5. Никитин М. В. Полиструктурная модель колледжа-ОК: характеристики конкурентоспособности // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 2. С. 10-16.
6. Никитин М. В. Технология блок-чейн как инновационный формат партнерства колледжа-ОК //Профессиональное образование. Столица. 2017. № 2. С. 10-15.
7. Новиков А. М. Основания педагогики. М. : ЭГВЕС, 2011. С. 32-34.
References
1. Dokuka S. V., Valeeva D. R., Yudkevich M. M. The Coevolution of social networks and academic achievements of students. Educational Studies Moscow [Voprosy obrazovanija]. 2015. № 3. P. 44-65. (In Russian).
2. Lomakina T. Yu., Korzhuev A. V., Sergeeva M. G. Structural changes in the system of vocational education [Strukturnye izmenenija v sisteme professional'nogo obrazovanija]. Saint Petersburg: Altea, 2014. 168 p. (In Russian).
3. Klarin M. V. Innovative models of education: the study of international experience [Innovacionnye modeli obuchenija: issledovanie mirovogo opyta]. Moscow : Ray, 2016. (In Russian).
4. Krekhovets E. V., Poldin O. V. Social capital of students through the prism of social networks. Educational Studies Moscow [Voprosy obrazovanija]. 2016. № 3. P. 59-77. (In Russian).
5. Nikitin M. V. Polystructural model of college-OK: characteristics of competitiveness. Vocational education and the labor market [Professional'noe obrazovanie i rynok truda]. 2016. № 2. P. 10-16. (In Russian).
6. Nikitin M. V. Technology of the block chain as an innovative partnership format College-OK. Professional education. Capital [Professional'noe obrazovanie. Stolica]. 2017. № 2. P. 10-15. (In Russian).
7. Novikov A. M. Foundations of Pedagogy [Osnovanija pedagogiki]. Moscow: EGVES, 2011. P. 32-34. (In Russian).
УДК/uDC 331.5:37.048.45 М. И. Пальчук
M. Palchuk
СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДЕжНОЙ ЗАНЯТОСТИ MODERN GuIDELINES FOR YOuTH EMPLOYMENT
Введение. Из множества проблем мирового масштаба одной из самых серьезных по-прежнему остается высокая безработица среди молодежи. В статье рассматриваются вопросы влияния профессионального образования и обучения (ПОО) на занятость молодежи. Раскрывается актуальность профориентационной работы и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.
Методология. Научный поиск проводится на основе сравнительно-педагогических методов исследования, положений научной теории познания, взаимосвязи процессов объективной действительности, общенаучных принципов целостности и логического изложения, социальной обусловленности изучения педагогических и социально-экономических явлений, направленных на решение проблем обеспечения молодежного сегмента рынка труда профессионально мобильным кадровым потенциалом.
Результатами исследования являются векторы молодежной занятости, базирующиеся на отдельных понятийных категориях терминологического аппарата ПОО, разработанного Европейским центром по развитию профессионального образования. В статье приведены примеры эффективного трудоустройства молодежи в ведущих странах Европейского Союза.
Заключение. Автор акцентирует внимание на том, что в условиях экономического кризиса с сопутствующим ростом безработицы молодежная занятость может быть обеспечена систематическим освоением возникающих/новых или востребованных на рынке труда навыков, расширяющих границы обучения в течение жизни. При этом молодым людям рекомендуется строить индивидуальную профессиональную карьеру в более широком межрегиональном и государственном смыслах.
Introduction. One of the world's most serious global problems is still high unemployment among young people. The article considers questions of the impact of vocational education and training (VET) on youth employment. The relevance of vocational guidance work, psychological and pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of education continuity is revealed.
Materials and Methods. Scientific research is conducted on the basis of comparative pedagogical research methods, the provisions of the scientific theory of knowledge, relationship processes of objective reality, general scientific integrity principles and socio-economic phenomena aimed at solving the problems of providing the youth segment of the labor market with professionally mobile human resources.
The results of the research are the identified vectors of youth employment based on individual conceptual categories of vocational education and training terminology developed by the European Center for the Development of Vocational Education. The article presents practical approaches that ensure effective employment of young people in the leading countries of the European Union.
Conclusions. The author emphasizes that in the context of the economic crisis with the accompanying increase in unemployment, youth employment can be provided by the systematic development of emerging/new or demanded skills in the labor market, extending the boundaries of lifelong learning. Young people are recommended to build an individual professional career in a broader interregional and state sense.
One of the most serious problems of the many global problems is high unemployment among young people. The article discusses the impact of vocational education and training on the youth employment. The relevance of career guidance work and psychological and pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of continuous education is revealed. Some concepts of the terminological apparatus of the European Center for the Development of Vocational Education are presented which characterize the modern vectors of youth employment. Practices of effective employment of young people in the leading countries of the European Union are presented in this article.
Ключевые слова: занятость, молодежный сегмент рынка труда, профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное образование и обучение.
Keywords: employment, youth segment of the labor market, vocational guidance, professional self-determination, vocational education and training.
Введение
Как вызовы, определяющие тенденции мирового развития, глобализация, интеграция, информатизация и другие аксиомы мировой цивилизации обусловливают актуальность изучения проблемы занятости, что в современных условиях приобретает особый научный смысл. По данным Международной организации труда (МОТ), представленным в докладе «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции 2016» (World Employment and Social Outlook Trends, 2016), безработица в ближайшие два года будет расти. Так, по результатам 2015 года в мире насчитывалось 197,1 млн безработных. В 2016 году число нетрудоустроенных граждан планеты увеличилось на 2,3 млн человек, а в 2017 году, по прогнозам МОТ, эта цифра составит 200,5 млн человек [7]. Вместе с этим мировой кризис остро обозначил на рынке труда особую категорию населения, которая относится к группе риска и больше всего страдает от безработицы — молодежь, в том числе выпускники профессиональных образовательных учреждений (ПОУ), поскольку работодатель, пользуясь наличием выбора, отдает преимущество лицам, имеющим стаж работы. Сценарий сокращения к 2030 году трудоспособного населения обостряет задачу обеспечения занятости, решение которой требует новых межгосударственных инициатив, в первую очередь расширения занятости молодежи [11, c. 45-46].
Субъектами молодежного сегмента рынка труда считаются лица в возрасте 15-29 лет. К специфическим особенностям этой категории населения можно отнести: неопределенность или изменчивость профессиональной ориентации; несоответствие навыков и недостаточную квалификацию, дефицит компетентности и низкую конкурентоспособность; высокие требования к условиям и оплате труда и, как следствие, неадекватную самооценку и социальную незрелость. Также есть определенные риски работодателей при найме молодых работников, что связано с высокими затратами на их профессиональную адаптацию. Невозможность быстро найти первое рабочее место приводит к тому, что молодые люди оказываются на грани социального исключения, а их качественные социально-профессиональные характеристики чаще всего приводят к дискриминации на рынке труда. Иными словами, молодежная занятость имеет негативные последствия, к которой в первую очередь относится социальная деградация.
Такие экономические категории, как рынок труда, миграция, мобильность, ликвидация безработицы, стали предметом обсуждения в сообществе ученых различных отраслей научного знания (Дж. Бхагвати (J. Bhagwati), Л. Винтерс (L. Winters), А. Вентурини (A. Venturini), Б. Газьер (B. Gazier), С. Глоберман (S. Globerman), С. Гошал (S. Ghoshal), Ю. Ефимов, Ж. Зайончковская, И. Ивахнюк, М. Каргалова, М. Кастельс (M. Castells), Дж. Куи нн (J. Quinn), Ф. Мартин (P. Martin), Г Минцберг (H. Mintzberg), П. Ромер (P. Romer), П. Сталкер (P. Stalker), А. Тенги, В. Щетинин). Результаты их научных поисков убедительно доказывают, что серьезной проблемой остается современный этап развития рынка труда — объекта глубоких изменений, обусловленных высокими темпами технологических инноваций, автоматизацией производств и социально-экономическими проблемами глобального масштаба [Ю, с. 11].
Актуальность проблемы связана также с профессиональным становлением и выбором профессии на основе индивидуально-психологических особенностей. Личность как субъект труда рассматривается учеными в диалектическом единстве профессионального образования и собственно профессиональной деятельности (В. Блинов, С. Вершинин, П. Гальперин, Л. Голдберг (L. Goldberg), Э. Зеер, Е. Климов, Д. Макклелланд, И. Майерс (I. Myers), А. Маркова, Г Мюнстерберг, В. Норман (W. Norman), С. Рубинштейн, И. Сергеев, Д. Сьюпер (D. Super), С. Частякова, В. Шадриков). Еще К. Маркс утверждал, что гармонично развитый индивидуум — человек, который постоянно меняет свои профессиональные функции: «При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять профессию», — писал он. В течение жизни (карьеры) (по Д. Сьюперу) человек вынужден совершать множество выборов, а сама карьера может трактоваться как чередующиеся выборы [14, с. 31-32].
В монографии «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи» Е. Головаха изложил взаимосвязи между жизненными целями, возрастными ожиданиями, ценностными ориентирами и выбором профессиональной деятельности. «Выбор профессии — первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием» [2, с. 3]. Формировать у молодежи готовность к непрерывному обучению в социально востребованной и профессиональной деятельности считает необходимым С. Чистякова [15, с. 19].
В этом смысле человеческое развитие нам представляется как процесс расширения спектра личностного выбора.
Методология
Непрерывное профессиональное образование как главный фактор обеспечения занятости молодежи нами рассматривается с точки зрения отдельных концептуальных подходов: образование как общественная и личностная ценность, как система различных образовательных учреждений, как образовательный процесс и как результат обучения. Одновременно ПОО выступает катализатором социальной мобильности личности, способом жизни разных категорий населения, определяет социальный статус общества. Ценность образования осознается тем больше, чем сложнее и разнообразнее активность человеческой жизнедеятельности.
Рыночные отношения обосновывают специфику реализации экономических законов в сфере функционирования образовательных систем. Гносеологические истоки современной педагогической науки лежат среди множества форм научного познания законов развития природы, человека и общества в целом, утверждаемых в процессе многовековой эволюции. «Особенно потому, что педагогике принадлежит неординарный объект изучения — обучение, воспитание и формирование человека, утверждение форм, принципов и методов наиболее плодотворного влияния на постоянно развивающуюся человеческую индивидуальность» [6, с. 189].
В докладе «Труд во имя человеческого развития» (2015 г.) содержится идея профессиональной деятельности как динамического фактора, повышающего уровень человеческого существования, способного поднять личность на новую высоту. Реализация этого императива основывается на национальной политике, содействующей расширению возможностей для производительного, оплачиваемого труда, приносящего удовлетворение; на повышении знаний, умений и потенциала работников, обеспечивающих их права, безопасность и благополучие. В документе определен вектор развития современной цивилизации — всеохватывающее и справедливое качественное образование, содействие профессиональному обучению на протяжении всей жизни для всех [3, с. 6].
Исключительное значение для молодежной занятости имеет своевременная ориентация в мире профессий — точный/правильный выбор направления будущей трудовой деятельности, основанный на профессиональной ориентации — определении профессиональной траектории и плана дальнейшего развития, которые в отличие от профессионального самоопределения, согласно методике изучения профессиональной мотивации, — решение, затрагивающее ближайшую перспективу. Оно может быть осуществлено как с учетом, так и без учета его отдаленных последствий [2, с. 198]. В профориентации предметом исследования является субъект, самоопределяющийся в мире труда и пространстве личностных смыслов профессиональной деятельности [14, с. 12]. Одни ориентируются на виды труда с учетом личных предрасположенностей, желаний и способностей, считая, что профессии и виды деятельности относительно равноценны в социально-экономическом плане, другие предполагают, что с материальной точки зрения существуют «хорошие» или «плохие» виды труда, и они, естественно, останавливают свой выбор на первом варианте. Эти две модели мотиваций в реальности конкурируют между собой. Как правило, профессиональное образование и квалификация позволяют молодому человеку быть психологически мобильным и открывают возможность первоочередного получения рабочего места, если на него претендуют другие. Акцентируем внимание на том, что ранняя профессиональная ориентация способствует успешному построению карьеры и стабильному профессиональному росту [12, с. 85].
Современный этап профориентационной работы в России отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем с наличием и развитием точек роста [5, с. 8]. Российскими учеными установлено, что профориентация должна иметь организационное и психолого-педагогическое сопровождение и координироваться на государственном уровне. «Высшим уровнем этой деятельности должно стать формирование полноценного субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения». В Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования обоснованы концептуальные идеи, главной из которых мы считаем единство профессионального, образовательного и социального самоопределения [там же, с. 21-23]. Это в значительной степени связано с тем, что современное мировое сообщество по сути своей профориентировано, так как с самого рождения ориентирует человека на жизненный успех, успешную карьеру [14, с. 30].
Профориентационная работа в межгосударственном взаимодействии решает проблемы молодежной занятости. Этими вопросами занимаются различные международные и национальные институции. Трудно переоценить роль Международной организации труда, которая сотрудничает с правительствами и организациями работодателей и работников в 183 государствах-членах, провозгласившей своей целью улучшение условий труда и жизни работающих путем выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства, что содействует продуктивной занятости, социальной защите, соблюдению международных норм и прав в сфере труда, социальному диалогу между работодателями и работниками.
Международные акты законодательного регулирования ПОО поддерживаются положениями Конвенции МОТ (1975 г.) о развитии человеческих ресурсов. Статья 1 предлагает каждому члену организации всесторонне развивать скоординированную политику по программам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки с целью занятости разных категорий населения. Статья 2 рекомендует использовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего, профессионального образования, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки независимо от того, в какой системе осуществляется эта деятельность. Заметим, сегодня речь идет о взаимном дополнении всех форм обучения — формального, неформального и информального, которые должны иметь более высокий уровень синергии и взаимодействия. Статья 4 предусматривает постепенное расширение и гармонизацию системы профессионального обучения в соответствии с потребностями молодых людей и взрослых в получении профессионального образования в течение всей жизни. Статья 5 определяет, что политика и программы профессиональной ориентации и ПОО разрабатываются и осуществляются в сотрудничестве с организациями предпринимателей [17].
Беспрецедентный мировой кризис занятости молодежи повысил востребованность мер поддержки в этой особо важной области. В соответствии с резолюцией «Кризис в сфере занятости молодежи: время действовать», принятой на 101-й сессии Международной конференции труда в 2012 году, работа должна быть направлена на расширение базы фактических данных и распро-
странение знаний о том, что является эффективным для обеспечения занятости молодежи, в том числе путем разработки и осуществления эффективных стратегий и программ. Общепризнано, что профессиональная подготовка значительно улучшает результаты, достигаемые на рынке труда, особенно если сочетается с услугами по трудоустройству, она выступает в роли долгосрочного катализатора, обеспечивая инвестиции в человеческий капитал. Ориентированные на молодежь государственные программы занятости обладают существенным потенциалом по непосредственному созданию рабочих мест и оказывают влияние на результаты в области занятости, образования и регионального развития [1, с. 36-37]. Позитивным примером может служить общеевропейская рамка сотрудничества «Образование и подготовка 2020» («Strategic Framework for ET 2020»), к принятию которой привели высокий уровень безработицы среди молодежи, низкие показатели трудоустройства выпускников ПОУ, возрастающие требования для высококвалифицированного труда.
Общеизвестно, одним из самых продуктивных методов педагогического исследования является изучение опыта. В широком смысле сравнительно-педагогический анализ и экстраполяция конструктивных идей молодежной занятости в российскую плоскость, их адаптация к общественно-политическим реалиям с учетом научно-технических достижений и исторически сложившихся традиций, безусловно, способствует решению стратегических задач для инновационной экономики России. Приведем примеры повышения занятости молодежи. Особых успехов в этом вопросе добилась Финляндия. Так, подготовительная программа «Профессиональный старт — выбор профессии» (ammattilainen alku) предназначена для молодых людей, не имеющих четкого представления о будущей профессии или достаточных навыков для получения профессионального образования, не уверенных в успешном освоении программ начального профессионального обучения (НПО) [18]. Освоение программ НПО и подготовка к демонстрационному экзамену проходят в ПОУ, оснащенных современным оборудованием, или непосредственно на рабочих местах. Организация производственного обучения — зона ответственности провайдера обучения. Планирование, проведение, оценивание результатов обучения осуществляются на рабочих местах совместно преподавателями-экспертами и представителями работодателей в лице мастеров-наставников. Предусмотрено дополнительное профессиональное образование (ДПО), ориентированное на будущую профессиональную деятельность, получение которого возможно при наличии трудового стажа не менее трех лет, и дополнительное обучение на рабочем месте в соответствии с потребностями работодателя, последнее не предполагает выдачи документа об образовании. Организация ДПО осуществляется через ПОУ, бюро по трудоустройству либо бюро по организации обучения в соответствии со срочным трудовым договором, заключенным между обучающимся старше 15 лет и работодателем. Около 80 % учебного времени отводится на обучение на рабочем месте, которое проводит специально назначенный мастер-наставник, остальное время дополняется теоретическими занятиями, проводимыми провайдерами образования. Во время обучения работодатель платит обучающемуся заработную плату, предусмотренную коллективным договором. Затраты на обучение на рабочем месте работодателю компенсирует государство [13, с. 6-13]. Такой подход позволяет максимально сократить период адаптации и обеспечить социальный компонент молодежной занятости.
Во Франции термин «адаптация» используется в самом широком смысле и охватывает все элементы подготовки подрастающего поколения к разнообразному спектру жизнедеятельности в условиях видоизменяющегося и нестабильного мира. Государство поставило цель максимально сократить количество молодых людей, оставивших обучение, не получив никакой квалификации [4].
Профориентационная работа в Великобритании задекларирована на общегосударственном уровне, при Министерстве занятости создано специальное учреждение профессиональной карьеры — Служба занятости молодежи (Youth Employment Service) с отделениями по всей стране, главными функциями которой являются профориентационная работа и трудоустройство выпускников. Проводится системная работа по информированию и консультированию, осуществляется профессиональный подбор, по заказу работодателей — профессиональный отбор, а также профессиональная и специальная подготовка с целью адаптации к условиям труда. В общеобразовательной школе значительное внимание уделяется не только профориентации, но и получению практического опыта по той или иной профессии. В профессиональном обучении введены имитационные программы, приветствуется создание при школах мини-предприятий, где можно пройти
практику. Между учебными заведениями и работодателями установлены тесные взаимосвязи, реализуемые по двум направлениям: совместная разработка образовательных программ управляющими и консультационными комитетами, которые на одну треть состоят из представителей бизнеса, и производственная практика на предприятиях с целью дальнейшего трудоустройства выпускников [8, с. 13].
В Германии будущие квалифицированные кадры две трети времени обучаются на предприятии и всего одну треть — в образовательном учреждении, система ПОО носит дуальный характер, что в значительной мере обеспечивает высокое качество профессионального образования и конкурентоспособность выпускников [8, с. 15].
В этих странах широко распространено повышение квалификации или изменение ее профиля путем ДПО, при этом учет различных форм обучения происходит внутри отраслевых квалификационных систем. Более высокий уровень соответствия имеют профессиональные квалификации, полученные в секторе неформального обучения, поскольку они являются отраслевыми и ориентированы на потребности конкретного сегмента рынка труда [9, с. 78]. Существует практика налоговых льгот для работодателей, предоставляющих первое рабочее место выпускникам системы ПОО, предусмотрено выделение государственных субсидий тем предприятиям, которые организуют дополнительные рабочие места для обучения молодежи, им также предоставляются ссуды для организации курсов переобучения и переподготовки. В рамках социального партнерства создаются учебные фонды, правовой статус которых закреплен коллективным договором.
Подводя итог, констатируем, что острая ситуация с безработицей стала одной из причин принятия на общероссийском уровне мер по прогнозированию профессионально значимых компетенций, востребованных региональными экономиками, что в полной мере может быть отнесено к перспективным направлениям молодежной занятости, т. к. взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО позволяет каждому человеку строить индивидуальные образовательные траектории, продвигаясь по вертикали уровней квалификации и горизонтали, наращивая компетенции. Таким образом, занятость регулируется не только законодательными актами, доступностью к обучению на протяжении всей жизни, но и созданием необходимых условий для социально незащищенных групп населения.
Присоединение к общеевропейскому Меморандуму непрерывного образования и поддержка Резолюции по профессиональной ориентации в течение всей жизни [16] максимально обеспечат трудоустройство, трансформацию от национальной модели и движения с разной скоростью параллельно к комплементарности, дополнению и соответствию по мере осознания необходимости достижения синергии взаимодействия — суммарного эффекта при решении глобальной проблемы обеспечения молодежной занятости.
Особо отметим современное направление социального партнерства — многосторонние альянсы, под которыми нами понимается эффективное взаимодействие системы ПОО со всеми заинтересованными институциями: государственными органами власти и управления, ассоциациями работодателей, профессиональными союзами, торгово-промышленными палатами с целью достижения консенсуса в удовлетворении потребностей рынка труда с одновременным преодолением трудностей трудоустройства молодежи. Благодаря многосторонним альянсам субъекты рынка труда компенсируют свои слабые стороны и создают конкурентные преимущества за счет государственно-частного партнерства (ГЧП). Частный капитал в свою очередь не может функционировать без государства, которое обеспечивает законодательную основу и соответствующую инфраструктуру деятельности бизнес-структур. В рамках ГЧП образовательные учреждения обеспечиваются дополнительными материально-техническими ресурсами, тем самым повышается качество подготовки кадров, гарантируется конкурентоспособность выпускников. Одновременно ГЧП используется при разработке профессиональных стандартов, образовательных программ, для налаживания тесных взаимосвязей между рынком труда и рынком образовательных услуг, создания отраслевых методических объединений и центров сертификации квалификаций, участия специалистов предприятий в образовательном процессе. Такой альтернативный механизм способствует обеспечению многоканального финансирования системы ПОО, позволяет решать перспективные задачи по улучшению общей ситуации на российском рынке труда.
Результаты
Пути снижения негативных явлений занятости молодежи отличаются, однако их общей целью является непрерывное профессиональное образование: анализ потребностей в обучении, альтернативное и компенсационное обучение, оценка и приобретение новых навыков, в том числе «зеленых», с возможностью обучения по широкому профилю подготовки, ориентированному на конкретные рабочие места. Решение проблемы лежит в русле социального диалога между работодателями и системой ПОО, поскольку их взаимозависимость побуждает быть понятными друг другу. Европейский центр по развитию профессионального образования (ОБОББОР) с целью регулирования отношений на рынке труда разработал терминологический понятийный аппарат [19]. Отдельные термины, в определенной мере указывающие на современные ориентиры молодежной занятости, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Современные ориентиры молодежной занятости
Терминология Определение
Адаптируемость [adaptability] Способность личности адаптироваться к современным условиям рынка труда, новым технологиям и методам работы
Альтернативное обучение [alternance training] Периодическое образование или обучение в профессиональном образовательном учреждении с практикой на рабочем месте. Чередование теории и практики на еженедельной или ежемесячной основе
Анализ потребностей в обучении [training needs analysis] Систематическая оценка потребностей в существующих и необходимых навыках для реализации эффективной стратегии обучения
Валидация [validation of learning outcomes] Подтверждение результатов обучения. Процесс, в котором уполномоченный орган подтверждает, что человек имеет определенные результаты обучения, соответствующие утвержденным стандартам
Возникающие/новые навыки [emerging/new skills] Возможности, при которых возрастает спрос на новые или уже существующие профессиональные навыки
Дефицит компетентности [skill gap] Ситуация, при которой уровень квалификации ниже, чем требуется для надлежащего выполнения работ, или профессиональные навыки не отвечают требованиям работы
Занятость [job] Множество задач и функций, которые должны быть выполнены человеком для включения его в профессиональную деятельность с целью удовлетворения общественных потребностей, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. Комментарий: этот термин относится и к самозанятости
«Зеленые» навыки [green skills] Навыки, необходимые для жизни в обществе, снижения негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду
Компенсационное обучение [compensatory learning] Обучение, предназначенное для устранения пробелов в образовании и профессиональной подготовке для доступа к новой учебной деятельности
Наставничество [mentoring] Различные формы консультирования и педагогической поддержки молодежи или новичков на рабочем месте
Недостаточная квалификация [under qualification] Ситуация, в которой человек менее квалифицирован, чем того требует текущая выполняемая работа. Комментарий: недостаточная квалификация может быть определена по отношению к уровню образования или опыту работы на предыдущем месте работы
Несоответствие навыков [skill mismatch] Несоответствие между предложением и спросом на квалифицированные кадры; несоответствие имеющихся навыков требованиям рынка труда. Комментарий: несоответствие навыков может проявляться в виде избытка или недостаточности знаний и компетенций
Обучение в процессе работы [learning by doing] Выполнение конкретной производственной задачи. Комментарий: обучение через опыт известно как обучение на собственном опыте
Обучение в течение жизни [lifelong learning] Обучение, осуществляемое на протяжении всей жизни, которое приводит к углублению знаний, ноу-хау, навыков, умений и/или квалификации для личных, социальных и/или профессиональных потребностей
Окончание таблицы 1
Терминология Определение
Обучение на рабочем месте [work-based learning) Приобретение знаний и навыков путем анализа и выполнения задач в профессиональной среде — на рабочем месте или в профессиональных образовательных учреждениях
Оценка навыков [skills audit) Анализ знаний, навыков, компетенций, способностей и мотиваций с целью трудоустройства или дальнейшего обучения. Комментарий: целью аудита является оказание помощи в развитии карьеры: — при самостоятельном трудоустройстве; — при подготовке к валидации по подтверждению результатов обучения, достигнутых в неформальной или информальной среде
Оценка результатов обучения [assessment of learning outcomes) Процесс оценки теоретических знаний, практических навыков и компетенций в соответствии с заранее определенными критериями. Комментарий: процедура, как правило, сопровождается сертификацией
Переквалификация [retraining) Подготовка, которая позволяет приобретать новые навыки, открывает доступ к новым профессиям или видам профессиональной деятельности
Признание результатов обучения [recognition of learning outcomes) Официальное признание: — процесс подтверждения достигнутых результатов обучения и придание ему статуса на основе валидации неформального и информального обучения; — эквивалентность, перевод кредитов; — присуждение кредитов
Результаты обучения [learning outcomes/learning attainments) Совокупность приобретенных знаний, умений и/или компетенций и/или тех, которые человек может продемонстрировать по окончании формального, неформального или информального обучения
Репетиторство [tutoring) Любая деятельность, предлагаемая обучаемому, по руководству, консультированию или контролю за обучением со стороны опытного и компетентного специалиста
Руководство и консультирование [guidance and counselling) Комплекс мероприятий, направленных на помощь при выходе на рынок труда или оказание помощи в принятии и реализации образовательных и профессиональных программ
Сопоставимость квалификаций [comparability of qualifications) Степень, в которой можно установить эквивалентность между уровнем и содержанием квалификаций. Комментарий: сопоставимость квалификаций содействует трудоустройству и мобильности граждан
Трудоустройство [employability) Сочетание факторов, которые позволяют людям подготовиться, получить доступ к рабочим местам, поддерживать и развивать карьеру
Устаревшие навыки [skill obsolete science) Ситуации, при которой знания и навыки работников устарели или больше не будут использоваться
Ученичество [apprenticeship) Систематическое, долгосрочное обучение, состоящее из чередования периодов подготовки на рабочих местах и в профессиональных образовательных учреждениях. Комментарий: обучающийся получает вознаграждение в виде заработной платы или пособия. Работодатель берет на себя ответственность за обеспечение процесса обучения
Заключение
Преодоление роста безработицы обусловило необходимость более глубокого решения проблем молодежной занятости через механизмы информирования о потенциальных возможностях саморазвития и формирования навыков самозанятости. Рынок труда объективно взял на себя функции регулятора рационального использования кадрового потенциала. Со стороны работодателей это означает поддержку стабильной молодежной занятости путем организации наставничества, ученичества, репетиторства, переквалификации, обучения на рабочем месте и в процессе работы (табл. 1). Для молодых работников такой подход позволяет использовать различные варианты получения заработной платы, а с учетом возможности прохождения дополнительного обучения — устанавливать оптимальный режим рабочего времени, обеспечивая тем самым социальные стандарты жизни.
Проведенное короткое теоретическое исследование по теме «Современные ориентиры молодежной занятости» позволяет сформулировать авторское видение решения обозначенной проблемы: снижение безработицы среди молодежи может быть достигнуто тесным взаимодействием
политических, экономических и социальных институций, работа которых основана на государственном подходе и соответствующей законодательной базе. Признание имеющихся компетенций через процедуру оценки результатов обучения и валидацию также является важным условием обеспечения надежного трудоустройства, особенно при смене молодыми людьми места работы, что требует создания системы оценки профессиональных компетенций, приобретенных в неформальной и информальной среде.
Очевидно, решением указанных проблем должна стать системная профориентационная работа, сопровождаемая возможностью многоуровневых форм обучения с широким диапазоном образовательных трансфертов: последипломное обучение, переподготовка, профессиональные квалификационные курсы, наращивание необходимых и востребованных компетенций, профессиональных знаний и навыков путем самообразования, обеспечение поддержки творческой и предпринимательской активности молодежи.
Представляется необходимым подчеркнуть, что в России важное значение имеет Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Ее реализация должна стать надежным фундаментом государственной координации по сопровождению профессионального самоопределения различных групп населения, в том числе молодежи.
Литература
1. Административный совет МОТ. 326-я сессия, Женева, 10-24 марта 2016 г. GB.326/PFA/1 [Электронный ресурс]. URL: http://Www.ilo.org (дата обращения: 19.06.2017).
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка. 1988. 142 с.
3. Доклад о человеческом развитии 201 5 [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr1 5_ standalone_overview_ ru.pdf (дата обращения: 21.12.2016).
4. Кананыкина Е. С. Система профессионального обучения во Франции [Электронный ресурс] // Административное право и практика администрирования. 2013. № 11. URL: http://e-notabene.ru/al/article_781.html (дата обращения: 15.06.2017).
5. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.]. М. : ФИРО : Перо, 2014. 38 с.
6. Кудин В. А. Гносеологические истоки современной педагогики // Порiвняльна профеайна педагопка. 2013. № 1. C. 189-197.
7. Международная организация труда [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_444498/ lang--ru/index.htm (дата обращения: 24.04.2017).
8. Новопашина В. Л., Сорокина Н. В., Удалова И. Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) //Труд и социальные отношения. 2011. № 7. С. 11-19.
9. Пальчук М. И. Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза //Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 1 (35). С. 73-85.
10. Пальчук М. И. Подготовка персонала в контексте теорий человеческого и социального капитала //Человеческий капитал. 2017. № 5 (101). С. 11-14.
11. Пальчук М. И. Профессиональное образование - приоритет национальной политики развитых стран //Сибирский экономический вестник: сборник научных трудов / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск : Изд-во ЦРНС. 2017. Вып. 6. С. 42-55.
12. Пальчук М. I. Профеайна орieнтацiя як фактор особистiсно-орieнтованоí' освiти //Директор школи, лщею, пмнази. 2007. № 6. С. 84-85.
13. Профессиональное образование в Финляндии. Профессиональные навыки, знания и умения для трудовой жизни и дальнейшего обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.oph.fi (дата обращения: 13.08.2015).
14. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М. : Академия. 2008. 496 с.
15. Чистякова С. Н. Принципы построения содержания общего среднего образования как компонента системы непрерывного образования //Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодежи: теория и практика: сб. науч. ст. науч.-практ. конф. М. : ИСМО ; СПб. : ИПО ОВ РАО. 2012. С. 18-28.
16. A Memorandum on Lifelong Learning [Electronic resource]. URL: http://tvu.acs.si/dokumenti/LLLmemorandum_0ct2000. pdf (дата обращения: 18.12.2016).
17. Convention concerning Vocational Guidance and Vocational Training in the Development of Human Resources (Entry into force: 19 Jul 1977) [Electronic resource]. URL: http://www.jus.uio.no/english/services/library/treaties/02/2-09/ilo_hr_ dev.xml (дата обращения: 29.05.2017).
18. Stenström M-L., Virolainen M. The history of Finnish vocational education and training [Electronic resource] // Nord-VET -The future of Vocational Education in the Nordic countries. 2014. URL: http://nord-vet.dk/indhold/uploads/report1a_fi.pdf (дата обращения: 17.06.2017).
19. Terminology of European education and training policy. A selection of 130 key terms / CEDEFOP. 2-nd edition. Luxembourg : Publications office of the European Union, 2014. 331 p.
References
1. The ILO governing body. 326 session, Geneva, March 10-24, 2016. GB.326/PFA/1 [Administrativnyj sovet MOT. 326-ya sessiya, ZHeneva, 10-24 marta 2016 g. GB.326/PFA/1]. Available at: http://www.ilo.org (accessed 19.06.2017). (In Russian).
2. Golovaha E.I. Life perspective and professional self-determination of youth [ZHiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi]. Kiev: Naukova dumka. 1988. 142 p. (In Russian).
3. The human development report 2015 [Doklad o chelovecheskom razvitii 2015]. Available at: http://hdr.undp.org/sites/ default/files/hdr15_standalone_overview_ ru.pdf (accessed 21.12.2016). (In Russian).
4. Kananykina E. S. Sistema Professional training system in France. Administrative law and administration practice [Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya]. 2013. № 11. Available at: http://e-notabene.ru/al/article_781.html (accessed 15.06.2017). (In Russian).
5. Blinov V. I., Sergeev I. S., etc. The concept of organizational-pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of continuous education [Koncepciya organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya]. Moscow : FIRO : Pero, 2014. 38 p. (In Russian).
6. Kudin V. A. Epistemological origins of modern pedagogy. Comparative professional pedagogy [Порiвняльна профеайна педагогка]. 2013. № 1. P. 189-197. (In Ukraine).
7. The international labour organization [Mezhdunarodnaya organizaciya truda]. Available at: http://www.ilo.org/moscow/ news/WCMS_444498/lang--ru/index.htm (accessed 24.04.2017). (In Russian).
8. Novopashina V. L., Sorokina N. V., Udalova I. B. The interaction of vocational education with the labour market (analysis of foreign and domestic experience). The labour and social relations [Trud i social'nye otnosheniya]. 2011. № 7. P. 11-19. (In Russian).
9. Palchuk M.I. The relationship of professional qualifications and vocational education and training in the European Union. Domestic and foreign pedagogy [Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika]. 2017. Vol. 1, № 1 (35). P. 73-85. (In Russian).
10. Palchuk M. I. Training of personnel in the context of theories of human and social capital. Human capital [CHelovecheskij capital]. 2017. № 5 (101). P. 11-14. (In Russian).
11. Palchuk M. I. Professional education is the priority of the national policy of developed countries. Siberian Economic Herald: a collection of scientific papers [Sibirskij ehkonomicheskij vestnik: sbornik nauchnyh trudov]. Under the general editorship of S. S. Chernova. Novosibirsk : Publishing house CRNS, 2017. Issue 6. P. 42-55. (In Russian).
12. Пальчук М. I. Профеайна орieнтацiя як фактор особистiсно-орieнтованоí' освiти. Директор школи, лiцею, пмназп. 2007. № 6. С. 84-85. (In Ukraine).
13. Vocational education in Finland. Professional skills, knowledge, and skills for working life and further learning [Professional'noe obrazovanie v Finlyandii. Professional'nye navyki, znaniya i umeniya dlya trudovoj zhizni i dal'nejshego obucheniya]. Available at: http://www.oph.fi (accessed 13.08.2015). (In Finland).
14. Pryazhnikova E. YU., Pryazhnikov N. S. Career Guidance [Proforientaciya]. Moscow: Academy, 2008. 496 p. (In Russian).
15. Chistyakova S. N. Principles of constructing the content of general secondary education as a component of the system of continuing education. Present and Future of Professional Orientation of Student Youth: Theory and Practice: A Compilation of Scientific Articles of the Scientific and Practical Conference [Nastojashhee i budushhee professional'noj orientacii uchashhejsja molodezhi: teorija i praktika: sbornik nauchnyh statej nauchno-prakticheskoj konferencii]. Moscow: ISMO ; Saint Petersburg : IPO OV RAO, 2012. P. 18-28. (In Russian).
16. A Memorandum on Lifelong Learning. Available at: http://tvu.acs.si/dokumenti/LLLmemorandum_Oct2000.pdf (accessed
18.12.2016). (Translated from English).
17. Convention concerning Vocational Guidance and Vocational Training in the Development of Human Resources (Entry into force: 19 Jul 1977). Available at: http://www.jus.uio.no/english/services/library/treaties/02/2-09/ilo_hr_dev.xml (accessed
29.05.2017). (Translated from English).
18. Stenström M-L., Virolainen M. The history of Finnish vocational education and training [Electronic resource] // Nord-VET -The future of Vocational Education in the Nordic countries. 2014. Available at: http://nord-vet.dk/indhold/uploads/ report1a_fi.pdf (accessed 17.06.2017). (Translated from English).
19. Terminology of European education and training policy. A selection of 130 key terms / CEDEFOP. 2-nd edition. Luxembourg : Publications office of the European Union, 2014. 331 p. (Translated from English).
УДК/uDC 378:00 Т. Ф. Лебедева, С. А. Муравьев
T. Lebedeva, S. Muravyov
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО В СФЕРЕ ИТ
TRAINING FOR PROFESSIONS OF THE FuTuRE IN THE IT SECTOR
Введение. В статье рассматриваются перспективы развития информационных и коммуникационных технологий в нашей стране, инновационные проекты, разработанные с использованием информационных технологий компаний Кемеровской области, профессии будущего в сфере информационных технологий (ИТ) и требования к ним.
Методология. Исследования проводились на основании анализа компетенций, которые потребовались разработчикам реальных проектов в сфере информационных технологий, реали-