- уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре своего народа, знание выдающихся страниц его истории;
- знание современных событий своей страны;
- готовность к выполнению роли настоящего гражданина своей страны;
- готовность к выполнению конституционного долга по защите своей страны;
- знание символов своего государства и проявление уважительного к ним отношения;
- добровольное и активное участие в общественнополезном труде, бережное отношение к природе как общественному достоянию, активное участие в защите окружающей среды.
Процесс формирования этнотолерантной компетентности старших школьников связан с личностью, поведением и деятельностью педагогов, их гуманистической позицией, демократическим стилем общения, эмоциональностью педагога, учета педагогом ценностных ориентаций учащихся и актуализация их в качестве мотивов учебно-познавательной деятельности.
Данный процесс связан также и с содержанием и организацией образовательного процесса: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса, творческий характер (инновационность) образовательного процесса, предполагающий проблемность, вариативность и создание ситуаций выбора, диалогичность образовательного процесса, сотрудничество и сотворчество педагога и школьников, приоритет самостоятельной деятельности старших школьников.
Нами сформулированы некоторые рекомендации по формированию этнической толерантности старшеклассников в поликультурной образовательной среде:
- в рамках реализации курса воспитания этнотолерантно-сти в планы работы организаций образования внесены вопро-
сы формирования толерантности и этнотолерантности, они находят отражение и в уроках и внеклассных мероприятиях, педагогами разрабатываются программы интегрированных курсов, что будет способствовать как увеличению этнотолерантной компетентности школьников, так и повышению позитивности их собственной этнической идентичности;
- разрабатываются целевые программы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях по развитию этнического самосознания учащихся, воспитанию гражданских качеств, самостоятельности и социальной ответственности;
- работы исследовательского характера, на которых уделяется внимание вопросам совместных разработок научных проектов по толерантности и этнотолерантности;
- для снижения влияния культурных различий на уровень
этнической интолерантности реализуются социально-
психологические тренинги межкультурного взаимодействия, направленные на выработку навыков межкультурного диалога и этнотолерантного общения.
В идеале мы видим создание единого образовательного и воспитательного пространства, в котором эти актуальные направления займут ведущее место, то есть, можно смело говорить об этнотолерантной образовательной среде, которая будет способствовать и уже способствует формированию толерантного и этнотолерантного сознания у учащихся, что, в свою очередь, будет являться залогом межнациональной стабильности в Казахстане, а это будет способствовать устойчивому развитию нашей страны.
Таким образом, вопрос о формировании культуры этнотолерантного общения, личностного качества, являющегося залогом успешной социализации, выступает и как условие успешного развития общества, и как социальный заказ в сфере образования.
Библиографический список
1. Назарбаев, Н.А. Через кризис к обновлению и развитию // Казахстанская правда. - 2009. - 6 марта.
2. Казахстан - Родина всех своих граждан: сб. мат. по проблеме воспитания этнотолерантности у молодого поколения. - Костанай, 2009.
3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
4. Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана».- Астана, Акорда.- 20 октября 2008 г.
5. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г.
Bibliography
1. Nazarbayev, N.A.Through the crisis to updating and development//Kazakhstanskaya pravda. 2009. - March, 6th.
2. Kazakhstan - the Motherland of all it’s citizens. The collection of materials on a problem of at young generation’s ethnotolerance education. Kostanay, 2009.
3. The declaration of principles of tolerance. Confirmed by the resolution 5.61 general conference of UNESCO - November, 16th, 1995.
4. The Law of the Republic Kazakhstan «About Assembly of the people of Kazakhstan». Astana, Akorda. - October, 20th, 2008.
5. The concept of ethnocultural education in the Republic Kazakhstan - July, 15th, 1996.
Article Submitted 16.02.11
УДК 371:351.851
В.М. Иус, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
СРЕДСТВАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Рассматривается деятельностный подход к подготовке специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования: основные понятия, цель применения, педагогическая технология профессиональной подготовки.
Ключевые слова: деятельностный подход, имитационное моделирование, профессиональная подготовка специалистов социально-экономического профиля.
Реформирование российского образования призвано лась к Болонскому процессу. В соответствии с этим профес-
сблизить его с европейским сообществом с целью интеграции сиональная подготовка будущих специалистов должна соот-
в общеевропейскую систему образования, поскольку в сен- ветствовать европейским стандартам, т.е. - главная задача
тябре 2003 г. Российская Федерация официально присоедини- любого образовательного учреждения профессионального
образования - обеспечение качественного образования, которое сделает будущего специалиста конкурентоспособным на рынке труда.
Профессиональная подготовка современных специалистов социально-экономического профиля требует новых подходов к организации образовательного процесса, которые позволят достичь желаемых результатов, соответствующих современным требованиям Государства, выраженным требованиями Федерального государственного стандарта(ФГОС) и работодателя.
Профессиональная подготовка для будущего специалиста социально-экономического профиля является:
- средством самоорганизации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде, и в первую очередь - в профессиональном труде;
- средством устойчивости, социальной самозащиты и адаптации в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда [1, с. 48].
В соответствии с этим, главная задача профессионального образования - создание оптимальных условий для формирования личности будущего специалиста, обладающего набором компетенций соответствующего качества, отвечающих одновременно требованиям личности, государства и работодателя.
Реализация стандартов второго поколении (ГОС-2), на основании которых осуществляется подготовка специалистов социально-экономического профиля начиная с 2002 года, ведется традиционным способом, требования к результатам подготовки в них весьма размыты и неконкретны. О качестве подготовки можно судить только по количеству оценок «3», «4», «5», полученных выпускниками при прохождении итоговой государственной аттестации. Анализ результатов трудоустройства и адаптации выпускников социальноэкономического профиля в СПО, проведенный нами в течении пяти лет, позволил сделать вывод, что традиционная форма подготовки не дает желаемых результатов как для самих выпускников, так и для работодателей. Главная проблема, порождающая такое состояние дел - это противоречие между теоретическим и предметным характером обучения, который определяется перечнем дисциплин рабочего учебного плана, и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности. Оценивая качество подготовки выпускников, работодатели нередко говорят: «Все по частям знают, а работать не могут».
Все изложенное выше свидетельствуют о том, что между социальным заказом общества на профессиональную подготовку специалиста социально-экономического профиля и качеством такой подготовки, которое мы будем рассматривать через призму конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда, имеются серьезные рассогласования.
Мы согласны с А. М. Князевым, который подчеркивает особо в своих исследованиях мысль о том, что содержание обучения, заданное учебными планами и программами изучаемых дисциплин имеет, по крайней мере, два существенных недостатка:
- во-первых, в большинстве планов и программ недостаточно обоснован отбор дисциплин; не в полной мере учитываются перспективы применения предлагаемых знаний в будущей практической деятельности обучающихся, недостаточно учтены перспективы самой преподаваемой науки;
- во-вторых, есть недостаток, который менее осознан преподавателями образовательных учреждений профессионального образования, хотя именно в нем заключается слабость нынешней системы подготовки кадров. Программы дисциплин не содержат конкретных операциональных конечных целей обучения, не дают представления о том, как связаны предлагаемые обучающимся знания с их будущей профессиональной деятельностью. Такая неопределенность исключает возможность установки критериев оценки уровня подготовленности специалиста конкретной квалификации [2].
Зачастую молодой специалист, обладая актуальными профессиональными знаниями, не может применить их на деле. Низкий уровень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, а в некоторых случаях и полное их отсутствие делает выпускника неконкурентоспособным на рынке труда. Такому специалисту нужна серьезная «доводка» на конкретном рабочем месте, которой сегодня никто из работодателей заниматься не будет. Вывод один, традиционная профессиональная подготовка будущего специалиста малоэффективна, поэтому надо изменять подходы к ней, разрабатывать новые педагогические технологии.
В педагогической среде постоянно идет поиск новых технологий, методик, позволяющих решить эту серьезную проблему, привел к необходимости внедрения в образовательный процесс проблемно-деятельностных технологий, среди которых особое внимание необходимо уделить технологиям активного обучения (ТАО). Они существенно меняют роль педагога (вместо роли информатора - роль фасилитатора, управляющего учебно-познавательной деятельностью обучающихся), и роль обучающегося, который занимает активную позицию, информация для него является не целью, а средством для освоения действий и операций будущей профессиональной деятельности. Среди них можно особо выделить:
- имитационные (игровые и неигровые) технологии;
- неимитационные технологии (включающие проблемное обучение).
Педагогическая технология, основанная на имитационном моделировании - уникальное средство, которое позволить повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов социально-экономического профиля. Имитационное моделирование предполагает наличие двух форм реализации: игровые(стажировка с разыгрыванием ролей, разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровой тренинг, деловые и ролевые игры) формы и неигровые фор-мы(метод конкретных ситуаций). О.С. Анисимов подчеркивает значимость игры для саморазвития личности, что особенно актуально в современных условиях перехода профессиональных образовательных учреждений на ФГОС: "В условиях игрового моделирования постановки и решения проблем, при реализации ценности развития людей в ходе проблематизации и депроблематизации, ведущим процессом становится рефлексия действий и способов существования, чувствования, самоопределения, мышления, коммуникации, общения и т.п. ...Игрой моделируется набор условий для развития человека, а рефлексия процессов развития, становится предпосылкой перехода к саморазвитию" [3].
Среди множества психологических и педагогических исследований особое внимание необходимо уделить вопросу об использовании имитационных игр в учебных целях. Эта проблема нашла отражение в работах О. С. Анисимова, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, В.П.Давыдова, Д.Н. Кавтарадзе, А.М. Князева, И.А. Липского, А.К.Марковой, Панфиловой, П.И. Пидкасистого, А.М. Смолкина, Н.Ф.Талызиной и др.
Использование игровых технологий, в основе которых лежит имитационное моделирование реальных процессов для подготовки специалистов социально-экономического профиля дает возможность поднять образовательный процесс на более высокий уровень, а значит повысить качество подготовки будущих специалистов, используя при этом не реальную профессиональную деятельность, а упрощенный вариант, сохраняющий ее основные черты, т.е. модель. Построение моделей и организация работы обучающихся с ними дают возможность отразить в образовательном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональный опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности.
Будем рассматривать деятельность, как форму психической активности личности, направленную на познание и преобразование мира и самого человека; высшую форму активности личности, основанную на сознании. [4, с. 162]. Основываясь на учении А.А.Вербицкого о контексте профессиональной деятельности специалиста, можно эффективно реализовать в
образовательном учреждении подготовку специалиста социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования.
Знаково-контекстным будем называть такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание реальной профессиональной деятельности, а усвоение абстрактных знаний, как знаковых систем, положено на канву этой деятельности [5, с. 27-30]. Обучение здесь выступает той формой личностной активности обучающегося, которая обеспечивает формирование необходимых специалисту профессиональных и социальных качеств. В разнообразных формах учебной деятельности, постепенно, как бы вырисовывается содержание профессиональной деятельности, осуществляется общее и профессиональное развитие личности специалиста.
Следуя целям контекстного моделирования деятельности, мы должны вычленить из неё структурные компоненты, которыми оперирует образовательное учреждение, осуществляя подготовку специалистов:
- профессиональные проблемы (задачи), которые должны решаться выпускником в профессиональной деятельности;
- профессиональные знания, которые он применяет при этом;
- личностные качества, которые он реализует в профессиональной деятельности;
- виды профессиональной деятельности, которые он в будущем может реализовать;
- умения и навыки, необходимые специалисту для профессиональной деятельности;
- психологические функции, которые осуществляет специалист в профессиональной деятельности.
Деятельностный подход как никакой другой, позволяет получить ответы на многие вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих специалистов социальноэкономического профиля средствами имитационного моделирования, поскольку только в деятельности может сформироваться конкурентоспособный специалист. Он определяет особенности профессиональной подготовки, конкретизируя чему и как учить будущих специалистов.
Труды ученых А. Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, В.А. Беликова, А.В., Белкина А.С., Брушлинского, Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н.В. Кузьминой, С.Л. Рубинштейна,
Н.Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова и др. посвящены раскрытию сущности деятельности и становлению деятельностного подхода. Он является теоретико-методологической основой для проектирования и реализации педагогической технологии подготовки будущих специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования. Сущность и содержание профессиональной подготовки будущих специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования определяется имитационной моделью будущей профессиональной деятельности и осуществляется в рамках специальной обучающей среды. Деятельность обучающихся внутри нее соответствует будущей профессиональной деятельности и реализуется с помощью соответствующей педагогической технологии.
Выделим особенности технологии профессиональной подготовки будущих специалистов социально-
экономического профиля основанной на имитационном моделировании:
1) ориентация на основные виды будущей профессиональной деятельности при моделировании содержания учеб-но-позновательной деятельности обучающихся;
2) использование в подготовке будущих специалистов социально-экономического профиля готовых моделей и моделей создаваемых в процессе обучения.
3) организация учебно-профессиональной деятельности обучающихся должна обеспечивать им активную позицию в имитированной среде.
4) обеспечение возможности обучающимся оценивать и анализировать уровень своей подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Основными элементами структуры педагогической технологии являются(по Г.К. Селевко):
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть (цели и содержание образования);
в) процессуальная часть - технологический процесс (организация образовательного процесса, методы и формы обучения, деятельность преподавателя, диагностика образовательного процесса).
Кроме того, каждая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям технологичности) таким как:
- концептуальность (научная концепция должна включать философское, психологическое, дидактическое и социальнопедагогическое обоснование достижения образовательных целей);
- системность (должна включать логику процесса, взаимосвязь всех составных частей, целостность);
- управляемость (предполагает диагностичность целепо-лагания, планирование, проектирование образовательного процесса, поэтапную диагностику и коррекцию результатов);
- эффективность (должна достигаться по результатам и оптимальным затратам, гарантировать достижения определенного стандарта образования);
- воспроизводимость (подразумевает возможность применения другими однотипными образовательными учреждениями).
Рассмотрим алгоритм проектирования и описания рассматриваемой технологии. Описание предполагает раскрытие всех ее характеристик на теоретическом уровне, представим его в следующей структуре:
1. Название технологии Технология профессиональной
подготовки специалистов социально-экономического
профиля(основанная на имитационном моделировании).
2. Концептуальная часть
Педагогическая технология ориентирована:
- на гуманизацию и демократизацию педагогических отношений, признающих приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, нежесткое демократическое управление. Личность обучающегося -главная ценность;
- на профессиональную и социальную компетентность будущих специалистов социально-экономического профиля;
- на профессиональное и личностное самоопределение и самореализацию.
Технология имитационного моделирования разрабатывается и внедряется в образовательный процесс с целью:
- его оптимизации(достижение результата с минимальными ресурсами и затраченным временем);
- повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов социально-экономического профиля.
Педагогическая технология спроектирована с учетом позиций управленческого, деятельностного, компетентностного и личноностно-ориентированного подходов, каждый из которых выполняет свои задачи:
- управленческий, - как обеспечивающий организацию профессиональной деятельности педагогов и позволяющий управлять качеством учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социально-экономического профиля;
- деятельностный, - как подход, на базе которого реализуется технология имитационного моделирования профессиональной подготовки будущих специалистов социальноэкономического профиля;
- компетентностный, - как подход, который позволит оценить сформированость компетенций, а значит определить качество подготовки будущих специалистов социальноэкономического профиля, и как следствие - их конкурентоспособность на рынке труда;
- личностно - ориентированный, - как обеспечивающий самоопределение и самореализацию личности в процессе профессиональной подготовки.
Указанные подходы обеспечивают содержание, построение и организацию образовательного процесса, включающего технологию имитационного моделирования.
4. Особенности содержания образования Содержание технологии определяется, в первую очередь, требованиями предъявляемыми образовательными стандарта-ми(ГОС-2 или ФГОС) и требованиями работодателей к подготовке будущих специалистов социально-экономического профиля, учтенными при формировании основной профессиональной образовательной программы специальности(ОПОП). Заключается в насыщении образовательного процесса имитационными ситуациями, творческими заданиями, исследова-
тельскими проектами, готовыми имитационными моделями. Содержание направленно на формирование профессиональнозначимых качеств и профессиональных знаний, уме-ний(общих и профессиональных компетенций) будущего специалиста социально-экономического профиля.
Каждый преподаватель, применяющий технологию имитационного моделирования, должен составить аналитическую таблицу частно-методического анализа содержания учебной дисциплины или профессионального модуля, соответствующего одному из указанных направлений будущей профессиональной деятельности (таб. 6)
Таблица 6
Анализ содержания задач, возникающих в будущей профессиональной деятельности бухгалтера, решаемых средствами технологии имитационного моделирования в рамках учебной дисциплины или профессионального модуля (наименование учебной дисциплины или профессионального модуля)
Наименование направления профессиональной деятельности Выполнение профессиональной операции или операции общения Задачи, решаемые средствами имитационного моделирования на основе теоретических знаний
Такая таблица поможет поставить преподавателю диаг-ностичные цели обучения и воспитания, чтобы «можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время» [6, с. 30].
5. Процессуальная характеристика
Выделим несколько направлений включения технологии имитационного моделирования в профессиональную подготовку будущих специалистов социально-экономического профиля, осуществляемую в рамках образовательного процесса:
1. Использование готовых имитационных моделей профессиональных задач. На их примере изучаются особенности основных направлений будущей профессиональной деятельности. В процессе работы с ними у обучающихся формируются новые профессиональные знания, умения, навыки(в рамках ФГОС - профессиональные компетенции). Имитационные модели разрабатываются с учетом специфики направления будущей профессиональной деятельности, реализуемой в рамках каждой учебной дисциплины и каждого профессионального модуля(в рамках ФГОС). В отличии от набора традиционных задач обучающимся требуется не просто опереться на знания полученные в процессе теоретического обучения и воспроизвести их в ходе решения профессиональной про-блемы(задачи), а чаще всего проявить творческий подход к решению как настоящий специалист в реальной профессиональной деятельности.
2. Использование не готовых моделей, а самого процесса имитационного моделирования. В этом случае обучающиеся самостоятельно включаются в процесс имитационного моделирования, создавая модели профессиональных задач и обосновывая их правомерность. Чаще всего это творческие работы, которые базируются на знаниях и умениях сразу по нескольким дисциплинам или в рамках профессионального модуля.
Рассмотренные направления будут использованы:
а) в рамках традиционной подготовки( аудиторной и внеаудиторной):
- для проведения учебной практики по получению первичных профессиональных навыков;
- для проведения теоретических и практических занятий в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей с использованием различных форм и методов;
- для самостоятельной работы;
- для выполнения творческих заданий;
- для выполнения курсовой работы;
- для организации индивидуальной работы;
б) в рамках углубленной подготовки(дополнительной образовательной услуги).
Задача каждого преподавателя, использующего технологию имитационного моделирования, заключается в разумном планировании касающемся содержания, выбора методов и форм обучения, соблюдении регламента применения технологии имитационного моделирования, проведении контрольных мероприятий с целью диагностики результатов и их дальнейшей коррекции.
Применение деятельностного подхода к подготовке будущих специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования заключается:
1) в формировании макро- и микроструктуры учебнопознавательной деятельности в специальной среде имитирующей будущую профессиональную деятельность. Будем называть ее - имитируемая учебно-профессиональная среда, под которой будем понимать специально - организованную учебную среду, имитирующую профессиональную деятельность предприятия(организации) или одного из его подразделений, направленную на приобретение обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков (компетенций), в рамках профессиональной подготовки специалиста, реализуемой в образовательном учреждении;
2) в организации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов социально - экономического профиля в процессе подготовки будущего специалиста социальноэкономического профиля, используя технологию, основанную на имитационном моделировании.
Таким образом, деятельностный подход выступает:
- как методологический инструмент, обеспечивающий переход будущих специалистов социально-экономического профиля в позицию субъекта познания;
- как методологическое условие позволяющее реализовать процесс подготовки специалистов социально-
экономического профиля средствами имитационного моделирования.
Библиографический список
1. Новиков, А.М. Профессиональное образование России: Перспективы развития. - М., 1997.
2. Князев, А.М. Обучение и развитие личности в организации (технологический подход). - М., 2005.
3. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: Экономика, 1991.
4. Белкин, А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд - во УрГПУ, 2005.