Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетентности у будущих менеджеров'

Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетентности у будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / MODULE PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютерева Ирина Викторовна

В статье рассмотрены педагогические условия, при которых иностранный язык становится фактором развития социально-коммуникативной компетентности менеджера. Дано определение и описание педагогической технологии формирования социально-коммуникативной компетентности с учетом возможностей иностранного языка в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of socio-communicative competence in student-managers using interactive technologies

Some pedagogical condition, in which a foreign language becomes a factor for socio communicative competency of a manager development, are concerned in this article. The definition and description of pedagogical technology of forming of socio communicative competency taking into account the abilities of a foreign language in a Higher Educational Establishment is given.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетентности у будущих менеджеров»

шения студентам проблем в процессе реализации их ИОМов (форум и общение по электронной почте, личные встречи с академическим консультантом, заполнение Дневника академического консультирования). При этом на каждом из этапов взаимодействие академического консультанта и студентов может быть охарактеризовано посредством пяти шагов разрешения проблем: диагностического, поискового, договорного, деятельностного и рефлексивного. При этом благодаря академическому консультированию студенты научались быть субъектами по отношению к своему образованию, осуществлять проектирование и реализацию ИОМов, в основе которых лежали их жизненные и профессиональные планы, и управление своей деятельностью, осуществлять взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в университете, а также использовать полученный опыт и выявлять возможные пути самообразования, что, безусловно, способствовало профессиональному развитию студентов университета.

Важно отметить, что представленный материал может быть полезен для организации образовательного процесса в университете с использованием сис-

темы зачетных единиц, организации академического консультирования студентов; для преподавателей университета, которым предстоит выполнять роль академических консультантов, кроме того, для разработчиков программ учебных курсов для различных ступеней системы непрерывного педагогического образования.

Библиографический список

1. Robinson, B. An Investigation into the Implementation of Advisory Programs in New Hampshire Middle Schools / B. Robinson. - Plymouth State College: Master's Thesis. Dec. 1992. — 55 p.

2. Salacuse, Jeswald W. (CB). Wise Advisor: What Every Professional Should Know about Consulting & Counseling. / Jeswald W. Salacuse. - Westport, CT, USA: Greenwood Publishing Group, Incorporated, 2000. — 144 p.

ПОПОВА Елена Викторовна, аспирантка кафедры педагогики.

Статья поступила в редакцию 18.03.2009 г.

© Е. В. Попова

УДК 378.147 и. В. ТЮТЕРЕВА

Омский экономический институт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ_________________________________________

В статье рассмотрены педагогические условия, при которых иностранный язык становится фактором развития социально-коммуникативной компетентности менеджера. Дано определение и описание педагогической технологии формирования социальнокоммуникативной компетентности с учетом возможностей иностранного языка в вузе. Ключевые слова: педагогическая технология, социально-коммуникативная компетентность, интерактивные методы обучения, модульный принцип.

Современные образовательные тенденции в ми- их основных мест в профессиональной деятельности

ровом масштабе основаны на компетентностной мо- менеджера, как качество, интенсивно влияющее на

дели образования. Идея компетентностно-ориентиро- процесс профессионального становления.

ванного образования — один из ответов на вопрос о Большие возможности в развитии социально-ком-

направлениях модернизации профессионального об- муникативной компетентности современного специ-

разования. Формирование ключевых компетентнос- алиста дает изучение в вузе иностранных языков, ко-

тей студентов относится к числу наиболее актуаль- торые как учебный предмет обладают большим по-

ных проблем подготовки современного специалиста. тенциалом для создания условий профессионального

Одним из результатов процесса профессиональ- и культурного развития личности, а владение языка-

ной подготовки менеджеров является формирование ми всегда является важным критерием професси-

социально-коммуникативной компетентности чело- ональной компетентности специалиста. В свою оче-

века как успешного субъекта — организатора и руко- редь, развитие социально-коммуникативной компе-

водителя совместной профессиональной деятельности. тентности можно отнести к числу основных задач

В связи с этим вопросы, связанные с социально-ком- обучения иностранным языкам, поскольку язык есть

муникативной компетентностью приобретают осо- средство общения, а сам термин «коммуникация» обо-

бую актуальность как в теоретическом, так и в при- значает умение взаимодействовать с людьми других

кладном аспектах. Изменение положения профессии взглядов и национальности.

менеджера на современном рынке труда выдвинуло Иностранный язык может стать фактором раз-

социально-коммуникативную компетентность на одно вития социально-коммуникативной компетентности

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

менеджера в случае соблюдения следующих условий преподавания: ориентация преподавания на специализацию и уровень изучения иностранного языка в соответствии с потребностями профессиональной деятельности будущего специалиста; использование современных интерактивных образовательных технологий, отвечающих контекстному подходу в обучении; ориентация преподавателя в оценке результативности обучения иностранному языку не на общий уровень владения иностранным языком, а на развитие социально-коммуникативной компетентности будущего специалиста; формирование социально-коммуникативной компетентности на основе обновления содержания учебно-методического комплекса, имеющего целью обеспечить формирование социальнокоммуникативной компетентности как необходимого условия повышения профессиональной компетентности будущих менеджеров.

Опираясь на определения интерактивных технологий, данные исследователями-педагогами, и конкретизируя признаки рассматриваемого понятия, технологию интерактивного обучения, используемую с целью развития социально-коммуникативной компетентности, мы понимаем как комплекс обеспечивающих поставленную цель методов, средств и организационных форм учебного процесса, наполняющих его профессиональным содержанием с учетом возможностей иностранного языка.

При проектировании обучающей технологии формирования социально-коммуникативной компетентности мы отталкивались от того, что специфика предмета «Иностранный язык» диктует следующие модели интерактивных методов:

— модель учебной дискуссии, характерными чертами которой являются, прежде всего, ознакомление каждого участника с теми сведениями, которые есть у других; поощрение разных подходов к одному и тому же предмету обсуждения; сосуществование различных точек зрения по обсуждаемым вопросам; возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений; побуждение участников к поиску группового, как правило компромиссного, соглашения в виде общего решения;

— организация обучения на основе игровой модели, предполагающей включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования, тренингов и упражнений.

Обе эти модели обучения тесно взаимосвязаны, так как практически все игровые технологии строятся на внутригрупповой и межгрупповой дискуссии. На таком игровом «фундаменте» осуществлять обучение удобно и интересно, интерактивные технологии, по нашему мнению, хорошо вписываются в учебную программу, не мешая традиционному способу обучения.

С целью проверки нашего утверждением о том, что успешность формирования социально-коммуникативной компетентности менеджера в целом и отдельных ее компонентов (мотивационного, когнитивного, интерактивного и перцептивного) в частности зависит от применения в образовательном процессе интерактивных технологий, нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Омского экономического института.

На основе данных об особенностях формирования и функционирования компонентов социальнокоммуникативной компетентности менеджера, полученных на констатирующем этапе исследования, нами был сделан вывод о возможности достижения успешности ее формирования как одной из составляющих профессиональной компетенции в рамках изучения

дисциплин «Иностранный язык» и «Деловой иностранный язык». Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выделить основные проблемы, которые необходимо было решить в процессе формирования социальнокоммуникативной компетентности студентов-менед-жеров в условиях учебного процесса в вузе на преобразующем этапе эксперимента, а также определить педагогические средства формирования социальнокоммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку.

Мы посчитали необходимым ознакомить студентов с результатами диагностики исходного уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности студентов-менеджеров. Наше мнение по этому вопросу совпадает с мнением А. П. Панфиловой [1], которая считает, что на уровне личности управление компетенцией предполагает самооценку индивидом своих возможностей (наличие адекватных знаний, умений и навыков) в соответствии с требованиями профессии или занимаемой должности и принятие решения о повышении своей квалификации или переподготовке. Таким образом, мы помогли студентам осознать противоречие между существующим уровнем их социально-коммуникативной компетентности и требованиями квалификационной характеристики менеджера, а также мотивировать студентов на работу по овладению профессией.

Главной задачей формирующего этапа эксперимента стало создание взаимодополняющих педагогических условий, активизирующих вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс; обеспечение успешности учебной деятельности студента; осознания студентами, где и каким образом они могут применить полученные в процессе совместной работы умения. Поэтому программа формирующего этапа строилась таким образом, чтобы рефлексия как процесс самопознания закладывалась в основу любой учебной деятельности студентов и была направлена на повышение уровня самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов, развитие способности к сотрудничеству и готовности к решению учебно-профессиональных задач. Нами была предпринята попытка конструирования смыслового содержания обучения согласно ГОС ВПО и при учете личностных и профессиональных потребностей студентов, их коммуникативного опыта на основе включения ситуаций и жанров, личностно-значимых для студентов, одновременно удовлетворяя их потребности в изучении иностранного языка и приобретении ими профессионально значимых социально-коммуникативных навыков.

Особые требования предъявлялись к учебному материалу, направленному на развитие рефлексии студента. Учитывая важность формирования интерактивного и перцептивного компонентов социальнокоммуникативной компетенции, особый смысл приобретают структурные формы общения (диалог, монолог, монолог в диалоге, диалог в монологе, полилог), речевые жанры общения (сообщение, рассуждение, доказательство и др.), техника общения в определенных социальных ситуациях, а также ролевой репертуар речевых воздействий и реакций в разных ситуативно и тематически обусловленных актах общения.

Содержательно-деятельностной основой обучения на основе интерактивных технологий может стать модульный принцип [2,3], определяющий «отбор целей содержания, форм и методов обучения» [4], требующий «неизбежного соблюдения приори-

Рис. 1. Модули процесса обучения при использовании интерактивных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности

тетных субъект-субъектных отношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе» [4, с. 23]. На рис. 1 нами сделана попытка представить возможные модули процесса обучения при использовании интерактивных технологий для развития социальнокоммуникативной компетентности будущих специалистов.

Мы предполагаем, что основным модулем могут выступать знание норм, правил, законов коммуникации; знание языка, особенностей деловой речи; знание норм осуществления и управления деловым общением, ценностей общения.

Объединяющий модуль составляет совокупность интерактивных технологий, используемых в процессе обучения.

Организационно-коммуникативный модуль представлен самостоятельной работой студентов. Организационные формы работы при использовании интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку выбираются с учетом личностного интереса и возможностей участия студентов в социальнокоммуникативных ситуациях путем последовательности и комбинации различных форм взаимодействия: индивидуальная работа, парная работа, малая группа, разделение группы на две команды, вся группа.

Специализированный модуль, или факультативный (не обязательный, расширяет и углубляет развивающиеся компетенции) составляют факультативы или курсы по выбору, которые могут быть включены в учебный план специальности. В Омском экономическом институте на протяжении нескольких лет студенты-менеджеры изучают курс по выбору «Деловой иностранный язык». При разработке программы по дисциплине по выбору «Деловой иностранный язык» мы руководствовались ГОС ВПО по специальностям 080500 «Менеджмент», 080505 «Управление персоналом», 080502 «Экономика и управление на предприятии» с целью выявления требований к социальнокоммуникативной компетентности менеджера как одной из составляющих профессиональной компетентности и результатами диагностики исходного уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности студентов-менеджеров.

Основной и специализированный модули при этом рассматриваются как блоки, направленные на приобретение, расширение и углубление знаний и умений, развитие способностей, формирующихся как социально-коммуникативные компетенции (освоение данных модулей обеспечивает развитие когнитивного компонента социально-коммуникатив-

ной компетентности); организационно-коммуникационный — как направленный на самообучение и самоорганизацию; а объединяющий — как обеспечивающие перенос знаний на практику. Два последних модуля обеспечивают развитие интерактивного компонента социально-коммуникативной компетентности.

Таким образом, формирование социально-коммуникативной компетентности менеджера предусматривает реализацию специальной модели, составляющие которой находятся во взаимодействии и направлены на решение конечной цели — подготовку специ-алиста-менеджера, обладающего знаниями и умениями в области управления и коммуникации, коммуникативными способностями, позволяющими специалисту самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия в управленческой деятельности.

Основными педагогическими условиями формирования социально-коммуникативной компетентности менеджера являются использование интерактивных методов обучения, развитие творческой деятельности студентов при решении профессионально значимых задач, динамичность, ситуативность, функциональность.

Основными критериями оценки сформирован-ности социально-коммуникативной компетентности являются владение лингвистическими умениями иноязычного общения, умение ориентироваться в социальной и деловой ситуации, коммуникативной задаче, умение видеть и осуществлять нестандартные способы решения задач коммуникации.

Итоги проведенного теоретического исследования, констатирующего, формирующего и контрольных этапов опытно-экспериментальной работы позволяют сделать выводы о результативности педагогической технологии формирования социально-коммуникативной компетентности менеджеров с использованием интерактивных методов обучения. Это подтвердилось положительной динамикой в качественном и количественном изменении социально-коммуникативной компетентности.

Результаты исследования расширяют представления об использовании интерактивных технологий применительно к формированию социально-коммуникативной компетентности будущих менеджеров и позволяют конкретизировать понятие социальнокоммуникативной компетентности с учетом специфики профиля.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Библиографический список

1. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. — М. : ИВЭСЭП, Знание, 2003. — 536 с.

2. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. [Текст] : метод. пособие / М. А. Чошанов. — М. : Нар. образование, 1996. — 157с.

3. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас : Швиеса, 1989. — 272 с.

4. Андреев В.И. Педагогика : учебн. курс для творческого саморазвития. — 3-е изд. — Казань : Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.

ТЮТЕРЕВА Ирина Викторовна, преподаватель ка федры русского и иностранных языков.

Статья поступила в редакцию 27.01.2009 г.

© И. В. Тютерева

УДК 371.3:51: 63 0. И. ФЕДОТОВА

Омский государственный педагогический университет

ЗАДАЧИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ-АГРАРИЕВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

МАТЕМАТИКЕ

В статье рассмотрена одна из ключевых проблем системы высшего профессионального образования — формирование профессиональной компетентности студентов-аграриев, проведен анализ литературы по проблеме задач в обучении математике, а также приведены примеры профессионально ориентированных задач по математике для студентов агрономического направления подготовки, которые можно использовать в процессе изучения раздела «Теория вероятностей».

Ключевые слова: профессиональная компетентность, задача, профессионально ориентированная задача.

Важной задачей математического образования в аграрном вузе в условиях модернизации российского образования является формирование профессиональной компетентности в процессе обучения математике.

«Для специалистов-аграриев, — отмечает Т. Н. Романова, — важно иметь твердые знания по математике, которые помогут отчетливо увидеть влияние математики на способы получения биологических истин, на методологию исследования. Место неопределенных и легко поддающихся влиянию аргументов займет строгий бесстрастный математический вывод. Этот вывод (если он сделан квалифицированно) не может быть отвергнут ни красноречием, ни ссылкой на авторитет. Он существует объективно и, рано или поздно, с ним приходится считаться. Так, вывод Г. Менделя о генах-носителях наследственных свойств, полученный именно в результате статистического анализа, прошел через десятилетия забытья, а порой и неприязни, прошел и утвердился как замечательное биологическое открытие. Большинство биологических закономерностей (таких как закон Менделя, биогенетический закон, закон увеличения численности популяции по Я-образной кривой и т.д.) установлены именно экспериментальным путем. Ясно поэтому,

насколько важно умение математически обрабатывать результаты наблюдений» [1].

Традиционно важнейшим видом учебной деятельности студентов при обучении математике является решение задач.

Проблема использования задач в обучении — это широко обсуждаемая проблема, которая остается актуальной и сегодня. В последнее время принцип обучения через задачи получил достаточно широкое признание как в школьной, так и в вузовской практике. В процессе решения задач студенты не только овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и устанавливают взаимосвязи с различными понятиями, суждениями, находят точки соприкосновения между отдельными разделами. Решение задач приучает к аргументации своих высказываний, правильным обобщениям и аналогиям. Переосмысление математического образования и его роли ведет к пересмотру традиционного отношения к математическим задачам в процессе вузовского обучения.

Наиболее широкое определение понятия задача встречается в Большой советской энциклопедии: «Задача — 1) поставленная цель, которую стремятся достигнуть; 2) поручение, задание; 3) вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.