Научная статья на тему 'Инновационные технологии воспитательно-образовательного процесса как приоритетная составляющая среднего профессионального образования'

Инновационные технологии воспитательно-образовательного процесса как приоритетная составляющая среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / QUALITY OF SPECIALISTS TRAINING / CONTINUOUS EDUCATION / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF THE ACADEMIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земцова Татьяна Георгиевна, Дремова Наталья Юрьевна, Щур Людмила Владимировна

В статье рассказывается о работе техникума, в частности, по направлениям государственно-частного партнерства, создания независимой системы оценки качества подготовки специалистов, непрерывного профессионального образования, расширения информационно-образовательного пространства, совершенствования профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Земцова Татьяна Георгиевна, Дремова Наталья Юрьевна, Щур Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Educational and Study Work Technologies as a Priority Element of Secondary Vocational Education

The article presents an overview of work at the college, in particular, in the directions of state-and-private partnership, creation of independent quality assessment system for the study process, continuous professional education, enlargement of information-and-educational sphere, profession-orienting work improvement.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии воспитательно-образовательного процесса как приоритетная составляющая среднего профессионального образования»

УДК/UDC 377.5

Т. Г. Земцова,

кандидат экономических наук, директор ГОУ СПО «Кооперативный техникум»,

Н. Ю. Дремова,

заместитель директора по УВР ГОУ СПО «Кооперативный техникум», Л. В. Щур,

руководитель ресурсного центра ГОУ СПО «Кооперативный техникум», г. Кемерово.

Zemtsova Tatyana, Master of Economics, Director of Cooperation College, Dremova Natalya, Deputy Director for Educational Work of Cooperation College,

Shur Lyudmila, Head of Resource Center of Cooperation College, Kemerovo

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INNOVATION EDUCATIONAL AND STUDY WORK TECHNOLOGIES AS A PRIORITY ELEMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

В статье рассказывается о работе техникума, в частности, по направлениям государственно-частного партнерства, создания независимой системы оценки качества подготовки специалистов, непрерывного профессионального образования, расширения информационно-образова-

тельного пространства, совершенствования профориентационной работы.

The article presents an overview of work at the college, in particular, in the directions of state-and-private partnership, creation of independent quality assessment system for the study process, continuous professional education, enlargement of information-and-educational sphere, profession-orienting work improvement.

Ключевые слова: качество подготовки специалистов, непрерывное образование, предпринимательская деятельность учебного заведения.

Key words: quality of specialists training, continuous education, entrepreneurial activity of the academic organization.

На протяжении 35-летней истории Кемеровский кооперативный техникум, сохраняя четкую отраслевую направленность, осуществляет подготовку специалистов, отвечающих запросам современной жизни, требованиям рынка труда, запросам организаций потребительской кооперации Кузбасса. Многоотраслевой характер системы обеспечивает выпускникам возможность успешно работать во многих сферах деятельности: в торговле, общественном питании, в производстве, заготовках.

Приоритетным направлением развития коллектива является деятельность, ориентированная на современную модель образования.

В соответствии с Программой стратегического развития техникума на 2010-2015 годы, педагогический коллектив работает над созданием системы многоуровневого непрерывного образования, в основе которой лежит подготовка специалиста, компетентного и мобильного, способного учиться в течение всей трудовой деятельности.

НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» осуществляет образовательную деятельность по 6 значимым для региона и отрасли специальностям среднего профессионального образования и 12 рабочим про-

фессиям.

В современных социально-экономических условиях все больше актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между образовательным учреждением и работодателями, органами государственной и местной власти, общественными организациями, службой занятости.

Социальными партнерами педагогического коллектива по подготовке конкурентоспособного, мобильного, востребованного рынком специалиста выступают предприятия и организации системы потребительской кооперации и других форм собственности, а также центры содействия занятости выпускников и службы занятости по обучению безработных граждан.

Для обеспечения эффективного сотрудничества образовательного учреждения с предприятиями-потребителями образовательных услуг в техникуме реализуется Программа социального партнерства НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум». Стабильные партнерские отношения на основе договоров учебное заведение имеет с 27 предприятиями и организациями потребительской кооперации, с городскими и районными службами занятости, предприятиями торговли и сервиса Кемеровской области: ООО «Чибис», ООО «Аквамаркет», ООО «Волна», ООО «Мария-Ра» и др. Основным направлением в развитии социального партнерства является привлечение работодателей к активному участию в образовательном процессе, к созданию независимой системы оценки качества подготовки специалистов. Представители кооперативных организаций возглавляют работу государственных аттестационных комиссий, участвуют в практической подготовке и определении квалификационных требований современного выпускника.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, является расширение и углубление форм сотрудничества с Департаментом труда и занятости г. Кемерово и районных Центров занятости по подготовке специалистов в соответствии с требованиями региональной экономики и заказчика.

В связи с развитием в регионе малых и средних форм бизнеса техникумом

были предложены 24 направления курсовой подготовки по основным образовательным программам: бухгалтерскому учету и налогообложению, сервису, логистике, организации малого бизнеса, предпринимательству, маркетингу, управлению, информационным технологиям в организации документооборота. Наиболее перспективным направлением является курс «Основы предпринимательства», в результате изучения которого граждане из числа безработных учатся определять и оценивать бизнес-идеи, изучать правовые документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность, уставные документы.

Под руководством специалистов Фонда поддержки малого предпринимательства будущие бизнесмены разрабатывают бизнес-план, пакет документов для открытия собственного дела. Обучение по созданию предприятия малого бизнеса прошли граждане из Таштагольского, Крапивинско-го, Тисульского, Тяжинского районов.

Техникум ведет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для кооперативных организаций и предприятий области, оказывает дополнительные образовательные услуги.

По инициативе техникума проводятся круглые столы, научно-практические конференции, семина-ры с участием ведущих работодателей. В основе проведения круглых столов лежит предвари-тельное проведение устных и письменных опросов всех заинтересованных сторон.

Результатом проделанной работы является расширение и совершенствование дополнитель-ных услуг, корректи-ровка квалификационных характеристик специалиста.

Современный рынок диктует новые условия, по-этому, чем полнее, стабильнее, разнообразнее и каче-ственнее предлагаемые услуги, тем больше шансов повысить конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Расширение спектра образовательных услуг позволяет техникуму:

- углублять знания преподавателей и студентов, развивать их творческий потенциал;

- быстро адаптироваться к изменяющимся усло-виям, потребностям рынка;

- привлекать к сотрудничеству больше

работодателей и социальных партнеров;

- апробировать новые технологии, формы, методы обучения;

- разрабатывать информационное обеспечение инновационной деятельности;

- укреплять материально-техническую базу учебного заведения.

Для реализации системы непрерывного профессионального образования, было достигнуто соглашение о сотрудничестве в области интегрированного обучения с Сибирским университетом потребительской кооперации, Российским государственным торгово-экономическим университетом, Кемеровским технологическим институтом пищевой промышленности и другими вузами области. В результате в 2009 году более 70 % выпускников техникума продолжили обучение в ВУЗах по сокращённым программам.

В техникуме ведется работа по расширению информационно-образовательного пространства. Педагогический коллектив разрабатывает мультимедийные программные комплексы, электронные учебные пособия, дистанционные курсы обучения по рабочим профессиям торгового профиля.

Преподаватели ведут учебный процесс с использованием информационных технологий: мультимедийное сопровождение лекций, лабораторно-практических работ, работа с готовыми электронными программами и автоматизированными обучающимися системами; проводятся мастер-классы учебных занятий с использованием интерактивных, игровых, проектных методик обучения.

На протяжении последних лет педагогический и студенческий коллективы активно занимаются научно-исследовательской работой по проблемам развития потребительской кооперации.

Применение маркетинговых подходов позволяет выработать конкретные предложения по формированию конкурентной стратегии развития учебного заведения, получению качественного профессионального образования широкими слоями населения, расширение предпринимательской деятельности.

Развитие рынка образовательных услуг требует совершенствования профориентационной работы.

Профориентационная работа является важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение абитуриентов в учебное заведение, закрепления молодых специалистов на производстве.

Основными задачами профориентационной работы в техникуме являются:

- организация и осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями среднего общего и начального профессионального образования, создание базы данных абитуриентов;

- определение структур, представляющих интерес в качестве клиента-потребителя образовательных услуг, и организация взаимодействия с ними;

- изучение, прогнозирование перспектив и обеспечение формирования студенческого контингента техникума;

- информирование об уровне образовательной деятельности техникума;

- установление и поддержание тесных связей с органами государственной и муниципальной власти.

- повышение активности работодателей во всех профориентационных мероприятиях.

Для привлечения молодежи и взрослого населения осуществляется поиск новых форм расширения клиентской базы:

- материальное стимулирование преподавателей и студентов, привлекающих абитуриентов для учебы в техникуме;

- развитие социального партнерства с базовыми образовательными учреждениями.

- участие в акциях, проводимых СМИ по пропаганде положительного имиджа среднего профессионального образования

- внедрение инновационных технологий неформального вовлечения молодёжи в программы профориентации, одной из которых является проект «Карьера в России».

Экономическая молодёжная Олимпиада «Карьера в России» - это инновационный проект повышения конкурентоспособности, профессионального ориентирования и самоопределения молодёжи, развития её карьерных намерений и проектов применительно к реалиям и приоритетам региональной экономики.

Для молодежи Олимпиада предоставляет возможности:

• эффективного обучения в новейших

тренинговых программах делового образования;

• прямого общения с ведущими консультантами и представителями власти, экономики, бизнеса;

• повышения персональной конкурентоспособности;

• получения грантов на обучение в учебных заведениях потребительской кооперации.

Для учебного заведения:

• эффективного сотрудничества системы профессионального образования потребительской кооперации и системы общего среднего образования;

• эффективного позиционирования учебного заведения в качестве участника инновационной молодежной Олимпиады российского уровня.

Для партнеров - работодателей, предпринимательства, агропромышленного комплекса и других сфер экономики Олимпиада предоставляет возможности:

• повышения узнаваемости и формирования положительного образа работодателя в молодежной среде;

• формирования кадрового ресурса из групп профессионально обученной молодежи в ходе Олимпиады;

• участия сотрудников и персонала предприятий - социальных партнеров в современных программах делового образования.

Критерии оценки результативности реализуемых профориентационных проектов:

- уровень узнаваемости учебного заведения среди разных групп аудиторий;

- сотрудничество в системе: Работодатель - Студент - учебное заведение;

- объем охваченной клиентской аудитории;

- выполнение плана набора студентов;

- соотношение выпускников в отношении «занятость» - «незанятость»;

- уровень адаптированности студента и выпускника на рынке труда: зарплата, карьерный рост и т.д.;

- объем дополнительных услуг карьерного развития;

- качество отзывов работодателей;

- объем практик и целевого выбора выпускников работодателями.

Чтобы научить будущего специалиста, работника, эффективно вести себя на

рынке труда, а именно: планировать свою профессиональную деятельность, быть активным, самому находить и сохранять работу, строить карьеру, в техникуме проводится комплекс мероприятий, включающий в себя:

• Курс «Основы эффективного поведения на рынке труда».

• Дни карьеры, проводимые с целью информирования выпускников и ситуации на региональном рынке труда, о современных требованиях работодателей к молодым специалистам, формирования навыков по овладению технологией трудоустройства.

• Организация имитационной фирмы. Основной целью деятельности учебной фирмы является организация условий для получения студентами в ходе учебного процесса практического опыта в области управления, предпринимательства, учета, сервиса.

• Ресертификация системы менеджмента качества с целью позиционирования учебного заведения как гаранта качества подготовки выпускников.

Таким образом, интеграция образования, науки и бизнеса является одной из основополагающих тенденций построения предпринимательской деятельности учебного заведения, что в период экономического кризиса и оптимизации среднего профессионального образования является важнейшим направлением его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.