Научная статья на тему 'Организация системной работы по профориентации и адаптации обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области'

Организация системной работы по профориентации и адаптации обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация системной работы по профориентации и адаптации обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области»

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ И АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

И. А. Килина, кандидат психологических наук, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

В соответствии с Комплексом мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 20162020 годы, утвержденным Правительством РФ 27 июня 2016 г., и Посланием Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. создание системы современной профориентации является одной из приоритетных государственной задач.

В Кемеровской области определена организационная и научно-методическая структура профориентационной работы. С 2011 года функционируют межведомственный координационный совет по кадровой политике региона, муниципальные координационные советы по кадровой политике и профориентации (профессиональному самоопределению). Во всех городах и районах Кузбасса с 2014 года назначены специалисты, ответственные за организацию профориентационной работы с обучающимися в муниципалитете и в образовательных организациях.

Профессиональная ориентация в образовательных организациях Кемеровской области осуществляется на основании регионального плана профориентационных мероприятий. Координатором по его реализации выступает центр профориентации и постинтернатного сопровождения КРИРПО, которым разработаны (утверждены департаментом образования и науки Кемеровской области) нормативные документы. Это ряд положений: об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров; о деятельности профконсультанта в образовательных организациях общего и профессионального образо-

вания; о работе по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях; об организации и проведении профессиональных проб; о портфо-лио обучающегося общеобразовательной организации Кемеровской области. Данные положения размещены на сайте КРИРПО и используются в работе по профессиональной ориентации воспитанников и обучающихся Кемеровской области.

С целью совершенствования организационно-управленческой основы системы профессиональной ориентации проводятся региональные мероприятия для обучающихся: единые областные дни профориентации, посвященные знаменательным датам, «Урок успеха», недели профориентации, День выбора рабочей профессии, фестивали рабочих профессий, конкурс «Профессия, которую я выбираю» и др.

Создана система профессиональных проб для старшеклассников на базе профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного и высшего образования, предприятий. В 2017 году профессиональные пробы прошли 70 % обучающихся общеобразовательных организаций, из них более 60 %% поступили в профессиональные образовательные организации. Таким образом, проведение профессиональных проб способствует формированию у школьников ответственного отношения к построению образовательно-профессиональной траектории, мотивирует абитуриентов на поступление в те профессиональные образовательные организации, где осуществлялись пробы.

Большое внимание институт уделяет развитию системы ранней профориентации воспитанников и обучающихся. С марта 2018 г. реализуется долгосрочный межведомственный профориентационный проект «Сто дорог — одна моя». Проект направлен на организацию непрерывной, системной профориентационной работы с обучающимися с 1-го по 11-й классы,

на межведомственное взаимодействие педагогических работников школ и специалистов центров занятости населения, родителей (законных представителей) обучающихся, соцпартне-ров. КРИРПО выступает координатором проекта и осуществляет его научно-методическое, информационное сопровождение.

С 2018 года работает экспериментальная площадка в Междуреченске по теме «Разработка и реализация муниципальной системы ранней профориентации дошкольников». Базовыми учреждениями являются МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28 «Вишенка», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея», МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки», МКУ «Управление образованием Междуреченского городского округа».

Для развития информационных механизмов системы профессиональной ориентации функционирует профориентационный портал Кузбасса «Профориентир». Обучающиеся проходят онлайн-диагностику, определяют сферу будущей профессиональной деятельности, возможности построения карьеры, изучают профессиограммы, содержащие информацию о профессиях, рынки образовательных услуг и труда. Для педагогических работников портал выступает площадкой для тиражирования опыта профориентационной деятельности. Родители знакомятся с рекомендациями, советами по осуществлению профессионального выбора и построению карьеры их ребенком.

Деятельность КРИРПО базируется на идеях научной школы профориентации С. Н. Чистяковой, Н. Э. Касаткиной. Институт имеет значительный опыт по организации сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся. Центром профориентации и постинтернатного сопровождения разрабатываются методические материалы по вопросам профориентации и профессионального самоопределения обучающихся; реализуется подготовка кадров для осуществления данного вида деятельности в образовательных организациях разных типов; проводится экспериментальная работа по сопровождению профессионального самоопределения, социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся.

С 2013 года Кемеровская область входит в сеть профильных экспериментальных площадок Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». КРИРПО разрабатывает и внедряет региональные организационные и пси-

холого-педагогические модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. С сентября 2016 года в институте действует федеральная экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО» по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся». Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной нормативной, методической, кадровой обеспеченностью процесса социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников Кемеровской области, обоснованностью научной сущности адаптационного процесса, особенно в условиях основной школы, а также отсутствием преемственности разных уровней образования: основная школа / детский дом — система среднего профессионального образования — предприятие. Центром профориентации и постинтернатного сопровождения разработана модель взаимодействия, подготовлен примерный порядок взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся, который утвержден департаментом образования и науки Кемеровской области. Апробация модели, порядка и алгоритма взаимодействия осуществляется на базе более 20 образовательных организаций разных типов Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского, Юргинского городских округов. В 2018 году проведен мониторинг реализации модели, по результатам которого мы пришли к следующим выводам: в муниципалитетах и образовательных организациях назначен ответственный за профориентацию и адаптацию обучающихся, деятельность которого осуществляется на основе региональных, муниципальных и локальных планов; во всех организациях разработаны локальные документы (приказ, положения), программы профориентации, профессиональных проб; в каждом муниципалитете действует городской координационный совет по кадровой политике и профориентации, в каждой второй образовательной организации, участвующей в мониторинге, созданы советы по профориентации. Наряду с положительными моментами следует обратить внимание на точки роста в региональной системе профориентации — это подготовка и реализация соглашений (договоров) о сотрудничестве между образовательными организациями разных типов, образовательной организацией и социальными партнерами, в том числе центрами занятости насе-

ления, в муниципалитетах, совместных проектов и/или программ профориентации и адаптации воспитанников и обучающихся; размещение на сайтах образовательных организаций разделов по профориентации для обучающихся и их родителей, педагогов, которые могут здесь тиражировать опыт профориентационной работы для профессионального сообщества (только у 39 % опрошенных организаций на сайте размещена информация по профориентации).

Так, центр профориентации и постинтернатного сопровождения института обобщает и представляет опыт сопровождения профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся Кемеровской области, реализации проекта «Сто дорог — одна моя» на портале «Про-фориентир», в монографии «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» и методических рекомендациях «Сопровождение профессионального самоопределения школьников», «Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций». Методические рекомендации и монография размещены на сайте «Образовательная инициатива» ФГАУ «ФИРО» в разделе «Публикации».

Одной из задач центра профориентации и постинтернатного сопровождения выступает развитие региональной системы повышения квалификации педагогических работников для сопровождения профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации на различных уровнях образования. Осуществляется муниципальный подход к подготовке специалистов в данной сфере. В период с 2015 по 2018 годы курсы повышения квалификации проведены в Анжеро-Судженском, Беловском, Киселевском, Ленинск-Кузнецком, Междуреченском, Осинниковском, Прокопьевском, Юргинском городских округах, Кемеровском, Таштагольском районах. Ежегодно обновляется перечень образовательных услуг по направлениям деятельности центра. Так, с 2017 года реализуются дополнительные профессиональные программы «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», «Организация сопровождения социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся», «Организация профори-ентационной работы с младшими школьниками и их родителями». Используются современные формы повышения квалификации педагогических работников: вебинары, конкурсы, конфе-

ренции, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, страт- и форсайт-сессии, форумы, фокус-группы и др.

Для педагогов вот уже седьмой год подряд организуется конкурс методических разработок «Профориентир». Наряду с традиционными номинациями, например на лучшую методическую разработку, ежегодно включаем новые: лучшее мероприятие по трудоустройству выпускников; профориентация в урочной/аудиторной деятельности; лучший профориента-ционный проект; профориентация онлайн; наставник в профориентации. В рамках августовской конференции педагогических работников — 2018 для участников проекта проведена форсайт-сессия «Стратегия реализации проекта «Сто дорог — одна моя» по созданию «карты будущего», доработке дорожной карты проекта на 2018/19 учебный год.

Положительный опыт взаимодействия института, центра занятости населения и образовательных организаций города Кемерово в области профориентации обучающихся был получен в ходе реализации проектов в предыдущем учебном году. С сентября 2018 г. стартовал новый совместный проект с Центром занятости населения города Кемерово, в рамках которого специалисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения осуществляют профессиональное консультирование школьников и студентов по основам выбора профессии и построения карьеры.

В апреле 2018 г. департамент образования и науки Кемеровской области совместно с институтом стали победителями конкурсного отбора комплексов мер субъектов РФ по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций. Реализация комплекса мер в регионе будет осуществляться в 2018-2019 гг. на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организаций, организаций социальной защиты и др. Наряду с мероприятиями по подготовке к самостоятельной жизни, планируется проведение профориен-тационных мероприятий, в том числе профессиональных проб, для детей целевых групп, развитие волонтерского движения в организациях для детей-сирот и профессиональных образовательных организациях, разработка и внедрение нормативных и методических материалов

по наставничеству, постинтернатному сопровождению, повышение профессиональной компетенции наставников и др.

В целом реализация действующих и планируемых проектов по профориентации, адаптации воспитанников и обучающихся позволит совершенствовать нормативную базу, регламентирующую деятельность по профориентации обучающихся и постинтернатному сопро-

вождению детей-сирот, организацию межведомственного взаимодействия региональной системы образования с учреждениями системы труда и занятости населения, реального сектора экономики, процесс сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся на основе принципов системности, непрерывности, социального партнерства.

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Н. Г. Хвалевко, кандидат психологических наук

Чаще всего вопрос о профессиональном самоопределении возникает у обучающихся в старших классах в связи с необходимостью выбора дальнейшего образовательного пути. Однако, на наш взгляд, к этому их нужно готовить, начиная с детского сада. В рамках преемственности по профориентации дошкольная образовательная организация является первоначальным звеном в единой системе непрерывного образования. Дошкольная организация — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях, здесь дети знакомятся с многообразием профессий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») нацеливает на формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества путем развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека [1]. Однако практика работы показывает, что представление о занятости взрослых у детей размыто, родители очень редко рассказывают детям о своей профессии, о том, в чем сущность их профессиональной деятельности. В то же время в образовательных организациях уделяется недостаточное внимание ранней профессиональной ориентации воспитанников.

Нами выявлен ряд причин данной проблемы:

• не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

• недостаточно используются современные формы, методы ранней профориентации;

• низкая компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста;

• не учитывается состояние современного регионального и муниципального рынков труда;

• недостаточная заинтересованность родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.

С целью создания и развития системы ранней профориентации воспитанников дошкольных образовательных организаций (ДОО) ученый совет КРИРПО утвердил программу экспериментальной деятельности по теме «Разработка и реализация системы ранней профориентации дошкольников как элемента муниципальной системы профориентационной работы». Базовыми площадками КРИРПО стали четыре образовательные организации Междуречен-ского городского округа. Во всех базовых образовательных организациях утверждены проблемно-творческие группы.

На муниципальном уровне разработана программа и принято положение «Об организации работы по ранней профориентации воспитанников», где определены цели, задачи и основные этапы деятельности в данном направлении.

На стадии подготовительного этапа утверждены основные нормативные документы, проводится диагностика детей, анкетирование родителей, заключаются договоры о сотрудничестве, разрабатываются планы, положения о конкурсах. В функциональные обязанности педагоги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.