Научная статья на тему 'Педагогические условия внедрения деятельностно-ценностного подхода в инженерное образование'

Педагогические условия внедрения деятельностно-ценностного подхода в инженерное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACTIVITY-VALUE APPROACH / DEPARTMENTAL INSTITUTION / FUTURE SPECIALISTS-ENGINEERS / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ-ИНЖЕНЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелева А.О., Сухорукова А.А.

В статье раскрыты проблемы реализации деятельностно-ценностного подхода в условиях подготовки будущих инженеров в ведомственном вузе. Авторы уделяют внимание содержанию педагогических условий (дидактико-развивающих, организационных, социально-личностных, моделирующих), необходимых для эффективной подготовки будущих специалистов, а также компонентам педагогической авторской модели, обеспечивающей овладение обучающимися в вузе методами решения деятельностно-ценностных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошелева А.О., Сухорукова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF ACTIVITY-VALUE APPROACH IN ENGINEERING EDUCATION

The article deals with problems of implementation of activity-value approach in terms of training future engineers in the departmental university. The authors pay attention to the content of pedagogical conditions (didactic, developmental, organizational, social, personal and modeling) necessary for the effective training of future specialists, as well as components ofpedagogical author''s model, providing mastering by students methods of solving activity-value tasks at the university.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия внедрения деятельностно-ценностного подхода в инженерное образование»

УДК 378.12.02: 371.212 КОШЕЛЕВА А.О.

доктор педагогических наук, доцент, кафедра непрерывного обучения и новых образовательных технологий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, сотрудник Академии ФСО РФ E-mail: annrosel@mail.ru СУХОРУКОВА А.А.

соискатель, кафедра непрерывного обучения и новых образовательных технологий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, сотрудник Академии ФСО РФ E-mail: annrosel@mail.ru

UDC 378.12.02: 371.212 KOSHELEVA A.O.

Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Department of continuous teaching and new educational technologies, Orel State University named after IS. Turgenev, Stufferof the Academy of the Federal Guard Service of the RF E-mail: annrosel@mail.ru SUHORUKOVA A.A. Applicant, Department of continuing education and modern educational technologies, Orel State University named after l.S, Turgenev, Staffer of the Academy of the Federal Guard Service of the RF E-mail: annrosel@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF ACTIVITY-VALUE APPROACH IN ENGINEERING EDUCATION

В статье раскрыты проблемы реализации деятельностно-ценностного подхода в условиях подготовки будущих инженеров в ведомственном вузе. Авторы уделяют внимание содержанию педагогических условий (дидактико-развивающих, организационных, социально-личностных, моделирующих), необходимых для эффективной подготовки будущих специалистов, а также компонентам педагогической авторской модели, обеспечивающей овладение обучающимися в вузе методами решения деятельностно-ценностных задач.

Ключевые слова: деятельностно-ценностный подход, ведомственный вуз, будущие специалисты-инженеры.

The article deals with problems of implementation of activity-value approach in terms of training future engineers in the departmental university. The authors pay attention to the content of pedagogical conditions (didactic, developmental, organizational, social, personal and modeling) necessary for the effective training of future specialists, as well as components ofpedagogical author's model, providing mastering by students methods of solving activity-value tasks at the university.

Keywords: activity-value approach, a departmental institution, future specialists-engineers.

Учение становится деятельностью только тогда, когда в нем есть важнейшие признаки деятельности (труда) -цель, усилия, результаты.

Результатом учебного труда является научное мышление.

В.А. Сухомлинский

Тенденции развития современного российского общества свидетельствуют о том, что к выпускникам ведомственных вузов технического профиля предъявляются требования, предполагающие подготовку высококвалифицированных, мобильных в профессиональной сфере специалистов, готовых к решению сложных задач с применением новейшей техники и технологий. Грандиозные изменения в сфере отечественного образования отразились на образовательных стандартах, реализуемых в ведомственных вузах. Компетентностный подход, став ведущим в высшем образовании, предопределил задачи педаго-

гов по формированию профессиональных компетенций обучающихся [2]. Вместе с тем, еще большую актуальность приобрел и деятельностно-ценностный подход в обучении специалистов различных специальностей и специализаций технического профиля. Это обосновано, прежде всего, основными задачами развития отечественного инженерного образования, которые определены в Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) развития образования на 2016-2020 гг.: формирование человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности выпускников вузов, привлечение будущих специалистов, бакалавров, магистров к научно-образовательной и творческой деятельности. Преподавателям технических вузов важно сформировать у обучающихся творческий подход к решению профессиональных задач у специалистов технических специальностей, так как в условиях информационного общества от успешности их деятельности зависит не только экономическое могущество, но и безопасность страны

© Кошелева А.О., Сухорукова A.A. © Kosheleva А.О., Сухорукова A.A.

Стране нужны инженеры, способные к техническому творчеству, ответственные за принятие решений, умеющие грамотно использовать информационные технологии и новейшую технику.

В связи с этим, на взгляд авторов статьи, в высшей военной инженерной школе особое внимание должно быть уделено преподавательским составом деятелыюстно-ценностному подходу в обучении будущих специалистов. Деятельностно-ценностный подход рассматривается авторами статьи в единстве личностного и деятельностного компонентов образовательного процесса. Он предполагает опору на личностные качества будущего специалиста, направленность личности и её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы будущей профессиональной деятельности и поведения.

Основы деятелъностно-ценностного подхода в подготовке будущих специалистов были заложены известными отечественными психологами Б.Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, рассматривавшие личность как субъект деятельности, который сам, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Важно, что все психические процессы, свойства и состояния личности рассматриваются учеными-психологами как принадлежащие конкретному человеку, как некие производные, зависящие от индивидуального и общественного бытия человека, определяющиеся его закономерностями. При реализации деятелъностно-ценностного подхода реализуются как минимум два компонента: личностный и деятельностный.

Личностный компонент. реализуемый при деятельностно-ценностном подходе в условиях подготовки специалистов в высшей школе, отражает то, что в образовательной среде вуза профессорско-преподавательским составом максимально учитываются индивидуально-психологические особенности обучающихся, уровень развития у них способностей к будущей профессиональной деятельности. Учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения между преподавателями и будущими специалистами. Адресованные обучающемуся вопросы, замечания, задания, в условиях личностно-деятельностного подхода в вузе стимулируют его личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют его учебную и исследовательскую деятельность.

В качестве второго аспекта рассматриваемого подхода в обучении будущих инженеров выступает его деятельностный компонент, играющий важную роль в формировании профессиональных компетенций личности. Известно, что, по СЛ. Рубинштейну, деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо |4|.

Деятельностно-ценностный подход в подготовке будущих военных инженеров, отвечающий потребностям современного общества, предполагает четкую организацию образовательного процесса в вузе, направленного на реализацию компетентностного подхода и решение конкретных познавательных, исследовательских, специальных, проектировочных и иных задач, а также на формирование профессиональных ценностей будущего инженера [4].

Необходимо отметить, что при изучении технических дисциплин в вузе важно развивать личностные и профессионально важные качества обучающихся посредством погружения их в основы профессиональной деятельности и участия будущих инженеров в практической деятельности, максимально приближенной к реальной производственной обстановке.

При изучении технических дисциплин в вузе невозможно обойти .моделирование как форму получения профессионального знания[3]. Путем формирования педагогом имитационных моделей изучаемых явлений можно обеспечить как формирование новых алгоритмов и форм действий, так и развивать ранее приобретенные. Так, например, при выполнении проектных заданий обучающимся предлагается использовать имитационные модели, сформированные для различных этапов того или иного проекта по изучаемой дисциплине.

В результате выполнения проекта будущий инженер будет нацелен на проведение анализа проблемной ситуации, разработку авторской модели изучаемого процесса. В результате выполнения проекта он будет иметь точное представление о последовательности действий, приводящих его к необходимому итогу, решению профессиональной задачи. Преподавателю же необходимо отслеживать рефлексивною деятельность обучающих-ся [1].

К педагогическим условиям, необходимым для успешного внедрения деятелъностно-ценностного подхода в подготовку технических специалистов, можно отнести: дидактико-развивающие, организационные, социально-личностные, моделирующие.

Что касается дидактико-развивающих условий, то они при деятельностно-ценностном подходе должны ориентировать преподавателя вуза на соблюдение баланса между учебной и внеучебной формами обучения, определение видов рефлексивных действий обучающихся и анализ участия будущих инженеров во внеаудиторной деятельности, направленной на формирование профессиональной культуры и общекультурных компетенций (участие в дискуссиях, викторинах, деловых играх, конкурсах, олимпиадах по технической тематике). Основу дидактико-развивающих условий составляют электронные учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД), состоящие из теоретического, практического и контрольного блоков, разрабатываемых преподавательским составом кафедр.

Теоретический блок УМКД подразумевает подготовку и дальнейшее внедрение в образовательный процесс электронных изданий учебного назначения.

перечней соответствующей «профессиональной» литературы. планов проведения занятий (лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы и др.).

Практический блок УМКД подразумевает наличие комплекса исследовательских или лабораторных работ с использованием имитационных моделей случайных и детерминированных случайных физических процессов, а также осуществление малых форм исследовательской деятельности (опыты и др.). Данный блок содержит подробное описание лабораторных или исследовательских работ с необходимыми ссылками на разделы изучаемого курса дисциплин. В описание лабораторных работ должны быть включены сведения об используемом оборудовании и программно-аппаратном обеспечении, задания, указана форма представления результатов.

Практические работы, включая эксперименты и расчеты при курсовом проектировании, выполняются при использовании имитационных моделей физических процессов, что позволяет обучающемуся выполнять необходимые исследования пошагово, планово, осознавая важность изучаемого материала для успешной профессиональной деятельности. Можно сказать, что изучая такие модели, обучающийся находится в виртуальной лаборатории, оснащенной компьютерной техникой и программными продуктами, имитирующими изучаемые физические процессы. Для такой лаборатории свойственно использование программных продуктов, направленных на моделирование и изучение процессов, но также могут активно использоваться математические пакеты, различные программы оптимизации, базы данных и другие компоненты информационного обеспечения. Отметим, что для изучения различных характеристик, а также динамики изменения физических процессов чаще всего применяется программное обеспечение в формате типа МаШСАБ, МгиИЬАВ и т.п.

Контрольный блок формируется на базе основных требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и может включать в себя вопросы входящего, текущего, промежуточного и итогового контроля. По результатам входящего контроля обучающемуся предлагается алгоритм или проект последующей деятельности, направленный на последовательное формирование профессиональных компетенций путем прохождения различных ступеней изучения дисциплин технического профиля.

Электронные дидактические комплексы позволяют создавать обучающемуся информационно-обучающую среду, дающую возможность выполнять необходимые функции пользовательского интерфейса, доступа к индивидуальному графику освоения дисциплины, содержащему отчетность по этапам освоения методов решения деятельностно-ценностных задач [1].

Учет преподавателем организационных условий при деятельностно-ценностном подходе в подготовке будущих специалистов предполагает создание на занятиях и во внеаудиторной деятельности информационно-коммуникационной среды, возможностей применения информационных технологий.

изучения физических процессов с использованием современных технологий.

Социально-личностные условия реализации деятельностно-ценностного подхода в обучении будущих инженеров обеспечат решение задач по формированию общекультурных компетенций обучающихся и профессионально важных личностных качеств.

Моделирующие условия позволят с учетом совокупности учебных материалов по циклу изучаемых технических дисциплин в вузе (учебных пособий, монографий, программ для ЭВМ обучающего и контролирующего характера) смоделировать предстоящую профессиональную деятельность, которая найдет отражение в научно-исследовательской работе обучающихся под руководством преподавателя [3]. Обучающемуся предоставляется возможность не только творчески участвовать в процессе моделирования профессиональной деятельности, закреплять свои знания, но и осуществлять самоконтроль по освоению учебных материалов, программ, модулей. Тематический модуль, как правило, дополняется соответствующей спецификацией, включает список терминов, специфичных для данной предметной области и используемых символических обозначений величин. К модулю могут прикрепляться файлы, содержащие заготовки отчетов, задания и примеры выполнения соответствующих профессионально-ориентированных задач.

Вузовская практика показывает, что педагогическими условиями эффективного внедрения деятелъностно-ценностного подхода в подготовку технических специалистов являются следующие:

- ценностные основания преподавания технических дисциплин в вузе;

- распространение педагогических инноваций внутри вуза;

- применение профессионально-ориентированных технологий;

- гласность и доступность экспериментальной образовательной деятельности;

- изучение передового (инновационного) педагогического опыта;

- укрепление материально-технической базы вуза;

- проведение мастер-классов для преподавательского состава вуза;

- обновление УМКД по преподаваемым дисциплинам технического профиля.

Реализация вышеперечисленных педагогических условий обеспечит решение задач по качеству обучения и внедрения в образовательный процесс деятельностно-ценностного подхода (рис. 1).

Рис. 1. Реализация деятельностно-ценностного подхода в обучении будущих военных инженеров. В качестве основы для методики моделирования образовательной среды вуза нами был избран метод знаково-функционального (векторного) моделирования.

предложенный исследователем В. А. Левиным. Один из векторов реализации деятельностно-ценностного подхода обеспечивает развитие гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, компетентной, ответственной и саморазвивающейся личности будущего специалиста, обучающегося в вузе. Другой вектор обеспечивает трансформацию познавательной деятельности в профессиональную с устойчивыми мотивами, целями, ценностными ориентациями. Данные векторы находят отражение в педагогической модели, успешно реализованной автором статьи Сухоруковой A.A. в образовательный процесс вуза, с целью внедрения деятельностно-ценностного подхода в подготовке будущих инженеров (рис. 2).

Требования ФГОС ВПО Цель - овладение предметными ключевыми компетенциями Ведомственные требования к подготовке военного специалиста

Деятельностно - ценностный подход в подготовке военных специалистов

Целевой компонент

Содержательный компонент

Мотивационный критерий

Деятельности о-ценностный компонент

Когнитивный критерий

Рефлексивно-оценочный компонент

Деятельности о-операционный критерий

Оценочно-продуктивный критерий

Уровни овладения решением дисциплин (в деятельностно- ценностны> ысокий, достаточный, допу задач в процессе изучения стимый, критический) технических

Педагогические условия эффективного овладения обучающимися деятельностне- ценностными задачами

Развитие профессиональной мотивации

Применение профессионально -ориентированных технологий

Методическое обеспечение занятий

Внедрение инновационных методов

Достижение компетентности в решении деятельностно-ценностных задач

Рис. 2. Педагогическая модель реализации деятельностно-ценностного подхода в обучении будущих инженеров.

Целевой блок педагогической модели содержит требования ФГОС ВПО и ведомственные требования, предъявляемые к подготовке будущих специалистов-инженеров. Он призван обеспечить социальный заказ российского общества на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, разработать цели и задачи обучения будущих специалистов, обеспечить высокий уровень мотивации личности к будущей профессиональной деятельности.

Содержательный блок, представленный в педагогической модели, содержит методы, формы, средства. с помощью которых преподаватель реализует деятельностно-ценностный подход в обучении будущих специалистов. Данный блок обеспечивает решение педагогических задач по когнитивному критерию.

Основной блок, характеризующий деятельностно-ценностный критерий, раскрывает суть технологии преподавания технических дисциплин в ведомственном вузе, обеспечивающей сформированность профессиональных компетенций у будущих инженеров.

Коррекционный блок (оценочно-продуктивный критерий) нацелен на диагностику и коррекцию сформированное™ профессиональных компетенций у обучающихся в результате применения преподавателем деятельностно-ценностного подхода в обучении. Этот блок предполагает использование диагностических методик, необходимого инструментария, проведение мониторинга знаний обучающихся на разных этапах внедрения педагогической модели, обеспечивающей овладение обучающимися в ведомственном вузе методами решения деятельностно-ценностных задач.

Таким образом, становятся все более очевидными ограниченные возможности традиционных подходов, в основном нацеленных на реализацию принципа получения обучающимся в вузе фундаментальных базовых знаний. Практическая составляющая обучения буду щих инженеров получает новый вектор развития в современных условиях развития науки и техники, а деятельностно-ценностный подход играет ведущую роль в подготовке специалистов технического профиля.

Библиографический список

1. Воронова О. Е. Через инновации - к новому качеству подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 73-76.

2. Кошелева А.О. Электронное обучение в высшем образовательном заведении на основе синергетического подхода // Психология образования в поликулыурном пространстве. 2016. Том 2 (№34). С. 120-126.

3. Осипенко С. А. Теоретические предпосылки формирования дивергентного мышления в высшей школе //Сб.: Направленность на саморазвитие и самосовершенствование. Сборник научных статей: Челябинск, 2004. С. 133-137.

4. Развитие способностей магистрантов к научно-исследовательской деятельности : монография / А.О. Кошелева, Е.А. Кошелева и др.; под общ. ред. А. О. Кошелевой. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. 92 с.

References

1. Vomnova О.Е .Through innovations - a nem qualify eftoafotag. sipeeaalials^ Higher education in Russia. 2009. №1. Pp. 73-76.

2. Kosheleva A.O. E-leaming in higher educational institution on the basis of a synergistic approach // Psychology education in a multicultural space. 2016. Volume 2 (number 34). Pp. 120-126.

3. Osipenko S.A. Theoretical prerequisites for the formation of divergent thinking in high school // Collection . Focus on self-development and self-improvement. Collection of articles: Chelyabinsk, 2004. Pp. 133-137.

4. Development of abilities of undergraduates in research activity: Monograph / A.O. Kosheleva, E.A. Koshelev, etc under the general edition of A.O. Kosheleva. - Elets: ESU named after I.A. Bimin, 2014. 92 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.