Научная статья на тему 'Инфокоммуникационные технологии как инновационное средство формирования готовности студентов к самостоятельной деятельности'

Инфокоммуникационные технологии как инновационное средство формирования готовности студентов к самостоятельной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИМИТАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / SELF-EDUCATION / IMITATING COMPUTER MODEL / INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бологова А. А., Голошумов А. Ю.

В статье подчеркивается необходимость создания виртуального лабораторного комплекса, основанного на имитационных компьютерных моделях, определяющих сочетание и последовательность реализации форм игровой деятельности от имитационных к организационно-деятельностным играм, и направленного на профессиональное развитие студентов. Отличительной особенностью виртуального лабораторного комплекса от других электронных образовательных ресурсов является наличие специализированного программного обеспечения, позволяющего обучающемуся в рамках самостоятельной учебно-профессиональной деятельности провести эксперимент в рамках данной лаборатории, наблюдать ход его протекания и получить необходимый набор данных для последующей обработки эксперимента в соответствии с полученным заданием. Обоснованы основные направления разработки этого комплекса и условия практического применения данного комплекса в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бологова А. А., Голошумов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES AS INNOVATIVE MEANS OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS TO INDEPENDENT ACTIVITY

In the research the need of creation of a virtual laboratory complex based on imitating computer models, defining a combination and sequence of realization of forms of game activity from imitating to organizational and activity games, and aimed at the professional development of students is emphasized. A distinctive feature of a virtual laboratory complex from other electronic educational resources is an existence of the specialized software allowing being trained within independent educational professional activity 147 to make experiment within this laboratory, to observe a course of its course and to receive a necessary data set for the subsequent processing of experiment according to the received task. The main directions of development of this complex and condition of practical application of this complex in educational process of higher education institution are proved.

Текст научной работы на тему «Инфокоммуникационные технологии как инновационное средство формирования готовности студентов к самостоятельной деятельности»

ром «Поющих нот». Изложение учебного материала постоянно подкрепляется разного рода заданиями, благодаря которым обучающийся активно вовлекается в происходящие на экране события. Программа также снабжена увлекательным музыкальным редактором. Самостоятельно расставляя поющие ноты в том или ином порядке, обучающийся может создавать музыку, проявляя свои творческие способности.

Итак, как мы могли убедиться, обучающие программы нередко опираются на некий сюжетный план. Прохождение информационного поля программы с освоением соответствующих знаний и навыков производится на основе четко выстроенного сценария учебных действий, облечённого в некую сюжетную канву, в которой принимают участие различные виртуальные действующие лица. Эти персонажи управляют действиями обучающегося, а значит и процессом обучения. Благодаря персонификации, обучающийся активно втягивается в происходящие на экране события и становится их непосредственным участником. Его вовлечение в разворачивающийся сюжет может быть как прямым, через управление каким-либо действующим лицом, так и косвенным, когда он как бы становится некоторой сверхсилой, помогающей преодолеть возникающие перед виртуальными персонажами проблемы. В любом случае вовлечение в событийный ряд вызывает ощущение непосредственной причастности к происходящему, причём в развитии сюжета обучающемуся отводится главная, решающая роль.

Среди особенностей организации обучения в этих программах отметим следующие обстоятельства. Во-первых, формой предъявления учебного материала здесь является динамический видеоряд. Такая форма, уподобляющаяся мультфильму, сама по себе вызывает интерес и, соответственно, активизирует восприятие. Высокий эмоциональный тонус работоспособности создаёт благоприятные условия для усвоения учебного материала. Во-вторых, предъявление учебного материала часто облекается в игровую форму. В результате внимание обучающегося сосредотачивается не на предметных знаниях, а на сюжетной линии. Данное обстоятельство вызывает непроизвольное усвоение учебного материала, без дополнительных интеллектуальных усилий. В-третьих, за усвоением учебного материала осуществляется постоянный контроль. Это реализуется через наличие в сюжете ряда проблемных ситуаций, которые предлагается решить на основе соответствующих знаний и навыков. При этом поиск решения обучающемуся часто приходится вести в условиях отсутствия у него необходимых знаний, то есть рефлексия предшествует экстериоризации. Правильное решение в данном случае будет свидетельствовать об успешной ин-териоризации учебного материала. Естественно, все эти обсто-

Библиографический список

ятельства создают предпосылки для эффективного присвоения обучающимся соответствующих знаний и навыков.

Таким образом, использование компьютерных информационных технологий для обучения музыке, очевидно, не следует рассматривать в качестве альтернативы традиционным формам обучения. Само возникновение и развитие этих обучающих технологий зиждется на идее именно модернизации традиционного обучения с целью повышения его эффективности.

Использование компьютерных информационных технологий в учебном процессе имеет большие перспективы. Уже сейчас их востребованность в связи с необходимостью доступа к обширным музыкальным информационным базам достаточно высока, а со временем, по мере расширения мирового информационного пространства, потребность в них будет постоянно расти. В этих условиях нет сомнения, что они, обладая мощными поисковыми средствами, способны существенно увеличить эффективность учебной деятельности. Использование компьютерных информационных технологий в обучении музыке предоставляет возможность построения такой обучающей стратегии, которая стимулирует у обучающегося познавательную активность и побуждает его к рефлексивным процессам. Формируемая в этом случае среда обучения создаёт объективные предпосылки для проявления им самостоятельности и творческой самореализации при решении учебных задач. Обычно здесь он сам инициирует собственное обучение, что является объективной предпосылкой образования наиболее эффективной среды обучения.

В информационно-поисковой и творческой работе важна способность компьютерных информационных технологий удовлетворить запросы обучающегося. Для обучения важно не только отвечать на вопросы, но и уметь их ставить перед собой. Именно с этого начинается творческая и информационно-поисковая работа. Обладая огромными информационными ресурсами, компьютерные технологии предоставляют возможность для реализации этого.

Компьютерные информационные технологии создают особые и весьма эффективные условия для приобретения знаний. Если при традиционном обучении педагог, как правило, передает знания, то при работе на компьютере обучающийся добывает знания. В последнем случае обучающийся занимает активную позицию, и приобретенные знания действительно становятся его личным достоянием.

Приходя на урок, ученики иногда спрашивают: «А мы сегодня будем играть на компьютере». - «Нет, мы будем сегодня учиться». Действительно, игра и обучение при использовании компьютера, в данном случае, органично сливаются друг с другом. А учиться играя - это так увлекательно.

1. Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. - Саратов, 2002.

2. Талызина, Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н.Ф. Талызина, Т.В. Габай. - М., 1977.

3. Полозов, С.П. Об эффективности музыкальных информационных потоков при передаче знаний в компьютеризированном обучении музыке // Вопросы музыкознания и музыкального образования. - Новокузнецк, 2009. - Вып. 6.

4. Ричмонд, У.К. Учителя и машины. - М., 1968; Столаров, Л.М. Обучение с помощью машин. - М., 1965; Evans J.L., Glaser R., Homme L.E. An Investigation of Variation in the Properties of Verbal Learning Sequences of the «Teaching Machine» Type // Lumsdaine A. A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. - Washington, 1960.

5. Полозов, С.П. Как сделать обучение музыке увлекательным // Музыка и электроника. - 2013. - № 3.

Bibliography

1. Polozov, S.P. Obuchayuthie kompjyuternihe tekhnologii i muzihkaljnoe obrazovanie. - Saratov, 2002.

2. Talihzina, N.F. Puti i vozmozhnosti avtomatizacii uchebnogo processa / N.F. Talihzina, T.V. Gabayj. - M., 1977.

3. Polozov, S.P. Ob ehffektivnosti muzihkaljnihkh informacionnihkh potokov pri peredache znaniyj v kompjyuterizirovannom obuchenii muzihke // Voprosih muzihkoznaniya i muzihkaljnogo obrazovaniya. - Novokuzneck, 2009. - Vihp. 6.

4. Richmond, U.K. Uchitelya i mashinih. - M., 1968; Stolarov, L.M. Obuchenie s pomothjyu mashin. - M., 1965; Evans J.L., Glaser R., Homme L.E. An Investigation of Variation in the Properties of Verbal Learning Sequences of the «Teaching Machine» Type // Lumsdaine A. A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. - Washington, 1960.

5. Polozov, S.P. Kak sdelatj obuchenie muzihke uvlekateljnihm // Muzihka i ehlektronika. - 2013. - № 3.

Статья поступила в редакцию 10.03.14

УДК 378.1

Bologova A.A., Goloshumov A.Yu. INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES AS INNOVATIVE MEANS OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS TO INDEPENDENT ACTIVITY. In the research the need of creation of a virtual laboratory complex based on imitating computer models, defining a combination and sequence of realization of forms of game activity from imitating to organizational and activity games, and aimed at the professional development of students is emphasized. A distinctive feature of a virtual laboratory complex from other electronic educational resources is an existence of the specialized software allowing being trained within independent educational professional activity

to make experiment within this laboratory, to observe a course of its course and to receive a necessary data set for the subsequent processing of experiment according to the received task. The main directions of development of this complex and condition of practical application of this complex in educational process of higher education institution are proved.

Key words: educational professional activity, independent work of students, self-education, imitating computer model, infocommunication technologies.

А.А. Бологова, ст. преп. филиала ФГБОУ ВПО «Уральский гос. экономический университет»,

г. Нижний Тагил, E-mail: semenovaanna@inbox.ru; А.Ю. Голошумов, канд. пед. наук, руководитель проектов

управления проектной практики ОАО «Электронная Москва», г. Москва, E-mail: g-gs@mail.ru

ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье подчеркивается необходимость создания виртуального лабораторного комплекса, основанного на имитационных компьютерных моделях, определяющих сочетание и последовательность реализации форм игровой деятельности от имитационных к организационно-деятельностным играм, и направленного на профессиональное развитие студентов. Отличительной особенностью виртуального лабораторного комплекса от других электронных образовательных ресурсов является наличие специализированного программного обеспечения, позволяющего обучающемуся в рамках самостоятельной учебно-профессиональной деятельности провести эксперимент в рамках данной лаборатории, наблюдать ход его протекания и получить необходимый набор данных для последующей обработки эксперимента в соответствии с полученным заданием. Обоснованы основные направления разработки этого комплекса и условия практического применения данного комплекса в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, самостоятельная работа студентов, самообразование, имитационная компьютерная модель, инфокоммуникационные технологии.

В информационном обществе XXI в. определяющим фактором является уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал, развивать прогрессивные технологии. В 2011 году практически завершился процесс перехода вузов России на образовательные стандарты третьего поколения (ФГОСы) [1, с. 89-94]. Как указывает Т.А. Михайличенко, данный переход происходил в рамках интеграции России в европейское образовательное сообщество, а главной инновационной особенностью ФГОСов стал их компе-тентностный формат, который внес в педагогическую практику преподавателя высшей школы такие новые понятия, как компетенции (результат образования), модульно-рейтинговая система (способ организации учебного процесса и оценки знаний), система зачетных единиц (в оригинале - кредитов), студенто-центрированность (студент в образовательном процессе является не объектом, а субъектом) и др.

В контексте федеральных государственных образовательных стандартов особую значимость приобретает самостоятельная учебно-профессиональная деятельность обучаемого. Понятие «самостоятельность» рассматривается нами как «самостоятельность действий, мышления. Основное условие достаточно глубокого усвоения материала - это его аналитико-синтети-ческая обработка, которая заключается в самостоятельном анализе новой информации, т.е. выделении в ней основных понятий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними и, таким образом, понимании учебного материала, а в целом, определении в нем главного и второстепенного. Только на основе такого осмысления материала можно самостоятельно рассуждать, доказывать, обобщать» [2, с. 38.].

В научно-методической литературе самостоятельность мышления рассматривается как «способность самому увидеть вопрос, требующий решения, и самостоятельно найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится без надобности опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые гипотезы и теории. Самостоятельность мышления тесно связана с его критичностью и представляет собой важную черту творческой личности» [3, с. 351].

Необходимо заметить, что самостоятельность лежит в основе формирования готовности студентов к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности. Информатизация учебного процесса в вузе и общества в целом выводит на первый план компетенции, определяющие способность работать

в информационных полях. Еще 20-25 лет назад эта компетенция (в современной терминологии), по сути, сводилась к умению работать с журнальной технической литературой. В современных условиях содержание данных компетенций включает в себя следующие основные положения:

• понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;

• самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

• использовать компьютер как средство управления информацией;

• работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

• владеть современными средствами телекоммуникаций,

• использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

• соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Активное привлечение компьютерных технологий в процесс обучения в вузах страны приходится на конец 1960-х годов. В этот период наблюдается спад интереса к техническим средствам обучения, который объясняется многими причинами, как, например, несоответствие технических характеристик устройств потребностям учебного процесса, а также низкая оценка преподавателями роли технических средств в процессе обучения, недостаточное количество дидактических материалов для использования технических средств в обучении студента. Следует также отметить, что практически отсутствовала мотивация преподавателей к использованию этих технических средств - эта деятельность базировалась на их личном энтузиазме [4; 5]. В результате компании, корпорации и госпредприятия получали специалистов без практических навыков работы с современной дорогостоящей техникой и технологическими линиями, не способных анализировать и контролировать основные производственные показатели современных устройств.

Внедрение инфокоммуникационных технологий в научные исследования и учебный процесс, а также оснащение вузов разнообразной компьютерной и телекоммуникационной техникой ослабило интерес к техническим средствам обучения других видов. В настоящее время компьютер стал основным техническим средством, которое используется практически во всех ви-

дах учебной деятельности преподавателей и студентов. Бурное развитие инфокоммуникационных технологий и их успешное внедрение в учебный процесс позволили применять элементы научных исследований в учебном процессе и тем самым привлекать студентов к научно-исследовательской работе.

Человек в современном образовании - это субъект, становящийся в информационной культуре, способный к самостоятельному поиску информации, инновационному мышлению, деятельностному подходу к постановке личностно и социально значимых проблем и их адекватному решению. В современных условиях, когда меняется парадигма образования, инфокомму-никационные технологии становятся одним из самых действенных способов избежать обезлички, стандартизации подходов, они ориентируют на создание активной позиции обучающегося. Сохранение человеком активной роли при работе с интеллектуальными информационно-вычислительными системами важно как в социально личностном плане, так и с точки зрения получения максимального педагогического эффекта в образовании на основе компьютерных технологий.

В качестве инновационного и эффективного обучающего средства компьютерного образования может рассматриваться виртуальный лабораторный комплекс, основанный на имитационных компьютерных моделях, определяющих сочетание и последовательность реализации форм игровой деятельности от имитационных к организационно-деятельностным играм, и направленный на профессиональное развитие студентов [6; 7]. Он является единой программно-информационной средой, состоящей из компьютерных программ, реализующих сценарии учебной деятельности, и специальным образом подготовленных знаний, а именно структурированной информации и систем упражнений для ее осмысливания, осваивания и закрепления.

Реализация технических и технологических решений посредством использования виртуального лабораторного комплекса позволяет осуществить комплексный подход к освоению студентами новых перспективных технологий.

При проектировании виртуального лабораторного комплекса необходимо заложить в него технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным, и максимально ориентированным на самостоятельную учебную деятельность студентов. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы, виртуальный лабораторный комплекс выполняет следующие функции:

• эффективно управляет деятельностью обучаемого по изучению дисциплины;

• стимулирует учебно-познавательную деятельность;

• обеспечивает рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;

• рационально сочетает различные технологии представления материала;

• при размещении в сети обеспечивает организацию виртуальных семинаров, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.

Реализация отмеченного выше возможна, прежде всего, за счет развития и укрепления материально-технического оснаще-

Библиографический список

ния вуза учебно-лабораторными и научными площадями, современной научной аппаратурой, приборами, вычислительной и информационной техникой, а также за счет разработки и производства перспективных моделей технических средств обучения, наглядных пособий, научных приборов и соответствующего оборудования, внедрения инфокоммуникационных технологий с целью создания не только виртуальных лабораторий и комплексов, но и единого информационного образовательного пространства.

Выполнение студентами практических и лабораторных работ на базе современных средств, которое возможно осуществить без участия преподавателя, способствует более глубокому усвоению и изучению учебного материала, а также приобретению практических навыков по экспериментальному исследованию и использованию современной техники и оборудования [8].

Кроме того, использование инфокоммуникационных технологий в образовании позволит осуществлять подготовку кадров заданного профиля, владеющих на базе сети Intemet самыми передовыми и высокотехнологичными достижениями ведущих компаний.

Инфокоммуникационные технологии образования включают различные образовательные ресурсы, технологию организации, кадровое и техническое обеспечение образовательного процесса, виртуальную визуализацию среды.

С помощью инфокоммуникационных технологий будущий высококвалифицированный специалист получает возможность доступа к ряду образовательных ресурсов, как, например, к библиотеке электронных изданий, включающей электронные версии основных учебных пособий, методических указаний и справочной литературы по соответствующим дисциплинам; библиотеке автоматизированных лабораторных практикумов, содержащей расчетно-имитационные практикумы по исследованию тех или иных бизнес-процессов.

Отличительной особенностью виртуального лабораторного комплекса от других электронных образовательных ресурсов является наличие специализированного программного обеспечения, позволяющего обучающемуся в рамках самостоятельной учебно-профессиональной деятельности провести эксперимент в данной лаборатории, наблюдать ход его протекания и получить необходимый набор данных для последующей обработки эксперимента в соответствии с полученным заданием.

Виртуальные лабораторные комплексы используют в процессе обучения модели изучаемых явлений и процессов в некоторой предметной области. Если в таком процессе задействованы студенты, у них возникает дополнительная познавательная мотивация, связанная с целями субъектов моделирования (ролевые цели). При этом наблюдается так называемое «дуальное» учебное поведение: обучаемые получают знания, одновременно активно участвуя в их оперативном формировании (производстве).

Использование самых последних достижений в области компьютерных технологий и средств телекоммуникации позволит осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, которые в полной мере будут соответствовать требованиям рынка труда не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

1. Михайличенко, Т.А. О реализации ФГОС в техническом вузе / Т.А. Михайличенко, О.Б. Громова // Высш. образование в России. - 2011. - № 11.

2. Ковалева, Г.Е. Организация самостоятельной работы студентов на основе деятельностной теории учения. - СПб., 1995.

3. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2001.

4. Голошумов, А.Ю. Аксиологические аспекты информационной герменевтики // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 5.

5. Серветник, О.Л. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вуза в условиях глобализации: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006.

6. Голошумова, Г.С. Имитационные компьютерные модели как инструмент модернизации высшего образования / Г.С. Голошумова, А.А. Бологова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2013. - № 1.

7. Голошумов, А.Ю. Активизация герменевтического потенциала инфокоммуникационных ресурсов в профессиональной подготовке будущих юристов / А.Ю. Голошумов, Т.Ю. Федерова, А.М. Балак // Управленец. - 2013. - № 4.

8. Голошумова, Г.С. Факторы развития системы менеджмента качества образования / Г.С. Голошумова, О.А. Костенко // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - № 5.

Bibliography

1. Mikhayjlichenko, T.A. O realizacii FGOS v tekhnicheskom vuze / T.A. Mikhayjlichenko, O.B. Gromova // Vihssh. obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 11.

2. Kovaleva, G.E. Organizaciya samostoyateljnoyj rabotih studentov na osnove deyateljnostnoyj teorii ucheniya. - SPb., 1995.

3. Sovremennihyj slovarj po pedagogike / sost. E.S. Rapacevich. - Minsk, 2001.

4. Goloshumov, A.Yu. Aksiologicheskie aspektih informacionnoyj germenevtiki // Vestnik Universiteta Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. -2011. - № 5.

5. Servetnik, O.L. Ispoljzovanie informacionno-kommunikacionnihkh tekhnologiyj v uchebnom processe vuza v usloviyakh globalizacii: dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropolj, 2006.

6. Goloshumova, G.S. Imitacionnihe kompjyuternihe modeli kak instrument modernizacii vihsshego obrazovaniya / G.S. Goloshumova, A.A. Bologova // Vestnik Universiteta Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. - 2013. - № 1.

7. Goloshumov, A.Yu. Aktivizaciya germenevticheskogo potenciala infokommunikacionnihkh resursov v professionaljnoyj podgotovke buduthikh yuristov / A.Yu. Goloshumov, T.Yu. Federova, A.M. Balak // Upravlenec. - 2013. - № 4.

8. Goloshumova, G.S. Faktorih razvitiya sistemih menedzhmenta kachestva obrazovaniya / G.S. Goloshumova, O.A. Kostenko // Vestnik Universiteta Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. - 2010. - № 5.

Статья поступила в редакцию 10.03.14

УДК 37.013.42

Goloshumova G.S., Sizova E.R., Kuznetsova V.V. SPIRITUALITY AS A VALUABLE BASIS OF LIFE AND FORMATION OF AN IDENTITY OF A PERSON. The article contains justification of understanding of spirituality from the point of view of various sciences: philosophy, sociology, psychology, pedagogy, social science; various concepts of understanding of the phenomenon «spirituality» belonging to Russian and foreign scientists are represented; approaches and ways of spiritual formation of a personality, cultural wealth and relations are proved.

Key words: spiritual, spirituality, spiritual life, spiritual activity, cultural wealth, spiritual consumption, spiritual relations, formation and development of a person.

Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, проф., зам. директора по научной работе филиала ФГБОУ ВПО «Уральский гос. экономический университет», г. Нижний Тагил, E-mail: g-gs@mail.ru; Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, E-mail: elsizova@mail.ru;

В.В. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. художественного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва,

E-mail: kuznecova@apkpro.ru

ДУХОВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ БЫТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье дано обоснование понимания духовности с позиции различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, обществознания; представлены различные концепции русских и зарубежных ученых, касающиеся познания сущности феномена «духовность»; обоснованы подходы и пути духовного становления личности, формирования духовных ценностей и отношений.

Ключевые слова: духовное, духовность, духовная жизнь, духовная деятельность, духовные ценности, духовное потребление, духовные отношения, становление и развитие личности.

Формирование духовности как качества личности, как фундаментального основания мировоззрения человека и его бытия всегда являлось предметом пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов. Для русской педагогической мысли испокон века было характерно понимание приоритета духовного начала человека, и именно на это была направлена вся воспитательная работа, все усилия педагогического сообщества. Еще в 1996 году Ш.А. Амонашвили говорил, что педагогика -это «наука, которая способствует возвышению души и духовности человека» [1, с. 103]. Известно, что отечественная педагогика опирается на православное учение о тройственном составе человека в единстве духа, души и тела, поэтому главный вопрос педагогики состоит в том, как в процессе обучения охватить личность целостно, чтобы она была гармонично сформирована во всех отношениях.

Прежде чем рассматривать педагогический аспект духовности как основы становления личности, необходимо проанализировать с общенаучной точки зрения сам феномен «духовность» и раскрыть его сущность как ценностную основу бытия человека.

Духовность на разных уровнях отношения личности с обществом проявляется в разнообразных ипостасях. Поэтому очевидно, что теоретической базой исследования категории духовность являются различные направления знания: философия, психология, политология, социология, обществознание, богословие и т.д. Онтологические аспекты проявления духовности различны: психическая деятельности, работа сознания, нравственный выбор. В ряде исследований духовность определяется как основа человеческой сущности и способ жизни человека. Именно духовность, обладая изначальной заданностью, определяет направление человеческой жизни, является принципом само-строительства.

Анализ понятия «духовность» с позиции первоначальной словообразовательной структуры показывает, что оно соединяет в себе корень слова - Дух, и суффикс «-сть», который возник в русском языке из корня слова «степень» или «ступень». Следовательно, в прямом смысле слово духовность толкуется как степень или ступень проявления Духа в человеке. Это объясняется тем, что только через обращение субъекта к самому себе он исследует собственную субъектную неповторимость.

Близкую трактовку данного понятия предлагает В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». «Духовность» - состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля»[2, с. 137].

В словарь «Русского языка» под редакцией С.И. Ожегова дается интерпретация понятия «духовность» как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [3].

Понятие «духовность» в психологическом и этическом аспектах рассматривается с точки зрения качеств личности. Так, И.С. Кон определяет «духовность» как «специфически человеческое качество... характеризующее мотивацию и смысл поведения личности... Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений. Духовность характеризуется... бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, оторвавшейся от физиологически детерминированных переживаний...» [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л.А. Карпенко, М.Г. Петровский и М.Г. Ярошевский представляют духовность человека как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.