Научная статья на тему 'Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда'

Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1571
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА / ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / INTERACTION OF VOCATIONAL EDUCATION AND LABOR-MARKETS / MAIN PROBLEMS AND TREND OF DEVELOPMENT IN VOCATIONAL EDUCATIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Г. В., Ибрагимов Г. И.

В статье раскрываются основные вызовы системам начального и среднего профессионального образования в условиях их полной регионализации; анализируются основные направления взаимодействия учреждений профессионального образования с региональным рынком труда; предлагаются научно-обоснованные психолого-педагогические подходы к совершенствованию профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is an attempt to disclose main challenges to primary and secondary vocational education systems under environment of their full regionalization; to analyze the main trends of vocational education institutions and regional labor-markets interaction; to offer scientifically grounded psychological-and-pedagogical approaches to vocational education development

Текст научной работы на тему «Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда»

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ РЫНКА ТРУДА

Г.В.Мухаметзянова, Г.И.Ибрагимов

В статье раскрываются основные вызовы системам начального и среднего профессионального образования в условиях их полной регионализации; анализируются основные направления взаимодействия учреждений профессионального образования с региональным рынком труда; предлагаются научно-обоснованные психологопедагогические подходы к совершенствованию профессионального образования.

Ключевые слова: начальное и среднее профессиональное образование, взаимодействие профессионального образования и рынка труда, основные проблемы и направления развития профессионального образования.

This article is an attempt to disclose main challenges to primary and secondary vocational education systems under environment of their full regionalization; to analyze the main trends of vocational education institutions and regional labor-markets interaction; to offer scientifically grounded psychological-and-pedagogical approaches to vocational education development Key words: primary and secondary vocational education, interaction of vocational education and labor-markets, main problems and trend of development in vocational education.

29 марта 2012 г. в Учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» состоялись Общественные слушания Общественной палаты Республики Татарстан «О перспективах развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда», в которых приняли участие представители органов государственной власти, министерств, в ведении которых находятся учреждения НПО и СПО, руководители профессиональных учебных заведений, члены Общественной палаты РТ, других общественных организаций. Участники слушаний отметили, что современная общая ситуация в начальном и среднем профессиональном образовании такова, что именно сейчас приняты политические решения, существенным образом влияющие на его развитие. В частности речь идет о принятом Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 2413-р. решении о передаче остававшихся еще в ведении РФ учебных заведений СПО на уровень субъектов РФ. Всего по этому распоряжению в ведение субъектов РФ было передано 706 остававшихся еще на федеральном уровне учебных заведений СПО, в том числе по Республике Татарстан - 13 учебных заведений.

В конце 2011 года, совершая рабочую поездку в Санкт-Петербург, Председатель Правительства РФ В.В.Путин посетил Политехнический колледж городского хозяйства, после чего провел совещание, на котором рассматривались важные вопросы развития начального и

среднего профессионального образования России. Обрисовывая ситуацию с подготовкой кадров В.В.Путин отметил, что спад промышленного производства, происшедший в 90-е годы, кризис 1998 и 2009-2010 годов привели к тому, что экономика снизила запрос на квалифицированные кадры. Сложившаяся ситуация негативно отразилась на учебных заведениях. Многие из них остановились в развитии и находятся на уровне середины 1980-х годов прошлого века. Это стало реальной проблемой, которая сдерживает формирование рынка труда, способного обеспечить качественную и эффективную занятость.

Проблема дефицита нужного количества квалифицированных рабочих рук и специалистов, по данным опроса, организованного Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» (опрос был проведен среди 6 тысяч предприятий в 40 субъектах РФ), в 2011 году вышла на первое место, обогнав по значению даже коррупцию и административные барьеры. Приведем цитату из выступления В.В.Путина: «Сегодня, с учетом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер жизни и, прежде всего, производства, стало совершенно очевидно, что недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является такой же преградой на пути развития, как инфраструктурные ограничения, отсутствие дорог, средств связи и т. д. Этот вопрос входит в повестку дня в числе первых» (1, с.59).

Установленный в результате опроса факт, говорящий о том, что нехватка квалифицированных рабочих и специалистов является проблемой номер один для развития предприятий, заострение на нем внимания высшего руководства страны может послужить хорошей отправной точкой для улучшения ситуации с развитием НПО и СПО.

Было констатировано, что проблема носит комплексный характер и выражается в следующих вызовах системам начального и среднего профессионального образования: отсутствие профессиональных стандартов и внятных требований к компетенции специалиста; низкий общественный престиж начального и среднего профессионального образования; несоответствие системы подготовки кадров реальным потребностям экономики, рынка труда; отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций; недостаточное участие работодателей в процессе подготовки кадров, отсутствие понимания у части работодателей собственной роли в подготовке рабочих и специалистов; несовершенство некоторых ГОС по профессиям и специальностям; опасность потери общности образовательной среды в системе профессионального образования.

По существу, корни проблем НПО и СПО заложены во всех основных участниках процесса подготовки рабочих и специалистов - производство, общество и сама система профессионального образования.

Если говорить о производстве, то следует отметить, что оно в лице своих структур (предприятий, объединений, корпораций и т.д.) не участвует в формировании четких требований к рабочим и специалистам со стороны самого производства. Уже много лет ведется обсуждение вопроса о формировании профессиональных стандартов, которые могут быть разработаны только

при заинтересованном и непосредственном участии работодателей. Но проблема на серьезном уровне не решена. Хотя надо сказать, что отдельные корпорации, фирмы для внутреннего корпоративного обучения разрабатывают соответствующие профессиональные стандарты. Но они, как правило, ограничены внутрифирменными границами и могут соответственно быть использованы корпоративными образовательными структурами.

Начальное и среднее профессиональное образование всегда регионально ориентировано, то есть призвано решать проблемы кадрового обеспечения производства и сферы услуг конкретного региона. Интеграция образования и производства, будучи ориентирована на достижение конкретного результата, имеет в своей основе ярко выраженную региональную специфику. В отрыве от конкретных социально-экономических условий отдельного региона невозможно точно выстроить глубинные взаимосвязи между рынками труда и образовательных услуг, определить проблемные и перспективные моменты, разработать прикладные управленческие решения в этой сфере.

Но до последнего времени региональность была как бы перевернутой: учреждения НПО и СПО финансировались федеральным центром, а работали выпускники учебных заведений на предприятиях и учреждениях региона. Это и было понятно, ибо все средства концентрировались в Центре. Сегодняшняя ситуация отличается тем, что средства переданы в регионы вместе с учебными заведениями. И регионы должны финансировать учебные заведения НПО и СПО исходя из запросов региональной экономики, сферы услуг. Соответственно выпускники этих учебных заведений будут занимать свое место на региональном рынке труда. Казалось бы нет проблем. Но почему руководители учебных заведений НПО и СПО находятся в состоянии неопределенности относительно своего будущего? А все дело в том, что регионы уже пытаются оптимизировать расходы на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов путем объединения учебных заведений, сокращения контрольных цифр приема и т.д.

В целях приближения структуры подготовки кадров к реальным запросам рынка труда в регионах реализуются различные модели. Так, например, в Республике Татарстан находят применение несколько подобных моделей. Одна из них - кластерная модель, объединяющая образовательные и иные организации и учреждения разного уровня, разных типов и видов, а также управленческую инфраструктуру. Такое объединение облегчает внедрение инновационных образовательных программ, технологий и методик (2, 3). Сегодня в Татарстане функционируют несколько образовательных кластеров, опыт которых требует внимательного изучения и осмысления.

Вторая модель современной образовательной практики, сближающей ее с потребностями производства - это корпоративное образование. Причиной появления корпоративного образования стал тот очевидный факт, что существующая за счет государства «традиционная» система профессионального образования и подготовки на сегодняшний день не успевает за реальными потребностями производства и рынка труда. А корпоративное, внутрифирменное обучение максимально учитывает требования работодателя и может быть легко приближено к

местам расположения и профессиональной деятельности собственных трудовых ресурсов.

Третья модель сочетания рынка труда и профессионального образования (особенно НПО) связана с возрождением ремесленничества, обусловленного востребованностью широкого спектра новых профессий, прежде всего для предприятий сервисного сектора. Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» сегодня широко используются в национальных законодательствах многих стран мира. Кроме того, это общепринятая терминология ООН и ВТО. К ремесленным предприятиям относятся малые бизнес-структуры (в том числе индивидуальные предприниматели), которые обеспечивают население товарами или услугами, необходимыми для обустройства жизни и быта. По оценке Ремесленной палаты России сегодня в России ремесленной деятельностью заняты не менее 4-5 млн. чел. Специфика ремесленничества на данном этапе развития состоит в том, что современный ремесленник - это многопрофильный, многофункциональный рабочий и специалист среднего звена, одновременно умеющий выполнять как сугубо производственные функции, так и организационно-управленческие.

В Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО обоснована и разработана комплексная теоретико-прикладная проектно-целевая модель управления интеграцией профессионального образования и производства в регионе, ориентированная на практическое взаимодействие всех заинтересованных в интеграции субъектов, носящее характер социального проектирования. Данная модель в сочетании с рядом других подходов реализована в Чувашской Республике при участии нашего докторанта Голышева И.Г. Итогом этой работы стала разработка «Республиканской целевой программы комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» (утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 60 от 25.02.2011 г.). Почему бы такую целевую программу не разработать и в других регионах России?

По поводу соотношения рынков образования и рынка труда необходимо еще отметить следующее. Чтобы действовать на рынке успешно, любое профессиональное образовательное учреждение должно знать этот рынок. В современных условиях одним из важнейших условий динамичного развития учреждений профессионального образования, рационального использования бюджетных средств и привлечения внебюджетных ресурсов становится объективное и оперативное выявление качественных и количественных показателей спроса на те или иные категории специалистов в регионе. Прежние механизмы, основанные на заявках предприятий, сегодня уже малоэффективны. Нужны глубокие и всесторонние исследования рынка труда в регионе и всех факторов, так или иначе влияющих на динамику спроса на специалистов того или иного уровня и профиля.

Однако проблема заключается в том, что никто не готов сказать, что представляет собой рынок труда в регионе. Целенаправленным его изучением в регионе практически никто не занимается. Отсутствуют механизмы, которые позволяли бы трансформировать ситуацию на рынке труда в конкретные действия по обновлению содержания и реструктурированию образовательных учреждений. Между тем, отсутствие объективной информации о состоянии

рынка труда в регионе (республике, городе, районе), неразвитость соответствующих механизмов взаимодействия образования и рынка труда приводит к появлению диспропорций между структурой подготовки кадров и структурой спроса на них на региональном и федеральном уровнях.

В то же время отметим, что механизмы разрешения проблемы лежат больше в плоскости социоэкономической, нежели педагогической или психологической. Решение данного вопроса на серьезном уровне возможно в том случае, если региональные власти вместе с работодателями обратят на него внимание.

В условиях регионализации начального и среднего профессионального образования меняется и роль государства и общества? Раньше государство присутствовало через государственный заказ, который выражался в финансировании контрольных цифр приема на те или иные рабочие профессии и специальности. Кто сегодня будут осуществлять этот заказ, если учебные заведения переданы в регионы? Ответ напрашивается сам собой - те региональные структуры, в ведение которых переданы учебные заведения. В связи с этим появляются новые вопросы: смогут ли эти структуры обеспечить учебные заведения таким же заказом на подготовку специалистов, какой имел место ранее? Кто и как будут определять объем необходимых специалистов начального и среднего звена для конкретного региона? И т.д.

Поиск ответов на эти и другие вопросы (число которых, кстати, в условиях высокой динамики будет непрерывно меняться) требует не только и не столько инстинктивных, оперативных решений, основанных на «быстро» собранной информации, либо на интуиции, совете и т.д. Готовность к принятию адекватных решений в современных условиях может обеспечить только наличие у лиц, принимающих решение, нужной информации в нужное время и в необходимом объеме. Это возможно тогда, когда есть конкретные службы и люди, специально занимающиеся вопросами информационного обеспечения управления. Однако одной информации недостаточно. Принятие решений требует и глубокого анализа полученной информации с тем, чтобы выработать возможные стратегии развития, выявить закономерности, принципы и т.д. А это уже сфера науки.

Современное профессиональное образование отличается от «вчерашнего» тем, что оно для своего успешного развития требует непрерывного научного и научно-методического обеспечения. Причем речь идет не только о конкретных научно-обоснованных рекомендациях по решению тех или иных задач. Речь идет и о фундаментальных исследованиях, роль которых в современных условиях не только не исчезает, но, напротив, возрастает. Дело в том, что высокая динамичность и неопределенность будущего, как нам представляется, актуализируют у человека потребность в поиске чего-то стабильного, устойчивого, которая усиливается именно в те моменты, когда скорость перемен, как в настоящее время, растет.

Решить проблему развития НПО и СПО одними организационными мерами, конечно, невозможно. Необходимы целенаправленные усилия по повышению социального престижа начального и среднего профессионального образования. Как он обеспечивается? Конечно, он

выражается в уровне заработной платы. Но не только в этом. Если бы все определялось этим фактором, то проблем с нехваткой квалифицированных рабочих не было бы. Дело в том, что сегодня квалифицированный рабочий (особенно в некоторых сферах труда - например, машинист московского метро и др.) получает зарплату, которая выше заметно зарплаты учителя, инженера и профессора университета, доктора наук. Однако, несмотря на низкий уровень зарплаты специалистов с высшим образованием, молодежь стремится идти в вузы, а не в ссузы или профессиональные лицеи. Почему это происходит - вопрос требует отдельного специального изучения.

Но некоторые соображения можно высказать уже сейчас. Нам представляется, что одна из причин того, что молодежь не идет в «рабочие» заключается в том, что высшее образование, будучи социально престижным, стало практически общедоступным. Любой желающий, имеющий возможность оплатить свое обучение, может практически получить платное высшее образование. Общедоступность высшего образования (которая, кстати, приводит к снижению его качества, ибо многие студенты в силу недостаточного уровня общеобразовательной подготовки, не могут на должном уровне освоить образовательные программы вуза) приводит к тому, что молодежь отдает предпочтение вузам. И эта тенденция усиливается на современном этапе развития, когда в силу уменьшения числа выпускников общеобразовательной школы вузы ведут борьбу за каждого абитуриента и нередко вынуждены зачислять на обучение всех, подавших документы.

В обществе необходимо формировать представление об уровнях НПО и СПО как самодостаточных, завершенных, самостоятельных уровнях профессионального образования, по окончании которых совсем не обязательно продолжать обучение в высшей школе. Подчеркнем в этой связи, что наш Институт акцентировал внимание на этой идее еще 10 лет тому назад, когда была предложена Концепция развития системы СПО (4). И в этом контексте термин, который в последние годы вошел в оборот - «довузовское профессиональное образование» сводит на нет роль и место НПО и СПО! Можно быть вполне обеспеченным и достойным членом общества, обладая только уровнем НПО или СПО. В то же время, система непрерывного образования всегда предоставляет человеку возможность продолжить свое образование, если таковая потребность возникнет. Следует также напомнить, что в отечественной профессиональной педагогике А.М. Новиковым разработана концепция непрерывного образования (5), согласно которой непрерывность означает возможность развития личности по трем траекториям: вверх (переход на следующий уровень образования), вперед (развитие в рамках одного уровня образования -например, движение к высоким профессиональным разрядам) и вбок (смена профессии или специальности).

В связи с этим нелишним будет обратиться к зарубежному опыту в области профессионального образования, в котором данная система занимает центральное место. По результатам исследований (Трегубова Т.М.) выявлено, что в развитых зарубежных странах профессиональное образование данных уровней является приоритетной сферой деятельности государства: сферой занятости, а не отвлечения ресурсов, сферой выгодных инвестиций, а

не затратной сферой. Там проявляется реальная забота о привлечении негосударственных инвестиций в систему начального и среднего профессионального образования за счет повышения общего уровня инвестиционной привлекательности данной сферы профессионального образования. С учетом европейского опыта нам целесообразно принять законодательнонормативные документы по повышению эффективности существующих механизмов государственно-частного партнерства учреждений НПО-СПО как между собой, так и с организациями других уровней образования и предприятиями-работодателями, так называемых «стратегических альянсов».

Ведущим направлением повышения качества, доступности и конкурентоспособности учреждений НПО-СПО в странах Европы становится создание автономных образовательных учреждений, отличительный признак которых - преимущественно горизонтальная интеграция имеющихся ресурсов и проектирование многоотраслевых образовательно-социальных комплексов (кластеров) с участием базовых групп социальных партнеров (работодателей). Организационно - правовой формой образовательных учреждений могут выступать: эндаумент-фонд (целевой капитал) автономного учреждения - юридическое лицо, созданное потребителями услуг автономного учреждения и, концентрирующее объем внебюджетных средств (спонсорство, меценатство, пожертвования, ценные бумаги и т.п.), поступивших от юридических и физических лиц на расчетный счет эндаумент-фонда для финансирования заказа; «аутсортинг» (от англ. -outsourcing -использование внешних источников) в управлении АУ СПО, что предполагает передачу отдельных функций (финансовый аудит, маркетинг образовательных услуг, трудоустройство выпускников, аттестацию и присвоение квалификационных разрядов, статистическое наблюдение, управление имущественными комплексами и др.) внешним специализированным организациям или провайдерам, располагающим необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.

Отношения между профессиональным образованием и миром труда должны носить характер партнерства, причем равноправного. Сегодня же у нас производство смотрит на систему образования как бы «свысока», а образование, в свою очередь, считает порой себя самодостаточной структурой, не особо нуждающейся в тесной связи с производством.

Теперь о самой системе подготовки кадров, которая «не соответствует реальным потребностям экономики, рынка труда». Надо сказать, что этот тезис о «не соответствии» требует самостоятельного анализа. Дело в том, что сегодня стало чуть ли не модой обвинять учебные заведения профессионального образования в том, что они не соответствуют реальным потребностям экономики, рынка труда. Однако когда речь заходит о том, каковы эти «реальные» потребности, в чем они выражаются, где и кем они сформулированы - ответ далеко не всегда удается получить. А все потому, что реальные потребности экономики и рынка труда практически никто из работодателей четко не формулирует и, соответственно, система образования в лице учебных заведений, ориентируется на собственное видение этих потребностей, на то, что сформулировано в современных ФГОС (а еще раньше - в ГОСах по профессиям и

специальностям). Кстати говоря, здесь будет уместным подчеркнуть, что со стороны работодателей к этому аспекту проблемы внимание крайне недостаточное, если не сказать больше. Их неохотное участие в подготовке кадров на всех уровнях (от проектирования требований в форме ФГОС, до контроля и оценки в форме участия в госаттестации) - в конечном счете отражается на качестве подготовки тех кадров, которые пойдут на рабочие места в их предприятиях. Президент Союза директоров ССУЗ РФ В.М.Демин в одном из своих интервью обратил внимание на то, что в силу недостаточно активного участия работодателей в формировании ФГОС некоторые из них оказались «неудачными» (6, с.54).

Поэтому нам представляется, что для того, чтобы система профессионального образования соответствовала требованиям экономики необходимо сделать так, чтобы представители этой экономики так или иначе участвовали в процессе формирования этих требований на этапе разработки ФГОС, их реализации в непосредственном учебном процессе, в создании необходимых условий для прохождения учащимися практики, а также на этапе итогового контроля и оценки качества их подготовки. Пока в реальности более или менее успешно работодатели участвуют на последнем этапе, связанном с оценкой качества (через включение представителей работодателя в состав ГАК). Однако вся проблема в том, что на данном этапе работодатель может только оценить и принять решение о приглашении (или наоборот) выпускника на работу. Но что-либо изменить он уже не в состоянии.

В этой связи обратим внимание на выделенные В.В.Путиным направления работы по обеспечению эффективных механизмов участия бизнеса в разработке образовательных программ, оценке качества образования и уровня квалификации подготовленного специалиста: создание национальной системы сертификации для приоритетных отраслей экономики; создание стимулов для того, чтобы бизнес мог вкладывать средства в подготовку кадров, в развитие СПО (в этом плане разработан трехлетний проект, в который вошли 30 регионов, по поддержке региональных программ подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, по условиям которого федеральные средства выделяются только тогда, когда в программах участвуют предприятия); повышение внимания региональных властей к сфере НПО и СПО; повышение престижа рабочих профессий и специальностей: «Нужно сделать так, чтобы молодежь видела перспективы, которые открывает среднее профессиональное образование, возможности, создаваемые новой экономикой и развитием технологий, осознала значимость и ценность для общества квалифицированного труда» (1, с.59).

Обозначенные направления для своей реализации требуют решений на нормативном и социально-экономическом уровнях. Однако есть и содержательные проблемы, находящиеся в плоскости психолого-педагогической науки. Раскроем некоторые из них.

В современных условиях любое образование, в том числе НПО и СПО, может успешно функционировать и развиваться только в том случае, если в процессе профессиональной подготовки учитываются требования новой среды, сформировавшейся под влиянием информационно-компьютерных технологий. Необходимо искать модели организации

образовательного процесса на основе информационно-компьютерных технологий. И такие исследования проводятся в нашем Институте уже много лет (Кирилова Г.И. и др.). На сегодня мы видим следующие проблемы, разрешение которых необходимо для развития НПО и СПО.

Усиление информационной составляющей в профилях рабочих и специалистов среднего звена. Повсеместное распространение информационной среды требует подготовки специалистов, обеспечивающих новые функции документооборота, анализа, защиты информации. Нужны новые методики и новые педагоги. Речь идет не о повсеместной компьютерной грамотности (это задача общеобразовательной школы), а о качественно иной инновационно-ориентированной, аналитикопрогнозной направленности подготовки. Сегодня подобную деятельность ведут как руководители, инженеры, так и все другие специалисты, большинство из которых с высшим образованием и имеют собственные профессиональные функции. Повсеместно информационная деятельность должна вестись как самостоятельно, так и с привлечением квалифицированного младшего персонала. Соответственно не вполне эффективным будет тратить государственные средства на печатанье «одним пальцем», и стихийный поиск документов, когда это быстрее и лучше сделает специалист, референт, оператор с начальным или средним профессиональным образованием.

Адекватное распределение средств и усилий на информатизацию для всех уровней системы образования. Решение проблем информатизации гораздо проще и единообразнее для средней общеобразовательной школы. Не совсем ясно, почему на один инвариантный, многократно дублируемый курс, методику или учебник для общеобразовательной школы уделяется на два-три порядка больше внимания и сил, в том числе, доступа к Интернет, средств на компьютерную технику и др., чем на уникальные, значимые для стратегически значимого, успешного и безопасного развития промышленности, экономики услуг в социуме информационные дисциплины в начальной и средней профессиональной школе. Грустно видеть, когда после достаточно компьютеризованной школы человек попадает в существенно хуже оснащенный информационной техникой профильный техникум или лицей.

Изменение механизмов апробации и внедрения инноваций. Кардинально меняется процесс и методики современной подготовки педагогов для профессиональной школы, разработчиков информационных образовательных ресурсов и механизмов их внедрения с учетом возможных технологических рисков, связанных с поиском и экспериментальной проверкой новых решений. Соответственно нужна независимая экспертиза оперативных и перспективных программ. Акцент при проведении тендеров должен делаться не столько на цене предстоящей разработки, сколько на ее научной обоснованности и предварительной экспериментальной апробации.

Ключевое место в подготовке профессиональных кадров занимает содержание образования. Оно, как известно, в современных стандартах представлено в компетентностном формате, который отражает тенденцию перехода к деятельностному обучению, вместо прежней знаниевой парадигмы. Общая тенденция в развитии содержания образования состоит в том, что в современных ФГОС СПО третьего поколения существенно (примерно на 80% по отношению к объему во втором поколении ГОС) вырос объем вариативного компонента обязательных занятий.

Это означает, что учебные заведения уже столкнулись с необходимостью разрабатывать учебнометодическое обеспечение по дисциплинам вариативного (регионального) компонента. И каждое учебное заведение это будет делать на свой лад, исходя из собственных возможностей (кадровых, финансовых и т.д.). Но учебно-методическое обеспечение вряд ли возможно без его научного обоснования.

Важный вопрос в проектировании содержания образования в системе начального и среднего профессионального образования - это согласование профессиональных стандартов и требований государственных образовательных стандартов по направлениям и специальностям. Интересный опыт в этом плане имеется в Челябинской области (Калугина Т.Г.), где в рамках программы «Темпус» разработаны Рамки квалификаций, в которых предпринята попытка объединить требования к квалификациям со стороны производства и со стороны системы образования. В частности, в данном регионе предложена рамка квалификаций, включающая по 8 уровней квалификаций (на производстве - от рабочего до первого руководителя; в образовании -от начального профессионального образования до аспирантуры и докторантуры), по критериям знания, умения и компетенции. Рамка квалификаций, по мнению разработчиков, представляет собой системное структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью рамки квалификаций можно проводить измерение и взаимосвязь результатов обучения, устанавливать соотношение дипломов, свидетельств/ сертификатов об образовании и обучении.

В основу разработки рамки квалификаций положены следующие принципы: непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему; прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей; соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда по видам экономической деятельности и национальной системы образования; учёт международного опыта при разработке структуры и содержания камки квалификаций.

Следующая проблема касается вопросов воспитания. В настоящее время наблюдается расслоение студентов по мировоззренческим ориентирам, уровню интеллектуального развития, социально-имущественному признаку. В студенческой среде наблюдается противоречивость социально-психологических установок, имеются значительные расхождения в системе ценностей. Тем не менее, можно выделить общие характерные черты, которые присущи современному молодому поколению. По данным исследований, проведенных в нашем Институте, 74% современных студентов считают образование в сочетании с целеустремленностью, упорством и трудолюбием необходимыми составляющими жизненного успеха; 82% студентов позитивно относятся к учебной деятельности, однако у 48% наблюдается отсутствие необходимых навыков организации своей учебной деятельности; 24% студентов связывают профиль обучения с последующей профессиональной деятельностью.

Большинство (88%) студентов указали на отсутствие гарантий, обеспечивающих востребованность молодых специалистов по окончании вузов. Значительная часть (55%) студентов достаточно расплывчато представляют свое профессиональное будущее, не умеют

планировать свои будущие достижения. Их жизненные планы представлены в виде плана-мечты (обеспеченная жизнь, хорошая работа, счастливая семья). У 44% студентов слабо выражено чувство долга, гражданской ответственности, а 92% готовы к конструктивной социальной деятельности на основе сочетания общественных и личных интересов.

Значительная часть современных студентов испытывает чувство незащищенности, что проявляется в психологическом и физическом нездоровье. Среди современного студенчества весьма распространены такие вредные привычки как курение, злоупотребление алкоголем. Практически во всех учебных заведениях профессионального образования есть ВИЧ-инфицированные. Проблема роста наркозависимых называется молодыми как одна из самых острых социальных проблем, требующих конструктивного решения.

Большинство проблем, с которыми сталкивается современное российское общество, такие как нарушение связей между поколениями, падение престижа трудовой этики, переключение интересов, особенно в молодежной среде, из социально и нравственно значимых областей в сферу досуга, зачастую имеющего асоциальную или антисоциальную направленность, культ потребления, открывающий широкие возможности для манипулирования личностью, аполитичность или псевдополитичность молодого поколения, неразвитость у него чувства национального достоинства, снижение самоуважения и как следствие-социальная деградация, агрессивность объединяются понятием «бездуховность». Именно бездуховность рассматривается философами, социологами, психологами, педагогами как одно из наиболее ярких проявлений и одна из важнейших причин усугубления кризиса российского общества, который особенно ярко проявляется в молодежной среде.

Поэтому в системе профессионального образования необходима разработка педагогических средств духовно-нравственного воспитания, обеспечивающих гуманную направленность и ценностносмысловую наполненность образовательного процесса.

Между тем, анализ состояния среднего и высшего профессионального образования выявил практически полное отсутствие государственных подходов к воспитанию молодого поколения россиян, учащихся и студентов, всех участников образовательного процесса в качестве полноценных граждан Российской Федерации. Во всех государственных образовательных стандартах профессионального образования отсутствует четко прописанный воспитательный аспект, не даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального образования.

Как один из вариантов модели социального заказа общества в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО (Масленникова В.Ш.) разработана концепция формирования социально- ориентированной личности на основе компетентностного и синергетического подходов, а также психолого- педагогическая модель социальноориентированной личности. Содержание модели предусматривает внешние и внутренние факторы формирования (природная и социальная среда, виды деятельности), а также такие стороны

развития личности как индивидуально-психологическая, социально-психологическая и мировоззренческая стороны, выступающие в структуре модели в качестве её компонентов.

Развиваясь в условиях социально-политической и экономической нестабильности и неопределенности, молодежь часто оказывается психологически не готова жить и трудиться в условиях современной действительности. Развивающийся в стране рынок труда предъявляет специфические требования к системе профессионального образования, как с точки зрения структуры рабочих профессий и специальностей, так и с точки зрения характеристик личности выпускника. Последние связаны с уровнем сформированности у него не только общих и специфических профессиональных компетенций, но и целого ряда личностных (психологических) качеств. Исследования нашего Института показали (Алишев Б.С. и др.), что эти качества могут быть разделены на две большие группы:

1.Качества, обеспечивающие эффективность и конкурентоспособность на рынке труда как таковом (целеустремленность, настойчивость, умение «подать» себя и произвести впечатление, гибкость, коммуникабельность и умение налаживать контакты, инициативность, способность самостоятельно принимать решения и др.).

2.Качества, обеспечивающие эффективное взаимодействие непосредственно на рабочем месте, как с коллегами («горизонтальная» коммуникация), так и с руководителями («вертикальная» коммуникация). К ним относятся, наряду с некоторыми из названных выше, высокая мотивация труда, честность, порядочность, ответственность, способность и готовность к профессиональному саморазвитию и др.

Кроме того, выявлено, что основными психологическими параметрами, характеризующими готовность выпускников к требованиям рынка труда являются: мобильность в поиске работы; уровень мотивации к труду и профессиональной деятельности; уровень профессиональной идентичности, т.е. психологической привязанности к конкретной профессии; адаптационный потенциал личности в разных видах профессиональной деятельности; коммуникативные качества и умение работать в команде; уровень принятия норм трудовой и профессиональной этики.

Интересно, что среди этих параметров есть универсальные, т.е. одинаково важные для разных профессий и специфические. К универсальным параметрам относятся: мобильность и инициативность, адаптационный потенциал, общетрудовая мотивация, общечеловеческая этика. Специфическими, т. е. неодинаково выраженными в разных типах профессий являются: профессиональная идентичность, принятие профессиональной и организационной этики, коммуникативные умения и навыки.

Готовят ли учебные заведения у своих выпускников обозначенные психологические личностные качества? Увы, исследования, проведенные лабораторией психологии профессионального образования нашего Института показывают, что в учебных заведениях отсутствует систематически организованная работа по подготовке обучающихся к требованиям рынка труда. Серьезным препятствием в этом плане является крайне слабая организация учебной

и производственной практик почти по всем профилям подготовки. Здесь может быть было бы целесообразно обратиться к зарубежному опыту, где в учебных заведениях есть специальные сотрудники (тьюторы) которые ведут индивидуальную работу с обучающимися по поводу их подготовки к требованиям рынка труда.

Таковы некоторые актуальные проблемы и перспективы развития учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях изменяющегося регионального рынка труда. Развитие данных уровней профессионального образования требует консолидации усилий государства, производства и образовательного сообщества, поиска новых подходов к научнометодическому и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Литература:

1.Что в России всех важнее // Аккредитация в образовании, декабрь, 2011. №52. С.59-61.

2. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 22 октября 2008 г. № 763 «Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.».

3. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования. Казань: Идел-Пресс. 2011. 232 с.

4. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И., Ширшов В.П. Концепция развития системы среднего профессионального образования в Республике Татарстан (проект). Казань: ИСПО РАО. 1999. 42 с.

5. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М.: АПО. 1997. 254 с.

6. Путь перемен ведет в регионы// Аккредитация в образовании. 2011. №52. с.54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.