УДК 374.014 ББК 74.201.507
Иус Вера Михайловна
соискатель
Южно-Уральский государственный технический колледж
г. Челябинск Ius Vera Mikhailovna Applicant for a Degree The South Ural State Technical College Chelyabinsk
Подготовка специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования Socio-Economic Specialists’ Training by Means of Imitating Modeling
В статье рассматривается проблема подготовки специалистов социальноэкономического профиля средствами имитационного моделирования: основные понятия и сущность подхода, цель применения, принципы, результат применения подхода для данного исследования.
The article is devoted to the practical training of socio-economic specialists by means of imitating modeling. Main concepts and the essence of approach, the aim of usage, principles, the result of applying the approach for this researching are considered.
Ключевые слова: деятельностный подход, имитационное моделирование, качество профессиональной подготовки специалистов социальноэкономического профиля, образовательный деловой центр.
Key words: activity approach, imitating modeling, of socio-economic specialists’ training quality, educational business centre.
Главной задачей российской образовательной политики в области
профессиональной подготовки специалистов является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации» обязывает педагогических работников «... обеспечивать высокую
эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранной специальности, гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативу, творчество» [6, с.42].
Для решения многочисленных проблем профессиональной подготовки специалистов социально - экономического профиля необходимо выбрать
правильные подходы к организации образовательного процесса, которые позволят достичь результатов определенного качества, соответствующих современным требованиям Государства, работодателя и личности.
Анализ литературы дает возможность понять, что говоря о качестве подготовки специалиста, мы имеем дело с определенной величиной, которую можно и нужно измерять. Несмотря на некоторые отличия в трактовке этого понятия, разница их не принципиальна.
Достаточно кратко, но емко определяет это понятие Д.Ш. Матрос. «Под качеством образования будем понимать соотношение цели и результата, меру достижения цели. Из этого определения следует, что мы должны « научиться измерять в одинаковых единицах: 1) цель, поставленную перед учебным заведением (школой); 2) результат, достигнутый этим учебным
заведением(школой)» [5, с. 8].
В новой версии международных стандартов качества ИСО 9000:2001 дано такое определение качества: «качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям» [3, с. 10].
Мы разделяем точку зрения Д. Ш. Матроса, поэтому в дальнейшем будем придерживаться этого определения.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста высокого качества. Он должен быть конкурентоспособным на рынке труда, то есть компетентным, ответственным, свободно владеющим своей профессией и ориентированным в смежных областях деятельности, способным к эффективной работе, готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В середине девяностых годов прошлого столетия на рынок труда была выпущена огромная «армия» специалистов социально - экономического профиля. Они были очень востребованы зарождающейся новой экономикой. Готовили специалистов по-старому, традиционно не обращая внимания на требования работодателей. Чтобы выполнять свои профессиональные
обязанности эффективно, таким специалистам требовалась серьезная «доводка» до необходимого профессионального уровня, поскольку самостоятельно они практически работать не могли. Очень немногие выпускники тех лет остались верны избранной профессии бухгалтера, финансиста, юриста, менеджера, маркетолога.
Внедрение инновационных технологий обучения, в основе которых лежит имитационное моделирование - уникальное средство, позволяющее повысить качество практической подготовки будущих специалистов социальноэкономического профиля, «погружая» студентов почти в настоящую профессиональную среду, но используя при этом не реальную профессиональную деятельность, а упрощенный вариант, сохраняющий ее основные черты, т.е. имитационную модель. В результате обучающиеся получат полное представление о будущей профессиональной деятельности и овладеют основными операциями ежедневной работы. Все это позволит им быстрее адаптироваться в реальной профессиональной среде.
Создание имитационной учебно-профессиональной среды даст возможность готовить специалистов социально-экономического профиля в условиях приближенных к реальным. Таким образом, в результате деятельности обучающегося в имитационной учебно-профессиональной среде сформируется специалист, способный применить полученные знания и практические навыки в реальной сфере будущей профессиональной деятельности, что позволит ему быть востребованным и конкурентоспособным в будущем.
В нашем колледже была создана имитационная учебно-профессиональная среда, получившая название - «Образовательный деловой центр» (ОДЦ), главной целью которого стало обеспечение высокого уровня практической профессиональной подготовки студентов социально - экономического профиля. Деятельность студентов в ОДЦ осуществляется в рамках дополнительной образовательной услуги(бесплатной для обучающихся в колледже). Это позволяет будущим специалистам в процессе обучения
развивать и углублять компетенции, формируемые в ходе традиционной аудиторной подготовки, а также обрести компетенции, которые можно получить только в рамках ОДЦ. Образовательный стандарт, на основе которого осуществляется обучение специалистов социально-экономического профиля, не предусматривает подготовку специалиста, готового сразу приступить к самостоятельной профессиональной деятельности. Для этого просто не хватит того практического опыта, который приобретает будущий специалист в ходе традиционной подготовки осуществляемой в рамках образовательного процесса. Имитационные технологии помогают избежать многих недостатков традиционного обучения. Это обеспечивается благодаря следующим особенностям имитационной технологии:
— деятельностный характер обучения. В деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. За счет рефлексии они обобщаются, закрепляются в схемах и знаковых формах, переходя из внешнего плана во внутренний план действия обучающихся;
— использование группы (коллектив — высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности. Это требует знания законов коллективной деятельности, механизмов группообразования, принципов выделения лидеров и т.д.
Деятельность обучающихся в имитационной учебно-профессиональной среде позволяет приобрести опыт практической профессиональной деятельности, а это значит, что конкурентоспособность такого будущего специалиста становится гораздо выше. В основе функционирования ОДЦ лежат положения и принципы деятельностного подхода.
Деятельностный подход, на базе которого, традиционно и технологично, осуществляется профессиональное образование как никакой другой, дает ответы на многие вопросы, возникающие в процессе подготовки специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного
моделирования.
Деятельностный подход разработан в трудах А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, В.А. Беликова, А.В., Белкина А.С., Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.В. Кузьминой, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова и др.
В основе деятельностного подхода в педагогике лежит понятие деятельности, как средства становления и развития субъективности личности. Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с таким же процессом в психологии. Л.С. Выготский, опираясь на исследования А.Н. Леонтьева, изложенные в книге «Деятельность. Сознание. Личность», впервые начал рассматривать психологические аспекты деятельности в качестве предмета исследования.
Деятельность в науке рассматривается как одна из ведущих категорий. Под деятельностью понимается форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека; высшая форма активности личности, основанная на сознании[1, с. 162].
Основная идея деятельностного подхода, по мнению Е. Н. Степанова, «связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации» [9, с. 96 - 97].
Деятельностный подход представляет собой:
- организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности -направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъективности школьника[9, с. 99];
совокупность теоретико - методологических и конкретно -эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах деятельности субъекта[2, с. 133];
- теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов[4, с.36 - 37];
- теорию, в основу которой положена категория предметной деятельности [1, с.161];
- теорию состоящую в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями, которые заданы целями обучения[8, с. 17].
В нашем исследовании цель применения деятельностного подхода состоит в изучении сущности, содержания, структуры имитационной учебнопрофессиональной среды, соответствующего будущей профессиональной деятельности специалистов социально-экономического профиля как вида деятельности. Подход дает теоретико-методологическое основание, то есть его можно применить как методологический инструментарий исследования для построения и реализации технологии подготовки будущих специалистов социального-экономического профиля средствами имитационного моделирования.
Основные положения деятельностного подхода дают возможность применить подход как методологический инструментарий педагогического исследования. Выделим среди них следующие[7, с. 125];
1) основным видом человеческой деятельности является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности(игра, учеба и т.д.) Подготовка специалистов социально - экономического профиля средствами имитационного моделирования подразумевает имитацию будущей профессиональной деятельности в процессе обучения;
2) центральным системообразующим компонентом психологической системы деятельности является ее цель. В процессе подготовки
специалистов социально - экономического профиля использована педагогическая технология, в основе которой лежит имитационная модель будущей профессиональной деятельности. Цель реализации этой модели -повышение качества подготовки будущего специалиста;
3) различаются макро- и микроструктура деятельности. Макроструктура деятельности описана в концептуальных схемах и предполагает:
- мотив, цель, результат (А. Н. Леонтьев);
- мотив, цель, средство, социальную ситуацию, результат, оценку (С. Л. Рубинштейн);
- потребность, мотив, задачу, способ действия (В. В. Давыдов);
- мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решений, профессионально важные качества (В. Д. Шадриков).
Макроструктура деятельности - имитационная модель профессиональной подготовки специалистов социально-экономического профиля.
Микроструктура включает: деятельность - действия - операции.
В микроструктуру подготовки специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования входят следующие единицы: деятельность - подготовка специалистов социально-
экономического профиля средствами имитационного моделирования; действия - создание и реализация имитационной модели будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе (оценка исходного состояния образовательного процесса, цель, проектирование, подготовка ресурсов для функционирования модели, реализация, контроль и анализ состояния реализации, разработка и реализация корректирующих действий; операции - наблюдение за процессом реализации модели, проведение операций контроля и оценки формирования профессиональных компетенций, оценка отклонений результатов от целевых показателей, анализ причин отклонений, разработка операций для проведения корректирующих действий.
4) Существуют два типа структуры деятельности: константная,
предполагающая одну последовательность выполнения действий, и переменная, допускающая различия в последовательности их выполнения[7, с.
17].
Деятельность обучаемых внутри имитационной учебно-профессиональной среды будет складывается из операций знакомых и незнакомых. Знания, умения, навыки полученные студентами в процессе изучения специальных дисциплин на занятиях, дают возможность применить их на практике. При этом, воспроизвести они смогут только стандартные ситуации(другие просто в процессе обучения не рассматриваются). Сформированные на их базе компетенции будут недостаточными для будущей профессиональной деятельности, потребуется «доводка» до необходимого уровня. Средствами имитационного моделирования преподаватели - наставники смогут создать систему профессиональных задач, неизвестных обучаемым ранее, которые требуется решить. Результатом творческой деятельности должно быть решение, которое отличается оригинальностью и отражает достижения личности во всех видах деятельности. Компетенции будущих специалистов социально-экономического профиля, сформированные в имитациооной учебнопрофессиональной среде, позволят ему сразу самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность в реальной жизни. Результат профессиональной подготовки будущего специалиста социальноэкономического профиля в рамках ОДЦ будет в полной мере соответствовать поставленным целям, что позволит говорить о высоком качестве подготовки средствами имитационного моделирования.
Основные принципы подхода:
1. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены -
предполагает смену учебной деятельности на имитируемую
профессиональную;
2. Принцип определения зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности преподавателей и студентов предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых:
- развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов;
- формируется у обучаемых целостное представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
- приобретается профессиональный и социальный опыт, в том числе и
принятия индивидуальных и коллективных решений;
- развивается теоретическое и практическое мышление в профессиональной сфере;
- формируется познавательная мотивация, обеспечиваются условия появления профессиональной мотивации.
3. Принцип проектирования, конструирования и создание обучающей
среды имитирующей будущую профессиональную деятельность предполагает разработку: а) имитационной модели будущей профессиональной
деятельности, б) игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности;
4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает организацию деятельности обучающихся внутри имитационного поля будущей профессиональной деятельности, таким образом, чтобы каждый вид деятельности был результативен и направлен на достижение поставленных целей;
5. Принцип высокой мотивированности всех видов деятельности -реализация данного принципа позволит повысить качество обучения, стимулируя стремление студентов к познавательной деятельности, с целью приобретения новых профессиональных знаний, умений, навыков, которые можно получить только в практической профессиональной деятельности;
6. Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности -результат всякой деятельности внутри имитационного поля должен коллективно обсуждаться, выявляя сильные и слабые стороны. В ходе анализа должны разрабатываться корректирующие действия, с целью улучшения конкретного вида деятельности;
7. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности - организация имитационного поля и управление всеми видами деятельности внутри него будет эффективным, если оно построено на сотрудничестве, соуправлении. Гуманизация управления заключается в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность преподавателя и студента. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления сотрудничества;
8. Принцип совместной деятельности основывается на имитации профессиональных функций специалистов через их ролевое взаимодействие - с одной стороны, и субъект-субъектных отношений студента и преподавателя - с другой, - направленных на достижение результата, стремящегося к цели;
9. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров заключается в том, что предложенная игра внутри среды, имитирующей будущую профессиональную деятельность, есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы, решают совместно проблемы, близкие тем, с которыми они столкнутся в будущей профессиональной деятельности, учатся строить коммуникации, которые принято называть профессиональными отношениями, учатся работать в «команде». Система рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению возникающих проблем. Обучающиеся неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает вопросы, которые порождают диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.
10. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что «серьезная» деятельность, направленная на обучение и развитие будущего специалиста социально-экономического профиля, реализуется в «несерьезной» игровой форме.
Таким образом, подготовка специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования заключается:
1) в формировании макро- и микроструктуры имитационной модели
профессиональной подготовки специалистов социально-экономического
профиля;
2) в организации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов социально-экономического профиля.
Библиографический список
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.
2. ГОСТ РИСО 9000 : 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2002-01-01.- М.: Изд-во стандартов, 2001.- 39 с.
3. Диссертационный совет по педагогике(опыт, проблемы, перспективы) -Екатеринбург: Изд - во УрГПУ, 2005. - 208с.
4. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь. / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
5. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. -2-е изд., испр. и доп. /Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, В. Н. Мельникова. - М.: Пед.о-во России, 2001. - 128с.
6. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): постановление от 18 июля 2008 г. № 543 / Правительство Российской Федерации // Администратор образования. - 2008. - №: 16. - С.42-53.
7. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Б. С. Рапацевич.
- Мн.: Современное слово, 2005. - 720с.
8. Словарь - справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. - М.: Восток, 2001, 81с.
9. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
Bibliography
1. About Standard Statutes Adoption About Educational Establishment of High Professional Education: Provision, July, 18, 2008, № 543 / Government of the Russian Federation // Educational Executive. - 2008. - №: 16. -P.42-53.
2. Dictionary - Reference Book of Pedagogical Innovations in Educational Process. - M.: Vostok, 2001. - 81 p.
3. Dissertation Concilium on Pedagogics (Experience, Problems, Prospects) [Text]. - Yekaterinburg: USPU; RSPPU, 2005. - 298 p.
4. Great Phychological Dictionary // Comp. and edit. by B. Mechsheryakov, V. Zinchenko. - St.P.: Prime - Euroznak, 2004. - 672 p.
5. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary: For the Students of Higher Pedagogical Educational Establishments and Colleges [Text] / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - 2nd Edition. Stereot. - M.: Academia, 2005. - 176 p.
6. Matros, P. Sh. Educational Quality Management on the Basis of Modern Information Technologies and Educational Monitoring. - 2nd Edition / D. Sh. Matros, D. M. Polev, V. N. Melnikova. - M.: Ped. Society of Russia, 2001. - 128 p.
7. Pedagogics: Great Modern Encyclopedia [Text] / E.S. Rapatsevich. - Мn.: Modern Word, 2005. - 720 p.
8. State Educational Standard 9000: Systems of Quality Management. Basic Positions and a Dictionary. Intr. 2002-01-01. - М.: Publishing House of Standards, 2001.- 39 p.
9. Stepanov, E. N., Luzina, L. M. to a Teacher About Modern Approaches and Conceps of Upbringing. - M.: TC Sfera, 2005 - 160 p.