Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления конкурентоспособностью в организациях потребительской кооперации'

Совершенствование системы управления конкурентоспособностью в организациях потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савруков Н. Т., Шамин Е. А.

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития потребительской кооперации, и предпосылки повышения конкурентоспособности ее организаций, предлагается система управления конкурентоспособностью в организациях потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления конкурентоспособностью в организациях потребительской кооперации»

Совершенствование системы управления конкурентоспособностью в организациях потребительской кооперации Improvement of competitiveness’s control system in organizations of

consumer cooperation. Савруков Н.Т.

д.э.н. профессор кафедры «Экономика и статистика» ГБОУ ВПО

«Нижегородский государственный инженерно- экономический институт»

Шамин Е.А.

к.э.н., старший преподаватель кафедры «Экономика и статистика» ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно- экономический

институт»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития потребительской кооперации, и предпосылки повышения конкурентоспособности ее организаций, предлагается система управления конкурентоспособностью в организациях потребительской кооперации.

Ключевые слова: потребительская кооперация, управление

конкурентоспособностью, рыночные отношения, инновационность организации.

Annotation. In this article questions of stable development of consumer cooperation and preconditions of competitiveness’s increase of its organizations are considered, the control system of competitiveness in the organizations of consumer cooperation is offered.

Keywords: consumer cooperation, management of competitiveness, market relations, innovation of organization.

Мировой экономический кризис поставил общество перед необходимостью переосмысления, а в некоторых случаях - пересмотра представлений о характере и движущих силах развития национального

хозяйства страны. В связи с этим назрела необходимость модернизации производства, корректировки принципов и методов хозяйствования с учетом процессов, происходящих в мировой экономике.

Принципиального рассмотрения требуют вопросы устойчивого развития теории кооперации и кооперативного движения в стране. Нужны новые подходы к определению места и роли потребительской кооперации в экономической структуре национального хозяйства, социальных и политических процессах. В первую очередь необходимо отойти от традиционного одностороннего понимания и использования кооперации преимущественно с позиции ее внутренних процессов и проблем развития. Возрождение кооперативного движения в сельской местности является сегодня важнейшей общественно-политической задачей для эффективного функционирования всего агропромышленного комплекса.

Либерализация экономики резко отразилась деятельности кооперативных организаций: доля потребительской кооперации в

товарообороте страны значительно уменьшилась, снизились объемы производства, что коренным образом повлияло на снижение экономической эффективности деятельности потребительских обществ. В сложившейся ситуации руководители, специалисты большинства кооперативных организаций оказались профессионально и психологически не готовы к работе в новых условиях, что привело к ухудшению финансового состояния. Кооперативные сообщества, испытывая острый дефицит денежных средств, оказались на грани банкротства вынуждены были брать многократно вздорожавшие кредиты. Как следствие резкого увеличения издержек обращения и производства росло количество убыточных потребительских обществ и союзов, относительно благополучные до половины своей прибыли направляли в качестве платежей в бюджет разного уровня (1993 г.). Резко снизилась хозяйственная деятельность потребительской кооперации, в тяжелейшем положении оказались оптовая торговля, общественное питание, происходило свертывание закупок сельскохозяйственной продукции и сырья,

ухудшились показатели использования мощностей хлебопекарных, колбасных и других производственных предприятий. На формирующемся свободном рынке кооперация, привыкшая к монополии, быстро сдавала свои позиции предприятиям других форм собственности, во всех отношениях оказавшись не готовой к работе в рыночных условиях, и уроки предприимчивости теперь обходились системе очень дорого.

Больше всего от изменений экономических ориентиров пострадало сельское хозяйство. Упал объем сельскохозяйственного производства. Денежные доходы сельского населения снижались быстрее, чем доходы горожан, так как дисбаланс цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в большей степени затронул те товары, которые занимают значительный удельный вес в покупках сельских жителей. По этим причинам произошло резкое снижение покупательной способности сельского населения, обслуживаемого потребкооперацией.

Так же на состоянии дел в потребительской кооперации отрицательно сказывалось и отсутствие адекватной правовой базы. Положение осложнилось еще и тем, что государственными органами был принят ряд нормативных документов не в пользу кооперативных организаций. Так 24 декабря 1990 г. был принят закон «О собственности в РСФСР», а вслед за ним, 25 декабря, закон «О предпринимательстве и предпринимательской деятельности», которые практически исключили систему потребительской кооперации из организационно-правовых форм хозяйствования. Изданный президентом России указ от 16 февраля 1992 г. «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ», предоставлял всем ее хозяйственным единицам право юридического лица, что привело кооперативные организации в некоторых регионах к развалу или потери значительной части своего имущества. «Исправили» ситуацию лишь в июне 1992 года Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который признал ее необходимость для страны, юридически закрепив правовые, экономические и социальные основы деятельности.

В начале 1990-х годов, в новой России нашлись деструктивные силы, которые вели борьбу с потребительской кооперацией с целью ее ликвидации. Помимо того что, в 1998 г. потребительская кооперация понесла огромные потери от дефолта, с начала 2005 г. она лишилась права пополнять свой фонд развития. В течение десяти лет действовал механизм подписания ежегодных соглашений между правительством и Центросоюзом, а в последнее время потребительская кооперация лишилась и некоторых налоговых льгот. Ежегодные платежи ее организаций в бюджет составляют миллиарды рублей. И наконец, научно необоснованная фискальная политика по отношению к потребительской кооперации способна ее погубить окончательно.

Возникает вопрос - должно ли государство оказывать постоянную и всестороннюю поддержку потребительской кооперации, повышать ее конкурентоспособность в новых экономических условиях? Нельзя упускать из виду то, что в течении многих десятилетий ее деятельность регулировалась государством. В этой связи возникает еще один вопрос: разве негосударственные формы собственности противоречат самому духу кооперации, в уставных положениях которой всегда закладывалось самостоятельное решение своих вынужденных, как организационных, так и производственных вопросов? Стало быть, частная инициатива, ограничиваемая не государством, а самим кооперативом, а значит, раскрепощенная инициатива должна расширить возможности кооперативного движения. Здесь особую значимость приобретает задача гармонизации экономических интересов государства через совершенствование механизма их взаимодействия и становится важным фактором повышения конкурентоспособности системы потребительской кооперации, осуществления ее социальных функций и выполнения стабилизирующей роли в рыночной экономике.

Среди теоретиков и практиков кооперативного движения сложились две альтернативные точки зрения. Сторонники одной из них от

государственного влияния отмежевываются, считая, что должны иметь одинаковые условия хозяйствования с другими организационно правовыми формами и достаточно того, чтобы государство, предоставив кооперации свободу, оставило ее в покое и не мешало ей. Сторонники другой теории не отказываются от государственной помощи считая, что в демократическом обществе кооперативы — подлинно народные организации. «Если кооперация с точки зрения трудового народа представляет из себя прогрессивное и важное явление, то трудовой народ имеет право не на то, чтобы государство оставило кооперацию в покое, а на то, чтобы оно оказывало ей и путем законодательства, и путем своей экономической политики всяческую поддержку, ибо не народ должен находиться на службе государства, а государство на службе у народа». [2]

Вторая точка зрения стала преобладающей. Конечно же, кооперативам, особенно в условиях свободной экономики, трудно будет справляться с рыночной стихией, но и без помощи государства в поддержке их конкурентоспособности им не обойтись. На сегодняшний день участие государственных органов в кооперативных делах, как правило, ограничивается лишь такими функциями, как регистрация кооперативных обществ, их роспуск и ликвидация в случае нарушения закона, контроль за применением кооперативного законодательства.

В настоящее время Центросоюз как руководящий орган системы потребительской кооперации и правительство России понимают необходимость развития кооперативных организаций системы потребительской кооперации. «Интерес государства к сотрудничеству обусловлен тем, что оно признает важную роль, которую сыграла и играет сейчас потребительская кооперация в решении социально-экономических задач в сельской местности» [1]. На сегодня в системе потребительской кооперации работает 411,4 тыс. человек, в том числе в торговле — 182,4 (44,3%), в общественном питании — 41,8 тыс. (10,2%), в заготовках - 6,9 тыс.

(1,7%), в промышленности - 74,3 тыс. (17,1%), на транспорте - 29,9 тыс. (7,3%), в сельском хозяйстве - 2,9 тыс.

Конкурентоспособность организаций потребительской кооперации в условиях роста конкурентного давления в большей степени обусловлена внутренними преимуществами и внешними конкурентными угрозами. Если формирование внутренних конкурентных преимуществ напрямую зависит от конкурентного потенциала организации, эффективности системы его управления, то внешние угрозы сосредоточенны в разных сторонах взаимодействия организации с окружающей конкурентной средой, а так же от уровня развития и возможностей конкурентов. Организации потребительской кооперации в настоящее время работают в жестких условиях рынка, с множеством мелких и крупных компаний и сетевых структур. В связи с чем встает вопрос управления конкурентоспособностью в данных организациях. Управление конкурентоспособностью выступает в роли инструмента позволяющего повысить эффективность используемых ресурсов, уровень инновационной активности, качество товаров и услуг, чем обеспечить условия для устойчивого экономического роста организации, повышения уровня жизни сельского населения. Поэтому

конкурентоспособность организаций потребительской кооперации зависит в первую очередь от системы управления конкурентоспособностью, которая формирует предпосылки для развития конкурентных преимуществ организации, эффективной внутренней и внешней политики, определяющей преимущества своего конкурентного положения на рынке и улучшения обслуживания своего основного потребителя услуг - пайщика и других сельских жителей.

Для обеспечения эффективности управления требуется соблюдение правил применения системного подхода, а именно обязательный учет при формировании системы управления таких свойств сложных систем, как первичность целого над частью, свойство минимальности и достаточности компонентов системы для реализации ее целей, свойство упрощения и

автоматизации процессов производства и управления, гибкость, разумность пределов множественности описаний системы вследствие множественности ее свойств, свойство достаточной самостоятельности компонентов системы для ее нормального функционирования, свойство минимальности связей с внешней средой, высокая степень открытости системы в условиях глобальной конкуренции при условии обеспечения всех видов безопасности и др.

В современных условиях при управлении конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации наиболее приемлем именно системный подход, с точки зрения которого управление конкурентоспособностью выстраивается как система, предназначенная для воздействия на розничную, оптовую, заготовительную сеть, производство, общественное питание и другие структурные подразделения организации с целью перевода их в конкурентоспособное состояние посредством развития конкурентных преимуществ этих структурных подразделений.

Система управления включает в себя субъект и объект управления. Субъектом управления системы выступают пайщики и топ-менеджмент, то есть, руководство организации, объектом являются производственные отношения, связанные с повышением уровня конкурентоспособности организации. В тоже время важным является участие в принятие решений по вопросам развития организации, ее позиционирования в рыночной среде мнение потребителей товаров и услуг, персонала.

С точки зрения процессного подхода система управления конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации реализуется как непрерывный последовательный процесс, включающий в этапы: формирования задач, планирования деятельности, реализация этих задач, анализа, корректировки и совершенствования управленческих решений.

Из этого следует, что управления конкурентоспособностью организацией потребительской кооперации является сложной системой

состоящей из элементов и подсистем управления. Эффективность управления конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации состоит в качественной оценке конкурентоспособности товаров и услуг, продукции определение их количественных и качественных параметров преимущественно экспертным путем, а так же оценки эффективности выполнения функций менеджмента. Целью управления конкурентоспособности кооперативной организации является формирование эксклюзивных преимуществ организации воплощенных в ее товарах и услугах, способах и методах ведения конкурентной борьбы, организации внутренних процессов, а так же оперативное использование возможностей внешней среды нахождения новых рыночных ниш, выявление слабых позиций конкурентов, внедрение новых технологий, взаимодействие с пайщиками, а так же с органами исполнительной и законодательной власти.

Миссия организации потребительской кооперации определяется ее назначением с учетом интересов пайщиков, видов деятельности. Миссия определяет стратегические цели. Основная цель некоммерческой организации полное удовлетворение интересов своих членов - пайщиков, доходность, позволяющая им получать кооперативные выплаты и вести расширенное воспроизводство, потребителям - товары и услуги для удовлетворения потребностей, работникам - зарплату, карьерный рост, занятость, государству и муниципалитетам - налоги и отчисления.

Для эффективной работы в условиях жесткой конкуренции должна быть выработана концепция системы управления конкурентоспособностью организации. Для системы потребительской кооперации данная концепция представлена на рис. 1. В ней определяется конкурентная стратегия развития, особенности кооперативной организации факторы внешнего окружения и внутренней среды.

Внешнее окружение - это совокупность внешних объектов и субъектов, сил (факторов) активно влияющих на положение и перспективы организации, эффективность управления.

К факторам внешнего окружения относят: политические,

экономические, научно-технические, социальные, экологические и другие. Они в свою очередь делятся на факторы прямого и косвенного воздействия.

Внешнее экономическое окружение организации имеет несколько уровней:

- внешнее окружение на микро - уровне (муниципальный район) охватывает потребителей, поставщиков, конкурентов. Именно на этом уровне организация (РАЙПО или филиал потребительского общества) может вести переговоры с потенциальными инвесторами по новому источнику капиталов, заключать соглашение о совместной разработке новых проектов, модернизировать обслуживание своих потенциальных потребителей;

- внешнее окружение на уровне региона (область, республика край, федеральный округ ) - мезо - уровень;

- внешняя среда национальной экономики страны - макро - уровень.

Рис.1. Концепция системы управления конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации.

Среди указанных уровней для организаций потребительской кооперации наиболее важным является оценка конкурентной среды, то есть макро, мезо и микро факторов, ее отраслевое (кооперативное) окружение, поведение основных конкурентов относительно способов и методов удовлетворения потребностей потребителей.

Анализ внешней среды организации позволяет выявить сильные и слабые стороны организации по сравнению с конкурентами, угрозы и возможности, представляемые внешней средой, соответственно выбрать адекватные методы и стратегию конкурентной борьбы.

Однако наличие внешних конкурентных преимуществ является недостаточным для лидерства в конкурентной среде. Организация должна формировать собственные внутренние конкурентные преимущества.

Исходя из выше изложенного, считаем, что конкурентоспособность организаций потребительской кооперации определяется, прежде всего, уровнем менеджмента, его готовностью и системностью эффективно использовать потенциал, нести ответственность за результаты реализации стратегии, принимать нестандартные решения в условиях ограниченности ресурсов и информации.

Таким образом, система управления конкурентоспособностью организации потребительской кооперации может быть признана как эффективная, если:

- организация достигает стратегических целей, используя свои конкурентные преимущества;

- растет количество потребителей и пайщиков;

- создаются условия для непрерывного совершенствования процессов;

- результаты деятельности организации имеют тенденцию к улучшению.

На основе предложенной системы можно адекватно оценивать реальный уровень конкурентоспособности потребительской кооперации, выделять главные тенденции рыночной среды, своевременно улавливать коньюктуру рынка, тщательно анализировать и позитивно реагировать на изменение рыночных условий, чем способствовать повышению конкурентоспособности.

Список литературы

1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник.-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 - 400 с.

2. Николаев А.А. Теория и практика кооперативного движения. -М.:

Типография Товарищества А. И. Мамонтова, 1908. Вып. 2. С. 208-210

3. Управление конкурентоспособностью предприятия: теория, методы оценки: монография / Сост. В.Н.Иванов, Г.В.Калинина, Л.П.Федорова. - Чебоксары: Салика, 2007. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.