Научная статья на тему 'Особенности развития потребительской кооперации на современном этапе'

Особенности развития потребительской кооперации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1077
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАГОТОВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / УСЛУГИ / ЦЕНТРОСОЮЗ / PROCUREMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTS / THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATIONS OF CONSUMER COOPERATION / COMPETITION / PUBLIC CATERING / CONSUMER COOPERATION / CONSUMER SOCIETY / THE VOLGA FEDERAL DISTRICT / RETAIL TRADE / SERVICES / CENTROSOYUZ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаева Татьяна Николаевна, Горшкова Дарья Сергеевна, Шамин Евгений Анатольевич

Введение. Одной из особенностей современной экономики является усиление конкуренции на рынках производства товаров и предоставления услуг. В таких условиях проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций в регионах чрезвычайно важна для всех субъектов рынка, но наиболее острой она является для организаций потребительской кооперации. Материалы и методы. На основе показателей финансово-хозяйственной деятельности кооперативных организаций России авторы исследовали социально-экономических условия развития кооперативных организаций, математическими методами определили динамику и тенденции основных финансово-экономических показателей организаций по отраслям деятельности, а также выявили проблемы становления и повышения их конкурентоспособности. Результаты. Статья посвящена исследованию развития деятельности потребительских обществ на уровне Приволжского федерального округа по отраслям деятельности. В результате проведенного исследования авторы установили, что, задействовав конкурентные преимущества самой кооперативной системы и ее огромный экономический потенциал, повышение конкурентоспособности кооперации на уровне округа или региона будет способствовать в условиях относительной автономности сохранению ее целостности и повышению ее эффективности. Обсуждение. Авторы отмечают необходимость проведения анализа конкурентоспособности организаций потребительской кооперации и разработки мероприятий, направленных на ее повышение. Однако за анализируемый период кооперация за счет сокращения объемов основной отрасли торговой деятельности в районных центрах потеряла значительную долю рынка. Результаты проведенного авторами анализа показывают, что в современных условиях кооперация находится в сложной экономической ситуации: за период экономических реформ снизились объемы деятельности, утрачены позиции на региональных рынках в результате усиления конкуренции. Повысить конкурентоспособность предприятий системы потребительской кооперации возможно путем увеличения объемов реализации продукции и услуг; улучшения качества реализуемой продукции. Заключение. Проведенное авторами исследование имеет научную и практическую значимость и позволит организациям своевременно выявлять и систематически оценивать свой уровень конкурентоспособности, использовать внутренние резервы для повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кутаева Татьяна Николаевна, Горшкова Дарья Сергеевна, Шамин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CONSUMER COOPERATION AT THE PRESENT STAGE

Introduction. One of the features of the modern economy is increasing competition in the markets of production of goods and services. In such conditions the problem of improving the competitiveness and retention positions in the regions is extremely important for all market participants, but it is most acute for organizations of consumer cooperative societies. Materials and methods. On the basis of figures of financial and economic activities of the cooperative organizations of Russia, the authors examined the socio-economic conditions of development of cooperative organizations, mathematical methods have determined the dynamics and trends of the major financial-economic-indicators of organizations by sectors of activity, and also revealed the problems of establishing and enhancing their competitiveness. Results. The article is devoted to development activities in consumer societies at the level of the Volga Federal district by branches of activity. In the study car-ry found that, utilizing the most competitive advantages of the cooperative system and its enormous economic potential, increasing the competitiveness of societies at the district or regional level will contribute in conditions of relative autonomy, the preservation of its integrity and increase its efficiency. Discussion. The authors note the need for the analysis of competitiveness of enterprises of consumer cooperation and development of measures aimed at its improvement. However, one can see that over the period of cooperation due to the reduction in the main industry and trade activities in the regional centers lost significant market share. The results of the analysis show that in modern conditions the cooperation is in a difficult economic situation: during the period of economic reforms has decreased the volume of activity, lost ground in the regional markets due to increased competition. To increase the competitiveness of the enterprises of the consumer cooperation system is possible by increasing the sales of products and services; improve the quality of products sold. Conclusion. The authors' study has scientific and practical significance and will allow organizations to identify and systematically assess their level of competitiveness, use internal reserves to enhance the efficiency and competitiveness of consumer cooperation.

Текст научной работы на тему «Особенности развития потребительской кооперации на современном этапе»

competence approach), Ekonomicheskie nauki. 2015. No. 126. pp. 7-11.

33. Kristinevich S. A., Omel'yanyuk A. M. Insti-tutsional 'nie usloviya vosproizvodstva chelove-cheskogo kapitala v innovatsionnoy ekonomike (Institutional conditions for the reproduction of human capital in the innovation economy), monografiya. Brest : Izda-tel'stvo BrGTU, 2008. 152 p.

34. Bogatireva V. V. Teoriya finansovogo uprav-leniya vosproizvodstvom chelovecheskogo kapitala: kontseptual'nie osnovi, metodologicheskie printsipi (The theory of financial management of the reproduction of human capital: conceptual framework, methodological principles), Vestnik Polotskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya D: Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2014. No. 5. pp. 2-11.

35. SHtrazburg S. V. Osobennosti vosproiz-vodstva chelovecheskogo kapitala (Features of reproduction of human capital), Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. 2009. T. 4. No. 1 (11). pp. 88-90.

36. Fedorova A. A. Korporativnaya kul'tura v sisteme upravleniya organizatsiey (Corporate culture in the management system of the organization), avtoref. dis. kand. ek. nauk: 08.00.05. Moskva, 2005. 28 p.

37. Bogatireva V. V. Kontseptsiya finansovogo upravleniya vosproizvodstvom chelovecheskogo kapi-

tala kak instrument ustoychivogo razvitiya ekonomiki (The concept of financial management of the reproduction of human capital as a tool for sustainable economic development), Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D: Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. No. 6. pp. 82-94.

38. Ahmedov A. Sovershenstvovanie organiza-tsionno-ekonomicheskogo mehanizma material'nogo stimuHrovaniya truda rabotnikov v sel'skom hozyaystve (Improvement of organizational and economic mechanism of material stimulation of workers in agriculture), Upravlenie personalom. 2007. No. 20. pp. 43-45.

39. Zabaykin YU. V. Upravlenie personalom (Personnel management), Gos. obrazovatel'noe uchrezh-denie vissh. prof. obrazovaniya «Rossiyskiy zaochniy int tekstil'noy i legkoy prom-sti». Moskva. 2008. 21 p.

40. Starkova N. O. Otsenka organizatsionnogo razvitiya malogo predpriyatiya (Evaluation of organizational development of a small business), Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. No. 2 (55). pp. 905-909.

41. Maramohina E. V. Osnovnie problemi kadrovogo obespecheniya sel'skogo hozyaystva (The main staffing problems of agriculture), Aekonomika: ekonomika i sel'skoe hozyaystvo. 2015. No. 2 (6). pp. 4.

Дата поступления статьи в редакцию 22.02.2017, принята к публикации 20.04.2017.

08.00.05 УДК 334.735

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2017

Кутаева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Горшкова Дарья Сергеевна, магистрант экономического факультета Шамин Евгений Анатольевич, кандидат экономических наук, проректор по научной деятельности и инновационному развитию Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение. Одной из особенностей современной экономики является усиление конкуренции на рынках производства товаров и предоставления услуг. В таких условиях проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций в регионах чрезвычайно важна для всех субъектов рынка, но наиболее острой она является для организаций потребительской кооперации.

Материалы и методы. На основе показателей финансово-хозяйственной деятельности кооперативных организаций России авторы исследовали социально-экономических условия развития кооперативных организаций, математическими методами определили динамику и тенденции основных финансово-экономических показателей организаций по отраслям деятельности, а также выявили проблемы становления и повышения их конкурентоспособности.

Результаты. Статья посвящена исследованию развития деятельности потребительских обществ на уровне Приволжского федерального округа по отраслям деятельности. В результате проведенного исследования авторы установили, что, задействовав конкурентные преимущества самой кооперативной системы и ее огромный экономический потенциал, повышение конкурентоспособности кооперации на уровне округа или региона будет способствовать в условиях относительной автономности сохранению ее целостности и повышению ее эффективности.

Обсуждение. Авторы отмечают необходимость проведения анализа конкурентоспособности организаций потребительской кооперации и разработки мероприятий, направленных на ее повышение. Однако за анализируемый период кооперация за счет сокращения объемов основной отрасли - торговой деятельности в районных центрах потеряла значительную долю рынка. Результаты проведенного авторами анализа показывают, что в современных условиях кооперация находится в сложной экономической ситуации: за период экономических реформ снизились объемы деятельности, утрачены позиции на региональных рынках в результате усиления конкуренции. Повысить конкурентоспособность предприятий системы потребительской кооперации возможно путем увеличения объемов реализации продукции и услуг; улучшения качества реализуемой продукции.

Заключение. Проведенное авторами исследование имеет научную и практическую значимость и позволит организациям своевременно выявлять и систематически оценивать свой уровень конкурентоспособности, использовать внутренние резервы для повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности потребительской кооперации.

Ключевые слова: заготовки сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособность организаций потребительской кооперации, конкуренция, общественное питание, потребительская кооперация, потребительские общества, Приволжский федеральный округ, розничная торговля, услуги, Центросоюз.

Для цитирования: Кутаева Т. Н., Горшкова Д. С., Шамин Е. А. Особенности развития потребительской кооперации на современном этапе // Вестник НГИЭИ. 2017. № 5 (72). С. 113-120.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CONSUMER COOPERATION AT THE PRESENT STAGE

© 2017

Tatiana Nikolaevna Kutaeva, the candidate of economical sciences, the associate professor of the chair «Accounting, analysis and audit» Dariya Sergeevna Gorshkova, the under-graduate student of economic faculty Eugeniy Anatolievich Shamin, the candidate of economical sciences, the associate professor, the prorector for scientific activity and innovation development Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Annotation

Introduction. One of the features of the modern economy is increasing competition in the markets of production of goods and services. In such conditions the problem of improving the competitiveness and retention positions in the regions is extremely important for all market participants, but it is most acute for organizations of consumer cooperative societies.

Materials and methods. On the basis of figures of financial and economic activities of the cooperative organizations of Russia, the authors examined the socio-economic conditions of development of cooperative organizations, mathematical methods have determined the dynamics and trends of the major financial-economic-indicators of organizations by sectors of activity, and also revealed the problems of establishing and enhancing their competitiveness.

Results. The article is devoted to development activities in consumer societies at the level of the Volga Federal district by branches of activity. In the study car-ry found that, utilizing the most competitive advantages of the cooperative system and its enormous economic potential, increasing the competitiveness of societies at the district or regional level will contribute in conditions of relative autonomy, the preservation of its integrity and increase its efficiency.

Discussion. The authors note the need for the analysis of competitiveness of enterprises of consumer cooperation and development of measures aimed at its improvement. However, one can see that over the period of cooperation due to the reduction in the main industry and trade activities in the regional centers lost significant market share. The results of the analysis show that in modern conditions the cooperation is in a difficult economic situation: during the period of economic reforms has decreased the volume of activity, lost ground in the regional markets due to increased competition. To increase the competitiveness of the enterprises of the consumer cooperation system is possible by increasing the sales of products and services; improve the quality of products sold.

Conclusion. The authors' study has scientific and practical significance and will allow organizations to identify and systematically assess their level of competitiveness, use internal reserves to enhance the efficiency and competitiveness of consumer cooperation.

Keywords: procurement of agricultural products, the competitiveness of the organizations of consumer cooperation, competition, public catering, consumer cooperation, consumer society, the Volga Federal district, retail trade, services, Centrosoyuz.

Введение

Одной из важных целей развития организаций потребительской кооперации на современном этапе является усиление позиций в конкурентном пространстве, увеличении доли присутствия в сегменте рынка предоставления услуг. Для выполнения цели важно прежде всего определить преимущества самой кооперативной системы Центросоюза, чтобы иметь взаимовыгодные результаты. Сегодня кооперация Российской Федерации представляет собой многоотраслевую отрасль экономики. По данным Центросоюза структура совокупного объёма деятельности в 2015 г. была следующей: 63,8 % составили объемы продаж розничной торговли; 6,1 % -отрасли общественного питания; 5,2 % - оптовые продажи; 9,5 % - производство промышленной продукции; 12,1 % - сельскохозяйственные закупки; 2,1 % - платные услуги; другие виды деятельности - 1,2 % [1].

Следует отметить, что за период 2011-2016 гг. объемы деятельности кооперации заметно замедлились. При этом одновременно наблюдается снижение численности пайщиков и общего количества потребительских обществ. Так, на начало 2016 г. количество пайщиков составило 2 319 тыс. чел. или на 35,3 % меньше, чем числилось в 2011 г. За этот же период на 14 % уменьшилось число потребительских обществ, на 20,5 %. - количество районных и окружных потребсоюзов [2, с. 61]. В 70 регионах страны в настоящее время функционирует 3 тыс. потребительских обществ, 12 000 приемно-заготовительных пунктов, кооперация в России обслуживает около 40 млн человек, при этом 85 % из них составляют сельские жители [3, с. 11].

По мнению ученых, потребительская кооперация должна стать ключевым звеном в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей [4; 5; 6; 7]. Потребительские общества участвуют в решении социально-экономических задач отдельных регионов и вопросов продовольственной безопасности страны, предоставляют рабочие места населению. Кооператоры участвуют в жизни 54 тысячи сел и деревень, где во многих из них численность жителей составляет менее 100 человек и обеспечивают их продуктами первой необходимости [8, с. 2].

Принимая во внимание многоотраслевую деятельность организаций, их интеграцию с сельскохозяйственными товаропроизводителями, необходимо в современных условиях активизировать процессы развития потребительских обществ и развивать ко-

оперативную систему рационально. При этом важно, обеспечивая конкурентные отношения с другими субъектами на региональном рынке услуг, обеспечивать финансовую устойчивость кооперативных организаций.

Материалы и методы

Наш анализ современного развития кооперативных организаций базируется на исследовании социально-экономических условий развития рыночной среды, определении роли и положения потребительских обществ в развитии экономики территорий Российской Федерации, а также определении тенденций развития по отраслям деятельности, выявлении проблем становления и повышения конкурентоспособности организаций [9; 10; 11; 12].

В качестве объекта исследования взят Приволжский федеральный округ (ПФО), который образован указом Президента РФ от 13 мая 2000 года. Федеральный округ располагается в центре европейской части Российской Федерации и в его состав включено 14 субъектов Российской Федерации: республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан и области - Чувашская, Удмуртская, Нижегородская, Оренбургская, Кировская, Саратовская, Ульяновская, Самарская, Пензенская, а также Пермский край [13].

Общая площадь Приволжского федерального округа составляет 1 038 тыс. кв. км или 6,8 % от общей площади страны. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

В состав округа входят 191 город, и в том числе крупные города: Казань, Саратов, Уфа, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Тольятти, Ульяновск, Пенза, Ижевск, Оренбург. Следует отметить, что в каждом субъекте, входящем в состав округа, созданы региональные союзы потребительских обществ. Таким образом, в Приволжском федеральном округе таких союзов 14, в состав которых входят 582 потребительских общества.

Результаты

Развитие рыночных отношений в стране, глобализация и возросшая конкуренция на рынке услуг привели к потере потребительской кооперацией Приволжского федерального округа доли рынка, что отрицательно привело к снижению совокупного объема по отраслям деятельности и сокращению численности работников, занятых в системе. Особенно этот процесс затронул основную отрасль - розничную торговлю. В результате этого система потребительской кооперации округа утратила свои прежние позиции на рынке предоставления населению услуг розничной торговли (табл. 1) [14; 15].

Таблица 1 - Распределение объёмов продаж розничной торговли по формам собственности

в Приволжском федеральном округе за 2011 - 2015 гг., %

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015

Объем продаж розничной торговли ПФО 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в т. ч. по форме собственности:

- государственная и муниципальная 2,1 1,7 1,4 1,4 1,4

- частная 87,6 88,2 88,3 89,2 89,4

- потребительская кооперация 2,1 1,8 1,7 1,6 1,5

- другие формы собственности 8,2 8,3 8,6 7,8 7,7

В 2011 г. потребительская кооперация занимала 2,1 % в общем объеме розничного товарооборота округа, а в 2015 г. - 1,5 %. При этом отмечается рост общего оборота розничной торговли по всем формам собственности за период 2011-2015 гг. почти в 2 раза. Субъекты частной формы собственности увеличили темпы роста в 2 раза, а потребительская кооперация только в 1,5 раза. Отрицательные тенденции уменьшения занимаемой доли рынка кооперацией не приостановлены и с каждым годом увеличиваются.

Однако основной ее отраслью является розничная торговля. За 5 лет в совокупном обороте

Рассмотрим динамику основных экономических и финансовых показателей деятельности организаций потребительской кооперации, представленных в таблице 3.

Анализ статистических данных Центросоюза позволил определить, что общий объем деятельности кооперативных организаций за 2015 г. сократился по сравнению с 2011 г. на 2,9 % и составил 231,7 млрд руб. [16; 17; 18; 19; 20]. При этом совокупный объем организаций исследуемого округа за анализируемый период увеличился на 9 % и в 2015 году составил 91,7 млрд руб., что выше среднего показателя по Центросоюзу.

По состоянию на 01.01.2016 года организации потребительской кооперации Приволжского федерального округа занимали в общем объеме деятельности Центросоюза 39,5 %.

системы потребительской кооперации Приволжского федерального округа ее удельный вес розничного товарооборота сократился на 5,5 %, и составил в 2015 году 60,4 %. Удельный вес общественного питания за анализируемый промежуток времени увеличился на 0,2 % и составляет 7,3 % от всего оборота потребительской кооперации в ПФО. Доля оптового оборота в общей структуре увеличилась на 1,09 % и составила в 2015 году 5,69 %. Совокупный объем по другим видам деятельности в 2011 году не отмечался, а в 2015 году составил 2,3 % (табл. 2).

За период 2011-2015 гг. отмечается рост показателей объемов деятельности в следующих отраслях: оптовые продажи - 63,8 %, закупки сельскохозяйственной продукции - на 18 %, производство промышленной продукции - на 24 %. Снижение объемов наблюдается в розничной торговле -на 11,2 %, предоставление платных услуг населению - на 10,5 %.

Следует отметить, несмотря на рост объемных показателей большинства отраслей деятельности Це нтросоюза, за рассматриваемый период в целом прибыли в 2015 г. в кооперативных организациях

округа получено меньше на 0,7 млрд руб. или на 15,6 %.

Для наглядности на рисунке 1 представлена структура совокупного объема деятельности потребительской кооперации Приволжского федерального округа за 2011 и 2015 гг.

Таблица 2 - Структура совокупного объема деятельности потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе за период 2011-2015 гг., %

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 Отклонение (+, -)

Товарооборот розничной торговли 65,9 65,5 62,9 61,4 60,4 -5,5

Оборот общественного питания 7,1 7,3 7,3 7,4 7,3 +0,2

Оптовый оборот 4,6 4,8 5,0 5,59 5,69 +1,09

Закупки сельскохозяйственной продукции 12,0 12,1 12,2 12,6 12,8 +0,8

Оборот производства промышленной продукции 9,5 9,3 9,7 9,9 10,7 +1,2

Оказание платных услуг населению 0,9 0,9 0,84 0,83 0,75 -0,15

Другие виды деятельности - - 2,1 2,3 2,3 +2,3

Доля совокупного объема деятельности ПФО в общем объеме Центросоюза 50,6 36,3 36,8 38,2 39,6 -11

Таблица 3 -Анализ экономических и финансовых показателей потребительских обществ Центросоюза и ПФО за 2011-2015 гг., млрд руб. [16; 17; 18; 19; 20]

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 Темп роста, %

Оборот розничной торговли ПФО 55,4 58,5 59,9 57,1 55,3 99,8

ЦС 166,2 171,2 173,9 159,6 148,1 0,9

Оборот общественного питания ПФО 6,0 6,6 6,9 6,9 6,7 112,0

ЦС 14,4 15,2 16,0 14,4 14,3 98,0

Оптовый оборот ПФО 3,8 4,3 1,8 5,2 5,2 163,8

ЦС 10,9 11,2 10,9 11,2 11,8 108,2

Закупки сельхозпродуктов и сырья ПФО 10,0 10,8 11,6 11,7 11,8 118,0

ЦС 22,8 23,1 24,3 24,0 23,5 105,8

Объем промышленной продукции ПФО 7,9 8,3 9,2 9,2 9,8 124,0

ЦС 20,5 20,3 21,5 20,9 21,8 105,8

Платные услуги населению ПФО 0,76 0,79 0,79 0,77 0,68 89,5

ЦС 4,4 4,9 4,9 4,9 4,9 111,4

Прибыль (+), убыток (-) от всех ПФО +1,1 +0,9 +1,2 +0,93 +0,98 89,1

отраслей деятельности ЦС +4,5 +2,0 +3,5 +2,8 +3,8 84,4

7,9

0,76

10

3,8 6

55,4

ПФО 2011 г.

9,8

0,68

11,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,2 6,7

ПФО 2015 г.

55,3

И Оборот розничной торовли

□ Оборот общественного питания

□ Оптовый оборот

□ Закупки продуктов и сырья

□ Объем промышленной продукции ■ Платные услуги населению

Рисунок 1 - Структура совокупного объема деятельности потребительской кооперации Приволжского федерального округа за 2011 и 2015 г., %

Из рисунка 1 видно, что за рассматриваемый период в совокупном объеме деятельности потребсоюзов Приволжского федерального округа увеличился удельный вес отраслей: оборот общественного питания, оптовый оборот, закупки сельскохозяйственной продукции, объем промышленной продукции на 0,7, 1,4, 1,5 и 1,9 % соответственно.

За анализируемый период сократился удельный вес таких отраслей, как оборот розничной торговли и платные услуги населению на 0,1 и 0,08 % соответственно.

На рисунке 2 представлена структура совокупного объема деятельности Центросоюза за 2011 и 2015 гг.

20,5 4,4

22,8

10,9 /Ъ^

14,4

Центросоюз 2011 г.

21,8

4,9

166,2

11,8 11,8

14,3

Центросоюз 2015 г.

И Оборот розничной торговли

И Оборот общественного питания

□ Оптовый оборот

□ Закупки продуктов и сырья

Ш Объем промышленной

продукции ■ Платные услуги населению

Рисунок 2 - Структура совокупного объема деятельности потребительской кооперации Центросоюза за период 2011-2015 гг., %

Анализируя рисунок 2, можно сделать вывод, что за рассматриваемый период в совокупном объеме деятельности Центросоюза увеличился удель-

ный вес отраслей: оптовый оборот, промышленной продукции и платные услуги населению на 0,9, 1,3, и 0,5 % соответственно.

За анализируемый период сократился удельный вес таких отраслей, как оборот розничной торговли, оборот общественного питания и оптовый оборот на 18,1, 0,1 и 11 % соответственно.

За период 2011-2015 гг. снижается доля услуг оптовой торговли. Объем производства товаров на протяжении исследуемого периода снижается. Это во многом связано со снижением производства кооперативных товаров: хлеба и хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков, рыбных, колбасных изделий. Таким образом, проведенное исследование развития кооперации позволило определить, что розничная торговля является основным видом деятельности Приволжского федерального округа. Следует отметить, что предприятия розницы, входящие в систему, обладают огромным потенциалом для своего дальнейшего развития, однако имеют место факторы, которые отрицательно влияют на отрасль:

- практически отсутствуют торговые сети, отвечающие современным требованиям для обеспечения экономической эффективности, рентабельности, конкурентоспособности розницы на уровне региона;

- в большинстве регионов на уровне административных областных потребительских обществ розничные предприятия объединены, что не позволяет достичь оптимальных издержек в рознице;

- в системе функционирует значительное количество нерентабельных (убыточных) магазинов, которые расположены в сельской местности и обслуживают сельских жителей деревень, где проживают менее 100 человек;

- многие предприятия территориально удалены от в логистических распределительных центров.

В этих условиях важно принять необходимые меры по увеличению объемов основной отрасли деятельности для увеличения доли на товарном и потребительском рынке региона и страны. Это можно достигнуть только при обеспечении конкурентоспособности самих кооперативных организаций, внедрения и развития инновационных процессов для достижения их финансовой устойчивости.

В таблице 4 представлены финансовые показатели в разрезе потребительских союзов Приволжского федерального округа.

Таблица 4 - Анализ финансовых результатов потребительских союзов Приволжского федерального округа за 2011-2015 гг., млн руб.

Наименование потребсоюзов 2011 2012 2013 2014 2015 Темп роста, %

Нижегородский 172,9 218,2 266,4 256,3 211,5 122,3

Башкирский 84,1 143,5 130,2 71,8 64,6 76,8

Марийский 33,8 54,8 22,8 48,0 52,2 154,4

Мордовский 14,3 48,6 11,9 9,5 12,2 85,3

Татарский 80,8 106,7 102,9 70,9 146,2 180,9

Удмуртский 120,0 109,9 222,2 82,6 59,8 49,8

Чувашский 159,5 218,1 215,1 195,5 236,9 148,5

Кировский 69,5 133,0 88,1 79,6 69,3 99,7

Оренбургский 26,0 51,3 41,4 21,8 44,7 171,9

Пензенский 9,0 11,2 6,9 6,7 1,3 14,4

Пермский 67,7 119,8 6,3 75,1 39,4 58,2

Самарский 36,6 55,6

Саратовский 16,5 40,6 (6,5) 11,1 19,1 115,7

Ульяновский 11,7 21,6 10,4 11,9 27,0 230,8

На основании данных таблицы 4 можно сделать вывод, что за анализируемый период все организации потребительской кооперации ПФО являются прибыльными. Тем не менее результаты работы потребсоюзов за период 2011-2015 гг. показали, что у большинства организаций наблюдается уменьшение финансового результата и сокращение темпов роста прибыли. Все говорит о недостаточной их конкурентоспособности.

Обсуждение Потребительская кооперация Приволжского федерального округа является одной из крупнейших систем, осуществляющих следующие виды

услуг: розничную торговлю, общественное питание, производство товаров, заготовка сельхозпродукции у населения, оказание платных и бытовых услуг населению. Анализ динамики развития кооперации в рассматриваемом округе позволил определить, что в современных условиях недостаточно высокими темпами достигается прирост объемов по отраслям деятельности, что привело к потере конкурентного потенциала кооперативной системы. Все это с переходом к рынку стало проявляться в ограничении использования своего потенциала и проигрывании в соревновании с торговыми сетями за потребителя.

Заключение

Одной из характерных особенностей развития экономики в России является усиление конкуренции на потребительском рынке. Тем не менее в условиях конкуренции кооперативная система осуществляет социально-экономическую деятельность и играет важную роль в развитии экономики регионов и территорий. В этих условиях для кооперации важно не только суметь удержать достигнутые позиции на рынке предоставления услуг, но и повысить конкурентоспособность самих организаций, достигнуть эффективность и рентабельность в отраслях. Поэтому для кооперативных организаций Центросоюза требуется разработка стратегической программы по повышению конкурентоспособности кооперативной системы на уровне регионов, способной адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды с учетом особенностей функционирования кооперации как интегрировано-диверсифицированной системы.

Таким образом, вышеизложенное позволяет признать необходимость выполнения дальнейшего исследования, посвященного изучению факторов, влияющих на конкурентоспособность кооперативных организаций, и разработки инструментария их оценки с учетом современных условий развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Официальный сайт Центросоюза [Электронный ресурс]: http://www.rus.coop/, (дата обращения 06.02.2017 г.).

2. Ткач А. В., Нечитайлов А. С. Потребительская кооперация в условиях рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 8. С. 61-66.

3. Кузнецов Е. Сельский КООП // Аргументы и факты. 2015. № 31. С. 11.

4. Шаталов М. А. Формирование инструментария государственного регулирования устойчивого социально-экономического развития на региональном уровне // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (36). С. 66-69.

5. Овсянников С. В., Давыдова Е. Ю. Кризисо-устойчивость управления инновационной и инвестиционной деятельностью в жизненном цикле фирмы // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 320-323.

6. Бондаренко Л. В. Теоретические аспекты формирования конкурентной среды в сфере услуг // Инженерный вестник Дона. 2011. Т. 15. № 1. С.473-485.

7. Алямовская А. С., Груздева О. А., Клещи-на М. Г., Лещинская А. Ф., Силакова В. В., Шато-хин К. С., Щиголева Г. Ф. Основы экономической теории / под ред. А. Ф. Лещинской. Москва. 2011. 205 с.

8. Кузнецов Е. Кооперация на селе: преодолевать разобщенность // Деловой вестник «Российской кооперации». 2014. № 6 (162). С.2-3

9. Старкова Н. О. Моделирование системы функционирования современного агропромышленного комплекса // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4-3 (58). С. 122-128.

10. Збрицкая И. Исследование ассортимента продуктовых магазинов Нижнего Новгорода // Иннов: электронный научный журнал. 2015. № 4 (25). С. 1.

11. Афанасьева М. С., Кармышова Ю. В. Анализ стадий жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2017. № 3 (15). С. 10.

12. Павлов А. Ю., Батова В. Н. Формирование сельскохозяйственных кооперативов как фактор устойчивого развития сельских территорий Пензенской области // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2017. № 3 (15). С. 4.

13. Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pfo.gov.ru/district/projects/ (дата обращения 03 апреля 2017 г.).

14. Проскура Н. В. Инновационные подходы к продвижению продукции // СтройМного. 2015. № 1 (1). С. 3.

15. Тарский М. О. Конкурентоспособность -основное проявление качества управления организацией // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 63-66.

16. Основные показатели хозяйственной деятельности кооперации России. Статистический сборник. М. : Центросоюз РФ 2011 г.

17. Основные показатели хозяйственной деятельности кооперации России. Статистический сборник. М. : Центросоюз РФ 2012 г.

18. Основные показатели хозяйственной деятельности кооперации России. Статистический сборник. М. : Центросоюз РФ 2013 г.

19. Основные показатели хозяйственной деятельности кооперации России. Статистический сборник. М. : Центросоюз РФ 2014 г.

20. Основные показатели хозяйственной деятельности кооперации России. Статистический сборник. М. : Центросоюз РФ 2015 г.

REFERENCES

1. Ofitsial'niy sayt TSentrosoyuza [Elektronniy re surs ] . Rezhim dostupa: http://www.rus.coop (data obrascheniya 06.02.2017 g.).

2. Tkach A. V., Nechitaylov A. S. Potrebi-tel'skaya kooperatsiya v usloviyah rinka (Consumer cooperation in the market), Ekonomika sel 'skoho-zyaystvennih i pererabativayuschih predpriyatiy. 2016. No. 8. pp. 61-66.

3. Kuznetsov E. Sel'skiy KOOP (Rural KOOP), Argumenti i fakti. 2015. No. 31. pp. 11.

4. SHatalov M. A. Formirovanie instrumentariya gosudarstvennogo regulirovaniya ustoychivogo sotsi-al'no-ekonomicheskogo razvitiya na regional'nom urovne (The formation of instruments of state regulation of sustainable socio-economic development at the regional level), Region: sistemi, ekonomika, upravlenie. 2017. No. 1 (36). pp. 66-69.

5. Ovsyannikov S. V., Davidova E. YU. Krizisoustoychivost' upravleniya innovatsionnoy i in-vestitsionnoy deyatel'nost'yu v zhiznennom tsikle firmi (Crisisolutionsm management of innovative and investment activities in the life cycle of the firm), Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universi-teta. 2015. No. 4 (99). pp. 320-323.

6. Bondarenko L. V. Teoreticheskie aspekti formirovaniya konkurentnoy sredi v sfere uslug (Theoretical aspects of formation of competitive environment in sphere of services), Inzhenerniy vestnik Dona. 2011. T. 15. No. 1. pp. 473-485.

7. Alyamovskaya A. S., Gruzdeva O. A., Kle-schina M. G., Leschinskaya A. F., Silakova V. V., SHa-tohin K. S., SCHigoleva G. F. Osnovi ekonomicheskoy teorii (The basics of economic theory), pod red. A. F. Leschinskoy. Moskva. 2011. 205 p.

8. Kuznetsov E. Kooperatsiya na sele: preodo-levat' razobschennost' (Cooperation in the village to overcome the disunity), Delovoy vestnik «Rossiyskoy kooperatsii». 2014. No. 6 (162). pp. 2-3

9. Starkova N. O. Modelirovanie sistemi funktsi-onirovaniya sovremennogo agropromishlennogo komp-leksa (Modeling of the functioning of modern agriculture), Mezhdunarodniy nauchno-issledovatel 'skiy zhur-nal. 2017. No. 4-3 (58). pp. 122-128.

10. Zbritskaya I. Issledovanie assortimenta pro-duktovih magazinov Nizhnego Novgoroda (The study of a range of grocery shops in Nizhny Novgorod), Innov: elektronniy nauchniy zhurnal. 2015. No. 4 (25). pp. 1.

11. Afanas'eva M. S., Karmishova YU. V. Analiz stadiy zhiznennogo tsikla sel'skohozyaystvennogo pot-rebitel'skogo kooperativa (Analysis of the life cycle stages of agricultural consumer cooperative), Aekonomika: ekonomika i sel'skoe hozyaystvo. 2017. No. 3 (15). pp. 10.

08.00.05

12. Pavlov A. YU., Batova V. N. Formirovanie sel'skohozyaystvennih kooperativov kak faktor ustoychivogo razvitiya sel'skih territoriy Penzenskoy oblasti (The formation of agricultural cooperatives as a factor of sustainable development of rural territories of the Penza region), Aekonomika: ekonomika i sel'skoe hozyaystvo. 2017. No. 3 (15). pp. 4.

13. Ofitsial'niy sayt polnomochnogo predstavi-telya Prezidenta RF v Privolzhskom Federal 'nom okruge [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://pfo.gov.ru/district/projects/ (data obrascheniya 03 aprelya 2017 g.).

14. Proskura N. V. Innovatsionnie podhodi k prod-vizheniyu produktsii (Innovative approaches to promotion of products), StroyMnogo. 2015. No. 1 (1). pp. 3.

15. Tarskiy M. O. Konkurentosposobnost' - os-novnoe proyavlenie kachestva upravleniya organi-zatsiey (Competitiveness - the main manifestation of the quality control organization), Sotsial'no-ekonomi-cheskie nauki i gumanitarnie issledovaniya. 2014. No. 2. pp. 63-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Osnovnie pokazateli hozyaystvennoy deya-tel 'nosti kooperatsii Rossii (The main indicators of economic activities of cooperative societies of Russia), Statisticheskiy sbornik. M. : TSentrosoyuz RF 2011 g.

17. Osnovnie pokazateli hozyaystvennoy deya-tel 'nosti kooperatsii Rossii (The main indicators of economic activities of cooperative societies of Russia), Statisticheskiy sbornik. M. : TSentrosoyuz RF 2012 g.

18. Osnovnie pokazateli hozyaystvennoy deya-tel 'nosti kooperatsii Rossii (The main indicators of economic activities of cooperative societies of Russia), Statisticheskiy sbornik. M. : TSentrosoyuz RF 2013 g.

19. Osnovnie pokazateli hozyaystvennoy deya-tel 'nosti kooperatsii Rossii (The main indicators of economic activities of cooperative societies of Russia), Statisticheskiy sbornik. M. : TSentrosoyuz RF 2014 g.

20. Osnovnie pokazateli hozyaystvennoy deya-tel 'nosti kooperatsii Rossii (The main indicators of economic activities of cooperative societies of Russia), Statisticheskiy sbornik. M. : TSentrosoyuz RF 2015 g.

Дата поступления статьи в редакцию 17.02.2017, принята к публикации 24.04.2017.

УДК 338.23

РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

© 2017

Невская Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, в.н.с. лаборатории «Международная политэкономия» кафедры «Политическая экономия» ФГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Москва (Россия)

Аннотация

Введение. В статье рассматривается влияние состояния отечественной производственной базы и условий производственной деятельности на возможности импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.