УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
МОДЕЛИ СИСТЕМЫ СПО
ПАСТУХОВА И.П., АНДРЕЕВА В.Н., СОЛОВЬЕВА Т.М.
В статье представлена авторская точка зрения на управление качеством профессионального образования в системе СПО. Авторы статьи определяют качество профессионального образования как критерий эффективности интеграции и внедрения инновационных разработок.
In article the author's point of view on vocational training quality management in vocational training system is presented. Authors of article define quality of vocational training as criterion of efficiency of integration and introduction of innovative workings out.
Творческое отношение к «вызовам» современной жизни, становится приоритетной задачей профессионального образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Модернизация, происходящая в системе образования России, требует развития инновационного потенциала столичного профессионального образования. Создание необходимых условий для такого развития профессиональной образовательной системы является сегодня жизненной необходимостью. Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности, что предполагает соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность ее частей и оценку обществом каждого из структурных элементов системы образования.
Под инновационным потенциалом подразумевается совокупность различных видов образовательных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Основой для формирования такого потенциала может служить Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.».
Инновационное профессиональное образование является основой преобразований общества и экономики, способствует достижению всеобщей социализации и профессионализации, удовлетворению потребностей личности в дифференцированных образовательных услугах, определяя его приоритетность в политике государства и актуализируя проблему инновационного развития профессиональных учебных заведений.
Современные педагогические инновации направлены на поиск оптимального соответствия между сложившимися традициями и новыми веяниями, обусловленными социальными, экономическими, технологическими изменениями в обществе. Начиная с 1990-х годов, с разной степенью успешности в колледжах города ведется экспериментальная работа по самым разным направлениям - обновление содержания, технологий обучения, психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, воспитания и социализации студентов.
Многие коллективы профессиональных образовательных учреждений стали практически «профессиональными» экспериментаторами, и эта модель новаторского поведения позволила им достичь значительных результатов. Именно эти колледжи первыми успешно использовали возможности, предоставленные приоритетным национальным проектом «Образование», и вошли в число лучших профессиональных образовательных учреждений, а их преподаватели - заслужено носят звания лучших педагогов России. Таким образом, было еще раз доказано, что
успешными становятся те колледжи, где сформирован «экспериментальный дух» преподавательского коллектива, иными словами - сформирована модель инновационного поведения.
Но инновации не могут осуществляться ради инноваций. Главная цель таких преобразований - повышение качества подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов и рабочих. Неслучайно в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года качество образования определено как ведущий показатель результативности образовательного учреждения. Соответственно разработка и внедрение системы управления качеством как инновационная составляющая деятельности колледжей является действенным механизмом совершенствования московской системы подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров, а также расширения взаимодействия с работодателями. Можно привести ряд примеров такой работы.
В Московском технологическом колледже и Московском государственном техникуме технологии, экономики и права им. Л.Б. Красина создана единая взаимосвязанная система качества, которая характеризует реальные достижения в обучении и воспитании, актуальность знаний студентов, методику преподавания. Здесь успешно решаются задачи по созданию и внедрению элементов системы управления качеством профессионального образования. Разработана схема основных и вспомогательных бизнес-процессов (фундамент для регламентации деятельности техникума), сформированы подходы к созданию системы внутреннего мониторинга деятельности учреждения профессионального образования, нацеленного на повышение качества подготовки специалистов машиностроительной отрасли. Выявлены организационно-педагогические условия для формирования системы мониторинга деятельности.
Педагогами Строительного колледжа № 12 и Политехнического колледжа № 31 выявлены и обобщены концептуальные основы форм интеграционного взаимодействия образовательного учреждения и социальных партнеров: внесены уточнения в ряд основных принципов управления качеством профессионального образования. Определена триада оценки качества образовательных услуг: приоритет независимой, всесторонней и объективной внешней рыночной оценки потребителями образовательных услуг над внутренней (самооценкой); достоверность, достаточность, доступность и своевременность получения информации производителями и потребителями образовательных услуг; постоянная модернизация методологии оценки на инновационной основе. Как положительный момент можно отметить, что в этих колледжах разработан алгоритм создания системы оценки качества образовательных услуг; выявлены возможности использования успешного зарубежного опыта (опыт работы педагогов Франции, Англии, Нидерландов, Германии). На основании проведенных опросов обучающихся, их родителей и социальных партнеров сформулированы конкретные меры по повышению качества подготовки квалифицированных рабочих кадров для строительного комплекса на основе совершенствования стратегических отношений колледжа и бизнеса.
В этих учебных заведениях начата реализация модели функционирования колледжа как многофункционального программно-отраслевого комплекса непрерывного профессионального образования на основе развития механизмов взаимодействия с работодателями и производителями оборудования. Такая модель позволит совместно с работодателями осуществить проектирование системы средств повышения привлекательности профессий и специальностей, а также пропаганды отдельных профессиональных образовательных программ для различных категорий населения - школьников, абитуриентов колледжей, взрослого населения, мигрантов, военнослужащих, уволенных в запас и других, а также совершенствовать формы взаимодействия колледжа с общеобразовательными школами и учреждениями высшего профессионального образования.
В технологическом колледже № 34 выделены и частично апробированы инновационные формы организации обучения студентов в условиях «Ресурсного центра колледжа» для сферы услуг и сервиса: Учебного центра парикмахерского искусства; Учебной лаборатории «Мини-гостиница»; Учебной лаборатории «Студенческое туристическое бюро»; Учебной лаборатории «Введение в технологию». Разработаны первые варианты «Модели Ресурсного центра колледжа по подготовке кадров для сферы услуг и сервиса» и «Модели повышения качества профессиональной подготовки кадров для сферы услуг и сервиса в условиях Ресурсного центра колледжа». Эта форма организации обучения учитывает возможности колледжа по оказанию услуг населению в условиях перехода в статус бюджетного учреждения.
В Технологическом колледже № 49 разработана технология дифференцированного преподавания общеобразовательных дисциплин (ООД) с учетом ориентации учебного материала по профессиям НПО. Это позволит устранить противоречие между универсальным содержанием ООД и необходимостью направленности преподавания этих дисциплин с учетом профессиональной подготовки обучающихся в колледже.
Большое внимание уделяется повышению качества воспитательной работы в колледже Метростроя № 53 имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова. Здесь разрабатывают инновационные формы студенческого соуправления образовательным процессом как средства повышения качества профессионального образования, а также организована системная работа по совершенствованию механизмов студенческого соуправления на уровне учебной группы, отделений НПО и СПО, колледжа в целом.
В целях обеспечения качества профессиональной подготовки коллектив Электромеханического колледжа № 55 определил требования к знаниям и умениям выпускников по специальности «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» и разработал внутренний образовательный стандарт. Важно, что в этом колледже созданы алгоритмы и математические модели расчетов уровней параметров качества обучения и интегрального уровня качества обучения по названной специальности. Разработано программное обеспечение для выполнения на ЭВМ расчетов интегрального уровня качества обучения специалистов и уровней параметров качества обучения, а также уровней компетенций выпускников колледжа. На основании мониторинга деятельности колледжа выработана структура Центра инновационных проектов и исследований; выделен Ресурсный центр и рабочая группа по анализу перехода колледжа на новые формы деятельности в соответствии с законодательством РФ. Для эффективного развития информационного обеспечения образовательной деятельности в составе библиотеки колледжа создан Фонд «Библиофил Электромеханического колледжа».
В библиотечном колледже № 58 разработана инновационная модель инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проведен мониторинг уровня осведомленности и отношения к инклюзивному образованию участников образовательного процесса; разработана программа по формированию эмпатии и толерантности в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); организована переподготовка педагогов для работы в системе инклюзивного образования; разработаны индивидуальные программы сопровождения студентов; создано методическое обеспечение инклюзивного профессионального обучения лиц с ОВЗ по специальности «Библиотековедение».
В Московском техникуме космического машиностроения инновации реализуются через создание четырехэтапной модели управления качеством подготовки специалистов для высокотехнологичного производства. В техникуме разработана методика определения критического уровня сформированности общих компетенций и учебных навыков, необходимых для овладения стандартом СПО, система контрольно-измерительных материалов для мониторинга качест-
ва образования, а также авторские программы, учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации.
В педагогическом колледже № 13 им. С.Я. Маршака и в Московском колледже мебельной промышленности разработана схема подготовки студентов в области предпринимательства на основе инновационных форм экономического образования. Выявлена возможность формирования моделей профессиональной деятельности предпринимателей и соответствующей модели их поведения, построенных на базе современной картины видения мира. В коллективе трудятся над разработкой модульной программы формирования этических норм предпринимателя, конкретизировано содержание понятия «профессиональная компетентность студента». Выявлены и охарактеризованы условия формирования ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа, способствующих образованию ценностных ориентиров поведения.
Таким образом, отличительной особенностью инновационных преобразований в колледжах города Москвы является качество профессионального образования. Безусловно, это позволяет интегрировать образовательные учреждения в поиске инновационных моделей управления качеством профессионального образования, а также устранить дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, их материально-техническую и учебно-лабораторную базу.
Однако говорить о системных изменениях пока трудно. Деятельность по внедрению инновационных систем управления качеством профессионального образования в большинстве образовательных учреждений существенно отстает от масштабов и динамики необходимых нововведений. В значительной мере это связано с тем, что у нас пока не созданы соответствующие организационноправовые, научно-методические, кадровые, экономические условия инновационного развития профессиональных образовательных учреждений. Кроме того, уязвимым местом остается слабость горизонтальных связей между инновационными образовательными учреждениями. В ликвидации этого недостатка необходимо искать разные способы разрешения: через создание на базе ОУ творческих лабораторий, организацию взаимодействия между учреждениями образования для разработки общей темы и т.д.
Механизмы управления качеством образования и модель управления качеством образования находятся в стадии формирования и становления, что, несомненно, требует дальнейшего уточнения их параметров. Тем не менее, имеющийся у колледжей опыт в этом направлении уже сегодня позволяет утверждать, что формирование и институализация данной модели способны перевести профессиональное образование города Москвы в режим инновационного развития.
Центр качества профессионального образования (ГУ ЦКПО) активно сотрудничает с колледжами в этом направлении.
Для активизации их деятельности по внедрению типовой модели управления качеством проведена серия практико-ориентированных семинаров «Формирование системы качества профессионального образования в колледжах города Москвы», где прошли подготовку более 30 сотрудников учреждений среднего профессионального образования. Осуществляется методическая и консультационная помощь по моделированию процессов системы качества в образовательном учреждении в 10 колледжах города Москвы. Эта работа продолжится и в следующем учебном году.
Также была проведена межрегиональная научно-практическая интернет-конференция «Система оценки качества начального и среднего профессионального образования: актуальные задачи и проблемы внедрения», в которой приняли участие представители образовательных учреждений СПО из 18 регионов 7 федеральных округов РФ.
На наш взгляд, сегодня московскому профессиональному образованию необходимо решить следующие задачи:
- внедрение системы управления качеством профессионального образования как системы инновационного развития, обеспечивающей высокую компетенцию выпускников колледжей и конкурентоспособность образовательных учреждений среднего профессионального образования;
- внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, потребностями как общества, так и отдельных граждан, с учетом преемственности уровней образования и совершенствования инновационных образовательных технологий;
- формирование инновационного поведения, которое требует обновления содержания и технологий на всех уровнях профессионального образования, создания возможностей для реализации гибких индивидуальных образовательных программ и новых организационнофинансовых механизмов, включая изменения сетей учреждений;
- повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы профессионального образования города Москвы;
- создание автономных учреждений, самостоятельно реализующих задачи, стоящие перед инновационным образованием;
- обновление образовательных стандартов, в том числе введение уровня «прикладного» (технического) бакалавриата;
- создание сети центров сертификации квалификаций, которые приведут к совершенствованию образовательными учреждениями качества образовательных программ;
- формирование доступных конкурентоспособных электронных образовательных ресурсов для всех уровней образования;
- развитие системы бюджетных финансовых сертификатов на услуги дополнительного образования. Инновационные цели образовательной деятельности должны быть обращены не только на достижение сиюминутных результатов, но и определяться будущими потребностями обучающихся в знаниях, учитывать уровень достижений педагогической и отраслевых наук, потребности развивающегося производства и экономики, социальной сферы общества. Следовательно, нужно активно интегрировать и внедрять инновационные разработки, адекватные современному уровню развития общества. Критерием успешности такого внедрения может быть только повышение качества профессионального образования. И этот процесс должен быть управляемым. В идеале система образования должна стать одним из важнейших факторов социального прогресса и духовного обновления мира человека, а образованность - одним из реальных национальных достояний наших граждан.
Библиографический список:
1. Давыдов А. Инновационный потенциал России. // Наша власть: дела и лица. 2010. № 5
2. Инновационные процессы в образовании: теория и практика. Сборник научных трудов. Научные редакторы Т.Г. Новикова и Е.Е. Федотова. - М.: АПК и ПРО, 2001
3. Тодосийчук А. В. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании. // Конкурс, 2007. №1.
4. Чеченов Х.Д. Наука должна работать. // Наша власть: дела и лица. 2010. № 3 Ключевые слова: управление качеством, инновационная модель, инновационный потенциал, качество образования, инновационные цели.
Keywords: quality management, innovative model, innovative potential, quality of formation, the innovative purposes.