филворды и ребусы как средство повышения
интереса обучающихся к изучению дисциплин «право» и «обществознание»
Е. А. Владыкина, преподаватель Прокопьевского промышленно-экономического техникума
Проблема активизации и повышения интереса к обучению не нова. Данный вопрос многократно подвергается исследованию, но до сих пор не утрачивает своей актуальности. Ведь далеко не секрет, что отсутствие у обучающихся познавательного интереса к изучаемой дисциплине напрямую оказывает влияние на качество знаний по предмету и неблагоприятно сказывается на развитии их самостоятельности. Ускоренный темп развития информационных технологий позволяет изучать и находить все новые подходы, а также разрабатывать свои с учетом возрастных особенностей обучающихся. Использование новых методов обучения и методов повышения интереса обучающегося к изучению общеобразовательных дисциплин способствует более серьезному и глубокому изучению предмета.
Дисциплины «Обществознание» и «Право» входят в общегуманитарный цикл, предметом изучения которого являются общество и социальные нормы во всех сферах общественной жизни человека. Согласно статистическим данным, обществознание стоит третьим в списке по выбору единого государственного экзамена после русского языка и математики, опередив такие дисциплины, как физика, история и биология.
Целью данного исследования выступает определение способов повышения интереса обучающихся к изучению дисциплин «Право» и «Обществознание».
В качестве объекта исследования рассматриваются филворды и ребусы как средство повышения интереса у обучающегося к изучению дисциплин «Право» и «Обществознание», так как именно с их помощью в значительной степени развивается зрительная память и закрепляется навык правильного написания понятий и определений, что существенно при изучении дисциплин. В качестве предмета исследования выступают обучающиеся Прокопьевского про-
мышленно-экономического техникума (ППЭТ) в возрасте от 15 до 19 лет (1-й курс обучения).
Для решения поставленной задачи необходимо:
1)изучить историю становления и развития филвордов и ребусов;
2) изучить степень влияния филвордов и ребусов на уровень интереса обучающегося к изучению дисциплин «Обществознание» и «Право»;
3) сформулировать выводы по исследуемой теме.
После глубокого изучения методологических основ познавательной деятельности была поставлена задача решения проблемы снижения интереса обучающихся к дисциплинам «Право» и «Обществознание».
Ребусом называется загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемешку с буквами, цифрами и другими символами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию). Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов — умение правильно назвать изображенный на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.
Филворд — это разновидность кроссворда, существенно отличающаяся от классического варианта. Филворд имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов» — это одно из основных отличий филворда от классического кроссворда. Слова в филворде могут размещаться под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом. В филворде, как и в обычном кроссворде, приводятся определения, ответы на них необходимо разгадать.
Решение данной разновидности кроссворда заключается в следующем: нужно в поле кроссворда, заполненном буквами, найти слова — ответы на приведенные определения. Все буквы найденного слова необходимо вычеркнуть. Два раза одна и та же буква не может быть зачер-
кнута. После решения кроссворда незачеркну-тых букв не должно остаться. После того как слова всех определений найдены, а в поле кроссворда остались буквы, следует решить еще одну задачу: из этих букв нужно сложить слово, которое и будет разгадкой кроссворда.
Решение ребусов и филвордов направлено:
— на тренировку внимания и концентрации;
— изучение новых слов и пополнение словарного запаса;
— комфортное и полезное проведение обучающимися внеучебного времени;
— закрепление навыка правильного написания сложных понятий и определений;
— возможность тренировки мозга после физической нагрузки.
Все это определило необходимость изучения степени влияния филвордов и ребусов на уровень интереса обучающихся к изучению дисциплин «Обществознание» и «Право».
С сентября 2017 года для обучающихся ППЭТ были разработаны и включены в учебный процесс серии филвордов и ребусов с целью повышения их интереса к изучению дисциплин «Право» и «Обществознание». Данные дисциплины, согласно учебному плану техникума, изучаются на первом курсе. Выборка составила 190 человек (рис. 1).
Изучают дисциплину «Обществознание» Изучают дисциплину «Право»
Рис. 1. Обучающиеся ППЭТ, принявшие участие в исследовании
Были разработаны 5 филвордов и 1 ребус по дисциплине «Обществознание» и 4 фил-ворда и 2 ребуса по дисциплине «Право». Данные методы обучения использовались в учебном процессе на занятиях, при внеаудиторной самостоятельной работе.
При разработке филвордов и ребусов использовался многофункциональный онлайн-сервис OnlineTestPad (https://onlinetestpad.com/ru). Преимущества данного сервиса заключаются в простоте использования, удобном интуитивном интерфейсе, а также он бесплатный.
Перед началом использования входной контроль качественной успеваемости обучающихся по дисциплинам составлял:
1) обществознание — 38,86 %;
2) право — 52 %о.
Текущий контроль, проводимый в конце декабря 2017 года, показал следующие результаты:
1) обществознание — 68,95 %о;
2) право — 58,45 %о.
Полученные результаты свидетельствуют о качественном улучшении успеваемости обучающихся (рис. 2) уже в середине учебного года.
В конце января 2018 года для подтверждения объективности полученных результатов был
проведен опрос обучающихся, принявших участие в первом этапе исследования, на выявление отношения к нетрадиционным формам обучения, результаты которого показали, что 96 % респондентов положительно относятся к введению в учебный курс филвордов и ребусов, 74 % — отметили «улучшение качества знаний по дисциплинам «Обществознание» и «Право», 81 %о -«расширение словарного запаса», 24 %о — «улучшение в правописании», 84 %% — «повышение интереса к дисциплинам «Обществознание» и «Право».
Сегодня многие обучающиеся, заинтересовавшиеся этой темой, пробуют себя в создании филвордов и ребусов с использованием сервиса OnlineTestPad, которые будут применяться в учебном процессе и в будущем. Многие другие, открыв для себя впервые филворды как разновидность кроссвордов, используют подобные игровые приложения на смартфоне в свободное от занятий время для развлечения и тренировки умственных способностей.
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
1) отсутствие у обучающегося познавательного интереса к изучаемой дисциплине на-
68,95%
«Обществознание»
Входной контроль (сентябрь, 2017)
Текущий контроль (декабрь, 2017)
«Право»
Рис. 2. Результаты входного и текущего контроля успеваемости обучающихся ППЭТ по дисциплинам «Право» и «Обществознание»
прямую оказывает влияние на качество знаний по предмету и неблагоприятно сказывается на развитии их самостоятельности;
2) филворды и ребусы способствуют увеличению активного и пассивного словарного запаса, развивают избирательность и концентрацию внимания, а также укрепляют способность к длительному сосредоточению и помехоустойчивости;
3) исследование по определению степени влияния филвордов и ребусов на уровень интереса обучающихся к изучению дисциплин «Обществознание» и «Право» выявило повышение их успеваемости, а также положи-
тельное отношение обучающихся к подобной форме нетрадиционных методов обучения.
Говоря о развитии познавательного интереса у обучающихся через реализацию различных методов обучения, мы отмечаем важность его роли в процессе усвоения материала. В каждом возрастном периоде обучающиеся имеют свои психологические особенности, зная о них, преподаватель может добиться повышения интереса и качественной успеваемости по предмету, используя различные способы организации занятия. Поэтому у педагога обязательно должна быть собственная копилка методов, которые он может использовать в своей деятельности.
организация виртуальнои учебно-тренировочной фирмы в техникуме
Т. В. Ушакова, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума
Подготовка квалифицированного персонала в образовательных учреждениях всего мира требует применения, наряду с традиционными, новых форм и методов обучения. Использование новых методов обучения не только необходимо для подготовки квалифицированных специалистов, но и способно привлечь большее количество абитуриентов. Некоторые методы и формы обучения также могут позволить рациональнее использовать время обучающихся. В последние годы большая часть нововведений связана с вычислительной техникой. Компьютеры не только предоставляют пользователям вычислительные возможности для решения сложных задач, но и применяются благодаря накопленной базе
прикладных программ, базам данных и знаний в различных областях экономики.
В статье мы обращаемся к роли учебно-тренировочных фирм (УТФ) в обучении специалистов экономических специальностей. Цель работы таких фирм — подготовка обучающихся к работе в условиях, приближенных к реальным. УТФ имитирует рабочий процесс, и чем более правдоподобна имитация, тем проще будет