characterization of students' readiness for organizational and managerial activity]. Theory and practice of education in the modern world. Materials of the III International Scientific Conference (St. Petersburg, May 2013). St. Petersburg, Renome, 2013, pp. 157-159. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3832/ (accessed 21.04.2018). (In Russian).
12. Slastenin V. A. Gumanitarnaya struktura specialista [Humanitarian structure of a specialist]. Master, 1991, № 1, pp. 16-25. (In Russian).
13. Halpern D. Psihologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking]. St. Petersburg, Peter, 2000. Available at: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/halpern_psihol_krit_mislen.doc (accessed 15.04.2018). (In Russian).
14. Khusainova G. A, Shcherbotaeva N. D. Primenenie sovremennyh innovacionnyh tekhnologij budushchim uchitelem muzyki [Application of modern innovative technologies by the future teacher of music]. Astana, 2017, 76 p. (In Russian).
15. Shapova T. N. Formirovanie issledovatel'skoj kul'tury budushchih uchitelej muzyki v usloviyah vysshej shkoly [Formation of the research culture of future music teachers in the conditions of higher education]. Tomsk State University Journal, 2011, no. 345, pp. 192-194. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskoy-kultury-buduschih-uchiteley-muzyki-v-usloviyah-vysshey-shkoly (accessed 26.04.2018). (In Russian).
16. Ekhov S. F. Gumanizaciya tekhnologicheskogo obrazovaniya v usloviyah pedagogicheskogo universiteta: postanovka problemy issledovaniya [Humanization of technological education in conditions of the Pedagogical University: statement of the research problem] St. Petersburg, 2002, pp. 25. (In Russian).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИя
образовательной организации потребительской кооперации
НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТРАСЛЕВОГО МОНИТОРИНГА
STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT of CONSUMER COOPERATION on the BASIS OF SECTORAL MONITORING RATINGS
Введение. В данной статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации потребительской кооперации, условия достижения устойчивого развития организации, выделения конкурентных преимуществ за счет разработки и реализации стратегического плана развития техникума с учетом специфики, затруднений и имеющихся ресурсов, позволяющего занять устойчивую нишу на рынке образовательных услуг
Целью исследования является изучение особенностей стратегического планирования деятельности образовательной организации потребительской кооперации на основе показателей отраслевого мониторинга. В статье предлагаются конкретные управленческие решения по развитию техникума на примере Частного образовательного учреждения профессионального образования «Кемеровский кооперативный техникум». Новизна исследования заключается в том, что оно направлено на образовательные организации, входящие в состав организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации, а специфика стратегического планирования развития техникума не достаточно полно раскрыта в научных работах других авторов.
Методология. Исследование проводится на основе методов, обеспечивающих конкурентоспособность образовательной организации (анализ нормативной документации, литературы, данных отраслевого мониторинга, факторов конкурентоспособности образовательных организаций, педагогических и социально-экономических явлений, направленных на решение проблем повышения конкурентоспособности образовательных организаций потребительской кооперации] и обобщения опыта техникума.
Результаты. В статье представлен опыт по разработке и реализации стратегического плана развития техникума, изучены показатели отраслевого мониторинга, предложены управленческие решения для каждой критериальной группы стратегического плана развития техникума.
УДК/UDC 377
Д. А. Алференко
D. Alferenko
Заключение. На основании Концепции развития системы потребительской кооперации, показателей отраслевого мониторинга, дорожной карты развития образовательной организации потребительской кооперации был разработан план стратегического развития Частного образовательного учреждения профессионального образования «Кемеровский кооперативный техникум» до 2025 г, в котором выделены приоритетные направления развития, применительно к критериальным группам модели «Эффективная образовательная организация — 2020», предложены первые положительные результаты плана стратегического развития техникума.
Introduction. The article deals with the issues of graduates' competitive growth of the educational establishment of consumer cooperation, with the conditions of achieving the sustainable development. This article also highlights the competitive advantage through the elaboration and implementation of the strategic plan of the technical school development, which takes into account the specificity of the difficulties and all the available resources and which lets occupy its own niche in the educational services market.
The research goal is the study of the peculiarities of the strategic planning of development of the educational establishment of consumer cooperation on the basis of sectoral monitoring ratings.
The article suggests some certain management decisions for the technical school development using the example of private educational establishment of vocational education "Kemerovo Cooperative Technical School". The research novelty is that the research focuses on the educational establishments which are a part of Central Union of Consumer Cooperatives and that the specificity of the strategic planning of the technical school development has not been sufficiently revealed in other studies.
Materials and Methods. The study is based on the methods which ensure the competitiveness of the educational establishment and generalization of practical experience of the technical school such as the analysis of the normative documents, literature, data of industrial monitoring, factors of competitiveness of educational organizations, pedagogical and socio-economical phenomena aimed at solving the problems to increase the competitiveness of the educational establishments of consumer cooperation.
Results. The article describes the experience of the elaboration and implementation of the strategic plan of the technical school development. This article carries out the study of the indicators of sectoral monitoring and it suggests the management decisions for each criteria-based group of the strategic plan of the technical school development.
Conclusions. Based on the Concept of the Development of the Consumer Cooperation System, the sectoral monitoring indicators, road map for the development of the educational establishment of consumer cooperation, the strategic plan of private educational establishment of vocational education "Kemerovo Cooperative Technical School" was elaborated (until the year 2025). The plan singles out the priority directions of the development with reference to the criteria-based groups of the model "Effective Educational Organization-2020", and it presents the first positive results of the implementation of the strategic plan of the technical school development.
Ключевые слова: образовательная организация потребительской кооперации, конкурентоспособность, критерии и показатели конкурентоспособности образовательной организации, стратегические цели развития образовательной организации, отраслевой мониторинг.
Keywords: the educational establishment of consumer cooperation, competitiveness, criteria and indicators of the competitiveness of the educational establishment, strategic goals of the development of the educational establishment, sectoral monitoring.
Введение
Конкуренция образовательных организаций в современных условиях постоянно растет, усиливается борьба за потребителя образовательных услуг, что требует от организаций постоянного движения к совершенствованию, повышению качества предоставляемых услуг, созданию уникального имиджа, узнаваемости на рынке и разработки перспективных направлений стратегического развития.
В ходе конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг так же, как и на рынке товаров и услуг, происходит естественный отбор путем ухода с рынка субъектов, не способных конкурировать в данных условиях, то есть слабых, неконкурентоспособных организаций. Конкуренция
на рынке образовательных услуг может означать борьбу организаций среднего профессионального образования за лучших абитуриентов и, если говорить честно, то просто за количество абитуриентов.
Образовательные организации в условиях нарастающей конкуренции за своего абитуриента используют все преимущества, стараются показать себя с наиболее выгодной стороны, заинтересовать, подтвердить востребованность и устойчивость на рынке образовательных услуг
Методология
Существует достаточно много определений понятия «конкурентоспособность образовательной организации».
Например, в экономическом словаре, конкурентоспособность определяется как способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности (бесплатности) образования [3].
В словаре Г Я. Кипермана конкурентоспособность образовательного учреждения определяется через способность противостоять на рынке другим образовательным учреждениям как по степени удовлетворения конкретной общественной потребности предоставляемыми образовательными услугами, так и по эффективности научно-образовательной деятельности [7].
Р. А. Фатхутдинов в учебнике по стратегическому менеджменту рассматривает конкурентоспособность образовательного учреждения как способность предоставлять конкурентоспособные образовательные услуги, преимущество образовательного учреждения перед другими учебными заведениями страны и за ее пределами [8].
Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги.
Наиболее полное определение конкурентоспособности, на наш взгляд, — это показатель жизнестойкости образовательного учреждения, его умения эффективно использовать свой кадровый, научно-методический, финансовый, материально-технический, информационный потенциалы, это преимущество образовательной организации за счет качественных образовательных услуг в конкретных сегментах рынка за определенный период и потенциальная способность образовательной организации предоставлять конкурентоспособные услуги в будущем без ущерба своему финансовому состоянию.
Организации, относящиеся к образовательным организациям потребительской кооперации (ООПК), имеют свою специфику. Образовательные организации потребительской кооперации (всего более 50 техникумов и вузов, полный перечень представлен на сайте Центросоюза) [9] находятся в собственности союзов потребительских обществ, которые являются их учредителями. Условия выживания таких организаций более сложные и жесткие, чем организаций, находящихся на бюджете (государственные бюджетные профессиональные образовательные учреждения). Порядок финансирования организаций потребительской кооперации отличается от государственного тем, что основным источником финансового обеспечения выступают собственные средства, поступающие от физических и юридических лиц за оказываемые образовательные услуги.
Основные сложности, с которыми сталкиваются ООПК, — это жесткие требования Рособрнадзора через федеральный мониторинг эффективности деятельности организаций среднего профессионального образования (СПО), острая конкуренция на региональном уровне с государственными образовательными организациями, слабая и несовершенная материально-техническая база и несоответствие персонала (преподавателей и сотрудников ООПК) требованиям к подготовке будущих кадров.
Подобные организации являются субъектами негосударственного отраслевого образования и осуществляют свою деятельность за счет применения (эффективного управления) материальных, имущественных активов, переданных им организациями потребительской кооперации/учредителями, а также за счет средств клиентской компенсации за обучение и призваны достигать среднесрочных целей устойчивого развития по направлениям, которые сформированы в Концепции развития системы потребительской кооперации на 2017-2021 гг., а именно обеспечивать:
— социально-экономическую эффективность управления, устойчивость развития образовательных организаций;
— доступ лидеров кооперативного движения, кадрового резерва и персонала потребительских обществ (кооперативов] к освоению новейших конкурентоспособных программ развития управленческих, профессиональных и предпринимательских компетенций;
— расширение масштабов молодежного предпринимательства, кооперативного движения и увеличение доли выпускников в статусе предпринимателя, организатора кооператива;
— развитие оптимальной инфраструктуры, экосистемы кооперативного предпринимательства [2].
Результаты
Конкурентные преимущества ООПК, как и любой другой образовательной организации, предоставляющей услуги, определяются внешними и внутренними факторами. Повлиять на внешние факторы учебное заведение не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком контролирует руководство организации, то есть менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
К внешним факторам конкурентоспособности относят: социально-демографические, научно-технические, экономические и факторы внешней среды, средства маркетинговой информации, уровень развития инфраструктуры рынка, культурную среду, отраслевую структуру, стратегии конкурентов, состояние конъюнктуры рынков, спрос на рынке труда, политико-правовые факторы, общественные организации и др.
К внутренним факторам конкурентоспособности относят: личность руководителя и кадровый состав организации; состав специальностей, специализаций и форм обучения, систему управления финансами, профессорско-преподавательский состав, ценовую политику, наличие и полноту использования информационных ресурсов, материально-техническую базу, коммуникационную политику, организационную структуру управления, корпоративную культуру образовательной организации.
Конкурентоспособность образовательной организации обеспечивается многими показателями, например, в Положении об отраслевом мониторинге стратегического развития образовательных организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации источниками информации для проведения мониторинга являются:
— статистические данные образовательных организаций по формам федерального статистического наблюдения;
— результаты самообследования учебно-методического обеспечения и организации образовательного процесса;
— совокупность принятых в ООПК локальных актов и документов, регламентирующих образовательный процесс и управление учебным заведением;
— открытая финансовая отчетность;
— результаты открытых финалов конкурсов профессионального мастерства WoгldSkills, чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России», демонстрационно-квалификационного экзамена (ДКЭ);
— результаты статистических замеров, аналитических отчетов, экспертных интервью и др. [8].
Дорожная карта развития образовательной организации потребительской кооперации
предлагает 5 групп критериев оценки эффективности деятельности, которые включают в себя от 6 до 23 показателей. По всем группам предлагается оценивать развитие ООПК по 70 показателям, что позволит выстроить полную картину, демонстрирующую конкурентоспособность и уровень востребованности образовательной организации на рынке образовательных услуг.
На основании показателей отраслевого мониторинга, дорожной карты был разработан план стратегического развития Кемеровского кооперативного техникума до 2025 г., в котором были выделены направления стратегического развития применительно к критериальным группам модели «Эффективная образовательная организация — 2020» ^тагЁ-цели]. Критериальные значения smaгt-целей были разделены на базовые значения по системе критериев за 2017 г. и ожидаемые значения по системе критериев в 2020 г. Были поставлены задачи по внедрению актуального содержания образования, эффективных технологий и прописаны необходимые управленческие решения для достижения желаемых результатов. В каждой группе критериев были выделены несколько показателей, по которым будут проходить развитие техникума, повышение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Кемеровской области.
Первая группа критериев включает в себя показатели социально-экономической эффективности управления образовательными организациями потребительской кооперации: сбалансированность управления пакетами основных программ, программ дополнительного образования, доля доходов от научно-внедренческой деятельности, проектной, грантовой деятельности, доля обязательных отчислений, направляемых в фонд развития и инвестиций организации, доля расходов на развитие технологической базы организации.
Вторая группа критериев оценивает качество публичного образовательного процесса и кооперативного образования по семи показателям, обеспечивающим привлекательность и устойчивость ООПК на рынке образовательных услуг: доля программ, реализуемых в кадровом партнерстве с работодателями и предпринимателями; доля синхронизированных программ СПО — ВО с сопряженными учебными планами, ресурсами для сетевого обучения и обеспечения индивидуальных карьерных траекторий студентов в отраслевой системе образования и в разрезе укрупненных групп специальностей (УГС); доля программ СПО, обеспеченных проведением демонстрационного квалификационного экзамена; удельный вес обученных экспертов по программе WorldSkills Russia; доступность и развитие предприимчивости у студентов.
В третью группу вошли критерии эффективность управления притоком талантов и выполнением контрольных цифр приема (КЦП) (пять показателей), в том числе работа по профориентации и обеспечению специальных мер поддержки талантливой молодежи, применяемых организацией, и число студентов, поступивших на обучение при помощи этих мер.
Четвертая группа (семь показателей) позволяет определить эффективность управления кадровым партнерством и карьерным развитием студентов. Данные показатели учитывают участие студентов во всех видах проектной, конкурсной и предпринимательской деятельности, причем подтвердивших устойчивые успехи в карьерном и предпринимательском развитии в течение пяти лет после получения образования
Пятая группа критериев предлагает оценить эффективность внедрения инноваций в деятельность образовательной организации по трем показателям. В частности, внедрение программ обучения и переподготовки персонала с учетом профессиональных стандартов, аттестации (сертификации) рабочих мест, технологического обновления, внедрение проектов функционального и технологического развития персонала, разработка и открытие новых сервисов/услуг, продуктов, проектов в интересах клиентов, потребительской кооперации, развития регионов.
Например, для 2-й группы «Качество публичного образовательного процесса и кооперативного образования» по показателю 2.1 «число/доля программ, реализуемых в кадровом партнерстве с работодателями и предпринимателями» (на основе соглашения о кадровом взаимодействии с обязательным утверждением перечня приоритетных компетенций, ценностей, задач, видов практического, проектного обучения) критериальные значения smart-целей в 2017 г. составили 4/40, а планируемые к 2020 г. — 9/100. Для того чтобы достигнуть такого показателя и увеличить долю реализуемых программ, планируется разработать профильные программы в партнерстве с организациями малого и среднего бизнеса (МСБ), предприятиями системы потребительской кооперации. В качестве управленческого решения предлагается заключать партнерские соглашения с организациями МСБ, предприятиями потребительской кооперации.
По пятой группе критериев «Эффективность внедрения инноваций» в качестве примера можно рассмотреть такой показатель, как «разработка и открытие новых сервисов/услуг, продуктов, проектов в интересах клиентов, развития регионов, потребительской кооперации». Чтобы к 2025 г. увеличить прибыль, будет проводиться постоянный мониторинг инноваций и осуществляться переработка контента образовательных продуктов/услуг/сервисов. Для этого необходимо следовать следующим управленческим решениям — разработать план развития и реализации новых сервисов, разработать и запустить образовательные стартапы, оказывать всяческую поддержку студенческим предпринимательским, в том числе кооперативным, проектам.
Одна из первостепенных задач — сделать техникум площадкой обучения молодежи с высокими лидерскими амбициями и увеличить общее число обучающихся до тысячи человек по 10 специальностям. Вторая стратегическая задача — это создание центра компетенций по профилю «Предпринимательство». Третья, но не менее амбициозная задача — занять долю образовательного рынка Кемеровской области на 5 % и стать лидером предпринимательского образования в Кузбассе. Четвертая — внедрить новую модель образовательного процесса и перейти к заочной форме обучения в формате электронного обучения с доведением доли обучающихся по ней до 100 %.
Эти стратегические задачи развития техникума в полной мере соответствуют поставленным в Концепции развития системы потребительской кооперации и согласуются с Посланием Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 01.03.2018: «В короткие сроки необходимо сформировать по всей стране центры опережающей профессиональной подготовки. На их базе будет проходить обучение студентов и переподготовка преподавателей. Уже работающие граждане смогут повышать здесь свою квалификацию, приобретать дополнительные навыки или получать новую специальность, а школьники в рамках профориентации — выбирать для себя профессии» [6].
Другим важным аспектом деятельности образовательных организаций профессионального образования президент обозначил учет стратегии регионального развития, инвестиционных проектов, которые планируются к реализации в регионах, и укрепление взаимодействия с организациями-работодателями для создания надежных гарантий трудоустройства выпускников.
Сложившаяся система управления в Кемеровском кооперативном техникуме (ККТ) обеспечивает эффективное взаимодействие всех структурных подразделений техникума и позволяет успешно реализовать современную образовательную модель учебного заведения СПО как эффективного предпринимательского кооперативного техникума, ведущего подготовку специалистов среднего звена в соответствии с потребностями регионального рынка труда, системы потребительской кооперации и запросами личности. Перспективы развития образовательной организации в первую очередь направлены на опережающее обучение и подготовку конкурентоспособного специалиста.
Разработанная стратегия развития образовательной организации до 2025 г., направленная на внедрение новых и улучшение качества имеющихся образовательных программ, расширение спектра образовательных услуг за счет более эффективного использования кадрового ресурса и информационных технологий, расширение своего сегмента на рынке образовательных услуг за счет продвижения выпускников, их востребованности на рынке труда посредством организации социального партнерства и активную профориентационную работу, уже показала свои первые положительные результаты. Например, в 2017 г. приток абитуриентов увеличился и составил 538 человек, в том числе обучающихся на дневном отделении — 403 и заочном отделении — 195. Тогда как в 2015 и 2016 гг. число студентов составляло, соответственно, 416 и 438. В 2017 г. после изучения потребности рынка труда были открыты два новых направления подготовки: 43.02.10 «Туризм», 40.02.03 «Право и судебное администрирование» и разработаны 11 программ профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации.
В 2018 г. в соответствии с планом стратегического развития техникума планируется увеличить количество специальностей до девяти (получена лицензия на подготовку специалистов по новой специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»). Этому способствует стратегия инновационного развития учебного заведения, открытие новых перспективных и востребованных специальностей, использование активных форм профориентационной работы (профессиональные полигоны, профессиональные пробы для школьников), внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, получение бюджетных мест (техникум впервые в 2017 г. принял участие в конкурсе на получение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального и областного бюджета и получил 90 бюджетных мест по специальностям «коммерция», «гостиничный сервис», «туризм», «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»).
Качественная подготовка специалистов в техникуме основывается на внедрении инновационных образовательных проектов, формировании предпринимательских компетенций у подрастающего поколения, профессионализме педагогических кадров.
С 2016 г. техникум участвует в движении WorldSkills Russia (WSR) по компетенциям «администрирование отеля», «туризм», «предпринимательство» и стал победителем по компетенции «администрирование отеля». В 2017 г. было получено право организовать площадку IV Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Кемеровской области по компетенции «предпринимательство». Команда техникума стала победителем по данной компетенции.
Одним из важных направлений инновационного развития образовательной организации является повышение квалификации педагогических работников техникума и развитие их творческого потенциала. В настоящее время 70 % преподавателей имеют первую и высшую квалификационные категории (на 10 % больше, чем в 2016 г.). В 2017/18 уч. г. повышение квалификации осущест-
влялось с отрывом от работы (курсы, региональные и всероссийские семинары, стажировки) и без отрыва (методические семинары, научно-практические конференции, круглые столы). Плановое повышение квалификации прошли 12 человек, профессиональную переподготовку по программе «Преподаватель СПО» — 7 педагогов. 2 преподавателя являются экспертами с правом проведения чемпионатов по стандартам WSR и 2 педагога — с правом оценки демонстрационного экзамена.
В результате 90 % коллектива имеют педагогическое образование в соответствии с требованием профессионального стандарта «Педагог профессионального образования». Все преподаватели за последние три года прошли повышение квалификации, что позволило педагогическому коллективу активно осваивать передовые педагогические технологии, совершенствовать содержание образования и стать победителями, призерами в различных конкурсах педагогического мастерства в 2017 г.
В 2016-2017 гг. велась активная работа коллектива по развитию интереса у студентов к профессии, формированию предпринимательских умений. С участием ведущих специалистов малого и среднего бизнеса были проведены квалификационные экзамены по результатам освоения профессиональных модулей и проверка уровня сформированности компетенций выпускников на этапе государственной итоговой аттестации. Организованы профессиональные полигоны с участием работодателей (площадки для профессиональных и предпринимательских проб) по специальностям техникума, в которых приняли участие более 300 школьников и студентов области. В апреле 2018 г. в техникуме состоялся региональный этап Национального чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» (участие, в котором учитывается в показателях федерального мониторинга качества подготовки кадров). Студенты получили от действующих предпринимателей не только кейс для предпринимательских улучшений, но и поучаствовали в мастер-классах по работе над своими личными качествами, умением учиться всю жизнь, преодолевать трудности, выстраивать коммуникации.
Результаты инновационной деятельности техникума, учебно-методической и воспитательной работы позволили учебному заведению успешно пройти проверку Кузбассобрнадзора по качеству обучения и аккредитацию по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.11 «Гостиничный сервис» в 2016 г. и профессионально-общественную аккредитацию образовательной программы среднего профессионального образования в 2018 г.
Заключение
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что стратегический план развития Кемеровского кооперативного техникума позволяет добиться поставленных целей и высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Кемеровской области. В разработанном стратегическом плане развития техникума прописаны управленческие решения для каждого показателя в каждой критериальной группе. Выполнение этих решений уже показывает положительные результаты и в дальнейшем позволит добиться поставленных целей и вывести техникум на более высокий уровень конкурентоспособности и занять устойчивую и перспективную нишу на рынке образовательных услуг Кемеровской области. Ведь конкурентоспособной может быть только образовательная организация, которая открыта новому, взаимодействует с работодателями, проявляет активность, нацелена на потребителей, известна им и предлагает качественные образовательные услуги, выделяется на фоне других образовательных организаций востребованными конкурентоспособными выпускниками.
Литература
1. Жданкина И. Ю. Шамов А. Е. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.
2. Концепции развития системы потребительской кооперации на 2017-2021 годы [Электронный ресурс]. URL: http:// pandia.ru/text/80/355/92539.php.
3. Маркетинг : словарь / Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский и др. М. : ОАО «НПО «Экономика», 2000. 362 с.
4. Перцовский Н. И., Спиридонов И. А., Барсукова С. В. Международный маркетинг. М. : Высшая школа, 2001. 239 с.
5. Молочников Н. Р., Реутова И. В., Лобовская Т. А. Конкурентоспособность образовательных учреждений - основные факторы успеха [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2004. № 8. С. 134-135. URL: http:// natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13342 (дата обращения: 24.05.2018).
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/.
7. Рыночная экономика : словарь / под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М. : Республика, 1993. 524 с.
8. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М. : Дело, 2001. 448 с.
9. Центросоюз Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://incoop.nu/images/docs/ Ha_2017-2021.pdf.
References
1. Zhdankina I. Yu. Shamov A. E. Sushchnost' i ponyatie konkunentosposobnosti obnazovatel'nyh onganizacij [Essence and concept of competitiveness of the educational organizations]. Bulletin NGII, 2014, no. 9 [40]. pp. 12-18. (In Russian).
2. Koncepcii nazvitiya sistemy potnebitel'skoj koopenacii na 2017-2021 gody [Concepts of the development of the system of consumen cooperation fon 2017-2021]. Available at: http://pandia.nu/text/80/355/92539.php. (In Russian].
3. Azoev G. L., Zavyalov P. S., Lozovskiy L. S., Ponshev A. G., Raizbeng B. A. Manketing [Manketing]. Dictionany. Moscow, JSC "NPO "Economics", 2000, 362 p. (In Russian].
4. Pentsovskiy N. I., Spinidonov I. A., Bansukova S. V. Mezhdunanodnyj manketing [International manketing]. Moscow, Highen School, 2001, 239 p. (In Russian].
5. Molochnikov N. R., Reutova I. V., Lobovskaya T.A. Konkunentosposobnost' obnazovatel'nyh uchnezhdenij - osnovnye faktony uspekha [Competitiveness of educational onganizations - the main success factons]. Advances of Modern Natural Science, 2004, no. 8, pp. 134-135. Available at: http://natunal-sciences.nu/nu/anticle/view?id=13342 (accessed 24.05.2018]. (In Russian].
6. Poslanie Pnezidenta RF Fedenal'nomu Sobnaniyu ot 01.03.2018 "Poslanie Pnezidenta Fedenal'nomu Sobnaniyu" [Message of the Pnesident of the Russian Fedenation to the Fedenal Assembly of 01.03.2018 'The Addness of the Pnesident to the Fedenal Assembly"]. Available at: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_291976/. (In Russian].
7. Rynochnaya ekonomika [Manket economy]. Dictionany. Ed. G.Y. Kipenman. Moscow, Republic, 1993, 524 p. (In Russian].
8. Fatkhutdinov R. A. Stnategicheskij menedzhment [Stnategic management]. Moscow, Affain, 2001, 448 p. (In Russian].
9. [Centnosoyuz of the Russian Fedenation]. Available at: https://incoop.nu/images/docs/ on_2017-2021.pdf. (In Russian].