УДК 334.735
Т. Н. КУТАЕВА, И. В. ШАВАНДИНА, Ю. С. ШАМИН
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: заготовки, многоотраслевая деятельность, общественное питание, организации потребительской кооперации, производство, торговля, услуги.
Аннотация. Наблюдающиеся в стране и регионах постоянное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары и услуги привело к сокращению доли потребительской кооперации в общем объеме предоставляемых услуг населению. В связи с эти, целью исследования является анализ динамики развития многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации Нижегородской области. В процессе анализа использовались методы статистического и сравнительного анализа.
Потребительская кооперация является одним из значимых достижений общества. Выдержавшая разрушительные последствия первых реформаторских преобразований, сохранившая в большинстве случаев материально-техническую базу, кадры, потребительская кооперация вышла на новый виток развития и в настоящее время занимает ведущее место в кооперативном движении России.
Организации потребительской кооперации, имея общие корпоративные ценности, единую организационную структуру и вертикаль управления, располагая всем необходимым: развитой сетью предприятий, профессиональными кадрами, многолетним опытом хозяйствования, способны успешно адаптироваться к существующим рыночным механизмам.
Центральный союз потребительских обществ России объединяет 1 978 организаций различных организационно-правовых форм, совокупный объем деятельности, которых в 2012 г. составил 13,7 млрд руб.
© Кутаева Т. Н., Шавандина И. В., Шамин Ю. С., 2014
107
В 2012 году удельный вес потребительской кооперации РФ в обороте Российской Федерации составил 1 %, что в значительной степени меньше, чем в начале 90-х годов прошлого века. Потребительская кооперация потеряла большую долю рынка за счет сокращения объемов торговой деятельности в районных центрах, уступив самый выгодный сегмент регионального рынка частным предпринимателям.
Одну из центральных позиций в системе потребительской кооперации Приволжского федерального округа занимает Нижегородский облпотеребсоюз.
По данным 2012 года, в зоне деятельности системы потребкооперации Нижегородской области находится более 4,8 тысяч сельских населенных пунктов с численностью обслуживаемого населения свыше 550 тысяч человек. Потребкооперация осуществляет свою деятельность в 44 районах области. Материальная база Нижегородского облпотребсоюза включает в себя 1 869 розничных торговых предприятий, в том числе 1 743 магазина, 239 предприятий общественного питания, 164 цеха по выпуску товаров народного потребления, консервный завод [2].
Потребительская кооперация является многоотраслевой системой, осуществляющей в интересах пайщиков торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.
В совокупном обороте системы потребительской кооперации Нижегородской области удельный вес розничного товарооборота за 10 лет увеличился в 3 раза и составил в 2012 году 79,9 %.
Удельный вес производства товаров народного потребления увеличился в 2 раза и составил 6,1 % , доля оптового оборота увеличилась в 3 раза и составила 7,9 %, объем закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья увеличился в 2,5 раза и составил 5,6 %, платные услуги, оказываемые организациями потребительской кооперации области, увеличились в 3 раза и составили 0,5 % от совокупного объема деятельности.
Таким образом, в общей структуре совокупного объема деятельности две трети занимает розничная торговля и только одну треть - все остальные отрасли.
Согласно статистическим данным оборот розничной торговли потребительской кооперации Нижегородской области неизменно растет, в 2012 году розничный товарооборот и оборот общественного питания по сравнению с 2002 годом увеличился в 3,2 раза (рис. 1)
Рисунок 1 - Динамика розничного товарооборота организаций потребительской кооперации Нижегородской области, млн руб. [1]
Одной из перспективных отраслей системы потребительской кооперации является общественное питание. Общественное питание организует производство и потребление продуктов питания на своих предприятиях (столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха [3]. Результаты деятельности предприятий общественного питания кооперативных организаций Нижегородской области представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика развития оборота общественного питания Нижегородского облпотребсоюза, тыс. руб. [1]
Из рисунка видно, что в период с 2002 по 2012 гг. происходит ежегодное увеличение оборота общественного питания на 138 млн руб, за анализируемый период данный показатель увеличился почти в 5 раз.
Кооперативной промышленности отводится важная роль в обеспечении населения товарами, особенно продуктами питания. В кооперативной промышленности формируется основная часть товарных ресурсов для розничной торговли потребительской кооперации. Исследуя развитие услуг по промышленному производству товаров в Нижегородском облпотребсоюзе, можно заметить, что промышленность производит как продовольственные, так и другие необходимые населению товары, которые реализуются в магазинах розничной торговли. Промышленность потребительской кооперации Нижегородской области в основном представлена предприятиями по производству хлеба, колбасных изделий, безалкогольных напитков, макаронных изделий и других.
Темпы развития промышленного производства по потребительским обществам колеблются в рассматриваемом периоде, что видно из рисунка 3.
Рисунок 3- Динамика развития промышленного производства Нижегородского облпотребсоюза, тыс. руб.[1]
Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в промышленном производстве организаций потребительской кооперации Нижегородской области занимает Починкинское райпо - 65,6 млн руб., наименьший - ЗАО Ковернинское - 674 тыс. руб. Многие организации
потребительской кооперации области прекратили деятельность по производству товаров народного потребления.
В Нижегородском облпотребсоюзе физические объемы производства потребительских товаров за период 2002-2012 гг. сокращаются по всем видам производства, что приводит к уменьшению удельного веса отрасли в товарообороте области. В таблице 1 представлена динамика производства потребительских товаров по ассортименту вырабатываемой продукции.
Таблица 1 - Динамика развития производства потребительских товаров в Нижегородском облпотребсоюзе [1]
Наименование продукции 2002 2004 2006 2008 2010 2012 Темп роста, %
Производства хлеба и хлебобулочных изде- 43 000 27 180 28 716 24 420 21 467 19 416 45
лий, т Производство кондитерских изделий, т 937 1 104 1 094 1 085 1 058 1 114 119
Производство колбасных изделий, т 1 031 684 230 200 136 120 11,6
Производство и переработка рыбы, т 791 587 458 371 305 274 34,6
Производство консервной продукции, туб. 3 737 4 004 3 589 3 025 896 2 560 68,5
Производство безалкогольных напитков, тыс. далл. 277 267 230 208 242 240 86,6
Из данных таблицы, следует, что в Нижегородской кооперации производство потребительских товаров за анализируемый период уменьшилось производство хлеба и хлебобулочных изделий на 55 %, производство колбасных изделий на 88,4 %, производство и переработка рыбы на 65,4 %, производство консервной продукции на 31,5 %, производство безалкогольной продукции на 13,4 %.
Особую значимость в современных условиях приобрела заготовительная деятельность потребительской кооперации - эта важнейшая форма реализации функций потребительской кооперации как компонента развития интеграционных связей, в первую очередь, с личными подсобными хозяйствами сельского населения и крестьянскими фермерскими хозяйствами. Заготовительная деятельность предоставляет жителям села услуги по реализации выращенной на приусадебном участке сельскохозяйственной продукции, обеспечивая дополнительными товарными ресурсами розничную торговлю и общественное питание и сырьевыми ресурсами - кооперативную промышленность.
За последние десятилетие Нижегородская область сохранила ресурсный потенциал заготовок сельскохозяйственной продукции, а потребительская кооперация, в свою очередь, используя благоприятную ситуацию, улучшает свои позиции в заготовках основных сельскохозяйственных продуктов. Анализ заготовительной деятельности кооперативных организаций Нижегородской области показал, что заготовительная деятельность практически во всех районных потребительских обществах увеличивается.
Важными направлениями повышения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации является сфера услуг. Повышенный спрос на услуги обуславливает развитие данной отрасли. Удовлетворение потребностей населения способствует увеличению объемов деятельности, созданию новых рабочих мест.
Таким образом, потребительская кооперация является многоотраслевым комплексом, осуществляющим в интересах пайщиков торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность. Сохранению целостности системы способствует межотраслевая интеграция, т. е. возможность функционирования в рамках единого комплекса: закупка - переработка (производство) - сбыт (торговля). Вместе с тем, основной отраслью потребительской кооперации по-прежнему является розничная торговля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 года.: Статистический ежегодник. Нижний Новгород. : Нижегородский областной союз потребительских обществ.
2. О Нижегородском облпотребсоюзе 2013 год иКЬ: http://nnops.ru/ops.html (дата обращения: 25.09.2013).
CURRENT STATUS OF MULTISECTORAL ACTIVITY OF CONSUMER COOPERATIVES IN NIZHNY NOVGOROD REGION
Keywords: organizations of consumer cooperatives , diversified activities, trade, catering, manufacture, intermediate, services.
Annotation. Increasing competition considered in regions and in the country in consumer market, a change in supply and demand for various goods and services has led to a reduction of the share of consumer cooperatives in the total volume of services provided to the population. In this regard , the purpose of research is to analyze dynamics of diversified activities of consumer cooperatives in Nizhny Novgorod region. During the analysis, authors used statistical methods and comparative analysis .
КУТАЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный инженерно-экономичесий институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
KUTAEVA TATIANA NIKOLAEVNA - candidate of economic sciences, docent, Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).
ШАВАНДИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономичсеких наук, доцент, Нижегородский государственный инженерно-экономичесий институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
SHAVANDINA IRINA VALERIEVNA - candidate of economic sciences, docent, Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).
ШАМИН ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ - аспирант, Нижегородский государственный инженерно-экономичесий институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
SHAMIN YURIY SERGEEVICH - aspirant, Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).