Научная статья на тему 'Конкурентоспособность организаций потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе'

Конкурентоспособность организаций потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / АНАЛИЗ / ПАЙЩИК / ТОВАРООБОРОТ / ЗАГОТОВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / ПРИБЫЛЬ / CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY / COMPETITIVENESS / THE ANALYSIS / THE SHAREHOLDER / GOODS TURNOVER / PREPARATIONS OF AGRICULTURAL PRODUCTION / PUBLIC CATERING / PAID SERVICES / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамин Евгений Анатольевич

Рассмотрены конкурентные особенности развития организаций потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе, дан анализ экономического развития потребительских союзов округа. Рассмотрены тенденции развития отраслей потребительской кооперации как в целом по Российской Федерации, так и по Приволжскому федеральному округу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE CONSUMERS' COOPERATIVE ORGANIZATIONS IN PRIVOLZHSKIY FEDERAL DISTRICT

In given article competitive features of development of the organizations of consumers' cooperative society in Privolzhsky federal district are considered, the analysis of economic development of the consumer unions of district is given there. Tendencies of development of branches of consumers' cooperative society as a whole across the Russian Federation and on Privolzhsky federal district are considered.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность организаций потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе»

УДК 334.735

Е.А. ШАМИН

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Ключевые слова: конкурентоспособность, потребительская кооперация, анализ, пайщик, товарооборот, заготовки сельскохозяйственной продукции, общественное питание, платные услуги, прибыль.

Рассмотрены конкурентные особенности развития организаций потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе, дан анализ экономического развития потребительских союзов округа. Рассмотрены тенденции развития отраслей потребительской кооперации как в целом по Российской Федерации, так и по Приволжскому федеральному округу.

Е.А. SHAMIN

COMPETITIVENESS OF THE CONSUMERS' COOPERATIVE ORGANIZATIONS IN PRIVOLZHSKIY FEDERAL DISTRICT

Key words: competitiveness, consumers' cooperative society, the analysis, the shareholder, goods turnover, preparations of agricultural production, public catering, paid services, profit.

In given article competitive features of development of the organizations of consumers' cooperative society in Privolzhsky federal district are considered, the analysis of economic development of the consumer unions of district is given there. Tendencies of development of branches of consumers' cooperative society as a whole across the Russian Federation and on Privolzhsky federal district are considered.

Свойство конкурентоспособности организаций потребительской кооперации проявляется в процессе конкуренции с другими подобными ей субъектами. Наличие пересекающихся целей и ограниченность мобильных ресурсов обусловливают интенсификацию конкурентных процессов, в ходе которых реализуется свойство конкурентоспособности организаций потребительской кооперации.

Конкурентоспособность имеет динамичный и временной характер, проявляющийся как быстро меняющееся свойство экономического субъекта в рамках определенного конкурентного поля в определенное время. В этой связи с целью усиления позиций организаций потребительской кооперации в конкурентном пространстве появляется объективная необходимость реализации задач воспроизводства конкурентоспособности территорий, на которых располагается организация потребительской кооперации. Принимая во внимание многоотраслевую деятельность организаций потребительской кооперации, их интеграцию с субъектами сельскохозяйственного производства, активизируются процессы развития потребительской кооперации, которые способны действовать рационально и вступать в конкурентные отношения. Конкурентные преимущества потребительской кооперации выражаются в многообразии, а также в деятельности и работе на удовлетворение потребностей своих пайщиков и других жителей сельских территорий.

Анализ конкурентоспособности организаций потребительской кооперации концентрируется на изучении социально-экономических показателей деятельности организаций потребительской кооперации Приволжского федерального округа.

В каждом субъекте округа работают потребительские союзы. На долю Приволжского федерального округа приходится 26,7% всех кооперативных организаций системы Центросоюза России и 27,6% численности пайщиков, всего по Центросоюзу их насчитывается 1148 тыс. За последние годы в потребсоюзах Приволжского федерального округа происходит сокращение зоны деятельности потребительской кооперации по численности обслуживаемого населения, в связи с этим численность пайщиков сократилась более чем наполовину. Причинами этого является снижение численности населения территории в Приволжском федеральном округе, а также отсутствие должных материальных стимулов привлечения в систему молодых пайщиков.

Объединение потребительских обществ, их союзов в систему обусловливает конкурентные преимущества организаций потребительской кооперации по

сравнению с другими субъектами рынка. Одним из мощных конкурентных преимуществ является многоотраслевой характер деятельности потребительской кооперации, позволяющий создать интегрированное хозяйство. Структура отраслей деятельности потребительской кооперации представлена на рисунке.

2004 г. 2008 г.

□ Оборот розничной торговли и Оборот общественного питания

и Оптовый оборот □ Закупки сельхозпродуктов и сырья

□ Объем промышленной продукции ■ Платыые услуги населению

Структура совокупного оборота деятельности потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе

Основной сферой деятельности потребительской кооперации является розничная торговля, имеющая развитую сеть предприятий, профессиональный состав кадров, занимающая достойное место на рынке потребительских товаров. Но каждая кооперативная организация по-своему использует преимущества системы в сохранении конкурентных позиций на потребительском рынке. Вот почему так важно изучить и обобщить опыт адаптации организаций и предприятий потребительской кооперации к условиям конкурентной среды хозяйствования, выделяя их передовые формы и методы работы [1]. Проанализировав данные за 5 лет, мы видим, что в совокупном обороте системы потребительской кооперации Приволжского федерального округа ее удельный вес увеличился на 3% и составил в 2008 г. 67%. Второй по объемам деятельности потребительской кооперации является отрасль товаров народного потребления. Эта отрасль является одним из главных поставщиков потребительских товаров для кооперативной розничной торговой сети. За анализируемый период удельный вес её в общей структуре уменьшился с 13% до 10%. Третье место занимает отрасль заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья, её удельный вес в общей структуре совокупного оборота увеличился на 2% и составил в 2008 г. 10%. Эта отрасль является поставщиком товаров как для розничной торговли, так и поставщиком сырья для предприятий кооперативной промышленности. Четвертое место в структуре совокупного оборота занимает общественное питание, его удельный вес составляет 7%. Пятое и шестое место в структуре занимают отрасли оптовой торговли и платных услуг населения. За анализируемый период времени их доля в общем объеме совокупного оборота уменьшилась и составила в 2008 г. соответственно 5% и 1%.

Все отрасли потребительской кооперации (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание, производство, закупки) взаимосвязаны и взаимозависимы, что дает возможность системе потребительской кооперации стабильно работать и успешно решать поставленные перед ней задачи.

Однако за анализируемый период потребительская кооперация за счет сокращения объемов торговой деятельности в районных центрах потеряла значительную долю рынка, уступив самый выгодный сегмент регионального рынка частным предпринимателям. Результаты исследования показали, что в

потребсоюзах Приволжского федерального округа, как и в целом по Центросоюзу, за период с 2004 г. по 2008 г. также происходило снижение доли рынка. Например, в Нижегородской области доля рынка потребительской кооперации сократилась с 4,1 % до 2,8%, в Республике Башкортостан с 1,8% до 1,1%, в Республике Марий Эл с 9,5% до 6,3%, в Республике Мордовия с 4,1% до 2,0%, в Республике Татарстан с 2,4% до 1,1%, в Республике Удмуртия с 6,7% до 5,2, в Республике Чувашия с 11,1% до 8,2%, в Пермском крае с 5,9% до 4,3%, в Кировской области с 3,9% до 2,4%, в Оренбургской области с 3,1% до 2,1%, в Пензенской области с 1,4% до 0,7%, в Саратовской области с 1,6% до 1%, в Ульяновской области с 2,6% до 1,3%, в Самарской области доля потребительской кооперации в товарообороте области не изменилась и составила 0,5%. В среднем по Приволжскому федеральному округу доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией, сократилась на 0,9% и составила 2,8%.

Снижение удельного веса потребительской кооперации на рынке обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. Одним из таких факторов является охват денежных доходов населения, направленных на покупку товаров. Данный показатель по Приволжскому федеральному округу варьирует от 6,3% в Самарском до 50,0% в Чувашском потребсоюзе. В Нижегородском потребсоюзе в 2008 г. было вовлечено в оборот 30,2% денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров. При этом следует отметить, что за рассматриваемый период в целом прослеживается положительная тенденция на увеличение охвата потребительской кооперацией денежных доходов сельского населения, направленных на покупку, в среднем по Приволжскому федеральному округу данный показатель увеличился на 3,5%, а по Центросоюзу - на 2,9%, в то же время в Башкирском, Мордовском, Самарском потребсоюзах произошло снижение данного показателя на 0,1%, 3,4%, 1,9% соответственно.

Утрата потребительской кооперацией позиций в обслуживании сельского населения вызвана не столько низкой платежеспособностью, сколько уменьшением количества торговых предприятий, сдачей в аренду и продажей магазинов, расположенных в местах оживленных покупательских потоков, слабой коммерческой деятельностью, отсутствием в магазинах товаров, необходимых покупателю. Так за период с 2004 г. по 2008 г. количество розничных торговых точек сократилось по всей потребительской кооперации на 27,1% и составило 46 679 единицы. Тем не менее наметилась тенденция снижения количества розничных торговых предприятий потребительской кооперации, отданных в аренду: по Центросоюзу на 15,2%, а по Приволжскому федеральному округу на 14,4%. Несмотря на это, в ряде потребсоюзов сдача в аренду торговых точек растет: в Мордовском потребсоюзе она возросла на 5%, Татарском - на 25,7%, Пермском - на 2,5%. В Нижегородском потребсоюзе количество предприятий, сданных в аренду, увеличилось практически в 2 раза.

Как уже отмечалось выше, основной отраслью потребительской кооперации является розничная торговля, что обусловлено целью ее деятельности -удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов. Осуществляя свою деятельность в сельской местности, где проживает основная часть пайщиков, кооперативная торговля обслуживает не только своих членов, но и других жителей, что определяет ее социальную значимость.

Согласно статистическим данным, оборот розничной торговли потребительской кооперации РФ в сельской местности в действующих ценах неизменно растет, в 2008 г. по сравнению с 2004 г. темп прироста розничного товарооборота и общественного питания составил 76,3%, такая же тенденция прослеживается и по Приволжскому федеральному округу.

Оборот общественного питания потребительской кооперации России в 2008 г. составил 12,5 млрд руб., или 8,13% от всего розничного оборота. По

Приволжскому федеральному округу доля оборота общественного питания в розничном обороте потребительской кооперации составляет 10,12%, а сам оборот - 4,9 млрд руб. Наибольший удельный вес во всем товарообороте потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе занимает оборот общественного питания Оренбурского потребсоюза - 14,7%, Марийского -14,2%, и Башкирского - 13,9. В целом по потребсоюзам Приволжского федерального округа в 2008 г. оборот общественного питания в действующих ценах вырос практически в 2 раза. Внешние условия в целом благоприятствуют увеличению объемов деятельности предприятий общественного питания, они, во-первых, удовлетворяют потребность населения - потребность в пище, во-вто-рых, дают возможность общения людей в кругу знакомых, друзей и т.д. Сельский рынок в достаточной степени не насыщен услугами общественного питания, особенно возрастает спрос на эти услуги со стороны молодежи и детей. На данный момент в сельской местности у потребительской кооперации отсутствуют сильные конкуренты в общественном питании, поэтому имеются реальные возможности для расширения этого рынка.

В заготовительной отрасли в 2008 г. по сравнению с 2004 г. объемы деятельности возросли в 1,7 раза и составили 17 млрд руб. Аналогичные тенденции наблюдаются и в Приволжском федеральном округе, за анализируемый период заготовительный оборот потребительской кооперации вырос более чем в 2 раза и составил в 2008 г. 63 млрд руб. Несмотря на высокий рост заготовительного оборота, наблюдается спад объемов закупок по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. Так, по Центросоюзу в целом произошел спад объемов закупок мяса и мясопродуктов на 8,9 тыс. т, и в 2008 г. объем закупок составил

45,5 тыс. т. В потребсоюзах Приволжского федерального округа объемы закупок мяса и мясной продукции в 2008 г. по сравнению с 2004 г. сохранились на прежнем уровне и составили 29,1 тыс. т, в том числе у населения - 19,9 тыс. т.

Закупка молока и молокопродуктов в общем по Центросоюзу за период с 2004 г. по 2008 г. увеличилась на 25% и составила 212,7 тыс. т. По Приволжскому федеральному округу объем закупок молокопродуктов увеличился более чем в 2 раза и составил в 2008 г. 145 тыс. т, в том числе у населения -117,7 тыс. т. Данное увеличение произошло из-за роста объемов заготовок в Татарском потребсоюзе более чем в 6 раз, Марийском и Самарском - в 4,5 раза, Башкирском - в 2 раза, Удмуртском и Чувашском - в 1,5 раза. Но есть и обратные тенденции, например, за анализируемый период в Ульяновском потребсоюзе количество заготовленного молока сократилось на 90% с 64 т в 2004 г. до 62 т в 2008 г., в Нижегородском потребсоюзе также произошел спад заготовок молока практически на 70%, это связанно с уменьшением доли молочного скотоводства в сельском хозяйстве области.

За анализируемый период произошло незначительное уменьшение заготовок картофеля. По Центросоюзу в целом в 2008 г. данный показатель составил 95,5 тыс. т, что на 6% меньше, чем в 2004 г. В организациях потребительской кооперации Приволжского федерального округа заготовка картофеля в 2008 г. по сравнению с 2004 г. сократилась на 4% и составила 38,8 тыс. т, хотя в целом по округу сокращение незначительное. Однако в некоторых потребсоюзах заготовки картофеля сократились практически наполовину. Так, в Пермском потребсоюзе заготовки картофеля сократились на 52%, Ульяновском - на 44%, в Нижегородском, Самарском, Удмуртском - на 31%, 16%, 15% соответственно. Темп роста заготовок картофеля в Марийском потребсоюзе вырос практически в 2 раза, в Мордовском - в 1,8 раза, Татарском - в 1,3 раза, в Башкирском, Чувашском и Оренбургском он остался на уровне 2004 г.

Заготовка овощей в целом по Центросоюзу в 2008 г. по сравнению с 2004 г. возросла на 8% и составила 90,3 тыс. т, в том числе у населения

37,9 тыс. т. По Приволжскому федеральному округу заготовка овощей за последние 5 лет увеличилась 27%, это произошло за счет того, что в Мордовском потребсоюзе заготовка овощей возросла более чем в 4 раза, в Татарском, Удмурдском - почти в 1,5 раза. Наряду со снижением объемов заготовок по некоторым видам сельскохозяйственной продукции возникли серьезные проблемы в сбыте закупленной продукции. На это в какой-то мере повлияла недостаточная оснащенность технологическим оборудованием для длительного хранения продукции, что не позволяет в полной мере осуществлять хранение продукции в межсезонный период.

Вместе с тем следует отметить, что увеличение объемов закупок сельскохозяйственных продуктов у населения не только увеличивает ресурсы торговли, обеспечивая эффективное использование ее материально-технического потенциала и повышая конкурентоспособность организаций потребительской кооперации, но имеет и другую положительную сторону. Сдатчики сельхозпродукции являются потенциальными покупателями на селе. Деньги за проданную продукцию служат для них дополнительным доходом, который можно вовлечь в товарооборот. Поэтому организации потребительской кооперации должны особое внимание уделять развитию заготовительной деятельности.

Среди отраслей кооперативного хозяйства наиболее устойчивое положение на рынке товаров и услуг занимает промышленность. Промышленным предприятиям потребительской кооперации отводится важная роль в обеспечении населения товарами, особенно продуктами питания, в данной отрасли формируется часть товарных ресурсов для розничной торговли потребительской кооперации. Промышленность потребительской кооперации в основном представлена предприятиями по производству хлеба, колбасных изделий, безалкогольных напитков, макаронных изделий и некоторых других продуктов питания. Объем произведенной продукции по Центросоюзу в 2008 г. составил 19,3 млрд руб., что на 20,9% больше, чем в 2004 г. Однако следует отметить, что и в сопоставимых ценах в 2008 г. объем произведенной продукции находится на уровне 2004 г. По Приволжскому федеральному округу темп роста объема произведенной продукции наблюдается во всех потребсоюзах, кроме Мордовского и Ульяновского, где снижение составило 2,7% и 35,3% соответственно.

Важными направлениями повышения конкурентоспособности потребительских обществ являются диверсификация деятельности и расширение сферы услуг. Повышенный спрос на услуги обусловливает приоритетное развитие этой сферы и повышает конкурентоспособность организаций потребительской кооперации по сравнению с другими торгующими организациями. Удовлетворение потребностей сельского населения в услугах способствует увеличению объемов деятельности и созданию новых рабочих мест в сельской местности. Высокая потребность в услугах создает реальную основу для образования в сфере услуг потребительских кооперативов с привлечением пенсионеров, инвалидов и других категорий из числа незанятого населения. Пенсионеров и инвалидов можно привлекать к производству на неполный рабочий день, что очень важно для развития сельских территорий.

В целом по Центросоюзу в 2008 г. объем платных услуг населению по сравнению с 2004 г. возрос на 4,9% и составил 3,9 млрд руб., по организациям потребительской кооперации в Приволжском федеральном округе объем оказанных платных услуг в 2008 г. составил 745,5 млн руб., что практически в

1,5 раза превышает показатель 2004 г. В Самарском потребсоюзе объем услуг вырос в 4 раза, в Башкирском более чем в 2 раза, Марийском, Татарском, Удмуртском Чувашском, Оренбургском в 1,5 и более раза, однако в Ульяновском потребсоюзе объем услуг сократился в 4 раза, в Пермском - на 32%, Пензенском - на 13,1%, Саратовском - на 4,7%.

Немаловажным фактором повышения конкурентоспособности любой организации является устойчивое финансовое положение. За исследуемый период наметились положительные тенденции финансового оздоровления организаций потребительской кооперации. Так, в 2008 г. по сравнению с 2004 г. прибыль потребительской кооперации в целом увеличилась практически в 4 раза и составила 4,6 млрд руб., в Приволжском федеральном округе в 2004 г. прибыльными являлись 80% организаций потребительской кооперации, в 2008 г. все организации сработали без убытков. Положительные тенденции в финансовой деятельности потребительской кооперации обусловлены ростом объемов совокупного оборота, оптимизацией структуры управления отраслями и предприятиями, в частности сокращением числа хозрасчетных организаций, за счет чего и произошло сокращение издержек обращения. Кроме того, укреплению финансовой деятельности способствовала поддержка потребительской кооперации со стороны государства, а также рост денежных доходов населения, направленных на покупку товаров.

В то же время организации потребительской кооперации испытывают острый недостаток в собственных оборотных средствах. При этом недостаточно используется такой способ пополнения финансовых ресурсов, как привлечение денежных средств населения. Кроме того, во всех потребсоюзах Приволжского федерального округа наблюдается рост дебиторской задолженности, что свидетельствует о прямом отвлечении финансовых ресурсов, это при недостатке собственных оборотных средств значительно снижает эффективность финансово-хозяйственной деятельности, а следовательно, и конкурентоспособность организаций потребительской кооперации.

Таким образом, результаты анализа показывают, что потребительская кооперация находится в сложной экономической ситуации: за период экономических реформ снизились объемы деятельности, стареет и изнашивается материально-техническая база, утрачены позиции на региональных рынках в результате усиления конкуренции. Однако система сохранила свою целостность и основные отрасли деятельности. Она по-прежнему обладает мощным экономическим потенциалом. Накопленный за годы реформ опыт и значительные, в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, конкурентные преимущества свидетельствуют о наличии внутренних резервов повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности потребительской кооперации России.

Литература

1. Конкурентоспособность кооперативных организаций на потребительском рынке: препринт / Федорова П.П. и др. / Чебоксарский кооперативный ин-т МУПК. Чебоксары, 2001. 54 с.

2. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М.: Центросоюз, 2005.135 с.

3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М.: Центросоюз, 2006.147 с.

4. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М.: Центросоюз, 2007.155 с.

5. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М.: Центросоюз, 2008.178 с.

6. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М.: Центросоюз, 2009.190 с.

ШАМИН ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры экономика и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино (ngiei-spo@mail.ru).

SHAMIN EVGENIY ANATOLYEVICH - senior teacher of Economics and Statistics Chair, Nizhny Novgorod State Engineering Economic Institute, Russia, Knyaginino.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.