Научная статья на тему 'Повышение качества подготовки специалистов социальноэкономического профиля средствами имитационного моделирования'

Повышение качества подготовки специалистов социальноэкономического профиля средствами имитационного моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ФИРМА / QUALITY OF PROFESSIONAL PRACTICAL TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIAL AND ECONOMIC PROFILE / SIMULATION MODELING / EDUCATIONAL BUSINESS CENTRE / EDUCATIONAL AND TRAINING FIRM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иус Вера Михайловна

Рассматривается нестандартный подход к практической подготовке специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования: основные понятия и сущность подхода, цель применения, пути реализации, результат применения подхода для данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing of the quality of specialists' training of social and economic profile by means of simulation modeling

The article is devoted to the nonstandard approach to practical training of specialists of social and economic profile by means of simulation modeling. It gives the main concepts and the essence of the approach, the aim of application, ways of implementation and the result of putting into practice the given research.

Текст научной работы на тему «Повышение качества подготовки специалистов социальноэкономического профиля средствами имитационного моделирования»

УДК 378.1.022 ББК 4471.4+4471.00

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В.М. Иус

Челябинский монтажный колледж

INCREASING OF THE QUALITY OF SPECIALISTS’ TRAINING OF SOCIAL AND ECONOMIC PROFILE BY MEANS OF SIMULATION MODELING

V. I us Chelyabinsk Assembly College

Рассматривается нестандартный подход к практической подготовке специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования: основные понятия и сущность подхода, цель применения, пути реализации, результат применения подхода для данного исследования.

Ключевые слова: качество профессиональной практической подготовки специалистов социально-экономического профиля, имитационное моделирование, образовательный деловой центр, учебно-тренировочная фирма.

The article is devoted to the nonstandard approach to practical training of specialists of social and economic profile by means of simulation modeling. It gives the main concepts and the essence of the approach, the aim of application, ways of implementation and the result of putting into practice the given research.

Keywords: quality ofprofessional practical training of specialists of social and economic profile, simulation modeling, educational business centre, educational and training firm.

Реформирование российского образования призвано сблизить его с европейским сообществом с целью интеграции в общеевропейскую систему образования, поскольку в сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу.

Главной задачей российской образовательной политики в настоящее время является обеспечение качества современного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В нашем исследовании рассмотрены проблемы повышения качества профессиональной подготовки специалистов социально-экономического профиля, поэтому необходимо определить само понятие «качество образования». Анализ литературы дает возмож-

ность понять, что мы имеем дело с определенной величиной, которую можно и нужно измерять. В последнее время издается много литературы, касающейся качества образования, каждый автор определяет это понятие по-своему. Несмотря на некоторые отличия в трактовке этого понятия, разница их не принципиальна.

Достаточно кратко, но емко определяет это понятие Д.Ш. Матрос: «Под качеством образования будем понимать соотношение цели и результата, меру достижения цели». Из этого определения следует, что мы должны «научиться измерять в одинаковых единицах: 1) цель, поставленную перед учебным заведением (школой); 2) результат, достигнутый этим учебным заведением (школой)» [7, с. 8].

В новой версии международных стандартов качества ИСО 9000:2001 дано такое определение качества: «качество - это степень

Теория и методика профессионального образования

соответствия присущих характеристик требованиям» [8, с. 10].

Соответствие качества оказываемой образовательной услуги требованиям международных стандартов - необходимое условие «выживания» любого профессионального учебного заведения.

Мы разделяем точку зрения Д.Ш. Матроса, поэтому в дальнейшем будем придерживаться его определения качества.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего качества. Он должен быть конкурентоспособным на рынке труда, то есть компетентным, ответственным, свободно владеющим своей профессией и ориентированным в смежных областях деятельности, способным к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В середине 90-х гг. прошлого столетия на рынок труда была выпущена огромная «армия» специалистов социально-экономического профиля, поскольку они были очень востребованы в зарождающейся новой экономике. Готовили специалистов по-старому, традиционно не обращая внимания на требования работодателей. Таким специалистам требовалась серьезная «доводка» до необходимого профессионального уровня, поскольку самостоятельно они практически работать не могли. Очень немногие выпускники тех лет остались верны избранной профессии бухгалтера, финансиста, юриста, менеджера, маркетолога.

Одна из проблем профессиональной подготовки специалистов социально-экономического профиля связана с противоречием между теоретическим и предметным характером обучения и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности.

Анализ качества подготовленности специалистов социально-экономического профиля свидетельствует о том, что выпускники ССУЗа не всегда способны использовать в профессиональной деятельности полученные при обучении теоретические знания. Отсутствие в процессе обучения логических и практических взаимосвязей между приобретенными знаниями и умениями не позволяет студентам эффективно использовать их в процессе труда. Неслучайно характерная оценка

качества подготовки специалистов нередко звучит так: «Все по частям знают, а работать не могут».

Профессиональная практическая подготовка, во-первых, должна быть полной, чтобы готовить к выполнению всех основных профессиональных функций, во-вторых, -целостной - готовить к выполнению не только отдельных операций, но и к деятельности в целом, от начального этапа до анализа результатов.

Сделать это традиционными методами обучения не представляется возможным, значит надо экспериментировать, искать и внедрять инновационные технологии обучения, направленные на развитие творческих способностей личности, повышая тем самым ее профессиональную компетентность и, следовательно, адаптируемость к любым новым условиям, которые диктует рынок труда.

Под технологией обучения будем понимать способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.

Одним из нестандартных подходов к практической подготовке специалистов явилось использование имитационного моделирования будущей профессиональной деятельности в учебном процессе. Имитационное моделирование - уникальный способ, который позволит повысить качество практической подготовки будущих специалистов социально-экономического профиля путем «погружения» студентов в почти настоящую профессиональную среду, при этом используется не реальная профессиональная деятельность, а ее упрощенный вариант, т. е. модель.

Необходимость построения модели профессиональной деятельности диктуется рядом обстоятельств. Во-первых, такая модель дает студентам представление о целостном содержании будущей профессиональной деятельности, ее внутренней структуре, взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов. Во-вторых, разработка такой модели позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в разных учебных дисциплинах, и уже тем самым создает возможности для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего материала.

Иус В.М.

Повышение качества подготовки специалистов ____________социально-экономического профиля...

В основе практического осуществления имитационного моделирования профессиональной деятельности в образовательном процессе лежит разработка модели профессиональной деятельности, предполагающая:

- во-первых, вычленение всех составляющих элементов будущей профессиональной деятельности, установление их полного состава;

- во-вторых, определение значимости этих составляющих для нормального протекания процесса;

- в-третьих, установление взаимосвязей между ними, характеризующих структуру целостной деятельности.

Заданные ориентиры позволят получить ответы на многие вопросы, возникающие в процессе организации образовательного процесса. Во-первых, даст студентам правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности и, во-вторых, позволит им в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) будущей профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечит безболезненный переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций).

Студент осваивает новую для него деятельность, - от простых элементов к более сложным, и наконец, переходит к овладению полноценной профессиональной деятельностью.

Есть два способа накопить опыт:

- первый, - метод проб и ошибок в реальной деятельности, цена неверного решения в данном случае велика;

- второй способ - проиграть различные стратегии в имитационном режиме реальной ситуации и только потом принимать различные решения и совершать определенные действия в реальности.

Разумеется, второй путь предпочтительнее, потому что человек в имитационном поле является человеком действующим, проиграв ситуацию, он приобретает опыт, а значит, он совершает осмысленные шаги на пути к поставленной цели.

Создание имитационного поля дает возможность «поиграть» в деятельность либо предпринимателя, либо бухгалтера, либо менеджера или любой другой профессии, столкнуться с проблемами, возникающими в реальной жизни, и попробовать их решить, но в этом случае цена неверного решения будет минимальной.

Таким образом, в результате деятельности студента в имитационной среде сформируется специалист, способный применить полученные знания и практические навыки в реальной сфере деятельности.

Кроме того, студент может понять и осознать суть избранной профессии, получив навыки практической работы. Все это в будущем позволит ему быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

В нашем колледже было создано такое имитационное поле, которое получило название - «Образовательный деловой центр» (ОДЦ). Главной целью создания ОДЦ является обеспечение высокого уровня практической профессиональной подготовки студентов социально-экономического профиля.

Постановка целей - дело важное, но не менее важно определить пути реализации проекта. Мы не будем останавливаться на материальных аспектах, хотя они тоже весомы, поскольку наш экспериментальный проект достаточно дорогой.

Проблема формирования ОДЦ решалась поэтапно.

I этап - первичная генерация имитационной среды, в процессе которой требовалось определить структуру ОДЦ и назначение каждого подразделения.

II этап - определение кадрового состава, требовалось подобрать сотрудников следующих категорий: рабочая сценарная группа, тренеры, консультанты, сотрудники учебнотренировочных фирм (УТФ). Учебные фирмы управляются студентами и моделируют реально действующие предприятия (фирмы) следующим образом: внутренние производственные процессы осуществляются фиктивно; а документооборот, задачи по менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, анализу хозяйственной деятельности - реально.

На данном этапе сложностей было гораздо больше, поскольку требовалось каждому будущему участнику эксперимента объяснить суть ОДЦ в целом и его персональную роль. Каждая УТФ представляла ту или иную специальность, поэтому важно было правильно подобрать и распределить роли студентов разных специальностей. Роли студентов распределялись так: директор УТФ - представитель специальности; заместитель директора -менеджер; главный бухгалтер - бухгалтер.

Тренеров лучше подбирать из состава преподавателей, поскольку они умело работают со студентами. Консультантов необходимо при-

Теория и методика профессионального образования

влекать из реальной работающей среды. Что касается состава рабочей сценарной группы, то в ней должны быть и тренеры, и консультанты. Кроме того, что рабочая сценарная группа разрабатывает стратегию деятельности каждой УТФ, она должна разработать план работы ОДЦ на текущий учебный год.

III этап - разработка первичного сценария деятельности каждой фирмы. Этот сценарий будет являться фундаментом начала деятельности каждой фирмы. В дальнейшем сотрудники УТФ должны взять инициативу в свои руки и продумывать самостоятельно хозяйственную деятельность.

IV этап - подготовка сотрудников ОДЦ к реальной деятельности. Предполагает проведение деловых игр: «Учреждение фирмы», «Бизнес-планирование», «Начало ведения бухгалтерского учета», «Разработка организационной структуры фирмы».

V этап - начало ведения самостоятельной хозяйственной деятельности УТФ.

Ведение самостоятельной деятельности не означает, что за работой УТФ не должно вестись никакого контроля. Он должен быть неявным большей частью, иначе у студентов будет утрачена потребность в самостоятельном принятии решений, поскольку они очень быстро поймут удобство работы по чужим советам.

Более восьми лет работает ОДЦ, давая возможность сформировать те профессиональные компетенции, которые позволяют выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.

В 2003 году этот проект получил заслуженную награду на выставке «Образовательная среда - 2003», которую ежегодно организует ВВЦ (раньше это был ВДНХ), г. Москва.

Главный вывод по итогам достигнутых результатов работы ОДЦ оптимистичен - созданная обучающая система, точнее сказать, новая оригинальная педагогическая технология жизнеспособна, дает хорошие результаты, то есть позволяет формировать необходимые

профессиональные компетенции, значит, необходимо ее развивать и дальше.

Литература

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в

высшей школе: контекстный подход /

А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 205 с.

2. Вербицкий, А.А. Психолого-педагоги-ческие особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения / А.А. Вербицкий // Игровое моделирование: методология и практика / отв. ред. И.С. Ладенко. -Новосибирск: Наука, 1987. - С. 78-100.

3. ГОСТ Р ИСО 9000 : 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -Введ. 2002-01-01. -М.: Изд-во стандартов, 2001. - 39 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. -М. ; Воронеж, 2003. - 480 с.

5. Иус, В.М. Актуальные проблемы качества среднего профессионального образования: материалы гор. науч.-практ. конф. (Челябинск, 13 июня 2001 года)/ В.М. Иус. - Челябинск: Околица, 2001 - С. 61-65.

6. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. -2-е изд., испр. и доп. / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, В. К Мельникова. - М.: Педаго-гич. общество России, 2001. -128 с.

7. Панфилова, А.И Игровое моделирование в деятельности педагога / А.И Панфилова. -М.: Академия, 2006. - 368 с.

8. Тубер, НИ Имитационное моделирование практической деятельности как действенное средство повышения качества профессиональной подготовки студентов: сб. науч. ст. / ИИ. Тубер, В.М. Иус. - Челябинск, 2001. -Вып. 6.-С. 120-130.

9. Тубер, ИИ Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук / ИИ Тубер. - Челябинск, 2004.-176 с.

Поступила в редакцию 8 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.