3. Bozhinskaya T.L. Pedagogical potential of a regional culture in the modern Russian education: Author's transcript. Dis.... cand. of sciences (Philosophy). Krasnodar, 2010. P. 32. Available at: http://krdu-mvd.ru/fgdjsdb1. html (14.01. 2015). [in Russian].
4. Great Encyclopedic Dictionary. M.: Sovetskaja ehnciklopedija, Saint Petersburg: Leningradskaja galere-ja. 1993. P. 1628. [in Russian].
5. Mjasoedova E.A. Preparation of the students of pedagogical teacher training University to study the potential of the environment. Diss... cand. of sciences (Education). Astrakhan', 1997. P. 219 Available at: http://www.disser-cat.com/content/podgotovka-studentov-pedvuza (25.02. 2014). [in Russian].
5. Nikolaev A. Innovative development and innovative culture. Centr innovacijj. Available at: http://www. center-inno.ru/materials/library (20.01.2014). [in Russian].
6. Pozdnyakova O.M. Actualization of pedagogical potential of culture in the course of vocational training. Omskijj nauchnyjj vestnik. 2008. № 4. P. 105-108. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/aktu-alizatsiya-pedagogicheskogo-potentsiala (13.03. 2015). [in Russian].
Сведения об авторе: Загоруля Татьяна Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедра менеджмента, Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург. Ктай: [email protected]
Information about the author: ZagorulyaTatyana Borisovna,
Candidate of Scinces (Education),
Associate Professor,
The Department of Management
Ural State Economic University,
Ekaterinburg.
E-mail: [email protected]
УДК 373.7:33(07) ББК 74.47:74.266.5
Г.Т. Кадырова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются основные аспекты формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования: структура экономико-аналитической компетенции, способы имитационного моделирования, а также виды деятельности.
Ключевые слова: экономико-аналитическая компетенция, педагогическая система, имитационное моделирование.
G.T. Kadyrova
SIMULATION AS A MEANS OF FORMATION OF ECONOMIC-ANALYTICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS
о
^ The article deals with the main aspects of the formation of economic and analytical competence
^ of college students by means of simulation: the structure of economic and analytical competence, ^ methods of simulation, as well as various activities.
lj Key words: economic-analytical competence, pedagogical system, simulation.
Подготовка квалифицированного специалиста высокого качества является основной целью системы среднего профессионального образования. Выпускник профессиональной образовательной организации должен быть конкурентоспособным на рынке труда за счет готовности к непрерывному образованию, профессиональной мобильности, умения планировать, реализовать, корректировать профессиональную карьеру, трудоустройства, адаптации на рабочем месте [2; 5].
Необходимость формирования экономико-аналитической компетенции у будущих специалистов среднего звена обусловлена особенностями их профессиональной деятельности, которая отражает специфику профессионального мышления, сложность и многофункциональность трудовых функций (их разнородность, требующую универсальности знаний, умений, навыков и профессиональных качеств).
Под экономико-аналитической компетенцией специалиста среднего звена мы понимаем интегративную характеристику выпускника профессиональной образовательной организации, обеспечивающую профессиональную мобильность и эффективное осуществление предметно-практической деятельности в различных сферах и сегментах экономики, предполагающую наличие навыков анализа и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности, представлений о наиболее эффективных и рациональных способах ее осуществления.
Изучение генезиса экономического образования позволяет нам согласиться с мнением Л. Азимова и Д. Петрина [1] о выделении в нём академического, утилитарного, бизнес-ориентированного и культурно-функционального подходов. На основании анализа учебных программ мы можем оценить их возможности в формировании экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования.
В рамках академического подхода преподавание экономики в колледже осуществляется в соответствии с логи-
кои вузовского курса экономическом теории, но в уменьшенном объёме. Главное внимание сторонники этого подхода уделяют обучению студентов профессиональных образовательных организации теоретическим знаниям и умениям о функционировании современнои ры-ночноИ экономики. Основная цель этого подхода - подготовить учащихся к поступлению на экономические факультеты, а также создать условия для дальнейшей научноИ работы.
Последователи утилитарного подхода стремятся научить студента колледжа адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. В рамках данного подхода учащихся обучают узкоспециализированным знаниям по отдельным отраслям экономики или для поступления в конкретный вуз. Иногда у студентов колледжа вырабатывают навыки профессионального поведения (продавцов, бухгалтеров, менеджеров и т.д.) в соответствии с нормами корпоративной этики.
Бизнес-ориентированный подход предполагает подготовку обучающихся к карьере предпринимателя. Примером реализации бизнес-образования в России стало обучение по программе «Прикладная экономика». Эта программа была разработана американской организацией «Junior Achievement» [9] и реализуется во многих странах мира. Достоинством этого подхода является особое внимание к формированию у учащихся этических норм цивилизованного предпринимательства: служения обществу, трудолюбия, здорового честолюбия и других.
Более результативным подходом в процессе формирования экономико-аналитической компетенции студентов колледжа является, на наш взгляд, культурно-функциональный. Основой для его реализации в свое время стала разработка В.А. Поляковым и И.А. Са-совой [8] концепции непрерывной социально-экономической подготовки учащихся. Центральной идеей этой концепции является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всём протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизне-
го X ч
го § и 5 о о
со о
О Ь m S3
о
X
ГО
со >
2 о
О.
о ц <U Ф т
Ф го
0 I
1 го
О О
и и
о m
способности. В качестве одной из целей такой подготовки рассматривается формирование социально-экономической грамотности, которая включает также экономические знания и умения для осуществления экономического поведения в роли потребителя, предпринимателя, наёмного работника, инвестора, налогоплательщика.
Таким образом, формирование экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имита-
ционного моделирования представляет собой педагогическую систему, в которой мы выделяем блоки, обеспечивающие её функционирование. Между ними существуют как прямые, обеспечивающие осуществление процесса, так и обратные связи, обеспечивающие его корректировку [3].
Характеризуя содержательный блок системы, представим графически структуру экономико-аналитической компетенции специалиста среднего звена:
Экономико-аналитическои компетенции специалиста среднего звена
Когнитивно-операциональный компонент Экономические знания Интеллектуальные способности
Процессуально-деятельностный
компонент Управленческие
умения Аналитические навыки Проектные умения
Мотивационно-ценностный компонент Социально-экономические ценностные ориентации Экономические потребности и интересы
Социально-информационный компонент Владение информационно-коммуникационными технологиями Критическое отношение
к информации, распространяемой СМИ
Аутопрофессиональный компонент
Самодиагностика Саморазвитие Самомотивирование
Когнитивно-операциональный компонент предполагает овладение студентами профессиональных образовательных организаций экономическими знаниями как обобщенным опытом человека в экономической деятельности, их причинно-следственными связями, проявляющимися в конкретных профессиональных ситуациях. В результате реализации данного компонента формируются знания основ экономики (как стихийно приобретаемые, так и предусмотренные программой), происходит освоение базовых экономических понятий и закономерностей функционирования экономических отношений [6].
Процессуально-дятельностный компонент предполагает овладение умениями практического применения экономических знаний в профессиональной деятельности. Под экономическими умениями мы понимаем совокупность осознанных действий и операций по применению экономических знаний для преобразования действительности. Овладение экономическими умениями обогащает будущих специалистов среднего звена опытом профессиональной деятельно-
сти, дает возможность разрабатывать, использовать и адаптировать на базе полученных профессиональных знаний эффективные стратегии по достижению поставленных в определенных производственных условиях целях [3].
Мотивационно-ценностный компонент. В работах Г.К. Ахаяна, А.В. Кирьяковой, М.Е. Дуранова, Б.Б. Орлова, В.А. Сластё-нина, Г.И. Чижаковой говорится, что ценностные ориентации, являясь отражением в сознании и поведении всей совокупности отношений к окружающей действительности, одновременно представляют проекцию внутренних побуждений личности [4]. В этом смысле экономико-аналитическая компетенция специалиста среднего звена будет обусловлена ценностным поведением, внутренним регулятором которого выступают ценностное сознание, отношение, установки и ориентации, а сам процесс формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа будет сопровождаться развитием их социально-экономических ценностных ориентаций (ответственность, самостоятельность, трудолюбие, рацио-
нальность, предприимчивость, бережливость, правопослушность, толерантность) как системы устойчивых отношений и фиксированных установок, которые обеспечивают регуляцию поведения в каждой конкретной ситуации на основе её осмысления и оценки [11; 12].
Социально-информационный компонент предполагает владение информационными технологиями и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ. В настоящее время обучение студентов в профессиональных образовательных организациях должно быть направлено не только на формирование умения использования ими современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности, но и на умение критически относиться к информации, поступающей из различных источников, в том числе и к информации социально-экономического характера. В противном случае время, сэкономленное на поиск информации, снизит эффективность управленческих и других решений из-за низкого качества этой информации или ее оценки.
Аутопрофессиональный компонент. По мнению ряда ученых (Н.С. Аболиной и др.), аутокомпетентность является базовой составляющей профессиональной компетентности личности, проявляющейся в адекватном представлении о своих профессиональных характеристиках и владении основами преодоления профессиональной деструкции. Понятие «аутокомпетентность» можно рассматривать как компетентность самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии, лежащей в основе эффективного поведения людей, профессиональной и социальной жизни (И.А. Зимняя). Помимо этого, аутокомпетентность включает комплекс умений (самодиагностика, саморазвитие, самомотивирование), характеризующихся стремлением к профессиональному росту и адекватному самооцениванию (А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев, А.Н. Сухов), а также является одним из субъективных факторов, определяющих эффективность и продуктивность деятельности (Н.В. Кузьмина).
Более того, по мнению В.Б. Бондаревой, аутокомпетентность позволяет совершенствовать и познавать себя, способствует активизации резервных возможностей, управлению развитием способностей личности, тем самым обеспечивая профессиональный и личностный рост [6].
Основную роль в формировании экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа мы отводим имитационному моделированию. Определяя имитационное моделирование как метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности, определим его цель как воспроизведение поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между её элементами, или, другими словами, разработке симуля-тора исследуемой предметной области.
Внедрение инновационных технологий обучения, в основе которых лежит имитационное моделирование - уникальное средство, позволяющее повысить качество практической подготовки будущих специалистов среднего звена, «погружая» студентов колледжа почти в настоящую профессиональную среду, но используя при этом не реальную профессиональную деятельность, а упрощенный вариант, сохраняющий ее основные черты, т.е. имитационную модель. В результате обучающиеся получат полное представление о будущей профессиональной деятельности и овладеют основными операциями ежедневной работы. Все это позволит им быстрее адаптироваться в реальной профессиональной среде.
Создание имитационной учебно-профессиональной среды даст возможность готовить специалистов среднего звена в условиях, приближенных к реальным. Таким образом, в результате деятельности обучающегося в имитационной учебно-профессиональной среде формируется специалист, способный применить полученные знания и практические навыки в реальной сфере будущей профессиональной деятельности, что позволит ему быть востребованным и конкурентоспособным в будущем.
го X ч ф
с; ^
о
' CÜ
О
■ I
I»!
О Ь
m 5
Sin
° Ее ф
tü с
о
X
ГО
со >
2 о
О. Ü
о ц <U Ф т
Ф го
0 I
1 го
О О
И И
о m
го ш о
.0
ч го
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что в настоящее время выделяют несколько способов имитационного моделирования на шкале абстракции.
Дискретно-событийное моделирование - подход к моделированию, разработанный Дж. Гордоном в 1960-х годах, предлагает абстрагироваться от непрерывной природы событий и рассматривать только основные события моделируемой системы, такие как: «ожидание», «обработка заказа», «движение с грузом», «разгрузка» и другие. Дискретно-событийное моделирование наиболее развито и имеет огромную сферу приложений - от логистики и систем массового обслуживания до транспортных и производственных систем. Этот вид моделирования наиболее подходит для моделирования производственных процессов.
Агентное моделирование - относительно новое (1990-2000-е гг.) направление в имитационном моделировании, которое используется для исследования децентрализованных систем, динамика функционирования которых определяется не глобальными правилами и законами (как в других парадигмах моделирования), а наоборот, когда эти глобальные правила и законы являются результатом индивидуальной активности членов группы. Цель агентных моделей - получить представление об этих глобальных правилах, общем поведении системы, исходя из предположений об индивидуальном, частном поведении её отдельных активных объектов и взаимодействии этих объектов в системе. Агент - некая сущность, обладающая активностью, автономным поведением, которая может принимать решения в соответствии с некоторым набором правил, взаимодействовать с окружением, а также самостоятельно изменяться.
Системная динамика - парадигма моделирования, где для исследуемой системы строятся графические диаграммы причинных связей и глобальных влияний одних параметров на другие во времени, а затем созданная на основе этих диаграмм модель имитируется на компьютере. Такой вид моделирования более всех
других парадигм помогает понять суть происходящего выявления причинно-следственных связей между объектами и явлениями. С помощью системной динамики строят модели бизнес-процессов, развития города, модели производства, динамики популяции, экологии и развития эпидемии. Метод основан Д. Форре-стером в 1950-х годах.
Исходя из цели нашего исследования, в качестве основного способа имитационного моделирования мы будем использовать агентное моделирование экономических процессов, позволяющее формировать экономико-аналитическую компетенцию у студентов в процессе их обучения в профессиональной образовательной организации.
Имитационная модель представляет дидактически обработанный (обобщение, упрощение, проблематизация) фрагмент экономической жизни, в которой могут отражаться различные виды ролевого экономического поведения в современной рыночной экономике. В ней мы рассматриваем профессиональные виды экономического поведения (бухгалтера, маркетолога, продавца и т.д.), представленные в профессиональных квалификационных группах.
Опираясь на основные положения личностно-деятельностного подхода, в аспекте имитационного моделирования мы будем различать макро- и микроструктуру деятельности [10].
Макроструктура процесса формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа описывается в концептуальных схемах и предполагает:
• мотив, цель, результат (А.Н. Леонтьев);
• мотив, цель, средство, социальную ситуацию, результат, оценку (С.Л. Рубинштейн);
• потребность, мотив, задачу, способ действия (В.В. Давыдов);
• мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решений, профессионально важные качества (В.Д. Шадриков).
Микроструктура процесса формирования экономико-аналитической компе-
тенции у студентов колледжа включает саму деятельность, а также действия и операции: деятельность - профессиональная подготовка специалистов среднего звена экономического профиля средствами имитационного моделирования; действия - создание и реализация имитационной модели будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе (оценка исходного состояния образовательного процесса, цель, проектирование, подготовка ресурсов для функционирования модели, реализация, контроль и анализ состояния реализации, разработка и реализация корректирующих действий; операции -наблюдение за процессом реализации модели, проведение операций контроля и оценки формирования профессиональных компетенций, оценка отклонений результатов от целевых показателей, анализ причин отклонений, разработка операций для проведения корректирующих действий.
В процессе формирования экономико-аналитической компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций мы выделяем два типа структуры деятельности: константную, предполагающую одну последовательность выполнения действий, и переменную, допускающую различия в последовательности их выполнения [7].
Деятельность обучаемых внутри имитационной учебно-профессиональной
среды складывается из операций знакомых и незнакомых. Знания и умения, полученные студентами колледжа в процессе изучения специальных дисциплин на занятиях, дают возможность применить их на практике. При этом, воспроизвести они смогут только стандартные ситуации (другие просто в процессе обучения не рассматриваются). Сформированные на их базе компетенции будут недостаточными для будущей профессиональной деятельности, потребуется «доводка» до необходимого уровня. Средствами имитационного моделирования преподаватели-наставники могут создать систему профессиональных задач, неизвестных обучаемым ранее, которые требуется решить. Результатом творческой деятельности должно быть решение, которое отличается оригинальностью и отражает достижения личности во всех видах деятельности. Экономико-аналитическая компетенция будущего специалиста среднего звена, сформированная в имитационной учебно-профессиональной среде, позволит ему сразу самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность в реальной жизни. Результат профессиональной подготовки будущего специалиста среднего звена будет в полной мере соответствовать поставленным целям, что позволит говорить о высоком качестве подготовки средствами имитационного моделирования.
Библиографический список
1. Азимов, Л. Учебник экономики для российской школы: на пути к идеалу [Текст] / Л. Азимов, Д. Петрин // Школьный экономический журнал. - 1996. - № 2. - С. 23-28.
2. Аменд, А.Ф. Основные направления инновационного развития российского образования [Текст] / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2011. - № 1(2). - С. 6-17.
3. Калиновская, Т.С. Компетентностно ориентированная технология обучения как фактор повышения качества предметной подготовки студентов в организациях среднего профессионального образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.С. Калиновская. - Челябинск, 2014. - 170 с.
4. Кирьякова, А.В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: учеб. пособие [Текст] / А.В. Кирьякова. - М.: Компания Спутник +, 2004. - 103 с. - Библиогр.
5. Кузнецов, А.И. Пути развития образования в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Текст] / А.И. Кузнецов, А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2011. - № 2(3). - С. 32-41.
6. Назарова, О.Г. Экономическая компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования: структура и содержание [Текст] / О.Г. Назарова // Известия Российско-
го со 5
о о
_ Сй
2 О
Ф
О
0 К со Б
Sin
° I £
Го |-
Ü ф
м
1 о го *
Ä>s
2 о
О. Ü
_ О
ц <U Ф т
° iE
ф го
0 I
1 го
о °
И
6 1
3 О
m
го государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 74-2. - С. 200-203.
7. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Б.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
8. Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодёжи [Текст] / В.А. Поляков, И.А. Сасова // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 19-26.
9. Прикладная экономика [Текст]: учеб. пособие для учащихся ст. классов: gер. с англ. Junior Achievement - М.: Просвещение,1993. - 224 с.
10. Саламатов, А.А. Инновационный аспект современного непрерывного образования [Текст] / А.А. Саламатов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - № 3(16). -С. 52-63.
11. Саламатов, А.А. Теоретический базис концепции эколого-экономического образования в средней школе [Текст] / А.А. Саламатов / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. - № 4. - С. 121-134.
12. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика [Текст] / В.А. Федоров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001. - 330 с.
References
1. Azimov L. The textbook of economics of the Russian school: towards the ideal. Shkolnyj jekonomicheskij zhurnal. 1996. P. 23-28. [in Russian].
2. Amend A.F. Basic directions of Russian innovative education. Professionalnyj proekt: idei, tehnologii, rezultaty. 2011. P. 6-17. [in Russian].
3. Kalinovskaja T.S. Competence-oriented education technology as a factor in improving the quality of subject preparation of students in institutions of secondary vocational education. Dis. ... of cand. sciences (Education). Chelyabinsk, 2014. P. 170. [in Russian].
4. Kirjakova A.V. Educational axiology and innovative processes in education. M.: Kompanija Sputnik +, 2004. P.103. [in Russian].
5. Kuznecov A.I. Ways of development of education in the aspect of implementation of the national educational initiative called "Our New School". Professionalnyj proekt: idei, tehnologii, rezultaty. 2011. P. 32-41. [in Russian].
6. Nazarova O.G. Economic competence of graduates of primary vocational education: structure and content. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. P. 200-203. [in Russian].
7. Pedagogy: Large modern encyclopedia. Sovremennoe slovo. 2005. P. 720. [in Russian].
8. Poljakov V.A. Continuous economic education of youth. Pedagogika. 1994. P. 19-26. [in Russian].
9. Applied Economics. M.: Prosveshhenie, 1993. P. 224. [in Russian].
10. Salamatov A.A. The innovative aspect of modern continuing education. Professionalnyj proekt: idei, tehnologii, rezultaty. 2014. P. 52-63. [in Russian].
11. Salamatov A.A. The theoretical basis of the concept of ecological and economic education in high school. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Chelyabinsk, 2009. P. 121-134. [in Russian].
12. Fedorov V.A. Vocational and teacher education: Theory, empiricism, practice. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. ped. un-ta, 2001. P. 330. [in Russian].
ro m о
.0
ч го
Свеления об авторе: Кадырова Гульмай Токтаровна,
преподаватель Костанайского технико-экономического колледжа г. Костанай, Республика Казахстан.
Information about the author: Kadyrova Gulmai Toktarovna,
teacher of Kostanai Technical Economical College
Kostanai, Kazakhstan.