УДК 378.1+378.013 ББК Ч481.00+Ю959.18
МОНИТОРИНГ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С.Л. Родионов
Челябинский монтажный колледж
MONITORING AS INFOBASE OF TAKING MANAGERIAL DECISIONS FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS
S. Rodionov Chelyabinsk Assembly College
Рассматривается мониторинг в образовательном учреэвдении как система сбора, обработки и распространения информации, ориентированная на информирование обеспечения управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент.
Ключевые слова: автоматизированный мониторинг, управление, информация, качество, процесс.
The article is devoted to the cause of appearing of monitoring in educational institution as a system of collecting, storing and spreading of information about pedagogical system activities, which makes it possible to monitor its state and development incessantly.
Keywords: computer-aided monitoring, management, information, quality, process.
В связи с вхождением Российской системы образования в европейское пространство важной проблемой является повышение качества образовательного процесса в системе профессионального образования [5].
Это обусловлено требованием создания системы менеджмента качества, единых критериев качества европейского образования и стремлением к обеспечению конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования.
В статье подробно рассматривается понятие мониторинга и его роль в улучшении качества образовательного процесса в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Понятие мониторинг (от лат. monitor -напоминающий, надзирающий) означает планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса [12, с. 225].
Главной составляющей мониторинга, по мнению Д.Ш. Матроса, является диагностика
динамики профессионального развития обучаемых и внесение корректив в процесс профессионального образования [4].
Именно исследованию этих актуальных вопросов и посвящена статья, в которой серьезное внимание уделяется не только роли и функциям мониторинга в системе обучения, но и его практическому применению в образовательном процессе и деятельности различных подразделений учебного заведения.
В Челябинском монтажном колледже автоматизированная система мониторинга внедрена в 2002 году. После того как она была задействована в образовательном процессе учебного заведения, руководству удалось добиться реальных результатов в области контроля над качеством предоставляемых образовательных программ, использовать новые возможности мониторинга в ходе управления всей деятельностью колледжа.
Естественным продолжением внедренной автоматизированной системы мониторинга стало создание в 2005 году отдела качества и
контроля, который разработал систему менеджмента качества применительно к образовательной деятельности. В результате применения новых технологий в 2006 году система менеджмента качества была сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001: 2001. В 2006 году выдан сертификат соответствия ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж», удостоверяющий, что система менеджмента качества применительно к образовательной деятельности по основным и образовательным программам СПО соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008.
Каковы же преимущества современной педагогической технологии, связанной с использованием мониторинга в Челябинском монтажном колледже?
Автоматизированный мониторинг отвечает насущным потребностям современного образовательного процесса и реалиям времени. В ГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж» обучается 79 групп на дневном отделении и 32 - на заочном, а это более 3 тыс. студентов и 150 преподавателей. При таких масштабах оперативное управление возможно только с помощью автоматизированной системы мониторинга, обладающей значительным объемом памяти и высокой оперативностью.
Причина появления мониторинга, по мнению П.Ф. Аганбегян, объясняется неудовлетворенностью качеством информации о качестве обучаемости студентов, а также внутренних процессах, связанных с реализацией профессиональных функций в сфере управления [2].
Мониторинг в системе образования - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или её отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и обеспечивающая его развитие [11, с. 321].
П.Ф. Анисимов основными характеристиками мониторинга считает: наблюдение, измерение, оценка, контроль и прогноз [3].
Как показывает опыт работы, цель мониторинга заключается в получении объективной информации для принятия управленческих решений путем выявления факторов, способствующих или препятствующих функционированию и развитию объекта управления.
В настоящее время, по мнению О. Абдулиной и Д.Ш. Матроса, системы базового мо-
ниторинга образования не существует, но в различных сегментах образования и структуры управления образованием на федеральном и региональном уровнях, на базе конкретного образовательного учреждения имеется довольно широкий спектр методов мониторинга [1,4].
В связи с широким внедрением системы менеджмента качества (СМК) по ГОСТ РИСО 9001-2001 в процессе управления образовательным учреждением, роль мониторинга как средства информационного обслуживания резко возрастает, о чем свидетельствует классификация видов и функций мониторинга [11].
В своих работах О. Абдуллина, С.Е. Ши-шов, В.А. Кальней, В.Т. Горб подробно описывают определение мониторинга, дают классификацию его видов и основных функций. [1, 6, 7]. Изучив, сопоставив, проанализировав предложенные классификации функций мониторинга, мы принимаем следующую классификацию и функции мониторинга, с учетом основ принятия управленческих решений.
Профессиональное направление: педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический.
Система управления: федеральный, региональный, районный.
Педагогический: информационный, фоновый, проблемный, управленческий.
Основные функции мониторинга:
- аналитическая - предполагает на основе постоянного отслеживания и наблюдения за состоянием объекта мониторинга осуществлять анализ его состояния, включающий измерение и сопоставление реальных результатов с заданными целями, стандартами, эталонами и нормами;
- диагностическая - позволяет получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга;
- прогностическая - заключается в обосновании предположений о возможных изменениях состояния объекта;
- организационно-управленческая - пред-
полагает контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-упреждающих
управленческих решений.
Кроме определения функций и классификации видов мониторинга, не менее важно, по мнению Д.Ш. Матроса, определить основные требования к запуску механизма мониторинга:
Теория и практика управления образованием
- обозначение области приложения мониторинга;
- приложение к конкретной проблемной ситуации;
- использование системного подхода;
- наличие базы сравнения для анализа;
- присутствие фактора времени [4].
В научной литературе предусмотрен широкий спектр применения мониторинга, однако эта область еще недостаточно изучена. Наши исследования показывают, что очень важны следующие аспекты мониторинга:
- автоматическая процедура обработки и систематизации результатов качества обучения по всем ключевым показателям (студент, преподаватель, дисциплина, группа, специальность, отделение, колледж);
- систематический и последовательный сбор информации о качестве обученности с целью принятия последующих управленческих действий по его улучшению и прогнозу развития;
- высокая степень уровня информированности (посредством Интернета) о результатах качества всех субъектов производства.
Алгоритм мониторинга связан с уровнем ответственности каждого из субъектов мониторинга, который в конечном результате преобразуется в документационно-управлен-ческое действие.
Рассмотренные возможности мониторинга определяют его практическую ценность и научную новизну в вопросе принятия управленческих решений в СПО.
Мониторинг является одним из главных условий совершенствования учебного процесса и определения его перспективных направлений. Аналитические данные результатов мониторинга являются информационной основой для принятия стратегических и оперативных управленческих решений, улучшения качества обучения, аттестации педагогических работников, определения перспективных направлений развития учебного заведения. Результаты, полученные в ходе мониторинга, могут быть признаны положительными, если ни по одному из ведущих показателей нет отрицательной динамики, а по некоторым показателям - динамика положительная.
В рамках исследовательской работы, проведенной в Челябинском монтажном колледже, реализация автоматизированного мониторинга качества обучения дает возможность оперативно, наглядно, с высокой степенью объективности представлять:
- результаты абсолютной и качественной успеваемости за месяц, семестр, учебный год, а также получить сравнительные данные по абсолютной и качественной успеваемости учебных групп, специальностей, отделений, колледжу в целом и по учебным годам;
- результаты абсолютной и качественной успеваемости, а также ее средний балл по каждому студенту, конкретному блоку дисциплин в соответствии с учебным планом учебной группы, специальности, отделения, колледжу в целом;
- количество пропусков, допущенных по уважительным и неуважительным причинам конкретными студентами, по конкретному блоку дисциплин в соответствии с учебным планом группы, специальности, отделения, колледжа;
- рейтинг конкретного студента в учебной группе;
- личный показатель успеваемости преподавания педагога;
- отчеты в виде, готовом для публикаций на любом статичном ресурсе, включая Web-серверы в Интернете;
- данные мотивации к учебе студентов и качества труда преподавателей, классных руководителей.
Кроме того, программа предоставляет возможность получения дополнительной оперативной информации, касающейся количественного и качественного состава студентов, закончивших учебу в течение месяца, семестра, учебного года на следующие оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», с одной «тройкой», с одной «четверкой», с одной «пятеркой» и т. д. Программа позволяет определить, какие дисциплины студенты усваивают лучше или хуже, кто из преподавателей читает данные дисциплины и многое другое, благодаря квалификации ключевого персонала, выполняющего аналитическую деятельность по обработке данных мониторинга.
Таким образом, автоматизированная программа мониторинга качества обучения дает оперативную информацию о результатах труда конкретного преподавателя и педагогического коллектива в целом, что позволяет осуществлять систематический контроль за состоянием и улучшением образовательного процесса колледжа, прогнозировать его развитие. Результаты мониторинга всегда можно найти на информационном сайте колледжа [email protected].
Состав автоматизированного мониторинга успеваемости студентов в Челябинском монтажном колледже является педагогической интерпретацией информации о деятельности преподавателей и студентов. Это подтверждено научными работами А.П. Толстоброва, В.В. Фертикова [9].
1. Источники информации. Так как объектом мониторинга является студент и результаты его успеваемости, оцениваемые по пятибалльной системе, а также преподаватели, принимающие участие в обучении и оценке знаний студентов, то именно они, студенты и преподаватели, - основные источники информации. На каждом уровне полученная информация соответствующим образом обобщается в автоматизированной программе и уже в роли источника выступают не только отдельный студент и преподаватель, но и учебная группа, предметно-цикловая комиссия, отделение и колледж в целом.
2. Обработка информации. Она проводится на каждом уроке (учебная группа, предметно-цикловая комиссия, отделение, колледж в целом) с учетом его специфики для получения соответствующего обобщения и анализа.
3. Распространение информации. Преемниками информации являются практически все уровни управления учебным процессом -преподаватель, председатель предметноцикловой комиссии, заведующий отделением, руководитель структурных подразделений, заместители директора, директор. При этом для каждого из них выделен свой уровень обобщения и анализа, а также уровень ответственности согласно квалификационной характеристике.
Проводя исследования, мы поняли, что управленческие решения целесообразно принимать исходя из важности информационного компонента, занимающего определенное место в структуре управления, но на практике этим вопросам не уделяется должного внимания. Внедрение автоматизированного мониторинга влечет за собой необходимость разработки следующих локальных документов: положения о структурных подразделениях, должностных инструкций руководителей подразделений всех рангов, положений о записях в учебном журнале, что исключает дублирование функциональных обязанностей, определяет меру ответственности руководителей и преподавателей. Кроме того, автоматизированный мониторинг дает обширную
фактическую информационную базу для процедуры аттестации преподавателей и руководящих работников.
В Челябинском монтажном колледже существует система внутриколледжного контроля, которая позволяет сравнить результаты текущей успеваемости с результатами аудита. Аудит качества обученности позволяет [1, 6, 7] проводить сравнительный анализ и получать дополнительную информацию для дальнейших корректирующих действий. Внутри-колледжный аудит осуществляется на основании пакета сформированных контролирующих тестов и с применением компьютерных технологий.
С целью объективности принятых управленческих решений и используется автоматизированный мониторинг качества обученности, включающий различные виды контроля: входной, текущий, промежуточный и рубежный.
Входной контроль позволяет определить уровень доколледжной подготовки студентов, эффективность работы подготовительных курсов колледжа, готовность студента к принятию новой информации на последующих этапах обучения.
Входной контроль проводится в форме тестирования на компьютере или бумажном носителе с использованием единых тестовых заданий по дисциплине. Тестовые задания разрабатываются преподавателем или группой преподавателей. Количество тестовых заданий для входного контроля определяется на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждается протоколом заседания предметноцикловой комиссии. Тестовые задания по русскому языку и математике должны соответствовать по количеству и уровню сложности тестовым заданиям вступительных испытаний.
Входной контроль проводится преподавателем, читающим дисциплину, в сроки, утвержденные на заседании предметно-цикловой комиссии, но не позднее 15 сентября.
Промежуточный контроль осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса рабочего плана специальности в форме зачетов и экзаменов в период экзаменационной сессии.
Промежуточный контроль может быть проведен одним из предложенных вариантов:
- в виде тестовых заданий трех уровней сложности (А, В, С), которые разрабатываются преподавателями или группой преподавателей;
- по экзаменационным билетам.
Теория и практика управления образованием
Форма проведения экзамена определяется по каждой дисциплине отдельно и утверждается решением предметно-цикловой комиссии в соответствии с положением «Об организации и проведении промежуточной аттестации в Челябинском монтажном колледже».
Независимый тестовый контроль
(внутриколледжный аудит) позволяет оценить и сравнить полученные данные успеваемости промежуточного контроля с результатами независимого тестового контроля (внутрикол-леджного аудита).
Независимый тестовый контроль осуществляется председателем предметно-цикловой комиссии в соответствии с графиком внутри-колледжного аудита качества обучения студентов в форме тестирования. Тестовые задания независимого тестового контроля должны соответствовать по количеству и уровню сложности, тестовым заданиям промежуточной аттестации.
Процедура проведения независимого тестового контроля описана в положении «О проведении независимого тестового контроля знаний студентов Челябинского монтажного колледжа».
В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности руководитель любого уровня образовательного учреждения получает уникальную возможность отследить динамику критериев качества (за месяц, семестр, год); сравнить результаты качества обучения по блокам гуманитарных, профессиональных, специальных дисциплин и разным специальностям; оценить результативность деятельности конкретного преподавателя; отследить динамику успеваемости конкретного студента (за месяц, семестр, год, срок обучения), выявить критические точки для различных параметров, вскрыть причины несоответствия нормативным значениям, разработать и внедрить корректирующие мероприятия.
Реально качество образования повышается посредством реализации следующих управленческих действий:
- индивидуальной и коллективной методической работы преподавателей по совершенствованию качества обучения;
- организации самоконтроля качества обучения на всех уровнях - от преподавателей до руководителей подразделений;
- психолого-педагогического сопровождения студента;
- совершенствования учебно-методи-ческого комплекса и материально-технической базы;
- совершенствования организации и планирования учебного процесса на всех уровнях;
- повышения квалификации преподавателей;
- усиления мотивации к обучению у студентов.
Автоматизированный мониторинг позволяет совершать адресные действия с целью повышения качества подготовки специалистов. Именно информация определяет характер прямых и обратных связей между подразделениями и определяет принятие того или иного управленческого решения.
Вопросами управления учебным процессом занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе колледжа. Он обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса с целью регулирования и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Заместитель директора - это менеджер, который умеет добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и осознанную мотивацию своих сотрудников.
Управление - это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов, делегирование полномочий, совместное решение важнейших проблем. Такое управление возможно только на основе автоматизированного мониторинга.
Организационная деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на базе информации мониторинга, в которой оптимально совмещаются информационные и управленческие аспекты, включает следующие этапы:
1. Составление каталогов источников и потребителей информации.
2. Создание банка данных.
3. Организация внутриколледжных информационных потоков и коммуникативных каналов для получения информации.
4. Обучение персонала.
5. Анализ и предоставление результатов анализа в педагогической интерпретации.
6. Выявление несоответствий.
7. Разработка корректирующих действий.
8. Внедрение корректирующих действий и проверка их результативности.
9. Составление прогноза.
Своевременно предпринятые на основании данных автоматизированного монито-
ринга управленческие действия будут способствовать непрерывному повышению качества обучения студентов, аттестации педагогических работников, выявлению проблемных аспектов в деятельности образовательного учреждения и при составлении прогноза развития.
Литература
1. Абдуллина, О: Мониторинг качества профессиональной подготовки / О. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1998. -№3.-С. 35-39.
2. Аганбегян, А.Г. Опыт программноцелевого управленш предприятиями / под ред. А.Г. Аганбегяна, В.Д. Речина. - М.: Экономика, 1989.-254 с.
3. Акмалов, А.Ю. Современная парадигма педагогических технологий: монография / А.Ю. Акмалов. - Челябинск: Изд-во «Околица», 2008. - 300 с.
4. Анисимов, П. Ф. Управление качеством среднего профессионального образования: монография /П.Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко. -Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. - 256 с.
5. Горб, В.Т. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии /В.Т. Горб. - Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2003.
6. Матрос, Д.Ш., Полев, Д.М., Мельникова, H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, H.H. Мельников. -М.: Педагогическое общество России, 1999. -96 с.
7. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 // Вестник образования России: сборник приказов
и инструкций Министерства образования, 2002.-№ 6-С. 10-40.
8. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
9. Толстобров, А.И Автоматизированная информационно-аналитическая система управления учебным процессом и мониторинга успеваемости / А.П. Толстобров, В. В. Фертиков // Система управления качеством высшего образования: Материалы третьей международной научно-методической конференции (3-4 июня 2003 г.)/ - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. - С 242-246.
10. Тубер, ИИ. Концепция управления качеством подготовки специалистов в Челябинском монтажном колледже / ИИ. Тубер // Система управления качеством образования в учебном заведении - важнейшее условие повышения уровня подготовки специалистов (опыт работы Челябинского монтажного колледжа): сб. трудов. - Челябинск: Научно-методический центр Челябинского монтажного колледжа, 2003. - С. 3-6.
11. Тубер, ИИ. Роль современных информационных технологий в управлении качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионально образования / ИИ Тубер // Актуальные проблемы управления качеством образования: сб. науч. ст. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - Вып. 5. -С. 120-125.
12.Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Каль-ней. - М. : Педагогическое общество России, 1999. -320 с.
13. ШО 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества. Практическое руководство для специалистов по качеству. - СПб.: ООО «Издательство Форум Медиа», 2006.
Поступила в редакцию 9 сентября 2009 г.