УДК 004
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Сидорова Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе, преподаватель ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова», г. Нарьян-Мар, 2017
Аннотация: В условиях развития современного общества подготовка специалиста любого профиля непременно включает формирование информационной компетентности, проявляющейся в готовности и способности специалиста использовать средства и возможности современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности с целью повышения её эффективности.
Профессиональная готовность будущих специалистов среднего звена к активному и эффективному использованию средств информационных и коммуникационных технологий приобретает особую актуальность, так как стратегия развития общества напрямую связана с интенсификацией процесса внедрения прогрессивных технологий во все сферы деятельности человека, об этом свидетельствуют следующие документы: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» до 2025 года, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» на период до 2016 года, федеральная целевая программа «Электронная Россия», реализуемая в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Одним из основных составляющих профессиональной компетентности современного специалиста является информационная компетентность, предполагающая умение работать с компьютерной техникой, использовать современное программное обеспечение, предназначенное для решения профессиональных задач, способность получать необходимую информацию с использованием сетевых технологий. Кроме того, современный специалист должен обладать определенными личными качествами, быть способным к самообразованию, чтобы соответствовать уровню развития информационных технологий. Эти требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования к подготовке специалиста среднего звена, должны быть реализованы и в процессе преподавания дисциплин информационной направленности.
Перед преподавателем среднего профессионального образования стоит проблема различного стартового уровня знаний и умений обучающихся в области информационных технологий, часть из них уже имеет опыт работы в различных областях информационных технологий и с различными программными средствами, для другой части студентов обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных умений работы с техническими средствами. Для решения обозначенной проблемы следует построить оптимальный курс обучения для студентов, направленный на формирование информационной компетентности студентов, повышения учебной мотивации через использование информационных технологий.
Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность.
Введение
Современная эпоха характеризуется проникновением информации во все сферы общественной и профессиональной жизни. Информация стала важнейшим ресурсом для решения серьезных профессиональных проблем, а информационные технологии - инструментом процесса непрерывного познания, характерного для профессионала высокого уровня, ориентированного на оптимальность решения проблем профессиональной среды. В этой связи информационная компетенция является составной частью фундаментального ядра, обеспечивающего наиболее эффективный путь профессионального развития специалистов на протяжении всей жизни, а задача ее формирования является одной из важнейших задач профессионального образования
конкурентоспособных специалистов среднего звена, владеющих универсальным инструментом успешной профессиональной деятельности в любой сфере.
Информационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств информационно-коммуникативных технологий. Эти обстоятельства определяют необходимость научного решения таких аспектов проблемы эффективности формирования информационной компетентности будущих специалистов, как выбор методов, форм и средств обучения.
Таким образом, актуальность данного педагогического опыта обуславливается противоречием между необходимостью формирования информационной компетентности студентов в будущей профессиональной деятельности с одной стороны, и с другой стороны, отсутствием методов, форм и средств обучения, обеспечивающих эффективную работу по использованию средств информационных технологий в будущей профессиональной деятельности специалистов среднего звена; между высокими требованиями потребителей образовательных результатов к уровню информационной компетенции будущих квалифицированных специалистов и низким уровнем ее сформированности в учреждениях среднего профессионального образования.
На первом этапе (2012-2013 гг.) проведен теоретический анализ научно- методической, психолого-педагогической и учебной литературы, проанализированы возможности формирования информационной компетентности студентов через использование информационных технологий, выявлены цель, задачи опыта.
На втором этапе (2013-2014 гг.) осуществлена проверка и конкретизация ключевых понятий и теоретических положений. Предложена система заданий для лабораторных практикумов по информационным технологиям в профессиональной деятельности, направленных на развитие информационной компетентности будущих специалистов среднего звена. Определены методы, формы и средств обучения формирования информационной компетентности специалистов среднего звена. Созданы практические работы для выполнения лабораторно-практических занятий учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с учетом специфики специальностей. Проведена опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе (2014-2015 гг.) систематизировались, анализировались, обобщались результаты педагогического опыта, формулировались основные результаты.Диапазон опыты представлен методической работой преподавателя по заявленной теме: разработаны учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; практикум для выполнения лабораторно-практических занятий, создание учебного пособия «Использование пакета Microsoft Excel для решения экономических задач» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Основная часть
Анализ научных источников показывает, что основу профессионализма личности составляет компетенция. Компетенция - способность и готовность применить знания, умения, опыт при решении профессиональных задач в различных областях. Об успешности реализации компетентностного подхода можно судить по тому, насколько студенты со своей подготовкой оказываются готовыми в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место в обществе.
В современных условиях, несмотря на широкое употребление понятия «информационная компетентность», оно до настоящего времени не имеет четкого и однозначного определения в педагогике. Уточнение сути данного понятия проведено на основе анализа слов «компетенция», «компетентность» в психолого-педагогической науке. Общим является представление о компетентности как некой совокупности компонентов (способностей, знаний, умений, качеств), тогда как компетенция - это способность реализовывать знания и умения в конкретной практической деятельности. Наиболее точно определяет А.В. Хуторской: компетенция -включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов
деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентностный подход направлен на результат образования: в учебную программу дисциплины, модуля или практики изначально закладываются такие требования и параметры (знания, умения, способности, владение, готовность и т.д.), которые необходимо достичь «на выходе». Отсюда следует, что главным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не просто система знаний, умений и опыты, а способность человека успешно действовать в конкретной ситуации с эффективным использованием их совокупности, т.е. владение конкурентоспособностью в современном обществе
Анализ показывает, что «информационная компетентность» рассматривается исследователями, как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле она связывается с умением использовать для поиска, получения, обработки, представления, передачи информации информационные технологии, современные технические средства и методы. В широком смысле - не только с умениями использовать информационные технологии для работы с информацией, но и с умениями осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации, решать информационно-поисковые задачи, используя библиотеку как информационно-поисковую систему, т.е. осуществлять информационную деятельность с использованием информационных технологий.
Цель опыта: формирование информационной компетентности студентов через использование информационных технологий, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности.
Гипотеза: уровень информационной компетентности студентов может быть повышен в процессе обучения, если этот процесс основан на выборе методов, форм и средств обучения студентов, обеспечивающих эффективную работу по использованию средств информационных технологий, отражающих специфику профессиональной деятельности будущих специалистов.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы основные задачи:
1. Определить сущность, содержание и структуру информационной компетентности обучающихся.
2. Определить принципы, этапы и условия формирования информационной компетентности студентов, а также показатели и уровни ее сформированности.
3. Определить содержание, методы, формы и средства обучения формирования информационной компетентности студентов.
4. Разработать систему заданий для лабораторного практикума, направленную на развитие информационной компетентности студентов в будущей профессиональной деятельности.
5. Экспериментально проверить эффективность формирования информационной компетентности и подтвердить гипотезу исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, моделирование и проектирование процесса формирования информационной компетентности студентов, изучение и обобщение педагогического опыта); эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, самооценка, самоанализ); педагогический эксперимент.
В результате анализа ФГОС СПО по специальностям содержание обучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» должно осуществляться с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов.
Целью изучения студентами дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является овладение возможностями современных информационных технологий, формирование потребности и умения самостоятельно использовать динамично развивающиеся информационные технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Задачами дисциплины являются:
1. профессиональное совершенствование будущих специалистов среднего звена, развитие их профессиональной эрудиции;
2. выработка у студентов профессиональных знаний, умений и опыта в использовании информационных технологий, формирование готовности к освоению и применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности;
3. формирование представлений о широте применения знаний, умений в области информационных технологий;
4. включение студентов в творческую работу, позволяющую максимально использовать возможности информационных технологий.
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» включает четыре раздела, которые позволят в полном объеме освоить материал предмета: информация и информационные технологии; основы информационной и компьютерной безопасности; прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий. На первом занятии преподавателем обозначаются основные особенности процесса обучения:
1. практическая значимость выполняемых учебно-профессиональных заданий -проектов,которые имеют «заказной» характер и реальных потребителей;
2. ориентация на отработку практических навыков работы с компьютером в период самостоятельной работы с информацией;
3. основное содержание обучения - решение ситуаций, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности;
4. ориентация на взаимопомощь в процессе индивидуальной и коллективной работы.
Процесс формирования информационной компетентности будущих специалистов среднего
звена имеет структуру, состоящую из трех этапов: мотивационного, содержательно-операционного и оценочно- рефлексивного.
Задачей мотивационного этапа является развитие положительной мотивации студентов к освоению информационных технологий, применимых в будущей профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности зависит от личностных особенностей студентов: от потребности в достижении успеха и, наоборот, от пассивности, лени и нежелания преодолевать трудности в процессе обучения.
На начальной стадии освоения студентами дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ставится цель - формирование у студентов положительной мотивации к учебной деятельности в контексте изучаемой дисциплины. Основным средством достижения этой цели является постановка перед студентами профессионально-ориентированной задачи, решаемой в процессе имитационного моделирования профессиональной деятельности.
Формированию мотивационного компонента информационной компетенции студентов способствуют приемы:
1. выделение основных задач обучения и создание условий для осознания целей обучения студентами;
2. создание условий для осознания студентами теоретической и практической значимости приобретаемых знаний и опыта;
3. ориентация на будущую профессиональную деятельность и перспективы ее развития;
4. ориентация на профессиональную направленность в учебном процессе;
5. решение проблемных ситуаций в процессе имитационного моделирования;
6. стимулирование любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.
Содержательно-операционный этап направлен на формирование операционно-технологического и эстетического компонентов информационной компетентности студентов, который характеризует обученность студентов. Он проявляется в системе знаний об информации и способах ее обработки, обеспечивающей продуктивную деятельность по работе с данными, а также в способности к ориентации в современных исследованиях. Уровень сформированности информационной компетентности по результатам экспериментальной деятельности проверяется с помощью тестирования.
Основным средством реализации данного этапа в качестве эффективного инструмента формирования информационной компетенции является имитационная модель учебной компьютерной фирмы, сотрудники - студенты. Например, необходимо разработать и распечатать эмблему коммерческой фирмы. Получив данное задание, студент должен осознать, что от него требуется: 1)разработать (придумать) эмблему коммерческой фирмы; 2)распечатать эту эмблему. Далее, определиться какую программу использовать для создания эмблемы, и в зависимости от этого какими средствами и в какой последовательности пользоваться. Решая профессиональные задачи, студенты имитируют реальную профессиональную ситуацию, и, основываясь на знаниях, полученных в ходе занятий академического типа (лекции, семинары, лабораторные работы), принимают профессиональные решения возникающих проблем-ситуаций. Имитационная модель ориентирована на предметное содержание предстоящей профессиональной деятельности студентов по специальностям. Наиболее результативному и интенсивному формированию информационной компетентности для решения прикладных задач профессиональной деятельности способствуе метод проектов. В процессе имитационного моделирования студенты решают профессиональные ситуации, выполняя творческие проекты. (Таблица 1) Таблица 1
Виды проектных работ студентов
Тема дисциплины Программный продукт
Организация защиты программного продукта от вирусов и Способы защиты ПК фирмы от несанкционированного доступа и от вирусов.
Обработка текстовой информации Реклама фирмы (объявления, буклеты, брошюры, флаеры, визитки, видеоролики)
Обработка числовой информации Осуществление подбора сводных данных о комплектующих ПК и о предоставляемых услугах
Технология Разработка базы данных фирмы
Система автоматизированного проектирования Разработка плана помещения фирмы с рабочим местом, на котором установлено профильное ПО (место администратора, дизайнера, программиста,
Справочно-правовая система Рассмотрение организ ационных форм правовой сферы защиты фирмы
Обозначенные ситуации необходимы студентам для тренировочных упражнений в профессиональных действиях, в процессе которых осуществляется формирование информационной компетентности и происходит становление квалифицированного специалиста.
Таким образом, в процессе творческого проектирования происходит формирование технологического компонента информационной компетенции. Данный компонент характеризует особенности использования принципов обработки информации, возможностей программного обеспечения и технических устройств. Также, наряду с программным продуктом, осуществляется разработка студентами творческого отчета, который включает описание работы над основными этапами проектирования. Творческий отчет является комплексом показателей качества проектирования, умения понятно и грамотно объяснить смысл своей работы, раскрыть ее последовательность, обосновать оптимальность принятых решений.
В процессе работы с информацией существенно увеличились требования, предъявляемые к правилам оформления данных. Оформляя письменный отчет, студенты обращают внимание на этические и технические стороны работы с данными. Формирование нормативно-этического компонента информационной компетенции предполагает опору на соблюдение нормативно-этических требований в процессе работы с данными на ПК. Студенты полностью осознают и понимают требования, предъявляемые к творческому проекту: соблюдение авторства, соблюдение СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» и ЕСКД ГОСТ 2.105-95 - Общие требования к текстовым документам, а также соблюдение правил экологии - не навреди другому.
Материал творческого отчета дает возможность:
- оценить процесс выполнения проекта внешним экспертом - работодателем;
- развить навыки письменного и графического оформления материала в соответствии с ГОСТ;
- развить навыки логического рассуждения при описании алгоритма выполнения профессиональных действий;
- проследить соответствие цели и результата проектирования. Критериями оценки качества творческого отчета студентов являются:
- объем, полнота и подробность описания;
- аргументированность и логичность рассуждений;
- грамотность оформления данных (текст, изображения, схемы, таблицы, формулы) в соответствии со стандартами;
- самостоятельность оформления, обеспечение доступности для восприятия другими людьми;
- эстетика оформления;
- соблюдение авторских прав.
После разработки программного продукта и написания отчета происходит публичная защита работы. Представитель каждой творческой проектной группы осуществляет демонстрацию творческого проекта, используя средства мультимедиа. По окончании выступления представителям данной группы могут быть заданы вопросы. Критериями оценки являются: достижение цели проекта, полное и грамотное представление материала и квалифицированная защита.
Уровень сформированности коммуникативного компонента проверяется с помощью анкеты из двух блоков: 1) процесс работы в команде, 2) индивидуальная работа - защита проекта.
Рефлексивному компоненту информационной компетенции отводится центральное место при оценке начала, хода и результатов работы над проектом. По мнению ученых и практиков, профессиональная рефлексия является неотъемлемой чертой компетентного специалиста. Студент может несколько раз выполнять работу по образцу и при этом ничему не научиться. Цель рефлексии - вспомнить и осознать смысл деятельности, способы и пути решения проблемы, полученные результаты. Осмысление происходит, когда идет внутренняя проработка путей решения практических задач, анализ ситуаций, только в данной ситуации студент учится и вырабатывает определенную тактику на будущее. Проверить уровень сформированности рефлексивного компонента информационной компетенции позволит разработанное нами тестирование.
Таким образом, творческий проект является результатом сформированной информационной компетенции. Он наглядно показывает знания и умения основных принципов работы с информацией, с прикладным программным обеспечением, которые были получены студентами в процессе освоения дисциплины, а также позволяет просмотреть, насколько студенты подошли творчески и профессионально к решению профессиональных проблем.
Данная технология позволяет развивать чувство ответственности за себя, за других и за результат выполненного задания. Она усиливает мотивацию обучения, поскольку студент сам заинтересован в учебном процессе, позволяет удовлетворить потребности творческой личности в образовательном процессе, так как появляется интерес, заинтересованность в получении новых знаний, осуществляется сотрудничество с преподавателем и снижается количество стрессовых ситуаций в преддверии контроля знаний. В результате такой организации занятий студенты: овладевают современными информационными технологиями применительно к своей специальности; получают возможность выйти на компьютерную разработку и оформление курсовых проектов, выпускной квалификационной работы; показывают высокий уровень заинтересованности в получении образования.
В своей педагогической деятельности автором используются следующие средства обучения: 1. Презентации - это последовательность слайдов, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций
используются такие программные средства, как PowerPoint, Open Impress, конвертор iSpringFree, Prezi и др. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой педагог, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Презентации активно используются и для представления проектов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности, уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивают получение большого объема информации, возможность вернуться к предыдущему слайду.
2. Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий: энциклопедий, словарей, справочников и т.д.
3. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов.
4. Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главное их преимущество - они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п., для этого необходимо соответствующее программное обеспечение.
5. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство - быстрая, удобная и автоматизированная обработка полученных результатов.
6. Электронные учебники и учебные курсы. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация, видеоролик), в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний). Использование образовательных электронных изданий повышают интерес обучающихся и позволяют экономить время на уроке, сочетать различные формы работы: фронтальную и индивидуальную, практическую и лекционную.
7. Обучающие игры и развивающие программы - это интерактивные программы с игровым сценарием, например, обучаются работать на клавиатуре.
8. Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет, средства обучения off-line - это автономно используемые средства. При изучении тем «Коммуникационные технологии», «Организация процесса обучения с использованием ИКТ», «Обучающие компьютерные программы» студенты активно используют для поиска информации интернет. Также после проведения контрольных работ, больших тематических самостоятельных работ и т.п. можно предложить обучающимся оформить рецензию на работу товарища в электронном виде. Есть еще одна форма домашнего задания: выполнить домашнее задание на сайте WikiWall.ru в электронной газете, которую еще называют интерактивной доской и которая является одним из сервисов Web 2.0.
В своей педагогической деятельности автор столкнулся с необходимостью адаптировать имеющиеся практикумы по информационным технологиям в профессиональной деятельности для конкретной специальности. Практикумы включают задания, связанные с будущей
профессиональной деятельностью (Приложение 7). Каждое задание включает в себя подробную инструкцию по его выполнению, следуя которой студенты отрабатывают основные практические умения. Например, для специальности «Право и организация социального обеспечения» разработаны дополнительно практические работы по теме «Системы управления базами данных» и «Технология обработки текстовой информации», т.к. данные технологии напрямую связаны с их будущей профессиональной деятельностью. Для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» целесообразно выполнять отчеты в электронных таблицах MS Excel, решать экономические задачи в среде электронных таблиц, там же строить графики функций. Зачетное задание по пройденному разделу тоже предлагается в виде ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью. Его выполнение предполагает анализ ситуации, моделирование процесса, обоснованный выбор программных продуктов и инструментов выполнения. Например, для специальности «Коммерция» в качестве зачетного задания по теме «Технология обработки числовой информации» предлагается решить задачу:
1.Составить штатное расписание рекламного агентства и рассчитать оклады, если для нормальной работы нужно 8 менеджеров, 2 заведующих отделами, 3 курьера, 1 бухгалтер, 3 дизайнера , 1 программист, 1 генеральный директор. Оклады сотрудников рассчитать, исходя из оклада менеджера (линейная модель АХ+В, где Х - оклад менеджера, А и В -коэффициенты).Заведующий отделом должен получать в 1,5 раза больше менеджера; курьер - в 2 раза меньше менеджера; бухгалтер - на 1000 рублей больше, чем заведующий отделом; дизайнер - в 3 раза больше, чем заведующий отделом; программист - на 1300 р. больше, чем курьер; генеральный директор - в 4 раза больше бухгалтера. Месячный фонд оплаты труда 100 000 рублей. Таблицу разместить на листе «Штатное расписание 1».
2.Сколько дополнительно можно принять менеджеров и курьеров с тем же окладом, если фонд оплаты труда увеличить до 108 000 рублей? Больше 5 курьеров и 10 менеджеров агентству не нужно. Расчетную таблицу разместить на листе «Штатное расписание 2».
3.На листе «Штатное расписание 1» добавить столбец «Доплата», процент доплаты равен 20%. Доплата полагается тем сотрудникам, чей оклад не превышает 3 000 р. Сколько дополнительных средств нужно изыскать?
4.Отсортировать таблицу по возрастанию окладов.
5.Построить сравнительную диаграмму доходов сотрудников.
б.Защитить лист «Штатное расписание 2».
7.Сохранить результаты в папке своей группы.
Также к услугам студента электронные библиотеки, аудио- и видеотеки в Интернете, сканеры и принтеры, программы, конвертирующие информацию, электронная почта и сетевые контакты (форумы, чаты, блоги и пр.). В целом применение компьютера способствует уменьшению рутинной работы, позволяет ускорить и упростить выполнение различного вида вспомогательных работ специалиста любого профиля в процессе творческой деятельности.
Обозначенные ситуации необходимы студентам для тренировочных упражнений в будущей профессиональной деятельности, в процессе которых осуществляется формирование компонентов информационной компетенции и происходит становление квалифицированного специалиста.
Заключение
Основной целью педагогического опыта являлось формирование информационной компетентности студентов через использование информационных технологий, учитывающей специфику будущей профессиональной деятельности.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. На основании проведенного анализа научной литературы и практики обучения студентов ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум» дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» определено понятия «информационная компетентность будущего специалиста среднего звена», определена компонентная структура информационной компетентности, включающая мотивационный, когнитивный, операционно-технологический и эстетический компоненты.
2. Выявлены основные принципы (наглядности и доступности, системности и последовательности знаний, сознательности, профессиональной ориентированности, индивидуально-творческого подхода), этапы (мотивационный, содержательно-операционный, оценочно-рефлесивный) и условия (ориентация на творческую деятельность, ресурсное обеспечение процесса обучения информатике и др.) формирования информационной компетентности студентов при обучении информатике.
3. Разработаны практикумы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которые способствует формированию информационной компетентности студентов для применения в будущей профессиональной деятельности, фонды оценочных средств по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности Коммерция (по отраслям), Технология продукции общественного питания, Право и организация социального обеспечения, электронный учебно-методический комплекс «Информационные
технологии в профессиональной деятельности» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), режим доступа: http://moodle.cntiprogress.ru/course.
4.Выявлена положительная динамика уровней сформированности информационной компетентности будущих специалистов среднего звена: по данным диагностики сократилось количество будущих специалистов по низкому уровню сформированности информационной компетентности. Наблюдается рост числа студентов по высокому и среднему уровню сформированности информационной компетентности.
Для диагностики была использована уровневая структура, предложенная в работах Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В., Смирновой И.В. В ходе диагностики выявилась положительная динамика сформированности информационных компетенций. Для определения уровня сформированности технологического компонента было проведено практическое занятие, в рамках которого студенты выполняли задание творческого характера на компьютере.
Проведенный анализ и полученные результаты наглядно демонстрируют, что задачи опыта выполнены, цель достигнута.
Высокий уровень сформированности информационых компетенций (%)
■ 2012 - 2013 г. ■ 2013-2014 г. ■ 2014-2015 г.
Средний уровень сформированности информационных компетенций (%)
■ 2012 - 2013 г. ■ 2013-2014 г. ■ 2014-2015 г.
Низкий уровень сформированности информационых компетенций (%)
■ 2012 - 2013 г. ■ 2013-2014 г. ■ 2014-2015 г.
Список литературы:
1. Богомолова О.Б. Проектные работы с использованием электронных таблиц. - М.: Бином, 2012.
2. Горбунова, Т. В. Инновационное моделирование формирования информационной компетенции будущих специалистов [Текст] / Т. В. Горбунова, Е. А. Косорукова // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - N 3. - С. 87-92.
3. Грошев А.С., Глотова А.Г. Информационные технологии: лабораторный практикум. -Архангельск, САФУ, 2013.
4. Гузеев, В. В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение [Текст]. Ч. 1. / В. В. Гузеев, М. Б. Романовская. - М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006. - 48 с.
5. Загребина, М.Г. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / М.Г. Загребина, А.Ю.Плотникова, О.В.Севостьянова, И.В. Смирнова— Самара. - М., 2006. - 236 с.
6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
7. Карпеченко, А. С. Формирование информационной компетентности современного менеджера [Текст]: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.08 / Карпеченко Александра Сергеевна. -Калуга, 2012. - 180 с.
8. Косорукова, Е. А. Диагностика сформированности информационной компетенции в среднем профессиональном образовании [Текст] / Е. А. Косорукова // Среднее профессиональное образование, 2014. - N 12. - С. 20-23.
9. Косорукова, Е. А. Имитационное моделирование при освоении дисциплины «Информационные технологии» [Текст] / Е. А. Косорукова // Инновационная деятельность в системе образования: Сборник материалов III международной научно-практической конференции: - Калуга: Эйдос, 2012. - С. 236-238.
10. Косорукова, Е. А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / Е. А. Косорукова // Современные тенденции развития системы профессионального образования: Материалы региональной научно-практической конференции, Калуга, 16 мая 2006 года. - Калуга, КГПУ им. К. Э. Циолковского, - С. 93-96.
11. Косорукова, Е. А. Комплекс диагностических методик оценки качества информационной компетенции будущих специалистов» [Текст] / Е. А. Косорукова. - Калуга: Изд-во Ноосфера, 2014. - 58 с.
12. Косорукова, Е. А. Роль информационной компетенции при формировании квалифицированного специалиста [Текст] / Е. А. Косорукова // Вестник Калужского университета. Научный журнал. - 2013. - N 3-4. - С. 98-100.
13. Мачула В.Г. Excel 2007. Расчеты и анализ. - Р-на-Д.: Феникс,
14. Микуза Б., Гаращенко А. Экономические и финансовые расчеты в Excel. - СПб.: Питер, 2012.
15. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. - 8-e изд., стер. - М.: Академия, 2010.
Интернет-ресурсы
16. Электронный ресурс: MS Office 2007 Электронный видео учебник. Форма доступа: http:// gigasize.ru.
17. Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал. Форма доступа: http:// www.edu.ru/fasi.
18. Электронный ресурс: Лаборатория виртуальной учебной литературы. Форма доступа: http:// www. gaudeamus. omskcity .com.
УДК 159.95
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ
РАБОТЫ НА УРОКАХ ВОКАЛА
Хомаковская Н.В., 2017 г.
ГБОУ ДО Дворец творчества Пушкинского района, Санкт-Петербург
Аннотация: в методической разработке автором предлагается алгоритм урока, направленный на совершенствование навыков и умений постановки голоса.
Ключевые слова: постановка голоса, дыхание, дикция.
Цель: Улучшение качества вокального звучания путем систематической работы над постановкой голосового аппарата.
Задачи:
- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата;
- обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке;
- создать условия для развития у обучающихся вокальных навыков в процессе обучения;
- создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышение уровня самооценки , стремление к самоусовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирование творческого поиска учащегося в создании интерпретации произведения.
Ход урока:
1.Дыхание.
Каждый свой урок я начинаю с постановки дыхания. Необходимо уделить данному разделу особое внимание.
Дыхание - это основа пения, без дыхания вы не сможете спеть ни одной ноты. Дыхание -это важно. Развивая дыхание, мы закладываем фундамент к нашему вокальному успеху.
Что такое певческое дыхание?
Певческое дыхание - это более активная работа дыхательных мышц. При обычном разговоре мы задействуем их по минимуму. Нам не нужно больше воздуха, чтобы петь, но нам нужно энергично и продуктивно управлять тем воздухом который у нас уже есть. Поэтому нам