Научная статья на тему 'Разноуровневая модель формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования'

Разноуровневая модель формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / экономические компетенции выпускника / модель формирования экономических компетенций выпускника / modeling / economic competences of a graduate / development of eco-nomic competences of a graduate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В статье представлена дидактическая модель формирования экономических компетенций практикоориентированных специалистов, способных продуктивно работать в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a didactic model of economic competence development for prac-tice-oriented specialists able to work productively in a market economy.

Текст научной работы на тему «Разноуровневая модель формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования»

РАЗНОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Г. Сергеева

В статье представлена дидактическая модель формирования экономических компетенций практикоориентированных специалистов, способных продуктивно работать в условиях рыночной экономики.

The article presents a didactic model of economic competence development for practice-oriented specialists able to work productively in a market economy.

Ключевые слова: моделирование, экономические компетенции выпускника, модель формирования экономических компетенций выпускника.

Key words: modeling, economic competences of a graduate, development of economic competences of a graduate.

Исследуемая нами проблема становления и развития экономических компетенций выпускника профессионального образовательного учреждения требует определения научных подходов для разработки модели формирования его экономических компетенций. В качестве теоретико-методологического основания разрабатываемой концепции развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования выбраны следующие подходы: системный как общенаучная основа, деятельностный как теоретико-методологическая стратегия и компетентностный как практикоориентированная тактика.

Разработанная нами концепция развития непрерывного экономического образования представляет систему компонентов. Рассмотрим их кратко.

Процессуальный компонент раскрыт в прикладной модели процесса формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования, включающей взаимосвязанные блоки: (1) целевой блок направлен на приобретение экономических знаний, умений, развития экономически значимых качеств личности, потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций; (2) деятельностный блок ориентирован на виды профессиональной деятельности, обязательной составляющей которых является экономическая. В процессе объективных потребностей и интересов у обучающихся формируется определенное экономическое поведение, которое реализуется через деятельность. Экономическая деятельность ориентирована на рациональный труд, используя полученные экономические знания, а экономическое поведение представляет собой совокупность поступков и действий, совершаемых в процессе такой деятельности; (3) содержательный блок отражает содержание учебных дисциплин, посредством которых осуществляется формирование экономических компетенций выпускника в соответствии с уровнем профессионального образования и профилем подготовки; педагогическое мастерство преподавателя; (4) технологический блок рассматривает процесс формирования экономических компетенций выпускника и раскрывает этапность этого процесса (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, рефлексивно-преобразующий).

391

Мотивационно-ценностный компонент направлен на формирование отношения к будущей профессионально-экономической деятельности как личностной и социальной ценности; осознание обучающимися значимости формирования личностных качеств экономически компетентного специалиста; формирование потребности в профессионально-экономическом и личностном росте. Основной упор делается на развитие у обучающихся ключевых экономических компетенций.

Когнитивно-деятельностный компонент предусматривает: овладение обучающимися соответствующим объемом экономических знаний, умений и навыков и профессионально-экономическими функциями специалиста; развитие способностей решать экономические задачи на уровне инноваций и творчества. На данном этапе основные усилия сосредоточены на совершенствовании у обучающихся ключевых экономических компетенций и развитии профессиональных экономических компетенций.

Рефлексивно-преобразующий компонент направлен на саморегуляцию разумного экономического поведения и экономической деятельности; осознание и оценку обучающимися своих учебных и профессиональноэкономических действий; актуализацию экономически значимых качеств личности; развитие способностей проектировать свое профессиональноэкономическое развитие.

Деятельностный компонент модели включает виды профессиональной деятельности, обязательной составляющей которых является экономическая деятельность. В процессе объективных потребностей и интересов у обучающихся формируется определенное экономическое поведение, которое реализуется через деятельность. Экономическая деятельность предполагает возможность рационально трудиться, используя полученные экономические знания. А экономическое поведение представляет собой совокупность поступков и действий, совершаемых в процессе такой деятельности. Основой экономического поведения и экономической деятельности является экономическая культура, которая представляет собой совокупность экономических знаний, умений, навыков, убеждений и осуществление своей деятельности в соответствии с ними.

Содержательный компонент отражает содержание учебных дисциплин, посредством которых осуществляется формирование экономических компетенций выпускника в соответствии с уровнем профессионального образования и профилем подготовки; педагогическое мастерство преподавателя.

Технологический компонент представляет формирование экономических компетенций выпускника как непрерывный, длительный, сложный и целостный процесс, в котором непрерывная экономическая подготовка рассматривается нами по образовательным уровням и этапам: (а) мотивационно-ценностный этап направлен на формирование отношения к будущей профессионально-экономической деятельности как личностной и социальной ценности, на осознание обучающимися значимости формирования личностных качеств экономически компетентного специалиста, на формирование потребности в профессионально-экономическом и личностном росте;

(б) когнитивно-деятельностный - предусматривает овладение обучающимися соответствующим объемом экономических знаний, умений и навыков, про-

392

фессионально-экономическими функциями специалиста, развитие способностей решать экономические задачи на уровне инноваций и творчества; (в) рефлексивно-преобразующий - направлен на саморегуляцию разумного экономического поведения и экономической деятельности, осознание и оценку обучающимися своих учебных и профессионально-экономических действий, актуализацию экономически значимых качеств личности, развитие способностей проектировать свое профессионально-экономическое развитие. В основе преемственности этапов лежит идея формирования личности обучающегося как субъекта учебной и профессионально-экономической деятельности в условиях профессионального обучения.

Компонент верификации процесса формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования включает уровни и критерии сформированности экономических компетенций, и оценку результатов подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального образовательного учреждения.

В ходе исследования для определения сформированности экономических компетенций выпускника с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий) были разработаны следующие критерии: (1) когнитивно-

познавательный - отражает диапазон имеющихся экономических знаний специалиста и предполагает, что обучающиеся, овладевая экономическими знаниями (знания экономических законов, экономической реальности, методов экономического исследования, способов формирования экономической компетентности), смогут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования; (2) личностный - отражает профессионально значимые мотивы и ценностные установки личности, ее позитивное отношение к овладению экономическими знаниями и умениями, потребность их применения в практической деятельности; а также экономически значимые качества личности: бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие, предприимчивость, позволяющие специалисту отстаивать позицию в принятии экономически обоснованных решений; (3) деятельностно-креативный - отражает наличие экономически ориентированных умений, позволяющих осуществлять организацию экономической деятельности, выявлять затруднения и определять способы ее совершенствования, предполагает включенность специалиста в сферу экономического взаимодействия общества и производства, характеризует направленность этой деятельности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к уверенному экономическому поведению, к эффективной экономической деятельности в современных условиях.

Экспериментальная работа, организованная нами на базе образовательных учреждений профессионального образования, позволила описать критерии и показатели сформированности экономических компетенций обучающихся; адаптировать и освоить различные методики диагностики экономических компетенций обучающихся на различных этапах обучения; выявить исходный уровень экономических компетенций выпускников экспериментальных и контрольных групп; разработать в соответствии с предложенной кон-

393

цепцией целевую Комплексную программу как основу научно-методического и педагогического сопровождения формирования экономических компетенций обучающихся; обеспечить в ходе реализации программы достижение студентами экспериментальных групп более высокого, чем у студентов контрольных групп, уровня экономических компетенций.

Процесс формирования экономических компетенций (ключевых, профессиональных и дополнительных) обучающихся осуществляется поэтапно (отражает процессуальную сторону) и по уровням (характеризует иерархическую сторону), так как студенты одномоментно не могут овладеть всем комплексом экономических компетенций.

Список литературы

1. Ломакина Т. Ю., Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: моногр. - М.: Academia, 2011. - 272 с.

2. Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: моногр. - Тверь: ВА ВКО, 2008. - 12,8 п.л.

3. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. - 2013. - № 1. -С. 48-55.

4. Сергеева М. Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. - М.: ИТИП РАО, 2007. - 188 с.

5. Сергеева М. Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации российского образования // Alma mater. - 2010. - № 6. - С. 19-24.

6. Сергеева М.Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования: моногр. - Курск: РФЭИ, 2010. - 249 с.

7. Сергеева М. Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. - 2009. - № 1. - С. 26-31.

8. Сергеева М. Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». - 2012. - № 3. - С. 3-15.

В статью вошли материалы, полученные в результате научного исследования, проводимого в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда

394

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.