Научная статья на тему 'Социальное партнерство как условие организации образовательного процесса'

Социальное партнерство как условие организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И Ю. Вершинин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как условие организации образовательного процесса»

социальное партнерство

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И. Ю. Вершинин, директор ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»

Состояние системы профессионального образования, сопоставление профиля выпускников с востребованностью на рынке труда указывают на наличие серьезных проблем в области подготовки рабочих кадров. В связи с чем социальное партнерство становится важнейшим условием организации образовательного процесса в подготовке конкурентоспособных, мобильных специалистов. В нормативно-правовом документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» одной из основных задач государства в сфере образования определяется «привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда» [1].

Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных организаций с различными субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Для самой системы профессионального образования и для Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума в частности социальное партнерство является естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном партнерстве с работодателями становится возможным эффективно реализовать основную функцию — обеспечить рынок труда квалифицированными специалистами.

Однако очевидная заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что данный процесс имеет самоорганизующий характер. Помехой этому являются не только субъективные причины: разобщенность работодателей, инерционность представлений о ПОО многих руководителей предприятий, отсутствие должного контакта между органами управления образованием и службой занятости. Но и объективные: отсутствие законодательной базы для формирования такого партнерства.

С целью повышения качества профессионального образования, в свете современных требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций среднего профес-

сионального образования между администрацией техникума и ведущими предприятиями Ленинска-Кузнецкого был заключен ряд договоров социального партнерства.

Многие руководители предприятий выражают желание активно участвовать в решении проблемы подготовки рабочих кадров, но не все готовы финансировать подготовку рабочих. Так, например, основным партнером Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума в подготовке кадров по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» является ПАТП (в настоящее время филиал Беловского ПАТП Ленинск-Кузнецкая автоколонна). Исполнительный директор филиала В. А. Те-рентьев охотно поддерживает партнерские отношения на протяжении 25 лет. Ежегодно заключает договоры на подготовку специалистов по соответствующей специальности и профессии, договоры об организации производственной практики обучающихся и создает условия для прохождения практики. Поощряет лучших обучающихся и педагогических работников по окончании обучения группы и в честь празднования Дня автомобилиста и Дня учителя. Оказывает материальную поддержку техникуму в повышении качества учебно-образовательного процесса: помогает в комплектовании автолаборатории, выделяет транспорт для нужд образовательного учреждения (поездки на конкурсы, фестивали), ежегодно принимает участие в итоговой аттестации выпускников.

Также на протяжении пятнадцати лет социальным партнером техникума выступает ООО «Горэлектротранспорт», руководитель которой Е. К. Евсеев охотно принимает на производственное обучение и производственную практику обучающихся по профессиям «слесарь по ремонту строительных машин» и «повар-кондитер», по специальности «техник-технолог». Из числа опытных работников предприятия обучающимся, находящимся на производственной практике, назначаются наставники.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (50) 2016

9

социальное партнерство

Представители работодателей принимают участие в мероприятиях, проводимых в нашем техникуме: участвуют в работе жюри конкурсов профессионального мастерства в неделях профессий, в дне открытых дверей, мастер-классах для мастеров производственного обучения и обучающихся, тематических классных часах, семинарах-консультациях для выпускников по вопросам трудоустройства, а также в праздничных мероприятиях техникума.

С 2010 по 2016 годы мы расширили круг социальных партнеров, к которым относится магазин «Кора», система магазинов «Оникс», «Мария-РА», кафе «Дуэт», Дольче вита», ООО «Виктория» и др. Руководители данных организаций более требовательны к уровню квалификации выпускников и обучающихся, проходящих практику. При устройстве на работу требуют портфо-лио, персональные резюме или рекомендательные письма.

Таким образом, социальные партнеры принимают активное участие в решении следующих вопросов:

- оценка рынка труда с целью выявления требований к выпускникам со стороны работодателей;

- совместная разработка и утверждение учебно-программной документации в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и профессиональными стандартами, распределение вариативной части основной профессиональной образовательной программы, экспертиза основной профессиональной образовательной программы и ее структурных компонентов, анализ профес-

сиональных компетенций и введение в основные профессиональные образовательные программы новых профессиональных компетенций;

- организация и предоставление мест практик, организация стажировок обучающихся на оборудовании, действующем в современном секторе экономике;

- согласование тем и рецензирование курсовых и дипломных проектов (работ);

- согласование фонда оценочных средств и участие в квалификационных экзаменах и государственной итоговой аттестации;

- профориентация молодежи и взрослого населения;

- участие в управлении образовательным учреждением;

- участие специалистов предприятий в учебном процессе (проведение занятий, мастер-классов) и конференциях, конкурсах профмастерства и т. п.;

- организация стажировок педагогических работников для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;

- участие в денежном софинансировании, позволяющее пополнять внебюджетные фонды ПОО, предоставлять именные стипендии лучшим обучающимся, готовить совместные проекты, организовывать курсы повышения квалификации работающих, совершенствовать учебно-материальную базу.

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 № 751. — URL: http://base.garant.ru.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИя ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИя С РАБОТОДАТЕЛяМИ

Д. Ю. Васильев, преподаватель ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

В концепции модернизации российского образования указано, что «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». Для каче-

ственной подготовки квалифицированных рабочих и служащих необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия с работодателями и социальными партнерами.

Представители предприятий социальных партнеров отметили следующие ос-

10

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» №3 (59) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.