Научная статья на тему 'Использование практикоориентированных форм профориентации обучающихся в рамках деятельности КРИРПО как федеральной экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО'

Использование практикоориентированных форм профориентации обучающихся в рамках деятельности КРИРПО как федеральной экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование практикоориентированных форм профориентации обучающихся в рамках деятельности КРИРПО как федеральной экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО»

профессиональная ориентация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННых

форм профориентации обучающихся в рамках деятельности крирпо как федеральной

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ ФГАУ ФИРО

И. А. Килина, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Н. т. Рылова, методист

В Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (далее — Концепция), разработанной ФГАУ «Федеральный институт развития образования», к основным профориентационным проблемам отнесены устаревшие, педагогически неэффективные, «мероприятийные» подходы, имитация практики, личностная невовлеченность участников, отсутствие социального партнерства с предприятиями экономической и социальной сферы, нацеленность профориентационной работы на сопровождение конкретного профессионального выбора, а не на формирование набора проф-ориентационных компетенций, необходимых субъекту профессионального самоопределения. И как результат — от одной трети до половины выпускников покидают школу, не имея определенных профессиональных планов [1].

С учетом данных проблемх в рамках деятельности КРИРПО в качестве федеральной экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования» большое внимание уделялось внедрению практикоориентированных форм профориентации, направленных на формирование и развитие проф-ориентационных компетенций обучающихся.

Идея практикоориентированного образования стала внедряться в систему общего образования в 2003 году через профильное обучение старшеклассников. В его основе лежит сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки, позволяющее обеспечить связь содержания профессионального образования с реальными потребностями промышленности и социальной сферы. Так, в Кемеровской области г. Ленинск-Кузнецкий, Крапивинский и Ленинск-Кузнецкий районы в 2003 году были включены в состав участников федеральных экспериментальных площадок по введению профильного образования на старшей ступени обучения.

И. А. Килина Н. т. Рылова

В Ленинск-Кузнецком городском округе создали профильные классы, открыли лицей для обучающихся старшей школы. Старшеклассникам города обеспечили условия для получения образования по профилям: физико-математический, социально-экономический, социально-гуманитарный, информационно-технологический, химико-биологический, филологический и по индивидуальному учебному плану. Участие образовательных организаций города в федеральном эксперименте по введению профильного образования на старшей ступени обучения позволило разработать систему психолого-педагогического сопровождения профильного обучения, начиная с этапа предпро-фильной подготовки (8-9-е классы).

В качестве практикоориентированной профориентационной работы, направленной на формирование компетенций (ориентировка и самонавигация в профориентационно значимом информационном поле; персональное целеполага-ние и проектирование личного профессионального плана; самостоятельное осуществление обоснованного выбора и воплощение в жизнь принятого решения; использование различных внутренних и внешних ресурсов и др.), нами рассматриваются профессиональные пробы, в ходе которых обучающиеся осуществляют «примерку» выбираемой профессии или специальности, получают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, осваивают практические приемы.

- профессиональная ориентация

Данная идея соответствует основным положениям Концепции, подчеркивающим важность вовлечения обучающихся в систему практикоори-ентированной (проектной, исследовательской, трудовой, творческой) деятельности для формирования готовности к профессиональному самоопределению, использования системы профессиональных проб, погружения обучающегося в реальный профессиональный контекст [1]. Для проведения таких форм профориентации необходима организация социального партнерства школ с «внешним контуром профориентации» — организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями, организациями высшего образования и др.

Примером системной организации и проведения профессиональных проб для старшеклассников выступает Ленинск-Кузнецкий городской округ, в котором утверждено Положение об организации и проведении профессиональных проб, ориентированное на обучающихся 8-9-х классов школ, где описаны цели и задачи проведения профессиональных проб, распределена ответственность при организации профессиональных проб в сетевом взаимодействии организаций общего, профессионального образования и работодателей всех организационно-правовых форм собственности, разработан и заключен договор об организации и проведении профессиональных проб между ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум», ГКПОУ Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум и управлением образования администрации города.

Разработаны программы профессиональных проб по профессиям «электрослесарь подземный», «подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «повар», «кондитер», «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Так, в 2014/2015 учебном году около 65 % от общего числа обучающихся, прошедших профессиональные пробы, стали студентами данных профессиональных образовательных организаций.

Для объединения усилий педагогического сообщества, обучающихся и их родителей (законных представителей), работодателей в решении вопросов сопровождения профессионального самоопределения подростков и молодежи в Концепции предлагается организация и ежегодное проведение Единого дня профориентаци во всех общеобразовательных школах Российской Федерации. Данное мероприятие направлено на знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования, корпоративной куль-

турой предприятий-партнеров. Введение ее элементов в образовательную среду и предполагает использование, наряду с диалоговыми (встречи, беседы, лекции), практикоориентированных форм профориентации (мастер-классы, экскурсии на предприятия, реализация проектов под руководством профессионалов и др.).

В соответствии с планом профориентацион-ных мероприятий, утверждаемым распоряжением Губернатора Кемеровской области, КРИРПО ежегодно организует проведение в муниципалитетах Единого областного профориентационно-го дня, посвященного Дню шахтера, году Великой Отечественной войны, Дню молодежи России, и другие, а также недели профориентации «Профессиональный компас» и «Профессиональная среда». Впервые в Кемеровской области по инициативе департамента образования и науки Кемеровской области и КРИРПО 1 сентября 2015 г. прошел Единый областной день профориентации «Урок успеха» в городах Анжеро-Судженске, Белово, Березовском, Калтане, Кемерово, Киселевске, Ленинск-Кузнецком, Мыски, Осинники, Полысаево, Прокопьевске, Тайга, а также в Беловском, Крапивинском, Прокопьевском, Таштагольском районах. Участниками стали обучающиеся образовательных организаций разных типов, их родители (законные представители), воспитанники детских домов и школ-интернатов, педагоги, социальные партнеры — около 70 тысяч человек. Цель мероприятия — пропаганда профессий, востребованных в муниципальных округах и области, формирование готовности к построению учебной и профессиональной карьеры.

В ходе «Урока успеха» в КРИРПО студентам Кемеровского педагогического колледжа и центра педагогического образования КемГУ рассказали о возможностях построения учебно-профессионального маршрута «колледж — университет» и профессиональной карьеры педагога, специалисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения провели мастер-класс по применению информационно-коммуникативных технологий в урочной и внеурочной деятельности педагога.

В Ленинск-Кузнецком городском округе на встречу с обучающимися и воспитанниками пришли первые руководители предприятий, выпускники образовательных организаций, достигшие успехов в профессиональной деятельности. Непосредственное, живое общение с успешными людьми оставляет глубокий след в сознании подростков и молодежи, пробуждает их познавательную активность, формирует образ профес-

здоровьесбережение

сионала. Они имеют возможность узнать как положительные стороны, так и трудности в освоении профессии, сопоставить собственные интересы и способности, уровень знаний и умений, состояние здоровья с требованиями выбранной профессии к человеку для успешной реализации профессиональной деятельности. «Урок успеха» позволяет решить ряд важных профориентаци-онных задач: использования полученной информации для анализа и оценки индивидуальных особенностей своей личности, решения вопроса о профессиональной пригодности к данной деятельности, построения дальнейшего образовательно-профессионального маршрута, профессиональной карьеры и др. В рамках данного мероприятия представители реального сектора экономики муниципалитета провели мастер-классы, деловые игры для школьников и студентов, обсудили возможности оплачиваемой профессиональной деятельности в процессе обучения и в каникулярное время. Главная особенность данного мероприятия — постепенное погружение обучающегося в профессиональный контекст.

Одно из основных направлений развития современного образования — поиск, поддержка и сопровождение талантливых, одаренных обучающихся, а также их дальнейшее определение в обществе. Данное направление успешно развивается в рамках проведения общегородского конкурса «СУЭК-Кузбасс»: моя Компания, мой Город», который стал традиционным. Задачи конкурса — развитие социальной инициативы школьников, поддержка и развитие проектной культуры; создание предпосылок для осознанного выбора последующего профессионального обучения; расширение представления обучающихся о градообразующем предприятии ОАО «СУЭК-Кузбасс»; формирование реального представления о жизни города, его историко-культурном наследии, природном богатстве. В номинации конкурса еже-

годно вносятся изменения. Например, в 2015 году обучающиеся создавали литературно-исторический и массовый проекты, проекты по промышленной безопасности и макет-проект. В процессе подготовки работ участники конкурса получили информацию об особенностях шахтерского труда, современной угледобычи. Вместе с достойными наградами их авторы получили возможность увидеть свои проекты в виде баннеров на зданиях образовательных организаций, книг, исторических материалов, размещенных на сайтах и в музейных экспозициях. Лучшие работы выставляются на предприятиях компании ОАО «СУЭК-Кузбасс». В качестве перспективы рассматривается расширение категории участников и включение номинаций для студентов профессиональных образовательных организаций.

С целью пробуждения интереса обучающихся к избранной профессии, любви к получаемой профессии/специальности в профориентации широко используется такая форма профориентацион-ной работы, как мастер-класс. Мастер-класс — особая форма обучения, отличительной чертой которой является практическое осуществление всего процесса от постановки задач до получения результата при активном участии обучающихся. Мастер-класс позволяет создать предпосылки развития творческого потенциала обучающихся, совершенствования у них практических умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому участнику — главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов профориентации. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм и проводится в соответствии с принципом «Я знаю, как это делать. Я научу вас». К достоинствам мастер-

здоровьесбережение

класса можно отнести то, что практический опыт эффективно передается обучающимся в непринужденной, свободной, интерактивной форме. Проводятся мастер-классы в общеобразовательных организациях опытными мастерами производственного обучения и преподавателями профессиональных образовательных организаций, которые имеют большой трудовой и профессиональный стаж работы. К участию в мастер-классах также приглашаются родители обучающихся, социальные партнеры, бывшие выпускники школ и техникумов, достигшие высокого профессионализма в своем деле. Например, в Ленинск-Кузнецком политехническом техникуме преподаватели совместно со студентами провели мастер-класс «Товаровед-эксперт — тайны профессии», целью которого было не только познакомить обучающихся общеобразовательных школ со специальностью «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», но и научить их определять качество образцов продовольственных товаров, соответствие установленным требованиями государственных стандартов на данный вид продукции.

Большое внимание в профориентации, сопровождении профессионального самоопределения обучающихся уделяется разработке и апробации подходов к формированию и развитию предпринимательских компетенций обучающихся. Этому способствует участие в реализации проекта «Школьное предпринимательство», проводимого в общеобразовательных организациях при поддержке социального партнера — фонда «СУЭК — РЕГИОНАМ». Проект направлен на развитие у обучающихся способности разбираться как в собственных потребностях, так и в потребностях окружающего социума, учит определять главное в своих намерениях, ставить реально достижимые цели. Значимым становится умение строить отношения с окружающими, выбирать из многообразия предложений то, которое в наибольшей степени соответствует возможностям человека. Участники имеют возможность приобрести опыт самостоятельного принятия решения, разработки собственной бизнес-идеи и оценки ее жизнеспособности. С этой целью были проведены семинары как для обучающихся — участников проекта, так и представителей администрации, предпринимателей по формированию и сопровождению школьных проектов, организации государственно-частного партнерства на муниципальном уровне.

В 2014/15 учебном году в проекте «Школьное предпринимательство» приняли участие 450 обучающихся и 37 педагогов, разработано 28 проектов школьных предприятий: «Клининговая компания», рекламное агентство «Арбузный кот», «Создаем экспонаты музея занимательных наук», «Активный отдых» и др. В дальнейшем в профессиональных образовательных организациях планируется проведение аналогичной работы по развитию предпринимательских способностей студентов через организацию учебных фирм, малых инновационных предприятий и т. д. (например, в регионе у техникумов есть собственные магазины, столовые, выступающие для студентов в качестве бизнес-площадки).

Е. Ю. Пряжникова и Н. С. Пряжников относят к активным формам профориентационной работы квест-игру, ролевые игры, компьютерные презентации, викторины, экскурсии, деловые игры и другие, направленные на формирование субъекта профессионального самоопределения и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив, т. е. средством для самостоятельных действий [2]. Прак-тикоориентированные формы также предполагают активное участие обучающихся. Однако это не единственное условие их реализации. Для внедрения в профориентационную работу данных форм необходимо объединить усилия основных благополучателей процесса профессионального самоопределения: субъекта самоопределения (обучающегося, его родителей или законных представителей) и субъекта экономической сферы (работодателя). Механизмом такого взаимодействия, на наш взгляд, выступает социальное партнерство, заключение договоров, соглашений о сотрудничестве, разработка и реализация со-

вместных профориентационных программ и планов, «сквозных» профориентационных технологий практикоориентированного характера (профессиональные пробы). Такой механизм разработан КРИРПО в рамках федеральной экспериментальной площадки и апробирован в Ленинск-Кузнецком городском округе. Считаем, что организация и проведение профессиональных проб, чемпионатов, конкурсов, мастер-классов, Единых областных дней профориентации, семинаров-практикумов и других практикоориентированных мероприятий способствует созданию профориентаци-онной среды в муниципалитете и регионе, расширению ее информационного пространства, приобщению к профориентационной работе с обучающимися специалистов различного профиля

(учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, мастеров производственного обучения и др.), взаимодействию «разработчиков», «внедренцев» и «пользователей» процесса сопровождения профессионального самоопределения, привлечению внимания широкой общественности к профориентационной проблематике.

1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев.— М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. — 38 с.

2. Пряжникова Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряж-никова, Н. С. Пряжников. — Москва: Академия, 2010. — 496 с.

роль профессионального самоопределения в социализации детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Прокопьевск

Социально-экономические преобразования и формирование свободных рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности и новых профессий, появление конкуренции на рынке труда требуют изменений в сфере профессиональной подготовки молодежи. Современные социально-экономические условия актуализировали проблемы социализации и профессионального самоопределения личностиж. Особенно это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это связано с тем, что существует тенденция к частой смене работы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, значительная часть которых либо не работает совсем, либо работает не по приобретенной профессии или специальности.

В исследованиях А. Ю. Живага выявлено, что происходящие в стране реформы и социально-материальное расслоение общества порождают неуверенность в своих силах у молодежи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.