Научная статья на тему 'Анализ современного состояния предоставляемых услуг организациями потребительской кооперации Нижегородского облпотребсоюза'

Анализ современного состояния предоставляемых услуг организациями потребительской кооперации Нижегородского облпотребсоюза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ЗАГОТОВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / CONSUMER COOPERATIVE / TRADE / SOCIAL FEEDING / PREPARATION OF AGRICULTURAL GOODS / PAID SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавандина Ирина Валерьевна, Кутаева Татьяна Николаевна

В статье рассмотрена динамика развития услуг, предоставляемых населению организациями потребительской кооперации Нижегородской области: розничной торговли, общественного питания, заготовок сельхозпродукции и сырья, производства товаров, платных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шавандина Ирина Валерьевна, Кутаева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THESTATE OF THE GIVEN PROVIDED SERVICES BY THE ORGANIZATIONS CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY NIZHNIY NOVGOROD REGION CONSUMERS UNION

In article dynamics of progress of the services, provided to the population is considered by the organizations of consumers' cooperative society of the Nizhniy Novgorod area: retail commerce, public catering, preparations of agricultural products and raw material, manufacture of the goods, paid services.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния предоставляемых услуг организациями потребительской кооперации Нижегородского облпотребсоюза»

Annotation. Questions of creation and management of a brand as by the major of an element of strategic management of agrarian and industrial complex of region are considered. Examples of formation of a brand of agrarian and industrial complex of region and rural territories are resulted. The model of formation of a brand of agrarian and industrial complex of region and the mechanism of management of a brand is offered.

The keywords. A brand, rebrandingT, strategic management, formation of a brand, management of a brand, image, values.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА

И. В. Шавандина, к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Экономика и статистика» НГИЭИ;

Т. Н. Кутаева, преподаватель кафедры «Экономика и статистика», аспирант НГИЭИ

Аннотация. В статье рассмотрена динамика развития услуг, предоставляемых населению организациями потребительской кооперации Нижегородской области: розничной торговли, общественного питания, заготовок сельхозпродукции и сырья, производства товаров, платных услуг.

Ключевые слова. Потребительская кооперация, торговля, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции, платные услуги.

В условиях рыночных отношений, когда борьба за потребителей приобретает все более острый характер, эффективная деятельность организаций потребительской кооперации на уровне региона во многом определяется степенью использования внутренних резервов, адаптацией методов и механизмов управления сферой услуг с учетом требований покупательских предпочтений. Преобразование различных сторон деятельности кооперативных организаций с целью удовлетворения не только потребностей массового, но и индивидуального, сегментного спроса покупателей в услугах, способно обеспечить получение прибыли, достаточной для эффективного функционирования и повышения качества услуг.

Нижегородская потребительская кооперация занимает важное место в социально-экономическом развитии области. Совокупный обьем деятельности в 2010 г. составил 11436 млн руб. [3].

Нижегородская кооперация занимает 15,2 % в совокупном объеме деятельности кооперации Приволжского федерального округа. С 2002 г. по 2010 г. является самым крупным облпотребсоюзом по России и удерживает лидирующее первое место по объемам оказываемых услуг кооперативными организациями России [1].

По состоянию на 01.01.2011 г. потребкооперация осуществляет свою деятельность в 44 районах области, обслуживает более 3,5 тысяч сельских населенных пунктов с численностью населения свыше 550 тысяч человек. Осуществляя многоотраслевую хозяйственную деятельность, потребительская кооперация способствует развитию сельского потребительского рынка, решению продовольственной и других проблем, а также вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры сельских территорий. Материально-техническая база Нижегородского облпотребсоюза включает в себя 1897 магазинов, 258 предприятий общественного питания, 40 предприятий по производству хлеба и хлебобулочных изделий, 5 цехов по производству колбасных изделий, 14 цехов по переработке рыбы, 16 цехов по производству кондитерских изделий, один консервный завод по выпуску плодоовощных консервов [3].

Основными отраслями деятельности являются предоставление услуг торговли, услуг общественного питания, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленное производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли, оказание населению производственных и бытовых платных услуг.

На рис. 1 представлена структура совокупного объема деятельности Нижегородского облпотребсоюза за период 2006 - 2010 гг.

Исследуя структуру совокупного объема деятельности Нижегородской кооперации, можно отметить, что за анализируемый период увеличивается удельный вес розничной торговли в общем объеме, снижается доля услуг оптовой торговли и промышленное производство.

Важная задача отрасли торговли - удовлетворение спроса покупателей, предоставляя широкий ассортимент товаров. Для обоснованной оценки конкурентоспособности организаций и качества обслуживания рассмотрим структуру товарооборота Нижегородского Облпотребсоюза.

6,6 0,9

2006

6,1 0,4

5,2

иііі^

2010

78,9

■ Розничный товарооборот І Оптовый товарооборот

■І Закупки селскохозяйственной продукцит и сырья Проижодство потребительских товаров

■ Платные услуш населению

Рис. 1. Структура совокупного объема деятельности Нижегородского Облпотребсоюза, 2006 — 2010 гг.

8,2

Рис. 2. Динамика структуры оборота розничной торговли потребительской кооперации Нижегородского Облпотребсоюза, %

Следует отметить, что в структуре товарооборота потребительской кооперации преобладает продажа продовольственных товаров. В Нижегородской кооперации за период 2005 - 2010 гг. доля продаж продовольственных товаров снижается и увеличивается доля продаж непродовольственных товаров. Так, если в 2005 г. непродовольственные товары в обороте кооперации занимали 27,2 %, то в 2010 г. -30,8 %.

Общественное питание является одним из видов услуг, оказываемых системой потребительской кооперации. На рис. 3 представлена динамика развития темпов деятельности общественного питания Нижегородского Облпотребсоюза.

16,4

о ° , §■ ё 5= а о о И Ю О 108 2 416 129 114

0 1 1 —1 1— 1 1

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 3. Темпы роста оборота общественного питания Нижегородского Облпотребсоюза, %

Оборот предприятий общественного питания Нижегородского ОПС в 2010 г. осуществлялся в 258 предприятиях, из них в 42 закусочных, 72 ресторанах, 37 барах, 88 столовых, 19 магазинах кулинарии. Большое значение имеет оборот предприятий питания по выпуску продукции собственного производства.

Промышленные организации Нижегородского Облпотребсоюза производят как продовольственные, так и другие необходимые населению товары, которые доставляются в магазинах розничной торговли. Темпы развития промышленного производства по потребительским обществам колеблются, что видно на рис. 4.

В потребительской кооперации развиты следующие отрасли производства: хлебопечение, переработка сельскохозяйственной продукции и сырья, производство колбасных изделий, безалкогольных напитков, кондитерских товаров, и полуфабрикатов и др. товаров.

2006 2007 2008 2009 2010

9 Объем производства

Рис. 4. Динамика промышленного производства организаций потребительской кооперации Нижегородской области, млн руб.

Закупки сельскохозяйственной продукции и сырья являются одной из важных отраслей Нижегородской кооперации. За последние годы кооперация Нижегородской области улучшила свои позиции в объемах заготовок основных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья. На рис. 5 рассмотрена динамика заготовительного оборота кооперативных организаций Нижегородской области.

1000 -| 500 -0 --

2006

2007

2008

2009

2010

—♦— Объем заготовок

Рис. 5. Динамика заготовительного оборота организаций Нижегородского Облпотребсоюза, млн руб.

Анализ заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья кооператорами Нижегородской области показывает, что почти все потребительские общества за рассматриваемый период имели устойчивый темп увеличения объема деятельности.

В процессе осуществляемых в Российской Федерации рыночных преобразований в экономике и связанных с ними структурных реформ сфера услуг претерпела значительные изменения. Из номенклатуры платных услуг организациями кооперации предлагались населению следующие виды: бытовые услуги, услуги производственной деятельности, сельскохозяйственные услуги, услуги рынков, системы образования. В Нижегородской Облпотребсоюзе платные услуги занимали в 2006 г. - 0,6 % в общем объеме деятельности, в 2010 г. - 0,4 %.

2006 2007 2008 2009 2010

□ Платные услуги

Рис. 5. Динамика развития платных услуг организациями потребительской кооперации Нижегородской области, млн руб.

Снижение объемов предоставляемых платных услуг организациями кооперации Нижегородской области можно объяснить следующими причинами: высокие цены на услуги, отсутствие финансовых средств на развитие услуг, ограниченная номенклатура услуг в организациях потребительской кооперации, присутствие конкурентов на рынке данного вида деятельности.

Проанализировав деятельность Нижегородского облпотребсоюза, считаем необходимым провести детальный анализ всех организаций потребительской кооперации Нижегоодской области.

В табл. 1 представлено ранжирование кооперативных организаций по объему предоставляемых услуг по итогам 2010 г. Анализ табл. 1 показывает, что потребительские общества можно распределить по совокупному объему предоставляемых услуг за 2010 г. следующим образом: по обьемам деятельности до 100 млн руб. - 6 организаций, от 100 - 200 млн руб. - 12 организаций, от 200 - 300 млн руб. -11 организаций, от 300 - 400 млн руб. - 5 организаций, от 400 - 500 млн руб. - 4 организаций, свыше 500 млн руб. - 4 организации. По занимаемой организациями потребительской кооперации доли в розничной торговле территорий распределение произошло таким образом: в 9 районах - до 10 %, в 16 районах - от 10 % до 40 %, в 17 районах - от 40 % до 70 %. Недостаточно эффективная работа коммерческого аппарата по удержанию покупателей привели к потерям потребсоюзами позиций, занятых в 2009 г. К таким можно отнести Ардатов-ское райпо, Шатковское райпо, филиал Вознесенского райпо, Пиль-нинское райпо, филиал «Сокольское райпо» и др.

Наличие спроса потребителей на услуги организаций потребительской кооперации Нижегородской области и выявленные в результате проведенного анализа особенности деятельности данных организаций, определяют необходимость дальнейшего изучения эффективности предоставляемых услуг и эффективности использования всех ресурсов для повышения их качества.

Таблица 1

Ранжирование кооперативных организаций Нижегородского облпотребсоюза по совокупному объему деятельности, тыс.руб.

Совокуп- Занимаемые Занимае- Удель-

ный объем места по мые в роз- ный вес в

Наименование деятельно- облпотребсо- ничном товаро-

организации сти юзу обороте обороте,

ОПС %

2010 2009 2010 2009 ОПС

Починковское райпо 933124 1 1 1 1 8,69

Г ородецкое

райпо 588761 2 2 2 2 5,14

Краснобаковское 536901 3 6 4 5 4,71

райпо 519267 4 3 5 3 4,71

Ардатовское райпо 496195 5 4 3 6 4,33

ЗАО Ковернинское 479319 6 5 6 4 4,14

райпо 429432 7 9 8 9 3,85

Пильнинское райпо 402207 8 10 7 11 3,95

Тоншаевское райпо 360161 9 13 13 10 3,08

Лысковское райпо 355839 10 14 11 14 3,2

Шатковское райпо 351874 11 12 10 13 3,33

Шарангское райпо 351068 12 8 9 8 3,40

Лукояновское райпо 324805 13 11 12 12 3,2

Вачское райпо

Борское райпо 266505 14 20 16 16 2,34

Филиал Воскресенско- 254183 15 15 14 15 2,36

го райпо 245584 16 18 18 17 2,23

Перевозское райпо 244104 17 16 17 20 2,29

Уренское райпо 244007 18 22 20 19 2,17

Краснооктябрьское

райпо 242358 19 21 19 18 2,17

Тонкинское райпо 233171 20 25 24 22 1,86

Филиал Вознесенско- 230209 21 19 15 24 2,34

го райпо 227443 22 23 22 23 2,1

Бутурлинское райпо 223242 23 17 21 21 2,12

Вадское райпо 214103 24 24 23 25 2,01

Продолжение табл.1

Филиал Гагинского

райпо Выксунское райпо 198758 25 26 26 26 1,77

Большеболдинское 192762 26 27 25 27 1,72

райпо Филиал Семеновского 153556 27 28 27 28 1,42

райпо Большемурашкинское 135272 28 29 28 30 1,33

райпо Спасское райпо 124169 29 30 29 36 1,29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филиал Дивеевского райпо 123535 30 32 31 33 1,15

Шахунское ПО «Ко-опунивермаг» Филиал Сеченовского райпо Филиал «Чкаловское райпо» Филиал «Сокольское 123158 31 36 32 31 1,05

райпо» 121624 32 35 37 29 0,89

Павловское ОРП 118300 33 31 30 35 1,18

Первомайское райпо Филиал «Дальнекон- 112236 34 33 33 34 1,03

стантиновское райпо» Филиал «Воротын- 111209 35 37 34 37 1,02

ское райпо» 104245 36 38 35 38 0,95

Павловский РПС 98233 37 34 38 32 0,86

Варнавинское ПО 85360 38 39 36 40 0,82

Филиал «Княгинис-кий» 79259 39 40 39 39 0,8

Филиал «Ветлужское 32372 40 41 40 41 0,34

райпо» 24493 41 42 41 43 0,26

Володарское райпо Большекозинское ПО 24367 42 43 42 42 0,23

Всего по Нижегородскому ОПС 11436284 - - - - 100

Литература

1. Центросоюз РФ. - Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России за 2010 г.

2. Нижегородский облпотребсоюз. - Анализ финансовохозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2010 г.

3. Пырков, Н. И. Об итогах работы организаций системы Нижегородского облпотребсоюза за 2010 год и задачах на 2011 год / Н. И. Пырков // Нижегородская кооперация. - 2011. - № 02. - С. 1-2.

THE ANALYSIS OF THESTATE OF THE GIVEN PROVIDED SERVICES BY THE ORGANIZATIONS CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY NIZHNIY NOVGOROD REGION CONSUMERS UNION

I. V.Shavandina, the candidate of economic sciences, the docent, the manager of the chair «Economics and statistics» NGIEI

T.N.Kutaeva, the teacher of the chair «Economics and statistics»

NGIEI

Annotation. In article dynamics of progress of the services, provided to the population is considered by the organizations of consumers' cooperative society of the Nizhniy Novgorod area: retail commerce, public catering, preparations of agricultural products and raw material, manufacture of the goods, paid services.

The keywords. Consumer cooperative, trade, social feeding, preparation of agricultural goods, paid services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.