БИБЛИОТЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛьНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА В КУЗБАССЕ
И. А. Килина, кандидат психологических наук, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования,
А. А. Пфетцер, начальник центра проектной деятельности Кузбасского регионального института развития профессионального образования,
Н. В. Осипова, кандидат педагогических наук, заведующая аспирантурой Кузбасского регионального института развития профессионального образования
И. А. Килина
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации на период до 2020 года подразумевает усиление роли корпоративной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда, развитие механизмов государственно-частного партнерства, расширение объема практико-ориентированных методов обучения (обучения на рабочем месте, наставничества, обучения в контексте профессиональной деятельности), развитие моделей обучения на рабочем месте в структурных подразделениях на предприятиях, использование труда наставников для передачи молодым специалистам профессионального опыта.
Наставничество — это длительный, поэтапный, целенаправленный процесс развития и становления профессионализма молодого специалиста/работника, его профессиональной адаптации [1]. Назначением наставничества является формирование целостной эффективной системы сопровождения молодых специалистов в их профессиональном становлении с целью повышения квалификации и сохранения молодых кадров.
А. А. Пфетцер
Н. В. Осипова
По мнению Е. А. Югфельд, наставничество — это форма адаптации, практического обучения и воспитания обучающихся, молодых специалистов, работников в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимых компетенций, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду и гордости за избранную профессию [2]. Мы рассматриваем наставничество как более широкое понятие, включающее индустриальное, образовательное наставничество (сопровождение молодых педагогов) и наставничество особой категории детей (дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья).
Развитие института наставничества в системе образования Кемеровской области осуществляется по четырем направлениям: под-
БИБЛИОТЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
готовка педагогических работников и работников предприятий к выполнению функций наставника через курсы повышения квалификации; наставничество работников предприятий над обучающимися в период производственной практики; оказание практической помощи молодым специалистам в успешной адаптации к условиям и требованиям профессиональной образовательной организации; наставничество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассмотрим индустриальное наставничество на примере компании АО «СУЭК-Кузбасс», в которой ежегодно более тысячи студентов проходят производственное обучение и практику на предприятиях с дальнейшим трудоустройством в компании. С 2013 года социальным партнером АО «СУЭК-Кузбасс» в решении вопросов развития института наставничества выступает КРИРПО.
Социальное партнерство обеспечивает связь образовательных услуг с экономической жизнью, сферой труда региона, создает баланс спроса и предложений, квалификаций и компетенций на рынке труда. Как правило, социальными партнерами профессионального образования, дополнительного профессионального образования выступают субъекты рынка труда и экономической жизни.
Компания получила статус базового учреждения КРИРПО как федеральной экспериментальной площадки Федерального института развития образования по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования». Совместно разработан и реализован проект по модернизации института наставничества, задачи которого — организация обучения наставников, формирование компетенций наставника для работы со студентами при организации различных видов практик, молодыми специалистами. Для решения задач определены направления: наставничество в профессиональной организации; наставничество на предприятии.
С целью развития института наставничества в профессиональной образовательной организации разработано и утверждено примерное положение о наставничестве при организации производственной практики, изданы методические рекомендации «Наставничество в профессиональном образовании». Совместно с работодателями проводятся круглые столы, мастер-классы, встречи и беседы, экскурсии на пред-
приятия и в музеи. Большую работу по профориентации и наставничеству осуществляют музеи шахт АО «СУЭК-Кузбасс». Одним из самых посещаемых обучающимися, педагогами является музей шахтерской славы компании в Ленинске-Кузнецком.
Для повышения эффективности и сокращения сроков вхождения выпускников в профессию необходимо использовать инструменты и технологии развития навыков сотрудников, быстрого «погружения» их в профессиональную деятельность, адаптации к меняющимся условиям. К таким инструментам относится наставничество, одним из условий развития которого выступает повышение квалификации специалистов предприятия — наставников. С целью повышения квалификации наставников АО «СУЭК-Кузбасс» центром профориентации и постинтернатного сопровождения разработаны дополнительные профессиональные программы «Наставничество как процесс формирования личности молодого работника», «Наставничество. Организация производственного обучения и оценка его эффективности», «Наставничество в профессиональной образовательной организации». На базе центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК-Кузбасс» проведена апробация программ для специалистов учебных пунктов и наставников шахт Ленинска-Кузнецкого, Киселевска, Прокопьевска, Полысаево. Разработаны материалы для оценки личностных качеств работников предприятий, критерии и показатели оценки результативности деятельности наставника, молодого специалиста и практиканта, позволяющие эффективно выполнять функции наставника. Данные программы и материалы можно реализовывать для любого количества слушателей, тиражировать на других предприятиях, в организациях реального сектора экономики.
Реализация направления, связанного с наставничеством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организаций. Центром разработаны и апробированы технология кураторства как формы индивидуального наставничества, положения и программы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Экспериментальными площадками выступили Прокопьев-ский промышленно-экономическом техникум и Беловский техникум железнодорожного транс-
порта. По итогам деятельности площадки подготовлены и изданы методические рекомендации «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях». В настоящее время технология кураторства внедрена в практику профессиональных образовательных организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кемеровской области.
С сентября 2016 г. на базе КРИРПО работает федеральная экспериментальная площадка Федерального института развития профессионального образования по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинни-ковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)». В качестве соисполнителей выступают организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организаций. Результатом деятельности площадки стали разработанные документы: порядок, алгоритмы, механизмы взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся, критерии и показатели результативности апробации модели взаимодействия субъектов сопровождения; индивидуальные планы сопровождения воспитанника и обучающегося. В настоящее время проводится апробация модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся муниципалитетов. Департаментом образования и науки Кемеровской области утвержден порядок взаимодействия образовательных организаций по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся, положения о профессиональных пробах и портфолио.
В 2017 году в регионе стартовал системный проект Агентства стратегических инициатив «Наставники: не рядом, а вместе!». Специалисты центра прошли обучение по краткосрочной программе и сертификацию тьютора в области наставничества.
В 2018 году АО «СУЭК-Кузбасс», организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попече-
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ -
ния родителей, совместно с ГБУ ДПО «КРИРПО» обобщили опыт наставничества и представили материалы на Всероссийский конкурс «Лучшие практики наставничества».
В Москве с 13 по 15 февраля 2018 г. состоялся первый Всероссийский форум «Наставник — 2018», направленный на развитие профессиональной среды наставничества в РФ. Он объединил несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества: действующих наставников на предприятиях, представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений. Более 100 делегатов из числа представителей образовательных организаций Кузбасса приняли участие в форуме, в рамках которого работало множество площадок по нескольким направлениям. Одним из таких направлений было наставничество на производстве. Большое внимание уделялось обсуждению отличия наставничества на производстве от педагогической практики. В педагогической логике наставник — это обладатель передовых практик. На производстве — это функция, которой можно научить. Персона наставника — сборная компетенция (функции навигации, оценки, кураторства самого наставника). С точки зрения участников форума, мер поддержки от государства не требуется, наоборот, компании просят не мешать складывающимся практикам.
Вторым направлением стало обсуждение наставничества в бизнесе и предпринимательстве. Наставничество рассматривалось как путь выхода из кадрового кризиса. Участники высказали идею о том, что его нельзя регламентировать, систематизировать и превращать в систему показательных выступлений брендов. Наставничество в бизнесе — сложная тема, поскольку подходы к построению системы наставничества в компании во многом зависят от ее руководителя.
Третье направление форума связано с обсуждением наставничества в образовании и кружковом движении. Эксперты отошли от логики наставничества как чисто образовательной практики. Наставник — это творец, человек свободолюбивый, которого мотивируют большие вызовы. Его задача — открыть новое для себя и для наставляемого. Наставничество — это социальный институт, который может быть сформирован как во взаимоотношениях между людьми, так и в классических образовательных институтах.
- профориентация -
В социальной сфере наставничество рассматривалась со стороны наставляемого, его ценностей и взглядов. Основной вызов — это вопрос безопасности. В какую семью передается ребенок, как эта семья может повлиять на наставляемого? В этом направлении важна поддержка государства, развитие волонтерского движения с позиции «волонтер — наставник» для детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Большой интерес у участников форума вызвала работа площадки WorldSkills, в рамках которой дано определение наставника как специалиста, способного доращивать наставляемого до максимально возможного уровня мастерства: городского, регионального, мирового. Есть две составляющие — душевная (вдохновение) и техническая (навыки, опыт, стандарты). Лучшая практика для участников WorldSkills и их наставников — это национальная сборная. Показатель качества работы — это резкий рывок на международной арене. С точки зрения ведущих площадки, к лучшим практикам относятся «5000 мастеров», демонстрационный экзамен и «Билет в будущее». Проект по профориентации школьников «Билет в будущее» создадут на цифровой платформе, которая объединит участников площадки, предоставит возможность познакомиться с образовательными и профориентационными программами. Это будет комбинированный ресурс. Сейчас формируются база и состав программ.
В рамках форума подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества». В шорт-лист номинации «Наставничество в социальной сфере» вошел проект «Мы вместе» МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» (г. Юрга). Таким образом, проект из Кемеровской области вошел в 100 лучших из 4 тыс. практик.
Эстафету Всероссийского форума передали в федеральные округа. 20 февраля 2018 года на базе научной библиотеки им. Г. В. Распутина Иркутского государственного университета состоялся форум Сибирского федерального округа (СФО) «Наставник», на который приехали представители из 12 регионов, более 550 человек. Форум объединил наставников на предприятиях, студентов из ведущих региональных образовательных организаций, представителей региональных бизнес-сообществ, институтов развития, органов федеральной и региональной власти, наставников и обучающихся из ведущих региональных школ, центров дополнительного образования детей, участников кружковых движений.
На площадке окружного форума прошли презентации лучших практик наставничества, мастер-классы. Программа форума включала пять основных направлений: «Наставничество на производстве», «Наставничество в социальной сфере», «Наставничество в образовании и кружковом движении», «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве», «Дети учат детей». В процессе работы было представлено более 150 практик наставничества социального обслуживания, здравоохранения, образования, ведущих предприятий, крупных бизнес-структур, субъектов малого и среднего предпринимательства. Также были проведены мероприятия союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в рамках проекта наставничества.
Представители профессиональных образовательных организаций Кемеровской области рассказали об организации наставничества на секциях «Наставничество на предприятии», «Наставничество в образовании и кружковом движении», «Дети учат детей».
Секция «Наставничество на предприятии» была организована министерством труда и занятости Иркутской области. Практики наставничества субъектов СФО были представлены регионами: Алтайский край, Томская область, Иркутская область, Забайкальский край. На секции участники обсудили механизмы реализации практик наставничества предприятий среднего и крупного бизнеса, государственных корпораций, ведомств и служб, профессиональных образовательных организаций.
Секцию «Наставничество в образовании и кружковом движении» проводили Министерство образования Иркутской области, Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования. Работа представителей сферы образования началась с дискуссионной площадки «Наставничество: как вырастить профессионалов XXI века?». Работа самой многочисленной секции проходила по направлениям:
— наставничество «Педагог — педагог»;
— наставничество «Педагог — обучающийся в системе СПО»;
— наставничество «Педагог — обучающийся в системе общего образования».
Организаторами работы секции «Дети учат детей» выступили сотрудники Регионального центра мониторинга и развития профессионального образования. Участие в работе секции приняли руководители, педагоги и обучающиеся образовательных организаций Иркутской и Кемеровской областей.
Секция «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве» организована Министерством экономического развития Иркутской области. Успешным опытом реализации практик наставничества в бизнесе и предпринимательстве поделились представители Забайкальского края и Иркутской области.
Организатором секции «Наставничество в социальной сфере» выступило Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. В работе секции приняли участие представители Томской, Иркутской, Кемеровской областей, Алтайского, Красноярского краев. В формате фокус-группы обсуждалась тема «Наставничество: Кто? Для кого? Зачем? Как?».
Участниками секции были представлены интересные социальные проекты. С. В. Халилова, специалист Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представила социальный проект «Личные деньги». Наставничество реализуется в рамках программы, направленной на развитие финансовой грамотности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях воспитательной среды центров помощи детям Иркутской области. «Личные деньги» — совместный проект с «Детской студией финансов» и ПАО «Сбербанк России». В программу были включены бесплатные мастер-классы на открытых площадках, экскурсии, деловые игры для работников и воспитанников учреждений социального обслуживания. Проводятся занятия по финансовой грамотности в условиях учреждений социального обслуживания, где проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
И. Г. Форнель, заместитель директора Барнаульского государственного педагогического колледжа Алтайского края, поделилась организацией волонтерской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Проект направлен на создание условий для социализации детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры и формирование у них потребности в занятиях физической культурой и спортом.
И. А. Килина, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения КРИРПО, поделились опытом социального партнерства образовательных организаций и компании АО «СУЭК-Кузбасс» в сфере наставничества. Н. В. Осипова, методист центра, представила опыт организации наставничества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
ПРОФОРИЕНТАцИя
родителей, в Кемеровской области, результаты деятельности КРИРПО как федеральной экспериментальной площадки Федерального института развития образования по социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся.
По итогам работы фокус-группы были сформированы предложения для эффективной организации наставничества в социальной сфере, которые можно применить при реализации наставничества во всех сферах общества:
— привлекать неккомерческие организации, бизнес-структуры, государственные организации к подбору и деятельности наставников;
— организовать в государственных учреждениях на системной основе обучение наставников, в том числе по вопросам психолого-педагогического просвещения, безопасности жизнедеятельности и иным вопросам;
— продолжить развитие волонтерской и добровольческой деятельности в социальной сфере.
Форум завершила церемония награждения победителей конкурса лучших практик наставничества Сибирского федерального округа и ТОП-100 лучших образовательных организаций движения «Молодые профессионалы», среди которых награду получил Кемеровской техникум индустрии питания и сфере услуг.
В целом участие в двух форумах позволило познакомиться с опытом наставничества других регионов, обобщить и представить лучшие практики по данному направлению и результаты социального партнерства КРИРПО с образовательными организациями разных типов, представителями бизнес-структур в решении вопросов наставничества, профориентации и адаптации обучающихся.
Таким образом, становление института наставничества как эффективной формы обучения и адаптации, подготовки и развития кадров осуществляется КРИРПО на принципах социального партнерства с субъектами социально-экономического развития региона, что положительно влияет на профессиональное становление студентов и молодых специалистов, повышение квалификации и мотивации педагогических работников и сотрудников предприятия. Наставничество традиционно определяют как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника к менее опытному. Однако в настоящее время данное понятие стало более широким и многогранным. Так, появилось новое направление «дети — детям», которое может стать перспективным для раз-
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ -
вития образовательного наставничества и наставничества для особой категории детей в образовательных организациях Кемеровской области.
1. Наставничество в профессиональном образовании / авт.-сост.: Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова,
А. Ю. Казаков, И. А. Килина и др. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. — 144 с.
2. Югфельд Е. А. Возрождение традиций наставничества как один из факторов формирования профессиональных компетенций студентов колледжа // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». — 2013. — № 10. — С. 10-14.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ
Н. А. Фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово, С. А. Двалишвили, преподаватель
В современном мире молодому человеку, заканчивающему школу, непросто определиться с выбором профессии. А выпускнику специализированной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сложнее вдвойне.
Сознательный и рациональный выбор профессии таким подростком — довольно редкое явление. Зачастую стереотипы влияют на профессиональный выбор подростков: другу нравится профессия, и он предложил пойти учится вместе с ним; родители настаивают на том, что именно эта профессия подходит для тебя; учебное заведение рядом с домом и т. д. Чаще их привлекает определенный образ жизни, где профессия — лишь средство достижения желаемого.
Как не ошибиться и выбрать профессию по душе с учетом физических возможностей и способностей?
Сознательный выбор профессии определяется информированностью подростков о распространенных видах труда, наиболее востребованных профессиях на сегодняшний день, требованиях, предъявляемых профессией к физическим и психическим возможностям человека. Важно правильно оценить свои данные для овладения той или иной профессией. Поэтому для решения проблемы выбора профессии обучающимися с ОВЗ необходим комплексный подход к профориентационной работе, подбор методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.
Социальное партнерство школ, профессиональных образовательных организаций, творческих клубов, общественных организаций, средств массовой информации — современный подход к профориентации.
Н. А. Фесикова
С. А. Двалишвили
В ГПОУ г. Кемерово контингент обучающихся — выпускники с ОВЗ специализированных общеобразовательных школ VIII вида.
16 марта 2018 г. на базе учреждения прошел Фестиваль рабочих профессий. Мероприятие было проведено в рамках профориентационной работы для обучающихся специализированных школ-интернатов, детей с ОВЗ.
На фестиваль были приглашены учащиеся 8-х и 9-х классов школы-интерната № 30 и МБОУ «ОШППП № 104».
Программа фестиваля была представлена тремя популярными и востребованными профессиями на современном рынке труда города и области: обувщик по ремонту обуви, столяр строительный, вышивальщица.
Каждый из учащихся «попробовал» себя в этих профессиях. Опытные педагоги провели мастер-классы по рабочим профессиям. Помощниками педагогов были обучающиеся 1-2-го курсов.
С профессией «вышивальщица» подростков познакомила С. А. Двалишвили, преподаватель профессионального цикла. В начале знакомства состоялась беседа — экскурс в историю