Научная статья на тему 'Формирование социальной компетентности посредством практикума «Учебная фирма»'

Формирование социальной компетентности посредством практикума «Учебная фирма» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В статье представлен авторский взгляд на проблему формирования социальной компетентности в условиях изменений, происходящих в обществе; описан практикум «Учебная фирма», направленный на формирование социальной компетентности; обозначены направления дальнейших исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетентности посредством практикума «Учебная фирма»»

Формирование социальной компетентности посредством практикума «Учебная фирма»

Сегодня, говоря о качестве подготовки, все чаще стали анализировать сформированные компетенции выпускника, среди которых особое место отводится социальной компетентности — одному из важнейших индикаторов профессиональной компетентности специалиста в сфере экономических, трудовых и социальных отношений.

Проблема формирования социальной компетентности сравнительно недавно стала изучаться в современной отечественной психолого-педагогической науке. Проявление интереса к ней социологов, психологов, педагогов связано с теми изменениями, которые в конце XX века происходили в стране, российском обществе [3].

В своем исследовании мы придерживаемся позиции, что социальная компетентность — это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Поэтому содержательно социальная компетентность нередко представляется как активная, инициативная и конструктивная позиция человека в жизни общества, его участие в происходящих вокруг событиях и ответственность за это, его стремление к улучшению качества собственной жизни [7].

Компоненты социальной компетентности

Сравнительный анализ позволил нам определить компоненты социальной компетентности:

- личностный компонент — умение добывать знания о мире и себе, заботиться о себе и других, выстраивать свои отношения с социумом и окружающими людьми;

- социальный компонент — социальный опыт, накопленный в течение жизни при разрешении различных конфликтных ситуаций;

- когнитивный компонент — социальные знания, умения и навыки;

- ценностно-смысловой компонент — ценностные ориентиры личности, ее способность видеть и понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Педагогическое сопровождение

Обращенность образования к личностной ориентации означает принятие положения, согласно которому каждый человек обладает

необходимым воспитательным потенциалом, главное — помочь ему в реализации этого потенциала, то есть обеспечить педагогическое сопровождение личности на этапе ее социального развития. Процесс педагогического сопровождения трактуется как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственный за действия в котором сам субъект [1].

В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Т.С. Кондратовой, которая под педагогическим сопровождением понимает профессиональное взаимодействие педагогов, психологов, медиков и т.д., направленное на личностную сферу подростка с педагогическим преобразованием целостной ситуации развития, обеспечивающее повышение личностных ресурсов, необходимых для социальной деятельности; формирование отношений, проявляемых в личностных качествах, ценностно-мировоззренческих установках; предоставление возможности получения опыта социального взаимодействия, позволяющие человеку быть субъектом социальных действий, адекватно выполняя нормы и правила жизнедеятельности в обществе [1].

Педагогическое сопровождение построено на создании личностно ориентированных педагогических ситуаций, связанных с проектированием такого способа жизнедеятельности обучающихся, который адекватен природе личностного развития индивида и основывается на технологиях активного социального обучения (дискуссии, тренинги, деловые игры); социального проектирования с целью формирования растущего человека как субъекта социального действия.

Критерии сформированное™ социальной компетентности

Необходимым условием формирования социальной компетентности обучающихся является разработка критериев уровня сфор-мированности социальной компетентности обучающихся, которые выступают основой для принятия грамотных и обоснованных управленческих решений и определением ценностно-целевых ориентиров воспитывающей дея-

СЕРГЕЕВА

Марина Георгиевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Российского университета дружбы народов, Москва

Аннотация

В статье представлен авторский взгляд на проблему формирования социальной компетентности в условиях изменений, происходящих в обществе; описан практикум «Учебная фирма», направленный на формирование социальной компетентности; обозначены направления дальнейших исследований

Ключевые слова:

компетентность, социальная компетентность, педагогическое сопровождение, критерии сформированности

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Каждый человек обладает необходимым воспитательным потенциалом, главное — помочь ему в реализации этого потенциала

тельности. Поэтому для изучения социальной компетентности обучающихся были разработаны средства диагностики сформированности социальной компетентности учащихся, основанные на индивидуально-личностном, социологическом и жизненно-футурологическом компонентах (табл.)

При диагностике уровня сформированно-сти социальной компетентности учитывалось, что каждое качество формируется у студента в связи с его общим развитием, мотивами деятельности, совершенствованием социального кругозора и умелости. О развитии личности обучающегося и отдельных его качествах можно судить по тому, как человек относится к своей деятельности, к результатам самовоспитания и самообразования.

Анализ собранных данных позволяет судить о социальной компетентности обучающихся как о сложном личностном образовании, являющемся ядром личностной композиции социально-ценностных отношений, и о различных уровнях его формирования.

Метод обучения «Учебная фирма»

Как показало исследование, при формировании социальной компетентности студентов наиболее востребованы активные методы обу-

чения. Их подразделяют на неимитационные (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа и др.) и имитационные: неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения — действия по инструкции и др.) и игровые (имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей, деловая игра, модерация и др.).

Сравнительный анализ использования имитационных методов обучения выявил их достоинства (деятельностный характер обучения, организация коллективной мы-следеятельности, использование группы как средства развития индивидуальности и т.д.) и недостатки (неэффективное использование при работе с большой аудиторией обучающихся, требует много времени при подготовке к занятию и т.д.). Это позволило обозначить особенности применения имитационных методов обучения при формировании экономических компетенций: соотнесение с компетентностной моделью выпускника, необходимость совершенствования педагогического мастерства преподавателя, применение системы имитационных методов обучения «Учебная фирма».

Апробированный в процессе исследования на разных образовательных уровнях метод

Критерии выявления уровня сформированности социальной компетентности обучающихся

№ п/п Оцениваемые умения

1 2

3

4

5

6

I

7

8

9

10

II 12

14 ■

15

ЛИЧНОСТНЫМ КОМПОНЕНТ

Умение самостоятельно выстраивать иерархию ценностей Умение самостоятельно обосновывать выбор своего поведения с учетом добровольно избранных ценностей Умение мыслить логично, последовательно, самостоятельно Умение владеть техникой выражения мысли, языковой грамотностью Умение владеть психическим самоуправлением и саморегулированием своего эмоционального состояния Умение принимать нестандартные решения и разрешать конфликтные ситуации

СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ

Понимание ценностных основ семьи, коллектива, труда, Родины, государства, профессии, специальности Понимание объективности социальной реальности и действительности Понимание целевых назначений главных сфер общества, социальных институтов, отношений и норм Умение осуществлять коммуникативные, экономические, правовые и иные гражданские технологии Умение воздействовать и влиять на собеседника Умение начинать, направлять, контролировать коммуникативный процесс Осознание необходимости самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение жизни

ЖИЗНЕННО-ФУТУРОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ

Умение моделировать оптимальные и тупиковые сценарии жизни на основе знаний техники планирования различных

вариантов профессиональной и семейной жизни

обучения «Учебная фирма» рассматривается нами как систематизированная совокупность имитационных методов и имеет все признаки, присущие методам (определенные форма и управление познавательной деятельностью обучающихся; специфическое усвоение знаний обучающимися; управление и обмен познавательной информацией между обучающимися и преподавателем; стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся; контроль за эффективностью учебного процесса). Данный метод обучения предоставляет преподавателю возможности:

- в организации образовательного процесса — спроектировать элементы образовательной деятельности на рабочем месте; создать имитацию будущей реальной профессиональной деятельности обучающегося; совместить цели обучения с коммерческими задачами; показать обучающимся на практике межличностные отношения в рыночных условиях и др.;

- в постановке педагогических целей обучения — существенно сократить разрыв между процессом образования и требованиями рынка труда; установить новые взаимоотношения между обучающимися и преподавателями; сформировать и развить личностные качества обучающихся в профессиональном, управленческом и этическом планах; повысить мотивацию обучающихся на выбранную специальность; приобрести опыт работы в команде и др.;

- в решении педагогических задач — совершенствовать качество подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста, обладающего определенным уровнем экономических компетенций; повышать его способность адаптироваться к новым видам и условиям профессиональной деятельности; мотивировать обучающихся на постоянное повышение профессионального мастерства, привить навыки быстрой ориентации в потоке информации и др.

Алгоритм разработки

Алгоритм разработки имитационного метода «Учебная фирма» предусматривает следующие этапы:

- создание «Учебной фирмы», где рассматриваются презентация выбранной фирмы (виды деятельности, название, логотип, девиз, структура и т.д.) и анализ среды, в котором будет функционировать фирма (исследование спроса и предложения товара, конкурентные преимущества, SWOT- анализ);

- функционирование «Учебной фирмы», где осуществляется набор кадров (приказы, личные дела и т.д.), контроль исполнения профессиональной деятельности (должностные инструкции, аттестация и ротация кадров), установление партнерских отношений (бухгалтерские документы по командировочным расходам, договора о сотрудничестве);

- создание автоматизированного рабочего места.

Алгоритм разработки имитационного метода «Учебная фирма» устанавливает выявленное нами соотношение между педагогическими целями каждого этапа и применяемыми методами обучения. Причем первые два этапа алгоритма (создание «Учебной фирмы» и функционирование «Учебной фирмы») инвариантны и являются общими для всех специальностей системы профессионального образования. Третий этап вариативен и ориентирован на конкретную специальность.

***

Перспективы исследований в направлении формирования социальной компетентности заключаются в поиске инновационных форм и технологий осуществления эффективного взаимодействия социальных институтов воспитания в процессе развития социальной компетентности обучающихся; в выявлении влияния стихийной социализации, наличия педагогических рисков в процессе развития социальной компетентности личности.

Литература

1. Кондратова Т.С. Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 94. — С. 119-123.

2. Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: Монография. — М.: Academia, 2011. — 272 с.

3. Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе // Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. — 2007. — № 5. — С. 15-19.

4. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. — Тверь: ВА ВКО, 2008.

5. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства// Alma mater. — 2013. — № 1. — С. 48-55.

6. Сергеева М.Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. — М.: ИТИП РАО, 2007. — 188 с.

7. Сергеева М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. — 2009. — № 1. — С. 26-31.

8. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». — 2012. — № 3. — С. 3-15.

При формировании социальной компетентности студентов наиболее востребованы активные методы обучения

«Учебная фирма» представляет собой систематизированную совокупность имитационных методов обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.