68,95%
«Обществознание»
Входной контроль (сентябрь, 2017)
Текущий контроль (декабрь, 2017)
«Право»
Рис. 2. Результаты входного и текущего контроля успеваемости обучающихся ППЭТ по дисциплинам «Право» и «Обществознание»
прямую оказывает влияние на качество знаний по предмету и неблагоприятно сказывается на развитии их самостоятельности;
2) филворды и ребусы способствуют увеличению активного и пассивного словарного запаса, развивают избирательность и концентрацию внимания, а также укрепляют способность к длительному сосредоточению и помехоустойчивости;
3) исследование по определению степени влияния филвордов и ребусов на уровень интереса обучающихся к изучению дисциплин «Обществознание» и «Право» выявило повышение их успеваемости, а также положи-
тельное отношение обучающихся к подобной форме нетрадиционных методов обучения.
Говоря о развитии познавательного интереса у обучающихся через реализацию различных методов обучения, мы отмечаем важность его роли в процессе усвоения материала. В каждом возрастном периоде обучающиеся имеют свои психологические особенности, зная о них, преподаватель может добиться повышения интереса и качественной успеваемости по предмету, используя различные способы организации занятия. Поэтому у педагога обязательно должна быть собственная копилка методов, которые он может использовать в своей деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ФИРМы В ТЕХНИКУМЕ
Т. В. Ушакова, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума
Подготовка квалифицированного персонала в образовательных учреждениях всего мира требует применения, наряду с традиционными, новых форм и методов обучения. Использование новых методов обучения не только необходимо для подготовки квалифицированных специалистов, но и способно привлечь большее количество абитуриентов. Некоторые методы и формы обучения также могут позволить рациональнее использовать время обучающихся. В последние годы большая часть нововведений связана с вычислительной техникой. Компьютеры не только предоставляют пользователям вычислительные возможности для решения сложных задач, но и применяются благодаря накопленной базе
прикладных программ, базам данных и знаний в различных областях экономики.
В статье мы обращаемся к роли учебно-тренировочных фирм (УТФ) в обучении специалистов экономических специальностей. Цель работы таких фирм — подготовка обучающихся к работе в условиях, приближенных к реальным. УТФ имитирует рабочий процесс, и чем более правдоподобна имитация, тем проще будет
обучающимся адаптироваться к условиям работы реального предприятия. В рамках работы УТФ студенты решают не теоретические, а практические задачи, с которыми сталкиваются реальные современные предприятия. Таким образом, УТФ может стать полигоном для отработки обучающимися полученных ранее теоретических знаний.
Преимущества использования УТФ в образовательном процессе — повышение интереса студентов к занятиям; получение навыков коллективной работы; появление возможности оценки всех элементов изучаемой экономической системы; повышение способности обучающихся к принятию самостоятельных решений; улучшение социально-психологического климата в студенческой группе.
УТФ имитирует деятельность сотрудников коммерческих организаций, однако не имеет средств для воспроизведения более сложных экономических процессов. Поэтому предлагается использовать имитационные модели — специальное программное обеспечение, с помощью которого на персональном компьютере осуществляется имитация различных процессов, в том числе экономических, в заданном масштабе времени. Имитационная модель представляет собой пакет программ, выполняющихся на персональном компьютере и отображающих результаты, на основании которых можно судить об эффективности функционирования учебной фирмы.
Установленная на учебной фирме модель может выполняться в ускоренном темпе, за несколько часов занятия имитируя экономические процессы, в действительности занимающие месяцы. Во время и по окончании имитационных действий студенты видят результаты их выполнения, на основании которых могут судить об эффективности выполняющихся процессов и стараться оптимизировать их.
Таким образом, обучение через участие в УТФ дает возможность студентам увидеть реальные экономические процессы. Создание УТФ невозможно без серьезной предварительной работы преподавателя, программиста, администрации образовательного учреждения.
Цель работы преподавателя заключается в разработке экономико-математического инструментария, обеспечивающего учебно-тренировочную фирму дидактическим материалом. В основе технологии заложена имитационная модель, создаваемая с помощью специального программного обеспечения. Главное назначение этой технологии — моделирование реально действующего предприятия с целью создания благоприятных условий для формирова-
ния необходимых знаний, умений и навыков работы в профессиональной сфере деятельности. Таким образом, предмет работы — это модель, имитирующая деятельность коммерческой организации. Главной задачей работы является выбор средства и методики построения экономических имитационных моделей для их использования на учебно-тренировочных фирмах.
Для достижения цели определены следующие задачи:
— создание метода автоматизированного проектирования структурированных имитационных моделей;
— разработка экономико-математического средства для использования при построении моделей в учебно-тренировочной фирме;
— формулирование правил использования имитационной модели в учебно-тренировочной фирме;
— разработка имитационной модели, моделирующей основные экономические процессы объекта моделирования и адекватно реагирующей на изменения, касающиеся рыночной политики фирмы, вносимые обучающимися.
Если рассмотреть УТФ с точки зрения логики ее функционирования, то в качестве основных объектов ее структуры можно выделить персонал фирмы в качестве управляющей системы и внутрифирменные экономические процессы в качестве объекта управления. Персонал фирмы состоит из обучающихся, цель работы которых — анализ эффективности внутрифирменных экономических процессов и принятие решений, позволяющих достигать поставленных целей в рамках условий учебной игры.
На нашей фирме «Машиностроительный завод ООО «Колорит» работают такие отделы, как коммерческий, бухгалтерия, отдел кадров, секретариат, склад, отдел внешней торговли.
Коммерческий отдел включает подразделы: покупка, продажа, маркетинг, склад. Составляются договоры по покупке-продаже товара, оформляются счета и накладные для покупателей. Складываются анкеты покупательского спроса и рекламные каталоги. Разрабатываются товарный знак, рекламный слоган и рекламный текст. Создаются разные средства рекламы, ведется подготовка для участия в ярмарках. Оформляются заказы на товары. Оформляются оптовые заказы на товар фирмы и оприходование его на склад. Составляется товарный отчет. Проводится инвентаризация товаров и тары на складе.
Отдел кадров, канцелярии и секретариата. Ведется работа по комплектации штата фирмы и работа с персоналом. Обслуживаются теле-
коммуникационные устройства и офисная техника. Выполняются функции деловедения и осуществляется работа с документацией для руководителя фирмы. Ведется обработка входной и исходной корреспонденции.
Бухгалтерия. Ведется работа с бухгалтерской документацией, финансовыми и кредитными организациями, составляются бухгалтерские проводки, проводится начисление заработной платы и удержание налогов с работников, ведется учет и документальное обеспечение работы кассира.
Отдел внешней торговли. Устанавливаются контакты и ведутся переговоры с деловыми партнерами внешнего рынка, определяется товарная и ценовая политика организации на внешнем
рынке, пишутся рекламные обращения, оформляются рекламные каталоги, прайс-листы на иностранном языке, блоки коммерческих документов на продажу и приобретение товаров.
Важно, что в таком коллективе могут находиться обучающиеся и взрослые разновозрастных групп с различной базовой подготовкой. При работе в отделах учебно-тренировочной компьютерной фирмы каждый получает опыт коллективного труда, взаимопомощи, управления и участия в реальном проекте.
При соответствующей материальной и моральной поддержке мы думаем продолжить работу по развитию учебно-тренировочной компьютерной фирмы для студентов техникума и поставить новые педагогические эксперименты.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТы НА УЧЕБНыХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЕ
Л. В. Ванчугова, А. В. Курюмова, преподаватели Новокузнецкого педагогического колледжа
Одними из приоритетных задач профессионального образования являются подготовка специалистов, обладающих потребностью в самообразовании, формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие самостоятельности мышления, умений защищать и отстаивать собственную точку зрения, а также навыков вдумчивого и аналитического чтения, пользования справочной литературой.
Накоплен определенный опыт работы образовательных учреждений среднего профессионального образования по организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, что нашло отражение в работах Л. П. Козловой, С. Ф. Сударчиковой, О. И. Митрош, Т. Потапенко, П. И. Решетникова, В. С. Свиридовой и др. Педагоги рассматривают вопросы формирования исследовательских умений студентов, представляют разнообразные формы приобщения обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что использование разнообразных видов самостоятельной исследовательской работы студентов только тогда может дать положительные результаты, когда к ее организации применяется системный подход, при котором в качестве системообразующего фактора высту-
Л. В. Ванчугова
А. В. Курюмова
пают принципы поэтапности, последовательности, преемственности, адекватности.
Мы опираемся на системно-деятельност-ный подход при включении студентов 2-го курса в самостоятельную исследовательскую деятельность на учебных занятиях по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
На первом этапе осуществляется подготовка студентов к самостоятельной исследовательской деятельности. Развивая СИДС, мы направляем педагогические усилия на формирование у обучающихся умений грамотно работать с информационными источниками. Особое внимание мы уделяем организации работы с научным