Научная статья на тему 'Концептуальные положения развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования'

Концептуальные положения развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УРОВНИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LEVELS OF ECONOMICS EDUCATION / PREPARING COMPETITIVE SPECIALIST / LABOUR-MARKET / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / ECONOMICS COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам общества. При этом приоритетным направлением в этой сфере является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Provisions of Development of Continuous Economics Education in the System of Vocational Education

The conceptual provisions reflecting the changes taking place in the labour-mar-ket and new requirements for the specialist training, mechanism of interaction between the labour-market and educational services are presented in the article. Also the competence model of graduate vocational educational institution which coincides with the elaborated structure of the economics competence and the principle of economics competence are presented.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования»

ного рода интегрированных образовательных программ в образовательном процессе вуза. Разработанные интегрированные программы непрерывного профессионального образования можно будет широко применять для подготовки профессиональных кадров технического профиля как в рамках региона, так и в масштабах страны.

В целом, успешность деятельности экспериментальных площадок РАО обеспечивается творческим потенциалом коллективов педагогов образовательных учреждений, а также руководством ведущих ученых РАО и научным потенциалом Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме Академии.

Следует подчеркнуть, что педагогические разработки экспериментальных площадок РАО ориентированы на их использование в качестве науч-но-методической поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, они характеризуются доступностью и возможностью широкого применения при подготовке управленческих и педагогических кадров системы образования, для организации федеральных и региональных экспериментальных площадок, при создании инновационных образовательных проектов, программ развития образования.

Литература

1. Орешкина А.К. Инновационные процессы в образовании: к вопросу о перспективах развития экспериментальной деятельности [Текст] /А.К.Орешкина/ Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 3 (6). - С. 114-119.

2. Орешкина А.К. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования [Текст] /А.К.Орешкина, Т.Ю.Цибизова. М.: МГОУ, 2010. - 142с.

3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред.С.Я.Батышева, А.М.Новикова. Изд. 3-е переработ. М., изд-во «Эгвес», 2009. - 456с.

4. Рубцова Н.Е. Вариативное психологическое пространство профессионального самоопределения // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2012. - №4. - С.34-42.

5. Цибизова, Т.Ю. К вопросу о преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования /Т.Ю. Цибизова // Образование и общество. - 2010. - № 6. - С. 14-17.

НАСЛЕДИЕ A.M. НОВИКОВА: СОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам общества. При этом приоритетным направлением в этой сфере является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда.

В работах A.M. Новикова, Т.Ю. Ломакиной [5, 3] указывается, что в современных условиях концепция непрерывного профессионального образования должна рассматриваться как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентной способности, достижение более полной занятости населения, обеспечение профессиональной мобильности работников в связи с внедрением новых технологий и строиться на основе следующих общепедагогических принципов: базового образования, многоуровневое™, диверсификации, дополнительности базового и последипломного образования, маневренности, преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организационных форм.

Поэтому первое концептуальное положение нашего исследования состоит в том, что идея непрерывного образования в условиях науч-

М.Г. Сергеева

Ключевые слова:

экономические

компетенции,

профессиональная

компетентность,

критерии

сформированности

экономической

компетентности,

уровни непрерывного

экономического

образования.

но-технического прогресса и изменяющихся условий социальной жизни общества применительно к экономическому образованию в системе профессионального образования предусматривает обязательное освоение и пополнение экономических знаний, делающих человека уверенным в любой ситуации реальной действительности и способствующих его развитию как субъекта деятельности на всем протяжении жизни.

В результате перехода страны к рыночной экономике появилась острая необходимость в экономической подготовке специалистов, успешно работающих в новых социально-экономических условиях, быстро и адекватно реагирующих на меняющуюся конъюнктуру рынка.

Второе концептуальное положение исследования заключается в том, что непрерывное экономическое образование - это часть непрерывного профессионального образования, которое ориентировано на формирование в условиях экономики рыночного типа конкурентоспособного, востребованного на рынке труда специалиста и которое предполагает формирование у него в процессе обучения и воспитания экономических компетенций по профилям подготовки на разных уровнях профессионального образования. При этом экономическое обучение направлено на формирование экономических компетенций (ключевых, профессиональных и дополнительных), а экономическое воспитание осуществляется в целях: формирования экономического мышления; развития деловых качеств экономически воспитанной личности; накопления знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

В процессе исследовательской работы нами были выделены причины и обстоятельства активного обращения отечественной педагогической науки и практики к проблемам экономического образования: острая необходимость развития и перевода экономики на более высокий уровень; требование налаживания экономических связей и экономического обучения участников экономических процессов. Генезис основных этапов экономической мысли в России, обобщенных A.C. Булатовым [1], позволил выявить теоретические предпосылки современного экономического образования:

- многоукладное^ экономики России, обусловленная постоянным расширением ее территориальных границ, завершившаяся созданием крупнейшего в мире евразийского государства;

- существование национальных экономических школ, в которых строились принципиально иные в отличие от Запада отношения государства и общества;

- национальная установка на принцип единства экономического обра-

зования и воспитания, который обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации. При этом основу конкурентоспособности, экономического роста и эффективности хозяйствования составляет не оборудование и производственные запасы, а человеческий национальный, российский «капитал»;

- влияние духовной культуры как носителя исторической памяти народа на систему представлений и ценностей, определение и выбор строя экономической мысли;

- экономическая жизнь российского общества, включающая отношения, возникающие между всеми его членами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

- поэтапное развитие современной экономической мысли, которое способствовало появлению нового направления в экономической науке - «Экономикс» на микро и макроуровнях, принципиально отличающегося от курса марксистско-ленинской политической экономии: по традиционной политической экономии у рыночной организации нет будущего, по «Экономикс» нет смысла в иной организации общественного хозяйства, кроме рыночной.

На развитие непрерывного экономического образования влияют следующие факторы: социально-экономическая среда (высокая скорость устаревания профессиональных знаний; сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда; структурные изменения в сфере занятости; изменение спроса со стороны государства, личности, рынка труда и сферы услуг; ограниченность временных и материальных ресурсов личности) и социально-педагогические условия (направленность на образование и самообразование в течение всей жизни; построение непрерывного экономического образования на фундаментальной основе; многоуровневость структуры экономического образования; вариативность образовательных программ; готовность личности к социальной динамике; вариабельность структуры и объема подготовки специалистов; адаптивность уровней образования) [2].

В нашем исследовании, рассматривая непрерывное экономическое образование как обязательную часть непрерывного профессионального образования, мы доказываем, что оно в условиях экономики рыночного типа ориентировано на формирование конкурентоспособного, востребованного на рынке труда специалиста, обладающего необходимыми экономическими компетенциями. Компетенции формируются в процессе экономического обучения и экономического воспитания, который включает познание системы объективных экономических законов и категорий; формирование

экономических компетенций и их реализацию в экономическом поведении; развитие деловых качеств экономически воспитанной личности; накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

Поэтому третье концептуальное положение исследования состоит в том, что в содержании экономического обучения экономические компетенции являются необходимой и обязательной частью подготовки любого специалиста в системе профессионального образования, что обусловлено: развитием рынка труда, где присутствуют как экономические гиганты, так и предприятия среднего и малого бизнеса (доля которых будет увеличиваться); инфляцией, экономическими реформами (пенсионная, ЖКХ и др.), платными образовательными и медицинскими услугами, т.е. вовлечением работающего гражданина в формирование личного и семейного бюджета.

В качестве теоретико-методологического основания разрабатываемой концепции выбраны следующие подходы: системный как общенаучная основа, деятельностный как теоретико-методологическая стратегия и компе-тентностный как практикоориентированная тактика.

Предметом разработки логики и методологии системного подхода является изучение общих принципов организации системных исследований, что обеспечивает правильность и четкость постановки научной проблемы в содержательном и формальном аспектах и рассматривается нами как общенаучная основа формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования. С позиции системного подхода данный процесс предполагает выявление его составных элементов, установление системообразующих факторов и связей между компонентами, определение функций системы в целом.

Деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Согласно деятельностному подходу целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела, то есть дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. В нашем случае это касается экономической деятельности.

Компетентностный подход рассматривается нами в качестве метода

моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности. Компетентностный подход как результативно-целевая основа образования находит широкое применение на разных уровнях профессионального образования и в различных предметных областях (экономика, менеджмент, информационные технологии, социокультурная деятельность и т. д.).

Разработанная нами Концепция развития непрерывного экономического образования представляет систему компонентов: научно-методологиче-ского (принципы экономического обучения и экономического воспитания, сущность и содержание принципа экономической компетентности), процессуального (прикладная модель формирования экономических компетенций выпускника) и верификации процесса формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования.

В рамках научно-методологического компонента Концепции нами были уточнены понятия «компетентность», «компетенции», «профессиональные компетенции» и проведен анализ государственных образовательных стандартов трех поколений. Анализ литературы позволил определить компетентность как интегральное личностно-профессиональное качество человека, завершившего образование определенной ступени. Это качество выражается в готовности и способности к успешной, продуктивной и эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны; и обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций. Компетенции представляют собой открытую систему знаний, умений, навыков, которые приобретаются в образовательном процессе и корректируются в период практической деятельности. Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие часто используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и т.д. В нашем исследовании профессиональную компетентность мы определяем как интегральное личностное образование, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные профессиональные знания, выступающие в качестве руководства к действию, субъектную способность к самоопределению, личностное умение осуществлять профессиональные технологии в главных сферах деятельности человека.

Проведенный анализ государственных образовательных стандартов (ГОС) трех поколений выявил:

- особенности ГОС первого поколения (обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников);

- особенности ГОС второго поколения (учет тарифно-квалификацион-ных характеристик Министерства труда России при формировании требований к выпускникам; согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти; одновременная разработка стандартов для всех уровней образования; разработка стандартов по «укрупненным» направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии);

- отличительные особенности федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения от предыдущих ГОС (ограниченная регламентация; самостоятельность образовательной программы; модульная организация программ; компетентности как образовательный результат; ориентация на запросы рынка труда). ФГОС дает четкое определение понятия «компетенция». Это -« способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [4]. Логика этого понятия применительно к сфере профессионального образования заключается в том, что обучающийся по избранному профилю специальности получает определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных и самостоятельных работ и т.д.), причем все эти параметры должны оцениваться равнозначно. Компетенции подразделяются на профессиональные (специализация в определенных областях деятельности) и универсальные (необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки).

Выполненное нами исследование показало, что реализация стандартов третьего поколения учитывает компетентностный подход и основывается на:

- изменениях, происходящих на рынке труда (переориентация спроса на новые умения и изменения организации труда; падение спроса на неквалифицированный ручной труд; распространение автоматизированных систем управления производственными процессами; спад массового производства; повышение индивидуальной ответственности работников за качество труда; повышение уровня взаимодействия работников в коллективе; размывание границ между профессиями);

- новых требованиях к подготовке специалиста (трудовая деятельность формируется вокруг процессов, а не операций; существенными становятся не технические аспекты труда - планирование, координация и коммуникация, принятие решений; адаптивность как ведущий показатель качества подготовки специалиста);

- механизме взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на разных уровнях (федеральном и региональном) управления, который предполагает реализацию государственной политики в области профессионального образования и подготовки кадров; обеспечение развивающегося рынка труда необходимым объемом специалистов требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики региона; быструю адаптацию учреждений профессионального обучения к изменениям на рынке труда и переподготовку кадров, повышение кадрового потенциала, профессиональной мобильности и конкурентоспособности наемных работников;

- компетентностной модели выпускника профессионального образовательного учреждения, конгруэнтной разработанной структуре экономической компетентности и содержащей семь блоков компетенций: образовательные, личностные, интеллектуальные, профессиональные, коммуникативные, информационные и экономические. Блок экономических компетенций выделен нами в связи с необходимостью подготовки специалиста, обладающего определенным уровнем экономических знаний и способного принимать адекватные решения в различных социально-экономических ситуациях вне зависимости от профиля специальности.

Научно-методологический компонент Концепции включает систему частнопедагогических принципов экономического обучения и экономического воспитания [6]: принцип иллюстративной модели (иллюстрация средствами учебной дисциплины экономических понятий, законов, систем, что позволяет «экономизировать» содержание тем по всем общеобразовательным предметам), принцип интегративности (осознанная необходимость научной интеграции знаний), принцип конвергентное™ (совпадение знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам способствует глубокому изучению нескольких предметов одновременно), принцип эмерджент-ности (появление совершенно новых знаний, умений и навыков на основе сформированных знаний), принцип смысловых поворотов (смысловые повороты на экономические проблемы как обобщение знаний и взаимодействие экономики и других дисциплин, представление реального вклада каждого предмета в раскрытие экономической содержательной линии).

Принцип экономической компетентности, входящий в научно-мето-дологический компонент Концепции, устанавливает соотношение между знанием как информацией и знанием как деятельностью, необходимое для формирования в процессе профессионального образования конкурентоспособной личности, обладающей определенным уровнем экономических компетенций. При определении экономической компетентности выпускника профессионального образовательного учреждения мы ориентировались на понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность», которые определяют терминологическое поле исследования и позволяют дать характеристику понятию «экономическая компетентность выпускника учреждения профессионального образовательного».

Экономическую компетентность мы рассматриваем как интегральную качественно-профессиональную характеристику личности, включающую экономические компетенции, формирующие экономически значимые качества личности (конкурентоспособность, инициативность, мобильность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления). Характеристика личности отражает ее готовность и способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах и сегментах экономики посредством выстраивания своей профессиональной карьеры, исходя из своих индивидуальных ценностей и проецируя их в соответствии со стратегией развития общества, нравственными основаниями и правилами.

При этом экономические компетенции - это открытая система знаний, умений, навыков, опыт практической экономической деятельности и личной ответственности, которая активизируется и пополняется в процессе профессиональной деятельности по мере возникновения реальных экономических проблем, с которыми сталкивается выпускник профессионального образовательного учреждения.

Проведенный анализ классификаций компетенций по различным основаниям (контекст решаемых задач: общекультурные и профессиональные; уровень распространения компетенций: корпоративные, менеджерские, профессиональные; уровень развития: пороговые, дифференцирующие; сущность и содержание: когнитивные, личностные, функциональные, социальные и др.) позволил нам разработать структуру экономической компетентности обучающихся, включающую следующие экономические компетенции:

- ключевые - базовые экономические знания, необходимые для адаптации к профессиональной деятельности в рыночных условиях;

- профессиональные - наличие способностей применять экономические знания на практике, умение оценивать новые экономические ситуации и принимать экономически наиболее выгодные решения;

- дополнительные - способность креативного экономического поведения, эффективного поведения на рынке труда, непрерывного экономического самообразования и т.д.

Основанием выделения данной структуры экономической компетентности послужил отбор содержания модулей изучаемых дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины - ключевые компетенции; общепрофессиональные дисциплины - профессиональные компетенции; специальные дисциплины (профессиональные модули) - дополнительные компетенции. Разработанные нами структура и содержание экономических компетенций представлена в рамках экономических и неэкономических специальностей на разных уровнях профессионального образования.

Таким образом, четвертое концептуальное положение исследования заключается в том, что обоснованный и содержательно раскрытый нами принцип экономической компетентности констатирует, что в процессе непрерывного экономического образования в системе профессионального образования формируется конкурентоспособная личность, обладающая определенным уровнем экономических компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в различных сферах и сегментах экономики.

В результате проведенного исследования выделены уровни непрерывного экономического образования в системе профессионального образования (базовый, профессиональный, дополнительный), которые позволяют обучающимся после завершения обучения на определенном уровне выполнять необходимые трудовые действия и занимать соответствующие должности.

Целью базового уровня экономического образования в системе профессионального образования - формирование знаний и мотивов грамотного потребительского поведения в рыночной экономике, формирование дифференцированных начальных знаний по экономике с условием их возможного использования в повседневной жизни.

Цель экономического образования профессионального уровня в системе профессионального образования - подготовить обучающихся к работе в рядовой должности, требующей профессиональной экономической подготовки (табельщик, техник-нормировщик, учетчик, секретарь-референт и т.п.).

Цель дополнительного уровня экономического образования в системе

профессионального образования - подготовка выпускников к непосредственной практической экономической деятельности в контексте творческого подхода: в областях маркетинга, рекламы, торгового дела; анализа хозяйственной деятельности предприятий; выявления резервов роста, составления планов и прогнозов; генерирования эффективных идей в нестандартных экономических ситуациях; преподавательской деятельности в области экономических дисциплин; научно-исследовательской деятельности.

Поэтому пятое концептуальное положение исследования состоит в том, что разработанные нами уровни непрерывного экономического образования (базовый, профессиональный, дополнительный) в системе профессионального образования конгруэнтны экономическим компетенциям (ключевым, профессиональным, дополнительным) и предполагают переход от одной ступени экономического образования к другой, сохраняя преемственность, универсальность, целостность профессионального образования, учитывая психолого-возрастное развитие личности, предоставляя выпускникам после завершения обучения на определенном уровне непрерывного экономического образования занимать соответствующие должности.

Процессуальный компонент Концепции раскрыт в прикладной модели процесса формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования, включающей взаимосвязанные блоки:

1) целевой блок направлен на приобретение экономических знаний, умений, развитие экономически значимых качеств личности, потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций;

2) деятельностный блок ориентирован на виды профессиональной деятельности, обязательной составляющей которых является экономическая деятельность. В процессе объективных потребностей и интересов у обучающихся формируется определенное экономическое поведение, которое реализуется через деятельность. Экономическая деятельность ориентирована на рациональный труд с использованием полученных экономических знаний, а экономическое поведение представляет собой совокупность поступков и действий, совершаемых в процессе такой деятельности;

3) содержательный блок отражает содержание учебных дисциплин, посредством которых осуществляется формирование экономических компетенций выпускника в соответствии с уровнем профессионального образования и профилем подготовки; педагогическое мастерство преподавателя;

4) технологический блок рассматривает процесс формирования

экономических компетенций выпускника и раскрывает этапы этого процесса: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, рефлексивно-преобразующий.

Мотивационно-ценностный этап - это формирование отношения к будущей профессионально-экономической деятельности как личностной и социальной ценности; осознание обучающимися значимости формирования личностных качеств экономически компетентного специалиста; формирование потребности в профессионально-экономическом и личностном росте. На данном этапе основной упор делается на развитие у обучающихся ключевых экономических компетенций.

Когнитивно-деятельностный этап - овладение обучающимися соответствующим объемом экономических знаний, умений и навыков и профессионально-экономическими функциями специалиста; развитие способностей решать экономические задачи на уровне инноваций и творчества. На данном этапе основные усилия сосредоточены на совершенствовании ключевых экономических компетенций и развитии профессиональных экономических компетенций обучающихся

Рефлексивно-преобразующий этап направлен на саморегуляцию разумного экономического поведения и экономической деятельности; осознание и оценку обучающимися своих учебных и профессионально-экономических действий; актуализацию экономически значимых качеств личности; развитие способностей проектировать свое профессионально-экономическое развитие. На данном этапе происходит окончательное формирование ключевых и профессиональных экономических компетенций, свое развитие получают дополнительные экономические компетенции.

Предъявляемые профессиональной школе требования общества и уровень развития современной науки обязывают преподавателя экономических дисциплин совершенствовать свое педагогическое мастерство, повышать квалификацию, развивая педагогические умения по следующим направлениям: конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские и прикладные. «Педагогическое мастерство», которое мы понимаем как достаточно устойчивую систему теоретически обоснованных и практически оправданных педагогических действий и операций, обеспечивающих высокий уровень информационного взаимодействия педагога и обучающегося, предполагает наличие у педагога комплекса качеств, характеризующих любую творческую личность. Это качества - мотивационные (убежденность, социальная активность, чувство долга); профессиональные (глубокие знания в области экономической науки, специальности, дидак-

тики профессиональной школы и др.); личные (умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес обучающихся к экономическим дисциплинам и др.); моральные (честность, порядочность, принципиальность, простота и скромность и др.) [7].

Преподавателю экономических дисциплин в учреждениях профессионального образования необходимо рационально использовать такие методы обучения, которые бы обеспечили подготовку квалифицированных кадров, конкурентоспособных на рынке труда и обладающих определенным уровнем экономических компетенций. На каждом уровне формирования экономических компетенций необходимо, чтобы отобранному содержанию обучения соответствовали выбираемые педагогом технологии. Так в системе НПО у обучающихся по неэкономическим специальностям на основе изучения основ экономической теории формируются компетенции по применению экономически обоснованных технологий и организации труда. У обучающихся по экономическим специальностям при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин (налоги и налогообложение; основы экономической теории; организация и технология отрасли) формируются умения пользоваться источниками экономической информации, рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия, документально оформлять хозяйственные операции. В системе СПО у обучающихся по неэкономическим специальностям формируются знания положений экономической теории, экономических основ деятельности предприятия, основных методов управления предприятием; умения находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности. У обучающихся по экономическим специальностям при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин формируются такие компетенции, которые позволяют научиться: использовать нормативно-управленческую информацию в своей профессиональной деятельности; отражать операции на счетах бухгалтерского учета и оформлять их документально; проводить инвентаризацию имущества и обязательств; составлять бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетности; оценивать ликвидности и платежеспособности предприятия. В системе ВПО у обучающихся по неэкономическим специальностям при изучении экономической теории, экономики организации (предприятия), менеджмента, маркетинга, статистики формируются знания основ экономического анализа, обмена, государственного сектора; функционирования конкурентного рынка; основных понятий собствен-

ности; макроэкономических проблем инфляции и безработицы. У обучающихся по экономическим специальностям формируются знания проблем выбора оптимального экономического решения; экономической стратегии и экономической политики; экономических ограничений; экономических рисков; экономического анализа. С учетом введения в действие с 1 сентября 2013 года Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», уровень НПО, являясь составной частью уровня СПО, сохраняет требования формирования компетенций, необходимых для подготовки рабочих кадров разной квалификации.

Как показало исследование, наибольшую востребованность при формировании экономических компетенций имеют активные методы обучения, которые в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками делят на неимитационные (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа и др.) и имитационные - неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения - действия по инструкции и др.) и игровые (имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей, деловая игра, модерация и др.). Сравнительный анализ использования имитационных методов обучения выявил их достоинства (деятельностный характер обучения, организация коллективной мыследе-ятельности, использование группы как средства развития индивидуальности и т.д.) и недостатки (их неэффективное использование при работе с большой аудиторией обучающихся, необходимость большого количества времени для подготовки к занятию и т.д.), позволив обозначить особенности применения имитационных методов обучения при формировании экономических компетенций: соотнесение с компетентностной моделью выпускника, необходимость совершенствования педагогического мастерства преподавателя, применение системы имитационных методов обучения -«Учебная Фирма».

Апробированный в процессе исследования на разных образовательных уровнях метод обучения «Учебная Фирма» рассматривается нами как систематизированная совокупность имитационных методов. Он имеет все характерные для методов признаки (определенная форма и управление познавательной деятельностью обучающихся; специфическое усвоение знаний обучающимися; управление познавательной информацией и обмен ею между обучающимися и преподавателем; стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся; контроль за эффек-

тивностью учебного процесса). Такой метод обучения предоставляет преподавателю возможности:

- в организации образовательного процесса - спроектировать элементы образовательной деятельности на рабочем месте; создать имитацию будущей реальной экономической деятельности обучающегося; совместить цели обучения с коммерческими задачами; показать обучающимся на практике межличностные отношения в рыночных условиях и др.;

- в постановке педагогических целей обучения - существенно сократить разрыв между процессом образования и требованиями рынка труда; установить новые взаимоотношения между обучающимися и преподавателями; сформировать и развить личностные качества обучающихся в профессиональном, управленческом и этическом планах; повысить мотивацию обучающихся на выбранную специальность; приобрести опыт работы в команде и др.;

- в решении педагогических задач - совершенствовать качество подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста, обладающего определенным уровнем экономических компетенций; повышать его способность адаптироваться к новым видам и условиям экономической деятельности; мотивировать обучающихся на постоянное повышение своего профессионального мастерства, привить навыки быстрой ориентации в потоке информации и др.

Учебно-методические комплексы, разработанные в процессе проведенного исследования, включают учебно-методические обеспечение обучающихся (учебные пособия, имитационный практикум «Учебная фирма», тестовые задания, курс лекций и др.), научно-методическое обеспечение преподавателя (методические пособия и методические рекомендации по методам и технологиям экономического обучения, средствам экономического обучения и воспитания).

Компонент концепции - верификация процесса формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования включает уровни сформированное™ экономических компетенций, критерии сформированное™ и оценку результатов подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального образовательного учреждения, обладающего экономическими компетенциями.

В ходе исследования для определения сформированное™ экономических компетенций выпускника с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий) были разработаны следующие критерии: когнитивно-познава-

тельный, личностный, деятельностно-креативный. Каждый из критериев раскрывается посредством системы эмпирических показателей, отражающих степень сформированности отдельно взятого компонента. Нами выделено по семь показателей для каждого критерия, с помощью которых было установлено соответствие выпускника профессионального образовательного учреждения как специалиста экономическим императивам [8].

Когнитивно-познавательный критерий отражает диапазон имеющихся экономических знаний специалиста и предполагает, что обучающиеся, овладевая экономическими знаниями (знания экономических законов, экономической реальности, методов экономического исследования, способов формирования экономической компетентности), смогут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования. В качестве показателей когнитивно-познавательно-го критерия мы разработали следующие:

• знание экономических терминов и понятий, умение объяснить их смысл;

• проявление интереса к экономическим проблемам современности;

• умение планировать расходы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• применение знаний для характеристики экономических проблем;

• умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следствен-ные связи экономических проблем;

• способность выявления закономерности функционирования рыночных механизмов;

• применение экономических знаний для решения стереотипных и нестандартных задач.

Низкий уровень сформированности экономических компетенций выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с когнитивно-познавательным критерием означает, что обучающийся владеет ограниченными теоретическими знаниями, отсутствует связь между экономическими знаниями и практической деятельностью обучающегося и т.д. Средний уровень характеризует неумение самостоятельно объяснять смысл экономических терминов и понятий, переносить знания в практическую деятельность без помощи преподавателя и т.д. Высокий уровень показывает, что обучающийся самостоятельно оперирует экономическими знаниями и понятиями и объясняет их смысл, способен творчески применять экономические знания в реальных экономических ситуациях и т.д.

Личностный критерий отражает профессионально значимые мотивы и ценностные установки личности, ее позитивное отношение к овладению

экономическими знаниями и умениями, потребность их применения в практической деятельности; а также экономически значимые качества личности: бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие, предприимчивость, позволяющие специалисту отстаивать позицию в принятии экономически обоснованных решений. Показателями выступают отношение слушателей к экономике, к экономической природе общественного взаимодействия, активность, самостоятельность, творческое проявление субъектной позиции личности в профессиональной деятельности. Низкий уровень сформированное™ экономических компетенций выпускников профессиональных образовательных учреждений означает, что у обучающегося присутствует низкая предпринимательская этика, слабый познавательный интерес, обучающийся не видит необходимости в экономии и бережном отношении к материальным ресурсам и т.д. При среднем уровне сформированное™ экономических компетенций обучающийся понимает необходимость формирования экономических компетенций, обладает неустойчивой ситуативной потребностью в самореализации в экономических отношениях, соблюдает режим экономии от случая к случаю и т.д. Высокий уровень сформированное™ экономических компетенций означает, что у обучающегося присутствует устойчивая положительная мотивация на совершенствование экономических знаний, ориентация на саморазвитие, соблюдение режима экономии в образовательном учреждении и дома, бережное отношение к материальным ресурсам и т.д.

В качестве показателей личностного критерия были разработаны следующие:

• соблюдение режима экономии в образовательном учреждении и дома (бережливость);

• планирование и регулирование своего поведения в экономических ситуациях (самостоятельность);

• расчет объема работы и затрат на её выполнение (рациональность);

• качество выполнения порученной работы (трудолюбие);

• эффективность выполнения работы и решения проблемных экономических ситуаций (предприимчивость);

• потребность в экономической деятельности как предпосылки устойчивого развития общества и производства;

• понимание необходимости формирования экономической компетентности.

Деятелъностно - креативный критерий отражает наличие экономически ориентированных умений, позволяющих осуществлять организацию

экономической деятельности, выявлять затруднения и определять способы ее совершенствования; предполагает включенность специалиста в сферу экономического взаимодействия общества и производства, характеризует направленность этой деятельности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к уверенному экономическому поведению, к эффективной экономической деятельности в современных условиях. В качестве показателей деятелъностно-креативного критерия мы разработали следующие:

• умение анализировать экономические ситуации и находить возможности повышения их эффективности;

• способность переноса знаний в практическую деятельность;

• необходимость внешнего руководства в экономической деятельности;

• умение расставлять приоритеты для достижения результата в экономической деятельности;

• проявление самостоятельности в постановке целей, выбор путей достижения цели;

• способность моделирования экономической деятельности;

• предпочтение инновационных проектов.

Низкий уровень сформированности экономической компетентности выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с деятельностно-креативным критерием означает, что обучающийся не умеет самостоятельно анализировать экономические ситуации, рационально планировать свои расходы и т.д. При среднем уровне сформированности экономических компетенций обучающийся умеет при помощи преподавателя анализировать экономические ситуации, не видя возможностей повышения их эффективности, и т.д. Обучающиеся, имеющие высокий уровень сформированности экономических компетенций, умеют самостоятельно анализировать экономические ситуации и находить возможности повышения их эффективности и т.д.

Экспериментальная работа, организованная нами на базе образовательных учреждений ВПО, СПО и НПО, позволила описать критерии и показатели сформированности экономических компетенций обучающихся; адаптировать и освоить различные методики диагностики экономических компетенций обучающихся на различных этапах обучения; выявить исходный уровень экономических компетенций выпускников экспериментальных и контрольных групп; разработать в соответствии с предложенной Концепцией целевую Комплексную программу как основу научно-методи-ческого и педагогического сопровождения формирования экономических

компетенций обучающихся; обеспечить в ходе реализации Программы достижение студентами экспериментальных групп более высокого, чем у студентов контрольных групп, уровня экономических компетенций.

Процесс формирования экономических компетенций (ключевых, профессиональных и дополнительных) обучающихся является поэтапным (отражает процессуальную сторону) и уровневым (характеризует иерархическую сторону), т.к. студенты одномоментно не могут овладеть всем комплексом экономических компетенций.

В статью вошли материалы, полученные в результате научного исследования, проводимого в рамках гранта РГНФ 12-06-00054а «Дидактические особенности развития и совершенствования непрерывного экономического образования».

Литература

1. Булатов A.C. Экономика. М., 1999.

2. Кошкина Н.Б. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда: Дис. ... канд. пед. наук Кемерово, 2007. 251

3. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006.

4. Максимов Н.И. ГОС-3: определимся с тезаурусом: [беседа с проректором по учебной работе Московского государственного текстильного университета Н. Максимовым] / Н.И. Максимов / / Аккредитация в образовании. - 2007. - №12. - С. 56-57.

5. Новиков A.M. Постиндустриальное образование. М.: изд - во «Эгвес», 2011.

6. Попова Н.Е.. Наследство для «Нашей новой школы»//Экономика в школе. - 2011. - № 1(55) - С. 11-24.

7. Раковская О.Л., Сергеева М. Г. Развитие творческой активности будущих специалистов в условиях непрерывного экономического образования: Монография. Курск, 2014. - 242 с.

8. Сергеева М.Г. Дидактический принцип развития непрерывного экономического образования: Монография. Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2012. - 422 с.

НАСЛЕДИЕ А. М. НОВИКОВА: СОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье проанализированы методологические требования к педагогическим исследованиям, ведущие методологические направления развития педагогической науки, определены их уровни и специфика процедур научного познания. Отмечен вклад А. М. Новикова в развитие методологии педагогических исследований.

Исходным действием всякого педагогического исследования является, безусловно, определение его теоретико-методологической базы, на основе которой выполняется всесторонний анализ проблемы, осуществляется разработка теоретических и практических положений, обосновываются концептуальные идеи, разрабатываются педагогические условия, образовательные технологии, даются методические рекомендации, предложения и т. д. Вопросы методологии чрезвычайно важны для любой науки, в том числе и для педагогики. «Более того, педагогика как наука, имеющая непосредственное воздействие на формирование личности, ее развитие и саморазвитие, требует четкого и последовательного определения и соблюдения методологических основ ее функционирования, чтобы быть эффективным источником знаний, действенным фактором создания межличностных отношений...» [4, с. 9].

Активный поиск новых теоретико-методо-логических основ педагогики начался с конца 60-х гг. XX в. вместе со становлением совре-

А.В. Литвин

Ключевые слова:

методология,

педагогические

исследования,

педагогическая наука,

научное познание,

методологические

принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.