Научная статья на тему 'Центр профориентации: традиции и инновации'

Центр профориентации: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр профориентации: традиции и инновации»

{щр - наш институт

ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

И. А. Килина, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

В современных условиях развивающегося общества индустриального типа возрастает роль профессиональной ориентации, одним из направлений которой является объединение задач общеобразовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с содержанием профессионального образования и интересами работодателей в рамках организации социального партнерства. Именно многоуровневое социальное партнерство (государственно-частное партнерство, межведомственное взаимодействие, сетевое и межуровневое сотрудничество образовательных организаций разных типов, взаимодействие основных благополучателей профориентационных услуг, относится к базовым принципам профориентации, наряду с системностью, непрерывностью, этапностью, практико-ориентированностью (профессиональные пробы, мастер-классы, проекты, нетворкинг и др.) [1]. Для развития региональной системы профориентации с учетом данных принципов необходимо создание и функционирование экспериментальных и коммуникативных площадок, в рамках которых выстраивается сеть деловых контактов. Ведь чем больше контактов, тем качественнее и оперативнее решаются деловые и личные вопросы, совершенствуются навыки публичных выступлений, профессиональные компетенции. Речь идет о нетворкинге как социальном и профессиональном феномене, позволяющем максимально быстро и эффективно решать жизненные задачи с помощью круга друзей, знакомых, коллег, работодателей, социальных партнеров [2].

Использование понятия «нетворкинг» в контексте профориентации и постинтенатного сопровождения детей-сирот включает определение субъектов, между которыми необходимо выстраивать связи, полезные для достижения целей по этим направлениям деятельности. Исходя из данного определения, центр профориентации и постинтернатного сопровождения (центр) в полной мере можно назвать «нетворкинг-

центр». Во-первых, его деятельность осуществляется по ряду направлений: развитие системы профессиональной ориентации общего, специального (коррекционного), профессионального образования; участие в организации и проведении мероприятий (конкурсов, выставок, научно-практических конференций и т. д.), направленных на выявление и популяризацию инновационных образовательных профориентацион-ных ресурсов; повышение квалификации педагогических работников в области постинтернатного сопровождения, профессиональной ориентации, социальной адаптации подростков и молодежи на рынке труда; разработка методических материалов для обеспечения программ повышения квалификации в вопросах профориентации обучающихся и др. Педагоги могут найти свою «нишу» для профессионального развития и повышения квалификации в рамках любого направления, соединяя и комбинируя их в поисках себя как высококлассного специалиста. Во-вторых, центр выступает «ареной» для реализации разных способов диссеминации инновационного педагогического, профориентацион-ного опыта, установления связей между профессионалами. В-третьих, в мероприятиях центра участвуют педагоги разных образовательных организаций, социальные партнеры, что позволяет выстраивать между участниками эффективное взаимодействие, решать частные и общие вопросы постинтернатного сопровождения детей-сирот, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и построения ими перспективы личностного, профессионального, карьерного становления.

Когда в 2011 году центр создавался как структурное подразделение КРИРПО, его основной задачей было повышение квалификации педагогов, ответственных за профориентацию и постинтернатное сопровождение. Разработано более десяти дополнительных профессиональных программ, в том числе «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения», «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи», «Организация сопровождения социальной адаптации и профессионального са-

НАШ ИНСТИТУТ

моопределения обучающихся», «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» и др. Они реализуются с применением современных форматов страт-сессии, технологий критического мышления, командного коучинга и геймифи-кации, повышающих мотивацию, заинтересованность, вовлеченность слушателей в решение научно-образовательных и прикладных задач. Важным преимуществом является организация курса по принципу конструктора, т. е. программа комбинируется из отдельных тематических модулей, позволяющих учитывать запросы и затруднения слушателей, выявляемые по результатам обратной связи. Наряду с курсами повышения квалификации проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, вебинары, форумы, видеоконференции и др.

Таким образом, сотрудники центра совместно со слушателями курсов, участниками образовательных мероприятий исследуют профессиональные и глобальные вызовы, которые стоят перед современными педагогами, обучающимися и их родителями, работодателями, осуществляют поиск ответов на вопросы, связанные с нетвор-кингом: чему и как учиться, что развивать в себе, чтобы быть успешным в профессии сегодня и завтра? Каким образом мы можем помочь друг другу в построении и реализации образовательно-профессиональной траектории, решении вопросов сопровождения профессионального са-

моопределения, адаптации обучающихся, становления и развития профессионала?

Большое внимание уделяется выявлению, обобщению и тиражированию опыта профори-ентационной работы в образовательных организациях Кемеровской области. С 2012 года проводится, ставший традиционным, областной конкурс методических разработок профориентаци-онного содержания «ПРОФориентир» для педагогов образовательных организаций, лучшие работы которых включаются в электронные сборники, журналы «Профессиональное образование в России и за рубежом», «Образование. Карьера. Общество», методические рекомендации, а также представлены на портале «Профориен-тир». Трансляция опыта в области профориентации и постинтернатного сопровождения осуществляется в рамках августовских и международных научно-практических конференций КРИРПО, семинаров-практикумов, мастер-классов.

Кемеровская область, являясь основоположником одной из научных школ профориентации, обладает значительным опытом по организации профориентации, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, профильного образования. Актуальность и перспективность вопросов профессиональной ориентации подтверждаются распоряжениями Губернатора Кемеровской области о совершенствовании организации работы, повышении качества проведения профессиональной ориентации среди граждан и обучающихся общеобразователь-

ных организаций, об утверждении ежегодного регионального плана профориентационных мероприятий, координатором реализации которого выступает КРИРПО.

Данный план включает единые областные дни профориентации, посвященные знаменательным датам (День Победы, День молодежи России, День шахтера и др.), «Урок успеха», направленные на содействие профильному и профессиональному самоопределению, построение образовательно-профессиональной траектории воспитанниками и обучающимися. Наряду с едиными днями проводятся недели профориентации, дни выбора рабочих профессий, фестивали рабочих профессий и др.

Для успешного выполнения регионального плана необходима организация взаимодействия всех его участников — представителей департамента образования и науки Кемеровской области (ДОиН КО), департамента труда и занятости населения Кемеровской области (ДТиЗН КО), образовательных организаций разных типов, управлений образованием, родителей, работодателей и т. д. Эту функцию и выполняет наш нетворкинг-центр, сотрудники которого не только информируют о мероприятиях, проводят их, готовят сводные отчеты для департамента образования и науки Кемеровской области, но и оказывают научно-методическую поддержку ответственным за профориентацию, помощь в решении вопросов взаимодействия участников, продвижении их бренда.

Хорошей коммуникативной площадкой для благополучателей профориентационных услуг выступает ежегодный Фестиваль рабочих профессий, в рамках которого проходят презентации и мастер-классы профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, выставки профориентаци-онных и творческих работ обучающихся, выступления агитбригад, экспресс-диагностика и другие мероприятия. Представители ДТиЗН КО информируют обучающихся о востребованных профессиях и специальностях. В фестивале принимают активное участие социальные партнеры: АО «СУЭК-Кузбасс», АО ХК «Сибирский деловой союз», ОАО «УК» «Кузбассразрезуголь», Городской бизнес-инкубатор Муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово, ОО «ТК «ЕвразХолдинг», АО ХК «СДС-Уголь» и др. В ходе фестиваля подводятся итоги областного конкурса профориентационных материалов обучающихся, воспитанников «Профессия, которую я выбираю».

Таким образом, партнерами и потребителями услуг центра является не только взрослое

НАш ИНСтИтут

население (педагоги, родители, работодатели), но и обучающиеся, для которых проводятся фестивали, конкурсы, конференции, форумы, а также интерактивные профориентационные уроки «Основы выбора профессии», «Основы построения карьеры», включающие активные методы профориентации (обсуждение видеоматериалов, проигрывание ситуаций, «примерка» профессиональной роли, решение кейсов, интерактивного кроссворда и др.). Такие уроки реализуются в рамках Кузбасского образовательного форума, выставки «Образование. Карьера. Занятость» (г. Новокузнецк), Форума детско-юношеского объединения «Территория роста», совместного проекта с Центром занятости населения г. Кемерово по оказанию профориентационных услуг школьникам и студентам.

С целью привлечения обучающихся к выбору рабочих профессий, востребованных на рынке труда Кемеровской области, актуализации проблемы их профессионального самоопределения организуем областные конкурсы «Рабочие профессии — будущее Кузбасса», «Профессия, которую я выбираю», форумы «Выбор профессии как формирование гражданской позиции молодежи», «Я горжусь своей профессией», «Профессия, которой можно гордиться». В 2015 году состоялась региональная научно-практическая конференция для обучающихся «Современный патриот — взгляд молодых».

Сотрудники центра не только проводят конкурсы, но и сами активно участвуют в конкурсах разного уровня. Являются победителями международных («Золотой корифей», «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере»), всероссийских конкурсов («Мой лучший урок», «Панорама творчества» в номинации «Лучшее методическое обеспечение по решению проблем образовательного учреждения», «Панорама учебного сотрудничества» в номинации «Лучшее научное исследование в области педагогики — 2015») и призерами («Лучшая научная статья — 2015», «Визуализация образовательного процесса» и др.).

В рамках Кузбасского образовательного форума в 2014 году в номинации «Лучший экспонат» методические рекомендации «Формы и методы профориентации обучающихся» получили диплом I степени, в номинации «Комплексные (системные) инновации — 2015» модель постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях получила гран-при конкурса, золотую медаль, диплом, в 2016 году комплект методических рекомендаций по профес-

наш институт

сиональным пробам для старшеклассников — гран-при конкурса, золотую медаль.

За участие в конкурсе на лучший экспонат специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера» в номинации «Профессиональная ориентация, занятость и самоопределение школьников» с научным отчетом о деятельности ФЭП награждены серебряной медалью, дипломом.

Если в конкурсах мы уже были в роли победителя, то перспективой для центра выступает победа в конкурсах на получение грантов. Есть опыт подготовки и подачи заявок на участие в Региональном конкурсе «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» (РГНФ, 2016), в конкурсе проектов ФЦПРО (размещен на сайте ФЦПРО «Новые проекты на 20162020 гг.»), Агентства стратегических инициатив «Профориентация школьников под задачи НТИ», направление «Молодые профессионалы».

В основе нашей психики лежит сложный процесс переработки информации. Трудно определить, сколько мегабайт информации перерабатывает мозг сотрудника центра ежедневно, поэтому, сравнивая нас с персональным компьютером, используем метафору «перезагрузить душу». Такой «перезагрузкой» выступает для нас научно-исследовательская деятельность. Кредо центра: движение — это жизнь. Поэтому мы движемся от конкурса к конкурсу, первого созданного в 2012 году временного научно-исследовательского коллектива по теме «Научно-методическое обеспечение деятельности курато-

ров в сфере постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа Кемеровской области», результатом которого стала разработка технологии кураторства в сфере постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и ее апробация в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме, Бело-вском многопрофильном техникуме, до получения статуса федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования (на примере Ленинска-Кузнецко-го городского округа)» в 2013 году. В рамках деятельности данной площадки разработан и утвержден департаментом образования и науки Кемеровской области пакет нормативных документов, регламентирующих организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций, организационно-педагогическая модель, алгоритм профориентацион-ной работы и другие научные, научно-методические, практические профориентационные «продукты». По итогам работы площадки издана монография «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», методические рекомендации по сопровождению профессионального самоопределения школьников и студентов.

С 2016 года КРИРПО работает в качестве ФЭП ФИРО над проблемой разработки и апробации модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся. Соисполнителями деятельности экспериментальной площадки выступили более 20 образовательных организаций разных типов Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского, Юргинского городских округов, социальные партнеры. Искренне благодарны за энтузиазм, профессионализм, включенность в научно-исследовательскую работу руководителям и педагогическим коллективам базовых учреждений, особенно тем образовательным организациям, которые выполняют функции ресурсных центров: МБОУ ДПО «НМЦ» г. Ленинска-Кузнецкого (директор — Г. Н. Попова), МКОУ «Детский дом» г. Осинники (директор — А. Г. Овдина), МКОУ «Детский дом «Радуга» г. Юрги (директор — К. В. Бабуков).

В контексте экспериментальной площадки осуществляется совместная деятельность КРИРПО и АО «СУЭК-Кузбасс», создан и реализуется проект по модернизации института наставничества, совместно проводятся профори-ентационные мероприятия: для педагогов — ве-бинары, круглые столы, конкурс методических разработок профориентационного содержания «ПРОФориентир»; для обучающихся и воспитанников — конкурс «СУЭК-Кузбасс: моя Компания, мой Город», «Профессия, которую я выбираю», фестивали и др.

Еще одним актуальным и перспективным направлением деятельности центра является постинтернатное сопровождение детей-сирот. Новаторской идеей ДОиН КО в 2013 году выступило создание и функционирование регионального банка данных выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (РБДДС), предназначенного для систематизации сведений об учете этой категории детей; выявления выпускников группы риска; определения наиболее трудно решаемых проблем социальной и трудовой адаптации выпускников и др.

КРИРПО выступает координатором в решении вопросов ведения РБДДС, проводит курсы повышения квалификации, семинары, консультации для ответственных за постинтернатное сопровождение детей-сирот и заполнение банка. Принимаем участие с выступлением по данной проблематике в заседаниях Общественной палаты КО «Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в КО», комиссии по социальной по-

- наш институт -

литике и качеству жизни населения общественной палаты КО «Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в КО: проблемы и пути решения», в заседаниях коллегии ДОиН КО.

КРИРПО является флагманом в развитии системы профинформирования обучающихся и их родителей. Разработан и действует портал «ПРОФориентир» для обучающихся и их родителей, педагогов, работодателей. Обучающиеся проходят онлайн-диагностику, знакомятся с про-фессиограммами, востребованными профессиями, рынками образовательных услуг и труда региона, РФ. Педагоги тиражируют свой опыт в области профориентации и постинтернатного сопровождения. Родители получают советы по поддержке детей на этапе выбора профессии и трудоустройства. Образовательные организации осуществляют продвижение своих образовательных услуг.

Кроме того, информация о профориентацион-ной деятельности региональной системы образования регулярно представляется на сайтах ДОиН КО, Едином информационном образовательном портале Кузбасса, Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание», сайтах образовательных организаций, федеральном портале «Образовательная инициатива» и др.

Следуя правилу нетворкинга — «никогда не ешьте в одиночку — сотрудники центра занимают активную жизненную, социальную позицию: организация психологической гостиной «ДАР», благотворительных акций «Подари тепло детям» для воспитанников детских домов, участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, совместных походах в театр, музеи, на квесты. В нерабочей обстановке легче и узнать человека, и раскрыться ему самому как личности, коллеге, партнеру. Тем более сотрудники центра — открытые, ответственные, оптимистичные, готовы к диалогу и работе в команде, в состав которой входят одиннадцать девчат. Рабочие места пяти методистов находятся в Анжеро-Судженском (Н. В. Доброногова), Беловском (М. Л. Долженко), Ленинск-Кузнецком (Н. Т. Ры-лова), Междуреченском (Н. Г. Хвалевко), Прокопьевском и Киселевском (Н. В. Козырева) городских округах. Это люди, которые широко известны за пределами «собственной квартиры» и обладают большой «информационной ценностью», выступая «проводниками» профориентационных идей федерального и регионального уровней.

Непосредственно в институте с момента создания центра работают Е. В. Понамарева

НАШ ИНСТИТУТ

и Н. В. Осипова. Когда мы решили взять у представителей «новой волны профориентации» интервью, то коллеги ответили: «Мы скромные и не любим говорить о себе». Но разве скромность уже перестала быть достоинством?! Они не только кураторы курсов, высокопрофессиональные специалисты, исследователи, но и рукодельницы, покорители гор и рек. Метафора «человек-оркестр» относится к двум Владимировнам: Елене и Наталии.

Путь от молодого специалиста до молодого наставника прошла в институте Диана Валерьевна. Искусство многое знать и во многом преуспевать характерно для Д. В. Траут. Год назад в ряды методистов вступила А. А. Пфетцер. Можно сказать, что Алена Алексеевна стояла у истоков портала «Профориентир», осваивая роль контент-менеджера. Являясь с Дианой Валерьевной яркими представительницами современного поколения новаторов, коллеги вносят новые тенденции в реализацию профориентационной работы и постинтернатного сопровождения. У методиста Е. А. Доренбуш в настоящее время проходит социальная и профессиональная адаптация в условиях центра. Отсутствие стажа работа в КРИРПО ничуть не умаляет ее достоинств как успешного человека и профессионала.

Антрополог Маргарет Мид однажды сказала: «Нет никаких сомнений в том, что небольшая группа думающих и увлеченных граждан способна изменить мир. Именно это всегда и происходило в истории» [2]. Характеризуя команду центра, я согласна с М. Мид, считая, что развивать

региональную, муниципальную системы профориентации невозможно в одиночку, действовать нужно сообща. С такой командой можно изменить, преобразовать, модернизировать и украсить мир, имя которого — профориентация.

И если мне как начальнику задать вопросы о центре, то ответы на них способны вас удивить. Они могут совершенно не касаться нашей работы, новых технологий, института, который за шесть лет стал для нас домом. Они будут сводиться к людям. Считаю, что каждый из нас должен сам решить, с кем он желает работать и как сделать мир таким, чтобы было приятно в нем жить, созидать и доверять.

У нашего института прекрасное будущее! Ведь здесь работают, творят, прекрасные сотрудники, контакторы, медиаторы, педагоги, менеджеры, игротехники, психологи, биологи, филологи, историки, коучи, методисты, для которых КРИРПО — это площадка для диалога и прорыва, а центр — это профориентационный нетвор-кинг, одно из правил которого: «Вы не сможете радоваться жизни, если не любите свою профессию, работу, команду!».

1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — М. : ФИРО; Перо, 2014.— 38 с.

2. Феррацци К. Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 344 с.

БИБЛИОТЕКА КРИРПО: 15 ЛЕТ СПУСТЯ...

Т. А. Чекалина, кандидат педагогических наук, заведующая библиотекой Кузбасского регионального института развития профессионального образования Н. В. Сушенцова, методист библиотеки

Юбилей — это значимое событие, позволяющее всесторонне оценить пройденный путь и наметить приоритетные направления дальнейшего развития.

История развития и становления библиотеки неразрывно связана с созданием Кузбасского регионального института развития профессионального образования. 2002 год — год основания КРИРПО и год организации библиотеки. Весь библиотечный фонд располагался в небольшой комнате площадью 38,6 кв. м. На сегодняшний день общая площадь библиотеки — 132,3 кв. м.

Т. А. Чекалина Н. В. Сушенцова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.