ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.147:004
ББК Ч448.026.843 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
Г. С. Голошумова О. Е. Чернова
Москва, Россия
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблематике — оптимизации подготовки студентов вуза с использованием электронной образовательной платформы MOODLE. После появления первой версии платформы в 2002 году она стала активно внедряться в образовательный процесс вуза в связи с поиском новых технологий и способов обучения; с расширением возможностей для личного и профессионального роста; с созданием эффективных условий для развития мотивации студентов; с воспитанием умений продуктивной самоорганизации своего учебного процесса. В представленной статье рассмотрен педагогический потенциал платформы, заключающийся в гибкости, вариативности педагогических подходов, возможности учета индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого студента, наличии широкого спектра инструментов для построения учебного курса, возможности организации индивидуальной и групповой учебной деятельности, отсутствии ограничений на количество инсталляций и число пользователей. Также выявлены педагогические условия, способствующие максимальному использованию потенциала платформы MOODLE: формирование и развитие ценностного отношения студентов к автономной деятельности; организация подготовки студентов к автономной работе на платформе; обеспечение профессиональной готовности и мотивации преподавателя к работе с платформой MOODLE.
Обосновано, что использование электронной образовательной платформы MOODLE в образовательном процессе вуза способствует повышению мотивации студентов, росту интереса к предмету, активизирует самостоятельность, развивает рефлексию, навыки планирования, содействует формированию адекватной самооценки и нацеливает на обучение в течение всей жизни.
Вышеупомянутые положение были апробированы в Российском университете дружбы народов и получены положительные результаты.
Ключевые слова: электронные образовательные платформы; электронное обучение; информационные технологии; информатизация образования; вузы; студенты; электронные образовательные ресурсы.
G. S. Goloshumova O. E. Chemova
Moscow, Russia
POTENTIAL APPLICATION OF E-LEARNING ENVIRONMENT MOODLE IN TRAINING OF IHL STUDENTS
Abstract. The article is devoted to a very topical problem of a more efficient training of students by means of e-leaming environment MOODLE. After MOODLE was released in 2002, it has been implemented in the practice of IHLs (Institutes of Higher Learning) due to the search for new technologies and teaching methods, more opportunities for personal and professional growth, better conditions for students to be motivated, opportunities for improving skills of self organization of one's learning process. The article describes pedagogical potential of e-learning environment MOODLE including: flexibility, variability of pedagogical approaches, allowance of individual learning styles, a variety of tools and instruments for development of different courses, an opportunity for individual and group work, no limit on the number of installations and the number of users. The authors believe that the following pedagogical conditions will help to take advantage of the application potential: students' high value of autonomous learning, students' training to work independently in e-learning environment MOODLE, teachers' readiness and motivation to implement MOODLE in their work.
The authors proved that e-learning environment MOODLE in the practice of IHLs helps to motivate students, promote their interest to the academic subject, enables to become more independent and to develop self-reflection, planning skills, adequate self-esteem and focus on life-long learning.
This approach has been successfully tested in RUDN University.
Keywords: e-learning platforms; e-learning; informational technologies; informational support of education; universities; students; e-learning resources.
С момента появления первой версии платформы MOODLE в 2002 году данная электронная образовательная платформа стала активно внедряться в образовательный процесс вуза. Это связано с поиском новых технологий и способов обучения, повышающих эффективность образовательного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации, направленных на формирование у каждого студента способности постоянно самосовершенствоваться; с расширением возможностей для личного и профессионального роста; с созданием эффективных усло-
вий для развития мотивации студентов, формирования у них ценностного отношения к изучаемым предметам и подготовки к жизнедеятельности в условиях информационного общества; с воспитанием умений продуктивной самоорганизации своего учебного процесса. Однако следует отметить, что на современном этапе педагогический потенциал данной платформы все еще используется недостаточно, хаотично, исходя из индивидуальных интересов.
Для того чтобы рассмотреть возможности эффективной организации процесса подготовки студентов с
использованием электронной образовательной платформы MOODLE необходимо рассмотреть понятийный аппарат, используемый в данной области.
В ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 приведены основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-коммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [Федеральный закон... URL].
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [Федеральный закон. URL].
Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), под которыми понимают образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2].
Основными требованиями к разработке ЭОР являются:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных методов и способов обучения; (традиционных и инновационных) для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение обучаемых через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия мира в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципов наглядности, доступности, научности, системности, связи обучения с жизнью и т. д.);
- ориентация на индивидуальную образовательную траекторию;
- расчет на совместное творчество педагога и обучающегося;
- приоритет безопасности в использовании средств обучения [Бондаренко 2011: 216].
Для разработки ЭОР используется модульный принцип построения как наиболее удовлетворяющий требованиям системности. Весь образовательный контент разделяется на модули, соответствующие законченным тематическим компонентам учебного процесса.
Применение модульной структуры, объединенной общим интерфейсом, позволяет, в зависимости от требований к ресурсу, расширять его функциональность.
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспе-
чивается наличием следующих возможностей: муль-тимедийность, моделирование, интерактивность.
Для эффективного использования ЭОР и реализации целей электронного образования: развитие личности студента; реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации; интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса [Ковалева 2016: 25] необходимо создание в вузе электронной информационно-образовательной среды.
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) — это система электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих условия доступа к образовательному содержанию, а также языковых и электронных информационных средств доступа и управления этими ресурсами. Заданы начальные условия ЭИОС, если:
1) учебное содержание доступно в виде ЭОР, а сами они доступны в среде некой электронной образовательной платформы;
2) определены языковые средства, обеспечивающие коммуникацию в среде и ее развитие [Государев 2016: 124].
Под электронной образовательной платформой (ЭОП) мы понимаем информационную площадку в сети Интернет, созданную для размещения образовательного контента и коммуникации между педагогом и обучающимися, а также между самими обучающимися [Габидулин 2016].
Подобные платформы позволяют осуществлять учебный процесс в любом местоположении, а не только в аудиторном режиме. Они дают возможность автоматизировать некоторые административные задачи, например, администрирование пользователей, организация их взаимодействия, обеспечение учебного контента, организация контроля освоения знаний, составление отчетности.
Для эффективной организации работы на ЭОП необходимы:
- учебная администрация, управляющая процессом образования и учебными ресурсами;
- программное обеспечение (ПО), отвечающее требованиям учебного процесса и обладающее необходимыми функциональными особенностями;
- оборудование с доступом в интернет;
- электронный учебный контент.
Для того чтобы понять какой ресурс использовать, необходимо знать типологию ЭОП, их возможности, достоинства и недостатки.
ЭОП можно разделить на три группы:
- закрытые ЭОП (готовый к использованию электронный ресурс, в который невозможно вносить изменения, дополнения);
- частично открытые ЭОП (позволяют размещать дополнительные материалы в авторский курс, не изменяя основного содержания курса и его структуры);
- открытые ЭОП (дают возможность разрабатывать собственные курсы, определять темы, задавать структуру курса, содержание мультимедийных средств, последовательность работы с материалом, определять порядок и частоту контрольных мероприятий) [Ковалева 2015: 585-594].
Приведенное описание дает четкое представление о том, что выбор определенной ЭОП зависит от целей и задач образовательного процесса, от умений и навыков преподавателей и студентов вуза работать с ЭОР.
На сегодняшний день существуют различные ЭОП, которые могут быть использованы в образовательном пространстве вуза, а именно: Xerte, Claroline, Blackboard, WebTutor, LWCL, Atutur, Academ Live, SAKAI, OLAT, eLML, eXe-Learning, MOODLE; российского производства: eAuthor 3.1, STRATUM, RedClass, «Дизайнер Курсов», «Дельфин», «Виртуальный университет».
Эти образовательные платформы ориентированы на преподавателей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных. В состав платформ входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной. Поэтому любой преподаватель сможет с помощью справочной системы создать электронный курс и управлять его работой.
По нашему мнению, наибольшие преимущества для реализации целей электронного обучения и подготовки студентов, развития их автономности и нацеленности на образование в течение всей жизни, являющихся императивом сегодняшнего дня, имеет ЭОП MOODLE, обладающая значительным педагогическим потенциалом, выраженном в гибкости, вариативности педагогических подходов, возможности учета индивидуального стиля каждого студента, наличии широкого спектра инструментов для построения учебного курса, включающего не только стандартные модули, но и дополнительные, возможности организации индивидуальной и групповой учебной деятельности, отсутствии ограничений на количество инсталляций и число пользователей, бесплатном распространении и т. д.
Базируясь на работах А. Н. Груздева, Т. В. Колесовой, А. А. Хусаиновой [Груздев 2016; Колесова 2015; Хусаинова 2013], мы можем выделить следующие педагогические условия, реализация которых будет способствовать эффективному использованию ЭОП MOODLE в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности:
1. Формирование и развитие ценностного отношения студентов к автономной деятельности.
Для реализации данного условия процесс взаимодействия преподавателей и студентов должен быть направлен на формирование у студенчества взглядов и убеждений, ценностно-мотивационных установок на избранную профессию, развитие творческого отношения к труду и творческих способностей; он обеспечивается через повышение уровня самостоятельности в овладении знаниями и умениями, проектирование собственной образовательной траектории.
2. организация подготовки студентов к автономной работе на ЭОП MOODLE.
Любая деятельность включает следующие этапы: возникновение потребности, целеполагание,
планирование, исполнение плана, самоконтроль и удовлетворение потребности путем использования созданного продукта деятельности. До начала автономной деятельности необходимо настроить и мотивировать студентов, ознакомить их с методами, способами и стратегиями самостоятельной работы, нацелить на конечный результат, который, по мнению О. Мельничук и А. Яковлевой, заключается в том, что автономный специалист должен приобрести способность:
- осуществлять системный анализ проблемной ситуации;
- выявлять из неопределенной проблемой ситуации задачу и корректно ее формулировать;
- точно оценивать противоречия и целенаправленно разрешать их;
- генерировать оригинальные идеи и решения;
- выдвигать гипотезы;
- преодолевать собственную стереотипность мышления;
- вести целенаправленный поиск научно-технической информации по проблеме и т. д. [Мельничук 2000].
Также необходимо удостовериться в том, что студент способен и готов работать независимо и самостоятельно. Показателями его готовности, по мнению М. Брина и С. Манна, служит наличие у него следующих качеств:
- Новый психологический статус студента, новый образ существования, студент чувствует ответственность за учебный процесс.
- Желание учиться. Позиция «я действительно хочу это сделать». Внутренняя мотивация. Внешняя мотивация.
- Самообладание и уверенность в себе.
- Метакогнитивные умения. Принятие решений — что учить, когда, где, с помощью чего. Конструктивное использование советов окружающих.
- Готовность студента к изменениям. Способность вносить изменения в учебный менеджмент.
- Самостоятельность, независимость. Способность действовать, мыслить, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Независимость от преподавателя, самостоятельность в выборе учебных материалов, стратегий.
- Стратегический подход к обучению. Активность студента. Интерес, любопытство. Использование внешних источников информации с наибольшей пользой. Осознание чему, зачем и как он учится.
- Способность к сотрудничеству и умение «вести переговоры» с преподавателем и другими студентами, чтобы найти наилучшее применение учебных ресурсов, находящихся в распоряжении [Benson 1997].
Автономного взрослого учащегося можно определить посредством наличия у него следующих особенностей и способностей:
- психические способности (способность слушать других, справляться с негативной информацией, экспериментировать);
- способности, проявляющиеся на этапе «пред-деятельности» (способность идентифицировать собственные образовательные потребности, планировать собственную учебную деятельность);
- способности, проявляющиеся на этапе деятельности (способность использовать все возникающие возможности узнать что-то новое, управлять собственным образовательным процессом, анализировать то, каким образом добиваются успеха другие учащиеся, учиться на опыте других);
- способности, проявляющиеся на этапе «постдеятельности» (способность устанавливать для самого себя критерии успешной деятельности, доступными способами измерять эффективность собственной деятельности, эффективно повторять и суммировать то, что уже было однажды усвоено [Цветкова 2001].
3. Обеспечение профессиональной готовности и мотивации преподавателя к работе с ЭОП MOODLE.
В связи с интенсификацией применения ЭОП в современных образовательных организациях перед преподавателями вузов ставится задача формирования на высоком уровне готовности к их применению.
Процесс внедрения ЭОП затрагивает все большее число высших учебных заведений, однако преподаватели российских вузов значительно отстают в их освоении и применении от мирового образовательного сообщества.
Анализ теории и практики использования ЭОП показал, что в вузе можно выделить следующие трудности в данной сфере: недостаточные первоначальные знания преподавателей вуза в области работы с ЭОП; недостаточное техническое оснащение личного информационного пространства преподавателя; недостаточный уровень готовности преподавателя к работе с ЭОП; недостаточная мотивация преподавателей к применению ЭОП.
Следовательно, необходимо проводить подготовку преподавателей вуза к работе с ЭОП.
Мы, вслед за В. И. Байденко, И. А. Зимней, А. В. Хуторским, будем считать, что готовность преподавателя вуза к работе с ЭОП включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и технологический [Грабко 2015].
Мотивационный компонент отражает мотивы, смысл, цели, желание преподавателя вуза применять ЭОП в своей профессиональной деятельности.
Показателями мотивационного компонента готовности преподавателей вуза к применению ЭОП можно считать:
- желание участвовать в формировании ЭИОС
вуза;
- заинтересованность в создании и использовании новых форм обучения и их интеграции с другими формами обучения;
- желание использовать возможности ЭИОС вуза;
- стремление участвовать в различных инновационных конкурсах и научных работах, конференциях, семинарах.
Когнитивный компонент готовности преподавателя вуза к работе с ЭОП включает знания и понятия, позволяющие эффективно использовать ЭОП в своей профессиональной деятельности.
Показателями сформированности когнитивного компонента готовности преподавателя вуза к применению ЭОП служат:
- знание методов, приемов и средств, необходимых для применения ЭОП в профессиональной деятельности;
- понимание роли и значения применения ЭОП в профессиональной деятельности педагога;
- знание видов ЭОП, их основные преимущества и недостатки.
Технологический компонент сформированно-сти готовности преподавателей вуза к применению ЭОП — это совокупность практических умений, необходимых для осуществления деятельности с использованием ЭОП.
К показателям технологического компонента можно отнести:
- умение работать с выбранной ЭОП;
- умение использовать основные возможности ЭОП для организации группового метода работы, промежуточного и итогового тестирования, визуализации учебного материала, организации совместной работы, оценивания работ, общения и консультирования;
- умение оценивать качество обучения с применением ЭОП, составлять индивидуальную траекторию обучения, выявлять и устранять недостатки.
В работах ведущих ученых России и зарубежья выделяют три уровня готовности: низкий, средний и высокий. При высоком уровне готовности компонент профессиональной готовности полностью сформирован, при среднем — частично сформирован, при низком — не сформирован.
Следует отметить, что несмотря на то, что использование в образовании электронных образовательных ресурсов и платформ сегодня активно обсуждается в научной литературе в России и за рубежом [Голошумова 2010, 2013, 2015, 2016; Гузеев 2011; Kwan 2011; Maier 2015; Ryan 2014], в частности, проводятся исследования по применению ЭОП MOODLE при изучении иностранных языков [Бехтерев 2013; Даричева 2012; Логинова 2011; Овчинникова 2011; Рыманова 2013; Хусаинова 2013; Цветкова 2015 и др.], однако, большинство работ посвящено использованию ЭОП MOODLE при изучении иностранного языка в неязыковом вузе, меньшее количество освещает вопросы подготовки лингвистов с использованием данной платформы [Дегиль 2012; Савина 2015; Зихролааев 2016], но вопросы использования ЭОП MOODLE для подготовки переводчиков профессионально ориентированных текстов в научной литературе освещены недостаточно, что делает исследования в данной сфере актуальными.
Представленные в статье педагогические условия эффективного использования ЭОП MOODLE были реализованы в Инженерной Академии Российского университета дружбы народов при подготовке студентов инженерного профиля, получающих дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», и получены положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
Бехтерев А. Н., Логинова А. В. Использование системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении профессиональному иностранному языку // Открытое образование. — 2013. — № 4 (99). — С. 91-97.
Бондаренко Е. А., Хабибрахманова И. Ю. Современные образовательные технологии: пособие для учителей общеобразовательных школ. — М.: Бизнес меридиан, 2011. — 260 с.
Габидулин А. А. Социальные платформы и их будущее в образовательном процессе на примере цифровых кочевников [Электронный ресурс] // Материалы III международной интернет-конференции Connect Universum 2426 мая 2016. — Режим доступа: http://connect-universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1059.html. (дата обращения: 16.08.2017).
Голошумова Г. С. Социально-ориентированное образование личности: информационно-коммуникационный аспект / Г. С. Голошумова, А. Ю. Голошумов, П. С. Ефимова, С. Г. Ежов // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2. — С. 201.
Голошумова Г. С. Пути и средства оптимизации информационного образовательного пространства / Г. С. Голошумова, А. Ю. Голошумов // Вестник УРАО. — 2016. — № 2. — С. 26-30.
Голошумова Г. С. Возможности герменевтической технологии в процессе дистанционного обучения / Г. С. Голошумова, Д. М. Назаров // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — № 8. — С. 119-128.
Голошумова Г. С. Имитационные компьютерные модели как инструмент модернизации высшего образования / Г. С. Голошумова, А. А. Бологова // Вестник Университета Российской академии образования. — 2013. — № 1. — С. 18-21.
Государев И. Б. Терминология электронных информационно-образовательных сред // Человек и образование. — 2016. — № 1 (46) — С. 124.
ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/Data1/52/52050/ (дата обращения: 16.08.2017).
Грабко Е. Ю. Подготовка преподавателей вуза к применению технологий дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук. — Чебоксары, 2015. — 185 с.
Груздев А. Н. Электронно-образовательная площадка LMS MOODLE как средство мотивации студентов вуза к самостоятельной работе // Концепт: Научно-методический электронный журнал. — 2016. — Т. 19. — С. 246-250.
Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология // Народное образование. — 2011. — С. 324-335.
Даричева М. В. Об эффективности использования среды дистанционного образования Moodle в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: материалы VI Международной научно-практической конференции. — Н.-Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. — С. 240-243.
Дегиль И. М.Возможность электронного учебника для формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов // Инновационные технологии в профессиональном образовании: от компетентностной к культуротворческой парадигме: материалы Всероссиской молодежной конференции (г. Томск, 20-22 августа 2012 г.). — Томск, 2012. — С. 155-159.
Зихролааев Э. М. Использование системы электронного и дистанционного обучения «MOODLE» на кафедре теории и практики устных форм перевода казумоимя
им. Абылай Хана [Электронный ресурс] // Виртуальный проект G-global. — Режим доступа: http://group-global.org/ru/publication/30997-ispolzovanie-sistemy-elektronnogo-i-distancionnogo-obucheniya-moodle-na-kafedre (дата обращения: 16.08.2017).
Ковалева А. Г. Обучение иностранному языку студентов радиотехнических направлений на основе мультимедийных трансформаций: дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2016. — 198 с.
Колесова Т. В. Условия эффективного использования электронной образовательной платформы MOODLE для повышения качества самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку // Вестник Марийского государственного университета. — 2015. — № 1 (16). — С. 19-22.
Логинова А. В. Преимущества использования системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Вестник науки Сибири. — 2011. — №1 (1). — С. 358-362.
Мельничук О. Модель специалиста. (К вопросу о гуманизации образования) / О. Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России. — 2000. — № 5. — С. 19-25.
Овчинникова О. М. Разработка курса «Иностранный язык» в системе дистанционного обучения MOODLE // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4-1. — С. 212-218.
Рыманова И. Е. Использование среды Moodle для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 11-2 (29). — C. 164-167.
Савина О. Ю. Опыт комбинированного обучения в среде дистанционного обучения MOODLE в подготовке специалистов по специальности «Теория и методика обучения немецкому языку» // Проблемы лингвистики и лингвистического образования: сборник научных статей. — Тюмень, 2011. — С. 227-238.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.06.2017).
Хусаинова А. А. Педагогические условия использования системы Moodle в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2013. — № 2 (22). — Режим доступа: http:jornal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201337/pdf_125 (дата обращения: 15.06.2017).
Цветкова Т. К. Пути формирования автономности обучаемого в учебном процессе по иностранному языку // Автономность в практике обучения ИЯ и культурам. — М.: МГЛУ, 2001. — С.125-143.
Цветкова С. Е., Малинина И. А. Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной иноязычной деятельности будущих экономистов // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 4. — С. 105-114.
Autonomy and independence in language learning / Edited by Phil Benson and Peter Voller. — London and New York: Longman, 1997. — 270 p.
Kwan R., McNaught C., Tsang P., Wang F. L. Enhancing Learning through technology. — 2011. — 375 p. — Режим доступа: http://www.abebooks.co.uk/ (дата обращения: 23.05.2016).
Maier P., Warren A. Integrating technology in learning and teaching. — London: Kogan Page, 2015. — 162 p.
Ryan S., ScottB., Freeman H., PatalD. The Virtual University: The Internet and Resource-based learning. — London: Kogan Page, 2014. — 204 p.
REFERENCES
Bekhterev A. N., Loginova A. F.Ispol'zovanie sistemy distantsionnogo obucheniya «MOODLE» pri obuchenii profes-sional'nomu inostrannomu yazyku // Otkrytoe obrazovanie. — 2013. — № 4 (99). — S. 91-97.
Bondarenko E. A., Khabibrakhmanova I. Yu. Sovremen-nye obrazovatel'nye tekhnologii: posobie dlya uchiteley ob-shcheobrazovatel'nykh shkol. — M.: Biznes meridian, 2011. — 260 s.
Gabidulin A. A. Sotsial'nye platformy i ikh budushchee v obrazovatel'nom protsesse na primere tsifrovykh kochevni-kov [Elektronnyy resurs] // Materialy III mezhdunarodnoy internet-konferentsii Connect Universum 24-26 maya 2016. — Rezhim dostupa: http://connect-
universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1059.html. (data obrashcheni-ya: 16.08.2017).
Goloshumova G. S. Sotsial'no-orientirovannoe obra-zovanie lichnosti: informatsionno-kommunikatsionnyy aspekt / G. S. Goloshumova, A. Yu. Goloshumov, P. S. Efimova, S. G. Ezhov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. — 2015. — № 2. — S. 201.
Goloshumova G. S. Puti i sredstva optimizatsii in-formatsionnogo obrazovatel'nogo prostranstva / G. S. Go-loshumova, A. Yu. Goloshumov // Vestnik URAO. — 2016. — № 2. — S. 26-30.
Goloshumova G. S. Vozmozhnosti germenevticheskoy tekhnologii v protsesse distantsionnogo obucheniya / G. S. Goloshumova, D. M. Nazarov // Distantsionnoe i vir-tual'noe obuchenie. — 2010. — № 8. — S. 119-128.
Goloshumova G. S. Imitatsionnye komp'yuternye mo-deli kak instrument modernizatsii vysshego obrazovaniya / G. S. Goloshumova, A. A. Bologova // Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. — 2013. — № 1. — S. 18-21.
Gosudarev I. B. Terminologiya elektronnykh infor-matsionno-obrazovatel'nykh sred // Chelovek i obrazovanie. — 2016. — № 1 (46) — S. 124.
GOST R 52653-2006 «Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostu-pa: http://files.stroyinf.ru/Data1/52/52050/ (data obrashcheniya: 16.08.2017).
Grabko E. Yu. Podgotovka prepodavateley vuza k primeneniyu tekhnologiy distantsionnogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. — Cheboksary, 2015. — 185 s.
Gruzdev A. N. Elektronno-obrazovatel'naya ploshchadka LMS MOODLE kak sredstvo motivatsii studentov vuza k samostoyatel'noy rabote // Kontsept: Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal. — 2016. — T. 19. — S. 246-250.
Guzeev V. V. Planirovanie rezul'tatov obrazovaniya i obrazovatel'naya tekhnologiya // Narodnoe obrazovanie. — 2011. — S. 324-335.
Daricheva M. V. Ob effektivnosti ispol'zovaniya sredy distantsionnogo obrazovaniya Moodle v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze // Problemy razvitiya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: mate-rialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii. — N.-Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2012. — S. 240-243.
Degil' I. M. Vozmozhnost' elektronnogo uchebnika dlya formirovaniya inoyazychnoy sotsiokul'turnoy kompetentsii studentov // Innovatsionnye tekhnologii v professional'nom obrazovanii: ot kompetentnostnoy k kul'turotvorcheskoy paradigme: materialy Vserossiskoy molodezhnoy konferentsii (g. Tomsk, 20-22 avgusta 2012 g.). — Tomsk, 2012. — S. 155-159.
Zikhrolaaev E. M. Ispol'zovanie sistemy elektronnogo i distantsionnogo obucheniya «MOODLE» na kafedre teorii i praktiki ustnykh form perevoda kazumoimya im. Abylay Khana [Elektronnyy resurs] // Virtual'nyy proekt G-global. — Rezhim dostupa: http://group-global.org/ru/publication/30997-ispolzovanie-sistemy-elektronnogo-i-distancionnogo-obucheniya-moodle-na-kafedre (data obrashcheniya: 16.08.2017).
Kovaleva A. G. Obuchenie inostrannomu yazyku stu-dentov radiotekhnicheskikh napravleniy na osnove mul'ti-mediynykh transformatsiy: dis. ... kand. ped. nauk. — Ekaterinburg, 2016. — 198 s.
Kolesova T. V. Usloviya effektivnogo ispol'zovaniya el-ektronnoy obrazovatel'noy platformy MOODLE dlya pov-ysheniya kachestva samostoyatel'noy raboty studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku // Vestnik Mariyskogo gosu-darstvennogo universiteta. — 2015. — № 1 (16). — S. 19-22.
Loginova A. V. Preimushchestva ispol'zovaniya sistemy distantsionnogo obucheniya «MOODLE» pri obuchenii in-ostrannomu yazyku studentov tekhnicheskikh spetsial'nostey // Vestnik nauki Sibiri. — 2011. — №1 (1). — S. 358-362.
Mel'nichuk O. Model' spetsialista. (K voprosu o gu-manizatsii obrazovaniya) / O. Mel'nichuk, A. Yakovleva // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2000. — № 5. — S. 19-25.
Ovchinnikova O. M.Razrabotka kursa «Inostrannyy yazyk» v sisteme distantsionnogo obucheniya MOODLE // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. — 2011. — № 4-1. — S. 212-218.
Rymanova I. E. Ispol'zovanie sredy Moodle dlya obucheniya professional'nomu inostrannomu yazyku studentov tekhnicheskogo vuza // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. — 2013. — № 11-2 (29). — S. 164-167.
Savina O. Yu. Opyt kombinirovannogo obucheniya v srede distantsionnogo obucheniya MOODLE v podgotovke spetsialistov po spetsial'nosti «Teoriya i metodika obucheniya nemetskomu yazyku» // Problemy lingvistiki i lingvistich-eskogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh statey. — Tyumen', 2011. — S. 227-238.
Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70291362/ (data obrashcheniya: 15.06.2017).
Khusainova A. A. Pedagogicheskie usloviya ispol'zova-niya sistemy Moodle v organizatsii samostoyatel'noy raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov ekonomi-cheskikh spetsial'nostey [Elektronnyy resurs] // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). — 2013. — № 2 (22). — Rezhim dostupa: http:jornal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201337/pdf_125 (data obrashcheniya: 15.06.2017).
Tsvetkova T. K. Puti formirovaniya avtonomnosti obuchaemogo v uchebnom protsesse po inostrannomu yazyku // Avtonomnost' v praktike obucheniya IYa i kul'turam. — M.: MGLU, 2001. — S.125-143.
Tsvetkova S. E., Malinina I. A. Informatsionnaya obra-zovatel'naya sreda kak sredstvo intensifikatsii sa-mostoyatel'noy inoyazychnoy deyatel'nosti budushchikh ekonomistov // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2015. — № 4. — S. 105-114.
Autonomy and independence in language learning / Edited by Phil Benson and Peter Voller. — London and New York: Longman, 1997. — 270 p.
Kwan R., McNaught C., Tsang P., Wang F. L. Enhancing Learning through technology. — 2011. — 375 p. — Rezhim dostupa:: http://www.abebooks.co.uk/ (дата обращения: 23.05.2016).
Maier P., Warren A. Integrating technology in learning and teaching. — London: Kogan Page, 2015. — 162 p.
Ryan S., ScottB., Freeman H., PatalD. The Virtual London: Kogan Page, 2014. — 204 p. University: The Internet and Resource-based learning. —
Данные об авторах
Галина Семеновна Голошумова — доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкознания и музыкального образования, Московский педагогический государственный университет (Москва).
Адрес: 119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1.
E-mail: g-gs@mail.ru.
Оксана Евгеньевна Чернова — старший преподаватель кафедры иностранных языков Инженерной Академии, Российский университет дружбы народов (Москва).
Адрес: 115419, Россия, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 3.
E-mail: oxana-c@mail.ru.
About the authors
Galina Semenovna Goloshumova, Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Musicology and Music Education, Moscow State University of Education (Moscow).
Oxana Evgen'evna Chernova, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages of Engineering Academy, RUDN University (Moscow).