Научная статья на тему 'Среднее профессиональное образование в механизме обеспечения потребности экономики в специалистах среднего звена'

Среднее профессиональное образование в механизме обеспечения потребности экономики в специалистах среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1624
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING CENTER OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкляев Андрей Евгеньевич

В статье дана оценка современного состояния подготовки кадров со средним профессиональным образованием и показаны направления ее дальнейшего совершенствования. Среднее профессиональное образование (СПО) является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим особое место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. Активное участие в формировании федерального и национально-регионального компонентов программ среднего профессионального образования первостепенная задача при реализации политики в области СПО. В настоящее время остро стоит вопрос создания новой системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая должна строиться по принципу последовательной целенаправленной подготовки высокопрофессиональных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов, способных работать на оборудовании 5-го и 6-го технологических укладов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкляев Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article assesses the present situation in providing personnel with vocational education and shows principle directions of its further development. Secondary vocational education is a level of the system of vocational education which takes a specific place in meeting educational requirements of person and society. The key objective in pursuing policy in the field of secondary vocational education implies the active participation in shaping federal, national and regional components in the program of vocational education. Today the issue of building a new system of training skilled workers is really acute. It should be developed by successive determined training of skilled and competitive workers who can use equipment of the 5th and 6th class.

Текст научной работы на тему «Среднее профессиональное образование в механизме обеспечения потребности экономики в специалистах среднего звена»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ В СПЕЦИАЛИСТАХ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Шкляев Андрей Евгеньевич

кандидат экономических наук, доцент, советник ректора, доцент кафедры управления инновациями РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Email: [email protected]

В статье дана оценка современного состояния подготовки кадров со средним профессиональным образованием и показаны направления ее дальнейшего совершенствования. Среднее профессиональное образование (СПО) является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим особое место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. Активное участие в формировании федерального и национально-регионального компонентов программ среднего профессионального образования - первостепенная задача при реализации политики в области СПО. В настоящее время остро стоит вопрос создания новой системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая должна строиться по принципу последовательной целенаправленной подготовки высокопрофессиональных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов, способных работать на оборудовании 5-го и 6-го технологических укладов.

Ключевые слова: образование, начальное и среднее профессиональное образование, учебный центр профессиональной квалификации.

VOCATIONAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF SATISFYING THE NEED OF ECONOMY IN MIDDLE LEVEL WORKERS

Shklyaev, Andrey E.

PhD, Assistant Professor, Advisor of the Rector, Assistant Professor of the Department for Innovation Management of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Email: [email protected]

The article assesses the present situation in providing personnel with vocational education and shows principle directions of its further development. Secondary vocational education is a level of the system of vocational education which takes a specific place in meeting educational

requirements of person and society. The key objective in pursuing policy in the field of secondary vocational education implies the active participation in shaping federal, national and regional components in the program of vocational education. Today the issue of building a new system of training skilled workers is really acute. It should be developed by successive determined training of skilled and competitive workers who can use equipment of the 5th and 6th class.

Keywords: education, primary and secondary vocational education, training center of vocational education.

В настоящее время образование стало важнейшим фактором развития человека и общества. В школьном законодательстве различных стран термин «среднее образование» понимается по-разному. По определению ЮНЕСКО, среднее образование располагается между начальной и высшей школой, охватывает детей в возрасте от 11-12 до 17-18 лет. Оно делится на общее, дающее знания и навыки для последующей специализированной подготовки, и профессионально-техническое, непосредственно готовящее к той или иной профессии или роду деятельности.

Почти повсеместно общее среднее образование делится на два цикла: неполная средняя школа (2-5 лет обучения), полное среднее образование (2-3 года). После элитных частных школ самый престижный тип - полная средняя школа (школы-пансионы в Великобритании, лицеи во Франции, Испании, Италии, гимназии Скандинавии, ФРГ и т. д.). Среднее образование получает все большая часть молодежи. Например, в развитых странах в 1970-е гг. 25-30% старшеклассников получали полное среднее образование, в 1990-е гг. -45-60%, в начале XXI в. - 70-80%, а в США, Канаде, Японии, Тайване этот показатель превышает 90%.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 66) среднее общее образование рассматривается как дальнейшее становление личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации со-

держания среднего общего образования, подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Согласно статье 68 указанного закона среднее профессиональное образование (СПО) направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (НПО). Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях (ссузах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. По Международной стандартной квалификации образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнено к доуниверситетскому высшему образованию, направленному на подготовку практико-ориентированных специалистов. Это обусловливает необходимость сохра-

нения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности или 62% от численности занятых специалистов.

В начале XXI в. в России четко выявились острые вопросы функционирования системы начального и среднего профессионального образования. Среди проблемных факторов можно назвать демографический спад, а также расширение доступности высшего профессионального образования.

На подготовке кадров сказываются такие проблемы среднего профессионального образования, как:

- передача финансирования и материального обеспечения учебных заведений, осуществляющих обучение профессиям, не имеющим ориентации на широкого потребителя, на региональный уровень;

- намечающееся укрепление образовательных учреждений за счет горизонтальной интеграции;

- большое количество министерств и ведомств, в ведении которых находятся учебные заведения.

Важно отметить, что после кризиса 1998 г. государство перестало надлежащим образом заботиться о среднем звене профессионального образования, и учебные заведения были вынуждены существовать практически автономно. Последствия политики самостоятельного выживания хорошо известны: спрос на обучение в колледжах и техникумах сократился, часть учебных площадей высвободилась, количество преподавателей и их зарплаты

уменьшились. В редких случаях руководители учреждений СПО своевременно осознали необходимость самостоятельно налаживать связь с производством.

Начиная с 2000 г. доля выпускников учреждений НПО в нашей стране снизилась с 38,6 до 20,9%, СПО - с 29,3 почти до 21%. Как показал мониторинг, организованный НИУ ВШЭ, за период 2000-2011 гг. в структуре подготовки кадров произошли изменения. За этот период доля выпускников вузов снизилась. В 2011 г. в расчете на 10 тыс. населения по программам высшего профессионального образования обучались 454 студента, по программам СПО -146 и НПО - 64. Характерно, что выпуск специалистов среднего звена сокращался на только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях.

Возрождение системы СПО тесно связано с вопросами подготовки квалифицированной рабочей силы для новой экономики. К 2020 г. минимум в 50% колледжей подготовка по 50 наиболее востребованным рабочим профессиям должна осуществляться по высшим мировым стандартам. Нехватка квалифицированных работников, которые могут эффективно использовать технологии и оборудование 5-го и 6-го технологических укладов, является одной из ключевых проблем развития российской экономики. Высокое качество рабочей силы, рост результативности труда имеют большое значение в решении вопроса построения эффективной организации народного хозяйства. Несмотря на стагнацию, проблема нехватки кадров остается острой. За 2012 г. число предприятий и компаний с кадровым дефицитом выросло и почти достигло докризисного уровня. Около 60% предприятий - участников опроса заявили, что у них наблюдается разрыв между требуемым и наличным числом работников. Им не хватает специалистов линейных подразделений и квалифицированных рабочих. Но что касается найма выпускников, то доля компаний, которые его осуществляют, в 2012 г. сокра-

тилась. Даже в промышленности - основном секторе трудоустройства специалистов среднего звена - ситуация изменилась не в пользу СПО и НПО.

Среди проблем, с которыми сталкиваются учреждения СПО, можно выделить:

- недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения СПО, устаревшее оборудование и учебно-методические материалы;

- отсутствие у российского бизнеса готовности вкладывать средства в развитие приоритетных направлений подготовки квалифицированных рабочих, слабое взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, несмотря на большой спрос на специалистов среднего звена;

- низкий уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения, что служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса;

Повышение внимания к системе СПО стало обозначаться в конце 2010 г. Например, по итогам совместного заседания Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов России было поручено:

- обеспечить создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в соответствующих производственных отраслях в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- реализовать комплекс мероприятий, способствующих повышению престижа

- низкие темпы роста качества кадрового потенциала, уровень научного обеспечения и доля научных исследований, работающих на развитие системы СПО. Большинство преподавателей, работающих в учреждениях СПО, - люди 45 лет и старше, причем преподаватели в возрасте сконцентрированы в государственном секторе образования (57%). В негосударственных учебных заведениях картина иная: 58% преподавателей моложе 45 лет и почти 40% - моложе 35 лет. В государственных учреждениях СПО ученую степень кандидата или доктора наук имеют 3% преподавательского состава, в негосударственных -17,5%.

Профессиональная ориентация, проводимая в школах, в большей степени нацелена на решение проблемы обеспечения спроса среди высших учебных заведений.

Стоит также отметить, что чуть более 50% выпускников учреждений СПО полностью удовлетворены приобретенной специальностью (таблица).

рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, ознакомление учащихся образовательных учреждений с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях, а также принять меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений начального и среднего образования, избравших работу по профильной специальности;

- рассмотреть возможность сокращения сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и вечернего обучения общеобразовательным дисци-

Степень удовлетворенности приобретенной профессией (специальностью) (в %)

Полностью Скорее Полностью

удовлетворен удовлетворен не удовлетворен

Начальное профессиональное 71,1 25,1 3,8

Среднее профессиональное 56,9 37,5 5,6

Высшее 58,2 38,9 2,9

плинам, оптимизации программ профессионального обучения, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений;

- разработать меры дополнительной поддержки образовательных учреждений, включая финансовую поддержку на конкурсной основе учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и образовательных центрах, привлекая к этой работе объединения работодателей, коммерческие организации, предъявляющие спрос на выпускников учреждений профессионального образования;

- обеспечить при участии объединений работодателей разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;

- включить с 2011 г. в приоритетный национальный проект «Образование» мероприятия по поддержке региональных комплексных программ развития профессионального образования, предусмотрев на эти цели субсидии из средств федерального бюджета.

Система среднего профессионального образования столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики. Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника существенным образом осложнили положение выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к по-

лучению качественного среднего профессионального образования.

Структура подготовки выпускников все еще не адекватна структуре потребностей в них рынка труда. Качество подготовки во многих учебных заведениях этого уровня продолжает оставаться невысоким. В связи с переходом к рыночной экономике появилась необходимость в новых специальностях (например, в сфере финансов - менеджмента, банковского дела и т. д.), которую многие профессиональные учебные заведения не в состоянии удовлетворить на качественном уровне. В результате в ряде отраслей экономики образовалась значительная нехватка рабочих массовых профессий и специалистов среднего звена.

Последние несколько лет работодатели более 75% рабочих берут из колледжей и техникумов, несмотря на то, что в них на 1 200 часов меньше производственной подготовки. Работодателям этот объем недостаточен, так как выпускникам СПО не хватает практического опыта. Учитывая это, Минобрнауки предлагает увеличить срок обучения по программам среднего профессионального образования для подготовки прежде всего квалифицированных рабочих. Обычно по ним учатся выпускники девятых классов. Сейчас срок обучения для большинства программ составляет два года и пять месяцев. Минобрнауки предлагает увеличить их до двух лет и десяти месяцев. «Действующие учебные планы предусматривают 19 недель практики, предлагается, чтобы ребята провели на производстве 39 недель, - заявили «Ъ» в ведомстве. - Это сделано по просьбе работодателей из регионов, которые хотят получать более подготовленных специали-стов»1.

В объединенной авиастроительной корпорации на базе Ульяновского авиационного техникума и завода «Авиастар-СП» внедрили принцип дуального образования. Студенты техникума 30% времени работают на заводе. В Германии студенты

1 Коммерсант. - 2014. - 27 ноября. - С. 5.

работают на практике более 70% времени обучения, их профобразование является высоким. Мировая практика показывает, что для каждой специальности необходимо разработать индивидуальный учебный план со своими сроками. По словам эксперта Worldskils International в России, для освоения специальности сварщика вполне хватит девяти месяцев теории и практики. А для более сложных направлений, например мехатроники, недостаточно и трех лет. «Но у нас принято сделать для всех сразу один срок обучения, - посетовал господин П. Черных. - Это системная ошибка, которую надо исправлять».

Большая проблема существует с прак-тико-ориентированностью образования и с его соответствием самым последним международным требованиям. Основной формой такого образования является дуальная модель, суть которой заключается в том, что теорию студенты изучают в техникуме или колледже, а практику, практические навыки получают на предприятии, что, конечно, ставит новые задачи перед предприятием, поскольку рабочее место и место на предприятии, на котором студент проходит подготовку, - это немножко другое. В таких сложносоставных историях, где задействованы и региональные, и федеральные министерства, несколько предприятий и колледжей, союз работодателей и профсоюзы, без координации не обойтись. Известно, что в Германии есть так называемые координационные советы по дуальному образованию, которые курируют весь процесс: от профориентации и акцепта, новых профессий до независимой оценки и сертификации. В Британии они называются отраслевыми советами.

В России такой механизм только разрабатывается, осуществляя мониторинг реализации пилотных образовательных проектов «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования» в 10 регионах (Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоград-

ская и Московская области, Пермский край, Красноярский край, Республика Татарстан) и их представление в СМИ.

В настоящее время разработаны проекты 32 программ в 30 регионах России по модернизации среднего профессионального образования совместными усилиями государства, местных органов власти и бизнеса. Наибольший интерес представляет проект на основе частно-государственного партнерства по созданию инновационного учебного центра на базе Перво-уральского металлургического колледжа Челябинским трубопрокатным заводом и правительством Свердловской области (проект «Белая металлургия»). Для получения практических навыков целесообразно организовать проведение постоянных практических семинаров для преподавателей среднего профессионального обучения и мастеров производственного обучения на основе обобщения практического опыта моделей российского и немецкого профессионального образования, определения особенностей при внедрении дуального образования и знакомства с практикой внедрения этой системы подготовки кадров на примере Калужской области.

По данным Минобрнауки, сейчас в России работают 2 703 колледжа и техникума, куда в прошлом учебном году поступили 636 тыс. человек. Подготовка квалифицированных рабочих финансируется через госпрограмму «Развитие профессионального образования», на которую в 2014 г. было выделено 385,2 млрд рублей. Планировалось, что в 2015 г. программа получит 421,1 млрд рублей, но в принятом Государственной Думой бюджете указано лишь 405 млрд рублей.

Говоря о трудоустройстве выпускников средних специальных учебных заведений, следует отметить, что отечественная статистика собирает и анализирует данные только о тех выпускниках, которые получили направление на работу. В 2009 г. такие «путевки в жизнь» были вручены 95 тыс. выпускников (31%) очных отделений средних специальных учебных заве-

дений. Больше половины выпускников не участвовали в распределении (60%), среди которых 30% изъявили желание трудоустроиться самостоятельно. Информация о том, сколько студентов реально трудоустроились самостоятельно, остается недоступной. Но можно предположить высокую котируемостъ выпускников ссузов на основе статистики трудоустройства российских граждан за границей. По данным Росстата, большинство из них имеют среднее профессиональное (40,1%) и высшее (40%) образование. Кроме того, как отмечают работодатели, после техникума выпускники более образованные, более обучаемые, более дисциплинированные, чем после обучения по системе НПО.

Таким образом, в настоящее время остро стоит вопрос создания новой системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая должна строиться по принципу последовательной целенаправленной подготовки высокопрофессиональных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов, способных работать на оборудовании 5-го и 6-го технологических укладов. Данная система должна учитывать наличие четырех основных векторов, по которым развивается профессиональное образование: усовершенствование образовательных технологий; консолидация усилий бизнеса, образования и власти в развитии системы подготовки рабочих кадров; развитие системы непрерывного образования в течение всей трудовой жизни для всех категорий работников; успешная социализация выпускников на предприятиях. Реально обеспечить непрерывность образования можно через интеграцию учебных планов и программ среднего, высшего и послевузовского образования, преемственность учебного процесса и формирование условий для повышения качества подготовки специалистов за счет сочетания фундаментальных знаний высшей школы с практической направленностью СПО.

Основными задачами в развитии среднего профессионального образования должны стать:

а) включение программ профессиональных модулей специальностей СПО в учебные планы прикладного бакалавриата, так как, согласно ФГОС ВПО, задачи по видам профессиональной деятельности, которые должен решать выпускник ВПО с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», соответствуют содержанию профессиональных модулей программ СПО;

б) использование преподавателей СПО в реализации разработанных ими профессиональных модулей как имеющих большой опыт практической подготовки;

в) внедрение инновационных технологий обучения;

г) совершенствование кадрового обеспечения, направленное на обновление коллектива, стимулирование образовательной эффективности, повышение квалификации преподавателей;

д) повышение качества профессионального образования выпускников и его соответствие требованиям к уровню квалификации государственных и муниципальных служащих; формирование системы управления качеством знаний студентов системы СПО, гарантирующей высокий уровень подготовки специалистов по всем формам обучения; повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

е) создание условий для максимального развития способностей каждого студента в учебной деятельности, удовлетворение потребности выпускников СПО в повышении уровня своего профессионального образования;

ж) ориентация на компетентностный подход для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, психологической подготовленности к профессиональной деятельности, нормам поведения в бизнес-среде;

з) укрепление и модернизация материально-технической базы, оснащение со-

временным оборудованием, приборами, материалами;

и) расширение спектра реализуемых программ среднего профессионального образования на основе мониторинга потребности специалистов в регионе;

к) обеспечение взаимодействия с работодателями по вопросам проведения практики студентов и трудоустройства выпускников отделения, развитие системы социального партнерства путем вовлечения работодателей и других социальных партнеров в процедуры проверки профессиональных знаний и умений студентов.

В свете сказанного практический интерес представляет реализация программы среднего профессионального образования в бывшем Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ), ныне РЭУ им. Г. В. Плеханова.

В РГТЭУ были лицензированы основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по 11 укрупненным группам специальностей. Профессиональное образование было представлено 30 профессиональными образовательными программами. Вуз в своем составе имел 4 учреждения СПО (Московский промышленно-эконо-мический техникум, Московский технологический колледж питания, Московский приборостроительный техникум, Московский техникум космического приборостроения) и 10 филиалов - Брянский, Волгоградский, Воронежский, Ивановский, Кемеровский, Краснодарский, Курский, Пермский, Смоленский, Южно-Сахалинский, которые реализовывали ряд профильных специальностей среднего профессионального образования, имели свою лабораторную базу и опытных преподавателей-практиков. Количество обучающихся по программам СПО составляло на 1 апреля 2014 г. 6 875 человек (Москва -3 034 человек, филиалы - 3 841 человек).

Учитывая объем выпускников по программам СПО, выходящих на рынок труда, актуальный для работодателя перечень специальностей СПО и присваиваемых ра-

бочих профессий, реализуемых в РГТЭУ, а также обращение работодателей с просьбой о заполнении вакансий специалистов среднего профессионального образования в сфере обслуживания, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, экономики и управления, информатики и ВТ, автоматики и управления и др., можно констатировать необходимость развития программ СПО и их лабораторной базы. Также следует учесть, что реализация программ СПО даст возможность использовать базовые предприятия СПО при организации производственной практики студентов, обучающихся по программам прикладного бакалавриата. Реализация образовательных программ СПО, особенно технического профиля, предполагает наличие достаточного количества лабораторий, а также соответствующего штатного расписания со значительным количеством должностей преподавателей с практическим уклоном обучения. Третье поколение стандартов СПО увязывает подготовку студентов с обязательным участием работодателей, что позволяет говорить о незначительных вложениях, которые потребуются для создания на базах СПО центра прикладных квалификаций.

В рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) на базе университета планируется открытие центра прикладных квалификаций с целью организации обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров в области технологии приготовления пищи, юриспруденции и П-технологий. Создание такого центра позволит повысить конкурентоспособность данных специальностей посредством ресурсного обеспечения качественно нового уровня профессионального образования в рамках реализуемых укрупненных групп специальностей, оказывать методическую помощь педагогам системы профессионального образования как в Москве, так и в

регионах. Также в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов планируется внедрение системы независимой сертификации компетенций выпускников по программам среднего профессионального образования.

Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций, далее -центр) - организация или структурное подразделение организации, осуществ-

ляющее деятельность по реализации прак-тико-ориентированных образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов, согласованных с работодателями и обеспечивающих освоение квалификаций, востребованных на рынке труда. Ниже приведена примерная модель территориально ориентированного учебного центра профессиональной квалификации.

Общая характеристика

Центр представляет собой открытую, ориентированную на региональный рынок труда образовательную систему (внешний потребитель кадров). Подготовка осуществляется для различных организаций территории.

Цели и задачи деятельности

Цель деятельности: обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Задачи центра:

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации по профессиям и специальностям, наиболее востребованным на региональных рынках труда, в том числе по вопросам центров и служб занятости населения;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей экономики;

- обеспечение трудовой мобильности путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;

- обеспечение практико-ориентированной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих;

- учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ профессионального обучения и иных реализуемых практико-ориентированных образовательных программ, в том числе разработка, апробация и экспертиза указанных программ, дидактических материалов, фондов оценочных средств, технологий обучения и др.;

- кадровое обеспечение реализации образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации, путем организации курсов повышения квалификации и (или) стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы, дополнительной профессиональной программы или программы профессионального обучения.

Заказчики и потребители образовательных услуг, в том числе услуг по профессиональному обучению, источники финансирования обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают организации, нуждающиеся в рабочих кадрах соответствующей квалификации, и граждане. Для организаций малого и среднего бизнеса, бюджетных организаций - это основной путь кадрового обеспечения. В роли заказчика может выступать Российская Федерация или субъект Российской Федерации, финансирующие подготовку кадров по заявкам организаций-работодателей (целевая подготовка).

Финансирование подготовки проводится:

- за счет федерального бюджета (для программ профессионального обучения, прежде всего по заявкам работодателей с последующим трудоустройством);

- на основе конкурсных процедур, проводимых службами (центрами) занятости населения с последующим заключением договора (преимущественно для программ профессионального обучения и повышения квалификации).

Характеристика реализуемых образовательных программ

Образовательные программы, реализуемые центром, имеют практико-ориентированный характер. Реализуются программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих), а также дополнительные профессиональные программы. Перспективна реализация центром программ повышения квалификации педагогических кадров, отвечающих за освоение профессионального цикла основных профессиональных образовательных программ или образовательных программ профессионального обучения.

Сроки обучения по реализуемым центром программам профессионального обучения и формы обучения устанавливаются с учетом потребностей заказчика и оговариваются в заключенном с ним договоре. Длительность таких программ обычно составляет от 80 часов до 6 месяцев (программы профессиональной подготовки рабочих (служащих). В перспективе программы, реализуемые центром, могут разрабатываться на основе профессиональных стандартов.

Контингент слушателей

Преобладают лица, имеющие среднее общее образование, среднее профессиональное образование или высшее образование.

Социальная группа:

— обучающиеся и выпускники программ профессионального образования или молодые специалисты для получения дополнительных квалификаций под конкретное рабочее место;

— находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3 лет;

— незанятое население и работники, находящиеся под угрозой увольнения;

— рабочие и служащие (взрослое работающее население);

— лица предпенсионного и пенсионного возраста, которые изъявили желание сменить род деятельности и продолжить трудиться;

— преподаватели профессионального цикла и мастера производственного обучения образовательных учреждений ВПО и СПО.

Состав преподавателей и мастеров производственного обучения (кадровое обеспечение)

К педагогической деятельности в центре допускаются лица, имеющие квалификацию, соответствующую профилю преподаваемой программы профессионального обучения или иной программы.

К реализации образовательных программ центра могут быть привлечены специалисты и руководители организаций (предприятий, объединений) и другие категории квалифицированных работников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе по краткосрочным договорам гражданско-правового характера.

Материально-техническое обеспечение деятельности центра, базы практики

Короткие программы профессионального обучения, спрос на которые отличается динамичностью, также требуют современного материально-технического оснащения, однако приобретать соответствующее оборудование в данном случае нецелесообразно. Более эффективно привлечение необходимых ресурсов.

Контроль и оценка результатов освоения программы, документы о квалификации

Результаты освоения образовательных программ оцениваются в ходе текущего контроля и итоговой аттестации. В качестве итоговой аттестации выпускников, как правило, засчитывается результат испытаний в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций. Обучающимся, успешно завершившим курс обучения, в зависимости от освоенной программы выдаются документы об образовании и/ или квалификации.

Если обучающиеся были направлены в независимый центр оценки и сертификации квалификаций и успешно прошли испытания, им также выдается сертификат установленной формы.

Механизмы обеспечения качества профессионального обучения:

— профессионально-общественная аккредитация образовательных программ;

— внешняя независимая оценка качества подготовки выпускников;

— условие реализации центром образовательных программ, наличие положительного(ых) заключения^), полученного(ых) от профильного объединения работодателей и (или) крупных компаний отрасли и (или) представленной выборки организаций, заинтересованных в подготовке соответствующих кадров; возможно вынесение заключений независимыми экспертными организациями, уполномоченными объединениями;

- использование ресурсов организаций-работодателей для реализации образовательных программ: информационное обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе предоставление базы для практик.

Возможность проведения процедур сертификации квалификаций Центры могут использоваться как ресурсная база для проведения процедур сертификации квалификации, в том числе подтверждения квалификационного уровня без прохождения формального обучения. Центр не может непосредственно выполнять функции оценки и сертификации квалификаций, поскольку данная система должна создаваться как независимая, внешняя по отношению к производителю образовательных услуг.

Несмотря на проблемы современного среднего профессионального образования, в будущем оно сохранит свою актуальность. Этому способствуют информатизация образования, введение новых технологий и методов обучения, распространение дистанционной формы обучения, позволяющей получить знания в минимально короткие сроки с наименьшими финансовыми затратами. Самым перспективным направлением развития среднего профессионального образования станет открытие новых колледжей и многопрофильных,

многоуровневых образовательных учреждений других форм, реализующих широкий спектр образовательных программ.

Если говорить уже сегодня о подготовке кадров рабочих профессий (слесарь, токарь и др.), то многим предприятиям они не нужны. Нужны специалисты, которые могут работать не только на станках, но и в обрабатывающих центрах со сложными, разноплановыми функциями. А это уже другой уровень образования, требующий среднего, а порой и высшего образования.

Список литературы

1. Березин И. Интеллектуальный капитал // Эксперт. - 2012. - № 25.

2. Беспалов М. Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений / / Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2013. - № 8.

3. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 9. - С. 17-21.

4. Пупенкова Т. П. Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 5. - URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3049

References

1. Berezin I. Intellektual'nyy kapital [Intellectual Capital], Expert, 2012, No. 25. (In Russ.).

2. Bespalov M. Analiz reformy sistemy obrazovaniya i monitoringa effektivnosti srednikh professional'nykh uchebnykh zavedeniy [Analyzing the Reform of Educational System and Monitoring the Efficiency of Vocational Schools], Nalogovyy vestnik: kommentarii k normativnym dokumentam dlya bukhgalterov [Taxation Bulletin: Comments on Standard Acts for Accountants], 2013, No. 8. (In Russ.).

3. Matvienko V. Obrazovatel'naya politika Rossii na sovremennom etape (tezisy doklada) [Educational Policy of Russia at the Present Stage (report theses)], Alma Mater (Higher School Bulletin), 2010, No. 9, pp. 17-21. (In Russ.).

4. Pupenkova T. P. Sotsial'noe partnerstvo v srednem professional'nom obrazovanii [Social Partnership in Secondary Vocational Education], [E-Resource], Gumanitarnye nauchnye issledo-vaniya [Humanitarian Research], 2013, No. 5. (In Russ.). Available at: http://human.snauka.ru/2013/05/3049

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.