Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью организации торговли и бытовых услуг на селе'

Управление конкурентоспособностью организации торговли и бытовых услуг на селе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / БЫТОВЫЕ УСЛУГИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ / MANAGEMENT / COMPETITIVENESS / FOOD SECURITY / IMPORT SUBSTITUTION / ORGANIZATION OF CONSUMER COOPERATION / CONSUMER SERVICES / UPGRADING OF LIVING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блау Светлана Леонидовна

Рассмотрены изменения вектора развития агропромышленного комплекса страны и поставлены новые задачи организации потребительской кооперации по модернизации условий жизни сельских жителей. Особое внимание уделено вопросу анализа, планирования и повышения конкурентоспособности организаций торговли и бытовых услуг на селе в контексте импорто-замещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блау Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of competitiveness in the organization of trade and consumer services in rural areas

The article considers changes in the vector of development of the agro-industrial complex of the country, and sets new tasks in terms of organizating consumer cooperation to modernize the living conditions of rural residents. Special attention is paid to analysis, planning and increasing competitiveness of trade and consumer services organizations in rural areas in the context of import substitution.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью организации торговли и бытовых услуг на селе»

ALEXEEV, Viktor Vasilyevich — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail:av77@list.ru/

KRASNOV, Vyacheslav Konstantinovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: Vkras1956@mail.ru.

RECHNOV, Alexey Vladimirovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail:rlexa2@yandex.ru.

УДК 339.137.2:334.73

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ И БЫТОВЫХ УСЛУГ НА СЕЛЕ

С.Л. Блау

Рассмотрены изменения вектора развития агропромышленного комплекса страны и поставлены новые задачи организации потребительской кооперации по модернизации условий жизни сельских жителей. Особое внимание уделено вопросу анализа, планирования и повышения конкурентоспособности организаций торговли и бытовых услуг на селе в контексте импорто-замещения.

Ключевые слова: управление; конкурентоспособность; продовольственная безопасность; им-портозамещение; организация потребительской кооперации; бытовые услуги; модернизация условий жизни.

S.L. Blau. MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS IN THE ORGANIZATION OF TRADE AND CONSUMER SERVICES IN RURAL AREAS

The article considers changes in the vector of development of the agro-industrial complex of the country, and sets new tasks in terms of organizating consumer cooperation to modernize the living conditions of rural residents. Special attention is paid to analysis, planning and increasing competitiveness of trade and consumer services organizations in rural areas in the context of import substitution.

Keywords: management; competitiveness; food security; import substitution; organization of consumer cooperation; consumer services; upgrading of living conditions.

Важнейшей составляющей национальной безопасности любой страны является продовольственная безопасность. Она может базироваться на двух моделях, обеспечивающих качественно разный уровень продовольственной безопасности. Они соответствуют двум стратегиям экономической политики: продовольственные ресурсы страны формируются преимущественно за счет приобретения импортной продовольственной продукции по ценам более низким, чем цены ее отечественных производителей; приоритет отдается внутренним источникам продовольственных ресурсов. Эта модель направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение ввоза импортной продукции. Модель, ориентированная на импорт продукции, имеет определенные положительные моменты: во-первых, она не требует бюджетного финансирования

села, во-вторых, действуют более низкие цены на импортную продукцию. Однако отсутствие достаточной защиты со стороны государства приводит к спаду отечественного производства, снижается занятость населения, разрушается имеющаяся материальная база предприятий, ухудшается уровень жизни и социальное положение работников, занятых в сельскохозяйственной отрасли. Кроме негативных тенденций, выбор этой модели хозяйствования, как правило, приводит к утрате продовольственной независимости страны [2].

В 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Основу продовольственной безопасности страны, согласно Доктрине, должна составить система самообеспечения продовольствием, которая позволит сохранить продовольственную независимость страны и га-

10

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 3(25)

рантировать достаточное питание ее жителям при возникновении кризисных явлений как внешнего, так и внутреннего характера [3; 6]. Экономический кризис углубил существующие противоречия, а обострение международных отношений, приведшее к войне санкций, показало насущную необходимость формирования системы национальной продовольственной безопасности. Антикризисная программа, разработанная Правительством Российской Федерации, окончательно утвердила вектор развития, направленный на импортозамеще-ние. Этот выбор определил ориентацию на вторую модель развития агропромышленного сектора страны. Выбор модели экономических отношений, ориентированной на поддержку отечественного товаропроизводителя, потребует дополнительных капитальных затрат. Эти затраты стимулируют увеличение объема и качества собственной продукции, сокращение сроков реализации (за счет фактора географической близости производства и потребления), увеличение занятости сельского населения и, в конечном итоге, возвращение к состоянию продовольственной независимости страны и ее регионов. Перед агропромышленным комплексом страны поставлена задача вывести страну на передовые рубежи по производству сельскохозяйственной продукции и стать одним из крупнейших ее экспортеров. Решение этой задачи осложняется тем, что за годы реформ инфраструктура села была в значительной степени утрачена, качество жизни снизилось, ухудшилось социальное и бытовое обслуживание. Согласно закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются, в частности, создание и развитие организаций торговли для обеспече-

ния членов потребительских обществ товарами; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг [1].

Потребительская кооперация, реализуя свою социальную миссию, должна принять активное участие в процессах модернизации образа жизни селян, улучшения ее качества, преодоления социально-экономической отсталости сельской глубинки. Решение этих вопросов позволит остановить деградацию сельского социума, привлечь и закрепить на селе экономически активное население, повысить уровень жизни селян [4]. Важнейшим фактором реализации социальной миссии является укрепление финансового состояния и конкурентоспособности организаций потребительской кооперации. Для того чтобы управлять конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации, необходимо адекватно оценивать свое положение на рынке по сравнению с конкурентами. Для количественной оценки конкурентоспособности применяют различные методики. К ним относится, например, методика Ж.Ж. Ламбена, который предлагает оценивать конкурентоспособность организации по шести критериям (индикаторам) по пятибалльной шкале (таблица).

Коэффициент конкурентоспособности определяется как отношение балльных оценок фирм к балльным оценкам лидера соответствующего сегмента рынка [5]. Для получения оценки качества обслуживания целесообразно провести анкетирование покупателей (клиентов) данной организации. При этом рекомендуется устанавливать следующие две группы показателей качества: показатели качества, характеризующие качество результата предоставления услуги, и показатели качества, характеризующие процесс оказания услуги и условия ее оказания.

Индикаторы оценки конкурентоспособности организации

Критерии Диапазон оценок

оценки низкая (1-2 балла) средняя (3-4 балла) высокая (5 баллов)

1. Относительная доля на рыке Менее 1/3 лидера Более 1/3 лидера Лидер

2. Относительные свойства товара (услуги) Товар (услуга) не дифференцирован Товар (услуга) дифференцирован Товар (услуга)уникален

3. Издержки Выше, чем у прямого конкурента Такие же, как у прямого конкурента Ниже, чем у прямого конкурента

4. Степень освоения технологии Осваивается с трудом Осваивается легко Освоена полностью

5. Каналы товародвижения Посредники не контролируются Посредники контролируются Прямые продажи

6. Имидж Отсутствуют Развит Сильный имидж

Качество условий обслуживания определяется показателями: уровень квалификации персонала; наличие (отсутствие) очереди на обслуживание; среднее время обслуживания клиента; грамотный мерчендайзинг; атмосфера торгового зала (оформление, музыка, освещение); возможность оказания клиентам индивидуальных услуг и др.

В анкете предлагается оценить в баллах как каждый отдельный компонент, так и общий показатель качества товаров и услуг, а также по той же балльной шкале оценить общий уровень цен и сравнить его с уровнем цен конкурентов. Результатом обобщения анкетных данных является показатель конкурентоспособности товара или услуги.

На основе полученных данных о конкурентоспособности организации с учетом конъюнктуры рынка следует разработать рыночную стратегию организации. Согласно теории М. Портера, она основывается на одной из трех базовых стратегий завоевания конкурентных преимуществ: стратегия минимизации издержек; дифференциация товара; фокусирование.

Согласно первому варианту можно достичь конкурентного преимущества, предлагая покупателям товар (оказывая услуги) примерно по такой же цене, что и у конкурентов, но с более низким уровнем издержек. Снижение издержек может достигаться за счет увеличения торговых площадей, ассортимента, высокой квалификации работников, оптимизации ассортиментной политики, лучшей логистики.

Стратегия минимизации издержек позволяет получить преимущество в ценовой конкуренции, так как рыночные факторы продолжают действовать в направлении снижения прибылей до тех пор, пока не сведут к нулю прибыль конкурентов. Применяя эту стратегию при снижении цен на продукцию (услуги), организация способна приносить прибыль в условиях, когда конкуренты уже утратили такую возможность.

Вторая базовая стратегия - это стратегия дифференциации товара. Согласно этой стратегии следует предлагать покупателям товар (оказывать услуги) большей ценности по более высокой цене. Данная стратегия способствует созданию эксклюзивного имиджа и снижает чувствительность к цене товара. Она способствует позиционированию организации как лидера на данном сегменте рынка и ограничивает возможности конкурентов, которым для копирования эксклюзивного товара (услуги) требуется больше ресурсов и возможностей. В роз-

ничной торговле основой для дифференциации являются как товары, так и услуги.

Третья базовая стратегия - фокусирование на определенной группе покупателей, виде товаров или рыночной нише. В основе этой стратегии лежит уклонение от конкуренции с лидерами по издержкам или организациями-дифференциаторами и ведение поиска такой ниши, где конкурентные преимущества могут быть реализованы. Эта стратегия представляется наиболее перспективной для организаций потребительской кооперации. Она предполагает концентрацию деятельности организации на относительно небольшой группе потребителей, имеющих относительно однородные потребности.

Отметим, что организации потребительской кооперации традиционно ориентировались на удовлетворение потребностей именно сельского населения. При этом новый вектор развития агропромышленного комплекса, направленный на импортозамещение, формирование системы продовольственной безопасности страны, увеличение экспорта продовольственной продукции, открывает новые возможности. Он определяет необходимость участия организаций потребительской кооперации в процессах модернизации образа жизни сельских жителей, улучшения ее качества, в социально-экономических преобразованиях, в частности по следующим направлениям:

- развитие в сельской местности современных систем связи;

- расширение в сельской местности сети информационно-консультационных служб и диапазона предоставляемых услуг;

- формирование информационных центров на базе сельских библиотек, повышение доступности и качества библиотечного обслуживания;

- создание системы непрерывного и дистанционного образования;

- совершенствование работы средств массовой информации и пр.

Учитывая региональные особенности и состояние конкурентной среды, организациям потребительской кооперации в определенных конкретных условиях требуется выбрать определенную стратегию и следовать ей в своем развитии. При этом следует использовать несомненное преимущество потребительской кооперации - близость к потребителю товаров и услуг. Забота о людях, о качестве их жизни служит формированию положительного имиджа потребительской кооперации. Сознание того, что именно эта организация поможет решить практически все бытовые проблемы, получить

12

вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3(25)

образование, работу, организовать проведение различных мероприятий - от свадьбы до похорон - на достойном уровне, несомненно, повысит конкурентоспособность потребительской кооперации на селе [4]. Для этой же цели следует предоставлять льготы пайщикам (скидки на обслуживание, отпуск товаров в кредит и пр.). Расширение социальной деятельности, предоставление разнообразных услуг - это лучшая реклама деятельности организаций потребительской кооперации, фактор повышения их конкурентоспособности.

Список литературы

1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19.06.1992 г. №3085-1 (ред. от 02.07.2013 г.).

2. Блау С.Л. Доктрина продовольственной безопасности и роль таможенной службы в ее реализации // Актуальные проблемы теории и

практики таможенного дела и пути их решения: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Российская таможенная академия. 2010. С. 49-54.

3. Блау С.Л. Продовольственная безопасность: модель измерения потребности населения в продовольствии // Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы: материалы I Всерос. конф. / Общественная палата Российской Федерации. 2014. С. 119-125.

4. Блау С.Л. Социальная миссия потребительской кооперации с позиций повышения эффективности хозяйственной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования. 2005. №3-4. С. 108-112.

5. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011. 720 с.

6. Blau S.L. Modeling the food needs of the populaition: applied and fundamental studies proceedings of the 4th international academic conference. USA: St. Louis, Missouri, 2013. Р. 161-165.

БЛАУ Светлана Леонидовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sblau@eandex.ru.

BLAU, Svetlana Leonidovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sblau@eandex.ru.

УДК 338.22.01

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Е.В. Борисова

В статье доказана необходимость выработки научно обоснованного стратегического планирования как ключевого инструмента управления экономическими системами. Проведен анализ существующих подходов дефиниции «стратегическое планирование». Предложен авторский процессный подход к сущности стратегического планирования. Обозначены ключевые проблемы стратегического планирования в Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегическое планирование; управление; экономическая система; процессный подход; целеполагание; бюджетное планирование; модернизационно-инновацион-ный сценарий.

E.V. Borisova. STRATEGIC PLANNING IN MANAGEMENT OF ECONOMIC SYSTEMS

The article substantiates the need to develop evidence-based strategic planning as a key instrument of managing economic systems. An analysis of existing approaches to the definition of «strategic planning» is performed. The author's process approach to the essence of strategic planning is offered. Outlines of key problems of strategic planning in the Russian Federation are given.

Keywords: strategic planning; management; economic system; process approach; goal-setting; budget planning; modernisation and innovative scenario.

На проходившем в Санкт-Петербурге ме- отмечалось, что, к сожалению, российская эко-ждународном экономическом форуме 2016 г. номическая политика недостаточно определяет многими экономистами, предпринимателями долгосрочную стратегию развития националь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.