Научная статья на тему 'Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-информационной компетентности студентов техникума'

Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-информационной компетентности студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Г.А., Королева О.А.

в статье рассматривается использование информационных и коммуникационных технологий в формировании профессионально-информационной компетентности студентов техникума. Профессионально-информационная компетентность представлена как совокупность тр?х компонентов: мотивационноценностного, когнитивно-деятельностного, эмоционально-волевого. Для оценки сформированности соответствующей компетентности студентов техникума определены е? уровни и дана их краткая характеристика. Приводятся результаты проверки эффективности использования информационных технологий в формировании профессионально-информационной компетентности студентов технических специальностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Г.А., Королева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-информационной компетентности студентов техникума»

12. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Минобрнауки РФ (Стандарты второго поколения). - М., 2010.

13. Щукин А.Н. Лингводидактический словарь. - М., 2006.

Г.А. Кручинина О.А. Королёва

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE FORMING OF STUDENT'S COMPUTER SCIENCE PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация: в статье рассматривается использование информационных и коммуникационных технологий в формировании профессионально-информационной компетентности студентов техникума. Профессионально-информационная компетентность представлена как совокупность трёх компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного, эмоционально-волевого. Для оценки сформированности соответствующей компетентности студентов техникума определены её уровни и дана их краткая характеристика. Приводятся результаты проверки эффективности использования информационных технологий в формировании профессионально-информационной компетентности студентов технических специальностей

Ключевые слова: профессионально-информационная компетентность, информационные и коммуникационные технологии.

Abstract: the article discusses the use of information and communication technologies in the forming of student's computer science professional competence. Computer science professional competence is presented as a set of three components: motivationally valuable, cognitive, emotionally volitional. To assess the formation of college students' corresponding competence, its level was identified, and a brief description was given. The results verify the effectiveness of the use of information and communication technologies in the forming of student's computer science professional competence.

Keywords: computer science professional competence, information and communication technology.

Как указано в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, рассчитанной на 2000-2025 годы, система образования обязана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий [10].

В системе профессионального образования происходит целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексная подготовка техников в области технологии и инновационной технической деятельности за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий. Потребность в профессионалах технических специальностей среднего звена, умеющих грамотно применять информационные технологии для решения специализированных задач, велика. Знания, приобретенные в результате применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),

© Г.А. Кручинина, О.А. Королёва, 2012

позволяют развивать логическое мышление, учат применять нестандартные методы подхода к решению поставленных задач.

Проблемами совершенствования образовательного процесса с использованием средств информационных и коммуникационных технологий посвящены исследования Н.С. Анисимовой [1], Г.А. Кручининой [9], И.В. Роберт [11], А.В. Хуторского [13] и др. Использование средств информационных и коммуникационных технологий в информационной подготовке студентов технических специальностей рассматривают В.Н. Дюнин [3], Т.А. Иванова [5], Е.К. Крайнова [8] и др. Проблема профессионально-информационной подготовки будущих техников с учётом формирования набора компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда к выпускникам техникумов, в области информационных и коммуникационных технологий изучена не в полной мере и требует дальнейших исследований и своего решения.

На основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в области преподавания информационных дисциплин нами определена цель информационной подготовки студентов технических специальностей, как сформированность профессионально-информационной компетентности, являющейся способностью и готовностью будущих специалистов использовать информационные и коммуникационные технологии для решения задач в сфере профессиональной деятельности: выполнять поиск и анализ информации, необходимой для моделирования, конструирования, разработки и осуществления технологического процесса; работать с технической литературой и документацией в области выбранной специализации и т.п. Профессионально-информационная компетентность включает общую (знание компьютерных программ общего назначения - операционных систем, приложений MS Office, графических редакторов - и умение работать в них; знание возможностей сети Интернет, работа с электронной почтой и поисковыми системами) и профессиональную (знание назначения автоматизированных информационных технологий, современных средств компьютерной графики - системы автоматизированного проектирования Компас-График, умение использовать эту систему для создания чертежей деталей, их соединений, оформлять конструкторскую документацию при решении профессиональных задач и т.д.) составляющие.

На основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Обработка металлов давлением» (150412) [12] и используя результаты экспертной оценки деятельности студентов, (эксперты - руководители открытого акционерного общества «Выксунский металлургический завод»), нами были определены информационные компетенции, характеризующие общую и профессиональную составляющие профессионально-информационной компетентности специалиста технического профиля (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Общая составляющая профессионально-информационной компетентности

Обозначение компетентности Компетенции

ОК-1 понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-2 знание и соблюдение мер профилактики здоровья при работе за компьютером;

ОК-4 знание современных методов и средств оргтехники, вычислительной техники, коммуникаций и связи;

ОК-5 знание процедур алгоритмизации, языков программирования, программных сред конечного пользователя;

применение прикладных пакетов программ для ввода и обработки текстовой, числовой, графической информации, СУБД;

ОК-8 значимость пополнения знаний через самообразование;

ОК-9 знание основ защиты информации и интеллектуальной собственности

Таблица 2

Профессиональная составляющая профессионально-информационной компетентности

Обозначение компетентности Компетенции

ПК-1.3 умение координировать производственную деятельность с использованием программного обеспечения, компьютерных и коммуникационных средств;

использование ЭВМ при выполнении экономических расчётов и в процессе управления;

ПК-1.6 сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования;

ПК-3.7 умение использовать средства компьютерной графики для профессиональной деятельности;

готовность к разработке технических проектов с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР);

осуществление разработки технических заданий на проектирование и изготовление деталей в САПР;

ПК-3.8 умение оформления законченных проектно-конструкторских работ в электронном виде;

ПК-4.2 оценивание эффективности разработанного технологического процесса

Профессионально-информационная компетентность рассматривается нами как совокупность трех компонентов: мотивационно-ценностного (интерес к профессионально-информационной подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры; понимание необходимости использования средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности; интерес к различным видам учебной и профессиональной деятельности с использованием средств информационных и коммуникационных технологий на занятиях по профессионально-информационной подготовке и т.д.); когнитивно-деятельностного (объединяющего общие и профессиональные информационные компетенции) и эмоционально-волевого (связанного с адекватной самооценкой способностей и выработкой чувства ответственности за успехи в учебной и будущей профессиональной деятельности) [7].

Достижение поставленных целей обеспечивается через усвоение студентами содержания профессионально-информационной подготовки, состоящей из базового и профильно-ориентированного курсов. Базовый курс (учебная дисциплина «Информатика») обеспечивает формирование общей составляющей профессионально-информационной компетентности позволяет студентам овладеть основами информатики и информационных технологий для профессиональных целей. Профильно-ориентированные курсы (учебные дисциплины «Системы автоматизированного проектирования», «Информационные технологии в профессиональной деятельности») обеспечивает формирование как общей, так и профессиональной составляющей профессионально-информационной компетентности и реализуется за счёт включения в содержание перечисленных дисциплин профессиональных задач из специальных дисциплин «Обработка металлов давлением», «Теплотехника», «Технологические процессы ОМД», «Оборудование цехов», в процессе выполнения которых используются средства информационных и коммуникационных технологий и др. Различные аспекты решения одной и той же профессиональной задачи рассматривают при изучении следующих тем учебной дисциплины «Информатика»:

- алгоритмизация и программирование;

- текстовый процессор MS Word;

- табличный процессор MS Excel;

- мультимедийные технологии.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу: «Определить скорость металла в плоскости выхода из валков, если коэффициент вытяжки р=1,30, а скорость

входа металла в валки равна 3 м/сек.» специальной дисциплины «Обработка металлов давлением». Так при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» -составляется алгоритм решения задачи и написание программы на языке Pascal; темы «Текстовый процессор MS Word» - оформляется текст задачи с использованием объекта MS Equation; темы «Табличный процессор MS Excel» - производится расчёт с помощью формул, встроенных функций и построение диаграммы; темы «Мультимедийные технологии» - создаётся презентация полного решения задачи.

В профильно-ориентированной информационной подготовке обучение студентов осуществляется с использованием сети Интернет. Полученные знания и умения студенты используют для поиска информации на занятиях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовке к участию в конференциях и международных проектах. При формировании профессионально-информационной компетентности студентов техникума нами систематически используются средства информационных и коммуникационных технологий. Из всего разнообразия средств ИКТ в каждом конкретном случае выбираются те, которые позволяют удовлетворять вариативные учебно-познавательные потребности и создавать условия для самообучения и саморазвития.

Помимо уже довольно широко используемых средств информационных и коммуникационных технологий (программных средств Microsoft Office; обучающих CD- и DVD программ; информационных ресурсов сети Интернет, справочных материалов), мы используем: учебные Интернет-ресурсы («Видеоуроки в сети Интернет» [2], «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [4] и др.), систему управления обучением МИСиС-СИТИ для организации самостоятельной работы студентов. МИСиС-СИТИ - система управления обучением «Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», позволяющая дистанционно, в привычной для современного студента информационной среде, получить необходимый материал для эффективного изучения учебной дисциплины; оценить полученные знания, как самостоятельно, так и под контролем преподавателя; организовать сообщества заинтересованных лиц по научно-исследовательским вопросам и изучаемым дисциплинам.

Для оценки сформированности профессионально-информационной компетентности студентов технических специальностей техникума нами были определены следующие уровни: низкий, средний и высокий. Низкий уровень профессионально-информационной компетентности предполагает поверхностные, несистематизированные знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий; слабое развитие отдельных информационных компетенций; объяснение своих возникающих трудностей или успехов, как объективной необходимостью, так и своими усилиями в данном виде деятельности; неустойчивое осознание значимости применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Средний уровень профессионально-информационной компетентности характеризуется: применением информационных и коммуникационных технологий для решения конкретных задач; неравномерным развитием отдельных информационных компетенций; адекватной самооценкой своих возможностей. Высокий уровень профессионально-информационной компетентности проявляется в высоком уровне развития информационных компетенций; уверенности в своих возможностях использования средств ИКТ; осознанной потребности использования информационных и коммуникационных технологий в экспериментально-творческой деятельности.

Для промежуточного и итогового контроля уровня сформированности когнитивной составляющей профессионально-информационной компетентности нами использовались тестовые задания с применением интерактивного Интернет-

тестирования в сфере профессионального образования (ФЭПО) и в системе управления обучением МИСиС-СИТИ; мотивационно-ценностной, эмоционально-волевой составляющих - анкеты и психологические методики.

С целью проверки эффективности использования средств информационных и коммуникационных технологий в формировании профессионально-информационной компетентности студентов техникумов, нами было проведено экспериментальное исследование на базе Выксунского металлургического техникума, который в настоящее время является подразделением федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». В исследовании приняли участие 256 студентов техникума (экспериментальная группа -127 студентов, контрольная - 129 студента). Обучение в контрольной группе проводилось по традиционной технологии с использованием стандартных заданий по дисциплинам «Информатика», «Системы автоматизированного проектирования», «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Обучение экспериментальной группы велось с использованием как стандартных заданий по изучаемым дисциплинам, так и профессиональных задач из дисциплин общеопрофессионального и специального циклов с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Обобщив результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента по выделенным нами критериям сформированности профессионально-информационной компетентности, мы пришли к выводу: 20% студентов экспериментальной группы обладают высоким уровнем сформированности профессионально-информационной компетентности, 67% студентов достигли среднего ее уровня сформированности, а 13% студентов находятся на низком ее уровне. В контрольной группе высокого уровня профессионально-информационной компетентности достигли 9% студентов, 50% студентов находятся на среднем ее уровне, у 41% студентов уровень профессионально-информационной компетентности -низкий. Данные студентов контрольной группы, представленные в таблице 3, достоверно (p<0,05) различаются с данными студентов экспериментальной группы.

Таблица 3

Результаты формирования профессионально-информационнной компетентности _студентов технических специальностей_

уровень Количество студентов (%) (до эксперимента) Количество студентов (%) (после эксперимента)

контр.гр. эксп.гр. контр. гр. эксп.гр.

высокий 6% 6% 9% 20%

средний 49% 48% 50% 67%

низкий 45% 46% 41% 13%

Таким образом, систематическое использование средств ИКТ в профильно-ориентированной информационной подготовке способствует более высокому уровню формирования профессионально-информационнной компетентности студентов технических специальностей техникума.

Литература

1. Анисимова, Н. С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении : автореф. дис. ... док. пед. наук : 13.00.02 / Н.С. Анисимова. - Санкт-Петербург, 2002. - 32 с.

2. Видеоуроки в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: deouroki.net/vi ew_catfile.php

3. Дюнин, В.Н. Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Н. Дюнин. - Н. Новгород, 2009.

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

5. Иванова, Т.А. Использование информационных технологий в обучении математике и информатике студентов средних специальных учебных заведений технического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.А. Иванова -Елабуга, 2008.

6. Королёва, О.А. Информационные технологии как средство формирования общих компетенций учащихся на занятиях по информатике в металлургическом техникуме / О.А.Королёва // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7, с. 55-57.

7. Королёва, О.А. Формирование информационной компетентности студентов технических специальностей в контекстном обучении / Г.А. Кручинина, О.А.Королёва // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 5, с. 136-143.

8. Крайнова, Е.А. Профессиональная подготовка будущих инженеров-механиков в области информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Крайнова. - Н. Новгород, 2007.

9. Кручинина, Г. А. Творческая работа студентов с использованием средств информационных и коммуникационных технологий при формировании их профессиональной компетентности / Г. А. Кручинина // Современные проблемы науки, образования и производства: сб. материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. (29 мая 2009 г.) / НФ УРАО. - Н. Новгород, 2009. - Т. 1. - С. 244-249.

10. Национальная доктрина образования в российской федерации до 2025 года [Текст]: распоряжение правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 75-1.-М.: [б.и.].2000.

11. Роберт, И. В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И. В. Роберт, В. А. Поляков. - М.: «Образование и Информатика», 2004.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 150412 «Обработка металлов давлением» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm656-1n.pdf

13. Хуторской, А. В. Гипотеза и цели эксперимента по модернизации образования [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -2002. - 25 мая. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2005/0525. htm.

Н.Б. Лисовская Е.А. Трощинина

СПОСОБНОСТЬ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

КАК ФАКТОР КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

ABILITY TO SELF-PRESENTATION AS FACTOR OF CAREER READINESS OF THE GRADUATE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация: в статье раскрывается проблема специального обучения технологии поиска работы и планирования профессиональной карьеры будущих специалистов на стадии обучения в вузе, раскрывается понятие планирования карьеры, рассматриваются основные причины, сдерживающие эффективное трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования

© Н.Б. Лисовская, Е.А. Трощинина, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.