РАЗНОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. Г. Сергеева
В статье представлена дидактическая модель формирования экономических компетенций практикоориентированных специалистов, способных продуктивно работать в условиях рыночной экономики.
The article presents a didactic model of economic competence development for practice-oriented specialists able to work productively in a market economy.
Ключевые слова: моделирование, экономические компетенции выпускника, модель формирования экономических компетенций выпускника.
Key words: modeling, economic competences of a graduate, development of economic competences of a graduate.
Исследуемая нами проблема становления и развития экономических компетенций выпускника профессионального образовательного учреждения требует определения научных подходов для разработки модели формирования его экономических компетенций. В качестве теоретико-методологического основания разрабатываемой концепции развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования выбраны следующие подходы: системный как общенаучная основа, деятельностный как теоретико-методологическая стратегия и компетентностный как практикоориентированная тактика.
Разработанная нами концепция развития непрерывного экономического образования представляет систему компонентов. Рассмотрим их кратко.
Процессуальный компонент раскрыт в прикладной модели процесса формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования, включающей взаимосвязанные блоки: (1) целевой блок направлен на приобретение экономических знаний, умений, развития экономически значимых качеств личности, потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций; (2) деятельностный блок ориентирован на виды профессиональной деятельности, обязательной составляющей которых является экономическая. В процессе объективных потребностей и интересов у обучающихся формируется определенное экономическое поведение, которое реализуется через деятельность. Экономическая деятельность ориентирована на рациональный труд, используя полученные экономические знания, а экономическое поведение представляет собой совокупность поступков и действий, совершаемых в процессе такой деятельности; (3) содержательный блок отражает содержание учебных дисциплин, посредством которых осуществляется формирование экономических компетенций выпускника в соответствии с уровнем профессионального образования и профилем подготовки; педагогическое мастерство преподавателя; (4) технологический блок рассматривает процесс формирования экономических компетенций выпускника и раскрывает этапность этого процесса (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, рефлексивно-преобразующий).
391
Мотивационно-ценностный компонент направлен на формирование отношения к будущей профессионально-экономической деятельности как личностной и социальной ценности; осознание обучающимися значимости формирования личностных качеств экономически компетентного специалиста; формирование потребности в профессионально-экономическом и личностном росте. Основной упор делается на развитие у обучающихся ключевых экономических компетенций.
Когнитивно-деятельностный компонент предусматривает: овладение обучающимися соответствующим объемом экономических знаний, умений и навыков и профессионально-экономическими функциями специалиста; развитие способностей решать экономические задачи на уровне инноваций и творчества. На данном этапе основные усилия сосредоточены на совершенствовании у обучающихся ключевых экономических компетенций и развитии профессиональных экономических компетенций.
Рефлексивно-преобразующий компонент направлен на саморегуляцию разумного экономического поведения и экономической деятельности; осознание и оценку обучающимися своих учебных и профессиональноэкономических действий; актуализацию экономически значимых качеств личности; развитие способностей проектировать свое профессиональноэкономическое развитие.
Деятельностный компонент модели включает виды профессиональной деятельности, обязательной составляющей которых является экономическая деятельность. В процессе объективных потребностей и интересов у обучающихся формируется определенное экономическое поведение, которое реализуется через деятельность. Экономическая деятельность предполагает возможность рационально трудиться, используя полученные экономические знания. А экономическое поведение представляет собой совокупность поступков и действий, совершаемых в процессе такой деятельности. Основой экономического поведения и экономической деятельности является экономическая культура, которая представляет собой совокупность экономических знаний, умений, навыков, убеждений и осуществление своей деятельности в соответствии с ними.
Содержательный компонент отражает содержание учебных дисциплин, посредством которых осуществляется формирование экономических компетенций выпускника в соответствии с уровнем профессионального образования и профилем подготовки; педагогическое мастерство преподавателя.
Технологический компонент представляет формирование экономических компетенций выпускника как непрерывный, длительный, сложный и целостный процесс, в котором непрерывная экономическая подготовка рассматривается нами по образовательным уровням и этапам: (а) мотивационно-ценностный этап направлен на формирование отношения к будущей профессионально-экономической деятельности как личностной и социальной ценности, на осознание обучающимися значимости формирования личностных качеств экономически компетентного специалиста, на формирование потребности в профессионально-экономическом и личностном росте;
(б) когнитивно-деятельностный - предусматривает овладение обучающимися соответствующим объемом экономических знаний, умений и навыков, про-
392
фессионально-экономическими функциями специалиста, развитие способностей решать экономические задачи на уровне инноваций и творчества; (в) рефлексивно-преобразующий - направлен на саморегуляцию разумного экономического поведения и экономической деятельности, осознание и оценку обучающимися своих учебных и профессионально-экономических действий, актуализацию экономически значимых качеств личности, развитие способностей проектировать свое профессионально-экономическое развитие. В основе преемственности этапов лежит идея формирования личности обучающегося как субъекта учебной и профессионально-экономической деятельности в условиях профессионального обучения.
Компонент верификации процесса формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования включает уровни и критерии сформированности экономических компетенций, и оценку результатов подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального образовательного учреждения.
В ходе исследования для определения сформированности экономических компетенций выпускника с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий) были разработаны следующие критерии: (1) когнитивно-
познавательный - отражает диапазон имеющихся экономических знаний специалиста и предполагает, что обучающиеся, овладевая экономическими знаниями (знания экономических законов, экономической реальности, методов экономического исследования, способов формирования экономической компетентности), смогут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования; (2) личностный - отражает профессионально значимые мотивы и ценностные установки личности, ее позитивное отношение к овладению экономическими знаниями и умениями, потребность их применения в практической деятельности; а также экономически значимые качества личности: бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие, предприимчивость, позволяющие специалисту отстаивать позицию в принятии экономически обоснованных решений; (3) деятельностно-креативный - отражает наличие экономически ориентированных умений, позволяющих осуществлять организацию экономической деятельности, выявлять затруднения и определять способы ее совершенствования, предполагает включенность специалиста в сферу экономического взаимодействия общества и производства, характеризует направленность этой деятельности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к уверенному экономическому поведению, к эффективной экономической деятельности в современных условиях.
Экспериментальная работа, организованная нами на базе образовательных учреждений профессионального образования, позволила описать критерии и показатели сформированности экономических компетенций обучающихся; адаптировать и освоить различные методики диагностики экономических компетенций обучающихся на различных этапах обучения; выявить исходный уровень экономических компетенций выпускников экспериментальных и контрольных групп; разработать в соответствии с предложенной кон-
393
цепцией целевую Комплексную программу как основу научно-методического и педагогического сопровождения формирования экономических компетенций обучающихся; обеспечить в ходе реализации программы достижение студентами экспериментальных групп более высокого, чем у студентов контрольных групп, уровня экономических компетенций.
Процесс формирования экономических компетенций (ключевых, профессиональных и дополнительных) обучающихся осуществляется поэтапно (отражает процессуальную сторону) и по уровням (характеризует иерархическую сторону), так как студенты одномоментно не могут овладеть всем комплексом экономических компетенций.
Список литературы
1. Ломакина Т. Ю., Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: моногр. - М.: Academia, 2011. - 272 с.
2. Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: моногр. - Тверь: ВА ВКО, 2008. - 12,8 п.л.
3. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. - 2013. - № 1. -С. 48-55.
4. Сергеева М. Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. - М.: ИТИП РАО, 2007. - 188 с.
5. Сергеева М. Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации российского образования // Alma mater. - 2010. - № 6. - С. 19-24.
6. Сергеева М.Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования: моногр. - Курск: РФЭИ, 2010. - 249 с.
7. Сергеева М. Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. - 2009. - № 1. - С. 26-31.
8. Сергеева М. Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». - 2012. - № 3. - С. 3-15.
В статью вошли материалы, полученные в результате научного исследования, проводимого в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда
394