Научная статья на тему 'Сопровождение деятельности педагогических работников по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Сопровождение деятельности педагогических работников по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение деятельности педагогических работников по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

мами профориентации, а упражнение на знакомство может носить самостоятельный характер, не в качестве «элемента», а в качестве метода. В числе отмеченных типичных ошибок — несоответствие структуры методической разработки, этапов мероприятия, цели и задач, отсутствие обратной связи и критериев результативности, несоблюдение требований к оформлению списка литературы, грамматические и орфографические ошибки, др.

В то же время большое количество представленных профориентационных программ, учебно-методических комплексов говорят о наличии системной работы по профориентации в ряде ОО. Следует отметить разнообразие форм и методов, применяемых педагогами для формирования социально-профессионального самоопределения обучающихся и их адаптации к рынкам образовательных услуг и труда. Наряду с такими традиционными формами, как экскурсия, классный час, викторина, в ОО ак-

тивно применяют тренинги, квест-игру, профессиональные пробы, шире стали использовать возможности информационно-коммуникацион-ных технологий. Значительное количество мероприятий организуется и проводится совместно с социальными партнерами, что способствует повышению уровня готовности обучающихся к осуществлению ответственного выбора профессии/специальности, самореализации по направлению подготовки, социально-профессио-нальной адаптации воспитанников и обучающихся, проектированию ими профессиональной карьеры.

Благодарим педагогов — участников областного конкурса — за представленный ценный опыт профориентационной работы и надеемся, что подготовленные ими методические материалы будут полезны специалистам, ответственным за профориентацию в образовательных организациях разных типов Кемеровской области.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПОСТИНТЕРНАТНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Н. В. Осипова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов реализуется педагогическими работниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профессиональных образовательных организаций. А результативность сопровождения зависит от особенностей организации этой работы в городском (муниципальном) округе, от взаимодействия между педагогами образовательных организаций разных типов и от готовности самих педагогических работников к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность по постинтернатному сопровождению можно разделить на нескольких этапов. Первый этап — подготовка к самостоятельной жизни в условиях детского дома (реализуется педагогами в детском доме). Второй этап — обучение в техникуме или в институте, создание условий для самостоятельной жизни (реализуется педагогами в профессиональных образовательных

организациях и образовательных организациях высшего образования). Третий этап — трудовая деятельность (содействие оказывают педагогические работники детских домов, техникумов, кураторы или наставники предприятия). На каждом этапе выпускники сталкиваются с рядом проблем. В первый год после выпуска из детского дома дети-сироты включены одновременно в разные сферы деятельности: обучение в образовательной организации, профессиональная самореализация и жизнедеятельность. В это время происходит построение взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, решение вопросов о получении и обустройстве своего жилья, распределение денежных средств.

Появляются и другие проблемы, которые выпускнику сложно решать самостоятельно. На основе мониторинга состояния постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения КРИРПО определили следующие проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов Кемеровской области:

- низкий уровень мотивации на получение профессионального образования;

- низкий уровень мотивации на осуществление профессиональной деятельности;

- иждивенческая жизненная позиция;

- неумение правильно распланировать и распределить свой бюджет;

- неумение организовать свободное время, найти хобби [1].

Для решения проблем по организации постинтернатного сопровождения в 2012 году в КРИРПО был создан временный научно-ис-следовательский коллектив (ВНИК) для проведения исследований по теме «Научно-методическое обеспечение деятельности кураторов в сфере постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в Кемеровской области». Цель работы — разработка и апробация комплекса научно-методического обеспечения деятельности кураторов (наставников) в сфере постинтернатного сопровождения подростков и молодежи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2012 года по 2014 год организована работа экспериментальных площадок на базе Беловского техникума железнодорожного транспорта (в настоящее время — Беловский многопрофильный техникум) и Прокопьевском промышленно-экономи-ческого техникума, где проводилась апробация технологии кураторства как формы индивидуального наставничества детей-сирот.

В ходе деятельности ВНИКа:

- подготовлен информационно-аналитический обзор, освещающий теоретические основы организации постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;

- проведен анализ деятельности педагогических работников Кемеровской области по организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- подготовлены нормативные документы по организации постинтернатного сопровождения выпускников детских домов: примерное положение о постинтернатном сопровождении выпускников, примерное положение о деятельно-

сти куратора постинтернатного сопровождения, примерные функциональные обязанности куратора постинтернатного сопровождения, примерный алгоритм деятельности куратора постинтернатного сопровождения;

- разработана программа мониторинга и осуществлен сбор эмпирического материала состояния постинтернатного сопровождения де-тей-сирот в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области;

- проведены семинары-практикумы (в т.ч. на базе экспериментальных площадок), вебина-ры, тематические консультации, мастер-классы, круглые столы по данной проблематике для специалистов детских домов, органов опеки и попечительства, профессиональных образовательных организаций;

- разработаны методические рекомендации «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях» на основе апробации данной технологии в рамках деятельности экспериментальных площадок.

Итоги научно-исследовательской работы обсуждались не только в профессиональных образовательных организациях, в которых проводился эксперимент, но и были представлены профессиональному сообществу на августовских научно-практических конференциях, семинарах, вебина-рах и круглых столах. По результатам обсуждения мы пришли к выводу, что определяющим для детей-сирот на каждом этапе постинтернатного сопровождения является взаимодействие ребенка-сироты с педагогом (со значимым взрослым). Каждый сопровождаемый нуждается в индивидуальном подходе: кому-то необходимо оказать консультацию по правовым вопросам, кому-то помочь выбрать и найти секцию, кружок по интересам, кому-то важно подсказать, как вести с себя со сверстниками или с коллегами, чтобы комфортно чувствовать себя в коллективе. То есть педагог, осуществляющий постинтернатное сопровождение, должен владеть разными компетенциями и быть готовым к осуществлению данной деятельности.

Готовность педагога к постинтернатному сопровождению формируется через его знание федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих процесс адаптации детей-сирот, проведение педагогическими работниками совместных мероприятий с образовательными организациями разных типов, реализацию программы постинтернатного сопровождения, применение практико-ориентирован-ных форм и методов и др.

Для формирования готовности педагогических работников по постинтернатному сопровождению нами разработана и реализована с 2014 года по 2016 год в Юргинском и Кемеровском городских округах дополнительная профессиональная программа по теме «Обеспечение постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», проведены семинары-практикумы, вебинары, тематические консультации, совещания и круглые столы.

На начало эксперимента высокий уровнь готовности к деятельности по адаптации детей-си-рот был только у 13,88 % педагогов, средний уровень — 46,5% педагогов, низкий — 39,62%. После проведения формирующего эксперимента увеличилось доля педагогов с высоким уровнем готовности (39,06 %) и уменьшилось доля педагогов с низким уровнем готовности (12,64%), доля педагогов со средним уровнем — 48,3%.

Но, несмотря на высокую готовность педагогических работников к постинтернатному сопровождению, высокий уровень социальной и профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможен только при системной и комплексной работе всех субъектов сопровождения на уровне муниципалитета и области. В настоящее время актуализировались вопросы организации взаимодействия образовательных организаций разных типов и социальных партнеров по постинтернатному сопровождению и социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся. Интегрирование деятельности школ, детских домов, техникумов/вузов, предприятий на основе единого организационного и научно-методического обеспечения позволит повысить результативность социально-профес-сиональной адаптации, проводить мониторинг данного процесса с учетом выявленных сильных и слабых сторон, совершенствовать подготовку педагогов к осуществлению сопровождения социально-профессиональной адаптации детей-сирот.

С сентября 2016 г. в КРИРПО начала работу федеральная экспериментальная площадка ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся», целью которой является разработка и реализация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адап-

тации воспитанников детских домов и обучающихся, проверка ее результативности.

Так, в настоящее время в Осинниковском, Ленинск-Кузнецком, Юргинском городских округах на уровне муниципалитета созданы координационные советы, в состав которых входят представители образовательных организаций, органов опеки и попечительства, учреждений социальной защиты, общественных организаций, руководители крупных предприятий города. Работа данных советов способствует решению проблем социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на уровне города.

15 февраля 2017 года на базе института прошел областной семинар-практикум «Организация постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях», в работе которого приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области Д. В. Кислицын, главный специалист управления по вопросам защиты семьи и детства департамента образования и науки Кемеровской области Е. Г. Колбина, специалисты органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Участники федеральной экспериментальной площадки из Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского, Юргинского городских округов выступили с промежуточными результатами деятельности, а также представили примеры практических занятий с детьми-сирота-ми в рамках мастер-классов.

В апреле 2017 г. запланирована реализация новой дополнительной профессиональной программы «Сопровождение социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся» (144 часа) в Осинниковском городском округе, слушателями которой станут педагогические работники образовательных организаций разных типов и специалисты учреждений муниципалитета, участвующие в сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот на уровне муниципалитета.

Таким образом, в настоящее время, сопровождение деятельности педагогических работников по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей организуется методистами центра профориентации и постинтернатного сопровождения КРИРПО проводятся семинары, вебинары, тематические консультации, курсы повышения квалификации, согласно плану образовательных ус-

луг. Разработаны методические рекомендации, в которых представлены примерные положения по организации этой работы в детском доме, техникуме, диагностический инструментарий для проведения мониторинга успешной социальной адаптации этой категории обучающихся. На базе института проходят открытые совещания участников экспериментальной площадки ФГАУ «ФИ-РО», на которых обсуждаются актуальные направления работы педагогов для решения про-

блем социально-профессиональной адаптации выпускников детских домов.

1. Осипова Н. В. Мониторинг состояния постинтернатного сопровождения детей-сирот в учреждениях профессионального образования [Текст] / Н. В. Осипова, Т. Н. Михайлова, О. П. Катасонова И Наука и образование в жизни современного общества: материалы Международной заочной научно-практической конференции. — Тамбов, 2012. — С. 33-39.

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Г. В. Белозерцева, преподаватель ГКПОУ Томь-Усинский энерготранспортный техникум

Профессиональная ориентация в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме — это непрерывный процесс, направленный на формирование будущего конкурентоспособного специалиста. При поступлении в техникум обучающиеся часто делают неосознанный выбор и интереса к профессии не испытывают, не понимают ее социальной значимости.

Как правило, старшеклассники выбирают профессию под давлением родителей, которые могут быть плохо информированы о появившихся на рынке труда новых профессиях и специальностях. Выбор может быть сделан из-за близости учебной организации к месту проживания и даже за компанию. Отсюда несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами подростка. Это проявляется в слабой мотивации, неудовлетворенности учебной деятельностью, сказывается на посещаемости учебных занятий, препятствует развитию личности и вызывает ряд других нежелательных последствий. Для минимизации этого необходимо создавать ситуации успеха, оказывать помощь в профессиональном самоопределении, поэтому в техникуме создана система профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся. Одной из форм профориентационной работы с обучающимися является конкурс профессионального мастерства, который позволяет выявить качество и уровень их подготовки, повысить мотивацию к получению выбранной профессии.

Конкурсы профмастерства проводятся для обучающихся всех специальностях техникума, в том числе для самой «молодой» специальнос-

ти — техническое регулирование и управле- -: ~ ние качеством. Для cry- ^ дентов данной специальности конкурс организуется как воспитательное мероприятие, посвященное Всемирному дню стандартизации, в нем участвуют обучающиеся старших курсов.

Подготовительным этапом конкурса является разработка конкурсных заданий, информирование студентов, определение состава команд и жюри, согласование сроков проведения конкурса. Конкурсные задания разрабатываются творческой группой преподавателей на основе материала междисциплинарного курса «Методика проведения работ по стандартизации, подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации» и утверждаются работодателем. Конкурсные испытания предполагают выполнение теоретических и ком-петентностно-ориентированных заданий.

Конкурс профмастерства по специальности включает шесть этапов:

1. Разминка. Командам дается шесть определений из области стандартизации. В каждое определение необходимо вставить пропущенные слова.

Например:

Техническое регулирование — ...............регулирование отношений в области установ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.