социальное партнерство
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И. Ю. Вершинин, директор ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»
Состояние системы профессионального образования, сопоставление профиля выпускников с востребованностью на рынке труда указывают на наличие серьезных проблем в области подготовки рабочих кадров. В связи с чем социальное партнерство становится важнейшим условием организации образовательного процесса в подготовке конкурентоспособных, мобильных специалистов. В нормативно-правовом документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» одной из основных задач государства в сфере образования определяется «привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда» [1].
Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных организаций с различными субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Для самой системы профессионального образования и для Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума в частности социальное партнерство является естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном партнерстве с работодателями становится возможным эффективно реализовать основную функцию — обеспечить рынок труда квалифицированными специалистами.
Однако очевидная заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что данный процесс имеет самоорганизующий характер. Помехой этому являются не только субъективные причины: разобщенность работодателей, инерционность представлений о ПОО многих руководителей предприятий, отсутствие должного контакта между органами управления образованием и службой занятости. Но и объективные: отсутствие законодательной базы для формирования такого партнерства.
С целью повышения качества профессионального образования, в свете современных требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций среднего профес-
сионального образования между администрацией техникума и ведущими предприятиями Ленинска-Кузнецкого был заключен ряд договоров социального партнерства.
Многие руководители предприятий выражают желание активно участвовать в решении проблемы подготовки рабочих кадров, но не все готовы финансировать подготовку рабочих. Так, например, основным партнером Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума в подготовке кадров по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» является ПАТП (в настоящее время филиал Беловского ПАТП Ленинск-Кузнецкая автоколонна). Исполнительный директор филиала В. А. Те-рентьев охотно поддерживает партнерские отношения на протяжении 25 лет. Ежегодно заключает договоры на подготовку специалистов по соответствующей специальности и профессии, договоры об организации производственной практики обучающихся и создает условия для прохождения практики. Поощряет лучших обучающихся и педагогических работников по окончании обучения группы и в честь празднования Дня автомобилиста и Дня учителя. Оказывает материальную поддержку техникуму в повышении качества учебно-образовательного процесса: помогает в комплектовании автолаборатории, выделяет транспорт для нужд образовательного учреждения (поездки на конкурсы, фестивали), ежегодно принимает участие в итоговой аттестации выпускников.
Также на протяжении пятнадцати лет социальным партнером техникума выступает ООО «Горэлектротранспорт», руководитель которой Е. К. Евсеев охотно принимает на производственное обучение и производственную практику обучающихся по профессиям «слесарь по ремонту строительных машин» и «повар-кондитер», по специальности «техник-технолог». Из числа опытных работников предприятия обучающимся, находящимся на производственной практике, назначаются наставники.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (50) 2016
9
социальное партнерство
Представители работодателей принимают участие в мероприятиях, проводимых в нашем техникуме: участвуют в работе жюри конкурсов профессионального мастерства в неделях профессий, в дне открытых дверей, мастер-классах для мастеров производственного обучения и обучающихся, тематических классных часах, семинарах-консультациях для выпускников по вопросам трудоустройства, а также в праздничных мероприятиях техникума.
С 2010 по 2016 годы мы расширили круг социальных партнеров, к которым относится магазин «Кора», система магазинов «Оникс», «Мария-РА», кафе «Дуэт», Дольче вита», ООО «Виктория» и др. Руководители данных организаций более требовательны к уровню квалификации выпускников и обучающихся, проходящих практику. При устройстве на работу требуют портфо-лио, персональные резюме или рекомендательные письма.
Таким образом, социальные партнеры принимают активное участие в решении следующих вопросов:
- оценка рынка труда с целью выявления требований к выпускникам со стороны работодателей;
- совместная разработка и утверждение учебно-программной документации в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и профессиональными стандартами, распределение вариативной части основной профессиональной образовательной программы, экспертиза основной профессиональной образовательной программы и ее структурных компонентов, анализ профес-
сиональных компетенций и введение в основные профессиональные образовательные программы новых профессиональных компетенций;
- организация и предоставление мест практик, организация стажировок обучающихся на оборудовании, действующем в современном секторе экономике;
- согласование тем и рецензирование курсовых и дипломных проектов (работ);
- согласование фонда оценочных средств и участие в квалификационных экзаменах и государственной итоговой аттестации;
- профориентация молодежи и взрослого населения;
- участие в управлении образовательным учреждением;
- участие специалистов предприятий в учебном процессе (проведение занятий, мастер-классов) и конференциях, конкурсах профмастерства и т. п.;
- организация стажировок педагогических работников для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;
- участие в денежном софинансировании, позволяющее пополнять внебюджетные фонды ПОО, предоставлять именные стипендии лучшим обучающимся, готовить совместные проекты, организовывать курсы повышения квалификации работающих, совершенствовать учебно-материальную базу.
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 № 751. — URL: http://base.garant.ru.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИя ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИя С РАБОТОДАТЕЛяМИ
Д. Ю. Васильев, преподаватель ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»
В концепции модернизации российского образования указано, что «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». Для каче-
ственной подготовки квалифицированных рабочих и служащих необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия с работодателями и социальными партнерами.
Представители предприятий социальных партнеров отметили следующие ос-
10
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» №3 (59) 2016