ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРШУНОВ А.П.
В статье рассмотрены проблемы и условия организации системы контроля качества в учреждениях среднего профессионального образования с учетом международного опыта.
In article problems and conditions of the organization of the monitoring system of quality in establishments of average vocational training taking into account the international experience are considered.
Большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, на сегодняшний день выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы образовательных учреждений и системы образования в целом.
Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что, в свою очередь, защищает от некачественной продукции.
Начатые в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г работы по созданию независимой оценки качества образования, такие как введение Единого государственного экзамена, мониторинг широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержанию общего образования и т.п., фактически впервые стали предоставлять информацию о реальном положении дел в системе общего образования. В системе профессионального образования на сегодняшний день аналогичные работы не носят массового характера, место имеют отдельные исследования качества.
На уровне государственного регулирования в Российской Федерации существуют определенные требования к качеству как к результату, так и процессу подготовки специалистов среднего звена. Эти требования оформлены в виде ФГОС и других нормативных документов. Тем не менее, основное влияние на уровень качества подготовки специалистов оказывают не столько государственные нормативы, сколько условия реализации этих требований в конкретной образовательной системе. Причем качество образования не является статичной величиной - оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений. Не вызывает сомнения, что такие факторы как текучка кадров, нехватка средств на пополнение библиотечных фондов и т.п. снижают качество образования, а систематическое повышение квалификации преподавателей, оснащение лабораторий современным оборудованием и т.п. - повышают. Однако даже такие очевидные факторы могут по-разному влиять на качество образования в зависимости от множества других условий. Поэтому маловероятно, что может иметь место единая модель системы контроля качества образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.
Современный этап модернизации российского профессионального образования характеризуется следующими тесно взаимосвязанными между собой процессами [1, 2]:
- созданием и внедрением внутриколледжных систем управления качеством образования в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ^ 900:2000;
- переходом к комплексной оценке деятельности учреждения профессионального образования, включая получение сертификата качества образовательных услуг ^, наличия эффектив-
Профессиональное образование. Столица | № 03 2011
1
ных внутриколледжных систем управления качеством образования;
- усилением конкуренции в профессиональном образовании;
- необходимостью гармонизации российского профессионального образования с другими системами образования в рамках Копенгагенского соглашения в целях привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода в международное образовательное пространство;
- повышением качества результатов образовательной деятельности, которое определяется качеством сформированных компетенций у выпускников СПО, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности.
В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». Оценка качества образования включает в себя массу компонентов и требует решения многих проблем: законодательных, методических, организационных, управленческих и других. Качество образования не может быть определено в абсолютных терминах. Оно связано с объектом оценки образования как объекта управления. Что мы можем контролировать в системе качества образования?
Таблица 1. Индикаторы контроля качества
Объект оценки Критерии оценки
Учебный план и организация его реализации в рамках образовательного учреждения - соответствие профиля учреждения СПО требованиям работодателей, социальных партнеров; - представленность в учебном плане полного перечня дисциплин, отвечающих запросам работодателей; - логическая последовательность включения дисциплин в учебный план; - взаимосвязь теории и практики в учебном плане; - организация учебного и производственного процесса (учебное расписание); - организация прохождения производственной практики на базе работодателей.
Дисциплины, включенные в учебный план - соответствие содержания дисциплин ФГОС, запросам работодателей и современному положению на рынке труда; - распределение часов по видам нагрузки; - наличие учебно-методических рекомендаций и разработок; - наличие учебных и методических материалов; - качественный уровень преподавания дисциплин; - объективная оценка знаний.
Образовательное пространство - наличие достаточных для образовательного процесса информационных ресурсов (Интернет, локальные сети, использование библиотечных фондов); - востребованность имеющихся информационных ресурсов в образовательном процессе через сайт колледжа; - наличие дистанционных методов обучения; - эффективность использования технических средств, в том числе компьютеров, интерактивных досок, плазменных панелей, а также макетов, моделей и тренажеров в образовательном процессе;
Личностное развитие студентов - развитие мотивации в обучении; - социализация, адаптация и профессионализация; - развитие творческих способностей.
Квалификация преподавателей - наличие высококвалифицированных кадров в колледже; - повышение профессиональной квалификации, производственная стажировка, переподготовка, получение второй специальности.
Кроме того, систему контроля качества подготовки специалиста необходимо рассматривать в единстве двух позиций: внутреннего и внешнего контроля качества профессиональной подготовки.
Выделим проблемы, которые можно решить непосредственно в колледже, а именно в системе внутриколледжного контроля:
- самостоятельная работа с литературными источниками, конспектирование;
- оценка выпускниками колледжа образовательных программ (анкетирование);
- учет мнения родителей обучающихся о деятельности колледжа (внутренний мониторинг качества);
- оценка педагогами деятельности колледжа (внутренний мониторинг качества);
- оценка деятельности колледжа по подразделениям (самообследование).
Внешний контроль качества профессиональной подготовки в колледже должен осуществляться, исходя из потребностей общества как заказчика и одновременно поставщика обучающихся, рынка труда, являющегося потребителем выпускников колледжа, работодателей, определяющих требования к квалификации выпускаемых специалистов в учебном заведении СПО.
На основании этих реальных потребностей определяется рейтинг конкретного учреждения среднего профессионального образования.
В целях выявления соответствия требований потребителя к качеству профессионального обучения в колледже следует разработать рейтинговую оценку требований потребителя, позволяющую инструментально их оценивать; инновационную модель поэтапного контроля качества профессионального образования, включающую набор контрольно-измерительных материалов.
Для реализации такой инновационной модели в учреждении СПО необходимо комплексно проанализировать все сферы деятельности колледжа с учетом оценки требований работодателей, учитывая изменения, происходящие в общественной жизни страны и на рынке труда, а именно:
1. расширить профессиональную деятельность, внедряя в процесс обучения дополнительные профессиональные образовательные программы, учитывающие влияние общества на развитие личности, осуществляя постоянную взаимосвязь:
2. ориентировать систему контроля качества образования на улучшение материальнотехнической базы учреждения СПО, на повышение профессионализма педагогического коллектива, на внедрение в учебный процесс информационных и других инновационных технологий.
Действующая система контроля качества образования на основе формирования профессиональных компетенций у обучающихся значительно шире типового внутриколледжного контроля, который характерен для традиционного профессионального образования.
Таблица 2. Сравнительный анализ объектов внутриколеджного контроля
Характеристика профессиональных образовательных программ Профессиональное образование, основанное практико-ориентированном подходе Традиционное профессиональное образование
Образовательные стандарты Ориентированность на потребности рынка труда Дисциплины и количество часов устанавливается без учета потребности рынка труда
Учебная программа Гибкая, модульная система Целостная классическая консервативная программа по специальностям
Методы обучения Активные методы обучения, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной практической деятельности под руководством преподавателя Репродуктивные методы обучения
Продолжительность обучения Гибкий подход, основанный на конкретной потребности обучающегося с учетом системы зачетных единиц Строго установленная продолжительность обучения
Реализация обучения Разнообразие баз для проведения В основном на базе учеб-
практики
ного заведения
Возникает вопрос определения параметров проведения экспертизы качества образования на уровне проверки сформированных компетенций у выпускников колледжа. Определение инструмента, объекта и результата экспертизы можно обобщить в следующем виде:
Таблица 3. Экспертиза качества образования
Инструменты экспертизы Объект экспертизы Результаты экспертизы
Для определения результатов освоения программы на уровне компетенций можно использовать: - тесты компетенций выпускников; - анализ результатов итоговой аттестации; - опросы работодателей; - собеседования; - посещение занятий и аттестационных мероприятий; - оценка востребованности выпускников на рынке труда; - оценка степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг; - сравнительный анализ - учебных достижений студентов данного ОУ с достижениями студентов других ОУ (бенчмаркинг) Качество образования, реализуемого по Основным общеобразовательным программам на стандартной основе. Программа должна содержать четкие и сопоставимые параметры описания компетенций выпускников, формируемых в результате освоения Основных общеобразовательных программ (далее ОПП). В этом случае качество образования понимается как степень соответствия результатов освоения ОПП, т.е. компетенций, которыми реально обладают выпускники, ее заявленным целям, т.е. компетенциям, которые предполагается сформировать. Результаты экспертизы качества образования, реализуемого по Основным образовательным программам используются для аккредитации ОУ, а также для со-вершенствова-ния подготовки специалистов данного ОУ.
Чтобы провести всестороннюю экспертизу качества образования в колледже, необходимо внедрить систему менеджмента качества (далее СМК), которая будет являться гарантом качества предоставляемых образовательных услуг. СМК в учебном заведении должна отслеживать и анализировать индикаторы того, насколько правильно организован учебный процесс в учебном заведении; насколько актуальны и действенны созданные в нем системы управления; насколько профессиональны кадры, вовлеченные в управление; насколько организационная система способствует внедрению инноваций.
Необходимость создания эффективной внутренней системы управления качеством назрела давно. Однако не была определена четкая процедура СМК, а именно: на каких именно стандартах она должна базироваться, на основании каких критериев оценивать менеджмент качества образовательной деятельности. Сегодня, несомненно, повысился интерес учреждений СПО к стандартизации ISO (ISO 9000 и ISO 9001) [3]. Возникает вопрос: почему выбор большинства учебных заведений СПО пал именно на ISO? В первую очередь потому, что ISO (International Organization for Standardization) - разработал наиболее распространенную на сегодняшний день систему стандартизации. ISO существует уже много десятилетий, имеет статус неправительственной общественной организации и высоко зарекомендовала себя. В настоящее время система ISO заняла лидирующие позиции в процессе распространения стандартизации и сертификации в сфере образования, так как, во-первых, является одной из наиболее авторитетных систем, во-вторых, в определенной степени противопоставляется государственной аккредитационной системе. Всесторонняя оценка качества образования в учреждении СПО позволяет руководству принимать своевременные упреждающие решения по изменению характера процесса подготовки выпускников для предупреждения появления конечного результата низкого качества. Соответствие требованиям стандарта ISO 9001
- это тот минимальный уровень качества, который дает колледжу возможность вхождения на соответствующие рынки, а полученный сертификат ISO 9001 является внешним независимым подтверждением качества образованиям требованиям Стандарта. Стандарты ISO не затрагивают ни структуру, ни содержание образовательных программ учебной и научно-методической работы, ни образовательные методики и технологии, используемые в учебном процессе, а лишь упорядочивают процессы образовательной деятельности учебного заведения системы СПО. В будущем в кол-
леджах появятся подразделения, занимающиеся внутренним аудитом именно качества образования, сотрудники которого будут иметь сертификаты экспертов-аудиторов.
В заключение хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.
1. Необходимо совершенствовать существующую процедуру аттестации и аккредитации образовательных учреждений, так как сегодня значительно возросли требования к выпускникам колледжей со стороны работодателей. Эффективнее было проводить процедуру аттестации и аккредитации колледжа в одни и те же сроки по единой разработанной методике, исходя из современных требований к качеству образовательного процесса, расширять практику общественной аккредитации по соответствующей методике.
2. В условиях реализации ФГОС нового поколения необходимо тесное взаимодействие образовательных учреждений СПО с работодателями, отраслевыми ассоциациями, объединениями предприятий и организаций.
3. Чтобы обеспечить контроль качества подготовки выпускников, необходимо в самое ближайшее время разработать перечень конкретных требований к компетенциям выпускников для согласования диагностических процедур.
4. Обратить внимание на разработку единых подходов к реализации Программ развития колледжей для определения приоритетных направлений.
Библиографический список:
1. Кунькова Н.Г. Моделирование системы управления современным колледжем // «Научные исследования в образовании» приложение к журналу профессиональное образование. Столица - №02, 2010 г.
2. Леонтьева Т.И., Ноздрачева Т.М., Добровольская Т.А. К вопросу оценки качества профессионального образования // «Научные исследования в образовании» приложение к журналу профессиональное образование. Столица - №04, 2010 г.
3. Пастухова И.П., Андреева В.Н., Соловьева Т.М. Управление качеством профессионального образования как путь развития инновационной модели системы СПО // «Научные исследования в образовании» приложение к журналу профессиональное образование. Столица -№08, 2010 г.
Ключевые слова: система контроля качества, Федеральные государственные образовательные стандарты, индикаторы контроля качества, экспертиза качества.
Keywords: the quality monitoring system, Federal state educational standards, quality assurance indicators, quality examination.
ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ