Научная статья на тему 'Практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании'

Практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании»

ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Т. Н. Повесина, методист лаборатории социального партнерства ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

З. И. Черноусова, методист деканата ФПКиПРПО

В период модернизации экономики страны и системы образования значительно возрастают требования к профессиональной компетентности педагога в свете запросов работодателей к квалификации специалиста. Новые социальные условия выдвигают и новые педагогические задачи. В сегодняшней реальности образовательные организации профессионального образования должны проявить активность при установлении, поддержании и развитии государственно-частного партнерства.

Курс повышения квалификации по теме «Практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании» как раз нацелен на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам развития государственно-частного партнерства в профессиональном образовании, на распространение положительного опыта социального партнерства среди профессиональных образовательных организаций Кемеровской области. В 2015/2016 учебном году в ГБУ ДПО «КРИРПО» такой курс был адресован заместителям директора по учебно-производственной работе, мастерам производственного обучения, преподавателям общепрофессиональных и профессиональных дисциплин по строительной и металлургической отраслям.

Формированию профессиональных компетенций слушателей способствовали следующие факторы:

- использование преподавателями-лекторами современных педагогических технологий;

- сочетание теории и практики;

- деятельностный подход к организации образовательного процесса;

- использование разных форм работы: индивидуальных, групповых, фронтальных.

Во время обучения педагогические работники прослушали лекции, посвященные изучению рынка труда, требований работодателей к качеству подготовки рабочих кадров и специалистов; современному состоянию и перспективам государственно-частного партнерства; особенностям дуальной системы подготовки специалистов; нормативно-правовой базе взаимодействия образовательных организаций с государствен-

Т. Н. Повесина З. И. Черноусова

но-частными партнерами; развитию профессиональных компетенций обучающихся через участие в конкурсном движении WorldSkills, новым подходам к системе наставничества, оценке результатов обучения на основе ФГОС в соответствии с требованиями работодателей; особенностям участия работодателя в экзамене квалификационном по профессиональному модулю; внедрению профессиональных стандартов в образовательный процесс ПОО и учету единиц профессионального стандарта при разработке вариативной части образовательных программ.

Программа курса практико-ориентирован-ная, поэтому включала прохождение стажировки в виде выездных тематических занятий на базе ресурсных центров профессиональных образовательных организаций ГАПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» им. В. И. Заузелкова, ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум». Познавательным оказался опыт работы ГАПОУ Куз-ТАГиС, который является ресурсным центром по подготовке специалистов для строительной отрасли. Н. П. Негадаева, заместитель директора по научно-методической работе ГАПОУ Куз-ТАГиС, представила положительный опыт взаимодействия с государственно-частными партнерами по реализации образовательных программ, соответствующих запросам работодателей, участия техникума в конкурсе WorldSkills. Особый акцент Наталья Петровна сделала на оценке качества профессионального образования, прохождении процедуры профессиональ-

но-общественной аккредитации образовательных программ.

Одним из социальных партнеров техникума является фирма Bosch, которая полностью оборудовала кабинет стендами и техникой. Слушатели имели возможность увидеть сварочный полигон, полигон строительных и отделочных работ, а также попробовали поработать на современном виртуальном тренажере сварщика Soldamatic. Д. А. Пуряев, руководитель центра дополнительного образования, представил вниманию современные строительные технологии фирмы «ТехноНИКОЛЬ», компьютерные программы, электронную базу по строительным технологиям и отделочным материалам, которую он создал сам и использует на занятиях.

Н. В. Казанцева, руководитель ресурсного центра ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» им. В. И. Заузелкова, подробно остановилась на подготовке рабочих кадров и специалистов в соответствии с требованиями работодателей.

В 2015 году в ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» им. В. И. Зау-зелкова состоялось открытие специализированного кабинета теплотехники и гидравлики, оборудованного современным учебно-лабораторным комплексом «Система теплоснабжения с независимой схемой отопления», спонсором оснащения которого явился социальный партнер «Сибирская генерирующая компания». С помощью современного дорогостоящего оборудования обучающиеся смогут изучать принципы работы системы теплоснабжения не только в теории, но и в ходе практических занятий.

Деятельность ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» направлена на достижение качества подготовки специалистов, которое обеспечивается корректировкой образовательного процесса, содержания и форм оценки учебных достижений обучающихся в согласовании с работодателями.

ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» является ресурсным центром по подготовке специалистов для металлургической отрасли и тесно сотрудничает с социальным партнером ОАО «ЕВРАЗ-ЗСМК». Результаты данной работы:

- ежегодно совместно формируется заявка на подготовку кадров в количественном составе профессий и специальностей по очному, заочному и вечернему обучению;

- рабочие программы производственного обучения, темы дипломных, производственные задания в конкурсах профессионального мастерства согласовываются с главными специалистами структурных подразделений ОАО «ЕВРАЗ-ЗСМК»;

- обучающимся выплачиваются стипендии имени первых директоров: ЗСМК — Л. С. Клима-сенко, НКМК — А. Ф. Кузнецова;

- осуществляется подбор и оценка выполнения практического задания в конкурсах профессионального мастерства по всем профессиям техникума;

- специалисты предприятия принимают участие в работе жюри областной олимпиады профессионального мастерства по слесарной практике;

- создан участок стажировки для студентов после прохождения сплошной и преддипломной

практик до получения диплома. После получения диплома студенты, проходившие оплачиваемую сплошную и преддипломную практики, переводятся на специально созданные временные рабочие места на участке стажировки до получения вакансии в штатном расписании;

- социальные партнеры принимают участие в работе аттестационной комиссии на итоговой аттестации выпускников;

- по результатам года награждают лучших по профессии в каждой учебной группе с вручением ценного подарка от ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК»;

- социальные партнеры проводят стажировки для преподавателей общепрофессионального, профессионального учебных циклов и мастеров производственного обучения в структурных подразделениях комбината с выдачей сертификата.

- социальные партнеры выделяют средства на реконструкцию сварочных мастерских и приобретение сварочных постов.

Педагогический коллектив ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» представил проект и начало работы по открытию инновационной лаборатории по сварочному производству, продемонстрировал материально-техническое оснащение лабораторий, учебных мастерских и полигонов.

В рамках курса состоялась экскурсия на учебно-производственный участок НОУ «РЦПП ЕВ-РАЗ-Сибирь», состоящего из полигонов: машиниста крана, стропальщиков, заплечиков, водителей погрузчиков, газорезчиков, электрогазосварщиков, слесарей-ремонтников, электроремонтников высоковольтного оборудования. На встрече с работодателями особое внимание

было уделено новым подходам повышения качества подготовки выпускников в совместном взаимодействии ПОО и государственно-частных партнеров. Общение показало заинтересованность работодателя в подготовке высококвалифицированных специалистов на основе дуальной системы обучения.

Во время курсов для слушателей были организованы индивидуальные консультации в профессиональных образовательных организациях по профилю подготовки с учетом индивидуальных запросов.

С целью обмена опытом на консультациях был представлен пакет планирующей документации по разработке образовательных программ, рабочих учебных планов по профессии, специальности и взаимодействию ПОО с государственно-частными партнерами.

Слушатели высоко оценили работу ресурсных центров, опыт эффективного взаимодействия образовательных организаций с государственно-частными партнерами, который позволяет повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» выражает благодарность руководству профессиональных образовательных организаций С. Н. Нифонтову, Д. К. Дадашову, Е. П. Корнееву, В. Г. Жукову за предоставленную возможность проведения курса повышения квалификации на базе ресурсных центров в режиме стажировки и желает дальнейших успехов в развитии сотрудничества с социальными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.