Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 26-33
УДК 378:004
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2012 г. Г.А. Кручинина 1, Е.Б. Михайлова 2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Поступила в редакцию 07.05.2012
Рассматривается проблема формирования профессионально-иноязычной компетентности будущих инженеров как составной части их профессиональной компетентности в условиях информатизации высшего профессионального образования. Описывается дидактическая система формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Приводятся результаты экспериментального исследования формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в новых условиях учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, информатизация образования, средства информационных и коммуникационных технологий.
Введение
Как указано в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий [1]. После присоединения России к Болонскому процессу наиболее продуктивным подходом для решения задач подготовки специалиста признается компетентностный подход (В.И. Байденко, И.Г. Галямина, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.). Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих предопределило рассмотрение цели образовательного процесса как формирования компетенций, что отмечено в текстах документов: Федеральном законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» (2001 г.); Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и др. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса [2, 3].
Основными понятиями в рамках компетентностного подхода являются «компетенция» и «компетентность». Существуют различные трактовки этих понятий (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Н. Хомский, А.В. Хуторской). Мы придерживаемся положений, выдвинутых А.В. Хуторским, в которых компетенция рассматривается как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; а компетентность - как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; опираемся на положения И.А. Зимней, которая включает в понятие «компетентность» мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой компоненты.
Исследованием проблемы подготовки специалистов для инновационной инженерной деятельности занимались Б.Л. Агранович, Ю.П. По-холков, М.А. Соловьев, А.И. Чучалин и др. В системе инновационного инженерного образования компетентностный подход реализуется в комплексной подготовке к инженерной деятельности, которая предполагает наряду с формированием профессиональных компетенций развитие ряда общекультурных компетенций.
Изучение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения показывает, что владение иностранным языком является как общекультурной, так и профессиональной компетенцией, которой сегодня должен обладать специалист в области инженерной деятельности. Например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Строительство» прописано владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-12) и на уровне профессионального общения и письменного перевода (ПК-7) [4].
Проблемам и перспективам профессионально-иноязычной подготовки студентов вуза посвящены работы Л.И. Агафоновой, А.К. Круп-ченко, Р.П. Мильруда, Н.А. Мыльцевой, П.И. Образцова, Н.В. Патяевой, О.Г. Полякова и др. В настоящее время в иноязычной подготовке приоритетными являются компетентностный (Н.Д Галь-скова, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, J. Cummins, J.R. Firth, T. Hutchinson, S. Savignon, M. Swain и др.), коммуникативный (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.Л. Скалкин, В.П. Кузов лев, L. Bachman, D. Hymes, J. Munby, R. Oxford и др.), контекстный подходы (А.А. Вербицкий, Н.В. Патяева, В.Ф. Тенищева, M. Halliday и др.). Наряду с вышеназванными подходами личност-но ориентированное обучение, предполагающее индивидуализацию обучения, изменение ролевых отношений в системе преподаватель - студент, находит свое адекватное воплощение в содержании и средствах формирования профессионально-иноязычной компетентности (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Е.Н. Соловова, Н.Ф. Коряковцева и др.).
Одним из важнейших условий вхождения России в мировые интеграционные образовательные процессы, без которых на современном этапе невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного профессионального образования, является информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернета, широкое внедрение цифровых и электронных средств обучения нового поколения. Информатизация образования определяется как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ори-
ентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях» (И.В. Роберт). В области информатизации образования исследования осуществлялись такими учёными, как Я.А. Ва-граменко, О.А. Козлов, Г.А. Кручинина, Т.А. Матвеева, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской, J. VanSickle и др. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, программы «Электронная Россия» и «Развитие единой образовательной информационной среды» способствуют расширению использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) обеспечивают оптимальное и эффективное восприятие, усвоение и использование учебной информации в интерактивном режиме; позволяют обучающемуся осваивать способы деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, будь то книги, мультимедийные обучающие программы или информационные сети, как локальные, так и глобальные. Использование средств информационных и коммуникационных технологий в подготовке специалистов различных профилей отражено в работах С.Л. Атанасяна, Л.Н. Бахтияровой, Г.А. Кручи-ниной, Т.А. Матвеевой, С.Н. Медведевой, П.И. Образцова, И.В. Щукиной и др.
Необходимость освоения будущими инженерами огромного количества мировых информационных ресурсов, большая часть которых представлена на английском языке, делает актуальным использование информационных и коммуникационных технологий в процессе профессионально-иноязычной подготовки. Использование средств информационных и коммуникационных технологий в профессионально-иноязычной подготовке рассматривают Н.И. Аршинова, А.Н. Богомолов, М.Г. Евдокимова, А.В. Кириллова, И.А. Мегалова, Н.М. Мекеко, G. Dudeney, G. Stanley, D. Teeler и др. Однако проблема использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессионально-иноязычной подготовке будущих инженеров, особенно разработанных в последние годы (технологии Веб 2.0 вики и блог; учебные Интернет-ресурсы (hotlist, treasure hunt, webquest и др.), Moodle), изучена не в полной мере и требует дальнейших исследований и своего решения.
Дидактическая система формирования профессионально-иноязычной компетентности
студентов инженерных специальностей
Для решения проблемы формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей нами была разработана дидактическая система (рис.). Анализ современных тенденций в развитии российской системы высшего профессионального образования, нашедших свое отражение в ФГОС ВПО, в нормативных документах в области инженерного образования и в области преподавания иностранных языков, позволил нам определить цель иноязычной подготовки студентов инженерно-строительных специальностей как сформированность профессионально-иноязычной компетентности, являющейся способностью и готовностью будущих специалистов решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, осуществляя иноязычное общение с носителями иностранного языка и выполняя поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного опыта, а также работать с научно-технической литературой и документацией на иностранном языке в области выбранной специализации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Профессионально-иноязычная компетентность включает инвариантную и вариативную составляющие, объединяющие готовность специалиста использовать иностранный язык в ситуациях как повседневного, так и профессионального общения, что находит свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, где владение иностранным языком входит в общекультурные и профессиональные компетенции.
Профессионально-иноязычная компетентность рассматривается нами как совокупность трех компонентов: мотивационно-ценностного (интерес к профессионально-иноязычной подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры; понимание необходимости использования средств информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности; интерес к различным видам учебной и профессиональной деятельности с использованием средств информационных и коммуникационных технологий на занятиях по профессионально-иноязычной подготовке и т.д.); когнитивно-деятельностного (объединяющего иноязычную коммуникативную компетенцию в сфере профессиональной деятельности и общекультурные компетенции, в том числе ин-
формационные) и эмоционально-волевого (связанного с адекватной самооценкой способностей и выработкой чувства ответственности за успехи в учебной и будущей профессиональной деятельности).
В качестве теоретических основ формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей нами определены компетентностный, личност-но ориентированный, контекстный и коммуникативный подходы; общедидактические принципы (сознательности, активности, самостоятельности, наглядности, индивидуализации, посильности, научности и систематичности), а также принцип профессиональной направленности обучения, принцип реализации деятельностного подхода, междисциплинарного подхода и принцип педагогической целесообразности применения средств ИКТ [3, 5].
Достижение поставленной нами цели обеспечивается с помощью содержания профильноориентированной иноязычной подготовки, отражающего специфику деятельности будущих инженеров в условиях информатизации высшего профессионального образования. Изучение содержательных блоков: «Иностранный язык для общих целей», «Иностранный язык для академических целей», «Иностранный язык для специальных/профессиональных целей» и «Иностранный язык для делового общения» -строится в рамках учебных модулей и обеспечивает студентов терминологическим словарем и грамматическими формами, характерными для языка инженерных специальностей. Нами разработаны: комплект рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык»; учебные пособия для студентов инженерных специальностей «English for Engineering», «Modern Technologies in Engineering», «Introduction to Property Development»; хот-листы для дисциплин общетехнического и профессионального циклов студентов инженерных специальностей «Инженерная геодезия», «Архитектура», «Строительные материалы», «Информатика»; творческие задания с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; тестовые задания для промежуточного и итогового контроля уровня сформированности профессиональноиноязычной компетентности (с применением интерактивного Интернет-тестирования в системе управления обучением Moodle); перечень тем и ситуаций профессионального общения.
Профильно-ориентированный характер обучения реализуется нами за счет включения в содержание дисциплины «Иностранный язык» сфер и ситуаций профессионального общения
Цель Сформированность профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей (мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и эмоционально-волевого компонентов)
W
▼ Теоретические основы Подходы: компетентностный, личностно ориентированный, контекстный, коммуникативный т Принципы: обще дидактические (сознательности, активности, самостоятельности, наглядности, индивидуализации, посильности, научности и систематичности) + принцип профессиональной направленности обучения, принцип реализации деятельностного подхода, междисциплинарного подхода и принцип педагогической целесообразности применения средств ИКТ ▲
W
Содержание
профильно-
ориентированной
иноязычной
подготовки
т
Учебная дисциплина «Иностранный язык» Инвариантная составляющая: Вариативная составляющая:
- Иностранный язык для общих целей . Иностранный язык для студентов
- Иностранный язык для академических целей „
тт 1 „ - инженерных специальностей
- Иностранный язык для делового общения 1
Организация процесса обучения
Формы
Методы
Средства
Учебные дисциплины
профессионального
цикла
Фронтальная
Групповая (парная)
Индивидуальная
объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения
X
метод проектов, профессиональноориентированная учебно-ролевая игра, дискуссия, «кейс-стади»
частично-поисковыи, исследовательский, метод проектов
Интерактивная доска, аудиофайлы, CD, DVD
MS Power Point, интерактивная доска, электронная почта, вики
MS Word, MS Power Point, интерактивная доска, Интернет-сайты, поисковые системы, программы-переводчики, словари, блог, Moodle и др.
Контроль
• Критерии сформированности профессионально-иноязычной компетентности в условиях информатизации образования
• Система тестовых заданий (в системе Moodle), контрольных и творческих работ (вики, блог)
• Технология «Портфолио» как элемент контроля
Результат
Сформированность профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей
(базовый, функциональный, продвинутый уровни)
Рис. Модель дидактической системы формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования
будущих инженеров, соотносящихся с их профессиональными дисциплинами (механика, информационные технологии, строительные конструкции, электротехника и электроника и др.). Одним из блоков профильно-ориентированной иноязычной подготовки является использование студентами возможностей сети Интернет (поисковые системы, программы-переводчики) для поиска и перевода иноязычной информации на занятиях по общетехническим и специальным дисциплинам, в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовки к участию в конференциях и международных проектах.
В разработанной нами дидактической системе мы выделяем следующие формы обучения: фронтальная (аудиторные занятия под руководством преподавателя), групповая работа студентов, индивидуальная работа студентов. В процессе профессионально-иноязычной подготовки нами используются, помимо традиционных, следующие методы: проект, профессионально-ориентированная учебно-ролевая игра, дискуссия, «кейс-стади» [5].
При формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей мы предлагаем систематически использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Из всего разнообразия средств информационных и коммуникационных технологий в каждом конкретном случае мы выбираем те, которые позволяют: удовлетворять вариативные учебно-познавательные потребности; создавать условия для самообучения и саморазвития; развивать индивидуальные способности и личностные качества студентов; повышать мотивацию к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, готовность к целенаправленной деятельности по формированию профессионально-иноязычной компетентности, а также осознание студентами реальных перспектив владения иностранным языком для профессиональной деятельности [6]. Помимо уже довольно широко используемых средств информационных и коммуникационных технологий (программных средств Microsoft; обучающих CD- и DVD-программ; информационных ресурсов сети Интернет, справочных материалов), мы используем технологии Веб 2.0 вики и блог, учебные Интернет-ресурсы (hotlist, multimedia scrapbook, treasure hunt, subject sampler и webquest), систему управления обучением Moodle, электронное портфолио и др., объединяя их в учебном процессе. Они создают условия для работы над всеми видами иноязычной речевой деятельности, позволяют наряду с текстовой информацией активно использовать
графическую информацию, звуковые файлы и видеозаписи, что активизирует все каналы поступления информации, повышает интеллектуальную активность студентов. Эффективность использования метода проектов, дискуссии, профессионально-ориентированной ролевой игры и других методов в формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей повышается при применении вышеуказанных средств и технологий [7, 8, 9]. Для осуществления контроля за сформированностью профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей нами внедрена в образовательный процесс и используется система управления обучением Moodle, позволяющая проводить интерактивное Интернет-тестирование [10].
Использование разработанной нами дидактической системы формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей предполагает, что в результате профессионально-иноязычной подготовки студенты могут иметь базовый, функциональный или продвинутый уровни сформи-рованности профессионально-иноязычной компетентности. Для оценки сформированности профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей нами были разработаны критерии, которые затрагивают мотивационно-ценностную, когнитивнодеятельностную и эмоционально-волевую составляющие профессионально-иноязычной компетентности будущего специалиста.
Результаты экспериментальной работы
Исследовательская работа осуществлялась поэтапно в течение пяти лет с 2006 по 2011 г. Экспериментальное исследование проводилось в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) со студентами инженерных специальностей. Для проведения педагогического эксперимента были определены контрольная (КГ, п = 100) и экспериментальная (ЭГ, п = 112) группы. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента были проведены в 2007-2010 учебных годах. Обучение в контрольной группе проводилось по традиционной технологии профессионально-иноязычной подготовки, включающей чтение и перевод специальных текстов и лексико-грамматические упражнения в основном репродуктивного типа. Практическая и самостоятельная работа студентов осуществлялась без систематического использования средств информационных и коммуникационных
технологий. Обучение студентов экспериментальной группы велось с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (электронных и онлайн-словарей/ энциклопедий, программ-переводчиков, поисковых систем в сети Интернет, учебных Интернет-ресурсов (hotlist, multimedia scrapbook, treasure hunt, subject sampler и webquest), творческих заданий по созданию блога и вики, презентаций) и по разработанным нами учебным пособиям по английскому языку для студентов инженерных специальностей.
В ходе педагогического эксперимента мы проверяли эффективность разработанной нами дидактической системы формирования профессионально-иноязычной компетентности по следующим критериям:
- уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента (осознание значимости профессионально-иноязычной подготовки для будущей карьеры, необходимости использования средств информационных и коммуникационных технологий в изучении иностранного языка, желание самостоятельно совершенствовать навыки по иностранному языку при помощи информационных и коммуникационных технологий, желание повысить свой уровень подготовленности, приобрести новые навыки в различных видах деятельности по иностранному языку с использованием средств информационных и коммуникационных технологий);
- уровень сформированности эмоционально-волевого компонента (самооценка подготовленности и уверенность в использовании средств информационных и коммуникационных технологий при изучении иностранного языка, осознание своих текущих и будущих потребностей в образовании и понимание необходимости и желание управлять своим собственным процессом обучения, уверенность в способности более эффективно использовать средства информационных и коммуникационных технологий в процессе профессионально-иноязычной подготовки);
- уровень сформированности когнитивнодеятельностного компонента (иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности и информационных компетенций).
Исследование уровней сформированности мотивационно-ценностного и эмоциональноволевого компонентов профессионально-иноязычной компетентности проводилось с помощью анкетирования, использования методики определения когнитивного потенциала (по Н.И. Шевандрину), методики диагностики направленности учебной мотивации (по Т.Д. Дубовиц-
кой), тестирования; определение уровня сформированности когнитивно-деятельностного компонента проводилось на основании тестирования, экспертной оценки и наблюдения. Исходя из структуры иноязычной коммуникативной компетенции (лингвистический, социолингвистический и прагматический аспекты), объектом тестирования и оценки являлись языковая осведомленность студентов (лексика, грамматика и аутентичное употребление языка) и сформированность навыков в различных видах речевой деятельности на иностранном языке (говорении, слушании, чтении, письме) с учетом правил речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Нами были разработаны тестовые задания по типу тестов достижения (Achievement Test), охватывающие языковой материал профильно-ориентированного курса, набор аутентичных текстов по специальности с заданиями для оценки сформированности навыков чтения и понимания коммуникативного смысла специального текста, перечень тем и ситуаций профессионального общения для оценки навыков устного общения. Сформиро-ванность информационных компетенций определялась в ходе наблюдения и анализа выполненных студентами учебных заданий. Полученные экспериментальные данные были подвергнуты количественной обработке, на основании полученных количественных данных мы осуществили качественный анализ результатов педагогического эксперимента. Некоторые из основных результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента по выделенным критериям сфор-мированности профессионально-иноязычной компетентности, нашли свое отражение в таблицах 1-3.
Использование разработанного нами учебного курса профессионально-иноязычной подготовки студентов инженерных специальностей с использованием средств информационных и коммуникационных технологий способствует повышению уровня значимости сформирован-ности профессионально-иноязычной компетентности для будущей карьеры. Если в процессе обучения по традиционной методике оценка важности сформированности профессиональноиноязычной компетентности студентами контрольной группы несколько снизилась (Мкг (конст. этап эксперимента) = 3.2 балла, Мкг (контр. этап эксперимента) = 2.8 балла (однако изменение статистически недостоверно)), то у студентов экспериментальной группы она достоверно возросла (Мэг (конст. этап эксперимента) = 3.4 балла, Мэг (контр. этап эксперимента) = = 4.1 балла).
Таблица 1
Степень осознания студентами необходимости и возможности формирования профессионально-иноязычной компетентности с использованием средств ИКТ
В результате профессионально-иноязычной подготовки студентами: Констатир. Контрольн. Достов. различий
этап этап Конст/контр |Контр.э.
Мкг Мэг Мкг Мэг КГ ЭГ КГ/ЭГ
осознается необходимость использования средств ИКТ в профессиональном обучении 3.1 3.2 3.2 4.2 * *
проявляется желание управлять процессом обучения в условиях информатизации образования 3.1 2.8 3.2 4.0 * *
осознаются текущие и будущие потребности в профессиональном образовании 3.1 3.4 2.8 4.2 * *
Таблица 2
Оценка степени подготовленности студентов в различных видах деятельности на иностранном языке
Виды деятельности Контр. этап эксперимента Достов. различий
Мкг Мэг КГ-ЭГ
Понимание текста по специальности 3.7 4.4 *
Обсуждение тем, связанных со специальностью 2.6 4.2 *
Понимание устных сообщений/ разговора на темы специальности 2.5 4.0 *
Написание официальных писем 2.4 3.7 *
Выполнение лексико-грамматических тестов 3.2 3.8 *
Использование средств ИКТ в профессионально-иноязычной подготовке 3.3 4.1 *
Таблица 3
Сформированность профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей
Уровень профессионально-иноязычной компетентности Количество студентов (%) (контрольный этап педаг. эксперимента)
КГ ЭГ
Базовый 42 8
Функциональный 56 74
Продвинутый 2 18
Экспериментальные данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что обучение студентов по разработанной нами дидактической системе формирования профессионально-иноязычной компетентности оказало положительное влияние на развитие стратегии самообучения, направленной на развитие умения самостоятельно определять свою учебную траекторию - ставить цели, нести ответственность за конечный результат и т.д. В экспериментальной группе значительно увеличилось количество студентов, способных эффективно использовать средства информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения, желающих управлять своим собственным процессом обучения и осознающих свои текущие и будущие потребности в образовании. В контрольной группе статистически достоверных сдвигов не наблюдается.
Нами проанализирована степень сформиро-ванности у студентов когнитивно-деятельностного компонента профессионально-иноязычной компетентности на контрольном этапе педагогического эксперимента. В таблице 2 представлена экспертная оценка иноязычной коммуни-
кативной компетенции в сфере профессиональной деятельности по видам деятельности на иностранном языке и оценка использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессионально-иноязычной подготовке.
Обобщенные результаты, полученные по выделенным нами критериям сформированно-сти профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей, представленные в таблице 3, показывают, что 74% студентов экспериментальной группы находятся на функциональном уровне сформиро-ванности профессионально-иноязычной компетентности, 18% студентов достигли продвинутого уровня ее сформированности, а часть студентов (8%) находится на базовом ее уровне. В контрольной группе продвинутого уровня профессионально-иноязычной компетентности достигли 2% студентов; 56% студентов находятся на функциональном ее уровне, у 42% студентов уровень профессионально-иноязычной компетентности - базовый.
Таким образом, результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что
внедрение разработанной нами дидактической системы в практику образовательного процесса вуза инженерного профиля способствует эффективному формированию профессиональноиноязычной компетентности студентов инженерных специальностей.
Список литературы
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sde.m/files/t/pdf/12.pdf (дата обращения: 01.05.2012).
2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 210 с.
3. Михайлова Е.Б., Кручинина Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 1. С. 302-306.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 270800 - Строительство. Квалификация (степень) - бакалавр: утв. и введ. 18.01.2010 № 54 / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: [б. и.], 2010. 32 с.
5. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.
6. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидакти-ка: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 216 с.
7. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М.: Интуит.ру, 2007. 64 с.
8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 2-9.
9. Dudeney G., Hockly N. How to Teach English with Technology. Pearson Education Limited, 2007. 192 p.
10. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: Учебно-методическое пособие. СПб., 2007. 108 с.
FORMING PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALITIES UNDER THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
G.A. Kruchinina, E.B. Mikhailova
The article considers the task of forming professional foreign language competence in students of engineering specialities as a part of their professional competence. The authors describe the system for using newly developed information and communication technologies in teaching foreign languages, such as wiki, blog, search engines, online translators, Moodle learning management system, etc. The results of the experiment on using information and communication technologies aimed at forming professional foreign language competence in students of engineering specialities are given.
Keywords: competence-based approach, informatization of education, information and communication technologies.