Научная статья на тему 'Развитие организаций потребительской кооперации'

Развитие организаций потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATION / СОВОКУПНЫЙ ОБЪЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE TOTAL VOLUME OF ACTIVITY / ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ / PRODUCTION OF MAJOR PRODUCTS / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / PUBLIC CATERING / ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROCUREMENT ACTIVITIES / УСЛУГИ / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавандина Ирина Валерьевна, Шамин Евгений Анатольевич

Статья посвящена анализу деятельности организаций потребительской кооперации. Рассмотрена в динамике за пять лет основные экономические и финансовые показатели деятельность организаций потребительской кооперации, представлена структура совокупного объема деятельности Центросоюза и Приволжского федерального округа. Детально, в разрезе потребсоюзов Приволжского федерального округа, рассмотрены показатели использования розничных торговых предприятий потребительской кооперации, проанализированы динамика оборота розничной торговли и общественного питания, как на макро, так и микроуровне, динамика развития объема заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья организациями потребительской кооперации. Проведен анализ заготовительной деятельности по видам сельскохозяйственной продукции, в том числе объем заготовок мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, овощей. Представлена динамика развития производства продукции промышленными предприятиями и объема платных услуг населению, предоставляемых организациями потребительской кооперации. Рассмотрены в динамике финансовые результаты работы потребительских обществ. На основании проведенного исследования сделаны соответствующие выводы и внесено предложение по созданию многофункционального магазина самообслуживания по бренду «КООПЕРАТОР», который одновременно является местом приобретения товара, заготовительным пунктом и общественным центром. В статье рассмотрены основные бренды торговых сетей Нижегородского облпотребсоюза и их особенности, детально разобраны функции многофункционального магазина «КООПЕРАТОР».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шавандина Ирина Валерьевна, Шамин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE CONSUMER COOPERATION

The article is devoted the analysis of activity of consumer cooperation organizations. Considered in dynamics for five years, major economic and financial indicators of activity of consumer cooperation organizations, the structure of the total activities of the Central Union and the Volga Federal district. In detail, in the context of potrebsoyuza of the Volga Federal district, reviewed the performance of the retail trade enterprises of consumer cooperation, analyzed the dynamics of retail trade turnover and public catering, at both the macro and micro level, the dynamics of the volume of harvest of agricultural products and raw materials organizations of consumer cooperatives. The analysis of procurement activities for the agricultural products, including the volume of semi-finished meat and meat products, milk and dairy products, vegetables. Presents the dynamics of development of production of industrial goods and the volume of paid services provided by organizations of consumer cooperation. Considered in the dynamics of the financial results of consumer societies. On the basis of the study conclusions and has proposed the creation of a multifunctional self-service shop by brand "COOPERATOR", which is the place of purchase, acquisition point and social centre. The article describes the main brands of trading networks of the Nizhny Novgorod regional consumer Union and their features, will detail the functions of a multifunctional shop "COOPERATOR"

Текст научной работы на тему «Развитие организаций потребительской кооперации»

УДК 338.4

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

© 2015

И. В. Шавандина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Е. А. Шамин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности организаций потребительской кооперации. Рассмотрена в динамике за пять лет основные экономические и финансовые показатели деятельность организаций потребительской кооперации, представлена структура совокупного объема деятельности Центросоюза и Приволжского федерального округа. Детально, в разрезе потребсоюзов Приволжского федерального округа, рассмотрены показатели использования розничных торговых предприятий потребительской кооперации, проанализированы динамика оборота розничной торговли и общественного питания, как на макро, так и микроуровне, динамика развития объема заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья организациями потребительской кооперации. Проведен анализ заготовительной деятельности по видам сельскохозяйственной продукции, в том числе объем заготовок мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, овощей. Представлена динамика развития производства продукции промышленными предприятиями и объема платных услуг населению, предоставляемых организациями потребительской кооперации. Рассмотрены в динамике финансовые результаты работы потребительских обществ. На основании проведенного исследования сделаны соответствующие выводы и внесено предложение по созданию многофункционального магазина самообслуживания по бренду «КООПЕРАТОР», который одновременно является местом приобретения товара, заготовительным пунктом и общественным центром. В статье рассмотрены основные бренды торговых сетей Нижегородского облпотребсоюза и их особенности, детально разобраны функции многофункционального магазина «КООПЕРАТОР».

Ключевые слова: потребительская кооперация, совокупный объем деятельности, производство основных видов продукции, розничная торговля, общественное питание, заготовительная деятельность, услуги.

Развитие мирового и российского рынка характеризуют в настоящее время различные интеграционные процессы, направленные на повышение конкурентоспособности его субъектов. Потребительская кооперация -некоммерческая, социально-ориентированная система, обладающая конкурентными преимуществами, наиболее полное использование которых является весомыми факторами для успешного решения новых и сложных задач по повышению эффективности предоставляемых услуг населению [1, 4, 10].

Выбор конкурентоспособной стратегии развития организаций напрямую зависит от имеющихся у организации ресурсов и возможности их реализации. Организации потребительской кооперации, имея общие корпоративные ценности, единую организационную структуру и вертикаль управления, способны успешно адаптироваться к существующим рыночным механизмам. Для решения поставленных задач потребкооперация располагает всем необходимым: развитой сетью предприятий, профессиональными кадрами, многолетним опытом хозяйствования.

Так по состоянию на 01.01. 2013 г. в Центросоюз Российской Федерации входит: 44 тысяч розничных торговых предприятий, в том числе 41 тыс. магазинов; 5,3 тысячи предприятий общественного питания; 5,2 тысячи цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой); 18,3 тысяч объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции, из них: специализированные приемозаготовительные пункты -0,9 тысяч, пункты по приему молока - 1,4 тысячи; около 14 тыс. пунктов, мастерских по оказанию населению бытовых услуг.

Численность работников потребительской кооперации составляет около 200 тыс. человек. Совокупный объём деятельности Центросоюза за 2013 год составил 258,0 млрд рублей [16].

Потенциал потребительской кооперации России формируется за счет региональных экономик потребсоюзов. В качестве территориального объекта исследования предоставления услуг населению организациями потребительской кооперации взят Приволжский федеральный округ (ПФО) Российской Федерации.

Приволжский федеральный округ - административно-территориальное формирование в центре европейской части России. Округ образован 13 мая 2000 г.

указом президента Российской Федерации В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации: республики Башкорстан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край. Округ занимает площадь 1 038 км2, что составляет 6,8 % территории России.

Доля Приволжского федерального округа в промышленном производстве России составляет 23,9 %, в производстве сельскохозяйственной продукции - около 27 %. В Приволжском федеральном округе функционируют 13 региональных союзов потребительских обществ.

Главным условием динамичного и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлечённых групп. Интересы потребителей товаров и услуг потребительской кооперации- это получение доступных и качественных товаров и услуг. Интересы работников потребительской кооперации - обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств. Интересы пайщиков - доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации [7, 13].

Рассмотрим динамику основных экономических и финансовых показателей деятельности организаций потребительской кооперации (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика основных экономических и финансовых показателей деятельности Центросоюза и ПФО, млрд. руб.

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 Темп роста, %

Оборот розничной торговли ПФО 49,5 55,4 58,5 59,9 57,1 115,3

ЦС 158,9 166,2 171,2 173,9 159,6 100,4

Оборот общественного питания ПФО 5,4 6,0 6,5 7,0 6,9 127,8

Оптовый оборот ЦС 13,4 14,4 15,2 16,0 15,4 115,0

ПФО 3,5 3,8 4,3 4,7 5,2 148,6

Закупки сельхозпродуктов н сырья ЦС 10,6 10,9 11,2 10,9 11,2 105,6

Объем промышленной продукции ПФО 8,6 10,0 10,8 11,6 11,7 136,0

Платные услуги населению ЦС 20,4 22,1 23,1 24,3 24 117,6

ПФО 7,3 7,9 8,8 9,2 126,0

Прибыль (+), убыток (-) от всех от- ЦС 19,8 20,3 20,3 20,9 105,5

раслей деятельности ПФО 0,7 0,8 0,8 0,5 0,7 100,0

ЦС 4,0 4,4 4,9 5 4,8 120,0

ПФО 1,1 1 = 1 0,9 80,8

ЦС 4,5 3,5 2,8 62,2

Совокупный объем деятельности Центросоюза за 2014 г. составил 243,4 млрд. руб., темп роста к уровню 2010 г. составил 107 %. Совокупный объем организаций потребительской кооперации Приволжского федерального округа в 2014 г составил 93 млрд. руб., темп роста -124 %, что выше среднего показателя по Центросоюзу. Организации потребительской кооперации Приволжского федерального округа занимают 38,2 % в общем объеме деятельности Центросоюза. За период 2010- 2014 гг. потребсоюзы округа объемы деятельности по розничной торговли остались практически на уровне 2010 г- 100,4 %, по услугам общественного питания произошло увеличение - на 115,0 %, по закупкам сельхозпродукции и сырья - на 136 %, по объему выпуска промышленной продукции - на 105,5 %. , платных услуг увеличились на 120 % по сравнению с 2006 г.

На рисунке 1 представлена динамика развития структуры совокупного объема Центросоюза и Приволжского федерального округа за период 2010 г., 2014 г.

5 TjitS: I'

6 флШ'

в Оборот розничной торговли

Оборот общественного пихания

' Оптовый оборот

■ Объем закупок сельхоз продукции

Объем выпуска

ПО ОЛ VKLTKH

Центросоюз 2010 10

Г

^■■qglSl

Рисунок 1 - Структура совокупного объема деятельности потребительской кооперации Центросоюза и Приволжского федерального округа, %

Из рисунка 3 видно, что за рассматриваемый период в совокупном объеме деятельности Приволжского федерального округа снизился удельный вес предоставляемых услуг населению следующих отраслей: торговли, оптовый оборот, увеличился удельный вес таких отраслей, как закупки сельскохозяйственной продукции, услуг общественного питания, платные услуги, оптовый оборот. Анализируя структуру объема деятельности Приволжского федерального округа за 2014 г., следует отметить, что выше средних показателей в общем объеме по Центросоюзу за аналогичный период занимают услуги: отрасли общественного питания, производство товаров, закупки сельскохозяйственной продукции и сырья; ниже средних показателей по Центросоюзу удельный вес объема услуг розничной торговли, платных услуг. За период 2010-2014гг. снижается доля услуг оптовой торговли.

Объем промышленного производства на протяжении исследуемого периода остается низким и это можно объяснить тем, что по стране объемы промышленного производства создают в основном отрасли металлургии, машиностроения и др., а кооперация производит товары народного потребления - хлеб и хлебобулочные изделия, лимонад, рыбу, колбасы и другие подобные товары.

Торговля является одной из основных и традиционных направлений деятельности потребительской кооперации. Торговые предприятия организаций, входящих в систему потребительской кооперации Российской Федерации, обладают огромным потенциалом развития [3, 8, 12, 18]. Следует отметить преимущества, отличающие торговые предприятия потребительской кооперации: торговля обслуживает до 60 процентов сельского населения; в системе кооперации имеются свои оптово-распределительные центры практически в каждом регионе; имеются возможности для частичного обеспечения

потребностей торговли за счёт производства товаров организациями потребительской кооперации; магазины потребительской кооперации в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населённых пунктов; имеется наличие широкого круга лояльных покупателей, в первую очередь работников и пайщиков потребительской кооперации.

Вместе с тем имеются недостатки и особенности, которые определяют специфику кооперативной торговли и которые должны учитываться в разработке планов развития торговой сети потребительской кооперации: практически отсутствуют торговые сети, в большинстве регионов магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов; имеется значительное количество убыточных магазинов, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными; многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

За период 2010-2014 гг. общее количество торговых предприятий по организациям кооперации страны уменьшилось на 9 108 единицу или на 20 %, а в Приволжском федеральном округе произошло уменьшение на 1 823 единиц или на 12 % (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели использования розничных торговых предприятий потребительской кооперации, ед.

2010 2014 Темп роста, %

Из них Из них Из них

потребсоюзов Всего действующие 1 закрыто Всего действующие в ар енде | Всего действующие в ар енде

Нижегородский 2155 1897 27 231 2070 1532 111 427 96,0 80,7 411,1 184.8

Башкирский 1906 1441 238 22 7 1703 1205 228 270 89.3 83,6 95,8 118,9

Марийский 429 407 4 18 500 444 28 28 116,5 109,0 700,0 155,5

Морд ОЕС кии 370 306 10 54 403 312 33 5S 108,9 101.9 330,0 107.4

Татарский 1804 1403 350 51 1815 1154 507 154 100,6 S2.2 144,6 302,0

У дмуртскнн 1013 996 0 17 1061 993 55 13 104,7 99,7 55,0 76.4

Чувашский 1186 1100 13 73 1325 1214 16 95 111,7 110,4 123,0 130,1

Кнровскнн 904 791 27 86 1371 1187 4.' 137 151,6 150,0 174,0 159,3

Оренбургский

Пензенский 457 386 19 52 392 288 30 74 85.8 74.6 157,9 142,3

Пермский 1056 867 48 141 1009 742 112 155 95,5 85,6 233,3 109,9

Саратовский 693 544 79 70 356 150 107 99 51.3 27,6 135,4 141.4

Ульяновский 738 395 181 162 665 418 120 127 90,1 05,8 66,3 78,4

Всего по ПФО 15262 12372 1336 1554 13439 10126 1486 1827 88,0 81,8 111,2 117,6

Всего по

Центросоюзу 46311 36636 4296 5279 37203 27679 4257 5267 80,3 75,5 99,1 99,8

Среди потребсоюзов округа более высоким темпами произошло уменьшение сети торговых предприятий в Нижегородском - на 85 единиц или на 4 %, в Башкирском - на 203 единиц или на 10,7 %, в Саратовском - на 337 единиц или на 49 %, в Саратовском - на 73 единицу или на 10 %. Доля сдаваемых в аренду и закрытых помещений увеличивается.

В условиях бурного развития торговых сетей на территории Российской Федерации в ближайшее время может произойти вытеснение кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных площадок, особенно в районных центрах, на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным [6, 17, 26].

Согласно данным рисунка 2 в потребительской кооперации РФ оборот розничной торговли и общественного питания за период с 2010 г. увеличился на 101,6 %, в Приволжском федеральном округе - на 116,6 %.

Рисунок 2 - Динамика оборота розничной торговли и общественного питания потребительской кооперации, тыс. руб.

Следует отметить, что основными направлениями развития розничной торговли Приволжского федерального округа является открытие в городах, районных центрах торговых предприятий современных форматов, обеспечивающих предоставление конкурентоспособной услуги населению [2].

Общественное питание является одним из видов услуг, оказываемых системой потребительской кооперации. Услуги общественного питания имеют большое значение, т. к. с их развитием достигается значительная экономия трудовых и материальных ресурсов, улучшается быт населения. Динамика развития общественного питания ПФО рассмотрена в таблице 3.

За период 2010 по 2014 гг. во всех облпотребсою-зах ПФО оборот общественного питания увеличился. Наибольшее увеличение произошло в Татарском облпо-требсоюзе на 61 %, в Нижегородском на 29 % наименьшее в Пензинском на 8 %. В 2014 г. удельный вес услуг общественного питания в совокупном объеме деятельности Центросоюза составлял 6,3 %, по Приволжскому федеральному округу - 7,4 %. Наибольшей удельный вес отрасль общественного питания занимает в Марийском потресоюзе - 11,8 %, Кировском потребсоюзе - 10,1 %, Оренбургском потребсоюзе - 10,8 %.

Таблица 3 - Динамика развития оборота предприятий общественного питания, млн. руб.

2010 2011 2012 2013 2014

Наименование 1! 1*- г! и 3 | I* § 5 ^

потребсоюзов сумма У сумма и Г? У ^ Ч сумма О - У Ч сумма У ч сумма и - У Ч О

Нижегородский 701,8 6,1 786,2 6,2 827,8 6,0 870,9 6,1 906,6 6.4 129,2

Башкирский 684,4 9,2 776,4 9,2 860,7 9,5 903,1 9,2 879,6 8,9 128,5

Марийский Мордовский Татарский "332,7" 94,0 10,8 ------ ------108,0 10,4 -------- 362,6 116,0 "11,4" 8,1 -----125,7 7,9 419.2 125,7 11,8 8,3 126,0 133,7

416,2 4=4 5 02 ----- 541,8 4,2 582,1 ---- 671,1 4,2 161,2

Удмурсткнй 643,9 6,9 756,4 7,1 866,5 7,2 938,2 7,1 910,8 6,9 141,4

Чувашский 617,8 ......7,9..... 703,7 8,0 805,1 .......... 884,2 8.6 967,9 8,8 156,6

ЕСнровскнй 883,5 10,0 950,1 9,3 1018,7 10,1 1103,9 10,5 1064,6 10,1 120,5

Оренбургский 270,0 9,2 313,1 10,7 ----- 329,2 10,7 ---- 349,1 10,7 ---- 341,9 ----- 10,8 ---- 126,6

Пензенский 82,7 ¡0,8 95,0" 95,07 96,0 108,2

Пермский "240,2" "262,9 4,4 274,9 4,6 "282,6" 4,7 274,2 4,8 114,1

Самарский 146 7 4 4 156,4 6,4 ------ 6,6 173,7 6,6 .....б..... -.-— 0

Саратовский 157,1 6,9 ----- 177,1 7,3 ---- 178,7 7,1 179,2 7,6 105,5 11,6 67.1

Ульяновский 80,1 "86,7 106,5 6,4 107,7 6,4 120,4 6,4 150,3

Всего по ПФО 535 Г,0 7,1 6031,9 7,2 655379 7,3 6994,1 7,3 6377,0 7,4 128,5

Всего по Цешрсоюзу 13400,0 5,9 14366,9 6,0 15247,9 6,2 16047,2 6,2 15445,2 6,3 115,3

Организация населению услуг общественного питания является одним из основных направлений деятельности потребительской кооперации, имеющим большое социальное значение. Целый ряд услуг, оказываемых организациями потребительской кооперации, не предоставляются другими организациями, носят эксклюзивный характер и крайне востребованы, особенно в сельских районах, не имеющих достаточно развитой инфраструктуры [26, 5]. Вместе с тем общественное питание - одна из наиболее сложных и трудоёмких отраслей.

Ключевым направлением развития организаций потребительской кооперации является деятельность по заготовке продукции сельского хозяйства, в том числе произведённой личными подсобными хозяйствами, фермерскими хозяйствами и организациями малых форм. Эта отрасль деятельности организаций потребительской кооперации имеет, наряду с торговлей, наибольшее социальное значение с точки зрения возрождения села и развития сельской инфраструктуры, создания рабочих мест в сельской местности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из основных целей деятельности потребительской кооперации является максимальное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания на основе мобилизации существующих ресурсов. Достижение цели предполагает решение ряда задач, важнейшая из которых - увеличение объема заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья у сельских жителей и в предприятиях малых форм собственности [20].

Динамика развития объема заготовок сельскохозяйственной продукции организациями ПФО рассмотрена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика развития объема заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья организациями потребительской кооперации, млн руб.

Наименование потребсоюзов 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2011 Занимаемые места в Центросоюзе

1990 2012 2013 2014

Башкирский 1295,5 1375,3 1500,8 1601,1 123,6 4 2 2 2

Марине кий 110,7 83,6 83,8 91,5 82,6 64 51 51 48

Мордовский 105,5 96,7 102,1 87,4 82,8 44 49 51 49

Гатарскин 3767.3 4307,9 4750.7 5005.4 132,8 7 1 1 1

Уд:!' рсткий 915,3 1032,5 1180,3 1340 146,4 43 3 3 3

Чувашский 894,5 904,7 1028,1 1181,1 132,0 30 4 4 4

Кнровскнн 468,8 399,0 400,9 422,5 90,1 33 18 20 16

Ннжегор од скнн 752,1 774,3 784,1 674,7 89,7 10 5 6 7

Ореноургский 415,3 431,1 450,0 451,8 108,8 15 15 15 14

Пензенский 303,2 326,2 353,6 323,7 106,8 31 24 23 23

Пермскнн 285,9 283,0 266,1 254,4 89,0 34 29 32 31

Самарский 222,1 239,7 201,2 0 0 13 34 38 0

Саратовский 434,1 480,3 437,0 204,3 47.1 14 12 17 36

Ульяновский 61,1 53,9 43,9 49,2 80,5 29 55 57 52

Всего по ПФО 10031,4 10788,3 11582,6 11687,2 116,5 X X X X

Всего по Цеигрсоюзу 22178,4 23116,6 24350,1 24001,2 108,2 X X X X

За период 2011-2014 гг. темп развития отрасли заготовок по Центросоюзу составил 108,2 %, по Приволжскому федеральному округу - 116,5 %. Следует отметить, что не все потребсозы округа, имеют устойчивые темпы роста в заготовках сельхозпродукции, наиболее развитыми являются Удмурский 146,4 % что позволило организации в 2014 году занять третье место, Чувашский 132 % занять четвертое место, Башкирский 123,6 % занять второе место, Татарский 132,8 % и занять первое место. Рассмотрим динамику развития отрасли заготовок по Приволжскому федеральному округу в разрезе основных видов заготовляемой продукции: мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, овощей.

В таблице 5 представлено развитие заготовок мяса и мясопродуктов организациями потребительской кооперации Приволжского федерального округа.

Таблица 5 - Динамика заготовок мяса и мясопродуктов организациями потребительской кооперации, т

Наименование 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к Занимаемые места в

потребсоюзов 2010 Центросоюзе

2007 2013 2014

Башкир скнй 3697,0 3361,0 3485,0 3554,0 3451,0 93,3 8 3 3

Марннскнн 356.0 312,0 321,0 426.0 385,0 108,1 47 42 41

Мордовский 462,0 510,0 556.0 309.0 223,0 48,3 38 48 46

Татарский 8437,0 9981,0 10300,0 10557,0 10704,0 126,8 2 1 1

Удмурсткнн 5 770.0 5927,0 6016,0 6088,0 6101,1 105,7 1 2 2

Чувашский 2764.0 2985,0 3285,0 3047,0 2754.0 99,6 7 4 4

Кировский 1538,0 1384 1282,0 1264,0 1225,0 79,6 19 24 21

Ннжегородскнн 2155,0 2413,0 2706,0 2724,0 2121.0 98,4 9 6 7

Ореноургскнй 1415,0 1419,0 1425,0 1430,0 1257,0 88,9 21 20 20

Пензенский

Пермскнн 840,0 721,0 613,0 541.0 457,0 54,4 36 36 38

Самарский 543.0 755.0 740,0 514,0 0 0 45 37 0

Саратовскин 2170,0 2200,0 2216,0 1856,0 900,0 41,4 13 13 28

V льяновскнн 144.0 105,0 98,0 63,0 65,0 45,1 56 60 56

Всего по ПФО 32216.0 33980,0 34856,0 34275,0 30963,0 96,1 X X X

Всего по Цешрсоюзу 80235,0 79299,0 79855,0 77773,0 69501,0 86,6 X X X

За период 2010-2014 гг. в целом по Центросоюзу произошло снижение объемов закупок мяса и мясопродуктов на 13,4 %, по Приволжскому федеральному округу так же произошло снижение темпа роста закупок мяса к уровню 2010 г. и составил 96,1 %. По итогам работы за 2014 г. первое место занимает Татарский потребсоюз, темп роста закупок мяса составил к уровню 2010 г. 126,8 %; второе место - Удмуртский потребсоюз, темп роста -105,7 %; третье место - Башкирский потребсоюз, темп роста составил 93,3 %. С темпами роста в 2014 менее 100 % по сравнению с показателями заготовок мяса 2010 г. имеют следующие потребсоюзы: Мордовский, Нижегородский, Пермский, Ульяновский.

Динамика развития заготовок молока и молокопро-дуктов организациями потребительской кооперации ПФО и занимаемые места в Центросоюзе по объемам закупок за период 2010-2014 гг. рассмотрена в разрезе потребительских обществ в таблице 6.

В общем объеме заготовок молока и молокопродук-тов по Центросоюзу в целом кооперация Приволжского федерального округа занимает 85 %.

Темп роста закупок молока в округе в 2014 г. к уровню 2014 г. составил 134,1 %. Это произошло в результате роста заготовок продукции почти в пять раз в Татарском потребсоюзе, Пермском потребсоюзе - в четыре раза. А в остальных потребсоюзах округа значительно уменьшились объемы заготовок молока.

Таблица 6 - Динамика развития заготовок молока и молокопродуктов организациями кооперации, т

Наименование 2010 2011 2013 2014 2014 в % Занимаемые места в

потребсоюзов к 2010 Центросоюзе

2007 2013 2014

Башкирский 10515,0 10565,0 12385,0 11752,0 111,8 7 4 4

Марнйскин 4061,0 2821,0 708,0 789,0 19,4 5 24 20

Мордовскнн 294,0 163,0 2791,0 2057,0 699.6 34 8 7

Татарский 83689,0 101250,0 132745,0 144060,0 172,1 1 1 1

Удмурсткнн 17551,0 17930,0 18636,0 16586,0 94,5 3 3 3

Чуваш скин 30621,0 31046,0 32900,0 34171,0 111,6 2 2 2

Кировекий 1384,0 443.0 292,0 305,0 22,0 23 40 38

Нижегородский 1984,0 2001,0 2217,0 1565,0 78,9 11 9 10

Оренбургский 9

Пензенский 508,0 534,0 575,0 571,0 112,4 33 29 26

Пермскни 623,0 503,0 227,0 407,0 65,3 52 44 33

Самарский 5363,0 5536,0 5829,0 0 0 9 7 0

Саратовский 1640,0 1500,0 1525,0 805,0 49,1 21 13 19

Ульяновский 26,0 40,0 38,0 52,0 200,0 56 59 55

Всего по ПФО 160155,0 176234,0 212778,0 214717,0 134,1 X X X

Всего по Центрсоюзу 210333,0 222414,0 251836,0 251173,0 119,4 X X X

Организации потребительской кооперации системы Центрального союза потребительских обществ РФ располагают комплексов объектов заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе овощей, а также системой производственных связей с малыми формами хозяйствования и способны стать основой кооперативной интеграции. На базе потребительской кооперации предполагается решить основную задачу развития малых форм хозяйствования -увеличить объем переработки, хранения и сбыта овощей

[9, 10, 11].

За период 2010-2014 гг. организации кооперации Центросоюза уменьшили заготовки овощей, что наглядно видно из таблицы 7.

Таблица 7 - Динамика развития заготовок овощей организациями потребительской кооперации, т

Наименование 2010 2011 2012 2013 2014 2010 в % Занимаемые места в

потребсоюзов к 2014 Центросоюзе

2007 2013 2014

Башкирский 2693,0 2877,0 2936,0 317,0 2925,0 108,6 14 6 5

Марийский 456,0 529,0 430,0 391,0 454,0 99,6 46 46 41

Мордовский 312,0 324.0 305,0 210,0 201,0 64.4 6 57 54

Татарский 4306,0 4331,0 4462,0 4487,0 4538,0 105,4 5 3 3

Удмурсткнн 3S27,0 4945,0 5245,0 5844,0 5405,0 141,2 7 1 1

Чувашский 2111.0 2641,0 2197.0 2398,0 2520,0 119,4 12 9 7

Кировский 1861,0 1839,0 1475,0 1339,0 1298,0 69,7 16 27 21

Ннжегор од скин

Оренбургский 2156,0 2170,0 1910,0 1911,0 1911,0 88,6 15 10 9

Пензенский 437.0 476,0 503,0 568,0 513,0 117,4 54 39 39

Пермский 1415.0 1312 1010.0 1060,0 938,0 66,3 34 30 28

Самарскнй 804,0 378,0 336,0 350,0 0 0 50 48 0

Саратовский 1705.0 1800,0 1878,0 1454,0 710,0 41.6 19 23 33

Ульяновский 342,0 328,0 296,0 269,0 215,0 62,9 43 53 52

Всего по ПФО X X X

Всего по Центрсоюзу 84672,0 87797,0 81797 81021,0 70239,0 83,0 X X X

Темп роста заготовок овощей в 2014 г. к показателям 2010 г. по Центросоюзу составлял 83 %, по Приволжскому федеральному округу - 93,3 %. Резко уменьшили объемы деятельности следующие потребсоюзы: Саратовский - темп роста 41,6 %, Пермский - тем роста 66,3 %, Нижегородский - темп роста 79,8 %, Кировский - темп роста 69,7 %. Первое место по Центросоюзу в объемах заготовок овощей занимает Удмурский потребсоюз, темп роста которого составил в 2014 г. к уровню 2010 г. 142,2 %, на третьем месте в 2014 г. был Татарский потребсоюз.

В потребительской кооперации развиты следующие отрасли производства: хлебопечение, переработка сельскохозяйственной продукции и сырья, производство колбасных изделий, безалкогольных напитков, кондитерских товаров и полуфабрикатов и др. товаров. Однако потребительская кооперация обладает производственными предприятиями мелкого и среднего масштаба, в основном не связанными единой комплексной стратегией развития [12, 15]. Мелкие производства зачастую экономически неэффективны, так как дублируют друг друга на рынках, создают внутреннюю конкуренцию с другими организациями потребительской кооперации (таблица 8).

Важной отраслью кооперативного хозяйства является развитие производства товаров народного потребления, что также способствует более полному удовлетворению спроса пайщиков и сельского населения в товарах и услугах.

За период 2010-2014 гг. в промышленности коопе-

рации РФ наблюдается нестабильное развитие - незначительный рост объемов и снижение удельного веса в совокупном обороте Центрсоюза с 8,7 % в 2010 г. до 8,6 % в 2014 г. По Приволжскому федеральному округу за 2010-2014 года темп роста объема производства продукции наблюдается во всех потребсоюзах, удельный вес отрасли в совокупном объеме округа выше, чем средний показатель по стране и составил 9,6 %.

Таблица 8 - Динамика развития производства продукции промышленных предприятий, млн руб.

Потребсоюзы 2010 2011 2012 2014 Отклонения

Темп роста, % ненне, (+/-) в % к 2009 году в сопоставимых ценах

Нижегородский 719 838,0 839,5 895,2 124,5 176,2 95,5

Башкир екни 708,8 799,3 869,7 893,7 126,1 184,9 96,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марине кин 395,6 451,7 413,3 452.1 114,3 56,5 98,9

Мордовскнй 109,4 124,4 131,4 146,8 134,2 3 7,4 94,3

Татарский 974,6 1107,5 1209,1 2108,5 216,3 1133,9 116,5

Удмуртский 892,2 990,4 1120,1 1307 146,5 414.S 100,7

Чувашский 878,9 944,3 971,1 1043,5 118,8 164,6 97,1

Кировский 687,7 773,5 794,9 828,9 120,5 141,2 94,5

Оренбургский 273,4 305,3 320,1 355,0 129,8 81,6 97,7

Пензенский 394,3 368,2 373,8 296,1 75,1 -98,2 72,5

Пермскни

Самарскнй 223,5 250,1 259.7 0 0 0 0

Саратовский 263,5 240,1 261,5 87,5 33,2 -176 30,3

Ульяновский 219,6 243,0 227,9 220,1 100,2 0,5 99,4

В настоящее время целью развития производственной деятельности в потребительской кооперации является создание управляемой системы устойчивых, ориентированных на сбыт, экономически эффективных, инвестиционно привлекательных производственных предприятий на всех уровнях организаций потребительской кооперации [8, 19-25].

В процессе осуществляемых в Российской Федерации рыночных преобразований в экономике и связанных с ними структурных реформ, сфера услуг претерпела значительные изменения. В потребительской кооперации ведущие позиции в деятельности занимали всегда традиционные отрасли: торговля, общественное питание, заготовки, производство. Из номенклатуры платных услуг организациями кооперации предлагались населению следующие виды: бытовые услуги, услуги производственной деятельности, сельскохозяйственные услуги, услуги рынков, системы образования. В сфере предоставляемых платных услуг сформировалась конкурентная среда, что привело к сокращению доли потребительской кооперации в общем объеме предоставляемых услуг населению [13]. На протяжении периода с 2010 г. по 2014 г. удельный вес платных услуг потребительской кооперации РФ в совокупном объеме деятельности увеличился с 1,8 % до 2 %, по Приволжскому федеральному округу произошло незначительное снижение с 0,9 % до 0,8 % (таблица 9).

Таблица 9 - Динамика развития объема платных услуг населению, предоставляемых организациями потребительской кооперации, млн руб.

Наименование потребсоюзов 2010 2011 2012 2013 2014 2010 в % к 2006

Башкирский 122,5 125,7 121,6 113,8 130,9 106,9

Марине кнк 49,3 57,3 61,5 59,0 63,4 128,6

Мордовский 16 1 16 4 1 ; - 11 1 Х.ч ■>; к

1 ятарскии 69 9 КО 1 100 0 108 / 109 9 IV/ }

Г,М\рГТ1.ТТИ

'1уыш:сыш 18,9 02,У 01,3 09,0 /2,8 125,2

Кирове клы 31.5 33.4 33.1 37.1 10.5 12S.6

Нн.-Ki'i<:::«>,■:< кий 4 ',6 4: - 10.4 •>4.1 00.0 120.0

Орсцууpiекни 97,1 97,1 97,1 97,2 92,7 96,4

1 ItWHCKHÜ 8 7 8,0 4,9 4,< 4.4 10 0

П?рмп.тги

C-iMJDCKUil 5,9 5,9 6,0 5,9 0 0

Сауаювс иш 5 1,5 55.2 55.5 57,3 39,9 72.8

У |.ьяноЕсиш •>,/ 0,2 0,5 O.S 119,2

Всего по 11ФО /20,7 700 0 /98 6 - S¡\ i ¡ 69 1 106 У

Всего по Центрсоюзу 4017,0 4443,1 4986,2 4964,1 4884,4 121,6

Особенно уменьшили объем платных услуг потребсоюзы: Марийский, Нижегородский, Пензенский, Саратовский, Ульяновский. Основными задачами повышения объемов платных услуг является формирование и реализация единой маркетинговой стратегии, включающей закрепление и расширение сегментов рынка по основным, наиболее эффективным видам услуг.

Главная задача, в конечном итоге любого хозяйству-

ющего субъекта заключается в том, чтобы все показатели его многогранной и сложной хозяйственно-финансовой деятельности обеспечивали устойчивое и высокоэффективное развитие [5, 14].

На рисунке 3 представлены показатели прибыли по потребсоюзам Приволжского федерального округа.

Рисунок 3 - Финансовые результаты работы потребительских обществ, млн. руб.

Из рисунка 3 следует, что в 2010 году в Приволжском федеральном округе прибыльными являлись все организации потребительской кооперации. В 2014 году организации сработали без убытков, кроме Самарского и саратовского ОПС.

Подводя итоги, следует отметить, что потребительская кооперация Приволжского федерального округа является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывает социальные и бытовые услуги населению. Однако в округе недостаточно высокими темпами осуществляется прирост совокупного объема хозяйственной деятельности; рыночная по самому своему генезису система потребительской кооперации стала ускоренно терять свой конкурентный потенциал с переходом к рынку; кооперация стала проявлять свою ограниченность и проигрывать в соревновании с малым бизнесом; размещена преимущественно в сельской местности, где низкая платежеспособность населения.

При всем понимании значимости макро политики в совершенствовании услуг, следует признать, что ее реализация осуществляется непосредственно в региональных потребительских обществах, а значит, требуется серьезный анализ основных тенденций и направлений развития потребительского рынка и услуг на региональном и муниципальном уровне.

Одной из задач, которая ставится перед потребительской кооперацией Нижегородской области, это создание единой логистической системы для собственной торговой сети, которая может обслуживать как собственные торговые предприятия, так и иные организации, осуществляющие розничную торговлю, а также предоставлять логистические услуги для поставок кооперативной (в том числе сельскохозяйственной) продукции в крупные районные центры. Создание разветвленной логистической сети позволит оптимизировать коммерческие условия за счёт централизованной закупки товаров. Базой для формирования логистической системы должны стать уже имеющиеся в системе потребительской кооперации, оптово-розничные предприятия, в том числе в городских поселениях.

Наличие разветвленной логистической сети позволяет сформировать нишу для продукции, закупленной и переработанной организациями потребительской кооперации, и продукции, произведённой на предприятиях потребительской кооперации.

Предлагаемые мероприятия позволят усилить конкурентную борьбу с крупными торговыми сетями для чего необходимо развитие существующих единых брендов кооперативных торговых сетей и создание системы еди-

ных брендов для товаров, производимых организациями потребительской кооперации и реализуемых через кооперативную торговую сеть, единых стандартов оформления торговых объектов, обслуживания в них.

В условиях бурного развития торговых сетей на территории Нижегородской области имеется угроза вытеснения кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным.

Вместе с этим основной целью развития торговли в потребительской кооперации стало создание единых областных кооперативных торговых сетей, которые социально ориентированы на обслуживание населения в малонаселённых и отдалённых населённых пунктах с использованием создаваемого социального эффекта как конкурентного преимущества кооперативной торговой сети. В таблице 10 представлены бренды торговых организаций Нижегородской области.

Таблица 10 - Бренды торговых сетей Ниже-городскогооблпотребсоюза

Наименование бренда Описание бренда

«ЛАДЬЯ» Сеть крупных розничных магазинов, имеющих широкий ассортимент продуктов питания и товаров повседневного спроса. Продукция собственного производства изготавливается из экологически чистых продуктов (сырья).

«ОТЛИЧНЫЙ ВКУС» Это сеть магазинов, реализуемая продукцию предприятий общественного питания, в функции которой входит реализация населению полуфабрикатов, кулинарных, мучных и кондитерских изделий, а также сопутствующих товаров.

«СЛОБОДА» Сеть экономичных магазинов малого формата, позиционирует себя как магазин «У дома», который предлагает широкий выбор продуктов питания, а также непродовольственные товары повседневного спроса.

«ТЕРЕМОК» Торговая сеть, куда вошли магазины, торгующие хозяйственными товарами и частично стройматериалами.

Все сетевые магазины включены в действующие программы лояльности, где ежемесячно проводятся акции по снижению цен для лояльных покупателей (приверженность покупателей торговой марке, мотивированная прочно укоренившейся привычкой покупать одно и то же изделие, товар или пользоваться одной и той же услугой, невосприимчивость к цене товара).

Большая роль в системе потребительской кооперации отводится сельскому магазину. Нами предлагается создание многофункционального магазина самообслуживания по бренду «КООПЕРАТОР», т.е. данный магазин будет являться одновременно и местом приобретения товара, и заготовительным пунктом, и общественным центром. Кроме этого, магазин должен оказывать населению торговые и бытовые услуги, принимать заявки на товары сложного ассортимента, организовывать их доставку. Около каждого магазина необходимо установить песочницы, качели, грибки, скамейки, которые предназначены для детей. Большая часть этих функций носит сугубо социальный характер и не дает прямого дохода. Именно эти функции влияют на нравственность и духовность населения, вызывают интерес и приток покупателей.

Все функции многофункционального магазина самообслуживания «КООПЕРАТОР» представлены на рисунке 4.

Создание многофункциональных магазинов самообслуживания по бренду «КООПЕРАТОР» - это создание пункта по наиболее полному удовлетворению потребностей потребителей в товарах и торговых услугах, в дополнительных бытовых и производственных услугах.

Воздействуя на нравственность населения, путем

удовлетворения потребностей, потребительская кооперация повышает конкурентоспособность, увеличивает объемы реализации товаров и услуг, тем самым повышая эффективность деятельности.

Для удовлетворения социальных, духовных и нравственных потребностей населения в многофункциональных магазинах организуются чайные и интернет кафе, уголки пайщиков, там же реализуются газеты, журналы, конверты, открытки.

Многофункциональный магазин «КООПЕРАТОР» в небольших населенных пунктах станет источником духовного удовлетворения, культурно - бытовым центром сельской местности, центром общения.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАГАЗИН «КООПЕРАТОР»

Торговля, в том числе по заказа-м б кредит

Закупки всех видов сельскохозяйственной продукции Прием заказов на бытовые услуги

Прием на переработку сеьскохозяйственной продукции

Оказание социальных услуг, в том числе медицинские и ветеринарные ацтеки, парикмахерские, раскрой тканей

Организация приема и сепарирования молока

Придорожный сервис

Работа с надомниками (организациявыпечки хлеба, производство изделий народных промыслов)

Организация чайных и интернет кафе

Привлечение заемных средств от населения

Рисунок 4 - Функции многофункционального магазина самообслуживания по бренду «КООПЕРАТОР»

В таких магазинах можно сделать заказ на ремонт аудио- и видеотехники, оказывают услуги по ремонту обуви и одежды. Осуществляя заготовительную деятельность, магазин закупает у населения мясо, молоко, картофель, овощи. Для первичной обработки молока в магазинах будут организованы пункты сепарирования молока, установятся мини зернодробилки. При этом в потребительской кооперации могут и должны сохраняться успешные торговые предприятия, не входящие в торговые сети, которые могут развиваться на региональном и местном уровнях при наличии экономической целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счёт внедрения сетевой торговли при предоставлении особых условий для несетевых кооперативных магазинов будет способствовать расширению географии их безубыточности. Такой подход позволит обеспечивать поддержание и развитие менее эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населённых пунктов, развивать развозную торговлю. Кроме того, могут осваиваться новые направления торговли: электронная торговля, заказ товаров через Интернет и другие направления.

В концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года принятой Правительством РФ в декабре 2010 года, говорится, что для устойчивого развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации должны быть разработаны региональные и муниципальные программы развития сельских территорий.

Основой разработки таких программ должны стать стратегии социально-экономического развития сельских поселений, которые определяют потенциал сельского поселения и перспективы его социально-экономического развития. Стратегии социально-экономического развития сельских поселений должны содержать меры по повышению потенциала сельских поселений и развитию их социально-экономического положения. 72

Все это необходимо для привлечения государственной поддержки в области устойчивого развития сельских территорий в разделе диверсификации сельской экономики, политики, повышения занятости и доходов населения, предусматривается наращивание и модернизация рабочих мест на объектах инфраструктуры агро-продовольственного рынка и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Считаем необходимым условием включения в эти программы модернизацию объектов потребительской кооперации, в том числе модернизацию магазинов ТПС в многофункциональные магазины «КООПЕРАТОР». Для этих целей необходимо заложить в программы на федеральном, региональном и муниципальном уровне государственную поддержку в размере: 15 % - федеральные программы; 10 % - региональные и 5 % - муниципалитет. В итоге 30 % берет на себя государственные и муниципальные органы власти, а 70 % - вкладывает в модернизацию организации потребительской кооперации. Кроме того считаем необходимым в целях стимулирования модернизации данных объектов ввести льготу по налогу на прибыль на вложенные в модернизацию собственные средства.

Считаем, что такие меры позволят создать новые рабочие места, увеличить товарооборот, вовлечь в производство местные ресурсы, что позволит увеличить налогооблагаемую базу.

Данный комплекс мероприятий позволит углубить специализацию отдельных предприятий потребительской кооперации, увеличить вклад системы потребкооперации в экономический потенциал области, усовершенствовать нормативную правовую базу, обеспечивающую развитие системы потребкооперации, стабилизировать финансовое состояние хозяйствующих субъектов системы потребкооперации, достичь оптимальной инфраструктуры системы потребкооперации, увеличить объемы производства широкого ассортимента конкурентоспособных товаров, повысить культуру обслуживания и качества жизни населения области, обеспечить защиту прав потребителей, обеспечить население области товарами и услугами первой необходимости, а так же станет возможным создание специализированных сетей по торговле продуктами питания, товарами повседневного спроса, аптек, сетей по торговле бытовой техникой, иными непродовольственными товарами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астахов В. П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры связанные с банкротством. М. : «Ось - 89», 1995. 80 с.

2. Барнвальд Р. А., Цихотский А. В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск : «Наука», 2003. 216 с.

3. Буздалов И. Н. Возрождение кооперации. М. : Экономика, 2009. 173 с.

4. Вахитов К. И. История потребительской кооперации России / Учебное пособие. М. : 1998. 224 с.

5. Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях / Учебное пособие. 2-е изд., исправ. и доп. М. : Издательский-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 320 с.

6. Вахрин П. И., Коропов Л. С., Шуляк П. Н. Финансы потребительской кооперации. М. : ЦУМ КЦентросоюза РФ, 2013. 113 с.

7. Глущецкий А. А. Кооперация: Роль в современной экономике. М. : Профиздат, 1991. 159 с.

8. Долбилин А. С. Экономика, организация и планирование отраслей деятельности потребительской кооперации. М. : Экономика, 2009. 239 с.

9. Домари Р. Финансы и предпринимательство. Ярославль : «Периодика», 2003. 223с.

10. Евдокимова А. И., Блистера В. И. Экономика потребительской кооперации: резервы и пути развития. М. : Экономика, 2009 г. 242 с._

11. Иванов Г. П. Банкротство: стратегия и тактика выживания. М. : МЛИ, 2003. 240 с.

12. Ильин Ю. А. Отечественная кооперация. Иваново : ИГУ, 1994. 472 с.

13. Кистанов Я А. Потребительская кооперация СССР. М. : Центросоюз, 1951. 316 с.

14. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М. : Финансы и статистика, 1999. 768 с.

15. Козлов А., Зайцева Л. В. Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия / Учебное пособие. Белгород, 2013. 60с.

16. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М. : Финансы и статистика, 2007. 176 с.

17. Прижигальский В. П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации / Учебное пособие. Ставрополь: ОАО «Пресса», 1996 г. 328 с.

18. Райн Л. Е. Отечественная кооперация: исторический опыт. Иваново: ИГУ, 1994. 276 с.

19. Сипко Л. А., Наговицина Л. П. Актуальные проблемы потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 2010 г. 72 с.

20. Кутаева Т.Н., Шавандина И.В., Шамин Ю.С. Современное состояние многоотраслевой деятельности

организаций потребительской кооперации нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 107-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Афанасьева М.С. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как инструмент совместной деятельности малого агробизнеса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4 (19). С. 7-9.

22. Шамин Е.А. Управление конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 2 (3). С. 212-219.

23. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Обслуживающая кооперация как перспективный институт развития совместной деятельности малых форм хозяйствования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 159162.

24. Шамин Е.А. Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности организации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 12. С. 26-28.

25. Олейник Е.А. Формирование системы сельской кредитной кооперации в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 74-77.

26. Чуб Н. Г. Финансы потребительской кооперации. М. : Экономика, 2013. 248 с.

THE DEVELOPMENT OF THE CONSUMER COOPERATION

© 2015

I.V. Shavantina, candidate of economic Sciences, docent of Department "Economics and automation of business processes" E.A. Shamin, candidate of economic sciences, associate professor of the chair «Economics and automation of business processes» Nizhniy Novgorod state engineering and economic University, Knyaginino (Russia)

Abstract. The article is devoted the analysis of activity of consumer cooperation organizations. Considered in dynamics for five years, major economic and financial indicators of activity of consumer cooperation organizations, the structure of the total activities of the Central Union and the Volga Federal district. In detail, in the context of potrebsoyuza of the Volga Federal district, reviewed the performance of the retail trade enterprises of consumer cooperation, analyzed the dynamics of retail trade turnover and public catering, at both the macro and micro level, the dynamics of the volume of harvest of agricultural products and raw materials organizations of consumer cooperatives. The analysis of procurement activities for the agricultural products, including the volume of semi-finished meat and meat products, milk and dairy products, vegetables. Presents the dynamics of development of production of industrial goods and the volume of paid services provided by organizations of consumer cooperation. Considered in the dynamics of the financial results of consumer societies. On the basis of the study conclusions and has proposed the creation of a multifunctional self-service shop by brand "COOPERATOR", which is the place of purchase, acquisition point and social centre. The article describes the main brands of trading networks of the Nizhny Novgorod regional consumer Union and their features, will detail the functions of a multifunctional shop "COOPERATOR".

Key words: consumer cooperation, the total volume of activity, production of major products, retail trade, public catering, procurement activities, services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.