Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы в техникуме через метапредметный подход в обучении'

Организация самостоятельной работы в техникуме через метапредметный подход в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы в техникуме через метапредметный подход в обучении»

• ответы на контрольные вопросы;

• аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);

• составление терминологического словаря по теме;

• составление портфолио документов;

• подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

• подготовка рефератов, докладов;

• составление тематических кроссвордов и другое.

Для формирования компетенций:

• решение задач и упражнений по образцу;

• решение вариативных задач и упражнений;

• выполнение чертежей, схем;

• выполнение расчетно-графических работ;

• решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, проблемных ситуаций;

• подготовка к деловым играм;

• проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

• анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;

• проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме;

• подготовка курсовых и дипломных работ (проектов).

Реализации самостоятельной работы в техникуме способствуют следующие условия:

• современная материально-техническая база;

• соответствующее теоретическое, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение;

• соблюдение интересов работодателей и техникума, а также учет потребностей обучающихся в самореализации;

• система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.

Проведенный среди обучающихся техникума опрос о самостоятельной работе показал:

• самостоятельная работа способствует повышению и закреплению знаний по дисциплине или модулю — 60 % респондентов;

• 30 %% — указали, что самостоятельная работа способствует повышению умений работы с различными видами информации;

• 10 %% — отметили, что самостоятельная работа позволяет выбрать тему для научно-исследовательской работы.

Необходимо отметить, что самостоятельная работа играет значительную и определяющую роль в повышении уровня учебно-познавательной мотивации обучающегося.

Сегодня изменения, происходящее в мире, заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Большое внимание уделяется умению человека адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающего мира. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы хоть в некоторой степени быть успешным. Поэтому одной из главных задач образования является формирование у обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИКУМЕ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

М. В. Неверова, преподаватель физики ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум»

Самостоятельная работа обучающихся организаций среднего профессионального образования непосредственно связана с идеей целенаправленности образовательного процесса, при котором общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК) задают высший, обобщенный уровень умений и навыков обучающегося. При этом, на наш взгляд, наиболее эффективна организация самостоятельной работы через метапредметный подход в обучении. Известный и широко распространенный в 1918 году метод проектов не что иное, как зарождающееся метапредметное обучение.

Метапредметы — это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных дисциплин. Цель метапредметного подхода — обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым обуча-

ющимся в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы социального опыта. В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить, — это творческое мышление [1]. Метапредметный подход предполагает, что обучающиеся не только овладевают системой знаний, но и осваивают универсальные способы действий и с их помощью смогут самостоятельно добывать информацию о мире, обществе и профессии.

Метапредметный подход при организации аудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «физика» включает в себя универсальные учебные действия, которые призваны обеспечить овладение обучающимися ОК и ПК. Перечислим основные.

1. Познавательные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

- общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.);

- логические (анализ, синтез, доказательство, выбор оснований и критериев для сравнения и др.);

- постановка и решение проблемы [2].

2. Коммуникативные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и обучающимися (создание сайта «Генератор интересных мыслей и творческих идей» (ГИМиТИ), обсуждение плана мероприятий центра учебных проектов (ЦУП));

- постановка вопросов при подготовке семинаров, диспутов и конференций: «Боль и мужество Чернобыля», «Биологическое действие радиационных излучений», «Физика в профессии»;

- создание и разрешение конфликтных учебных ситуаций, решение которых происходит при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы: экспресс-конфликт «Три яблока, которые изменили мир», диспут по теме «Вечный двигатель»;

- управление сотрудничеством обучающихся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, научно-исследовательской работы «Ё-мобиль как альтернатива автомобилю с двигателем внутреннего сгорания»;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при органи-

зации внеаудиторной реферативной деятельности «Плюсы и минусы современных двигателей внутреннего сгорания», «Влияние электромагнитных полей на организм человека в быту и в профессии».

Метапредметное содержание, по А. В. Хуторскому, «есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». Метапредметы (по Ю. В. Громыко) — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности [3; 4]. Метапредметный подход при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы содержит три этапа:

- промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебной дисциплины «физика»;

- переоткрывание процесса возникновения того или другого знания через несколько учебных дисциплин, принцип бинарности учебной дисциплины «физика» с другими спецдисциплинами: электротехникой, технической механикой, материаловедением.

При организации аудиторной самостоятельной работы по специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» изучение физики акцентируется на ассоциативном восприятии того или иного природного явления или процесса, на установлении связи между мета-предметами, на активизации мыслительной деятельности обучающегося через взаимосвязь ключевого понятийного аппарата физических явлений.

На уроке по теме «Внутренняя энергия» после выяснения, что внутренняя энергия зависит от абсолютной температуры, предлагаю обучающимся самостоятельно установить связь между метапредметами «температура» и «темпераментом», опираясь на уже известные знания обучающихся по учебным дисциплинам «русский язык», «обществознание», «химия». И казалось бы, не связанные между собой понятия в ходе метапредметного обучения становятся логически понятны.

Изучение темы «Смачиваемость и несмачиваемость» начинаем с выполнения творческого эскиза разными красками. Путем сравнения выполненных работ начинаем выяснять причины различия эскизов, постепенно накапливая знания о свойствах поверхностей материалов и о межмолекулярном соединении веществ. В качестве изучаемых метапредметов выступают «вещество» и «поверхность» и, соответственно, затрагивается учебный материал материаловедения и химии.

На наш взгляд, организация внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы через ме-тапредметное обучение способствует формированию в сознании обучающихся единства мира, складываемого из отдельных предметных областей наук. Молодые люди приобщаются к мысли, что все процессы в природе, обществе — единое, целостное явление. В ходе изучения ме-тапредметов обучающийся осваивает сразу два типа содержания: содержание предметной области и деятельность. Умение мыслить, понимать и сообразно этому действовать — один из ос-

новных мотивов метапредметного обучения при выполнении самостоятельных работ.

1. Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведе-ние». — Черноголовка, 1993. — 70 с.

2. Пермский педагогический журнал. — Режим доступа: суЬег1ептка.ш/аШс1е/п/1г^ар^1Т1е^уу-podhod-k-obucheniyu-v-praktike-raboty-gimnazii.

3. Хуторской А. В. Метапредмет «Числа». — Черноголовка, 1994. — 68 с.

4. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». — М., 1998.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Л. С. Лямкина, преподаватель ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум»

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Особенность преподавания общеобразовательной дисциплины, русского языка, в техникуме — это обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать рождает у обучающихся желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно мыслящими. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Актуальность этой темы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство,восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Успех достижения целей и задач во многом зависит от правильно организованной самостоятельной работы с обучающимися.

Известно множество видов самостоятельной работы, которые каждый из преподавателей применяет эффективно в своей деятельности. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высоко-

культурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий — самостоятельных работ — приобретает характер проблемно-поисковой деятельности, а именно: через аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу на уроках русского языка.

Самостоятельную работу на уроках русского языка в системе СПО правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Основополагающим требованием общества к современному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.