Научная статья на тему 'Комплексная оценка конкурентоспособности организаций потребительской кооперации'

Комплексная оценка конкурентоспособности организаций потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / COOPERATIVE ORGANIZATIONS / КООПЕРАТИВНЫЙ СЕКТОР / COOPERATIVE SECTOR / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATIVES / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / CONSUMER SOCIETIES / МАТРИЦА / MATRIX / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / METHODS FOR ASSESSING COMPETITIVENESS / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / QUANTITATIVE AND QUALITATIVE INDICATORS / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / INTEGRATED ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS / КРИТЕРИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / CRITERIA OF COMPETITIVENESS / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / FACTORS OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаева Татьяна Николаевна, Мельникова Надежда Анатольевна

Развитие потребительской кооперации способствует активизации производства потребительских товаров, реализации социально-экономических задач территориального и отраслевого уровня, развитию экономики регионов и страны, улучшению обеспечения сельских жителей товарами и услугами. Эффективная деятельность организаций потребительской кооперации определяется их конкурентоспособностью, которая характеризует степень использования потенциала организаций, и показывает, насколько они способны осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в условиях конкурентной среды и под влиянием изменяющихся внешних и внутренних факторов. Постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке отрицательно повлияло на деятельность потребительских обществ и нашло отражение в уменьшении доли потребительской кооперации в общем объеме предоставляемых услуг, снижению в целом эффективности во всех отраслях деятельности. В настоящее время перед потребительскими обществами Центросоюза стоит задача увеличить объемы розничной торговли, общественного питания, производства товаров, закупок сельскохозяйственной продукции и других услуг, обеспечить конкурентоспособность и устойчивое финансовое развития кооперативной системы. Кардинальные структурные преобразования в экономике страны, усиление конкуренции во всех сегментах рынка обусловили необходимость глубокого исследования методов оценки конкурентоспособности кооперативного сектора. Статья посвящена проблемам поддержания достаточного уровня конкурентоспособности организаций потребительской кооперации, которые обусловлены, с одной стороны, важностью выполняемых социальных и экономических задач, с другой стороны, необходимостью разработки комплексного метода оценки конкурентоспособности в условиях жесткой конкуренции. Авторы отмечают особенности, возможности, преимущества и недостатки различных подходов и методов для расчета показателей конкурентоспособности потребительских обществ, необходимость учета в современных условиях факторов для оценки. Предложенный авторами матричный метод оценки конкурентоспособности ориентирован на комплексную оценку деятельности и позволит организациям своевременно выявлять и систематически оценивать свой уровень конкурентоспособности, предвидеть негативные сценарии развития и принимать оптимальные управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кутаева Татьяна Николаевна, Мельникова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF CONSUMER COOPERATION ORGANIZATIONS

The development of consumer cooperatives promotes the production of consumer ski products, the implementation of socio-economic problems of territorial and sectoral level, economic development of regions and countries, improving the supply of rural population with goods and services. The effective operation of organizations of consumer cooperation is determined by their competitiveness, which characterizes the degree of use of capacity of organizations, and shows how they are able to carry out financial and economic activity in a competitive environment and under the influence of the change nausicca external and internal factors. Gradual intensification of competition in the consumer market adversely affected the activity of consumer societies and is reflected in the decrease in the share of consumer cooperatives in the total volume of services provided, reducing overall efficiency in all sectors of activity. At present, the consumer societies, Centrosoyuz, the task is to increase the volume of retail trade, public catering, production of goods, procurement of agricultural products and other services to provide a competitive and sustainable financial cooperative system. Fundamental structural change in the economy, increased competition in all market segments has led to the need for in-depth study of methods for assessing the competitiveness collaboration efforts-tive sector. The article deals with the problems of maintaining a sufficient level of competitiveness of organizations in consumer cooperatives, which are caused, on the one hand, the importance of the performed social and economic challenges, on the other hand, the need to develop a comprehensive evaluation method the competitive-the ability to tough competition. The authors note the features, capabilities, advantages and disadvantages of different approaches and methods for the calculation of competitiveness indicators consumer societies, the need for accounting in modern-governmental conditions of factors for evaluation. The proposed matrix method of estimation of competitiveness is focused on a comprehensive assessment of the activities and will allow organizations to identify and systematically assess their level of competitiveness, to foresee negative scenarios of development and to make optimal management decisions.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка конкурентоспособности организаций потребительской кооперации»

УДК 334.735

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

© 2016

Кутаева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Мельникова Надежда Анатольевна, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Аннотация. Развитие потребительской кооперации способствует активизации производства потребительских товаров, реализации социально-экономических задач территориального и отраслевого уровня, развитию экономики регионов и страны, улучшению обеспечения сельских жителей товарами и услугами. Эффективная деятельность организаций потребительской кооперации определяется их конкурентоспособностью, которая характеризует степень использования потенциала организаций, и показывает, насколько они способны осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в условиях конкурентной среды и под влиянием изменяющихся внешних и внутренних факторов. Постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке отрицательно повлияло на деятельность потребительских обществ и нашло отражение в уменьшении доли потребительской кооперации в общем объеме предоставляемых услуг, снижению в целом эффективности во всех отраслях деятельности. В настоящее время перед потребительскими обществами Центросоюза стоит задача увеличить объемы розничной торговли, общественного питания, производства товаров, закупок сельскохозяйственной продукции и других услуг, обеспечить конкурентоспособность и устойчивое финансовое развития кооперативной системы. Кардинальные структурные преобразования в экономике страны, усиление конкуренции во всех сегментах рынка обусловили необходимость глубокого исследования методов оценки конкурентоспособности кооперативного сектора. Статья посвящена проблемам поддержания достаточного уровня конкурентоспособности организаций потребительской кооперации, которые обусловлены, с одной стороны, важностью выполняемых социальных и экономических задач, с другой стороны, необходимостью разработки комплексного метода оценки конкурентоспособности в условиях жесткой конкуренции. Авторы отмечают особенности, возможности, преимущества и недостатки различных подходов и методов для расчета показателей конкурентоспособности потребительских обществ, необходимость учета в современных условиях факторов для оценки. Предложенный авторами матричный метод оценки конкурентоспособности ориентирован на комплексную оценку деятельности и позволит организациям своевременно выявлять и систематически оценивать свой уровень конкурентоспособности, предвидеть негативные сценарии развития и принимать оптимальные управленческие решения.

Ключевые слова: кооперативные организации, кооперативный сектор, потребительская кооперация, потребительские общества, матрица, методы оценки конкурентоспособности, количественные и качественные показатели, комплексная оценка конкурентоспособности, критерии конкурентоспособности, факторы конкурентоспособности.

ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF CONSUMER COOPERATION ORGANIZATIONS

© 2016

Kutaeva Tatiana Nikolaevna,candidate of economical science, associate professor of the chair

«Accounting, analysis and audit» MelnikovaNadezhdaAnatolyevna, lecturer of the chair «Accounting, analysis and audit» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia) Abstract.The development of consumer cooperatives promotes the production of consumer ski products, the implementation of socio-economic problems of territorial and sectoral level, economic development of regions and countries, improving the supply of rural population with goods and services. The effective operation of organizations of consumer cooperation is determined by their competitiveness, which characterizes the degree of use of capacity of organizations, and shows how they are able to carry out financial and economic activity in a competitive environment and under the influence of the change nausicca external and internal factors. Gradual intensification of competition in the consumer market adversely affected the activity of consumer societies and is reflected in the decrease in the share of consumer cooperatives in the total volume of services provided, reducing overall efficiency in all sectors of activity. At present, the consumer societies, Centrosoyuz, the task is to increase the volume of retail trade, public catering, production of goods, procurement of agricultural products and other services to provide a competitive and sustainable financial cooperative system. Fundamental structural change in the economy, increased competition in all market segments has led to the need for in-depth study of methods for assessing the competitiveness collaboration efforts-tive sector. The article deals with the problems of maintaining a sufficient level of competitiveness of organizations in consumer cooperatives, which are caused, on the one hand, the importance of the performed social and economic challenges, on the other hand, the need to develop a comprehensive evaluation method the competitive-the ability to tough competition. The authors note the features, capabilities, advantages and disadvantages of different approaches and methods for the calculation of competitiveness indicators consumer societies, the need for accounting in modern-governmental conditions of factors for evaluation. The proposed matrix method of estimation of competitiveness is focused on a comprehensive assessment of the activities and will allow organizations to identify and systematically assess their level of competitiveness, to foresee negative scenarios of development and to make optimal management decisions.

Keywords: cooperative organizations, the cooperative sector, consumer cooperatives, consumer societies, matrix, methods for assessing competitiveness, quantitative and qualitative indicators, integrated assessment of competitiveness, criteria of competitiveness, factors of competitiveness.

Введение

Конкурентоспособность является важнейшим показателем эффективной деятельности организации, основной движущей силой развития ее и успешного функционирования. В конкурентоспособности находят отражение состояние финансовой среды экономического субъекта, наличие и запас финансовой прочности, исполь-

зование экономического потенциала, а также способность адекватно и оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды окружения.

Усиление конкуренции на потребительском рынке, глобализация и диверсификация бизнеса привели к уменьшению доли кооперативных организаций в объеме оказываемых населению услуг. По статистическим

данным Центросоюза Российской Федерации в 70 регионах страны в настоящее время осуществляют свою деятельность всего лишь около 3 тыс. потребительских обществ, работают 12 102 приемно-заготовительных пункта. Сегодня объемы и масштабы сельской потребкооперации в два раза ниже, чем были в СССР [1, С. 11]. Тем не менее, хозяйственная деятельность кооперативной системы направлена не только на достижение целей пайщиков, но и на решение социально-экономических задач, способствует развитию, как отдельных экономических территорий, так и экономики регионов в целом. Кооператоры обеспечивают продуктами первой необходимости и участвуют в жизни 54 тысяч населенных пунктов, в которых проживают менее 100 человек [2, С. 2].

На развитие кооперативного сектора оказывают большое влияние происходящие структурные преобразования в экономике страны. Следует отметить, что по итогам работы за 2015 г. в России основные экономические показатели в среднем уменьшились на 4 %. При этом снижение ВВП составило 3,7 %, промышленное производство - 3,4 %. Однако в двое сильнее снизились доходы и потребление населения: главный показатель благосостояния народа - конечное потребление домашних хозяйств уменьшилось на 10,2 %, объем розничной торговли - на 10 %, реальная зарплата - на 9,5 % [3].

В этих условиях важной задачей становится достижение более высоких темпов объемов деятельности кооперативных организаций, увеличение их доли на товарном и потребительском рынке страны. Это возможно только при обеспечении их конкурентоспособности, достижения финансовой устойчивости, развития инновационных процессов [4, С. 10].

Материалы и методы

По мнению авторов, несмотря на научные труды по проблемам конкурентоспособности организаций, теоретические подходы к оценке конкурентоспособности потребительской кооперации разработаны недостаточно. Актуальность, практическая значимость кооперации в формировании бюджетов территорий, социальная направленность ее работы в сельской местности определили цель и задачи исследования: разработать комплексную оценку конкурентоспособности потребкооперации.

Научные исследования свидетельствуют, что анализ и оценку конкурентоспособности организаций можно проводить по различным критериям и группам показателей:

- качественные: престижность и репутация организации, индекс уровня цен на товары и услуги, мнение потребителей об ассортименте товаров и услуг и качество их предоставления, высокий профессионализм и компетентность персонала, информационное обеспечение продвижения продукции и услуги;

- количественные: доля организации на рынке, использование конкурентных преимуществ, платежеспособность и финансовая устойчивость, использование рыночного потенциала организации, состояние и уровень использования материально-технической базы, инновационное управление факторами конкурентоспособности, доходность и прибыльность, наличие собственных оборотных средств [5,6,7,8,9].

В зависимости от целей и потребностей организационного управления производством товаров и услуг проводится выбор критериев и показателей оценки конкурентоспособности организации.

Результаты

Конкурентоспособность организаций потребительской кооперации требует особого рассмотрения в связи с тем, что потребительские общества являются некоммерческими организациями и представляют собой ин-тегрировано-диверсифицированную систему. Следует отметить, что интеграционные процессы в кооперации позволяют ей реализовать конкурентные преимущества как единой управляемой системы и это важно учитывать 162

при разработке научно обоснованной оценки конкурентоспособности потребкооперации.

Целью дальнейшего исследования является анализ существующих методик оценки конкурентоспособности организаций и определение возможности их применения к оценке конкурентоспособности кооперативных организаций с учетом специфики их хозяйственной деятельности.

Обсуждение

В настоящее время существует несколько общепризнанных методик оценки конкурентоспособности организации. Рассмотрим наиболее известные из них, определим достоинства и недостатки.

М. Портер предлагает оценивать конкурентоспособность организации посредством анализа, насколько успешна деятельность ее в определенное время, на определенном сегменте. По его мнению, на основании изучения среды функционирования организации выделяется группа факторов, обуславливаются преимущества, реализуется анализ сильных и слабых сторон для разработки конкурентной стратегии и поддержки конкурентных преимуществ[10, С. 124].

Следует отметить возможность применения в кооперативных организациях: существенных ограничений нет, но не все факторы поддаются количественной оценке и способы оценки факторов не всегда дают возможности начисления интегрированного показателя конкурентности производства товаров и услуг.

Совершенствуя модель М. Портера, американская ассоциация управления (АМА) разработала систематизированную модель сравнительного SWOT-анализа и представила оценку сильных и слабых сторон конкурентоспособности в контрольном листе по шести частям: финансы, производство, организация и управление, кадровый состав, технология. Данный метод легко подстроить под любую сферу деятельности, в том числе и под потребительские общества, но достаточно трудоемкий, оценивающий лишь с качественной стороны.

Вызывает интерес методика оценки конкурентоспособности организации, основанная на концепции «4Р». Сущность заключается в сравнительном анализе организации, в том числе и конкурентов по параметрам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. По полученным данным заполняется лист оценки конкурентоспособности с баллами по каждому, присвоенными экспертами [11].

Следует отметить, что применение данной методики возможно при оценке конкурентоспособности отдельных товаров или услуг в организациях, где внедрена система менеджмента качества, имеется информационная база, а бизнес-процессы производства услуг унифицированы. Показатели факторов конкурентоспособности определяются мнениями экспертов и могут носить субъективный характер.

Согласно методике Ж.Ж. Ламбена, имеется шесть индикаторов (критериев) оценки конкурентоспособности организации, которые определяются по 5-бальной шкале. К ним относятся следующие индикаторы:

- относительная доля рынка;

- отличительные свойства товара;

- издержки;

- степень освоения технологии;

- каналы товародвижения;

- имидж.

Данная методика позволяет сравнить организаций-конкурентов, представленных на конкретном рынке, коэффициент конкурентоспособности предлагается определить путем соотношения бальных оценок организаций с лидерами [12, С. 284].

Положительным моментом является сформировавшаяся база для общего анализа организаций-конкурентов. При этом, могут возникнуть трудности с получением необходимой правдивой информации для анализа, а так же с количеством анализируемых критериев.

Методика Фатхутдинова Р. А. отличается применением данных о весомости товаров и рынков:

К, =±ъЬ*К '1

>1

где а - удельный вес 1-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i -= 1,2,...., п); Ь — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка нами рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5; Ку— конкурентоспособность ьго товара на j-м рынке [13, С. 298].

Автор обосновывает повышение конкурентоспособности организации в целом конкурентоспособностью товара или услуги. Расчет коэффициентов производится по отдельно взятым товарам или услугам, причем основной упор делается на соотношение цены и качества.

Мы считаем, что данная методика не раскрывает всецело положения кооперативной организации на рынке. Требуется оценка и других, не менее важных показателей.

Оценить конкурентоспособность организации можно также с помощью рейтинговой оценки, основанной на сравнении достижений в финансовых и других областях ее деятельности. При этом, порядок определения рейтинговой оценки происходит по следующим этапам.

1. Сбор данных по всем сравниваемым организациям.

2. Формирование матрицы, отражающей по строкам значения показателей ^ = 1, 2...., п), а по столбцам — сравниваемые по организации ^ = 1, 2...., т).

3. Расчет относительных показателей:

I + Х2 + ... + .

ностью и не всегда позволяет определить какими факторами эффективности и финансового состояния обусловлено место в рейтинге.

Балашов А. П. считает целесообразным использование в анализе конкурентоспособности организаций таких критериев как:

- рентабельность затрат («окупаемость затрат»)

- динамика доли рынка продукции, занимаемой исследуемой организацией и конкурентами (темп роста выручки от реализации продукции). Автор отмечает, чем выше данные показатели у организации - тем выше ее конкурентоспособность [15, С. 50].

Считаем, что предложенных показателей недостаточно, так как возможность высокой оценки предложенных критериев может привести к значительному отставанию по какому-нибудь частному показателю, важному в оценке конкурентности коопертивного сектора.

В последнее время все больше внимание уделяется матричным методам проведения анализа. И это оправданно, ведь данный метод наиболее полно и всесторонне позволяет оценить состояние конкурентоспособности организации.

Использование в оценке конкурентоспособности организаций матричных методов, согласно Лазаренко, позволяет проследить за изменением показателей деятельности в динамике и провести всеохватывающий анализ конкурентных позиций [16, С. 374].

Недостатком данного вида анализа является оценка показателей с качественной стороны.

Одним из часто используемых методов анализа является построение матрицы БКГ (Бостонской консалтинговой группы), основаный на оценке конкурентоспособности товара, в большей части.

Матрица выглядит графически как пересечение осей, по горизонтали которой отражается относительная доля рынка (в сравнении с сильнейшими конкурентами). На вертикальной оси отражаются темпы роста рынка. При построении выделяются четыре области, в каждой из которой - различные товары (рисунок 1).

где х.. - относительные показатели хозяйственной деятельности организации.

4. Формирование рейтинговой оценки:

где R. — рейтинговая оценкау j-гоорганизации; Х1Х2,.. .Хп — относительные показатели j-того анализируемой организации.

5. Ранжирование анализируемых организаций в порядке убывания рейтинговой оценки [14].

Особенность использования данной методики заключается в том, что она не позволяет комплексно оценить конкурентность кооперативной системы, т.к. не все установленные факторы поддаются количественной оценки. С учетом многоаспектной деятельности потребительской кооперации важно учитывать большое количество факторов при оценке конкурентности производства кооперативных товаров и предоставления услуг розничной торговли, общественного питания, заготовок сельскохозяйственных товаров. Рейтинговая оценка возможна при сравнении ряда потребительских обществ с целью их ранжирования по следующим показателям: по совокупному объему деятельности, кредитоспособности, по размеру прибыли в отраслях деятельности, по эффективности инвестиционной деятельности и т.д. Сущность заключается не только в ранжировании кооперативных организаций по совокупности основных показателей, но и в определении среди них лидера, показатели которого можно считать в качестве эталонных. При составлении рейтинга кооперации необходимо руководствоваться выбранными показателями, взвешенными по их относительной важности. Итоговая рейтинговая оценка дает комплексную картину состояния бизнеса анализируемых потребобществ хотя и с определенной субъектив-

т

&

а т

а

о &

С

8

«Звезды» «Трудные дети»

«Дойные коровы» «Собаки»

Относительная доля рынка

Рисунок 1 - Матрица БКГ

При анализе следует учитывать отклонение высокого и низкого рыночного роста - 10 %. Соотношение позиций в матрице должны быть пропорциональны рассчитанным показателям.

Полученные результаты расшифровываются следующим образом.«Дойные коровы» - достаточно устоявшиеся рентабельные организации с высокой рыночной долей и низким рыночным ростом, деятельность которых не требует больших вложений.

«Звезды» - организации-лидеры на быстро разрастающихся рынках, которые имеют максимальную прибыль, но и отличаются потребностью во вложениях. С течением времени «Звезды» становятся «Дойными коровами». Следующая позиция - «Трудные дети» -организации, обладающие высоким рыночным ростом, но при этом имеющие малую рыночную долю, которые также нуждаются в денежных средствах.

«Собаки» - организации с малой рыночной долей и низким рыночным ростом. Данная группа требует огромных вложений, при этом является малоприбыльной.

Организации, входящие в группы «Денежные коровы» или «Звезды» более конкурентоспособны, чем

«Трудные дети» или «Собаки» в силу наибольших объемов продаж [17].

Преимущество - наглядность, простота; недостаток - не учитывает многие количественные показатели.

Все вышеперечисленные методики не позволяют оценить комплексно конкурентоспособность организаций потребительской кооперации. В настоящее время методики дорабатываются и совершенствуются приме-ни-тельно к организациям потребительской кооперации в том числе. Рассмотрим такие подходы к оценке.

Шлаканева В.А. предлагает при оценке конкурентоспособности кооперации применить метод семантического дифференциала, разработанный американским психологом Чарльзом Осгудом в 1952 году для построения семантических пространств.

Суть предложенного метода заключается в отборе нескольких характеристик объекта, что возможно сделать при оценке конкурентоспособности организаций потребительской кооперации. Координатами в semanticspace являются оценочные шкалы (ratescale), на противоположных полюсах шкал при построении указываются противоположные показатели. В конечном итоге данный метод находит выражение в оценке конкурентоспособности организаций потребительской кооперации и дает оценку по нескольким параметрам одновременно. В результате получаем «Графический профиль конкурентоспособности организаций потребительской кооперации». Так же автор устанавливает следующие коэффициенты значимости параметров при оценке конкурентоспособности исследуемых организаций на локальных рынках: - оценка основных экономических показателей деятельности (0,2); - полнота выполнения социальной миссии (0,45); - имеющаяся конкурентная стратегия (0,35) [18, С. 435].

Основной проблемой при применении данного метода является выбор параметров и их важности, а так же качественный подбор экспертов.

Андреева Н. Ю. отмечает, что конкурентоспособности присущ динамический характер, поэтому среду организации необходимо оценивать в конкретный отрезок времени и с учетом изменений на конкретном рынке. Для отбора показателей предлагается несколько этапов (формирование матрицы наблюдений; выделение групп показателей; определение диагностических показателей; расчет коэффициента значимости)[19, С. 10].

Данная методика позволит определить приоритетные направления в деятельности организации потребительской кооперации.

Бондаренко О. Г. разработала следующую систему индексов для оценки конкурентоспособности кооперативных организаций:

- обобщающие индексы развития организаций-конкурентов и организаций потребкооперации;

- обобщающие индексы влияния фактора «маркетинг и коммерческая деятельность» на деятельность ис-сле-дуемых организаций и организаций-конкурентов;

- обобщающие индексы влияния фактора «трудовые ресурсы» на деятельность исследуемых организаций и организаций-конкурентов;

- обобщающие индексы влияния фактора «материальные ресурсы» на деятельность кооперации и организа-ций-конкурентов. Важно отметить, что автор в методике учитывает особенности организаций с диверсифицированной деятельностью и применяет при построении матрицы не два, а целую систему показа-те-лей, что позволяет одновременно учесть изменения показателей маркетинговой среды организаций и особенности их многоотраслевой деятельности [20].

Шарипов М. М. предлагает конкурентоспособность оценивать через показатели эффективности деятельности организаций потребительской кооперации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коэффициент рентабельности активов;

- коэффициент рентабельности оборотных активов;

- коэффициент рентабельности собственного капита-

ла;

- коэффициент рентабельности продаж.

На основе данной системы показателей производится комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности организации потребительской кооперации с помощью интегральной оценки, которая рас- считы-вается в динамике и показывает устойчивость или неустойчивость конкретной эффективности хозяйственной деятельности организации и меру приближения к целевому значению интегральной оценки. Таким образом, ис-пользование на практике методик расчета интегральной оценки на основе системы показателей в интегральной оценке эффективности хозяйственной деятельности организации потребительской кооперации позволяет вы-явить позитивную или негативную динамику в этом процессе. Кроме того, возможность рассчитать весомость показателей в оценке эффективности и ранжировать их по приоритетности позволяет совершенствовать управ-ление деятельностью организации с позиции повышения ее эффективности как первоосновы обеспечения кон-курентоспособности кооперативной организации [21, С 60].

Исаенко Л. А. считает, то основой для оценки конкурентоспособности является анализ доли рынка. Для по-вышения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации необходима положительная дина-мика роста доли рынка. Рыночная доля каждой организации потребительской кооперации должна быть сопос-тавима с ростом рыночной доли лидирующих организаций. Увеличение рыночной доли должно быть нацелено на рост объемов продаж и на укрепление конкурентоспособности организации [22, С. 389].

Заключение

В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций потребительской кооперации нет. По нашему мнению, матричная модель анализа наиболее точно позволит оценить конкурентоспособность организации.

Матричный метод оценки конкурентоспособности ориентирован на комплексную оценку деятельности и позволит организациям потребительской кооперации выявлять и систематически оценивать свой уровень конкурентоспособности [23, С. 83].

Для проведения анализа матричным способом необходимо определить наиболее важные для оценки показатели. Мы предлагаем использовать следующие:

-чистые активы;

- рабочий капитал;

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент быстрой ликвидности;

- длительность оборота дебиторской задолженности;

- длительность оборота кредиторской задолженности;

- коэффициент автономии;

- коэффициент финансовой устойчивости;

- коэффициент финансового левериджа;

- коэффициент финансового рычага;

- денежные потоки;

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- коэффициент платежеспособности;

- коэффициент покрытия долговых обязательств;

- коэффициент покрытия процентных выплат;

- выручка;

- прибыль;

- рентабельность активов;

- рентабельность собственного капитала;

- рентабельность продаж;

- коэффициент оборачиваемости активов;

- эффект операционного рычага;

- динамичность бизнеса;

- прозрачность бизнеса;

- качество менеджмента;

- эффективность системы управления рисками;

- стадия жизненного цикла.

Сама матрица будет заполняться относительными показателями, полученными от деления данных столбца на данные каждой строки.

Данная модель достаточно проста и универсальна. Она может быть использована для оценки конкурентоспособности на макро-, микро- и мезоуровне (таблица 1).

Таблица 1 - Макет матричной оценки конкурентоспособности организаций потребительской кооперации

Показатели Показатель ! Показатель 2 Показатель 3 Показатель п

Показатель 1 1.00 2/1 3/1 п 1

Показатель 2 1:2 1,00 3/2 и2

Показатель 3 1/3 2/3 1.00 П.З

Показатель и 1.П 2/п З/п 1.00

Обобщающий показатель конкурентоспособности организации потребительской кооперации будет расс-чи-тываться путем нахождения средней по индексам относительных показателей. Вследствие использования дан-ного метода можно не только проследить за функционированием организации, но и выявить изменения в ходе деятельности организации, определить резервы.

Одной из характерных особенностей развития экономических процессов в России является усиление конкуренции на рынках производства товаров и предоставлении услуг. Сегодня в жесткой конкурентной среде в сельской местности кооперация осуществляет социально-экономическую деятельность. В таких условиях для потребительских обществ важное значение имеет практическое решение проблем не только удержания своих позиций, но и повышение конкурентоспособности, эффективности отраслей розничной и оптовой торговли, общественного питания, производства товаров, закупок сельскохозяйственных товаров, платных услуг. По-этому для кооперации Центросоюза требуется разработка и формирование комплексной оценки конку-ренто-способности, способной адекватно учитывать особенности ее функционирования как интегрировано-диверсифицированной системы.

Разработанный метод оценки конкурентоспособности потребительской кооперации позволит учитывать изменения конкурентной среды и определить позицию на рынке, разработать и реализовать мероприятия по рациональному использованию потенциала и повышению использования конкурентных преимуществ системы. В совокупности это обеспечит рост объемов во всех отраслях деятельности, будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности кооперативных организаций.

Таким образом, вышеизложенное позволяет признать научную и практическую необходимость выполнения дальнейшего исследования, посвященного изучению конкурентоспособности потребительских обществ и со-вершенствованию инструментария ее оценки, а также разработки перспективных программ, в которых будут учтены предложенный авторами метод оценки конкурентоспособности кооперации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецов Е. Сельский КООП //Аргументы и факты. 2015. № 31.С. 11.

2. Кузнецов Е. Кооперация на селе: преодолевать разобщенность // Деловой вестник «Российской кооперации». 2014. №6 (162). С. 2-3.

3. Аганбегян А. Густой навар. Деловая среда // Аргументы и факты. 2016. № 6.

4. Фридман А.Резервы эффективности // Российская кооперация. 2013. № 38 (816). С. 10.

5. Исаенко Л. А. Влияние изменения доли рынка организаций потребительской кооперации на рост их конкурентоспособности // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 3(51). С. 381-391.

6. Стыцюк Р. Ю. Методические подходы к повышению уровня конкурентоспособности российских организаций на национальном и глобальном рынках //

Российской предпринимательство. 2014. № 22 (268). С. 183-191.

7. Тарский М.О. Конкурентоспособность - основное проявление качества управления организацией // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 63-66.

8. Шамин Е.А. Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности организации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 12. С. 26-28.

9. Шитов В., Цымбалист О.Комплексный подход к анализу конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 13 (364). С. 59-63.

10. Портер, М.,Майкл Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ.-2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. 454 с.

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_4P.

12. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с. - Спб.: Наука, 1996. 589 с.

13. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник - М.: Маркет ДС, 2008. 426 с.

14. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ ocenka-konkurentosposobnosti-predpriyatiya.html

15. Балашов А. П. Методические подходы к оценке конкурентоспособности сельскохозяйственной организации // АПК: экономика, управление. 2014. № 6. С. 4651.

16. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. 2014. №1. С. 374-377. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. 2014. №1. С. 374-377.

17. Волкогонова О. С., Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник (ГРИФ). - М.: ИНФРА-М, 2012. 256 с.

18. Шлаканева В. А. Совершенствование методических подходов к комплексной оценке конкурентоспособности организаций потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 3 (47). С. 433-439.

19. Андреева Н.Ю. Инструментарий оценки конкурентоспособности организаций потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 1. С. 10-14.

20. Бондаренко О. Г. Методика оценки конкурентоспособности организаций (на примере Потребительской кооперации Республики Белорусь) // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 1(45). С. 313-318.

21. ШариповМ. М. Конкурентоспособность и оценка эффективности конкурентной деятельности организаций потребительской кооперации в современных условиях // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2010. № 4. С. 55-60.

22. Исаенко Л. А. Влияние изменения доли рынка организаций потребительской кооперации на рост их конкурентоспособности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 3 (51). С. 381-391.

23. Тарасова Т. Ф., Шлаканева В. А. Методический аспект оценки конкурентоспособности организаций потребительской кооперации // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 3. С. 77-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.