Научная статья на тему 'Мониторинг как информационная основа принятия управленческих решений'

Мониторинг как информационная основа принятия управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / AUTOMATED SYSTEM MONITORING / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / QUALITY EDUCATIONAL PROCESS / АУДИТ / AUDIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов С. Л.

Мониторинг в системе образования это сбор, обработка, хранение и распространение информации об образовательной системе, позволяющие судить о состоянии объекта в любой момент времени и обеспечивающие его развитие. В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением в образовательный процесс ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУрГТК автоматизированной системы мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MONITORING AS AN INFORMATIONAL BASIS OF MAKING MANAGEMENT DECI SIONS

Monitoring of the education system is the collection, processing, storage and dissemination of information about the educational system, allowing to judge the state of the object at any given time and to ensure its development. This article discusses issues related to the implementation of automated monitoring system of the educational process in YuUrGTK.

Текст научной работы на тему «Мониторинг как информационная основа принятия управленческих решений»

- разработать систему мотивации, в которой комплексно применять материальные и моральные средства мотивации;

- регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы.

Библиографический список

В настоящее время завершается исследование мотивации труда педагогических работников филиала Аргаяшского аграрного техникума в с. Долгодеревенском, результаты которого будут рассмотрены в последующих публикациях.

1. Журавлев, П. В. Технология управления персоналом : настольная книга менеджера [Текст] / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. — М. : Экзамен, 2011.

2. Капустин, А. Мотивация менеджмента — залог стабильности компании [Текст] / А. Капустин // ЖУК. — 2009. — № 6. — 235 с.

3. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В. Р. Веснин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Проспект, 2011.

4. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г. : действующая ред. от 31 дек. 2014 г.] // КонсультантПлюс.

5. Захаревич, В. Г. Оценка качества работы преподавателей вуза [Текст] / В. Г. Захаревич, В. А. Обуховец // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 12-15.

6. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2009.

7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2009. — 345 с.

8. Базаров, Т. Ю. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия [Текст] / Т. Ю. Базаров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009.

9. Самоукина, Н. В. Стимулирование персонала как проблема [Текст] / Н. В. Самоукина // Управление персоналом. — 2009. — № 7. — С. 14.

УДК 377 С. Л. Родионов, зам. директора по УВР

Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

МОНИТОРИНГ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Мониторинг в системе образования — это сбор, обработка, хранение и распространение информации об образовательной системе, позволяющие судить о состоянии объекта в любой момент времени и обеспечивающие его развитие. В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением в образовательный процесс ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУрГТК автоматизированной системы мониторинга.

Ключевые слова: автоматизированная система мониторинга, управление, информация, качество, образовательный процесс, аудит.

В условиях реализации ФГОС деятельность профессиональной образовательной организации должна быть ориентирована на создание оптимальных условий для формирования профессиональных компетенций студентов, развитие их личностных качеств, профессиональных потребностей и возможностей. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности во

многом зависят от качества образовательного процесса. Качество образовательного процесса во многом определяет и степень доверия к учебному заведению со стороны работодателей, абитуриентов и их родителей.

Достижение качества образовательного процесса, на наш взгляд, может быть обеспечено за счет отслеживания динамики профессионального развития обучаемых и своевременного

внесения корректив в процесс профессионального образования в случае обнаружения отклонений от нормы в показателях качества.

Оснащение колледжа современными техническими средствами и, как следствие, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, неудовлетворенность руководства качеством информации об уровне обученности студентов и внутренних процессах, связанных с реализацией профессиональных функций в сфере управления, желание педагогических работников и управленческого персонала перейти на более высокий уровень обработки и хранения учебной информации привело коллектив колледжа к мысли о создании автоматизированной системы мониторинга образовательного процесса, которая позволила бы осуществлять системный контроль и всесторонний анализ образовательной деятельности колледжа [1-5].

Понятие мониторинга (от лат. monitor — «напоминающий», «надзирающий») означает планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса.

В Южно-Уральском государственном техническом колледже (ранее — Челябинский монтажный колледж) автоматизированная система мониторинга (АСМ) действует с 2002 г Созданное единое информационное пространство не только позволяет осуществлять мониторинг успеваемости и посещаемости студентов, но и дает возможность оперативной работы в системе всем сотрудникам административного звена. После внедрения АСМ в образовательный процесс колледжу удалось добиться реальных результатов в области контроля качества предоставляемых образовательных услуг

Развитие информационной среды колледжа естественным образом повлияло на принятие в 2005 г. решения о создании отдела качества и контроля, который разработал и внедрил в образовательный процесс систему менеджмента качества.

В 2006 г система менеджмента качества была сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [6].

В этом же году колледжем был получен сертификат, удостоверяющий соответствие системы менеджмента качества образовательной деятельности ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЮжноУральский государственный технический колледж» по основным образовательным программам СПО требованиям ГОСТ Р ИСО 90012008.

Внедрение АСМ является инновационным подходом к решению проблем повышения ка-

чества образовательного процесса. В свою очередь, автоматизированный мониторинг является основным инструментом в системе менеджмента качества.

Следует отметить, что в настоящее время в колледже обучается 108 групп студентов на дневном отделении и 34 группы — на заочном. Это более 3,5 тыс. студентов и 173 преподавателя. При таких масштабах качественное оперативное управление возможно только с помощью АСМ, обладающей значительным объемом памяти и быстродействием.

Как известно, мониторинг в системе образования — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и обеспечивающая его развитие.

Основными составляющими мониторинга являются: наблюдение, измерение, оценка, прогноз.

Главная цель мониторинга заключается в получении объективной информации для принятия управленческих решений путем выявления факторов, способствующих или препятствующих функционированию и развитию объекта изучения.

В связи с широким внедрением в процесс управления системы менеджмента качества (СМК) по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 роль мониторинга как средства информационного обслуживания резко возрастает. Сегодня мониторинг применяется на различных уровнях управления и профессиональных направлениях. При этом следует отметить, что базовой системы мониторинга качества образования не существует, поэтому используется довольно широкий спектр моделей мониторинга (табл. 1).

Основные функции мониторинга:

- аналитическая, предполагает на основе постоянного отслеживания и наблюдения за состоянием объекта мониторинга осуществлять анализ его состояния, включающий измерение и сопоставление реальных результатов с заданными целями, стандартами, эталонами и нормами;

- диагностическая, позволяет получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга;

- прогностическая, заключается в обоснованных предположениях о возможных изменениях состояния объекта;

- организационно-управленческая, предполагает контроль за состоянием объекта мониторинга

Таблица 1

Классификация видов мониторинга

По профессиональному По системе управления Педагогический

направлению

Педагогический Федеральный Информационный

Социологический Региональный Фоновый

Психологиче ский Районный Проблемный

Медицинский Локальный Управленческий

Экономический

Демографический

и подготовку рекомендаций для принятия коррек-ционно-упреждающих управленческих решений.

Основные требования к запуску механизма мониторинга.

1) обозначение области приложения мониторинга;

2) существование конкретной проблемной ситуации;

3) использование системного подхода;

4) наличие базы сравнения для анализа;

5) присутствие фактора времени.

Возможности мониторинга.

- автоматическая процедура обработки и систематизации результатов качества обучения по всем ключевым показателям (студент, преподаватель, дисциплина, группа, специальность, отделение, колледж);

- систематический и последовательный сбор информации о качестве обученности с целью принятия последующих управленческих действий по его улучшению и прогнозу развития;

- высокая степень уровня информированности (посредством Интернета) о результатах качества всех субъектов его производства.

В Южно-Уральском государственном техническом колледже мониторинг является одним из главных инструментов совершенствования учебного процесса. Аналитические данные мониторинга являются основой для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в направлении улучшения качества обучения, повышения квалификации педагогических работников и определения перспективных направлений развития колледжа в целом.

Результаты, полученные в ходе мониторинга, признаются положительными, если в целом по колледжу наблюдается положительная динамика показателей качества и по всем ведущим направлениям образовательной деятельности отсутствует отрицательная динамика.

АСМ дает возможность оперативно, наглядно, с высокой степенью объективности получать:

- данные об абсолютной и качественной успеваемости за месяц, семестр, учебный год;

- сравнительные данные об абсолютной и качественной успеваемости учебных групп, специальностей, отделений, колледжа в целом по учебным годам;

- данные об абсолютной и качественной успеваемости, а также ее среднем балле по каждому студенту, конкретному блоку учебного плана, учебной группе, специальности, отделению и колледжу в целом;

- сведения о количестве пропусков, допущенных по уважительным и неуважительным причинам конкретным студентом, студентами цикла дисциплин, специальности, отделения, колледжа;

- сведения о рейтинге конкретного студента в учебной группе;

- сведения о личном показателе успешности преподавания педагога;

- данные для отчетов на любом статичном ресурсе, включая веб-серверы в Интернете;

- сведения о мотивации к учебе студентов и качестве труда преподавателей, классных руководителей.

Кроме того, АСМ предоставляет возможность получения дополнительной оперативной информации о количестве студентов, которые учатся на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»,с одной тройкой, с одной четверкой, с одной пятеркой и т. д., за любой период обучения. Система также позволяет определить, какие дисциплины студенты усваивают лучше, а какие хуже, кто из преподавателей читает данные дисциплины и многое другое.

Следует отметить, что перечень и содержание получаемой информации напрямую зависит от квалификации персонала, выполняющего аналитическую деятельность по обработке данных мониторинга.

Таким образом, можно констатировать, что АСМ качества обучения дает оперативную

информацию о результатах труда конкретного преподавателя и педагогического коллектива в целом, позволяет осуществлять систематический контроль за состоянием и улучшением образовательного процесса колледжа, прогнозировать его развитие. Результаты мониторинга всегда можно найти на информационном сайте колледжа.

АСМ процесса обучения в ЮУрГТК является педагогической интерпретацией информации о деятельности преподавателей и студентов. Исходя из этого можно определить ее структуру.

1. Источники информации. Так как объектами мониторинга являются студенты и преподаватели, принимающие участие в обучении студентов и оценке их образовательных достижений, то именно они и являются основными источниками информации.

На определенном этапе мониторинга полученная информация об отдельных студентах и педагогах обобщается, после чего источниками информации становятся учебная группа, предметно-цикловая комиссия, отделение и кол -ледж в целом.

2. Обработка информации. Информация собирается и обрабатывается по каждому уроку, семестру, учебной группе, предметно-цикловой комиссии, отделению, колледжу в целом с учетом специфики и возможности обобщения и анализа.

3. Распространение информации. Получателями информации являются работники всех уровней управления учебным процессом: преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии, заведующий отделением, руководители структурных подразделений, заместители директора, директор. При этом для каждого из них определен свой уровень доступа к информации, который определяется исходя из должностных обязанностей.

Бесспорно, руководители понимают значимость для осуществления качественного управления такого инструмента, как автоматизированный мониторинг, но практика показывает, что еще есть управленцы, предпочитающие работать по-старому. Как следствие, внедрение автоматизированного мониторинга влечет за собой необходимость разработки следующих локальных документов:

- положения о структурных подразделениях;

- должностные инструкции руководителей всех рангов;

- положения о записях в учебном журнале.

Эти документы не только позволяют исключить дублирование функций, но и определяют

меру ответственности руководителей и преподавателей.

Кроме того, автоматизированный мониторинг как информационная база позволяет получить объективную информацию о деятельности педагогического работника и управленца при их подготовке к процедуре аттестации.

В ЮУрГТК на протяжении многих лет действует система внутриколледжного контроля. Внутриколледжный контроль предусматривает контроль качества обученности студентов, который осуществляется в форме тестирования с применением компьютерных технологий, поэтому мы его называем независимым тестовым контролем, или внутриколледжным аудитом. Данные аудита служат основой для сравнительного анализа полученных результатов с результатами мониторинга и принятия решений о корректирующих действиях.

В АСМ хранятся данные различных видов контроля: входного, текущего, промежуточного и рубежного.

Входной контроль позволяет определить уровень доколледжной подготовки студентов, эффективность работы подготовительных курсов колледжа, готовность студента к принятию новой информации на последующих этапах обучения.

Входной контроль проводится в форме тестирования на компьютере или бумажном носителе с использованием единых тестовых заданий по дисциплине.

Тестовые задания разрабатываются преподавателем или группой преподавателей.

Количество тестовых заданий для входного контроля определяется на заседании предметно-цикловой комиссии и фиксируется в протоколе.

Тестовые задания по русскому языку и математике разрабатываются равнозначными по трудоемкости тестовым заданиям, используемым на вступительных испытаниях.

Входной контроль проводится преподавателем, читающим дисциплину в сроки, утвержденные на заседании предметно-цикловой комиссии, но не позднее 15 сентября.

Промежуточный контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком учебного процесса группы определенной специальности в форме экзаменов в период экзаменационной сессии и в форме зачетов, по утвержденному расписанию, за счет часов, отведенных на изучение дисциплины (МДК).

Промежуточный контроль может быть проведен методом тестирования (с помощью тестовых заданий трех уровней сложности, которые

разрабатываются преподавателями или группой преподавателей) или по комплексным экзаменационным заданиям.

Форма проведения экзамена определяется по каждой дисциплине в соответствии с Положением «Об организации и проведении промежуточной аттестации в ЮУрГТК» и утверждается на предметно-цикловой комиссии.

Независимый тестовый контроль осуществляется по всем видам контроля председателем предметно-цикловой комиссии в соответствии с графиком внутриколледжного аудита качества обучения студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тестовые задания независимого тестового контроля должны соответствовать по трудоемкости оценочным средствам для проведения всех видов контроля, предусмотренных основными профессиональными образовательными программами.

Процедура проведения независимого тестового контроля описана в Положении «О проведении независимого тестового контроля знаний студентов ЮУрГТК».

В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности руководитель образовательной организации любого уровня получает уникальную возможность отследить динамику образовательных достижений студентов (за месяц, семестр, год), сравнить результаты обучения по циклам дисциплин и специальностям, оценить результативность деятельности конкретного преподавателя, отследить динамику успеваемости конкретного студента (за месяц, семестр, год, весь срок обучения), выявить критические точки, вскрыть причины несоответствия, разработать и внедрить корректирующие мероприятия.

Реальное повышение качества обучения достигается посредством реализации следующих управленческих действий.

- совершенствование организации и планирования учебного процесса на всех уровнях;

- организация самоконтроля качества обучения на всех уровнях — от преподавателей до руководителей подразделений;

- усиление мотивации к обучению у студентов;

- психолого-педагогическое сопровождение студента;

- индивидуальная и коллективная методическая работа преподавателей, направленная на совершенствование качества обучения;

- совершенствование учебно-методического комплекса и материально-технической базы;

- дальнейшее повышение квалификации преподавателей.

Информация определяет характер прямых и обратных связей между подразделениями и определяет целесообразность принятия того или иного управленческого решения. АСМ позволяет совершать адресные действия с целью повышения качества подготовки специалистов.

Вопросами управления учебным процессом занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе колледжа. Он обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса с целью регулирования и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Заместитель директора — это менеджер, который умеет добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и осознанную мотивацию своих сотрудников.

Управление — это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов, делегирование полномочий, совместное решение важнейших проблем. Такое управление возможно только на основе автоматизированного мониторинга.

Последовательность организационной деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, осуществляемой с учетом информации автоматизированной системы мониторинга и оптимально совмещающей информационные и управленческие аспекты, такова.

1) составление каталогов источников и потребителей информации;

2) создание банка данных;

3) организация внутриколледжных информационных потоков и коммуникативных каналов для получения информации;

4) обучение персонала;

5) анализ и предоставление результатов анализа в педагогической интерпретации;

6) выявление несоответствий;

7) разработка корректирующих действий;

8) внедрение корректирующих действий и проверка их результативности;

9) составление прогноза.

Своевременно предпринятые на основании данных автоматизированного мониторинга управленческие действия способствуют непрерывному повышению качества обучения студентов, развитию профессиональной компетенции педагогических работников, выявлению проблемных аспектов в деятельности колледжа. Данные мониторинга учитываются при составлении программы развития.

Библиографический список

1. Анисимов, П. Ф. Управление качеством среднего профессионального образования [Текст] : монография / П. Ф. Анисимов, В. Е. Сосонко. — Казань : Ин-т ср. проф. образования РАО, 2001. — 256 с.

2. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. — М. : Пед. общ-во России, 1999. — 96 с.

3. Толстобров, А. П. Автоматизированная информационно-аналитическая система управления учебным процессом и мониторинга успеваемости [Текст] / А. П. Толстобров,

B. В. Фертиков // Система управления качеством высшего образования : материалы III Ме-ждунар. науч.-метод. конф. (3-4 июня 2003 г.). — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2003. —

C.242-246.

4. Тубер, И. И. Концепция управления качеством подготовки специалистов в Челябинском монтажном колледже [Текст] / И. И. Тубер // Система управления качеством образования в учебном заведении — важнейшее условие повышения уровня подготовки специалистов (опыт работы Челябинского монтажного колледжа) : сб. трудов. — Челябинск : Науч.-метод. центр Челябинского монтажного колледжа, 2003. — С. 3-6.

5. Тубер, И. И. Роль современных информационных технологий в управлении качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионально образования [Текст] / И. И. Тубер // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. — Вып. 5. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. — С. 120-125.

6. ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества : практическое руководство для специалистов по качеству [Текст]. — СПб : Изд-во «Форум Медиа», 2006.

УДК 65.0/377 Е. А. Степанова, зам. директора по УПР

Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЮУРГТК

Одним из приоритетных направлений в решении задач модернизации российской системы образования, повышения ее качества и конкурентоспособности является формирование современных систем менеджмента качества на основе МС ИСО серии 9000. В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией системы менеджмента качества в ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУрГТК.

Ключевые слова: система менеджмента качества, качество образования, модель конкурса, самооценка, внутриколледжный аудит.

Подготовка рабочих кадров и специалистов для нужд российской экономики традиционно являлась основной задачей системы профессионального образования. С изменением рынка труда, появлением новых отраслей, производственных технологий изменились требования к результатам профессионального обучения и квалификации выпускников. На современном этапе развития экономики система профессионального образования должна быть открыта для оценки эффективности ее работы, и работодатели долж-

ны быть уверены в качестве профессиональной подготовки ее выпускников. Ведь именно работодатель в настоящее время является основным заказчиком и оценщиком качества образования.

Одним из приоритетных направлений в решении задач модернизации российской системы образования, повышения ее качества и конкурентоспособности является формирование современных систем менеджмента качества (СМК) на основе МС ИСО серии 9000 в образовательных организациях (ОО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.