрами, востребованными каждым из реальных секторов экономики.
Такое партнерство открывает для учебного учреждения немаловажные возможности:
- постоянный доступ к информации о рынке труда, позволяющей уточнять структуру профессий и объем подготовки кадров;
- учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов: совместная разработка стандартов профессионального образования, учебных планов и программ и т. д.
Несмотря на объективную необходимость и, казалось бы, очевидную общую заинтересованность в развитии системы непрерывного профессионального образования, процесс становления института социальных партнеров происходит пока что медленно. Скорее всего, это вызвано тем, что социальное партнерство в образовании отличается от партнерства в сферах экономики и промышленного производства [2]. Природа образования как института, базис которого составляет приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, предполагает превращение «природного человека» в «человека культурного»: развитие личности как субъекта природы и культуры, социальной и индивидуальной жизни.
Образование и подготовка к профессионально-технической деятельности - процессы взаимосвязанные, но принципиально разные. Первое решает фундаментальные задачи, направленные на овладение основами научных знаний, мировоззрения, культуры (становление и развитие целостного человека, имеющего свой индивидуальный образ), а вторая вводит учащегося в мир профессии и имеет прикладной, изменчивый характер.
В настоящее время на пути формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в системе непрерывного технического образования остро необходимо социальное партнерство с предприятиями. Именно оно позволит:
- осуществлять работу по развитию научно-технического творчества молодежи, детей, подростков в рамках региона;
- разрабатывать и вносить предложения по комплексному совершенствованию культуры производства соответствующих отраслей в планы экономического и социального развития регионов, министерств;
- оказывать всестороннюю помощь центрам технического творчества, школам, кружкам, работающим в системе дополнительное образование -школа - ссуз, установить над ними контроль, заслушивать отчеты об их работе и т. д.
По причине недостаточной научной базы исследования нам пришлось опираться на труды ученых, рассматривающих общие вопросы профессионального образования и смежные проблемы, наиболее приближенные к интересующей нас теме социального партнерства (Ш. А. Амонашви-ли, А. Т. Глазунов, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков, Е. А. Рыкова, М. С. Савина, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, Л. Д. Федотова). Были учтены такие аспекты, как развитие человеческих ресурсов и квалификация рабочей силы (Е. Я. Жутко, К. Г. Кя-зимов, П. Н. Новиков, Ю. А. Якуба), и другие теоретические исследования (Е. А. Климов, И. Д. Клочков, О. Б. Читаева, Н. В. Шаронова и др.).
Нами рассмотрен процесс взаимодействия образовательных учреждений и предприятий, для которых готовят специалистов по традиционной схеме, предопределяющей общие правила взаимодействия (взаимоотношений по организации обучения). Мы полагаем, что такие правила должны носить характер двусторонних требований: со стороны предприятий - к профильной подготовке техников, со стороны ссузов - к качеству подготовки будущих студентов. В результате указанной совместной деятельности управление процессом непрерывного технического образования будет осуществляться под влиянием общеобразовательных учреждений и ссузов, предприятий, структур дополнительного образования. Это всесторонне обеспечит решение задач, которые встают на пути формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.
Педагогическую эффективность социального партнерства рассматривают с уклоном в педагогические (С. Н. Батышев, А. М. Новиков, Е. В. Тка-ченко, А. П. Беляева и др.) и психологические учения (Е. А. Климов, В. В. Рубцов и др.), особое внимание уделяется теории совместной деятельности (А. Д. Алферов). Сопоставительный анализ содержания научных публикаций и практики развития социального партнерства за рубежом и в России показывает, что современные отношения системы подготовки кадров и рынка труда (работодателей) характеризуются рядом противоречий:
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы;
- отсутствие у молодежи качеств личности, профессионально важных в условиях рыночной экономики;
№ 2 (36), 2010
"Культурная жизнь Юга России" ^
- невозможность удовлетворить стремление молодых людей рано включаться в трудовую деятельность, причиной чего являются профессиональная неподготовленность и отсутствие рабочих мест.
Мы считаем важным широко внедрить в практику обязательные стажировки преподавателей на предприятиях, которые имеют партнерские связи с образовательным учреждением. Следует включить пункт о них в Положения о повышении квалификации педагогического персонала. Это не только упрочит реальную основу совершенствования навыков преподавателя, но и откроет новые «горизонтали» сотрудничества с работодателями и будет содействовать укреплению системы социального партнерства.
Без сомнения, формирование такой системы в среднем профессиональном образовании (СПО) пойдет быстрее и успешнее, если получит правовую основу в более широком смысле этого слова. (Речь идет о принятии нормативно-законодательных актов, стимулирующих налаживание механизмов социального партнерства на муниципальном, региональном, федеральном уровнях административно-управленческой «вертикали».)
Проведенный нами анализ проблемы позволяет выделить главные функции социального партнерства при модернизации СПО:
- адаптивная (приспособление к современной социально-экономической ситуации);
- ресурсная (обеспечение рынка труда квалифицированными кадрами);
- интегративная (объединение усилий работников профессионально-технического образования, предприятий, профсоюзов, фирм, служб занятости, направленное на развитие производства, экономики, культуры через образование и на создание единого профессионально-образовательного пространства региона);
- стабилизирующая (снижение социальной напряженности и уровня безработицы в регионе);
- управленческая (включающая в себя развитие общественных начал в организации образовательного пространства).
Повышение качества системы СПО может рассматриваться как особая функция социального партнерства, которая проявляется в привлечении заинтересованных лиц из числа работодателей к оценке качества образования и профессионально-технической подготовки выпускников; в коррекции содержания и внедрении новых средств обучения, включая методы воспитания учащихся, организацию производственных практик и культурных мероприятий.
Взаимодействие учебных заведений и работодателей в системе непрерывного профессионально-технического образования позволит разрешить противоречия между общественным заказом на конкурентоспособного и компетентного специалиста среднего звена, обладающего качествами творческой, креативной личности, и преимущественной ориентацией преподавателей СПО на передачу студентам суммы профессиональных знаний и умений, зафиксированных государствен-
ным образовательным стандартом. Партнерство позволит более гибко отвечать на актуальную необходимость готовить конкурентоспособных специалистов среднего звена в условиях еще не готовых (на нынешний момент), недостаточно взаимосвязанных механизмов; устранит разрыв между реальной организацией образовательного процесса в учреждениях СПО и психолого-педагогическим сопровождением, обеспечивающим формирование творческих, креативных качеств у студентов колледжа. Это повысит конкурентоспособность выпускников, послужит фактором развития и совершенствования отечественной культуры производства.
По сложившейся традиции наличествует жесткое разделение общего и специального образования, обусловленное спецификой средних / высших образовательных учреждений: средние школы ориентированы на реализацию задач общего образования, на плечи профессиональных общеобразовательных учреждений возлагается реализация среднего специального образования.
Непрерывное техническое образование может скоординировать ситуацию, разрешить противоречия, поскольку оно как система предусматривает развитие творческой деятельности учащихся, создает условия для повышения культуры производства с учетом основных этапов социализации личности и тем самым предотвращает временное (возрастное) разделение между получением общего и специального образования. Названные образовательные аспекты могут быть активизированы параллельно, так чтобы привитие (совершенствование культуры творческой деятельности) шло на всех возрастных этапах воспитания учащихся.
Анализ показывает, что в начальной школе практически полностью преобладает общее образование; доля специального образования возрастает постепенно, не сковывая рамки общеобразовательного процесса. К моменту получения основного общего образования доли специального и общего образования выравниваются. В последующем специальное образование выходит на первый план как профессиональная подготовка. Сравнивая образовательные процессы в школе и ссузе с возможностями системы непрерывного технического образования, следует сделать акцент на оптимальном соотношении объемов общего и специального образования.
Литература
1. Щученко В. А. Духовное воспитание детей в кризисной ситуации нашего времени // Отечественная философия детства: тез. докл. и сообщ. VIII между-нар. конф. «Ребенок в современном мире. Отечество и дети». СПб., 2001. С. 84.
2. Бутко Е. Я. Прогнозные исследования по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих по отраслям. М., 1991; Петров Ю. Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород, 1994; Основные материалы всероссийских педагогических чтений / под ред. И. П. Смирнова. М., 1994 и др.
"Культурная жизнь Юга России" № 2 (36), 2010
d. s. zagutin. topical aspects of continuous professional and technical education
Suggesting his model of continuous professional and technical education, the author raises a question about the optimum correlation of general and professional education, he also reveals the idea of social partnership.
Key words: continuous education, social partnership, creative work, culture of production.
E. А. ПОПОВА
ПРЕДПОСЫЛКИ и УСЛОВИЯ ГЕНЕЗИСА СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЗВЕНА ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА
Автор рассматривает систему экономического консультирования как инструмент повышения квалификации среднего управленческого звена вуза.
Ключевые слова: экономическое консультирование, обучение среднего управленческого звена инновационного вуза.
Глобальные изменения мировой экономики и возрастание роли человека в системе управления заставляют искать адекватные требованиям времени формы развития индивидов и социальных групп. По мнению З. Ш. Каримова, интеграционные процессы простимулированы необходимостью готовить конкурентоспособных специалистов и увеличить число контактов между вузами и академическими структурами с целью взаимообмена педагогической информацией. Это учитывается при разработке стратегии развития высшего образования: становится актуальной задача теоретического опережения потребностей образовательного процесса за счет развития инноваций [1]. Поскольку традиционные методы обучения персонала становятся все более затратными, вопрос об эффективности прежних и поиске новых форм выходит на первый план.
Как отмечает И. Ю. Еремина, перед инновационным вузом, реализующим программы развития, остро стоит проблема последипломного повышения квалификации профессорско-преподавательского, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, конкурентоспособность которого напрямую зависит от готовности к непрерывному самообразованию [2]. В условиях рационального использования финансовых ресурсов возникает необходимость искать новые пути совершенствования работы специалистов вуза. Результатом инновационных процессов и введения системы аккредитационных показателей в образовательной среде стал рост требований к аналитической деятельности руководителя [3] и среднего управленческого звена. Тенденции глобализации и интеграции, развитие информационных технологий обусловливают появление таких составляющих системы дополнительных образовательных услуг, как бизнес-образование, дистанционное и внутрифирменное обучение, а также экономическое консультирование среднего управленческого звена. Последнее
ориентировано на удовлетворение потребностей руководства инновационного вуза в высококвалифицированном персонале, способном анализировать новые знания и творчески применять их для решения различных задач [4].
Представляется возможным рассматривать понятие экономического консультирования как взаимосвязь целенаправленного саморазвития индивида с деятельностью субъектов системы экономического консультирования.
Потребителем услуг системы экономического консультирования могут быть личность, вуз, общество, государство. Личность повышает свой интеллектуальный уровень и социальный статус. Вуз получает дополнительные преимущества в конкурентной борьбе за студентов и слушателей. Государство удовлетворяет общественные потребности через систему социальных заказов. Следовательно, основной задачей экономического консультирования является формирование внутреннего образовательного пространства, позволяющего развивать инновационные компетенции сотрудников вуза [5].
Основные задачи службы экономического консультирования при реализации тех или иных проектов следующие:
- разработать механизмы удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей персонала;
- предоставить широкий доступ к данным;
- концентрировать информационные ресурсы.
Система экономического консультирования
основана на принципах развития, целостности и полноты, научной обоснованности, социальной ответственности. Принцип развития предполагает систематическую корректировку направлений фундаментальных и прикладных исследований на основе результатов реализованных инновационных проектов. Принцип целостности и полноты означает опору на целостное представление о повышении квалификации и охватывает все направле-