Научная статья на тему 'Современные механизмы взаимодействия образовательного учреждения с работодателями'

Современные механизмы взаимодействия образовательного учреждения с работодателями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы взаимодействия образовательного учреждения с работодателями»

Представители работодателей принимают участие в мероприятиях, проводимых в нашем техникуме: участвуют в работе жюри конкурсов профессионального мастерства в неделях профессий, в дне открытых дверей, мастер-классах для мастеров производственного обучения и обучающихся, тематических классных часах, семинарах-консультациях для выпускников по вопросам трудоустройства, а также в праздничных мероприятиях техникума.

С 2010 по 2016 годы мы расширили круг социальных партнеров, к которым относится магазин «Кора», система магазинов «Оникс», «Мария-РА», кафе «Дуэт», Дольче вита», ООО «Виктория» и др. Руководители данных организаций более требовательны к уровню квалификации выпускников и обучающихся, проходящих практику. При устройстве на работу требуют портфо-лио, персональные резюме или рекомендательные письма.

Таким образом, социальные партнеры принимают активное участие в решении следующих вопросов:

- оценка рынка труда с целью выявления требований к выпускникам со стороны работодателей;

- совместная разработка и утверждение учебно-программной документации в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и профессиональными стандартами, распределение вариативной части основной профессиональной образовательной программы, экспертиза основной профессиональной образовательной программы и ее структурных компонентов, анализ профес-

сиональных компетенций и введение в основные профессиональные образовательные программы новых профессиональных компетенций;

- организация и предоставление мест практик, организация стажировок обучающихся на оборудовании, действующем в современном секторе экономике;

- согласование тем и рецензирование курсовых и дипломных проектов (работ);

- согласование фонда оценочных средств и участие в квалификационных экзаменах и государственной итоговой аттестации;

- профориентация молодежи и взрослого населения;

- участие в управлении образовательным учреждением;

- участие специалистов предприятий в учебном процессе (проведение занятий, мастер-классов) и конференциях, конкурсах профмастерства и т. п.;

- организация стажировок педагогических работников для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;

- участие в денежном софинансировании, позволяющее пополнять внебюджетные фонды ПОО, предоставлять именные стипендии лучшим обучающимся, готовить совместные проекты, организовывать курсы повышения квалификации работающих, совершенствовать учебно-материальную базу.

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 № 751. — URL: http://base.garant.ru.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИя ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИя С РАБОТОДАТЕЛяМИ

Д. Ю. Васильев, преподаватель ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

В концепции модернизации российского образования указано, что «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». Для каче-

ственной подготовки квалифицированных рабочих и служащих необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия с работодателями и социальными партнерами.

Представители предприятий социальных партнеров отметили следующие ос-

новные характеристики выпускников, необходимые для профессиональной деятельности: целеустремленность, мобильность, стремление к самосовершенствованию, умение находить и анализировать информацию, энтузиазм в работе, нацеленность на карьеру. В то же время работодатель охотней примет на работу специалиста с опытом работы, нежели без него. Следовательно, перед выпускниками стоит проблема в получении первого профессионального опыта работы.

Для решения данной проблемы предлагается конструктивно подойти к организации взаимодействия с работодателями. Работодатели ежегодно активно привлекаются к работе над вариативной частью учебного плана, к разработке и реализации дополнительных знаний, умений и компетенций, утверждению тематики курсовых и дипломных проектов. Для этого организуются и проводятся круглые столы, экскурсии, семинары, мастер-классы с участием работодателей. Все преподаватели профессионального цикла прошли стажировку на предприятиях социальных партнеров.

На большинстве предприятий города Прокопьевска продолжается процесс модернизации оборудования. Связано это с большими функциональными возможностями современных комплектующих и снижением цен на них. Так, в автоматизированных системах управления в основном используется оборудование таких компаний, как Siemens (Германия) и ОВЕН (Россия). Для того чтобы организовать работу обучающихся на данном оборудовании, социальные партнеры предоставили комплектующие из резервного фон-

да предприятий. В учебных целях из данного оборудования обучающимися специальности «автоматизация технологических процессов и производств» были изготовлены учебные стенды:

• система автоматического управления включением по времени исполнительного механизма на базе таймера реального времени УТ1;

• система управления реверсом исполнительных механизмов и автоматического включения резерва;

• система автоматического управления техническими объектами с использованием ПЛК ОВЕН 154;

• система автоматического управления на базе регулятора ТРМ 138;

• стенд для исследования законов регулирования на базе регулятора ТРМ ОВЕН 210.

Последние три системы поддерживают управление через персональные компьютеры.

На изготовленные технические объекты создается техническая документация (паспорта, руководства по эксплуатации, карты программирования и т. д.). Два стенда были представлены на выставке «Арт-Профи-Форум».

На изготовленных обучающимися технических объектах проводятся 34 практические работы по 4 профессиональным модулям специальности «автоматизация технологических процессов и производств» и 14 практических работ по 2 дисциплинам специальности «теплоснабжение и теплотехническое оборудование». Также 15 практических работ специальности «теплоснабжение и теплотехническое оборудование» проходят на предприятиях социальных партнеров.

1. Система автоматического управления включением по времени исполнительного механизма на базе таймера реального времени УТ1. 2. Система управления реверсом исполнительных механизмов и автоматического включения резерва. 3. Система автоматического управления техническими объектами с использованием ПЛК ОВЕН 154. 4. Система автоматического управления на базе регулятора ТРМ 138. 5. Стенд для исследования законов регулирования на базе регулятора ТРМ ОВЕН 210

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Дополнительно к этому реализованы проекты обучающихся для организации учебного процесса в корпусах ГПОУ ППЭТ:

• Система автоматического управления подачей звонков.

• Система автоматического управления уличным освещением с возможностью учитывать изменение времени восхода и заката солнца.

• Система автоматического управления иллюминационной подсветки окон главного корпуса ГПОУ ППЭТ.

Работодатели дали высокую оценку проделанной работе, и часть проектов будет реализована в качестве дипломных проектов обучающихся на предприятиях социальных партнеров.

Так, уже реализован проект по автоматическому управлению котлоагрегатом КВТС 6.5 на котельной 48 города Прокопьевска. Готовятся к реализации еще 6 проектов обучающихся.

Работая с оборудованием, предоставленным социальными партнерами, обучающийся получает преимущество при трудоустройстве на работу перед другими соискателями. Так, в 2015 г. 62 % выпускников специальности «автоматизация технологических процессов и производств» устроились на работу по специальности (рис. 1).

Сейчас совместно с социальными партнерами проводится подготовка к реализации программ по повышению квалификации рабочих кадров предприятий на базе техникума.

Рис. 1. Количество обучающихся, трудоустроенных по специальности, в %

ПМ01 ПМ04 ПМ05

■ АТП-11 ■ АТП-12

Рис. 2. Качественная успеваемость по профессиональным модулям

Есть и дополнительные результаты от проведенных мероприятий для специальности «автоматизация технологических процессов и производств»: увеличилось количество обучающихся, защитивших выпускные квалификационные работы на оценку «отлично», повысилась качественная успеваемость обучающихся по профессиональным модулям (рис. 2).

Обучающиеся принимают участие в онлайн-семинарах, форумах по вопросам автоматизации производственных процессов.

В библиотеку техникума социальными партнерами бесплатно предоставляются печатные издания:

• производственно-практический журнал «Современные технологии автоматизации»,

• журнал «Control Engineering»,

• информационное обозрение «Автоматизация и производство».

Наметились и дальнейшее расширение взаимодействия с социальными партнерами по совместному участию в выставках и конкурсах, проведению научно-исследовательских и технологических работ.

Таким образом, используемые механизмы взаимодействия с работодателями и социальными партнерами позволяют осуществлять качественную подготовку квалифицированных рабочих и служащих в ГПОУ ППЭТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.