Научная статья на тему 'Основные направления и «Точки роста» системы профессионального образования Кемеровской области'

Основные направления и «Точки роста» системы профессионального образования Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / REGIONAL DEVELOPMENT PROGRAM FOR THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Елена Алексеевна, Руднева Елена Леонидовна, Овчинников Владислав Алексеевич

В статье анализируются глобальные вызовы и региональные проблемы, тормозящие развитие региональной системы профессионального образования; основные факторы, определяющие ее современное состояние и перспективы развития. Предлагается механизм решения проблем и основные направления модернизации системы в рамках региональной программы развития среднего профессионального образования, определены «точки роста», дается оценка первого этапа ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Елена Алексеевна, Руднева Елена Леонидовна, Овчинников Владислав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS AND «GROWTH POINTS» OF VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF KEMEROVO REGION

The article analyzes the global challenges and regional issues hampering the development of a regional system of vocational education; the main factors that determine its current state and prospects of development. A mechanism to solve problems and the main directions of the modernization of the regional program of development of secondary vocational education, defined «growth points», assesses the first phase of its implementation.

Текст научной работы на тему «Основные направления и «Точки роста» системы профессионального образования Кемеровской области»

приоритетные задачи развития системы профессионального образования

PRIORITIES FOR DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDuCATION

УДК/uDC 377(571.17)

Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников E. Pakhomova, E. Rudneva, V. Ovchinnikov

основные направления и «точки роста» системы профессионального образования кемеровской области

THE MAIN DIRECTIONS AND «GROwTH POINTS» OF VOCATIONAL education SYSTEM OF KEMEROVO REGION

В статье анализируются глобальные вызовы и региональные проблемы, тормозящие развитие региональной системы профессионального образования; основные факторы, определяющие ее современное состояние и перспективы развития. Предлагается механизм решения проблем и основные направления модернизации системы в рамках региональной программы развития среднего профессионального образования, определены «точки роста», дается оценка первого этапа ее реализации.

The article analyzes the global challenges and regional issues hampering the development of a regional system of vocational education; the main factors that determine its current state and prospects of development. A mechanism to solve problems and the main directions of the modernization of the regional program of development of secondary vocational education, defined «growth points», assesses the first phase of its implementation.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, региональная программа развития системы профессионального образования, Кемеровская область.

Keywords: secondary vocational education, regional development program for the vocational education system, Kemerovo region.

Система среднего профессионального образования (далее — СПО) столкнулась в начале XXI в. с проблемами, часть из которых имеет международный характер, часть — ярко выраженную отечественную специфику. Именно на их решение направлены усилия государства и общества по модернизации системы профессионального образования для обеспечения его ведущей роли в качестве движущей силы поступательного социально-экономического развития страны.

Перечислим ряд существенных проблем, с которыми столкнулись российская система профессионального образования и ее региональная составляющая:

1) опережающий характер развития экономики по отношению к существующей системе профессионального образования. Разрыв между требованиями высокотехнологичных отраслей экономики, структурой рынка труда, с одной стороны, структурой

и качеством подготовки специалистов в системе СПО — с другой1;

2) между предложениями рынка труда и личностными ожиданиями выпускников вытекает противоречие, которое усилено низкой оплатой труда молодых низкоквалифицированных специалистов, что ведет к сложностям при трудоустройстве и вынужденной смене специальности и тормозит в целом социально-экономическое развитие региона. Падение престижа рабочих профессий и специальностей среднего звена, сопровождающееся ориентацией обучающихся профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) на получение диплома, а не необходимых компетенций, ведет к снижению качества образования и падению доверия общества к системе СПО;

3) динамичный характер технологий затрудняет формирование прогноза потребности в кадрах и компетенциях на перспективу, поэтому в настоящее время не существует механизма даже среднесрочного заказа к системе образования;

4) запаздывание принятия российских профессиональных стандартов в 2014-м — начале 2015 гг. существенно «тормозит» как их приведение в соответствие с международными стандартами, так и внедрение новых образовательных стандартов2;

5) несмотря на создание нормативно-правовой, организационной и программной основ механизма взаимодействия региональных органов государственной власти, работодателей, образовательных организаций, не удалось заставить его заработать эффективно и с полной отдачей. Причины: застой развития отдельных отраслей экономики и предприятий региона; желание работодателей получить уже готовых специалистов за счет государства; отсутствие веры в способность государственных образовательных организаций подготовить высоко-

квалифицированных специалистов в сжатые сроки и ориентация на создание собственных учебных центров с короткими программами профессионального обучения для «доводки» выпускников ПОО. Вместе с тем активное участие общества, в первую очередь работодателей, в модернизации системы образования — это мировая тенденция, и России придется и дальше двигаться в данном направлении.

Региональная система СПО также столкнулась с вышеуказанными проблемами и идет по общероссийскому пути их преодоления. Вместе с тем особенности социально-экономического развития Кемеровской области придают определенную специфику региональной программе модернизации профессионального образования.

Кемеровская область является крупнейшим угледобывающим регионом не только России, но и Европы. В Кузбассе добывается более 56 % от общего объема добычи угля по России, в том числе более 80 % коксующихся марок угля. Роль угольной промышленности Кузбасса выходит за рамки региональной и приобретает федеральное значение. От развития угольной отрасли Кузбасса в значительной степени будет зависеть энергетическая безопасность России и перспективы развития основных отраслей экономики. За последние 15 лет инвестиции в угольную отрасль Кемеровской области составили 600 млрд руб. За эти годы построили 76 современных комплексов по добыче и переработке угля3.

Правительство России внимательно относится ко всем сложностям и проблемам, с которыми приходится сталкиваться стратегически важной для экономики России угольной отрасли. В январе 2012 г. в Кемерове состоялось совещание по итогам реструктуризации и перспективам развития угольной промышленности (подписано распоряжение

1 Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 4 (12). — С. 6-14; Пахомова Е. А., Руднева Е.Л. Современный рынок труда и развитие среднего профессионального образования Кемеровской области // Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век : мат-лы Междунар. науч.-практ. конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.) : в 2 ч. Ч. 1. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2013. — С. 7-11; Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Изучение и использование зарубежного опыта при решении задач развития профессионального образования и обеспечения занятости молодежи в Российской Федерации // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 19-20 марта 2014 г.): в 2 ч. Ч. 1. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. — С. 6-10.

2 Профессиональные стандарты / Мин-во труда и социальной защиты РФ. - Ш1_: http://profstandart.rosmintrud.ru.

3 Губернатор Аман Тулеев: «За 15 лет инвестиции в угольную промышленность Кузбасса достигли рекордного объема и составили 600 млрд рублей» // Новости Кузбасса. — ия_: http://www.nfk.su/7750.

правительства). Данное распоряжение утвердило Долгосрочную программу развития угольной промышленности России до 2030 г На совещании в качестве перспективного направления и совместной задачи государства и бизнеса президентом РФ В. В. Путиным особо выделено соответствие угольной индустрии самым лучшим мировым стандартам, для чего потребуются квалифицированные кадры и научные разработки.

В августе 2012 г в Ленинске-Кузнецком состоялось совещание с участием председателя правительства РФ, на котором обсуждались существующие проблемы развития угольной отрасли, в том числе и проблемы кадрового потенциала. В частности, в рамках программных мероприятий предусматривается существенное усиление кадрового потенциала угольной промышленности и модернизация системы профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов угольной отрасли.

Администрация Кемеровской области также уделяет особое внимание подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров. В 2011 г распоряжением коллегии администрации Кемеровской области «О мерах по поддержке и развитию профессионального образования Кемеровской области» в планы развития городов, районов и предприятий внесены мероприятия, направленные на развитие системы подготовки и переподготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

С целью повышения качества подготовки специалистов для горной отрасли Кузбасса и укрепления материальной базы учебных заведений, осуществляющих подготовку, разработана и внедрена модель социального партнерства образовательных учреждений с промышленными предприятиями региона. За каждым профессиональным учебным

заведением в Кузбассе решением коллегии администрации Кемеровской области от 13.11.2011 № 888-р закреплены базовые промышленные предприятия.

Дальнейшее развитие угольной отрасли Кузбасса отражено в Долгосрочной целевой программе развития угольной промышленности России до 2030 г.4. Планируемое удвоение к этому времени экспорта угля требует увеличения количества высококвалифицированных специалистов и повышения качества их подготовки не только в угольной отрасли, но и других сферах социально-экономической деятельности региона.

Принятые меры позволили снизить уровень безработицы в Кемеровской области, а в ближайшие десятилетия предполагается свести ее показатель практически к нулевому значению. В 2009-2014 гг. уровень общей безработицы в регионе снизился с 11,3 до 6,2 %, регистрируемой безработицы — с 4,8 до 1,5 %5. Достижение этой цели невозможно без постоянного повышения качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования Кемеровской области в соответствии с требованиями работодателей.

Именно поэтому комплексная программа развития региональной системы профессионального образования Кемеровской области на 2014-2016 гг., прошедшая конкурсный отбор региональных программ развития профессионального образования в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий на поддержку реализации мероприятий ФЦПРО, ориентирована на стратегическую и конкурентоспособную угольную отрасль экономики Кемеровской области6. Данная программа основана на опыте и результатах региональных программ развития системы образования предшествующего периода.

4 Долгосрочная целевая программа развития угольной промышленности России до 2030 г. : распоряжение правительства РФ от 24.0l.2012 № 14-р. // Федеральный справочник. — URL: federalbook.ru/.../I/Dolgosrochnaya programma.

5 Четвертый год подряд на рынке труда Кемеровской области снижается как общая, так и регистрируемая безработица // Информационный портал «Кемеровская область». — URL: http://kemoblast.ru/news/20l3/10/17/chetvertyj-god-podryad-na-rynke-truda-kemerovskoj-oblasti.html; Официальный сайт администрации Кемеровской области. — URL: http:// www.ako.ru/PRESS/viewtext.asp?C99436=On.

6 Заявка администрации Кемеровской области от 08.11.2013 на участие в конкурсном отборе региональных программ развития профессионального образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации»; Протокол № 2 заседания конкурсной комиссии Минобрнауки РФ по проведению конкурсного отбора от 21.11.2013 № ФЦПР0-2013-06-3.2.; Распоряжение правительства РФ от 31.01.2014 № 109-р о распределении субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на поддержку реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 гг. // Текущий архив департамента образования и науки Кемеровской области (далее — ТА ДОиН КО).

Цель программы — модернизация региональной системы профессиональной подготовки кадров, способной обеспечить потребности социально-экономического развития региона и страны, создание условий для приобретения востребованных профессиональных квалификаций различными категориями населения.

Задачи: 1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики; 2) консолидация ресурсов бизнес-структур, государства и образовательных организаций для модернизации региональной системы профессиональной подготовки кадров; 3) создание и обеспечение широких возможностей для приобретения востребованных профессиональных квалификаций различными категориями населения; 4) создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. Указанным задачам соответствуют 4 основных группы мероприятий программы.

В программе детально описаны критерии и плановые значения показателей программы до 2016 г. Решение программных задач, по мнению экспертов, позволит достичь в 2016 г. следующих показателей.

1. По первой группе мероприятий «Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики»: доля ПОО, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках комплексной региональной программы, — 100 %; доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года — 75 %; доля студентов ПОО, обучающихся по программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций — 100 %; удельный вес численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедше-

го профессиональное обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы — 46 %; удельный вес студентов ПОО, прошедших практику или стажировку на предприятиях ведущего работодателя выбранной отрасли, — 100 %; количество программ СПО и профессионального обучения, разработанных (или доработанных) и внедренных совместно с ведущим работодателем отрасли, — 65 ед.

2. По второй группе мероприятий «Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования»: число многофункциональных центров профессиональных квалификаций (далее — МЦПК), осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, — 6 ед.; доля внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования региональной системы профессионального образования — 11,7 %; доля образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, выступивших учредителями и участниками (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ (включая учебно-производственные тренировочные центры, малые молодежные предприятия), в общей численности образовательных организаций, реализующих программы СПО и практико-ориентированные программы бакалавриата, — 17 %; доля образовательных организаций, создавших подразделения на предприятиях, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы СПО и практико-ориентирован-ные программы бакалавриата, — 19 %; число МЦПК, осуществляющих обучение на базе СПО, в оснащении и управлении деятельностью которых принимает участие ведущий работодатель выбранной отрасли, — 100 %.

3. По третьей группе мероприятий «Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности»: удельный вес числа ПОО, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, — 19 %; доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе ПОО, от общей численности занятых

в экономике — 46 %; удельный вес численности занятого населения в возрасте 2565 лет, прошедшего повышение квалификации (далее — ПК) и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы — 30 %; удельный вес обучающихся, обеспеченных общежитием, в общей доле нуждающихся в общежитии — 100 %.

4. По четвертой группе мероприятий «Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся»: доля выпускников ПОО, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ (далее — ОПОП) по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации к условиям рабочего места, — 100 %; доля выпускников ПОО, освоивших модули вариативной составляющей ОПОП по основам предпринимательства, открытию собственного дела, способствующих «самозанятости» выпускника на современном рынке труда, — 55 %; доля обучающихся по ОПОП, в разработке и реализации которых участвует ведущий работодатель выбранной отрасли, освоивших в отчетном году дополнительные профессии и квалификации, востребованные ведущим работодателем, — 87 %.

Именно положительные результаты предшествующего программе этапа модернизации системы СПО региона (2005-2013 гг.) позволили в сжатые сроки (в 2014-м — начале 2015 г.) создать и активизировать механизмы, которые лежат в основе дальнейших системных изменений профессионального образования Кузбасса. Несмотря на то, что мероприятия программы в первую очередь были направлены на развитие осуществляющих подготовку квалифицированных кадров для угледобывающей отрасли 10 отраслевых (монопрофильных) и 5 многопрофильных ПОО, которые на начало 2014 г. реализовывали 12 программ профессионального образования (по 5 профессиям и 7 специальностям) и 44 программы профессиональной подготовки, переподготовки и ПК, уже в 2014 г. после предварительной апробации и доработки ряд инновационных моделей и механизмов удалось транслировать на все ПОО региона.

Основные запланированные мероприятия первой группы «Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики» связаны с планированием

потребностей экономики в кадрах, разработкой и внедрением инновационных ОПОП, с развитием механизмов оценки качества образования, результативности (эффективности) учебно-воспитательного процесса и уровня подготовленности обучающихся (выпускников), с формированием учебно-методической и материально-технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями, а также с созданием условий для обеспечения системы профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами.

Для этого основные усилия участников регионального образовательного сообщества и их социальных партнеров были сосредоточены на совершенствовании методологии и организации мониторинга ситуации на рынках труда и образовательных услуг; на развитии технологий прогнозирования спроса на профессиональные квалификации; на совершенствовании механизмов формирования регионального государственного заказа и распределения государственного задания на подготовку квалифицированных кадров на основе данных мониторинга и сформированного прогноза.

Основой реализации второй группы мероприятий «Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования» стал накопленный в Кузбассе значительный опыт социального партнерства в области подготовки квалифицированных кадров.

Увеличилась доля средств ПОО и их социальных партнеров в финансировании региональной системы подготовки квалифицированных кадров. Если в общем объеме финансирования региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 20062010 гг. доля их средств составила 14 %, то в общем объеме финансирования целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2012-2015 гг. она возросла более чем в 3,6 раза и составила более 50 %.

В регионе на начало 2014 г. действовали областной координационный совет по кадровой политике Кемеровской области и 27 территориальных координационных советов.

С учетом мнения работодателей, ведущих общественных объединений и пред-

ставителей широкой общественности существенно оптимизирована региональная сеть ПОО, скорректирована структура подготовки квалифицированных кадров, созданы новые элементы инфраструктуры региональной системы профессионального образования — отраслевые ресурсные центры, МЦПК.

Основные запланированные мероприятия второй группы «Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования» связаны с дальнейшей оптимизацией территориальной сети ПОО и созданием в регионе новой, отвечающей современным требованиям образовательной инфраструктуры подготовки кадров.

Комплекс мер направлен на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, инвестиционной привлекательности системы СПО; на дальнейшее развитие взаимодействия ПОО с организациями реального сектора экономики и практики целевой подготовки квалифицированных кадров; на совершенствование механизмов многоканального финансирования профессиональных образовательных программ и нормативного бюджетного финансирования ПОО с учетом результатов оценки их деятельности.

Третья группа мероприятий «Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности» опирается на результаты деятельности центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО»; пакет учебно-методических материалов, программ повышения квалификации для ответственных за профориентационную работу.

В рамках направления ведется работа по разработке и внедрению региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи; расширению доступа граждан к профессиональному образованию на основе сетевого обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребно-

стями и индивидуальными возможностями; формированию развитой инфраструктуры, обеспечивающей независимую оценку и признание прикладных квалификаций выпускников, а также результатов неформального обучения граждан.

В рамках четвертой группы мероприятий создание условий для социализации и самореализации обучающихся определяется как необходимое требование социально-экономического развития региона.

Решение задач осуществляется путем корректировки перечня, содержания, учебно-методического обеспечения образовательных программ; формирования региональной системы поддержки занятости и трудоустройства; расширения практики выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих.

При реализации программы в 2014 г. были получены следующие основные результаты.

1. По результатам мониторинга был разработан и реализован областной план оптимизации ПОО Кемеровской области на 2014 г. с целью исключения дублирования подготовки специалистов в рамках одной территории; укрупнения учебно-материальной базы; изменения типа и вида ПОО7.

Для получения более объективной информации о качестве работы ПОО была в 2014 г. разработана новая методика проведения социологического опроса «Удовлетворенность населения качеством профессионального образования в ПОО Кемеровской области» (проводится с 2009 г.), особенностью которой является сопоставимость позиций оценки с показателями рейтинга ПОО, утвержденными приказом ДОиН КО от 25.12.2013 № 2438. Особое внимание было обращено на оценку качества профессионального образования со стороны социальных партнеров (работодателей) и непосредственных участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей).

2. Выработаны подходы к разработке и реализации годовых планов модернизации материально-технической базы ПОО. Для ПОО, осуществляющих подготовку кадров для угледобывающей отрасли, был внедрен кон-

7 План оптимизации сети ПОО в 2014 г., Распоряжение Коллегии АКО № 430-р от 01.07.2014 «О реорганизации ГОУ СПО», Распоряжение Коллегии АКО № 444-р от 03.07.2014 «О внесении изменений в Распоряжение Коллегии АКО № 430-р от 01.07.2014 «О реорганизации ГОУ СПО» // ТА ДОиН КО.

курсный механизм распределения средств федерального и областного бюджетов в форме ежегодного конкурса «Горняк Кузбасса»8.

Для повышения эффективности использования ресурсов, финансово-экономической самостоятельности и ответственности ПОО за результаты деятельности разработана и апробируется региональная методика нормативных затрат на реализацию программ СПО и профессионального обучения на основе многоканального финансирования, в том числе с применением сетевой и дистанционной форм обучения.

3. Начат процесс совершенствования механизмов формирования государственного заказа и распределения государственного задания региональной системе СПО на основе данных мониторинга, рейтинга ПОО и прогноза потребностей экономики в кадрах. Идет разработка методики и порядка согласования объемов и профилей подготовки кадров в ПОО Кемеровской области; доработка регламента формирования государственного заказа на подготовку кадров, определяющего участие в данном процессе организаций реального сектора экономики.

4. Создается основа для развития региональной модели непрерывного образования. ПОО Кемеровской области обеспечивают возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций через реализацию программ профессионального обучения и ДПО, в том числе адресных краткосрочных программ профессиональной подготовки, переподготовки и ПК для лиц старше 25 лет с учетом особенностей различных целевых групп населения на базе ресурсных центров и МЦПК.

Увеличению доли взрослого населения в системе непрерывного образования способствуют:

— реализация ДПО с использованием дистанционных образовательных технологий: в 2014 г. в ПОО, осуществляющих подготовку кадров для угледобывающей отрасли, были разработаны и реализованы 10 программ ДПО с использованием дистанционных обра-

зовательных технологий, в том числе две программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— внедрение сетевых форм реализации образовательных программ на базе ресурсных центров ПОО.

Доля педагогических работников ПОО Кемеровской области, освоивших курсы ПК или прошедших обучение по профессиональной переподготовке, в 2013 г. составила 27 %, в 2014 г. — 47 %. Рост произошел за счет реализации программ ПК непосредственно в ПОО, введения дистанционных форм обучения, использования накопительной системы повышения квалификации, обучения по индивидуальным программам ДПО.

Разработаны и апробированы: примерное содержание вариативной части ОПОП по основным направлениям подготовки кадров для угледобывающих предприятий, региональные требования к оснащенности образовательного процесса ПОО и методические рекомендации по оценке оснащенности образовательного процесса ПОО. Пакет документов направлен на приведение в соответствие вариативных частей ОПОП требованиям к уровню технико-технологического состояния угольной отрасли, получение объективной оценки оснащенности образовательного процесса ПОО в соответствии с требованиями ФГОС9.

Создан механизм расширения перечня сетевых образовательных программ, актуальность которых определяется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15), который трактует сетевую форму как обеспечивающую возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В 2014 г. 5 ОПОП подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов в области добычи полезных ископаемых были адаптированы к сетевым формам их реализации10. На основании приказа ДОиН КО «Об утверждении графика

8 План модернизации сети ПОО в 2014 г., приказ ДОиН КО № 1096 от 18.06.2014 «О проведении областного конкурса «Горняк Кузбасса»», Положение «Об областном конкурсе «Горняк Кузбасса»», приказ ДОиН КО № 1818 от 06.10.2014 «Об итогах областного конкурса «Горняк Кузбасса»» // ТА ДОиН КО.

9 Приказ ДОиН КО № 2146 от 02.12.2014 «Об установлении региональных требований к оснащенности образовательного процесса» // ТА ДОиН КО.

10 О внедрении сетевых форм реализации образовательных программ на базе ресурсных центров : приказ ДОиН КО от 21.11.2014 г. № 2066 // ТА ДОиН КО.

апробации сетевых образовательных программ» от 16.10.2014 № 875 и соглашений о сотрудничестве была создана образовательная сеть из 6 ПОО горного профиля. Специалистами ГОУ «КРИРПО» были разработаны методические рекомендации «Апробация сетевых форм реализации профессиональных образовательных программ».

5. Начато внедрение в систему СПО института наставничества: разработаны и утверждены положения о наставничестве между ПОО и предприятием по организации производственной практики, о наставничестве в ПОО, дополнительные профессиональные программы ПК, которые были реализованы в ГОУ «КРИРПО», ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум», ГОУ СПО «Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова», ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум», ОАО «СУЭК-Кузбасс» (обучилось 189 чел.). В ОАО «СУЭК» принято положение о наставничестве. Цель программ — формирование профессиональных компетенций педагогов по организации наставничества «профессиональная образовательная организация — предприятие». Наставничество рассматривается как важный фактор, влияющий на увеличение доли молодых специалистов, закрепляющихся в ПОО региона, что является одной из основных задач региональной программы «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2013-2016 годы».

6. Определены точки опоры для создания и внедрения регионального механизма взаимодействия между работодателем — ПОО — исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, направленные на усиление участия представителей реального сектора экономики в модернизации системы СПО.

Механизм регионального отраслевого заказа на разработку новых ОПОП прошел апробацию на основе заключенных соглаше-

ний (Соглашение о социальном сотрудничестве между ДОиН КО, ОАО «СУЭК-Кузбасс» и ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум» от 01.01.2013; Соглашение о социальном партнерстве ОАО «ОУК «Юж-кузбассуголь» и ГОУ СПО «Прокопьевский горнотехнический колледж им. В. П. Романова» от 01.10.2011; Соглашение о сотрудничестве между ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» и ОАО УК «Северный Кузбасс» от 09.09.2014 № 105), в результате чего были подготовлены 10 ОПОП.

Апробирован механизм привлечения представителей независимых профессиональных организаций и бизнес-сообществ для экспертизы учебных изданий на соответствие профессиональным стандартам и требованиям рынка труда и методика проведения экспертизы: создан профессионально-общественный экспертный совет, в состав которого вошли представители ООО «СУЭК-Кузбасс» («Сибирский угольно-энергетический комплекс — Кузбасс»), ОАО УК «Кузбассразрезуголь», ОАО ХК «СДС-Уголь», в ноябре — декабре 2014 г. процедуру профессионально-общественной экспертизы прошли 6 учебно-методических изданий из 6 ПОО11.

Создан и апробирован механизм общественной аккредитации ПОО и профессионально-общественной аккредитации реализуемых ими образовательных программ». ДОиН КО, Кузбасской торгово-промышленной палатой и Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области разработано и утверждено Положение о проведении общественной аккредитации профессиональных образовательных организаций Кемеровской области и профессионально-общественной аккредитации реализуемых ими образовательных программ угледобывающего профиля, в нем прописана процедура аккредитации, критерии оценки образовательных программ, функции и полномочия Аккредитационного совета12. В 2014 г. подписано трехстороннее

11 О создании профессионально-общественного экспертного совета : приказ ДОиН КО № 1874 от 16.10.2014 // ТА ДОиН КО.

12 Общественная аккредитация профессиональных образовательных организаций и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599-606 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р) и требованиями ряда положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в целях повышения качества подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов по программам среднего профессионального образования, объективности и прозрачности оценки деятельности образовательных организаций, повышения их конкурентоспособности.

соглашение между ДОиН КО, Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области и Кузбасской торгово-промышленной палатой, которая как общественное объединение представителей бизнес-сообщества с привлечением экспертов — представителей работодателей — начала осуществлять процедуры общественной аккредитации ПОО и профессионально-общественной аккредитации реализуемых ими образовательных программ. В 2014 г. общественную аккредитацию прошли 6 ОПОП ПОО угольной отрасли.

Отметим, что прохождение процедуры профессионально-общественной аккредитации вызвало заинтересованность ПОО, их желание подтвердить соответствие уровня подготовленности выпускников требованиям рынка труда и квалификационным требованиям работодателей; привлечение к процедуре аккредитации представителей бизнес-сообществ активизировало участие работодателей в процедуре оценки образовательных программ, их роль в корректировке содержания программ в соответствии с современным технико-технологическим состоянием отрасли экономики, для которой осуществляется подготовка кадров, что в свою очередь будет способствовать повышению качества образования. Апробация механизма профессионально-общественной аккредитации образовательных программ содействует реализации единой методики установления квалификационных требований. Прохождение профессионально-общественной аккредитации учитывается при составлении рейтинга ПОО, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области, и при прохождении процедуры государственной аккредитации организации.

Апробированный механизм и накопленный опыт должны стать основой для создания в 2015 г. регионального центра сертификации квалификаций на базе Кузбасской торгово-промышленной палаты и регионального объединения работодателей «Кузбасский союз работодателей». На данном этапе разработаны проекты: соглашения о взаимодействии между департаментом образования и науки, департаментом труда и занятости населения, Кузбасской торгово-промышленной палатой и региональным объединением работодателей «Кузбасский союз работодателей», положения о системе сертификации квалификаций рабочих кадров, положения

о центре сертификации профессиональных квалификаций рабочих кадров.

В 2014 г. в 50 % ПОО угольной отрасли действовали попечительские (управляющие) советы, в 2015 г. планируется создание советов во всех отраслевых ПОО, намечены мероприятия по преодолению формального их существования, использованию их как эффективного механизма развития взаимодействия «ПОО — работодатель» и модернизации системы СПО в целом.

Как один из механизмов расширения взаимодействия «работодатель — ПОО» активизирована разработка и реализация программ ПК и профессиональной подготовки персонала организаций реального сектора экономики и педагогических работников ПОО на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра (далее — МОРц), созданного в 2011 г. на базе Кемеровского горнотехнического техникума в рамках реализации проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» (ФЦПРО на 2011-2015 гг.). МОРЦ заключил соглашения о сотрудничестве с ОАО УК «Северный Кузбасс», ОАО ХК «СДС-Уголь», были разработаны 4 дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации по профессиям «машинист горных выемочных машин» и «электрослесарь подземный», а также программы по переподготовке рабочих с профессии «машинист подземных установок» на профессию «горнорабочий очистного забоя» 4-го разряда и с профессий «горнорабочий подземный» и «машинист подземных установок» на профессию «машинист буровой установки» 4-го разряда. Реализация указанных программ планируется в 2015/16 учебном году.

Одним из эффективных механизмов активизации взаимодействия «работодатель — ПОО» является создание на предприятиях угольной отрасли структурных подразделений отраслевых ПОО региона, а также учебно-производственных центров и малых молодежных предприятий при поддержке работодателя. В этом направлении сделаны первые шаги: между ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» и ООО «Шахта Бутовская» заключено соглашение о создании учебного структурного подразделения, которое представляет собой производствен-

ный участок (проходческий участок, добычной участок, участок транспорта, отдел главного механика, механические мастерские). Для формирования материально-технической базы и обеспечения безопасных условий деятельности структурных подразделений ПОО осуществлен централизованный закуп оборудования на сумму 2 млн руб. ООО «Шахта Бутовская» передала проходческий комбайн КП-21, конвейер 2 ЛТ1000 в безвозмездное пользование на 5 лет.

В техникуме также создано малое молодежное предприятие для студентов специальностей «информационные системы (по отраслям)», «компьютерные системы и комплексы», «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «документационное обеспечение управления и архивоведение», что предоставляет студентам широкие возможности для получения новых компетенций.

ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум» создал учебно-производственный центр, учебную мастерскую и учебный кабинет на основании соглашения с департаментом образования и науки, ОАО «СУЭК-Кузбасс». В составе учебно-производственного центра находятся электромонтажные, слесарно-механические мастерские, полигон «Мини-шахта», лаборатории спецдисциплин. ОАО «СУЭК-Кузбасс» предоставляет рабочие оплачиваемые места для прохождения практики студентам на производственных участках и в мастерских.

7. В 2014 г. начали работу МЦПК как базовые элементы развития системы СПО региона, обеспечивающие подготовку кадров для предприятий Кемеровской области. Приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 8.05.2014. № 892 утверждено примерное положение о МЦПК.

Для подготовки специалистов угледобывающей отрасли созданы 3 МЦПК на базе ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум», ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум», ГОУ СПО «Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова». МЦПК созданы как структурные подразделения ПОО. При создании центров выбрана модель территориально ориентированного МЦПК. Каждым МЦПК разработана программа развития на 5 лет, заключены соглашения с социальными партнерами — ведущими работодателями (ОАО «СУЭК-Кузбасс», ОАО ХК «СДС-Уголь», ОАО УК «Северный Кузбасс», ОУК «Южкузбассуголь»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В трех МЦПК угольной отрасли разработано 10 адресных краткосрочных программ профессиональной подготовки, переподготовки и ПК для лиц старше 25 лет с учетом особенностей различных целевых групп, которые предназначены для уже работающих специалистов, но могут быть использованы в учебном процессе ПОО.

Кроме того, в рамках кластеров «транспорт», «металлургия» и «нефтегазоперера-ботка» в 2014 г. созданы 3 МЦПК: на базе ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический техникум», ГОУ СПО «Анже-ро-Судженский политехнический колледж» и ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум».

В 2015-2016 гг. планируется создание 5 МЦПК, которые будут осуществлять подготовку кадров для отраслей: строительной, сельскохозяйственной, индустрии питания и сферы услуг, образования.

8. Развиваются инновационные формы обучения и образовательных технологий в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников: разработаны положения о повышении квалификации с использованием дистанционного обучения, по накопительной системе, по индивидуальной дополнительной профессиональной программе, реализованы проекты создания банка данных кадрового состава и подготовки кадрового резерва управленческого состава ПОО региона. Инновационным содержанием была наполнена традиционная форма — ежегодный конкурс «Преподаватель года», ставший многоэтапными курсами ПК для представителей всех ПОО региона.

Важным направлением развития непрерывного образования стала разработка и реализация программ повышения квалификации преподавателей, работающих с разными группами взрослого населения. Данная программа была реализована на базе ГОУ «КРИРПО», обучение, кроме преподавателей ПОО, прошли специалисты центра подготовки и развития персонала ОАО «СУЭК-Куз-басс».

9. Разработана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся ПОО (определены критерии и показатели результативности модели); реализуются: программа экспериментальной площадки «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагоги-

ческого сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования»; примерные положения о деятельности профконсультанта и работе по профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях и ПОО Кемеровской области; модель организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров с разработкой положения об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров13.

Для методического обеспечения данного процесса ежегодно будет проводиться областной конкурс методических разработок профориентационного содержания «ПРОФ-ориентир». Традиционные профориентаци-онные мероприятия (областные единые дни профориентации, ярмарки вакансий, экскурсии для обучающихся на промышленные предприятия) завершаются областным фестивалем рабочих профессий.

Вышеперечисленные достижения в 2015 г. станут основой для разработки комплексной региональной системы содействия трудоустройству выпускников.

10. С целью создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся проведены мероприятия по оптимизации ПОО. В 2014 г. в отраслевых ПОО велось обучение эффективному поведению на рынке труда (68 %), по основам предпринимательства (36 %), по дополнительным профессиям, специальностям (квалификациям) (45 %); разработаны программы учебных дисциплин: «Предпринимательская деятельность», «Бизнес-планирование», «Эффективное поведение выпускника на рынке труда», «Выпускник в условиях рынка Кузбасса».

Определены новые направления развития региональной системы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников Кемеровской области. В регионе действует Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Кемеровской области14. Создан координационно-аналитический центр содействия трудоустройству и поддержки молодежного предпринимательства выпускников ПОО15. В целях поддержки работы ПОО и работодателей в этом направлении проведен конкурс лучших разделов web-сайтов «Старт успешной карьеры», способствующий развитию системы содействия трудоустройству и поддержки молодежного предпринимательства16.

Ряд мероприятий направлены на создание системы поддержки молодежного предпринимательства. Координационно-аналитический центр организует работу консультационных центров по развитию предпринимательства на базе ПОО, которые созданы в 2014 г. в более чем 50 % отраслевых ПОО. Опыт образования бизнес-инкубатора на базе МЦПК — ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» — планируется использовать при создании подобных структур в ПОО региона. Для решения задачи задействован и конкурсный механизм — областной конкурс «Молодо-зелено»17. Началась реализация областного плана научно-технического творчества.

Программной основой поддержки молодежного предпринимательства служат: подпрограммы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», «Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области» на 2008-2013 гг., государственная программа Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбас-

13 Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся ПОО; О присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО : приказ ФГАУ ФИРО от 17.05.2013 № 76; Свидетельство № 404.4 от 17.05.2013 «О присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО ГОУ «КРИРПО»; Программа экспериментальной площадки «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и ПО»; Приказ ДОиН КО «Об утверждении Примерного положения о деятельности профконсультанта в ОО, расположенных на территории КО, и ПОО КО» от 12.09.2014 № 1595; Приказ ДОиН КО № 1596 от 12.09.2014 «Об утверждении Примерного положения о работе по профессиональной ориентации обучающихся в ОО КО»; Приказ ДОиН КО № 1597 от 12.09.2014 «Об утверждении Примерного положения о работе по профессиональной ориентации обучающихся в ПОО КО» // ТА ГОУ «КРИРПО».

14 Приказ ДОиН КО от 30.07.201 № 393 / ТА ДОиН КО.

15 Приказ ДОиН КО от 01.09.2014 № 359 / ТА ДОиН КО.

16 Приказ ДОиН КО от 10.10.2014 № 1853 // ТА ДОиН КО.

17 Положение о конкурсе «Молодо-зелено» : приказ ДОиН КО от 23.09.2014 № 1665 // ТА ДОиН КО.

са» на 2014-2016 годы, долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения в Кемеровской области» на 20122015 годы.

Кемеровская область является одним из трех первых пилотных регионов Российской Федерации, начавших реализацию проекта WorldSkills Russia в 2012 г Чемпионаты WSR направлены на повышение престижа рабочих профессий и привлечение молодежи в производственные секторы экономики, а также на совершенствование профессиональных и образовательных стандартов с учетом национальных и международных требований. Регион имеет трехлетний опыт проведения региональных соревнований, участия в межрегиональных и национальных чемпионатах WSR18.

Если в 2013 г региональные отборочные соревнования проходили по 3 компетенциям (поварское дело, кондитерское дело, сварочные технологии), то в 2014 г. — по 6 компетенциям (поварское дело, кондитерское дело, сварочные технологии, сетевое администрирование, монтаж электрики, электрослесарь подземный).

Всего за период 2013-2014 гг. в региональных отборочных соревнованиях WSR приняло участие более 120 обучающихся и молодых специалистов из 58 ПОО. В кон-грессной программе региональных отборочных соревнований за этот период приняло участие около 1500 учащихся общеобразовательных школ, родителей, представителей работодателей. В результате целенаправленной организационно-методической работы по итогам 2014 г. Кемеровская область занимает 21-е место из 68 регионов в рейтинге участия субъектов РФ в движении WSR.

В марте 2015 г. проведен первый региональный чемпионат по 8 компетенциям, в котором приняли участие более 100 конкурсантов.

Можно констатировать высокий уровень квалификации студентов ПОО региона: в 2014 г. представители команды Кузбасса на Втором национальном чемпионате WSR в г. Казани заняли второе (косметология) и два третьих места (поварское дело, конди-

терское дело). По решению национальных экспертов WSR Н. Бенардаки, выпускница ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж», включена в список кандидатов в сборную Российской Федерации на Международный чемпионат WorldSkills International — 2015.

В ноябре 2014 г. на Генеральной Ассамблее WSR в г. Санкт-Петербурге была подписана «Дорожная карта» по реализации движения WorldSkills на территории Кемеровской области на 2014-2016 гг. В соответствии с «Дорожной картой» в 2015-2016 гг. планируется создание 5 специализированных центров компетенций (СЦК) на базе ресурсных центров ПОО (по компетенциям: «сварочные технологии», «поварское дело», «кондитерское дело», «монтаж вентиляционных систем», «электрослесарь подземный»).

В результате в 2014 г. удалось добиться увеличения доли обучающихся, участвующих в проектной и конкурсной деятельности до 20 %. Модернизирован механизм поддержки молодежного предпринимательства в среде студентов СПО Кемеровской области.

В дальнейшем планируется продолжить проведение мероприятий по реализации региональных программ развития студенческих объединений, распространения лучших методик обучения основам предпринимательства и его популяризации для обеспечения основы самозанятости выпускников, создания консультационных центров по развитию предпринимательства на базе ПОО.

В результате реализации первого этапа региональной комплексной программы развития системы СПО региона созданы «точки роста» системы, заложены модернизацион-ные механизмы. Считаем, что достигнутые вышеперечисленные результаты и накопленный опыт реализации программ развития образования региона, научно-исследовательские проекты совместно с институтами РАО, зарубежными партнерами позволят решить программные задачи и достигнуть запланированных показателей в 2016 г., создадут основу для разработки программы дальнейшего развития системы СПО региона в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг19.

18 Овчинников В. А. Движение WorldSkills Russia (Национальный чемпионат профессионального мастерства) в Кемеровской области: история и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3 (11). С. 44-49.

19 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.