I ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ИМИТАЦИОННОГО ПРАКТИКУМА «УЧЕБНАЯ ФИРМА»
М.Г. Сергеева*
Аннотация. Представлены авторские подходы к разработке педагогической технологии «Учебная фирма», направленной на подготовку конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.
Ключевые слова: качество знаний и его характеристики, активные методы обучения, имитационные методы обучения, выбор методов обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.04
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF A SIMULATION WORKSHOP «TRAINING FIRM»
M.G. Sergeeva
Annotation. The article presents the author's approach to the development of educational technology «training firm» aimed at training competitive professionals in demand in the labor market.
Keywords: the quality of knowledge and its characteristics, active learning methods, simulation methods of teaching, choice of teaching methods.
Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования
Образовательному учреждению в условиях конкуренции, чтобы удовлетворить требования рыночной экономики, необходимо позаботиться о качестве подготовки своего специалиста. В энциклопедии профессионального образования качество определяется как совокупность свойств, признаков продукции, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг [5].
Академик А.Н. Романов определяет качество как синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов — от динамики и уровня
развития национальной экономики до умения организовывать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы [1]. Вместе с тем, мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.
Понятие качество знаний предусматривает соотнесение видов знаний (законы и закономерности, теории, прикладные знания, знания о способах деятельности, оценочные, мировоззренческие) с содержанием образования, а также с уровнями усвоения. В соответствии с этим качество знаний имеет следующие основные характеристики: полноту—количество знаний об изучаемых объектах, явлениях, процессах; глубину — сово-
© Сергеева М.Г., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
* МАРИНА ГЕОРГИЕВНА СЕРГЕЕВА,
доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Институт стратегии развития образования Российской академии образования Адрес: ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, Россия, 105062 E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
купность осознанных студентами связей и отношении между различными видами знаний; систематичность — осознание совокупности знаний в их взаимосвязях и последовательности; системность — осознание места соответствующего знания в структуре научной теории, способах прикладного применения; оперативность — умение использовать знания в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; гибкость — способность самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в измененных, нетипичных условиях; конкретность — умение разложить знания на элементы и применить обобщенные знания в конкретных учебных и учебно-производственных условиях; обобщенность — умение выразить конкретное знание в обобщенной, понятийной форме.
Качество знаний характеризуются также осознанностью (пониманием путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения). Все характеристики качества знаний самостоятельны и не подменяют друг друга.
Особое значение в профессиональном обучении имеют такие характеристики качества знаний, как оперативность, гибкость, осознанность, так как они в решающей степени влияют на прочное формирование профессионального мастерства квалифицированных рабочих и специалистов.
В настоящее время идет активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг. Он побуждает учебные заведения пересматривать подход к подготовке профессиональных кадров. Большое внимание уделяется содержанию образования, а также технологиям обучения. Для этого учебным заведениям необходимо заниматься разработкой новых методов и приемов обучения, созданием новых форм организации педагогической деятельности. Методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся направлены на овладение умениями и навыками, а также на воспитание и развитие личности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать такие методы обучения, которые бы обеспечили наилучшее достижение цели — подготовку квалифицированных кадров. Разнообразие этих методов и приемов должно вызвать у обучающихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах обучения: при первичном овладении знаниями, при закреплении и совершенствовании знаний, при формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные
приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается того, что познавательная активность обучающихся повышается. В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные.
Анализ работ по применению имитационных методов обучения в учебном процессе и личный педагогический опыт автора позволил оценить достоинства и недостатки данных методов и их особенности при подготовке специалиста, а также оценить эффективность их применения при проведении занятий со студентами учреждений профессионального образования. Имитационные методы бывают неигровые и игровые. Имитационные неигровые методы обучения представлены анализом конкретных ситуаций, решением ситуационных задач, упражнениями — действиями по инструкции, выполнением индивидуальных задач (практикой), кейсовым методом. Большое место в работе специалиста занимают задачи аналитического характера, где необходимо умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение. Метод анализа конкретных ситуаций состоит в том, что обучающимся предъявляется конкретная производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия участников событий. Обучающимся предлагается проанализировать и оценить правильность действий участников события. Применение метода анализа конкретных ситуаций целесообразно в тех случаях, когда рассматривается отдельная, относительно сложная организационная, экономическая или управленческая задача, правильное решение которой заранее известно преподавателю.
При решении ситуационных производственных задач у обучающихся формируются профессиональные умения. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед обучающимися. Ситуационная задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия — условия, из которых можно извлечь эти данные. Задачи должны точно соответствовать получаемой специальности и квалификации обучающихся или быть незначительно сложнее тех, которые им предстояло решать. Одной из основных целей занятия, проводимого данным методом, является получение навыков применения теоретических знаний в ходе решения конкретных управленческих ситуаций. Таким образом, в ходе занятия осуществляется систематизация полученных теоретических зна-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ими, развитие навыков ведения дискуссии и умении руководить и подчиняться.
При выполнении упражнений — действий по инструкции обучающиеся на основе проведенных наблюдений и экспериментов делают обобщения и теоретические выводы. Достоинством этого метода обучения является единство теории и практики, подкрепление учебного материала практическими навыками. Этот метод особенно эффективен на занятиях по учебной дисциплине «Автоматизированные системы обработки экономической информации», так как целями занятий по этой дисциплине предусматриваются: отработка навыков и умений работы с электронными таблицами «Excel» и базами данных «Access»; закрепление применений основных приемов работы с электронными таблицами; создание базы данных; воспитание аккуратности, самостоятельности и др. Для закрепления изученного материала обучающимся предложено самостоятельно подготовить ведомость на выдачу зарплаты и объемную круговую диаграмму по сотрудникам с учетом индивидуальных данных.
При вытолнении индивидуальных заданий в процессе производственной практики обучающиеся профессиональных учебных заведений овладевают умениями и навыками по одной или нескольким рабочим профессиям, родственным избранной специальности. Профессиональная практика является первым этапом сквозного практического обучения, неотъемлемой частью подготовки специалиста в современных экономических условиях. Практическое обучение позволяет не только получить знания и навыки по специальности, но и содействует закреплению теоретических знаний. Профессиональная практика является наиболее управляемой формой практического обучения и позволяет последовательно поддерживать определенный режим деятельности обучающихся.
Учебная практика является первым этапом подготовки студентов к трудовой деятельности. Она предшествует технологической практике, во время которой студентам предстоит включиться в производственный процесс в условиях предприятий и участвовать в выполнении производственных заданий. В связи с этим главной задачей учебной практики студентов является обучение их профессиональному мастерству по одной из тех рабочих профессий, которые перечислены в учебном плане, а также привитие им трудовых навыков еще по одной —двум другим смежным рабочим профессиям. Кроме профессиональной подготовки, в задачу учебной практики входит психологическая подготовка студентов к технологической практике, к самостоятельной трудовой деятельности, которая направлена на выработку у них от-
ветственного отношения к порученному делу, творческой инициативы, строгого соблюдения порядка и культуры труда, бережного отношения к используемому оборудованию, материалам, инструментам, к безусловному выполнению правил техники безопасности и т.д.
Основной задачей технологической практики студентов является приобщение их к общественно полезному труду непосредственно в производственных коллективах, расширение и углубление их знаний, полученных при изучении специальных предметов, совершенствование профессионального мастерства и профессиональной самостоятельности. Выполняется эта задача студентами средних специальных учебных заведений в соответствии с программами технологической практики по соответствующей специальности.
Преддипломная практика осуществляется после полного завершения теоретического обучения студентов и прохождения ими технологической практики.
Перед преддипломной практикой стоят очень серьезные задачи:
• закрепление, углубление и систематизация знаний и умений, полученных студентами в процессе теоретического обучения и технологической практики;
• ознакомление с применяемой на передовых предприятиях организацией труда, технологией и экономикой производства;
• выработка умения критически оценивать действующую на предприятии организацию труда и технологию производства и находить пути исправления замеченных недостатков;
• привитие навыков общественной работы в производственном коллективе;
• привитие организаторских навыков самостоятельного управления производственным процессом на участке или в цехе предприятия.
Методы кейс-стад (кейсовый метод) представляет собой набор описательных отчетов ситуации или событий, с которыми специалист может столкнуться в своей профессиональной деятельности, и возможные пути решения возникших проблем. Обучающиеся находят и описывают конкретные действия для разрешения поставленной проблемы с указанием преимуществ и недостатков каждого варианта для того, чтобы из разработанного кейса можно было выбрать оптимальный вариант по усмотрению лица, оказавшегося в затруднительной ситуации.
К игровым имитационным методам обучения относятся: имитация деятельности на тренажере; разыгрывание ролей, деловая игра, модерация.
Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров формирует навыки — действия,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
которые в результате многократных повторений становятся автоматическими. В процессе профессиональной деятельности специалисту приходится иметь дело с аппаратами, приборами, измерительными инструментами и механизмами, навыки пользования которыми формируются только в деятельности. Если обучающимся по каким-то причинам не может быть предоставлена возможность выполнять эти действия непосредственно на производстве, на действующих агрегатах, целесообразно создавать тренажеры, имитирующие производственные процессы. В программу работы тренажеров должны быть заложены различные варианты производственных ситуаций, для того чтобы обучающиеся проанализировали эти ситуации и приняли соответствующие решения. В нашем исследовании при создании автоматизированного рабочего места бухгалтера занятия проводились с использованием универсальных компьютерных бухгалтерских программ 1С: Бухгалтерия и Инфо-Бухгалтер, целью которых были отработка до автоматизма навыков — действий по созданию рабочего журнала хозяйственных операций, необходимых счетов в плане счетов, вводу исходных остатков, реквизитов предприятия, осуществление проверки определений, отработка навыков настройки вида журнала хозяйственных операций, представление журнала хозяйственных операций в полной форме, изучение структуры журнала хозяйственных операций, овладение различными способами ввода информации в журнал хозяйственных операций; отработка навыков работы по заполнению полей ввода, по пересчету бланка, работа с архивом документов, просмотр документов перед печатью, настройка параметров печати и печать документов.
Для разыгрывания ролей особенно важным является постановка перед играющими одной конкретной задачи. Решая ее, участники исполняют роли, характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. В зависимости от аргументированности действий каждого участника, способности привлечь документальные данные, нормативные положения, привести научно обоснованные доводы, принимается то или иное решение, которое представляет собой компромисс и предполагает большую или меньшую уступку того или иного действующего лица.
В основе разыгрывания ролей всегда лежит конфликтная ситуация, например: мастер настаивает на сверхурочных работах для выполнения плана — рабочий отстаивает свое право на нормированный рабочий день и требует соблюдения дисциплины труда; технолог требует выполнения технологического процесса —
мастер просит разрешить незначительные отклонения в связи со сложившимися обстоятельствами; заказчик просит выделить необходимые фонды (транспортные средства, механизмы, материалы) — представитель организации, располагающей фондами и средствами, ограничен в возможностях и доказывает необоснованность требований, невозможность их выполнения.
Преподаватель ставит перед обучающимися проблему, характеризует условия, в которых развертываются события, подчеркивает различие интересов участников, распределяет роли. Он активно участвует в разыгрывании ролей, косвенно противодействуя тому, чтобы соглашение было установлено за счет полной уступки одного участника игры другому. Остальные обучающиеся наблюдают за развитием событий.
Итоги разыгрывания ролей анализируют и преподаватель, и обучающиеся, за что последним могут быть выставлены оценки.
Особое место в подготовке конкурентоспособного специалиста отводится организационно-деятельност-ным играм, в процессе которых моделируется профессиональная деятельность по решению сложных комплексных проблем функционирования и управления социально-экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии. Организационно-деятельностная игра способствует развитию творческих способностей будущих специалистов, развивает их индивидуальность и самостоятельность [2].
Особенно широко организационно-деятельностные игры стали использоваться в последние годы. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном процессе. Организационно-деятельностная игра, моделируя реальную деятельность специалиста в тех или иных специально созданных педагогических или производственных ситуациях, выступает как средство и метод подготовки и адаптации к трудовой деятельности и социальным контактам.
Организационно-деятельностная игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Ор-ганизационно-деятельностная игра позволяет моделировать различные производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы. Кроме этого, при проведении занятий данным методом у студентов быстрее формируются личностные качества, которые им потребуются в будущей деятельности, такие как: коммуникабель-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ность, способность руководить и подчиняться, быстрота реакции, аналитичность, интуиция и др.
Перед проведением организационно-деятельност-ной игры студенты стараются лучше подготовиться к занятию, чтобы «не упасть в грязь» перед лицом своих товарищей при публичном решении конкретного вопроса.
Организационно-деятельностная игра предполагает наибольшую активность студентов на занятии по сравнению с рассмотренными ранее методами. Планирование проведения занятия методом организационно-деятельностной игры следует в тех случаях, когда студенты имеют достаточно высокий уровень знаний, и хотя бы первичные умения и навыки при решении прикладных задач. В противном случае занятие не достигнет своей цели, а в некоторых случаях приведет отдельных студентов к мысли о неспособности усвоить данный вопрос или к своей личной никчемности в выбранной профессии.
Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля носит достаточно многообразный характер, поэтому применение организационно-деятельностной игры в подготовке специалистов в области экономики активизирует процесс обучения и связывает его с будущей профессиональной деятельностью.
В нашем исследовании тема организационно-дея-тельностной игры для обучающихся конкретной специализации выбиралась по одной из профилирующих учебных дисциплин.
Перед началом организационно-деятельностной игры в каждой группе формируются 4—6 команд по 5—7 человек, каждой из которых предстоит выполнить ряд задач.
Для обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», была предложена организационно-деятельностная игра на тему «Инвентаризация товарно-материальных ценностей».
Целями организационно-деятельностной игры являлись:
• обобщение, систематизация, углубление знаний студентов в области проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и выведение ее результатов;
• развитие навыков профессионального мышления, самостоятельности и предприимчивости;
• воспитание честности, самостоятельности, исполнительности, ответственности за конечные результаты деятельности, интерес к будущей профессии;
• внедрение имитационных методов обучения при проведении учебных занятий.
Целями организационно-деятельностной игры на тему «Подбор персонала» для обучающихся, обучающихся по специальности «Менеджмент», были следующие: сформировать профессиональные требования к работнику, исходя из особенностей предприятия, и подобрать из нескольких кандидатур наиболее подходящую для замещения вакантной должности.
Ярким примером творческого поиска совершенствования педагогического мастерства является применение метода модерации. На совещаниях, заседаниях и конференциях обычно исходят из того, что руководитель, который все знает лучше других, поэтому он определяет порядок прохождения мероприятия, задает цели и желаемый результат. Такой метод не допускает настоящего участия присутствующих в обсуждении и не дает им право на решающее слово [4].
Модерация — процесс установления правил и отслеживание их выполнения при работе с аудиторией. Модерация — это способ проведения совещания, который быстрее приводит к результатам и который дает возможность всем участникам принимать общие решения как свои собственные.
Технология применения этого метода включает разделение всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения на более или менее мелкие части, для которых применяют разные методы модерации. Модератор пользуется разными вспомогательными средствами, например «Pmwand» (мягкая доска, обычно из пробки, на которой легко прикрепляются карточки), и разноцветные карточки. Используют различные методы! обработки информации: заполнение карточек на заданные темы каждым из участников, прикрепление карточек на «Pinwan», сортировка, подбор подобных ответов, группировка карточек, обсуждение и оценка высказанных идей на пленарном заседании, составление каталогов мероприятий и т.д. Так, по теме «Разработка программы подготовки и переподготовки для руководящих работников» выдвигается тезис «Управление является больше вопросом способностей, чем обучения», который оценивается по четырехступенчатой шкале (++. +, -, --). Создаваемая картина обсуждается совместно в группе, высказывания участников фиксируются модератором на плакате.
Из этой специальной картины становится очевидным, что руководство частично является также и вопросом обучения. Участники тем самым подтверждают, что тренировка руководящих работников стоит того, чтобы ее пройти.
Вторым этапом модерации является ответ по карточкам на вопрос: «Что должен я как шеф уметь?», которые после ознакомления с некоторыми высказы-
2 ¡ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ваниями прикрепляются на доску. При этом может быть одновременно произведена сортировка или «образование кружка» — это означает, что карточки с одинаковыми или похожими высказываниями вывешиваются в одном месте. После этого к каждому кружку подыскиваются соответствующие заголовки.
На следующем этапе использования этого метода заголовки заносятся в каталог тем как первоочередные пункты обучения. Так как нельзя одновременно обучать во всех сферах, нужно все взвесить и сделать выбор. Для этого ставится вопрос: «В каких трех сферах тем я срочно нуждаюсь в обучении?». Каждый участник получает три кружка и оценивает с их помощью необходимые для него темы.
При этом он может все свои кружки прилепить к одной теме. В зависимости от количества прикрепленных кружков выбирается актуальная тема.
Но для того, чтобы выбрать необходимые семинары, к каждой из трех тем уточняются проблемы и положения. Это углубление происходит в работе малых групп. Результат работы малой группы предоставляется для ознакомления всеми участниками модера-ции посредством плаката, где возможны дополнения других малых групп.
На заключительном этапе модерации все запланированные мероприятия заносятся в каталог деятельности с данными о том, кто за какую деятельность отвечает и до какого числа она должна быть закончена.
В качестве другого примера модерации можно предложить решение проблемы «Какими качествами должен обладать современный преподаватель?». Необходимо назвать по семь качеств с точки зрения администрации, родителей, обучающихся, преподавателей. Из числа участников создаются четыре одноименные группы, которые в ходе обсуждений вырабатывают качества педагога с позиции своей группы.
На следующем этапе были определены такие качества, которые необходимы преподавателям? После обсуждения в малых группах и на пленарной дискуссии участники называли уравновешенность, имидж преподавателя, объективность [3].
По выбранным качествам были выделены следующие направления обсуждения и решения проблемы: для чего это качество необходимо, почему это качество недостаточно развито и как его можно развить, какие трудности могут возникнуть при формировании этого качества.
Как итог модерации, по каждому направлению составлялся каталог мероприятий по развитию обозначенных качеств у преподавателя.
Выявленные достоинства и недостатки применяемых имитационных методов обучения позволили нам обозначить особенности их применения при подготовке специалиста среднего звена, которые способствуют формированию и развитию личностных и профессиональных характеристик студента.
В процессе исследования были рассмотрены два вида характеристик: качество профессиональных знаний (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность и др.) и личностные качества (эмпатия, аутентичность, стрессоустойчивость, развитость восприятия и интуиции, аналитичность, быстрота реакции и др.).
Сравнительный анализ использования имитационных методов обучения позволяет сделать вывод о том, что в чистом виде ни один из предложенных методов не формирует конкурентоспособного специалиста в полной степени, необходима их совокупность, которая позволяет сформировать профессиональные и личностные качества будущего конкурентоспособного выпускника. Это позволило нам разработать новый имитационный метод обучения, который мы назвали «Учебная Фирма».
Литература
1. Романов А.Н. Маркетинг. М., 1995.
2. Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: Монография. М., 2011.
3. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. М., 2008.
4. Сергеева М.Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. М., 2007.
5. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. Т. 1. М., 1998.