Т. Н. Кутаева, Н. А. Мельникова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ..
УДК 334.735
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2015
Т. Н. Кутаева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Н. А. Мельникова, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)
Аннотация. В условиях рыночной экономики конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Конкурентоспособность представляет собой свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке. Конкурентоспособность характеризует степень развития общества - чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в стране. Потребительская кооперация представляет собой социально ориентированную систему, являясь составной частью экономики страны. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет ее как некоммерческую организацию. Обслуживая 57 % сельского населения, кооперативные организации обеспечивают его товарами и услугами, участвуют в формировании федерального и регионального продовольственных фондов, реализуя кооперативные принципы, способствуют развитию нравственных начал в обществе. Кооперативный сектор национальной экономики имеет значительную материально-техническую базу (около 100 тыс. предприятий), осуществляет многоотраслевую деятельность (торговую, заготовительную, производственную), располагает сетью высших и средних профессиональных учебных заведений, в которых в настоящее время обучается более 160 тыс. человек. В современных условиях активно развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности организаций на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности. Авторы рассматривают основные тенденции развития Нижегородского облпотребсоюза и отмечают их особенности; проводят анализ основных показателей потребительской кооперации.
Ключевые слова: бытовые услуги, заготовки, нижегородский облпотребсоюз, образование, общественное питание, оптовая торговля, потребительская организация, производство, розничная торговля, услуги.
Потребительская кооперация - это некоммерческая организация, созданная для удовлетворения потребностей в товарах и услугах своих пайщиков и сельского населения. Кооперативная система является неотъемлемым элементом аграрно-промышленного комплекса и осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность. Основными отраслями деятельности являются предоставление услуг торговли, услуг общественного питания, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленное производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли, оказание населению производственных и бытовых платных услуг. Увеличение вклада потребительской кооперации в развитие услуг требует решения множества проблем, связанных с дальнейшим развитием и повышением эффективности функционирования всех отраслей ее деятельности.
Развитие кооперативных форм на современном этапе выступает как одно из перспективных направлений аграрной политики государства, позволяющей активизировать деятельность малого и среднего предпринимательства, обеспечить расширенное воспроизводство отечественного сельского хозяйства и решить проблему продовольственного обеспечения населения собственными продуктами питания [1, с. 58].
Центральный союз потребительских обществ России объединяет более 3 тыс. потребительских обществ с численностью пайщиков около 4,8 млн чел., совокупный объем деятельности которых в 2013 г. составил 258 млрд руб. В 2013 г система потребительской кооперации всех регионов страны включала розничных торговых предприятий - 44 тыс., предприятий общественного питания - 5,3 тыс., цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой) - 5,2 тыс., стационарных и передвижных мастерских, пунктов по оказанию населению бытовых услуг - свыше 14 тыс., объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции -18,3 тыс. из них: специализированных приемо-загото-вительных пунктов - 0,9 тыс., магазинов-приемозагото-вительных пунктов - более 13 тыс., пунктов по приему молока - 1,4 тыс. [2].
Потребительская кооперация является крупным ра-
ботодателем на селе: в ней работают около 11 тысяч человек. Свою деятельность потребкооперация осуществляет в 44 районах области. В зоне деятельности системы находится более 3,5 тысяч сельских населённых пунктов с численностью обслуживаемого населения свыше 495 тыс. человек [3].
По данным Росстата в 2013 году удельный вес потребительской кооперации РФ в обороте Российской Федерации составил 1 %, что в значительной степени меньше, чем в начале 90-х годов ХХ века [4, с.30].
Следует отметить, что в целом по системе Центросоюза в 2013 г. план по совокупному объему деятельности выполнили лишь девять потребсоюзов, снижение объемов произошло во всех отраслях деятельности. Даже розничная торговля, являясь локомотивом организаций потребительской кооперации, вытесняется с рынка торговыми сетями, которые используют современные технологии продаж товаров, услуг и показывают большую эффективность. Объем закупок сельхозпродукции в 2013 году снизился по сравнению с 2012 годом на 0,6 процента. Кооперативных товаров произведено на 1,3 миллиарда рублей больше, чем в 2012 году, но в сопоставимых ценах объем производства сократился на 2,5 процента. Снижение позиций и в таких традиционных отраслях, как торговля, заготовки и производство оказало большое влияние на снижение эффективности деятельности кооперативной системы: общая рентабельность составила 1,4 процента против 1,65 процентов в 2012 году. Чистой прибыли за 2013 год получено на полмиллиарда рублей меньше, чем в 2012 году [5, с. 5, 6].
Одну из центральных позиций в системе потребительской кооперации России занимает Нижегородский облпотребсоюз.
Губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев отмечает, что область является крупным промышленным регионом РФ, одним из «полигонов» новой экономики, в котором была сделана ставка на развитие инноваций. Правительством взят курс на реализацию двух направлений: создание качественно лучших условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышение эффективности экономики. Объемы ежегодных темпов роста валового региональ-
Т. Н. Кутаева, Н. А. Мельникова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ...
ного продукта в сопоставимых ценах в среднесрочной перспективе достигнут уровня 104-105,5 %. При сохранении этих темпов развития ВРП в 2016 году составит 1319 млрд руб., в 2020 году - 2164,8 млрд руб. [6, с. 125, 128]
Целью дальнейшего исследования является выявление тенденций развития основных отраслей деятельности, определение приоритетов и направлений повышения совокупного объема предоставляемых услуг организациями потребительской кооперации Нижегородского облпотребсоюза.
Нижегородский облпотребсоюз имеет многоотраслевую систему хозяйствования. В потребительских обществах области развивается розничная и оптовая торговля, производство товаров, заготовки сельскохозяйственной продукции, предоставляются населению бытовые услуги. Это один из ведущих потребсоюзов в системе Центросоюза Российской Федерации, самый крупный по совокупному объему и розничному товарообороту
Торговля является ведущей сферой деятельности Нижегородского облпотребсоюза, она занимает около 81,5 % совокупного объема хозяйственной деятельности [7].
Годовой оборот розничной торговли организаций Нижегородского облпотребсоюза составляет более 10,4 млрд рублей. В структуре оборота розничной торговли большую часть составляет продажа продовольственных товаров. На их долю приходится 70 %. В системе Центросоюза России среди потребительских союзов Нижегородский облпотребсоюз занимает 1 место по совокупному объему деятельности и 2 место по объему розничного товарооборота [7].
В 2013 году закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 784 млн рублей с темпом роста 101,3 % в том числе мяса 2724 т (100,7 %), молока 2217,2 т (100,7 %), закупки картофеля составили 2129 т (88,3 %), овощей - 3974,5 т (95,6 %), плодов - 2291,8т (97,1 %) [8].
Общественное питание - одна из важнейших сфер деятельности Нижегородского облпотребсоюза. Данная сеть представлена 239 предприятиями: 64 ресторана и кафе, 24 бара, 74 столовых, 27 закусочных, 57 специализированных цехов [9].
Кооперация Нижегородской области имеет свыше 150 производственных предприятий по выработке различных видов продукции: хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, макаронной продукции, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, муки, плодоовощных консервов, безалкогольных напитков, питьевой минеральной воды [10].
По словам Нуралиева С. У., «Решение проблемы продовольственной безопасности страны во многом зависит от формирования собственной товаропроизводящей инфраструктуры и эффективности государственного регулирования торговой деятельности всех субъектов» [11, с. 41].
Кооператоры области представляют населению различные виды услуг. Ежегодно населению оказывается услуг на сумму более 17 млн рублей.
Потребительская кооперация располагает квалифицированными кадрами. Нижегородским облпотребсою-зом учрежден Нижегородский экономико-технологический колледж - образовательное учреждение, готовящее квалифицированные кадры.
Потребительская кооперация занимает особое место на рынке продовольственных товаров и характеризуется рядом устойчивых тенденций, в частности, продовольственного обеспечения [12, с. 31].
Совокупный объем деятельности потребительской кооперации - 14,3 млрд рублей. Розничный оборот в 2013 году 10,2 млрд. рублей. Материальная база включает в себя 1658 розничных торговых предприятий, в том числе 1633 магазина. Общественное питание включает 247 предприятий. Имеется собственная логистическая сеть - 4 оптово-розничных предприятия. Кооперативное про-
изводство Облпотребсоюза представлено 148 цехами, из них 43 - по производству хлебобулочных изделий, 5 колбасных цехов, 40 - кондитерских, 12 - по производству безалкогольных напитков, 10 - по переработке рыбы, 33 - по выработке полуфабрикатов, Б-Бакалдский консервный завод [13].
Насретдинов И. Т. отмечает следующее. Актуальными задачами последнего времени для потребительской кооперации стали повышение эффективности всех отраслей деятельности, укрепление интеграции, создание кооперативных торговых сетей, а также активизация закупок сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения занятости сельского населения, продовольственной безопасности, развития отечественных сельскохозяйственных производителей. Специфика потребительской кооперации как социально-ориентированной системы обуславливает ряд присущих ей особенностей, связанных с защитой интересов пайщиков и с деятельностью в условиях рыночных отношений [14, с. 43].
В таблице 1 рассмотрим динамику и структуру совокупного объема деятельности Нижегородского облпо-требсоюза за 2009-2013 гг.
Таблица 1 - Динамика развития совокупного оборота Нижегородского ОПС за период 2009-2013 гг., млн руб.
Отрасль 2009 2010 2011 2012 2013 Струх тура оборота Е 2009 С'[ тура оборота в 2013 Темп роста.
Оборот розничной торговли 7716 8752 9593 10139 10175 77 71 132
Оборот общественного питания 616 702 786 828 871 6 6 141
Оборот оптовой торговли 408 588 717 1080 1231 4 9 302
Объем закупок 551 634 752 774 784 6 5 142
Производство потребительских товаров 654 719 838 839 £74 7 6 134
Платные услуги населению 38 48 46 50 54 0,4 0,4 144
Др^тие направления 277 2
Итого 9983 11443 12732 13710 14266 100 100 143
За период 2009-2013 гг. наблюдается наращение совокупного оборота по Нижегородскому облпотребсоюзу на 43 %. Большее увеличение за исследуемый период наблюдается по обороту оптовой торговли - в 3 раза, которая в отчетном периоде составила 9 % от всей совокупности. Тогда как в 2009 г занимала лишь 4 %.
Исследуя структуру совокупного объема деятельности Нижегородской потребительской кооперации, можно отметить, что наибольший удельный вес занимает оборот розничной торговли - 71 %, что на 6 % меньше данного показателя базисного года. Данное изменение обусловлено появлением других направлений в совокупном обороте потребсоюза. В целом, за исследуемый период произошло наращение оборота розничной торговли.
Платные услуги населению на протяжении всего исследуемого периода также имеют тенденцию к увеличению, но занимают меньший процент в общем объеме оборота - 0,4 %.
Обобщив вышесказанное, можно заметить, что за период с 2009 г по 2013 г наблюдается наращивание совокупного оборота, расширение деятельности Нижегородского облпотребсоюза.
Проанализировав тенденции изменения совокупного оборота, необходимо обенитьь финансовые показатели деятельности потребительской кооперации.
Управление организаций может группировать показатели финансовых результатов по различным направлениям, которые диктуются практическими требованиями хозяйствования [15, с. 106].
Рассмотрим динамику общих финансовых результатов деятельности Нижегородского облпотребсоюза за период с 2009-2013 гг. на рисунке 1._
Т. Н. Кутаева, Н. А. Мельникова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ .
Рисунок 1 - Динамика финансовых результатов Нижегородского ОПС за 2009-2013 гг. тыс. руб.
Из рисунка 1 видно, что за данный период имеется тенденция к увеличению финансовых результатов. Большее увеличение прослеживается в 2012 г - 319,8 тыс. руб., затем резкое сокращение до 266,5 тыс. руб.
При этом большую часть финансового результата в 2013 г составила прибыль от розничной торговли - 35 %.
Как видно из рисунка 2, прочие отрасли принесли также значительную часть прибыли - 32 % от общего объема финансовых результатов.
Рисунок 2 - Структура финансовых результатов Нижегородского ОПС по отраслям за 2013 г
Если рассматривать данные 2009 г, то следует заметить, что наибольший удельный вес в структуре финансовых результатов занимал так же результат от деятельности розничной торговли - 48 %, а другие виды деятельности - 31 %. При этом на платные услуги и общественное питание приходилось по 1 % соответственно (рисунок 3). По оптовой торговле в 2009 г был получен отрицательный финансовый результат.
Рисунок 3 - Структура финансовых результатов по отраслям деятельности за 2009 г
Можно заметить, что структура финансовых результатов за исследуемый период изменилась в лучшую сторону, нет отрицательных результатов по отраслям деятельности. Повышается значимость деятельности потребительской кооперации. Поэтому необходимо развивать данные направления деятельности, повышать конкурентоспособность продукции, работ и услуг, вырабатываемых Нижегородским облпотребсоюзом.
Со вступлением России в ВТО резко усиливается конкурентная борьба как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Наибольших результатов достигают более эффективные и рентабельные хозяйствующие субъекты. При этом кооперативные организации пока еще по этим
показателям отстают от коммерческих структур [16, с. 10; 17, с. 47; 18, с. 22].
Таким образом, анализ развития деятельности потребительской кооперации Нижегородской области показывает на необходимость выявления резервов повышения рентабельности и укрепления финансового состояния кооперативных организаций и определяет важность изучения эффективности предоставляемых услуг на уровне районных потребительских обществ.
Целенаправленное развитие потребительской кооперации возможно на основе разработки детальных программ, в которых будут учтены выявленные перспективные направления деятельности [19; 20, с. 3]. Это, в свою очередь, требует более детального анализа, что является предметом дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ткач А. В. Потребительская кооперация в России: перспективы развития [текст] / Научно-теоретический журнал. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 5. С. 57-60.
2. Сайт Центросоюза http://www.rus.coop/about/ figures/ (дата обращения 24.12.2014).
3. Нижегородский облпотребсоюз http://nnops.ru/site. aspx?IID=2519007&SECTI0NID=2521736 (дата обращения 24.12.2014).
4. Нижегородская область в цифрах. 2014: Крат.стат. сб. Н60 / Нижегородстат [текст]. Нижний Новгород, 2014. 396 с.
5. Кузнецов Е. Слово - пустоцвет, когда дела нет [текст] / Материалы 142-го общего Собрания представителей потребительских обществ России. Деловой вестник Российской кооперации. 2014. № 6 (162). С. 5-8.
6. Шанцев В. П. Нижегородская область: опыт прошлого и перспективы развития [текст] / Вестник НГИЭИ. Серия экономические науки. Княгинино. 2014. № 9 (40). С. 125-134.
7. http://nnops.ru/site.aspx?IID=2520500&SECTION ID=2521745 (дата обращения 24.12.2014).
8. http://nnops.ru/site.aspx?IID=2520472&SECTION ID=2521743 (дата обращения 24.12.2014).
9. http://nnops.ru/site.aspx?IID=2520466&SECTION ID=2521742 (дата обращения 24.12.2014).
10. http://nnops.m/site.aspx?nD=2520273&SECn0N ID=2521741 (дата обращения 24.12.2014).
11. Нуралиев С. У. Особенности развития продовольственного рынка России в условиях ВТО [текст] Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 6. С. 49-51.
12. Романченко В. К. Романченко Н. Н. Ткач А. В. Развитие торгово-закупочной деятельности потребительской кооперации в Пермском крае в условиях рынка [текст] Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 3. С. 30-33.
13. http://nnops.ru/site.aspx?IID=2519007&SECTI0N ID=2511718 (дата обращения 24.12.2014).
14. Насретдинов И. Т. Оценка эффективности интегрированных структур системы потребительской кооперации в условиях рыночной конкуренции [текст] Научно-теоретический журнал. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 5. С. 43-50.
15. Шебанкова И. А. Недостатки в существующем порядке формирования финансового результата деятельности организации [текст] Научно-теоретический журнал. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3. С. 106110.
16. Фридман А. Резервы эффективности. Где их черпать кооперативной торговле? [текст] Российская кооперация. 2013. № 38 (816). С. 10-11.
17. Балашов А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности сельскохозяйственной организации. АПК: экономика, управление. 2014. № 6. С. 46-51.
экономические Т. Н. Кутаева, Н. А. Мельникова
науки ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ...
18. Андреев В. В. Калинина Г. В. Общесистемные по- требительских кооперативов http://www.bestpravo. ложения конкурентоспособности потребительской коо- m/rossijskoje/hm-instmkcii/c1p.htm (дата обращения перации в контексте общемировых тенденций. Научно- 24.12.2014).
теоретический журнал. 2012. № 5. С. 19-24. 20. Концепция развития кооперации на селе на пери-
19. Концепция развития сельскохозяйственных по- од до 2020 года. Санкт-Петербург. 2013. 56 с.
MAIN AREAS OF COOPERATION IN MODERN CONDITIONS
© 2015
T. N. Kutayeva, candidate of economical science, associate professor of the chair «Accounting and Audit»
N. A. Melnikova, teacher of «Accounting and Audit»
Nizhny Novgorod State Engineering-Economic Institute, Knyaginino (Russia)
Abstract. In a market economy, competition is the driving force behind the development of society, the main instrument for saving resources, improving the quality of the goods and the standard of living of the population. Competitiveness is a property of an object, characterized by the degree of actual or potential to meet their specific needs in comparison with other similar properties available on the market. Competitiveness characterizes the degree of development of society - the higher the country's competitiveness, the higher the standard of living in the country. Consumer cooperatives is a socially-oriented system, being part of the economy. The Civil Code of the Russian Federation defines it as a non-profit organization. Serving 57% of the rural population, cooperative organizations provide its goods and services involved in the formation of the federal and regional food banks, implementing cooperative principles, contribute to the development of moral principles in society. Cooperative sec-tor of the national economy has a significant logistical base (about 100 thousand. Companies), provides diversified figure-of (trade, procurement, production), a network of higher and secondary vocational schools, which currently enrolls more than 160 thous. people. In modern conditions rapidly growing competitive environment is necessary to analyze the competitiveness of organizations compared to other representatives of this sector of the market. This will provide information about what attracts consumers in the products or services of the enterprise, and what are the advantages of its competitors. Analysis is needed to based on it could improve those aspects which help to reduce competitiveness. The authors examine the main trends in the Nizhny Novgorod regional consumer union and note their features; analyze the main indicators of consumer cooperatives.
Keywords: personal services, procurement, Nizhny Novgorod regional consumer union, education, catering, wholesale, consumer organization, manufacturing, retail trade, services.
УДК 338.487:332
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
© 2015
Т. В. Любонько, преподаватель кафедры «Туризма и отельно-ресторанного дела» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье рассмотрены семь групп факторов, определяющих потенциал развития сельского туризма в условиях современной Украины, виды сельского туризма. Перечислены основные слабые стороны рекреационно-туристического комплекса на примере Причерноморского региона. Сформулированы основные направления развития рекреационно-туристической сферы.
Ключевые слова: туризм, концепция, сельское население, рекреационно-туристический комплекс, развитие, фактор, дестинация.
рекреацшно! дiяльностi, осшльки вт мае бшьш широкий спектр цшьових споживчих груп, передбачае створення бшьшо! кшькосп робочих мюць в сшьськш мюцевосп, а також сприяе збереженню сшьсько! щентичносп та сшьського розселення.
1снуе декшька концепцт та пов'язаних з ними варiантiв розвитку сшьського туризму, вибiр яких визначаеться особливостями вторичного розвитку територп та рекреацтних систем, сощально-економiчною ситуащею, станом сшьсько! мюцевостг В умовах сучасно! Укра!ни траекторiя формування сшьського туризму буде, очевидно, найбшьш близька до схщно-европейського варiанту, для якого характер-ний ютотний рiвень державно! тдтримки на початкових стащях розвитку [2].
Аналiз зарубiжних i вичизняних дослщжень дозволяе видшити три еволюцшних етапи розвитку сшьського туризму i пов'язаних з ними груп кра!н. У краiнах-шонерiв сшьського туризму (Франци, Шмеччини, Австри, Гталл, до яких шзшше приедналися США) розвиток цього виду рекреаци був обумовлений високим рiвнем урбашзацп, прагненням до диверсифжацп економiки та ринку пращ в сшьськш шсцевосп. На раншх етапах основу туристсь-кого потоку там становили недавш селяни, доходiв яких не вистачало для вщпочинку на традицшних курортних зонах. Однак, родинш зв'язки в сшьськш мюцевосп до-зволяють повертатися туди, але вже з рекреацшними щлями.
У цих кранах сформувалася захщно-европейська концепция сшьського туризму, в якш основний упор
Продукт альського туризму, комплексний за своею суттю, може початково формуватися двома шляхами: в рамках класичного сшьського туризму або на основi шших видiв рекреацшно! дiяльностi (природного, тзнавального, спортивного туризму) з розмщенням вщпочиваючих в сшьськш шсцевосп. Обраний вектор розвитку обумовлюе мюце сшьського туризму серед шших видiв туристично! дгяльносп i вщмшносл в тдходах до його визначення [1].
Метою до^дження е визначення методолопчних пiдходiв до ощнки розвитку рекреацшного потенщалу сшьських територш та обгрунтування визначеш шляхи виходу на траекторию сталого розвитку.
Анализ остантх публтацт. Питання створення механiзмiв розвитку рекреацiИного потенщалу сшьських територш е предметом постшних дискусш вiтчизняних вчених. Значний внесок у виршення окремих аспектiв управлшня розвитком сiльських територiИ внесли М.Х. Вдовиченко, Смирнов 1.Г, Мельниченко С.В., Кричало М.П, Шульпна Л.М. та ш.
Виклад основного матерiалу. «Класичний сiльськиИ туризм», мета якого задовольнити потребу рекреантiв, насамперед, у тишi i споко! за допомогою ресурав сiльськоi мiсцевостi, повнiстю включений в область сшьського туризму i лише стикаеться з шшими видами туризму, оскшьки для його оргашзацп не потрiбно нiяких послуг ^м базових - розмiщення та оргашзацп харчування.
Для сучасно! Укра!ни наИбiльш актуальний розвиток сiльського туризму в поеднанш з iншими видами