_VOCATIONAL TRAINING_
УДК 37.0
Пахомова Елена Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент Кузбасского регионального института развития профессионального образования, [email protected], Кемерово
Пальянов Михаил Павлович
Доктор педагогических наук, профессор Юргинского технологического института Томского политехнического университета, [email protected], Томск
Лысеннко Виктор Геннадьевич
Директор Сибирского политехнического техникума, [email protected], Кемерово
Сергиенко Юрий Павлович Кандидат педагогических наук. профессор, проректор по учебно-методической работе Благовещенского государственного педагогического университета, [email protected], Благовещенск
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОфЕССИОНАЛьНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
и занятость молодежи*
Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты профессионального образования и занятости молодежи в России и за рубежом, раскрываются формы и методы непрерывного профессионального образования, определяются основы для дальнейшего трудоустройства молодежи, вопросы устойчивого повышения профессиональной занятости молодежи с ориентацией на постоянный карьерный рост, формирования позитивного отношения студентов к труду как социально значимой составляющей образа жизни. Ставится проблема модернизации профессионального образования молодежи в связи с ее последующей занятостью на инновационном производстве.
Ключевые слова: профессиональное образование, модернизация, занятость молодежи, рынок труда, взаимодействие учреждений профессионального образования и социальных партнеров.
Pakhomova Elena Alekseevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Kuzbass Regional Institute of Development of Vocational Education, Kemerovo
Palyanov Mikhail Pavlovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Urga Technological Institute branch of Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk.
Lysenko Viktor Gennadyevich
The Head of Siberian Polytechnic College, [email protected], Kemerovo.
Sergienko Yuri Pavlovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Rector on Educational and Methodological work of Blagoveshchensk State Pedagogical University, [email protected], Blagoveshchensk.
CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION AND YOUTH EMPLOYMENT**
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Комплексное изучение теории и практики непрерывного технического образования: региональный аспект» №14-16-70003)
** This article was prepared with the support of the Russian Humanitarian Scientific Fund (project «Complex study of the theory and practice of continuous technical education: a regional aspect» № 14-16-70003).
Abstract. The paper deals with various aspects of professional education and employment of the youth in Russia and abroad. Forms and methods of continuous professional training, the basis for further employment of the youth are considered. Issues of steady increase of professional employment of the youth with the orientation for subsequent stable career grows, the formation of positive attitude of students to labour as a socially important component of the way of life are examined. The problem of professional education modernization of the youth due to subsequent employment in the innovative production is studied.
Keywords: professional education, modernization, youth employment, labour market, interaction of professional education institutions with social partners.
Создание инновационных моделей подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированных на развитие наукоемких производств, организация постоянного сетевого взаимодействия образовательных учреждений с работодателями, активное участие в международном сотрудничестве являются приоритетными задачами развития профессионального образования XXI в.
Всемирный конгресс, проходивший в Гонконге 27 февраля - 2 марта 2014 г., определил, что проблема образования и занятости молодежи является глобальной проблемой XXI века. Необходимо объединить усилия ученых, администраторов, практиков в поиске эффективных моделей и технологий по снижению международной безработицы. На конгрессе присутствовали 250 человек из 15 стран: из России - 15 человек, в том числе из Сибири 9 человек. Рекомендовано подготовить проект для утверждения его в Министерстве образования и науки РФ и ЮНЕСКО.
Основанием для обеспечения решения данной проблемы служит довольно длинный ряд противоречий, существующих в российской системе образования. В частности, требования современного инновационного производства выше уровня подготовки молодого поколения. В результате получаемые знания отстают от уровня развития технологий. Квалификация, полученная выпускниками, зачастую не соответствует требованиям производства. Профессиональная ориентация молодежи строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах.
Данная проблема также усиливается переходом к постиндустриальному типу экономики, связанному с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих
условиях возрастают требования к деловым и личностным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам.
По отношению к молодежи сказанное означает, что проблема профессионального образования и занятости этой группы населения является весьма актуальной и выступает как важнейшая теоретическая и практическая проблема XXI века, которая требует разработки теоретических и практических концепций, моделей, подходов к его модернизации с ориентацией на обеспечение занятости молодежи на изменяющемся рынке труда [3].
Требуется разработка современной теории профессионального образования, адекватной мировой практике и соответствующей ей модели образования, что связано с исследованием вопросов эффективности использования рабочей силы, движения рабочих мест, развития человеческих ресурсов и выработкой системы нормативно-правовых мер по привлечению работодателей к решению проблемы качества подготовки выпускников [1].
Президиум РАО и Министерство образования и науки РФ включили тему «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» в план важнейших научно исследовательских работ на 2013-2020 годы. В настоящее время в Сибирском регионе создан творческий исследовательский коллектив ученых и специалистов и создаются совместные опытно-экспериментальные площадки ГОУ «КРИРПО» и ФГНУ «ИТИП» РАО на базе школ, техникумов и колледжей. Научными консультантами темы являются академики РАО Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнов, головными институтами, осуществляющими исследования - Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Институт теории и истории педаго-
гики РАО. Более 15 учреждений образования участвуют в этом проекте (Кемеровская, Новосибирская, Томская, Амурская области).
К основным планируемым результатам проекта относятся:
- повышение качества профессиональной подготовки студентов с ориентацией на инновационные технологии в социальной, экономической и технологической сферах;
- международная сертификация образовательных программ и учреждений образования;
- устойчивое повышение профессиональной занятости молодежи с ориентацией на постоянный карьерный рост;
- формирование позитивного отношения студентов к труду как социально значимой составляющей инновационного стиля жизни;
- совместные с зарубежными исследователями разработки программ повышения профессиональной квалификации работников системы профессионального образования на основе координационно-организационного механизма опережающей подготовки специалистов для инновационной экономики России.
Одним из результатов реализации данного проекта явилось решение Редакционного совета журнала «Педагогика» о публикации совместно с КРИРПО и КемГУ инновационного опыта деятельности техникумов, колледжей по данной проблеме. К таким инновационным колледжам можно отнести Юргинский технологический колледж, Профессиональный колледж г. Новокузнецка, Беловский политехнический колледж, Центр дополнительного образования «Орион» г. Новокузнецка и ряд других колледжей и техникумов [6].
Для организации опытно-экспериментальной работы по проблеме «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» необходимо: проведение системы организационных и научно-методических мероприятий по ознакомлению с концептуальными идеями эксперимента и возможностями их реализации в образовательной среде (совещания, семинары, научно-практические конференции и т. п.); организация курсов повышения квалификации, обучение педагогов по основным направлениям модернизации профессионального образования и занятости молоде-
жи; система мероприятий по рассмотрению и корректировке промежуточных результатов эксперимента; обеспечение непрерывного функционирования системы отслеживания результатов опытно-экспериментальной деятельности.
В настоящее время создано 16 экспериментальных площадок на базе техникумов и колледжей Сибири и Амурской области, 12 экспериментальных площадок на базе общеобразовательных школ.
Тенденции российского масштаба в системе профессионального образования характерны и для региональных систем образования. В Сибири на сегодняшний день работает более 300 учреждений начального и среднего профессионального образования. После окончания обучения на работу по специальности устраиваются 50-60% выпускников. Следует отметить, что только 30-35% выпускников высшей школы устраиваются на работы по полученной специальности, а 50-60% не могут найти работу. Это означает, что проблема образования и занятости молодежи является одной из актуальных социальных и профессиональных проблем. Существующий рынок образовательных услуг и рынок труда не являются взаимосвязанными. Получаемое молодежью профессиональное образование в значительной степени не соответствует потребностям рынка труда [5; 6].
Результаты трудоустройства обозначают слабую связь с работодателями в ряде учреждений профессионального образования или низкое качество подготовки выпускников из-за устаревшей учебно-материальной базы. Также можно отметить как одну из проблем слабое представление выпускников школ о мире профессий и о своей будущей профессиональной деятельности, низкий уровень мотивации к профессиональному бучению в целом. Ежегодно из более 300 тыс. человек, обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях Сибири, выбывает около 30-40 тыс. человек [10].
Особенности занятости данной категории населения, ее мотивации, ожиданий в трудовой сфере, дисбаланс профессионально-квалификационной структуры предложения и спроса на рынке труда, аспекты правового характера, связанные как с недоработками,
так и с неисполнением ряда законодательных нормативов, стимулируют необходимость исследования и систематизации ряда важнейших характеристик молодежного рынка труда [8].
В настоящее время практически весь мир переживает кризис занятости молодежи и испытывает необходимость решения соответствующих проблем в образовании. Безработица среди молодежи является одной из сложнейших глобальных проблем человечества. Во многих странах отмечается рост молодежной безработицы (Португалия, Франция, Чехия, Испания) [3].
Вместе с тем, в США и Германии, в отличие от многих развитых и развивающихся стран, по оценкам российских и зарубежных экспертов, отмечаются достаточно высокие показатели занятости молодежи. В целях решения проблемы молодежной безработицы в начале XXI века в США была проведена общегосударственная реформа системы подготовки и переподготовки рабочей силы и специалистов, построена новая система дополнительного образования, сформированная на коммерческих основаниях, особую роль стали придавать модернизации профессионального образования силами специалистов различных профессий [11]. В Германии создана широкая сеть непрерывного обучения и повышения квалификации для работников предприятий и фирм. В процессе обучения стали применяться методы стимулирования, развития самооценки обучаемого и его стремления к достижению поставленной цели.
С целью стимулирования развития начальной и средней профессиональной подготовки зарубежные государства активизируют деятельность предприятий по организации посредством прямого финансирования систем обучения внутри предприятий. При этом государство постоянно отслеживает соответствие обучения на таких предприятиях требованиям, предъявляемым к современным профессиям. В целях обеспечения занятости молодежи государства стимулируют кооперацию предприятий и фирм с образовательными учреждениями, с помощью которой происходит объединение теоретической подготовки обучающихся с содержанием их трудовой деятельности, соединение подготовки с производством. В настоящее
время на предприятиях Германии создано 600 тыс. рабочих мест для учащихся [8].
В процессе исследования проблемы определяются базовые направления, способствующие снижению молодежной безработицы: функционирование сферы образования в качестве ключевого элемента в развитии партнерских отношений между всеми участниками рынка труда; формирование необходимых знаний, умений, компетенций, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, трудоустройство и карьерное продвижение молодых специалистов.
Повышение конкурентоспособности молодежи в России и за рубежом неизбежно связано с формированием эффективного межотраслевого взаимодействия субъектов образования и рынка труда. Достижение этих целей опирается прежде всего на научное построение образовательно-отраслевых кластерных схем, которые являются формами межфирменной межведомственной локально пространственной кооперации образовательных учреждений и предприятий. При этом кластеры позволяют преодолеть структурные ограничения, а также сложившуюся моноотраслевую структуру подготовки кадров. В рамках реализации программы по созданию образовательно-отраслевых кластеров в Сибири и разработке механизма устойчивого обеспечения подготовки конкурентоспособной молодежи в соответствии с требованиями рынка труда в ряде городов Сибири (Новосибирск, Томск, Кемерово, Иркутск, Новокузнецк, Юрга) создаются образовательно-отраслевые кластеры, в которых на основе договоров о сотрудничестве объединяются учреждения общего и профессионального образования, центры занятости населения, работодатели [4].
Перспективным направлением в рамках международного сотрудничества является создание на базе ряда техникумов и колледжей Сибири Многофункциональных Центров прикладных квалификаций (МЦПК), которое опирается на концентрацию образовательных ресурсов с обеспечением их коллективного использования. Многофункциональные центры создаются на базе отраслевых ресурсных центрах, в том числе строительной, горнодобывающей, сервиса, сельскохозяйственной, машиностроительной отраслях экономики.
В рамках реализации данной программы с целью обеспечения возможностей приобретения профессии, развития умений построения своей карьеры, получения дополнительного профессионального образования на базе учреждений профессионального образования создаются центры содействия трудоустройству выпускников, основными задачами которых являются: содействие трудоустройству выпускников, молодых специалистов; индивидуальное консультирование студентов и выпускников по вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства; формирование банка вакансий для выпускников вузов; сотрудничество с работодателями в целях трудоустройства студентов и молодых специалистов, организации производственных и преддипломных практик, в том числе развитие программ практик и стажировок студентов на инновационных предприятиях региона; персональное распределение выпускников на предприятиях; мониторинг трудоустройства выпускников; формирование банка резюме молодых специалистов для их предоставления потенциальным работодателям; проведение совместных совещаний, семинаров, круглых столов, дискуссионных площадок вузов, органов службы занятости и работодателей по вопросам профессиональной ориентации, социальной адаптации и трудоустройству молодежи.
В процессе производственной практики у студентов учреждений профессионального образования происходит формирование навыков и умений адаптации на рынке труда. Сеть образовательных учреждений профессионального образования Кемеровской области адаптируется к приоритетным направлениям социально-экономического развития области, удовлетворяет кадровые потребности области и осуществляет опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к новым условиям труда, обладающих новаторским потенциалом, умением работать в коллективе.
Анализ результатов социологических исследований, опросов работодателей позволил сформировать и обосновать перечень и компонентный состав ключевых компетенций личности, включающий в себя информационную, социально-коммуникативную,
предпринимательскую компетенции (способность к самозанятости), компетенцию в решении проблем, способность к эффективному поведению на рынке труда, профессиональному росту и непрерывному самообразованию [2].
Основные ключевые компетенции (информационная, социально-коммуникативная компетенция и компетенция в решении проблем) могут быть сформированы средствами релевантных педагогических технологий в рамках учебных дисциплин, определяемых государственными образовательными стандартами. Для развития других ключевых компетенций (способность к эффективному поведению на рынке труда, к профессиональному росту и непрерывному самообразованию и предпринимательская компетенция), кроме использования соответствующих педагогических технологий, необходимо введение дополнительных прак-тико-ориентированных спецкурсов, взаимодействие с работодателями.
Практика организации совместных с социальными партнерами мероприятий (специализированные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест; организация временных рабочих мест для молодых людей, впервые ищущих работу; производственная практика для будущих молодых специалистов; тематические семинары для работодателей и др.) способствует осознанному выбору профессиональной карьеры и, как следствие, повышению конкурентоспособности молодых людей на рынке труда.
Считаем, что накопленный опыт и намеченные перспективы сотрудничества ученых и специалистов различных регионов России с зарубежными партнерами придадут дополнительный импульс развитию системы профессионального образования и будут способствовать ее дальнейшей интеграции в мировое образовательное пространство. Занятость молодежи, ее профессиональная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности являются важными задачами, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, свободу выбора рода деятельности и эффективное использование их потенциала в развитии экономики региона.
Библиографический список
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. - [Электронный ресурс] http://zakonbase.ru/ content/base/272788/(дата обращения: 05.09.2014).
2. Демченко А. Р., Руднева Е. Л., Пальянов М. П., Касаткина Н. Э. Профильное обучение за рубежом: монография. - Изд-во STT. - Томск. -2013. - 255 с.
3. Иванова С. В., ПахомоваЕ. А., ПальяновМ. П., Руднева Е. Л. Профессиональное образование и занятость молодежи - глобальная проблема XXI века // Педагогика. - 2013. - № 8. - С. 43-52.
4. ЕфременковА. Б., ПахомоваЕ. А., БибикВ. Л., Калинюк Ю. В. Формирование производственных компетенций в процессе практико-ориентирован-ного обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 127-133.
5. Пальянов М. П., Новикова Т. Г., Абатурова В. В. Особенности модернизации профессионального образования в России и за рубежом (сравнительный анализ) // Профильная школа -2013. - № 2. - С. 23-32.
6. Пальянов М. П., Пахомова Е. А. , Демченко А. Р., Балахнина С. В. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка
труда в системе непрерывного образования Германии //Сибирский педагогический журнал. -2014. - №1. - С. 192-198.
7. Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Рынок труда и профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 3. -С. 10-16.
8. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. - М.: НИИРПО, 2006. - 241 с.
9. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В., Пальянов М. П., Руднева Е. Л. Теория и практика модернизации профессионального образования России США. Коллективная монография. - Изд-во STT. - Новосибирск. - 2012. - 293 с.
10. Солодков С. С., Демченко А. Р., Палья-нов М. П. Профориентация в системе непрерывного образования // Профильная школа. - 2013. -№ 4. - С. 40-47.
11. Ткаченко Е. В., Смирнов И. П., Палья-нов М. П. Обучение и занятость молодежи: Россия - США // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 3. - С. 21-28.
12. Gray K., Herr E. Workforce education: The basics. - Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1998. - 326 p.
13. Wonacott M. E., 2002. Career passports, portfolios and certificates. - ERIC Digest No. 238.