Научная статья на тему 'Описание методической системы формирования социально-коммуникативной компетентности студентов'

Описание методической системы формирования социально-коммуникативной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / СИТУАЦИОННО-ПРОБЛЕМНЫЙ / ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС / COMPETENCE / SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE / VOCATIONAL COMPETENCE / COMPETENT / PERSONALLY ORIENTED / PRAGMATIST / PROBLEMATIC APPROACH / METHODIC SYSTEM / VOCATIONAL TESTS / SOCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофименко М. П.

В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента, направленного на формирование у студентов педагогических специальностей социально-коммуникативной компетентности как важной составляющей профессиональной компетентности. В работе представлены разработанные, обоснованные и апробированные автором механизмы формирования названной компетентности и критерии оценки их эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофименко М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodical system description of students socio-communicative competence formation

The article regards the results of the pedagogical experiment aimed at forming socio-communicative competence of the pedagogical specialties students as one of the main components of vocational competence. The article presents the mechanisms of forming mentioned competence and the criteria of their effectiveness which are developed, well-grounded and tested by the author.

Текст научной работы на тему «Описание методической системы формирования социально-коммуникативной компетентности студентов»

М. П. Трофименко, аспирант, кафедра общей и социальной педагогики, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия, [email protected]

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОМ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Инновационные преобразования в современной профессиональной педагогической деятельности и положение профессии педагога на рынке труда выдвинули социально-коммуникативную компетентность на одно из основных мест в педагогической деятельности как качество, интенсивно влияющее на процесс профессионального становления и успешную профессиональную деятельность.

Анализ источников, посвященных проблеме формирования профессиональной и, в частности, социально-коммуникативной компетентности позволяет выделить как минимум три методологических подхода. Прежде всего, это компетентностный подход, который акцентирует внимание на результатах обучения в виде сформированных компетентностей (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина). Второй подход в формировании компетентности — личностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, С. Л. Братченко, Е. В. Коротаева, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Третьим подходом в формировании компетентности является деятельностный подход, ориентирующий образовательный процесс на обращение к активности самого обучающегося, к его активной познавательной, коммуникативной, саморазвивающей деятельности (О. А. Абдуллина, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. А. Вербицкий). Кроме названных автор опирается на следу-

ющие подходы. Ситуационно-проблемный подход, где доминирует управленческая форма образования, предполагающая создание учебных ситуаций различных уровней проблемности. Выделенные А. М. Матюш-киным, И. А. Зимней уровни проблемности решения учебных задач (по предмету, способам, средствам и их комбинаторике) могут быть использованы в качестве теоретической основы модели формирования социально-коммуникативной компетентности.

Задачный подход (рассматриваемый в общем контексте работ Г. А. Балла, Л. М. Фридмана, Е. И. Машбица, М. Г. Дзуг-коевой) предполагает предварительное моделирование иерархии позиционно-ролевых задач, включающих решение проблем социального взаимодействия, коммуникативного оформления и направленных на реализацию компетентностей гражданственности, здо-ровьесбережения и др.

Компетенции, компетентности в образовательном процессе формируются посредством реализации как минимум четырех способов: модернизации технологий, содержания образования, стиля жизни образовательного учреждения, типа взаимодействия между преподавателями и студентами и между студентами. Следует отметить, что многие авторы, отмеченные выше, не видят необходимости в увеличении количества часов, отводимых на гуманитарные дисциплины, или введении значительного числа новых

№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011

С \

Компетенции, компетентности в образовательном процессе формируются посредством реализации как минимум четырех способов: модернизации технологий, содержания образования, стиля жизни образовательного учреждения, типа взаимодействия между преподавателями и студентами и между студентами.

___

курсов для формирования необходимых компетенций, что приведет, в конечном счете, к эмоциональным перегрузкам, утомлению и снижению мотивации. Наиболее реально использовать потенциал имеющихся курсов, изменив организационную (формы, способы) и/или технологическую составляющие.

Следовательно, в организации образовательного процесса современного вуза, направленного на формирование социально-коммуникативной компетентности студентов, необходимо применение соответствующих педагогических технологий. Как справедливо отмечает И. В. Тютерева: «Решить за период, которым ограничивается профессиональная подготовка в вузе, проблему развития социально-коммуникативной компетентности, которая является ведущей составляющей труда любого профессионала, работающего в системе человеческих отношений, обеспечить успешное овладение будущими специалистами функциями, моделями, технологиями и средствами делового общения на уровне практических умений и навыков возможно при использовании интерактивных технологий, в т. ч. на учебных занятиях по иностранному языку»1.

Автором была реализована методическая система, включающая реализацию интерактивных технологий; включение в образовательный процесс социального ресурса в форме профессионально-социальных проб и социального проектирования; преподавание спецкурса «Социально-коммуникативный тренинг» и методико-диагностическое сопровождение процесса формирования названной компетентности.

Методическая система включает следующие компоненты:

1. Диагностика уровня сформированно-сти СКК, готовности к осознанному ее формированию и развитию, которая осуществляется на рефлексивном тренинге — мотивационно-целевой этап реализации методической системы.

2. Спецкурс «Социально-коммуникативный тренинг», актуализация содержания преподаваемых дисциплин, выделение в их содержании дидактических единиц, раскрывающих компо-

ненты социально-коммуникативной компетентности; внедрение целесообразных педагогических технологий — информационно-содержательный этап.

3. Процессуально-деятельностный этап заключается в реализации целесообразных педагогических технологий и организации студенческого социального проектирования и профессиональных проб.

4. Регулятивно-рефлексивный компонент методической системы реализуется в процессе тренинга социально-коммуникативной компетентности и в процессе рефлексивного семинара.

По мнению большинства исследователей, формирование социально-коммуникативной компетентности в рамках компе-тентностного подхода предполагает следующие технологические стратегии:

— модульное обучение — разбивка учебных задач дисциплин на определенные составляющие (каждую тему можно изучать на определенном уровне: общего введения в проблему; углубленного изучения и принятия решений типовыми методами; на уровне специального подхода к решению в соответствии с собственным выбором и обоснованием действий);

— метод кейсов (изучение дисциплины путем рассматривания совокупности ситуаций или задач в определенных комбинациях) позволяет развивать культуру мышления, способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности, способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление;

— социокультурное взаимодействие в группе (групповое обсуждение, мозговой штурм, коллективное решение и оценка) позволяет приобрести навыки социокультурного взаимодействия (уважать точки зрения

другого, аргументированно обосновывать свою точку зрения и др.);

— проектное обучение предполагает самостоятельное решение определенной проблемы, начиная с ее формулировки, построения стратегии ее решения, проверки адекватности цели, выбора методов и средств, анализа полученных результатов.

Проектно-гуманитарные технологии, по мнению М. Филатовой, Л. Волковой обусловливающие согласование действий субъектов по реализации компетентностно-го подхода в выработке цели, содержания формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста, обеспечивают поэтапность процедур, учет времени, ресурсов, данных мониторинга, педагогических условий, сравнений результатов образования. К таким технологиям авторы относят: когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.; деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, имитационно-игровое моделирование социальных процессов и др.; личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др.2 Данные технологии были обоснованы и реализованы в рамках педагогического эксперимента4.

Здесь следует уточнить, что необходимый уровень социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях вуза достигается посредством формирования:

а) системы социально-коммуникативных знаний и отношений (понятийно-сущностный уровень);

б) системы социально-коммуникативных умений (практико-деятельностный уровень);

в) опыта продуктивной (творческой) социально-коммуникативной деятельности (практико-мировоззренческий уровень);

г) личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию социально-коммуникативной компетентности (концептуальный уровень).

В ходе педагогического исследования автором была реализована методическая система в практике профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей. В эксперименте приняли участие студенты Нижневартовского государственного гуманитарного университета в количестве 120 человек.

В качестве показателей сформирован-ности / несформированности социально-коммуникативной компетентности многими авторами (Е. Е. Богданова, Е. И. Рогов) рассматриваются две группы интраперсо-нальных «ограничений»: диспозиционно-обусловленные и ситуативно-эмоциональные.

Первые, по мнению Е. Е. Богдановой, связаны с глубинными личностными структурами и выступают в качестве своеобразной формы обобщения психологического опыта субъекта в масштабе пройденного им жизненного пути (например, конформность, повышенное стремление к статусному росту и навязчивому самоутверждению, доминирование направленности на избегание неудач, нетерпимость к неопределенности, фрустрационная интолерантность). Вторые представляют собой способы эмоционального реагирования на профессиональные ситуации, затрудняющие установление продуктивного межличностного контакта с партнером, в их основе лежит неспособность личности адекватно «распредметить» психологический смысл своей трудовой деятельности, «инструментом» которой и является общение3.

В качестве личностных ограничений второго типа, по мнению Е. Е. Богдановой, Е. И. Рогова, выступают следующие эмоциональные «помехи» общения: неумение управлять эмоциями, дозировать их; неадекватное проявление эмоций; негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций; доминирование негативных эмоций; нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Иногда в качестве показателей описываются эмпатия и рефлексивность, но, по мнению автора, данные понятия как характеристика индивидуальных личностных качеств выступают скорее как факторы.

Описанные выше группы интрапер-сональных «ограничений» в ходе опытно-экпериментальной работы нами оценива-

№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011

лись с помощью следующих диагностических методик: тест-опросник «Социально-коммуникативная компетентность» (Рогов Е. И.), «Характеристика эмоциональности» (Е. П. Ильин, Б. Н.Смирнов, В. В. Суворова), тест уверенности в себе (В. Г. Ромек), методика «Рефлексивность» (А. В. Карпов).

Оценка готовности к актуализации социально-коммуникативной компетентности на констатирующем этапе по результатам анкетирования в среднем составила 89,5 %, что говорит о высокой готовности студентов к актуализации и формированию компетентности. Оценка знаний студентов о содержании компетентности, о ее структурно-функциональных компонентах, возможностях и необходимости практического приложения в среднем с первого по пятый курс составила 41 %, что, безусловно, ниже среднего значения. Также низкие результаты (32 %) по операционно-техноло-гическому критерию, оценивающему опыт применения социально-коммуникативной компетентности. Критерий индивидуально-личностного развития оценивался по показателям: социально-коммуникативная неуклюжесть, нетерпимость к неопределенности, чрезмерное стремление к конформности, повышенное стремление к статусному росту, ориентация на избегание неудач, фру-страционная интолерантность. Данные показатели демонстрируют интраперсональ-ные «ограничения» как «помехи» в развитии и применении социально-коммуникативной компетентности. Следуя логике теста, чем больше баллов набирает респондент, тем в большей степени его персональные ограничения.

Согласно полученным результатам можно констатировать степень ограничений сформированности социально-коммуникативной компетентности по диагностируемым шкалам:

— по шкале «Социально-коммуникативная неуклюжесть» средний балл составил 19,4, что относится к критическому уровню;

— по шкале «Нетерпимость к неопределенности» средний балл составил 15,5, что также относится к критическому уровню;

— по шкале «Стремление к конформности» — 8,7, что относится к критическому уровню;

— по шкале «Стремление к статусному росту» — 13,2, что также относится к критическому уровню;

— по шкале «Избегание неудач» средний балл составил 17,7, что относится к критическому уровню;

— по шкале «Фрустрационная интолерантность» — 8,9, что соответствует допустимо-нормативному уровню.

По критерию индивидуально-личностного развития совокупная оценка по результатам анкетирования студентов по всем шкалам составила 42 %, что, безусловно, подчеркивает наличие интраперсональных «ограничений» как «помех» в развитии и применении социально-коммуникативной компетентности.

Оценка регулятивно-рефлексивного критерия осуществлялась по следующим показателям: уверенность поведения и уверенность в себе, социальная смелость, инициатива в социальных контактах, регуляция эмоционального состояния, рефлексивность.

Представим полученные результаты по шкале: допустимый, критический, недопустимый уровни. Итак, уровень развития социально-коммуникативной компетентности студентов по результатам констатирующего этапа не выходит за рамки эвристического уровня (26 %), и то только на старших курсах. Так, первый курс демонстрирует сформированность в 100 % адаптивного уровня, третий курс — 100 % репродуктивного уровня.

Формирующий этап педагогического эксперимента включал информационно-содержательный и процессуально-деятель-ностный этапы реализации методической системы, что позволило нам предполагать об изменениях в профессиональном и личностном становлении студентов, принявших участие в эксперименте. Данное предположение автор проверил на третьем этапе педагогического эксперимента — контрольном. В контрольной диагностике участвовали 34 студента, принявших участие в освоении спецкурса, разработке и реализации социальных проектов и профессиональных проб.

Результаты повторной диагностики автор привел в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах (в %)

Критерий /этап Констатирующий Контрольный

Мотивационно -ценностный 89,5 100

Содержательно-когнитивный 41 94

Операционно-технологический 32 88

Критерий личностного развития 42 77

Регулятивно-рефлексивный критерий 26 62

Наглядное сравнение результатов оценки всех выбранных и обоснованных нами критериев позволяет сделать вывод об эффективности предлагаемой и реализованной автором методической системы формирования социально-коммуникативной компетентности студентов.

Итак, все выбранные автором критерии оценки сформированности социально-коммуникативной компетентности по-

казали положительную динамику. Также контрольная диагностика позволила определить и сравнить уровни сформиро-ванности социально-коммуникативной компетентности, которые наглядно представлены в табл. 2. Как показывают полученные результаты, характер педагогического формирующего воздействия на 3, 4, 5 курсах является определенно положительным.

Таблица 2

Уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности на контрольном этапе

Уровень / Адаптивный Репродуктивный Эвристический Креативный

курс уровень, % уровень, % уровень, % уровень, %

Первый 100 - - -

Второй 76 24 - -

Третий - - 72 28

Четвертый и пятый - - 26 74

По результатам формирующего этапа педагогического эксперимента можно сказать об эффективности предлагаемой методической системы, которая охватывает все уровни формирования заданной целью работы компетентности — содержательный, процессуальный, деятельностный, ценностный, мотивационный, личностный, оценочно-рефлексивный. Поскольку в процессе реализации методической системы студенты, принимающие участие в эксперименте, выступали в позиции активных субъектов, проявляя высокий уровень мотивации, самостоятельности, активности и ответственности, можно с определенной долей вероятности предполагать о ценностно-личностном отношении к процессу формирования социально-коммуникативной компетентности как компоненту профессиональной, обусловливающей эффективную профессиональную деятельность и позицию. Обобщая исследование, можно констатиро-

вать очевидную эффективность разработанной нами методической системы, которая доказана в ходе педагогического эксперимента. (Щ)

1. Тютерева И. В. Пути формирования социально-коммуникативной компетентности менеджера // Инновационное образование и экономика. 2008. № 3 (14). С. 87 - 89.

2. Громыко Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Методология педагогики : сб. статей. М., 1997. Вып. 4.

3. Богданова Е. Е. Динамика личностных ограничений социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе профессионального становления : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2007.

4. Филатова М., Волкова Л. Социальные компетенции и современное образование // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 65 - 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.